Хроника: Научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях XX века” памяти Василия Васильевича Болотова января 1854 — †18 апреля 1900) Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 5 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 18–20 апреля в Санкт-Петербурге прошла научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях ХХ века”, посвященная 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-коррес­пон­дента Императорской Академии наук, одного из крупнейших дореволюционных историков христианского Востока Василия Васильевича Болотова. Конференция состоялась благодаря совместным усилиям Санкт-Петербургской Духовной Академии, Государственного Эрмитажа, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Православного Палестинского общества. На заседаниях конференции было заслушано более 30 докладов, в числе слушателей присутствовали студенты духовных и светских учебных заведений Петербурга. Открытию конференции предшествовала панихида по В. В. Болото­ву в Академическом храме святого Иоанна Богослова. Затем было оглашено обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором приветствовались участники конференции, “со­еди­нившиеся под сводом старейшей Духовной школы, дабы почтить память выдающегося ученого, прославившего Россию своими церковно-историческими трудами”. Отмечена была важность объединения усилий церковных и светских ученых в настоящее время: “Почти лишенная возможности научного творчества, Церковь бережно хранила память о нем Но за тот же 100-летний период светская историческая наука возросла и окрепла во многом благодаря тому краеугольному камню истории Древней Церкви, который был положен В. В. Болотовым. Сегодня перед церковной и научной общественностью открывается уникальная возможность обогатить друг друга на путях сотрудничества в церковно-исторических исследованиях”. В тот же день была отслужена лития по В. В. Болотову у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, и был обновлен его надгробный памятник.

http://pravmir.ru/hronika-2/

Закрыть itemscope itemtype="" > Ничего не предопределено... Размышления участника научной конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия» 07.12.2017 1272 Время на чтение 15 минут Петр Мультатули 26 ноября 2017 г. в Сретенском монастыре города Москва состоялась научная конференция « Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия », посвященная изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. Работу Конференции фактически возглавил Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который присутствовал вплоть до завершения ее работы. Уже сам факт такого внимания Святейшего Патриарха к теме конференции, говорит, какое важное значение придает священноначалие Русской Православной Церкви вопросу идентификации Екатеринбургских останков. С первых же минут работы конференции Патриарх заявил: « Ничто не предопределено. Окончательное суждение будет иметь Архиерейский собор. А данная конференция посвящена тому, чтобы прояснить все те вопросы, которые существуют. У меня у самого есть ряд непростых вопросов, которые я тоже хотел бы задать экспертам ». Вообще, следует отметить, что спокойная мудрая позиция, которую занял Святейший Патриарх сказалась на всей работе конференции. Она также протекала в целом в спокойном и уважительном тоне, и попытки некоторых присутствующих сбить эту работу не увенчались успехом. Модератором конференции выступил Его Преосвященство епископ Тихон (Шевкунов). Необходимо отметить, что Владыка давал возможность всем высказаться, иногда даже сам приглашая тех или иных специалистов к выступлению. Вопросы он задавал экспертам конкретные, объективные и по-существу. Приведем еще весьма важные слова Святейшего Патриарха. После выступления С.Н. Верховской, которая отметила отсутствие почитания Екатеринбургских останков большинством православного народа, Патриарх сказал: « Это очень важно, что вы сказали . Окончательный вопрос Церковь будет решать не на научных конференциях, а на соборе Русской Церкви ».

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/7/nic...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Научный православный взгляд на ложные исторические учения» Видные специалисты по русской истории обсудят пути утверждения исторической правды 11.10.2010 533 По благословению Московского Патриархата Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом российской истории РАН приглашают всех заинтересованных лиц принять участие в дискуссии, которая состоится в рамках научно-исторической конференции на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения», которая будет проходить 15-16 октября с 10.00 до 19.00 в конференц-зале «Петровский» гостиницы «Националь», (напротив здания «Арсенала» Московского Кремля и Исторического музея), сообщают организаторы. Цель конференции: утверждение исторической правды и опровержение псевдонаучных трактовок, выработка общей научной концепции исторической справедливости на попытки фальсификации важных событий в российской истории. В работе конференции примут участие видные специалисты научных, высших светских и духовных образовательных учреждений, общественных организаций России, Украины , Белоруссии, Молдовы, Прибалтики и других стран. На конференции будут рассмотрены доклады, главным образом, посвященные развенчиванию так называемой «новой хронологии» и ложной трактовки событий в книгах А.Т.Фоменко, Г.В.Носовского и В.Суворова (В.Б.Резуна). Также будут затронуты такие важные темы, остро обсуждаемые в СМИ, как СССР в годы Великой Отечественной войны; современный взгляд европейских государств на историю Великой Отечественной войны: агрессоры и победители; роль Русской Православной Церкви в XX веке; фальсификация истории военного времени в Прибалтийских странах; «альтернативная история» в духе национальных приоритетов в независимых странах на территории бывшего СССР; фальсификация истории России в целом. Среди докладчиков конференции: Архиепископ Курганский и Шадринский Константин к.мед.н., кандидат богословия, проф., академик РАЕН – «К 65-летию Победы: патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны»;

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/11/na...

IX. Александр Задорнов, иерей. Мученик Михаил Новоселов о научном статусе богословия Цель нашего выступления – сквозь призму взглядов мученика Михаила Новосёлова взглянуть на историю понятия науки вообще и место в ней богословия в частности. Становление мировоззрения мученика Михаила приходится на вторую половину XIX века, причем это касается как его взглядов на науку, так и его религиозного опыта. Иными словами, становление это происходило во время засилья в российской науке и общественном мировоззрении позитивизма. Сразу следует оговориться: российский позитивизм, как и любое другое автохтонное восприятие западных идей, имеет лишь формальное сходство с французским «первым позитивизмом». Последний, наряду с принципом кумулятивного, накопительного приращения научного знания, настаивал на относительности всеобщности такого знания, являющегося истинным лишь до появления следующего ряда научных фактов. Никакая «метафизика» (в кантовском, а не богословском смысле, разумеется) в такой научной перспективе невозможна. Религиозные вопросы, согласно Конту, также в научную орбиту входить не могут. Только в 70-х годах XIX столетия начинается российская критика позитивизма, причем как его мировоззренческих (Соловьев), так и научных (Страхов) принципов. Однако инерция доверия позитивизму, как все еще работающему методу, длилась в российских научных центрах еще как минимум четверть века. Активные противники позитивизма, пришедшие в науку уже после знаменитой защиты диссертации Вл. С. Соловьевым «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1873), невольно ассоциировали с этим понятием все, что казалось им слишком «перегруженным» наукообразными формами. Касалось это и богословия, изучавшегося в стенах российских духовных школ. Так, Новосёлов пишет: «Какой полнотой, жизненностью, глубиной и высотой отличаются воззрения благодатных рабов Христовых сравнительно с худосочными богословскими дисциплинами наших дней» 279 1 . Или: «Необходимо, поняв в святоотеческом смысле сущность религиозного познания, связать богословие с религиозно-нравственным подвигом, поставив его, таким образом, на почву внутреннего опыта. К сожалению, современные наши школьные богословы в огромном большинстве своем не могут взять на себя этой обязанности; ибо, будучи зачастую переводчиками и исследователями святых отцов, они в то же время чужды их духа и разумения, нередко прямо враждебны им по внутреннему настроению, по характеру и направлению своего мышления» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Вышли в свет новые номера научных изданий: «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия» В Избранное Сборники выпускаются Санкт-Петербургской духовной академией САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вышли в свет два новых научных издания Санкт-Петербургской духовной академии: сборник «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия». В «Христианском чтении» — 12 статей по вопросам богословия, библеистики, церковного языкознания, истории Церкви, а также отдельный блок с материалами прошедших VI Барсовских чтений (декабрь 2022) и конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (октябрь 2022). Содержание сборника: БОГОСЛОВИЕ Г. В. Дьяченко. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского : референциально-онтологический аспект. Священник Даниил Горячев . Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении. Иеромонах Феофан (Пожидаев). Эпистемологическое осмысление принципа иерархичности: научный и богословский аспект. Протоиерей Алексей Емельянов . «Обожение» и «усыновление»: две модели спасения в трудах русских богословов-систематиков синодального периода. Священник Евгений Веселов. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников. БИБЛЕИСТИКА Диакон Николай Серебряков, диакон Николай Ильяшенко. Использование и толкование книги пророка Аввакума в современном корпусе гимнографических текстов Русской Православной Церкви. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Л. И. Маршева. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы). К. А. Цырельчук. Перевод православного богослужения и междисциплинарность (на примере переводов преданафорального диалога литургии святителя Иоанна Златоуста ). Н. С. Александров, А. М. Осипов. Структурно-смысловое прояснение богослужебных церковнославянских текстов (на примере избранных стихов Первого Соборного послания апостола Петра и воскресного Октоиха). Д. А. Миронюк . Концептуальная оппозиция «скорбь–радость» в церковнославянской Псалтири.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

Закрыть Есть ли она «Китайская мечта»? Впечатления от участия в научно-практической конференции «10 лет Китайской мечте» 05.12.2022 1255 Время на чтение 6 минут Фото: Михаила Кильдяшова 29 ноября мне довелось принять участие в научно-практической конференции «10 лет Китайской мечте», которая проходила в стенах Московского финансово-юридического университета (МФЮА). Организаторами конференции выступили, помимо МФЮА, Центр русско-китайского гуманитарного сотрудничества и развития и Московский информационный технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ). Конференция проходила при поддержке Посольства Китайской Народной Республики в РФ, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Общества российско-китайской дружбы, Всероссийского общественного движения «Русская мечта», Международной общественной организации «Императорское православное палестинское общество», Российского Союза научных и инженерных общественных объединений, Ассоциации «Российский Дом международного научно-технического сотрудничества» и Фонда содействия развитию спорта и культуры мира. О содержании конференции говорит её название – ровно 10 лет тому назад лидер Китайской народной республики Си Цзиньпин впервые употребил это выражение – китайская мечта. Это произошло 29 ноября 2012 года во время посещения выставки «Путь к возрождению». Как сообщалось в пресс-релизе, «китайская мечта – долгосрочная стратегия развития, концепция внутренней и внешней политики страны. Си Цзиньпин определил рубежи достижения поставленной цели – к столетию создания Коммунистической партии в 2021 году в Китае построение среднезажиточного общества, а к столетнему юбилею образования Китайской Народной Республики в 2049 году превратить страну в сильную и процветающую, демократическую, цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/05/es...

Н.А. Ложкина Степень научной разработанности проблемы Основание современных культурологических исследований в области русско-византийских связей и роли православных монастырей как историко-культурных центров было заложено в трудах отечественных историков В. О. Ключевского , Н. И. Костомарова , С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева , М. П. Тихомирова , Е. Ф. Шмурло, К. В. Хвостовой. Значительный фактологический материал по данной проблеме обнаруживается и в работах историков церкви – епископа Макария (Булгакова) , Е. Е. Голубинского , П. С. Казанского , С. Г. Рункевича , И. К. Смолича . Большой вклад в разработку источниковедческого аспекта проблемы и теоретических вопросов синтеза византийской и древнерусской культурных традиций внесли труды С. Н. Азбелева, Ф. И. Буслаева , М. В. Левченко, А. X. Востокова, А. В. Горского, Н. П. Кондакова , Д. С. Лихачева, Г. П. Федотова , П. А. Флоренского, А. С. Уварова, Б. А. Успенского , Л. А. Успенского , В. А. Щученко, Е. Я. Осташенко. Значимый вклад в изучение истории монастырей внес Институт российской истории РАН. Результатом исследования стал коллективный труд «Монашество и монастыри в России. XI–XX века. Исторические очерки» (М.: Наука, 2002). Основная задача, которую ставили перед собой авторы, – показать целостную картину истории монашества и монастырей, их историческую эволюцию. Коллективный труд «Русское православие: вехи истории» (М., 1989) сыграл большую роль в изменении подхода к истории Русской Православной церкви. В последние годы отечественные культурологи поставили ряд конкретных задач в области изучения культурно-исторической роли монастырей и проблем взаимодействия светской и церковной культурных традиций. Это нашло свое отражение в сборниках статей «Монастыри – культурные центры Отечества» (1997), «Православие в русской культуре» (1998), в монографиях Г. В. Скотниковой «Византийская традиция и русская культура» (2001), «Византийская традиция в русском самосознании» (2002). Эта проблематика обсуждалась на научных конференциях различного уровня: на ежегодной международной конференции «Православие и русская культура» в Институте русской литературы (Пушкинский дом); на симпозиуме «Оптина пустынь: монастырь и русская культура» в Риме (1990); на Московской международной конференции «Монастыри – духовные и культурные центры России» (1996); на VII Российской научной конференции «Макарьевские чтения» (1998); в ряде конференций регионального статуса – на международной конференции «Человек верующий в культуре Древней Руси» в Санкт-Петербурге (СПбГУ, 2005),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.К. Севастьянова Литература ААЭ 4 – Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Импера- торской Академии наук. Дополнены и изданы Высочайше учрежденною комиссиею. СПб., 1836. Т. 4. Авдеев 2003 – Авдеев А. Г. Стихотворная «Летопись» Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря II Культура памяти: Сб. научных статей. М., 2003. С. 189 – 248. Авдеев 2005 – Авдеев А. Г. Кто и когда назвал Воскресенский монастырь Новым Иерусалимом? II Человек и мир че- ловека. Сб. материалов всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 294 – 301. Авдеев 2005а – Авдеев А. Г. К биографии Иоанна Корнильевича Шушерина//Духовные истоки русской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 19 – 20 мая 2005 г. Рубцовск, 2005. Ч. 1. С. 307 – 310. Авдеев 2005б – Авдеев А. Г. Строительная надпись конца XVII века из Тулы//Никоновские чтения 2005. С. 199 – 203. Авдеев 2005в – Авдеев А. Г. Краткое житие патриарха Никона II Человек и мир человека. Сб. материалов всероссий- ской научной конференции. Рубцовск, 2005. Вып. 2. Ч. 1. С. 286 – 294. Авдеев 2006 – Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа//Человек и мир человека. Сб. статей всероссийской научной конференции. Рубцовск, 2006. Вып. 3. Ч. I. С.194 – 206. Аверинцев 1977 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Аверинцев 1984 – Аверинцев С.С. Литература//Культура Византии. IV – первая половина VII в./Отв. ред. 3. В. Удальцова. М., 1984. С. 272 – 330. Агеева 2004 – Агеева Е. А. Требник 1658 г.: история издания II Патриарх Никон 2004. С. 174 – 188. Адрианова-Перетц 1917 – Адрианова-Перетц В. П. Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. Адрианова-Перетц 1937 – Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. Адрианова-Перетц 1947 – Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Атомная бомба: спасти от войны Россию – это одно, а завоевать мир – другое. 4 сентября, 2007. И.Г. Жидов Важно отметить следующее. Нельзя говорить, что священнослужители «встали на защиту ядерщиков и ядерного оружия». Нет, но они стали присутствовать, свидетельствовать, выслушивать и спрашивать. Классическим остался в памяти ответ профессора Московской Духовной академии А.И. Осипова на вопрос, заданный во время его первого приезда в Саров. Мои коллеги, подавленные травлей СМИ, спрашивали его: «А не грех бомбу делать?» И.Г. Жидов Старший научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ Доклад на научно-практической конференции Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России. 7-10 марта 2000 года Саров – Москва РФЯЦ – ВНИИЭФ   Ваше Высокопреосвященство, уважаемые участники конференции! Мое сообщение можно озаглавить «Вопросы отношений Церкви и научного сообщества в работе Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора». Во время нашей дискуссии хотелось бы получить ответы на такие вопросы: 1. Зачем нужно сотрудничество? Или, как остроумно сказал на Соборных слушаниях «Вера и знание» диакон Андрей Кураев, – «против кого дружить собираемся?» 2. Каких можно ожидать результатов и какие возникают трудности? 3. Откуда берутся люди, способные к такому сотрудничеству? В недавнем прошлом обычным было не только атеистическое воспитание, но и отсутствие в высшем образовании гуманитарной составляющей. А особенностью Сарова являлись режимные ограничения на несанкционированные руководством публичные контакты горожан с «гуманитарной» общественностью. «Природа не терпит пустоты», поэтому все это привело к самодеятельной активности части научных сотрудников в областях, выходящих за пределы их специальностей. Сарово-Дивеевский Собор возник не на пустом месте – ему предшествовали многочисленные общественные объединения. Учитывая тему обсуждения, выделим три из них. Это городской философский клуб, где люди занялись изучением недоступного ранее отечественного философского и богословского наследия, что, конечно, не проходит бесследно.

http://pravmir.ru/atomnaya-bomba-spasti-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В Россию проникают деструктивные псевдорелигиозные культы» В Александро-Невской лавре состоялись конференция «Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире» 17:15 01.04.2024 221 Время на чтение 7 минут Фото: предоставлено организаторами В четверг, 28 марта, в библиотеке Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках XIV Петербургского образовательного форума состоялась межрегиональная конференция «Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Организаторами конференции выступили: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургская Духовная Академия, Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА), МПОД «Вечно Живые». Данная конференция явилась продолжением серии научных мероприятий, проводимых в рамках договора между Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургской митрополией и Санкт-Петербургской Духовной Академией. Конференция была посвящена обсуждению вопросов институциализации теологии в светском вузе, а также проблемам взаимодействия теологии и религиоведения в области научного изучения религии. Конференция началась с приветствия директора института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена, доктора философских наук, профессора Прилуцкого Александра Михайловича. Он отметил, что религиоведческий и теологический подход к изучению и преподаванию истории религий является взаимодополняющим и их взаимодействие призвано вывести научное изучение религии на новый уровень, тогда нередко декларируемый конфликт между теологией и религиоведением, не сможет имеет под собой серьезных научных оснований. Далее, с приветствием словом к участникам конференции обратился председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, протоиерей Александр Пелин. Он указал, что проблема преподавания основ религиозной культуры и светской этики, а также основ духовно- нравственной культуры народов России, во многом зависит от уровня диалога между Церковью и обществом, а также характера сотрудничества в России между светскими и духовными учебными заведениями.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/v_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010