Духовная жизнь сербов Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» 20 октября, 2009 Сербский характеролог и духовник, епископ Николай Велимирович однажды сказал: «История сербского народа – особенно духовная история – не может писаться лишь словами или чернилами, но и кровью, и слезами сердца» Говорить об определенном народе, его характеристиках и его духовной жизни в целом – вовсе не легкое дело. Если взять в качестве примера библейский избранный народ – евреев, то из Священного Писания совершенно очевидно, что народ этот имел самые разные характеристики, позитивные и негативные, так что трудно дать единую картину его характерных особенностей и его духовной жизни. А библейский народ в известном смысле является «прототипом» и «мерой» всех иных народов на земле, и каждый народ мог бы, пусть отчасти, узнать себя в Израиле, прежде всего по своему отношению к Богу – по этому, в конце концов, каждый народ и определяется, оценивается. Статья Епископа Афанасия (Евтича), в переводе Ивана А.Чароты. КАЖДЫЙ НАРОД«НАРОД ИЗБРАННЫЙ» Безусловно, библейский народ, Израиль – особым образом избранный народ Божий, но это не значит, что любой другой народ на земле не является Божьим народом и по-своему – богопромыслительно – избранным народом. Ибо мы верим в Божий промысл об исторической жизни и пути каждого народа, верим в Божий спасоносный план – «домострой» (икономию) – для каждого народа и каждого человеческого существа. Об этом свидетельствует нам Святое Откровение, особенно слова Апостола Павла, сказанные народу-многобожцу в Афинах: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем…, Сам дающий всем жизнь и дыхание и все. Он от одного (человека, или: одной крови) создал всякий народ человеческий/все народы человеческие, чтобы жили по всему лицу земли, и предопределил назначенные времена и границы их проживания – дабы они искали Бога, не коснутся ли Его и не найдут ли Его, хотя Он и не далеко ни от кого из нас; ибо Им живем и движемся и существуем…, ибо мы и род Его» (Деян. 17, 24-29).

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мы будем идти до Христовой победы! 03.04.2020 679 Время на чтение 10 минут Источник: Покров Речь его Высокопреосвященства Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) 1 , обращенная к его пастве, собравшейся на центральной площади города Никшича в составе 30 тыс. человек после крестного хода и общей молитвы в защиту православных святынь (20 февраля 2020 г.). Да поможет вам Бог, воскресший народ Черногории! Народ Божий, народ святого Василия Острожского и святителя Петра Цетинского! 2 В древней римской пословице говорится: vox populi – vox Dei. Глас народа – глас Божий. Именно такой народ собрался и собирается в эти дни в Черногории. Должен вам признаться, мне самому стало казаться, что он здесь приуменьшился и практически уже исчез. Ибо было время, когда появился народ, о котором наш владыка Раде 3 говорит: «А народ – одно большое стадо, он хорош, когда его стегают» 4 . Был такой народ, поскольку было насилие, учиненное над нашим народом и перед Второй мировой войной, и особенно после нее. Бог Отец и Сын и Святой Дух – Троица Всесвятая была предана забвению. Бог, Который есть любовь, был забыт, словно Его и не было, ибо ненависть попыталась заменить собой Бога. Богоубийство и братоубийство стали законом, которым руководствовались целые поколения. Однако что происходит? Несмотря ни на что сохранился огонь Божий в естестве народном – и этот огонь веры, огонь любви, огонь истинолюбия, огонь правды и правдолюбия разгорелся от пепла, тлеющего на дне очага, и огонь Божией веры в народе вновь засиял в Черногории. Должен вам засвидетельствовать, что, проехав по миру, я могу уверенно сказать, что подобного народа вы не найдете сегодня ни на севере, ни на юге, ни на востоке. И народ сей стал духовным средоточием не только Черногории, и нашего сербского рода, и страны нашей, но и духовным средоточием всей Европы и даже, я бы сказал, всего мира. Он собирается сегодня вокруг своих святынь, не позволяя отдать их на поругание, сберегая свою честь, свою душу и становясь тем самым истинным народом Божиим. Этот народ строит свое основание на Стеге – известном указе святителя Петра Цетинского – первом своде законов 1796 г. перед битвами при Крусах и Мартиничах 5 . Святитель принял этот кодекс, малый по содержанию, но великий по значению, поскольку благодаря ему были собраны воедино и призваны к миру и братской любви рассорившиеся черногорские племена и их предводители, что обернулось славными победами в названных битвах.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/03/my_bud...

I. ЦАРСТВЕННОЕ СВЯЩЕНСТВО 1 . Прямые свидетельства Писания о священническом служений членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем послании ап. Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, устрояйте ( οικοδομειςθε ) 5 из себя дом духовный, священство святое ( εις ιερατευμα αγιον ), чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство ( βασιλειον ιερατευμα ), народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (I Пе. 2,5,9,10). В Апокалипсисе мы читаем: «Соделавшему нас царями и священниками ( βασιλεις και ιερεις ) 6 Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (1,6); «И соделал нас царями и священниками ( βασιλεις και ιερεις ) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» 7 (5,10), и «они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20,6). Иудеи были избранным народом Божьим: «Ты народ святой у Господа, Бога Твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзак. 14,2). Этот избранный ветхозаветный народ Бог образовал для Себя: «Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Исайя, 43,20–21). Бог дал обещание Своему народу: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете уделом Моим из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников (у 70 βασιλειον ιερατευμα ») и народом святым» ( Исх. 19, 5–6 ). В Новом Завете таким родом и народом γενος εκλεκτον , εθνος αγιον – избранным и образованным Господом для Себя стали христиане, которые раньше вообще не были народом, а в Церкви сделались народом Божьим λαοςΘεου . Церковь есть народ Божий, и каждый верный в ней принадлежит к этому народу. Он – λαικος , лаик 8 . Этнический принцип, по которому был бран ветхий Израиль, заменен принципом принадлежности к Церкви, в которой этот этнический принцип оказался превзойденным: «Нет уже иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужского пола, ни женского: ибо вы одно (» εις « – один) во Христе Иисусе ( Гал 3. 28 ). «Дары и призвание Божье непреложно» ( Рим. 11,29 ), и потому нельзя быть в Церкви и не быть лаиком, членом народа Божьего. Каждый, кто в Церкви, лаик, а все вместе – народ Божий, и каждый призван, как священник Богу, приносить Ему Иисусом Христом духовные жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

митрополит Антоний (Блум) Содержание О Священном Писании Благая весть О Евангелии Как читать Евангелие О слышании и проповеди слова Божия О слышании и делании Наблюдайте, как вы слушаете Как я слышу? Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым Проповедь в неделю перед Богоявлением В неделю о блудном сыне О великопостных Евангельских чтениях Пасхальные проповеди Исцеление слепорожденного Об исцелениях " Вы, сильные, носите немощи слабых… " О богатом юноше О богатстве Притча о сеятеле Притча о богатом и Лазаре О благодарности Мысли при чтении Священного Писания Уроки Ветхого Завета Введение в чтение Евангелия Беседа о притчах Первые прошения молитвы Господней Зов Божий и путь спасения Размышления на пути к Пасхе " Оживший из мертвых " III. ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ " Быть православным в Англии... " Царственное священство мирян О единении христиан Информация о первоисточнике О Священном Писании Митрополит Сурожский Антоний О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим. Но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, – тем народом, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему. Библия родилась в человеческой общине; Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родилось познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, а также состояния и судьбы, становления и призвания человека. Народ Божий – это такая община, которая свидетельствует о чем-то, что ей достоверно известно, что является ее жизнью, предметом ее любви, ее радостью. Библейский народ – это не народ, который читает Библию, верно хранит ее и возвещает ее; подлинный народ Божий, подлинный народ библейский, подлинный народ евангельский должен быть такой общиной, которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его. Если мы не такая община – мы не принадлежим поистине ни Евангелию, ни народу Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1282...

Покров — странный праздник Какое событие празднуется, если вдуматься? Поражение. Военное поражение, которое потерпели русы у стен Константинополя 14 октября, 2015 Какое событие празднуется, если вдуматься? Поражение. Военное поражение, которое потерпели русы у стен Константинополя Покров — это один из самых странных наших праздников. Странный с той позиции, которая последнее время становится все более привычной в православной среде и даже более того, претендующей на ключевую: народ и Парт… прошу прощения, Церковь – едины! И добро бы понималось это в том смысле, что народ соединяется во Христе (единство народное, как мы знаем из истории, может осуществляться и на других основаниях), вливается в Церковь и пребыванием в Ней образуется единство народа в Церкви, что логично влечет и сотрудничество с церковными инстанциями всех общественно-политических организаций и всевозможных институтов власти. Причем такое сотрудничество, которое способствует единству церковного народа, а не поощряет в нем разделений (в том числе и по национальному признаку). Ведь «народ Церкви» – это не какой-то один этнос, а народ, составляющий Церковь. Не какое-то там «национальное большинство», гуманно позволяющее сосуществовать рядом с собой всяким «нацменьшинствам», а народ Божий, народ Христов, народ, в котором «ни эллина, ни иудея». Последнее время нашу Церковь сотрясают брожения именно оттого, что слова «Церковь должна быть со своим народом» понимают узко-этнически, т.е. каждый, при этом, имеет в виду, что Церковь, в его представлении отождествляемая с Ее иерархией, духовенством, должна быть именно с его народом, и только в том политическом смысле, который он вкладывает в представление о единстве. Это именно его государство Церковь должна поддерживать в любом конфликте (будь то иной державой, будь то с политической оппозицией), это именно его армию, боевиков (ополченцев, добровольцев и пр.), оружие, технику, знамена, блок-посты и т.п. Церковь должна благословлять, а чужое государство, армию, всяких «террористов», «карателей» и далее по списку – обличать, осуждать, анафематствовать, проклинать…

http://pravmir.ru/pokrov-strannyiy-prazd...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Митрополиту Анастасию в Симбирске церковный народ провозгласил «Анаксиос!» (Недостоин) 21.07.2015 3213 Митрополиту Анастасию церковный народ провозгласил «Анаксиос!» (Недостоин). Скандальная встреча митрополита Анастасия в г. Симбирске. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 40. Ответ на 37., Капитон: Найдётся ли хотя с десяток, кому можно " Аксиос " пропеть?! Найдется. 39. Re: Митрополиту Анастасию в Симбирске церковный народ провозгласил «Анаксиос!» (Недостоин) Яблоков да это-то понятно... условному гайдару (чубайсу, немцову) на мнение простых людей тоже всегда начхать было, но это не сделало их ни счастливыми, ни добродетельными... Михаил Шмелев родную? в каком смысле? Я просто развиваю тему сатанинских спин. Когда на сатанинской спине еще и рюкзак небесного цвета - это ж сами понимаете... 38. Ответ на 16., Шмелев Михаил: Выступление прихожан и клира это удар не по Церкви, а по тенденции превращения Церкви в содомскую мафиозную структуру. С такой кадровой политикой Патриархия рискует остаться одна без народа Божьего Последние четверть века эта мафия делала всё, чтобы выставить народ Божий за Церковную ограду. А лучше и вовсе превратить церкви в лавки церковных товаров и услуг, а народ Божий в захожан-клиентов этих лавок. А это прецедент, который вселяет слабую надежду, что когда-нибудь будет восстановлена разрушенная этой мафией Церковь. Церковь, в которой священниками вновь будут становиться лучшие из мирян, епископами - самые духоносные отцы из клира. Церковь, которая вновь вернет себе институт рецепции-Поместный Собор. 37. Ответ на 18., М.Яблоков: Больше, чем половине архиереев РПЦ, надо пропеть " Анаксиос! " . Найдётся ли хотя с десяток, кому можно " Аксиос " пропеть?! 36. Ответ на 23., РодЕлена: Рад Вас видеть, Лена, в хорошем настроении ) Русские не сдаются! ) 35. Ответ на 29., боец:

http://ruskline.ru/video/2015/iyul/21/mi...

Золотое сердце было у тебя, русский народ. Как же потемнело это золото? Серебро доброе были твои нравы и обычаи. Как же помрачилось это сребро доброе? Русь святая, что сталось с тобою? Где твоя святость? Кто возвратит нам то благочестие предков наших, которые за веру православную, за дом Пречистой Богоматери, за Царя Самодержавного, за землю русскую готовы были отдать все, не только имущество, но и самую жизнь? Тогда весь русский народ был, как один человек: все думали одну думу, как бы постоять за те устои, на которых стояла земля русская: за веру, за Царя, за народ благочестивый. Все сословия, и бояре, и земледельцы, и богатые, и бедные составляли как бы одну семью. Где земледелец, там и боярин; где купец, там и нищий. Настанет ли праздник Господень, и все идут в храм Божий: князь и боярин с сумой для милостыни, и бедняк в лохмотьях, и нищий с протянутой рукой, и земледелец с копейкой трудовой на свечку Богу, — все идут в храм Божий и для всех там было место. А пьянства и греховных увеселений, отвлекающих ныне людей от праздничной Божией службы, отнюдь не допускалось: все питейные дома запирались в субботы до понедельника; о зрелищах и увеселениях под праздники, как допускают ныне, и помину не было. Супружества были связаны неразрывными узами до гроба. Дети воспитывались в страхе Божием, в повиновении родителям, в почтении старшим. Не много было тогда мужей ученых, но все они были люди верующие, благочестивые. Простой народ разным наукам хотя и не учился, но хорошо знал ту науку, которую давала ему Св.Церковь; от нее он учился по Псалтири, по Прологам или толковым Евангелиям, по житиям святых, по Златоусту и другим учителям Церкви, которые читались в храмах Божиих. Из этих книг народ не только умудрялся но спасение, но научался и житейской мудрости. Много и доныне осталось мудрых народных изречений от старых времен; из сборников их составляются ныне целые книги. Откуда у предков наших та мудрость, которую можно уподобить изречениям древних мудрецов иудейских и эллинских? Все это, или почти все, благочестивый народ восприял из писаний, которые читались ему в храме и которым он научился и дома. Ныне не то стало; все пошло по-иному, но только не по-Божьему. Старое мы стали бросать и нового доброго ли наживаем? От добрых старых обычаев у нас остались только клочки. Мы проживаем старое богатство, доставшееся нам по наследству от добрых наших предков, как проживал блудный сын наследство своего доброго отца. Нужны ли примеры для этого? Вот, в старину и боярин, и купец, и ремесленник, и земледелец — все любили Св.Церковь, как матерь свою. Ныне многие стали чуждаться Св.Церкви, стыдиться, как стыдится иногда юноша своих простых родителей, попавший в город по их же милости и наслушавшийся насмешливых рассказов недобрых людей о простоте селян и мнимом превосходстве городских жителей.

http://pravoslavie.ru/59871.html

Скачать epub pdf На разные темы О Священном Писании 26 ноября 1967 г. Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим перед словом Божиим и думаем, что этим мы становимся народом Божиим; но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, тем народом, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему. Библия родилась в человеческой общине. Евангелие родилось в Церкви; и израильская община, и Церковь Божия существовали раньше, чем возникло Священное Писание. Именно изнутри этой общины родилось познание Бога, любовь к Богу, видение Его невыразимой красоты, видение также состояния и судьбы, становления и призвания человека. Народ Божий – это такая община, которая свидетельствует о чем-то, что ей достоверно известно, что является ее жизнью, предметом ее любви, ее радостью. Библейский народ – это не народ, который читает Библию , верно хранит ее и возвещает ее; подлинный народ Божий, подлинный народ библейский, подлинный народ евангельский должен быть такой общиной, которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его. Если мы не такая община – мы не принадлежим поистине ни Евангелию, ни народу Божию. Часто мы себя утешаем тем, что мы – молитвенная община, где слово Божие возвещается, где оно проповедуется, община, которая так или иначе стремится жить словом. И однако, если мы взглянем вокруг, то все, что мы видим, свидетельствует как раз об обратном: если бы мы были общиной, изнутри которой, из глубины опыта которой родилось Божественное слово, то для тех, кто слышит, как мы повторяем его, возвещаем и проповедуем его, оно было бы двояким откровением: откровением того, что возвещается, и откровением о том, что возвещаемое стало плотью и кровью, стало реальностью человеческой жизни; и община, которая проповедует божественное слово, была бы доказательством истинности этого божественного слова. Это ли мы видим? Можем ли мы сказать, что община, которой мы являемся, большая она или малая, есть воплощенное подтверждение вести, которую мы несем, благой вести, принесенной Христом в мир? Не продолжает ли оставаться верным – и теперь, может быть, больше, чем в ранние времена, – что слово Божие хулится и подвергается насмешкам из-за нас?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

     О катастрофе маленькой ячейки общества – семьи и о резонансе этой катастрофы в глобальном мировом пространстве рассуждает духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич). Умное делание Иисусовой молитвы – это «оружие битвы не только за Отечество Небесное, но и за земное отечество. В тот момент, когда Византия переживала страшный нравственный упадок и вот-вот должна была уже сделаться добычей мусульман, явились Григорий Синаит и Григорий Палама, которые так вдохновили весь народ своим учением об умном делании, что начали молиться все – и монахи и миряне. Это привело к оздоровлению народной жизни в такой степени, что мусульманское завоевание было отодвинуто на 100 лет» (Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. М.: Отчий дом, 2006). Дерево, не приносящее доброго плода, срубают      Дух Божий дышит где хочет и, по своей вездесущности, может одновременно действовать на всем земном пространстве. Появление в Греции обоих Григориев совпало по времени с появлением в России Преподобного Сергия Радонежского, также насаждавшего в своем отечестве умное делание, оздоровившее народную жизнь и сделавшее народ способным к сопротивлению иноплеменному игу. И греческий архиерей, оказавшийся в тот момент в московских пределах, был поражен тем, что и в этих, по греческим представлениям того времени, диких странах сияет тот же самый Фаворский свет… Фреска в одном из храмов на Западе. Дерево приносит не добрые, а дурные плоды. И некий святитель уже занес секиру, чтобы срубить это дерево      Сегодня, после 70-летнего богоборческого плена, когда систематически искоренялось благочестие, мы переживаем время крайнего ослабления жизнеспособности народа. На наших глазах катастрофически сокращается его численность. Повторяется та же библейская история – истребление семени нечестивых, подобное тому, которое происходило в Синайской пустыне… Но «когда убиваше я, тогда обращахуся и утреневаху к Богу», то есть народ начинал молиться. И молился вождь народа – Моисей, который в ответ на слова Бога о том, что Он готов уничтожить этот народ, упорствующий в нечестии, и от него – Моисея – произвести новый, послушный народ, сказал: «Если Ты уничтожишь этот народ, то и меня изгладь из Своей книги жизни»… И Господь откликался на такую молитву народа и его вождя.

http://pravoslavie.ru/141310.html

Линия отрыва Первые пять книг Библии традиционно связывают с именем пророка Моисея. Самая первая из них рассказывает о том, что было задолго до его рождения, – о творении мира и человека, о грехопадении, потопе, вавилонской башне. О праотцах. Заканчивается первая книга Моисеева тем, что голод приводит семью праотца Иакова из Палестины в Египет. Поначалу в Египте все идет сравнительно благополучно, но вопреки видимому благополучию книга Бытия пророчит, что потомки Иакова живут здесь временно, – они вернутся в землю, которую Бог обещал еще праотцу Аврааму. Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией. Новорожденных еврейских мальчиков убивали, а девочкам позволяли вырастать. Куда они денутся? Замуж за египтян пойдут. Что будет дальше, нетрудно предсказать. Через несколько поколений новый народ растворится в коренном египетском населении. Был народ, и нет народа. Чудом избежал смерти младенец Моисей. Воспитывался в чужом доме. Правда, при дворе, в почете и достатке. Его жизнь складывалась, в общем, успешно. Но Моисея жгла решимость помочь народу. Однажды он с риском для жизни заступился за притесняемых. Но не нашел поддержки у соплеменников, у тех самых людей, за кого заступился. Попытка помочь закончилась для Моисея бегством из Египта, потому что над ним еще раз нависла угроза смерти. Путь назад был закрыт надолго. На этом все могло бы и закончиться. Жизнь Моисея на чужбине шла своим чередом. Он женился, родились дети. И вдруг происходит чудо. Ему явился Бог в неопалимой купине. Божественная сила властно охватила куст языками пламени, но оставила его неповрежденным. Куст горел-горел и не сгорал. Такое сверхъестественное явление неприступной мощи... И одновременно – явление небесной любви, которая не желает испепелять все на своем пути. Из неопалимой купины голос Божий велел Моисею вывести народ в землю обетованную. Как, опять? – Моисей уже силился помочь людям, ничего хорошего из этого не вышло. Да и теперь его не будут слушать. Они спросят: «Кто ты такой? Кто тебя прислал?» В ответ на эти опасения Творец вселенной открывает пророку Свое имя – Яхве. Людям надо сказать, что Моисей пришел от имени Бога Яхве, Которому поклонялись отцы. Это имя означает «Сущий, Существующий». Имя Яхве в греческом переводе («о Он») пишется на нимбе у Христа, поскольку Он – Богочеловек. В греческом тексте Ветхого Завета имя Яхве традиционно передавалось как «Господь» («Кириос»).

http://pravoslavie.ru/55387.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010