3 . Македоний также, с неисцелимым нечестием богохульствуя против Святого Духа, хотя и утверждал, что Отец и Сын имеют одну и ту же сущность (substantia), однако, называя Святого Духа творением, был виновен против всего Божества, так как невозможно нарушать что-нибудь [одно] в Троице без нанесения ущерба всей Троице. Фотин же сколько бы ни называл Богом Иисуса, Который родился от Девы, все же скверно измыслил, что вместе с началом человека [ Col. 17 ] было и начало Бога 16 . Аполлинарий же, без рассуждения воспринимая [Его как] действительно человека, соединенного с Богом, неправильно полагал, что человечество Его не имело души 17 , поскольку не меньшим заблуждением является как прибавлять несвойственное Господу Иисусу Христу, так и отнимать свойственное. Ибо то, что о Нем говорится не так, как есть в действительности, даже если из стремления воздать Ему честь, [ Col. 18 ] является преступлением. 4 . Таким образом, каждая в отдельности ересь производит другую ересь по своему подобию, все же они, [каждая] со своей стороны, отличаются друг от друга, однако же все учат противному вере. Недавно, то есть в наши дни, также возникла ядовитая ересь 18 (239) из великого города Белигара 19 , и мы увидели, что неизвестна она только по имени, но известна заблуждением, [ Col. 19 ] потому что вместе с новой главой 20 выросла из древнего рода евионитов. И весьма сомневаемся, как следует называть ее – древней или все же новой. Ведь новая она поборниками, но древняя – заблуждениями. 5 . Ибо она хульно объявила, что Господь наш Иисус Христос рожден всего лишь человеком и что Он [лишь] впоследствии достиг славы и власти Божиих из-за человеческих заслуг, а не из-за [того, что Он был] Божественной природы. И что по причине того Он само Свое божество имел не в силу свойства соединенного с Собой божества, но потому, что заслужил его [лишь] впоследствии – как награду за труд и страдание. В особенности же [она заблуждается,] когда хулит, что Господь и Спаситель наш не Богом рожден, но Богом [ Col. 20 ] воспринят; увы, близка к этой ереси та, которая существует ныне 21 и ей как бы сестра и родственница. Она согласуется с евионитством настолько же, насколько и с этими новыми [заблуждениями], по времени же она 22 [находится] посередине между [ними] обоими, однако своей испорченностью связана и с теми, и с другими. И сколько бы ни было других, отличных от подобного тому, что мы уже назвали, слишком долго было бы все их упоминать. Ибо ныне мы беремся не за воспоминание для описания прошедших [заблуждений], но за опровержение новых. Глава 3. Проводит аналогию с заблуждением пелагиан

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«Иди и потому еще особенно, – скажет враг, – что радость и славу принесешь с собою родным своим, которых безжалостно покинул предаваться несносному сетованию. Ибо многие, и не бежав из отечества, среди родства своего достигли верха добродетели» 3 . Но кто вступлением в странническую жизнь облекается в порфиру скорбей и увенчивается надеждами на труды, тот верою, терпением и благодарением отразит восстающие внутри его бури сих помыслов. И чем более пронзают они сердце, заставляя возвратиться, тем паче будет возглашать им: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни» ( Пс. 54:8 ). Ибо укоризнами своими причиняют нам скорби и льстиво убеждают возвратиться, чтобы, лишив принятого нами намерения, пресечь и благодарность, оказываемую в терпении, а таким образом с великою уже свободою шире и шире раскидывают сети свои даже и с помощию родных. Глава 3. Поэтому начинающий упражняться в добродетели пусть взвесит и угрожающую ей брань, чтобы, явившись без предварительного упражнения, как неготовому не быть отвлеченным от дела. Ибо похвально мужество добродетели и во время мира, но еще похвальнее доблесть ее при наставшей брани. Добродетель дает себя видеть не столько в том, что производит, но и в бедствиях, которые борются с нею. Бесстрастен тот, кто победил, пострадав во многих бранях, а тот страстен, кто говорит, что приобрел добродетель без брани. Сообразно с распоряжениями доблестного в трудах военачальника распоряжается и злоба противников. Сердце, у которого нет брани, лишается возможности оказать добродетель, потому что добродетель ( ρετ) есть имя, означающее деятельность, и производится от имени, означающего подвиги ( ριστει). Добродетель не ищет людской похвалы, не утешается почестию – этою матерью зол. Начало почести – человекоугодие, а конец ее – гордость. Кто домогается почестей, тот возвышает сам себя, а таковой не умеет перенести уничижения. Желание почести – мечта, и кто любит почесть, тот мечтает получить одобрение. Для тебя пусть будет почестию труд добродетелей, а бесчестием – желаемая похвала. Не ищет славы от плоти, кто низлагает с себя плотские страсти, взыскует же лучшего. Это и для тебя пусть будет славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

2. Заканчивающийся пастырский Год Библии помог нам лучше осознать одну существенную для каждого из нас истину: что Бог никогда не оставляет человека, что Он любит его даже тогда, когда тот отрекается от своего Творца. Возьмем, к примеру, евангельскую притчу о блудном сыне (ср. Лк 15, 11-32). Сын, живя распутно, растратил полагающуюся ему часть имения и, в конце концов, осознал, что согрешил против неба и своего отца и недостоин дальше называться его сыном. Он был даже готов стать наемником у своего отца. Полный сокрушения, он возвращается к отцу, который, и это следует подчеркнуть особо, не дает ему сказать этой последней фразы. Отец позволяет своему сыну высказаться лишь до слов: " я недостоин называться твоим сыном " , и тут же его перебивает, возвращая обратно в свою семью. Он распоряжается принести ему лучшую одежду и обувь, надеть кольцо на палец и приготовить для него пир. Свое поведение отец объясняет тем, что его пропавший, духовно мертвый сын, ожил и вернулся. Отец поступает именно так, а не иначе, потому что отцовство не снимается, оно всегда остается. 3.  " Deus caritas est " - " Бог есть любовь " (1 Ин 4, 16). Этими словами Папа Бенедикт XVI начинает свою первую программную энциклику, где раскрывает тайну любви Бога к человеку, тайну любви бесконечной и любви жертвенной. Здесь уместно вспомнить начало книги протопопа Аввакума, где он говорит о Предвечном Свете, вызывающем человека к бытию, о том, как Бог, обращаясь к Сыну, говорит: " Сыне, сотворим человека! " Сын на это отвечает: " Ей, Отче! " . На то Отец, раскрывая тайны будущего, говорит: " Да, но человек согрешит и отпадет от своего призвания, своей славы, и придется Тебе крестом его искупить " . Тогда Сын отвечает: " Пусть будет так, Отче! " . Т.е. Бог, творя человека, знал, что случится, и, тем не менее, его сотворил. Он знал, что Его любовь несет в себе оттенок креста, что в любви есть радость давать и радость получать, есть также, хотя и трагическая, но победоносная, радость креста, - как говорил почивший три года тому назад Митрополит Сурожский Антоний Блюм (ср. ОВ, с. 133-134).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

То, что предопределено было в Предвечном Совете Божества, не могло скоро совершиться на земле, которая в лице дочерей своих долго еще не представляла достойного чертога для воплощения Бога, и поэтому тайна соединения человека с Богом отлагалась в продолжение веков до времен будущих. Наконец Бог избрал праведных Иоакима и Анну, чтобы от них произошла та Жена, Которая достойна была принять и свято сохранить высочайшую тайну воплощения Сына Божия. Вхождением Своим во внутреннее святилище Богоотроковица положила начало приведению к Богу всех других сынов и дочерей человеческих: «Совет Предвечный превечного Бога во исполнение грядет, пред грядущей Ей воспитатися во Святая святых — в жилище Слова». Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете.(Мал. 3, 1)Что это был за храм, в который вошла отроковица Мария? Это был возобновленный правителем Зоровавелем после Вавилонского плена храм, который в отличие от первого храма, построенного царем Соломоном, назывался вторым. Он много уступал первому и по размерам, и по великолепию. Но между тем слава второго храма должна была воссиять более славы первого. Как должно было совершиться это прославление, было иудеям открыто через пророка: «Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Мал. 3, 1). С момента этого пророчества прошло четыреста лет, а Ангел Завета не приходил, и слава храма, и в начале-то невеликая в сравнении с храмом Соломоновым, не только не возвысилась, но почти совершенно упала. Здесь уже не было ни ковчега Завета, ни пророческих «урима и туммима», знаменовавших присутствие Божие, ни священного помазания! Через кого же, каким образом и когда воссияла эта предвозвещенная пророками слава? Мы теперь знаем, что через Господа нашего Иисуса Христа. Устрояя спасение людей Своих, Он избирает в «скинию» Себе чистую Деву и таким образом приготовляет мир и храм к спасительному обновлению. «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, — поет Церковь в праздник Введения, — днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангелы Божии: Сия есть селение небесное».

http://aquaviva.ru/journal/sovershennaya...

„Видно, Ей Самой неугодно было, чтобы разглашали о Ней и выставляли на показ тайну Ее жизни. Смирение было одним из главных и отличительных Ее качеств. Господь, по Ее собственным словам, призрел на смирение Ея ( Лк.1:8 ), когда избрал Ее послужить искуплению рода человеческого чрез восприятие от Нее пречистой плоти, и этому смирению Она не изменяла во все годы Своей жизни, как во дни скорби, так и во дни славы Своего Сына и Господа. И апостолы с благоговением относились к этому необычайному смирению величайшей из матерей, свято берегли ее желания и не хотели говорить о Ней, когда Она более всего любила молчание“ (Воскр. Чт. 1883 г.). Жен мироносиц было много, и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них, по своему усмотрению ( Лк.24:1–10 ; Ин.20:1 . Мих.). Вообще же явление Господа женам объясняется в синаксаре так: „Мария Магдалина с другою Мариею удостоилась первая явления воскресшего Господа. Так и надо было, чтобы тот пол, который впервые слышал: «в болезнях родиши чада твоя», прежде другого услышал и радостную весть“. Купили (купиша) ароматы, т. е. благовонные масти, какими, по обычаю Иудеев, намащали тела усопших. (Чит. в объясн. 3 ст. 14 гл. 46 ст. 15 гл.). Чтобы итти, помазать (да пришедше помажут) Иисуса. Несомненно, что и жены мироносицы не ожидали воскресения Господа, как и Апостолы ( Ин.20:9 ). По всей вероятности, они не знали того, что к гробу Господа была приставлена стража, и он опечатан. Мк.16:2 . И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, Зело заутра (весьма рано) воссиявшу солнцу (при восходе солнца). Евангелист Матфей повествует, что мироносицы пошли ко гробу весьма рано, когда еще только светало (на рассвете) и не было солнца ( Мф.28:1 ), а св. Марк говорит, что они пришли ко гробу, когда показались первые лучи его (при восходе солнца – возсиявшу солнцу). Это можно объяснить таким образом: Мироносицы пошли ко гробу очень рано, когда только начало светать и солнца еще не было, а пришли туда, когда уже солнце начало восходить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Истинность и праведность судов Божиих проявится двояко. Во-первых, потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим. Не вечно ей оказывать свое пагубное воздействие на мир, осудил ее Господь на вечную погибель. Грех пресечен. Во-вторых, Он взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Рука блудницы проливала невинную кровь рабов Божиих. Души убиенных вопияли о возмездии (6,10). Возмездие наступило–и души праведных возликовали и прославили Господа за праведное воздаяние. Как свою собственную скорбь воспринимали небесные ангелы скорби праведников. Как о своем собственном освобождении ликуют они теперь вместе с ними. О, чудное ликование небес! Ныне в немощах и скорбях. Ныне с надорванными и хриплыми голосами, ныне немые и глухие – тогда возликуют вместе с ангелами громким голосом как бы многочисленного народа! Ныне шум и крики многочисленного народа, не ведающего Бога, заглушают стройное пение верных – тогда пение многочисленного народа верных огласит вселенную своей ангельской красотой. Откр.19:3 И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. И вторично сказали: аллилуйя! Тем как бы подчеркивается: аминь, аминь – истинно так, и воссылают сугубую аллилуию Богу. И дым ее восходил во веки веков. Это подобно пророчеству Исайи: «И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее» ( Ис. 34:9–10 ). Десять царей разрушат Вавилон и сожгут его. И дым от его развалин перейдет в дым вечного огня геенских мучений. Так земной суд над Вавилоном будет уже окончательным и ознаменует собой начало Страшного суда. Подобное бывает и сейчас. Если человек еще при жизни окончательно и сознательно отворачивается от Бога, хуля Духа Святого и всякую благодать, то Господь попускает иногда еще на земле совершиться суду. И это – суд окончательный, знаменующий для этого человека начало вечных мук. За такого, говорит апостол Иоанн, не должно молиться ( 1Ин. 5:16 ). Вот пример: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян. 12:21–23 ). Так муки от этих червей перешли для Ирода в вечные муки геенны, «где червь их не умирает» ( Мк. 9:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Конечно, в сердца ваши закрадывается грусть при мысли о том, что Сан-Франциско, с перенесением архиерейской кафедры, как бы умаляется; но укажу вам, братие, пример того, как нужно относиться к подобным «умалениям». Вот – Предтеча Христов Иоанн Креститель. Вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя ему грехи свои. У него много учеников, он безбоязненно всем говорит правду; народ почитает его, сам царь Ирод боится его. Но вот, появляется Христос, и все идут к Нему, – Иоанна оставляют даже иные ученики его. У Иоанна, однако, нет места при этом для скорби и недоброжелательства: не может человек, говорит он, ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба; я – не Христос, но я послан пред Ним; имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась; Ему надлежит расти, а мне умаляться ( Иоан.3:27–30 ). Так и вам, братие, надобно не скорбеть по поводу умаления вашего града, а радоваться при возвышении другого града. Христос сказал: да радуется вкупе сеяй и жняй ( Иоан.4:36 ). Обычно пожинает плоды тот, кто сеет; но бывает и в мире духовном, благодатном, нередко, что сеет один, а плоды пожинает другой, но если первый – истинный христианин и действует ради Бога и добра, а не для своей славы, то он радуется, хотя бы плоды его делания пожинал и другой. Вот и вы сеяли семя православия в стране сей, положили начало церквам в Штатах, давали у себя пристанище Архиерею; теперь уже другие влекут его к себе, и вы не скорбеть должны, а радоваться, что послужили другим церквам на пользу. Итак, отпустите нас, братие, с миром. Мир оставляем и мы вам. Мир Божий да водворится в вас. Вместе со святым Апостолом умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы были единомышленны, не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Во времена Апостола в Коринфе христиане делились на партии по имени учителей и говорили: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин»; а у нас иногда делятся на партии по национальности: «я русский, я серб, я грек, а я сириец», и партийность эту хотят привнесть туда, где ей не место быть, – в Церковь Христову. Св. Апостол Павел вопрошает: «разве разделился Христос, разве Павел распят за вас, или во имя Павла вы крестились?» Так и вы, братие, помните, что во Христе несть Еллин или иудей, раб или свободь, но всяческая и во всех Христос. У всех у нас едина вера, едино крещение и един Бог; и посему не распри, не раздоры, не горделивое превозношение, не стремление преобладать, влиять и господствовать над другими, а единомыслие и любовь, смирение и готовность служить другим должны украшать церковную общину. Вам вскоре же представится возможность и случай проявить на деле любовь, согласие и содружество. Разумею дело строения у вас нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Событие Воскресения Христова делается началом присутствия Господа Иисуса в истории, которое никогда не прекратится. Присутствие Христово может стать моментом видения Господа и общения с Ним. Но, по самой сути своей, присутствие Господа Иисуса – суверенно. Никто не в силах приблизить Его к Себе, прикоснуться к Нему и увидеть Его собственным усилием. Присутствие Христово и общение с Ним отныне всегда дар благодати. Неслучайно, что одно из этимологических значений понятия «благодать» на латинском языке означает «коррупция». Ведь благодать подается даром и вопреки всякой формальной правде. Такая формальная правда существует в отношениях человека к человеку, но в событии Воскресения упраздняется в отношении человека и Бога. Слова Христовы, обращенные к Марии Магдалине – «не прикасайся ко Мне» — означают, что Иисус прежний – Учитель-Равви, доступный и присутствующий, предстоит ей новым образом. Воскресение – не возвращение. Это начало совершенно иного способа существования, ставшего реальностью во Христе и становящегося очевидностью в мире. Воскресший Господь славы, Грядущий к прославлению Вознесения Иисус Мессия, вскоре ниспошлет дар Духа на историю и общину. Тогда они сделаются местом постоянного непреложного присутствия Иисуса – «Господа Господствующих и Царя Царей» Апокалипсиса (ср. Откр. 17, 4). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 13 апреля, 2023 21 февраля, 2022 14 января, 2022 17 октября, 2021 3 августа, 2021 19 августа, 2020 18 мая, 2020 2 мая, 2020 26 апреля, 2020 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/voskresenie-vozvrashen...

Тайна креста, тайна страдания за имя Христово – вот условие стяжания Царствия Божия Крест – вот основа христианства, основа Церкви, сила, побеждающая мир и мироправителей тьмы века сего. Крест – путь Искупителя, он же – путь для Его учеников: Глава Церкви и члены ее неразрывно связаны между собою единством пути – единством страдания и славы, умирания и воскресения. Тайна креста, тайна страдания за имя Христово – вот условие стяжания Царствия Божия. «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор.4: 12–13). Так говорят, так мыслят, так чувствуют, так живут новые граждане того «неотпадающего Царства», которое основал на честной крови Своей Искупитель Христос. Уже здесь, в пределах мира сего, они таинственно изведены из этого мира и, соделавшись «новою тварью» (2 Кор. 5: 17), положили начало царству не от мира сего, живущему совсем иною жизнью, управляемому совсем иными законами, чем жизнь и законы мира. И, естественно, мир возненавидел этих новых граждан, как возненавидел он Основателя нового царства – Христа, и словом, и жизнью обличавших неправду этого мира (Ин. 15: 18–19, 8: 9, 7: 7). Но не страшит граждан нового царства эта идущая по пятам их ненависть. То, чем они живы, что составляет существо их нового бытия, находится за пределами, переступить которые бессилен мир в своей ненависти. Икона " Корабль веры "      Церковь не должна забывать, что она все-таки в мире, в мире нечестивом и, по существу, ей враждебном, который при всяком случае стремится и может дать ей почувствовать вражду свою. Ей, пока она находится в условиях мира сего, не должно мечтать о покое: она должна непрестанно воинствовать под знаменем креста. Мученичество, как следствие гонений, и самоумерщвление (Кол. 3: 5), как добровольный подвиг, – суть два неизменных с существом пути Христова, неразрывно связанных образа жития христианского. Может не быть в известную эпоху первого образа жития, но тогда необходим второй (но не исключаемый, впрочем, и первым) – для сохранения истинного русла Церкви, для соблюдения чистой веры, непостыждающей надежды и нелицемерной любви. Когда же отсутствуют в церковном обществе или слишком бледнеют тот и другой образы жития, то это печальный признак духовного омертвения общества и его богооставленности.

http://pravoslavie.ru/100304.html

Молитвы в субботу Скачать epub pdf Молитва в субботу по Заутрени преподобнаго Кирилла священноинока. Тебе 1 единому благому и человеколюбцу Отцу щедрот, Богу всесильному единому милостиву, имеющему всяку власть и послушающему на всяком месте молящих Ти ся, и подавая всяко прошение рабом Твоим, еже к спасению: услыши мя грешнаго раба Твоего ( имя рек ), молящаго Ти ся в сокрушении сердца и просяща очищения грехов от Твоея благости; исправи путь мой в след Твоих повелений ходити ми, бежати ми от всякого пути лукаваго. Ей Владыко мой Боже, Творче небесе и земли, безначальне, невидиме, неодержиме, неисписанне, неизменне 2 , Отче Господа нашего Исуса Христа! молю Ти ся Твоей воли быти на мне, да не, яко сверепо животно, пасыйся особе, от злохитраго врага удобь уловлен буду. Пастуше добрый! не отлучи мене от ограды избранных Твоих овець, но, яко благ, покрый мя Твоим заступлением, и вся уды телесе моего честным крестом Твоим утверди; сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей; наполни радости уста моя, соблюди душю мою от крамолы льстиваго во вся дни живота моего, да зрета зеници мои света судеб Твоих, да не углебну в тине злых дел. Веде бо Господи, яко не токмо дела, но и словеса и мысли к Тебе приносятся; тем ужасаюся и трепещу праведнаго Ти испытания, яко несть ничтоже утаено от лица очию Твоею, но того ради дерзаю, понеже Сам рече пророком своим: повеждь ты первие грехы своя, да оправдишися. Но откуду начну глаголати моих грехов множество? Кое ли начало исповедания обрящу? О чем ли первие прощение испросити дерзну? И несть ниединыя злобы, ни безакония, егоже аз окаянный не съдеях; но надеюся на Твое великое и неизследимое 3 милосердие: молю Тя, пришедшаго на взыскание погыбшаго и възвращение заблужших. Пострадавый за мя недостойнаго, не за мое недостояние, но за Твою великую милость, закон дасть съгрешающим, пророкы прислав 4 , апостолы посла, вся призывая в жизнь вечную: Тя молю единого блага и благопослушливаго, от Святыа Девы воплощьшагося, и сообразен быв телеси смирения нашего, да ны сообразны славы Своея сътвориши, под законом быв и пожив в мире закону Творець и всей твари Господь и обративый ны от идольския льсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010