Царь, хорошо понимая, как много он потерял с кончиной столь знаменитого мужа, назначил для его погребения такой же великолепный церемониал, как и тот, с которым хоронили Лефорта. Солдаты трех гвардейских полков с грустными лицами, при унылых звуках труб и барабанов, имея среди себя царя, занимавшего обычное место в своем полку, проводили гроб генерала; похороны сопровождались выстрелами из двадцати четырех пушек большого размера, так что приходилось сомневаться, было ли это заявление печали или радости. По приказанию царя совершено было священнослужение, и императорский миссионер Иоанн Берула произнес надгробную речь, накануне царевич [Алексей] с Натальей, любимой сестрой государя, слушали церковную службу в католическом храме. Годового содержания выдавалось Гордону тоже 1000 рублей. Адам Вейд, уроженец Москвы, из немцев, получив отвращение к обычным занятиям лекарей, определился в военную службу. Побуждаемый желанием достигнуть счастья, сделаться известным государю и заслужить его милость, Вейд без чужой помощи изучил по книгам искусство подводить мины. Он подвел мины, с согласия государя, при осаде Азова, но судьба злобно насмеялась над старательным трудом Вейда и его минами: взрыв этих мин повредил одним лишь царским солдатам, и несколько сот человек, карауливших вал, взлетели на воздух. В должности главного начальника стражи Вейд был отправлен гонцом к императорскому двору с донесением об имеющем прибыть туда новейшем Великом московском посольстве. Вейд находился при царских войсках и принимал участие в их походе в то время, когда светлейший принц Евгений, герцог Савойский, полководец августейшего императора, разбил наголову при Зенте, около Тисы, турецкое войско. Вейд сам не может достаточно выразить, сколь обширные приобрел он сведения по военной науке в этой школе стольких героев и храбрых воинов. Он гордится тем, что светлейший Евгений, готовясь к битве с неприятелем, спрашивал по врожденной ему доброте и вниманию также совета и у него, Вейда. В бытность нашу в Москве Вейд произведен в генерал-бригадиры, каковой чин, быть может, соответствует чину главного начальника стражи. Рассказывают, что по смерти обоих генералов, Лефорта и Гордона, Вейд старался получить место военачальника. И ему довелось вынести на себе громовые удары гневного Зевса Вейд никогда не забудет, какой непостоянной и переменчивой показала себя в Воронеже против него судьба, для того чтобы научить его сносить с твердостью как счастье, так и несчастье.

http://sedmitza.ru/lib/text/439290/

Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. С того времени, как начали бояться их, Петр и прочие апостолы творили больше чудес. «Пребывали в притворе Соломоновом». Пребывали апостолы уже не в доме, но в храме. Так как Лука сказал  «в притворе Соломоновом», то, чтобы ты не удивлялся, каким образом дозволяла это толпа, он говорит, что  «никто не смел пристать к ним, а народ» иудейский «прославлял»  апостолов. «Выносили больных на улицы». При Христе не было того, чтобы больные получали исцеления на улицах и от тени. А если  «никто не смел пристать к ним», то каким же образом совершается в этом случае исцеление? Это было делом Того, Кто сказал:  «Верующий в Меня дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит»  (Ин 14:12). Со всех сторон возрастало удивление апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцеленных, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди, и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни. Да, это удивление проистекало не только из чудес, но и потому, что самая жизнь и добродетели этих мужей были великие и поистине апостольские. Деян 5:17–25. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого. Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило. Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Глава 4 Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5–12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 – 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 – 31). Внутреннее состояние первенствующей Церкви (32–37) Деян.4:1 .  Когда они говорили к народу, к ним при­ступили священ­ники и начальники стражи при храме и саддукеи, Деян.4:2 .  досадуя на то, что они учат народ и про­поведуют в Иисусе воскресе­ние из мертвых; Деян.4:3 .  и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер. «Когда они говорили», следовательно, речь Апостолов была «прервана» священниками. «Приступили священники и начальники стражи», ο ιερες κα ο στρατηγς το ιερο... Определенные члены греческого подлинника указывают здесь на определенных священников, проходивших в ту неделю чреду служения при храме (ср. Лук. 1, 8 ). Священники вступаются здесь из досады на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного уполномочения, учат народ во храме. «Начальник стражи», состоявшей из Левитов и наблюдавшей за благочинием, тишиной и порядком в храме, особенно во время богослужения. Это был тоже священник. «Саддукеи» – участвуют во взятии Апостолов из досады на их учение о воскресении мертвых, коего они, как известно, не признавали. Хотя в качестве «первой» меры против нарушения апостолами спокойствия в храме было вполне достаточно простого устранения их из храма или просто запрещения говорить, – однако, на деле видим гораздо большее. Священники и прочие, пришедшие с ними, «наложили» на Апостолов «руки» и «заключили под стражу до утра». Это заставляет думать, что деятельность и личность Апостолов уже обратили на себя беспокойное внимание властей, и последнее событие во храме послужило лишь достаточным поводом к представлению их на высший суд. «Уже был вечер». Апостолы шли на молитву в час 9-ый (по нашему третий пополудни). Значительное время могло пройти между исцелением хромого и речью Петра к народу, пока разгласилось чудо и сбежался народ. Могла затянуться и самая речь Петра, быть может, изложенная дееписателем лишь в краткой своей сущности. Понятно отсюда, что и взятие апостолов произошло в такое время вечера, когда Синедрион было бы трудно собирать, да и излишня была такая спешность: достаточно было сделать то, что было сделано – заключить под стражу до утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Заключение свв. Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1-4). Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу (5-22). Молитва апостолов и ниспослание верующим благодати Св. Духа (23-31). Взаимная любовь членов первой христианской общины (32-37). Заключение апостолов Петра и Иоанна в темницу (4:1-4). Раздраженные проповедью св. Петра священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили Апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер. Священники досадовали на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного полномочия, учат народ, начальник стражи досадовал на то, что стечением народа нарушается благочиние, саддукеи же были раздражены тем, что Апостол учил о воскресении мертвых, которое они отвергали. Они прервали речь Апостола, " возложив на них руки, " конечно, не без распоряжения синедриона. Так как было уже поздно и спешить с созывом синедриона для суда над Апостолами не было большой надобности, то их посадили в темницу - " отдали их под стражу " - до утра. В то время как представители иудейской иерархии отнеслись к Апостолам так враждебно, простые люди так были увлечены речью Апостола, что уверовало великое множество - около пяти тысяч. Уверовали они, как подчеркивает Дееписатель, не ради собственно чуда, но убежденные словом Апостола. К этому подготовило их, вероятно, все то, что совершали Апостолы и до тех пор со дня Пятидесятницы, и вся необыкновенная жизнь первых христиан, стяжавшая им общее уважение и любовь. апостолов в синедрионе (4:5-22). На следующий день собрался синедрион. Это, как видно, было формальное и полное собрание синедриона, так как дело Апостолов было сочтено важным. Тут заняли свои места и отставной первосвященник Анна, или Анан, и Каиафа, осудивший Господа Иисуса Христа, и еще неизвестные в истории Иоанн и Александр, члены рода первосвященнического, имевшие в то время, видно, силу в синедрионе, может быть, как родственники первосвященников.

http://sedmitza.ru/lib/text/430517/

Заключение святых Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1-4). Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу (5-22). Молитва Апостолов и ниспослание верующим благодати Святого Духа (23-31). Взаимная любовь членов первой христианской общины (32-37). Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (4:1-4) Раздраженные проповедью святого Петра священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили Апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер. Священники досадовали на то, что Апостолы, не имея, по их мнению, законного полномочия, учат народ, начальник стражи досадовал на то, что стечением народа нарушается благочиние, саддукеи же были раздражены тем, что Апостол учил о воскресении мертвых, которое они отвергали. Они прервали речь Апостола, «возложив на них руки», конечно, не без распоряжения синедриона. Так как было уже поздно и спешить с созывом синедриона для суда над Апостолами не было большой надобности, то их посадили в темницу — «отдали их под стражу» — до утра. В то время как представители иудейской иерархии отнеслись к Апостолам так враждебно, простые люди так были увлечены речью Апостола, что уверовало великое множество — около пяти тысяч. Уверовали они, как подчеркивает Дееписатель, не ради собственно чуда, но убежденные словом Апостола. К этому подготовило их, вероятно, все то, что совершали Апостолы и до тех пор со дня Пятидесятницы, и вся необыкновенная жизнь первых христиан, стяжавшая им общее уважение и любовь. Допрос Апостолов в синедрионе (4:5-22) На следующий день собрался синедрион. Это, как видно, было формальное и полное собрание синедриона, так как дело Апостолов было сочтено важным. Тут заняли свои места и отставной первосвященник Анна, или Анан, и Каиафа, осудивший Господа Иисуса Христа, и еще неизвестные в истории Иоанн и Александр, члены рода первосвященнического, имевшие в то время, видно, силу в синедрионе, может быть, как родственники первосвященников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Такой, несомненно, была " стража при храме " , т.е. стража, охранявшая иерусалимский храм и наблюдавшая за порядком на дворе храма и в притворах его. Языческой стражи здесь не могло быть, а между тем эта " стража при храме " представляла из себя военный отряд, и ею заведовал особый военный начальник (Деян. IV, 1; V, 24, 26). Из иудеев же, несомненно, была избрана и военная стража при царе Ироде. На это ясно указывает весьма замечательный факт из книги Деяний апостольских (XII, 1-4) о заключении царем Иродом в темницу апостола Петра с повелением четырем четверицам воинов стеречь его. Апостол чудесно спасся из темницы, и царь Ирод, поискав его и не нашедши, судил стражей и велел казнить их (XII, 19). Казнить римского солдата Ирод, понятно, никогда бы не посмел. Очевидно, его воины были набраны из иудеев. Само собой разумеется, что римская власть не могла допустить произвольного увеличения иудейской военной стражи, и потому состав ее, несомненно, был ограничен. Но эта стража и назначалась только для исполнения административно-полицейских обязанностей при обычном течении жизни. В тех исключительных случаях, когда можно было опасаться за спокойствие целого города или даже целой провинции, обыкновенно вмешивалась в дело римская власть и употребляла в дело свою собственную военную силу. Так, например, тысяченачальник Клавдий Лисий вмешался в дело апостола Павла, потому что до него дошла весть, что весь Иерусалим возмутился (Деян. XXI, 31). Таким же образом римская власть забрала в свои руки и разбойника Варавву, потому что он произвел в городе возмущение (Лук. XXIII, 19). В этих случаях захваченные заключались уж не в народной темнице, куда заключали своих узников царь Ирод и первосвященники (Деян. V, 18), а в тюрьме при крепости, занимаемой римским гарнизоном (Деян. XXII, 24). Спаситель был захвачен в саду Гефсиманском иудейской военной стражей, именно – стражей при храме, отряд которой в то время был на всякий случай усилен толпой служителей от первосвященников, старейшин и книжников (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

При взятии Павла под стражу, 1000-начальник допрашивал его, не он ли тот египтянин, который незадолго перед сими днями произвёл возмущение и вывел в пустыню 4000 сикарей (=разбойников: sicarius есть, собственно, тайный убийца, вооружённый кинжалом, кинжальщик). И. Флавий (Древн.. 20:8,6; Иуд. Война, 2:13,5) упоминает о явлении этого египтянина, рассказывая, что он со своими приверженцами взошёл на гору Елеонскую, обещая показать им, как стены иерусалимские падут по одному его слову; но правитель Феликс разбил его шайку, убив 400 человек и захватив до 200 человек. Сам возмутитель бежал в пустыню. По словам Флавия, у египтянина было до 30000, а 1000-начальник говорит только о четырёх тысячах – очевидно, о тех, которые были на Елеонской горе. При появлении Павла начальник стражи, вероятно, сначала подумал, что это возвратился тот египтянин; и потому спросил: не ты ли тот египтянин? Рассказ Флавия вполне подтверждает действительность рассказанного в книге Деяний события. Апостола Павла схватили, как нарушителя отеческих законов, проповедующего против народа иудейского и Закона, и святого храма ( Деян.21:28 ). В опровержение сего апостол, говоря по-еврейски, сказал о своём происхождении от евреев и о своём воспитании в Иерусалиме у ног Гамалиила, члена синедриона, знаменитого учителя и охранителя веры, известного всем в Иерусалиме, указал на свой предшествующую жизнь, небезыизвестную даже первосвященнику, от которого он имел и письма к живущим в Дамаске, куда отправился было для преследования исповедующих имя Христово; но тут-то на пути к Дамаску он увидел Господа, призвавшего его к Себе, и стал христианином. Апостол о сем событии рассказывает подробно, внося в рассказ некоторые частные черты, еще более подтверждающие и истинность события и значение его для бывшего гонителя Христова; упоминает и о другом неизвестном нам случае явления Господа ему в храме иерусалимском, когда Господь повелел ему идти с проповедью к язычникам. Последние слова апостола снова возбудили негодование слушавших его иудеев, и они в неистовстве кричали, бросая вверх одежды и пыль и требуя смерти апостола. Речь апостола имела целью доказать, что он иудей и строгий исполнитель Закона, что он жил и действовал всегда сообразно с тем, что всякий иудей считал законным и справедливым, что наконец и в последнем случае, переходя на сторону христиан, он действовал по особенным черезвычайным откровениям Божиим, не разрывая связи с иудейством. Он приходит в храм и молится с иудеями, и тут получает новое откровение Господа. Если он идёт к язычникам, то по повелению Господа. Иудеи возмущаются против него, конечно, больше всего потому, что он своё служение среди язычников объявляет совершающимся по повелению Божию, забывая о таковом же служении своих знаменитейших пророков Исаии, Ионы, Даниила и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Еще подробнее и решительнее говорит об этом апостол Павел.  Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божий служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. XIII, 1-7). Апостол Иуда предсказывает печальную судьбу и тяжелое наказание тем, кто отвергает начальства и злословит высокие власти (Иуд. I, 8). Однако все эти правила требуют повиновения светской власти в исполнении гражданских обязанностей и повинностей (подать, оброк, честь). Когда же дело касается вопросов совести и религиозных обязанностей, то здесь дело обстоит несколько иначе. В Деяниях святых Апостолов передается следующий случай: когда апостолы Петр и Иоанн при входе в храм Иерусалимский исцелили человека, хромого от рождения, тогда это чудо привлекло общее внимание всех собравшихся в храме и, пользуясь этим обстоятельством, апостол Петр обратился к народу с проповедью о Христе Спасителе.  Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер... На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники... И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. IV, 1-3, 5, 18-20). Проповедь о Христе продолжалась с прежней настойчивостью. Апостолы, исполненные Духа Святого, говорили слово Божие с дерзновением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Или, если перевести буквально, «ныне в ваших ушах исполнилось это Писание». То есть через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения: пленных, слепых, измученных, глухих, всех! Смысл таков: где с верой принимается спасительное Слово Жизни в Благой Вести Иисуса Христа, там начинается эсхатологическое спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества. Евангелист Лука и в своем Евангелии, и в Книге Деяний святых Апостолов придает очень большое значение этой всегда современной, справедливой и сегодня действенности Слова Божия. Спасение у него всегда в самом общем виде характеризуется как освобождение! Свидетели Слова Господа, а главное, — Его исцеляющих деяний — знают, что вместе с пришествием Иисуса и вместе с той властью, которая Ему дана, Бог открыл в мире новую эпоху, новый век, новую Жизнь, обещанное мессианское время спасения. Будучи историком, Евангелист Лука в своем двухтомном труде изображает распространение спасительного Слова Жизни от Иерусалима «во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Сегодняшнее чтение свидетельствует нам о первых шагах этого Слова. В предельно кратких словах перед нами открывается замечательная картина состояния дел в первохристианской Церкви. Мы узнаём, где встречалась Церковь. Апостолы собирались в Соломоновом притворе, в одной из больших галерей, окружавших Иерусалимский храм. Не забудем, что Дом Господень был для Апостолов самым святым местом на земле. Где как не в храме Царя должны были звучать слова Евангелия Его Царствия?! Но Господь Иисус некогда поучал Своих последователей: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10:24-25). Так Он предупреждал Своих учеников о том, что с ними может произойти то же, что произошло с Ним. Точно так же как Он должен был нести Свой Крест, так и каждый христианин должен нести свой. Иисус призывал Своих учеников делить с Ним не только Его славу, но и Его борьбу и Его страдания. И вот уже первые шаги Апостольской проповеди сопровождались не только великим успехом среди народа, но и ревнивой завистью противников Евангелия Христова. Не первый раз Апостолы помещаются под стражу. Незадолго до описанных в сегодняшнем чтении из Книги Деяний событий к Петру и Иоанну «приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых. И наложили на них руки, и отдали их под стражу». Вот и теперь арестованы были уже все Апостолы за то, что они возвещали Слово Жизни, в которую ввел Своих последователей Воскресший Христос. И не только возвещали Слово, но также совершали чудеса исцелений — знамения освобождающей силы новой Жизни во Христе. Весть об Апостолах распространялась не только в Иерусалиме, но и за его пределами. Множество больных и одержимых нечистыми духами получали исцеление. Второй арест Апостолов был неизбежен. Ведь синедрион запретил им учить людей именем Иисуса, а они публично нарушили этот запрет.

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

А сребреники, как цена крови, по совету первосвященников, не удостоены в казну церковную.«Понимаешь ли, — говорит св. Златоуст, — как они осуждаются своею совестью? Сами видят, что купили убийство, и посему не положили в корван». Но как победоносно и славно торжествует божественная святость Иисуса Христа у Пилата, при усильных обвинениях Господа от первосвященников, книжников и старейшин, при громких выкриках обольщенного народа, требовавших смерти Господу! Пилат знает, что Христа предаша зависти ради (Мф. 27, 18), и говорит народу иудейскому, их первосвященникам и начальникам: приведосте ми человека сего, яко развращающа люди: и се Аз пред вами истязав ни единые обретаю в человеце сем вины, яже нанъ вадите, ни Ирод послах бо Его к нему, и се ничтоже достойно смерти сотворено есть о Нем (Лк. 23, 14–15). Жена Пилата просит его не делать зла Иисусу Христу: ничтоже тебе и праведнику тому: много бо пострадах днесь во сне Его ради. Наконец Пилат после многократных объявлений пред всем народом об Иисусе Христе, что Он никакой вины не имеет, и свидетельствуя о святости Господа всенародно, умывает руки пред народом и говорит: не повинен есмь от крове праведного сего, вы узрите. Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, Его невинность и Божество. Наконец, для славы распятого следуют одно за другим страшные знамения, возвещавшие об искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Церковь глаголет:«Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висима, Христе, солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся». В храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8). Сотник и бывшие с ним для стражи при распятых, видя все происходившее, прославляют Бога и исповедуют распятого Христа: во истину Божий Сын бе сей. Впоследствии этот сотник, как говорит предание, совершил мученический подвиг за Иисуса Христа. И весь народ, сошедшийся смотреть распятых, возвращаетсяг бия себя в грудь и выражая свое заблуждение и сокрушение. Так велика была слава распятого и в состоянии Его крайнего унижения, среди самых страшных страдании и смерти Его! Так исполнились пророчественные слова Господа: егда вознесете Сына человеческого, тогда познаете, яко Аз есмь (Ин. 8, 28), т. е.«когда распнете Меня, — объясняет св. Златоуст, — и подумаете, что уже победили Меня: тогда особенно узнаете Мою силу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010