искусство из собр. ГМИР. Кат. 105. С. 83); на иконе 1804 г. невьянского иконописца И. В. Богатырёва «Прп. Мария Египетская в житии, в 16 клеймах» (ГМИР) изображение З. помещено в клеймах, запечатлевших следующие моменты из Жития прп. Марии: встречи прп. Марии с З. (клеймо 9); бегства прп. Марии от З. (клеймо 10); З. отдает прп. Марии плащ для прикрытия наготы (клеймо 11); молитва прп. Марии и З. (клеймо 12); прп. Мария просит благословения у З., старец видит ее поднявшейся над землей (клеймо 13); прп. Мария рассказывает З. о себе, З. преклоняет колени перед отшельницей (клеймо 14); З. со Св. Дарами выходит из мон-ря (клеймо 15); З. причащает прп. Марию (клеймо 16) (Рус. искусство из собр. ГМИР. Кат. 330. С. 224-225). На иконе провинциального письма «Прп. Мария Египетская, с 7 клеймами жития» (XIX в., Россия, частное собрание) представлены сцены: видение З. прп. Марии на облаке, З. преклоняет перед ней колени (клеймо 3); причащение прп. Марии (клеймо 5); З. отдает прп. Марии свой гиматий (клеймо 7); З. погребает прп. Марию, рядом лежит лев, ископавший святой могилу (клеймо 6). Лит.: Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4-13 Jh. Freiburg i Br., 1917. Bd. 4. Tf. 227/2; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 361. С. 23; Кат. 701. С. 264-265; Кат. 1023. С. 490; Менолог. 1973. С. 184, 186, 191, 371; LCI. Bd. 8. Sp. 643; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 113, 145, 193, 256, 274, 327-328; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. Кат. 179. С. 129; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в.: Кат. СПб., 2004. С. 762, 763. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/200017.html

Новгородской губ. (ныне дер. Ирма Шекснинского р-на Вологодской обл.) на р. Ирме, датируемой по вкладной надписи 1777 г. (ЧерМО, 117 х 85 см; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. Кат. 86. Ил. 87). В среднике - на оливково-зеленом фоне с пологими горками и деревцами,- М. и сщмч. Власий, обращенные к Христу Еммануилу в облачном сегменте. В 14 (из 16) клеймах помещены сюжеты Жития М., восходящие к тому же источнику, что и икона ЦМиАР, еще в 2, в центре правого и левого полей, образы избранных святых: ап. Иоанна Богослова и свт. Иоанна Златоуста (слева, клеймо 8), св. воинов Иоанна Воина и Георгия Победоносца (справа, клеймо 9). Порядок житийного повествования нарушен в т. ч. включением в одно клеймо разновременных событий, так, напр., сцена заключения отца М. дана после изображения его кончины. Содержание клейм в последовательности житийного рассказа: рождество М. (родители с нимбами, в подписях названы святыми - Евсевий и Феодула) (клеймо 1); крещение М. святителем в присутствии отца и матери, взятие М. в воспитание среброкузнецом «до совершенного возраста» (клеймо 2); св. Евсевия приводят к имп. Максимиану («пред царя… повелеша его связати и затворити в темнице») (клеймо 3); взятие св. Евсевия под стражу (клеймо 11); св. Феодула с младенцем М. стоит перед темницей, из-за решетки к-рой на нее смотрит муж; молитва супругов; страж находит тела умерших супругов и забирает лежащего между ними младенца М.; отрок М. молится на могиле родителей. В правом верхнем углу образ благословляющего Иисуса Христа (клеймо 6); к имп. Максимиану («Асимиану») приносят младенца М., и тот распоряжается о его воспитании (клеймо 4); младенца М. приносят в дом сенатора; возрастание М. (он изображен отроком в верхней палате, беседующим с неким ребенком) (клеймо 5); среброкузнец приводит М., отрока, к своему смертельно больному брату, и тот исцеляет брата; М. исцеляет бесноватого (клеймо 7); дети среброкузнеца продают М., «яко раба неверному мужу»; М.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Иконография образа П., созданного на иконе из кремлевского Успенского собора, воспроизведена в росписи юго-вост. столпа ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и его сыновья). Этот извод послужил прототипом М. И. Милютину при создании им в 1691 г. иконы для местного ряда ц. во имя свт. Петра в Высокопетровском мон-ре (МГОМЗ). В отличие от икон свт. Алексия, где этот извод был наиболее востребованным, в иконографии П. он менее распространен и чаще встречается в шитье, напр. на епитрахили «Святители» посл. четв. XVI в. (мастерская царицы И. Ф. Годуновой) и пелене 50-60-х гг. XVII в. (мастерская А. И. Строгановой, вклад Г. Д. Строганова в Успенский собор, поступила из кремлевского Чудова мон-ря) (обе - в ГММК); на левом поле пелены «Св. царевич Димитрий Угличский, со сценой его убиения и святыми» 1654 г. (мастерская А. И. Строгановой, СИХМ). К этому типу относятся и образ в верхнем ряду семейных икон царя Алексея Михайловича (ок. 1650, ЦМиАР) и икона XVIII в. (ГМЗРК). Создатели житийных икон П. обычно ориентировались на икону из кремлевского Успенского собора, однако количество клейм и их последовательность варьировались. Напр., на костяной иконе П. с 14 клеймами жития 1-й трети XVI в. (ГММК) ряд эпизодов не был включен в состав иконы. Композиции клейм в целом повторяют икону круга Дионисия, однако некоторые из них более лаконичны (очевидно, это обусловлено материалом изготовления иконы). На житийной иконе 3-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) нарушена последовательность повествования: 9-е и 10-е клейма расположены на ряд выше и т. о. П. оказался поставленным во митрополита еще до того, как П. отправился в Царьград. В 8-м клейме, согласно надписи, П. встречается не с кн. Юрием Галицким, а с вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой. В дополнительном, 20-м клейме изображены прав. Евдоким и архидиак. Стефан, скорее всего тезоименитые святые заказчиков иконы. На рубеже XVI и XVII вв. увеличивается численный состав клейм. К нач. XVII в. относится икона с 24 клеймами жития П. письма Истомы Савина (на доске от гроба П., из усыпальницы вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре, ГТГ). В среднике иконы П., изображенный в рост, молитвенно обращается к Богоматери с Младенцем, у его ног - коленопреклоненные молящиеся. Здесь добавлены 5 дополнительных эпизодов: поставление во диакона (клеймо 4); патриарх Афанасий наставляет П. (клеймо 13); отплытие П. из К-поля (клеймо 14); свт. Феогност посылает в К-поль сообщение о чудесах у гроба П. (клеймо 23); перенесение мощей П. (клеймо 24; лит. основой могло послужить «Слово о перенесении честных и священных мощей… великого Петра митрополита всея России нового чудотворца», где есть описание перенесения мощей в 1472 и 1479).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Василии следует сразу за повествованием о смерти блгв. кн. Константина, однако на иконе 1714 г. эпизоды истории изгнания епископа перемещены в конец цикла ( Сиротинская. 1993. С. 27-30, 32; Сухова. 2006. С. 18; Ил. на с. 203-205, 208, 209, 212, 213, 216, 217, 220, 221, 224, 225, 228). Изображение чудотворного образа присутствует в 23 клеймах (везде икона представлена в иконографическом изводе «Умиление», типа Игоревской). Рассказ об иконе открывается сценой в княжеских палатах (клеймо 6), где показано, как кн. Святослав дает согласие отпустить в Муром сына Константина. Образ Божией Матери размещен в арке архитектурной кулисы и изображен как предвестник буд. чуда от иконы. Далее представлен молебен в Киеве перед образом Божией Матери (клеймо 8). В нем участвуют оба князя, митрополит и диакон, изображенные перед аналоем, над к-рым на стене храма размещена Богородичная икона. В книге, к-рую держит митрополит, читаются начальные слова молитвы: «О в(с)емилостивая Г(оспо)же». Судя по надписи к клейму, где место действия обозначено «соборною церковью», можно предположить, что путь чудотворной иконы в Муром начинался из собора Св. Софии. Ключевое действо по передаче ее кн. Константину происходит уже за стенами храма (клеймо 10). Два князя стоят, поддерживая икону с 2 сторон. Далее изображен молебен в Муроме при освящении ц. Благовещения Пресв. Богородицы, возведенной кн. Константином (клеймо 28). Образ размещен на стене, под ним аналой с Евангелием. Затем представлено моление кн. Константина перед тем же образом, находящимся на стене в его палате (клеймо 30), и снова молебен в Благовещенской ц. перед чудотворным образом о спасении муромцев (клеймо 32). Цикл из 4 клейм представляет 1-е чудо от иконы, благодаря к-рому неверные муромцы отказались от убийства блгв. кн. Константина и согласились на обряд крещения. Первые 2 сцены отражают усиленное моление князя «в палатах» со всеми домочадцами и с епископом перед М. и., стоящей на аналое (клейма 35, 36). Само чудо от иконы показано в 2 следующих композициях, где блгв.

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Одиннадцатое клеймо. Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 85 25 января 1918 года. На клейме два надписания: священномученика Владимира Киевского ведут на казнь и обретение тела священномученика Владимира. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Владимир, первым из епископов принявшим мученическую кончину, был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян. Святитель Владимир изображен на клейме дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками. Двенадцатое клеймо. Образ безымянной святой жены с детьми. Отдельного надписания это клеймо не имеет. Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовных лиц, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение, на них же лежало воспитание детей, оставшихся без отцов. На иконе изображена мать в белом платке с прижавшимися к ней детьми. Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника (следующая композиция), но она не устрашается. Благодать Божия укрепляла верующих в самые страшные моменты. Тринадцатое клеймо. Арест священника в храме во время богослужения. Надписание на клейме: священника имают от престола Божия. Известны многочисленные случаи, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения богослужения, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей. На иконе дан обобщенный образ такого нападения. Изображен однокупольный храм с белыми стенами, каких было бесчисленное множество по всей России. Солдаты окружили престол, на котором стоят священные сосуды, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Композиция тесно связана с предыдущим изображением святой жены с детьми, поскольку оба изображения посвящены жизни обыкновенного прихода, на который обрушилось гонение. Четырнадцатое клеймо. Разорение Саровской обители, похищение мощей преподобного Серафима. Надписание на клейме: закрытие Саровского монастыря и похищение святых мощей преподобного Серафима. Саровский Успенский монастырь был закрыт в 1927 г., тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На фоне обобщенно представленного Саровского монастыря двое солдат уносят гроб с останками Преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители. Композиция в целом сходна с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры (клеймо пятое).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

исцеляет «неверного мужа»; М. приходит на гору Синайскую (клеймо 12); М., отрок, восходит на гору, здесь же он показан старцем в монашеском клобуке: «на гору взыде и Богу помолившеся и внимая и многажды чудеса творяше» (клеймо 10); исцеление скота «мужу некоторому иерусамлинянину» от «змиевымя» яда (клеймо 13); М. избавляет стадо от беса в образе «песьим» (клеймо 14); поставление М. в патриарха (клеймо 15); М. служит Божественную литургию (клеймо 16). На созданной на Русском Севере провинциальным мастером житийной иконе М. помещено 9 клейм (1-й пол., возможно, 1-я треть XVIII в., Арт-галерея «Дежа Вю», Москва). За ростовой фигурой святого, изображенного в правой части иконы в предстоянии образу Св. Троицы (Новозаветной), в левом верхнем углу в облаке, виден фрагмент пейзажного фона с холмами и редкой растительностью. Всю левую часть композиции занимает картина Жития святого, расположенная в 3 ряда по 3 клейма, нижние из к-рых имеют по позему общий с основным изображением святого пейзажный фон. Содержание клейм: осуждение отца М. правителем Максимианом за исповедание христианства; смерть родителей в темнице (между их фигурами - спеленатый младенец М.); М. оплакивает родителей, стоя над их гробницей; крещение М. и явление огненного столпа над ним; М. исцеляет брата среброкузнеца от смертельного недуга; сыновья среброкузнеца продают М. в рабство египтянину, М. исцеляет своего хозяина; М. молится о здоровье скота; М. именем Божиим заклинает беса, явившегося в песьем образе; М. прощает и одаривает детей среброкузнеца. Если в сценах крещения М. и оплакивания родителей М. представлен молодым человеком с еще не показавшейся бородой, то начиная со сцены исцеления брата среброкузнеца он - маститый старец в архиерейском облачении. На 2 последних житийных иконах М. держит в руке жезл с необычным острием в виде трезубца, на 1-й иконе - в клеймах чудес, связанных с повержением змея и беса, на 2-й - этот атрибут отсутствует в клеймах, но фигурирует в основном изображении святого, держащего Евангелие в правой руке, а жезл в левой.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Значительно меньше объяснений, благодаря удивительной четкости и легкости прочтения, требует замысел другого произведения Семена Холмогорца, написанного пять лет спустя для церкви Николы Мокрого. Это икона «Богоматерь на Престоле, в сорока клеймах», завершенная 29 декабря 1687 г. Николо-Мокринская церковь была освящена в 1672 г., позднее, в 1687 г., ее потребовалось освятить вторично из-за значительных переделок в иконостасе, а также пристройки к ней Варваринского придела и теплой (зимней) церкви в честь Явления Тихвинской иконы Богоматери, освященной, в свою очередь, в 1686 г. 991 . В среднике представлена Богоматерь Одигитрия на Престоле. Изучение сюжетной рамки показало, что, как обычно, сцены отражают основные положения церковного учения о Богородице 992 , но в отдельных группах сюжетов тот или иной догмат намеренно акцентирован, и это позволяет разделить клейма на три тематических цикла. Первые девять сцен верхнего регистра подробно рассказывают о земной жизни Марии (от пророчества Исайи о Деве Марии до Ее вознесения) – они утверждают идеи Приснодевства и Богоматеринства 993 . Второй цикл составили «Что тя наречем...» (клеймо 22) и весь нижний ряд рамки, иллюстрирующий похвалы Богоматери – свидетельства о том, что Мария превыше всех Небесных сил и святых 994 . Но особое внимание уделено идее покровительства Марии человечеству 995 . Чудесам, сотворенным Ею и Ее иконами, посвящена большая часть сюжетов: они занимают часть верхнего ряда и оба вертикальных, исключая сцену 22. Этому же постулату посвящены тексты молитвенной рамки – воскресный богородичен, говорящий о вере народа в помощь Богородицы, и кондак, восхваляющий Ее как защитницу от врагов. Этот цикл мы и рассмотрим подробнее. Повествование разворачивается от евангельских времен до эпохи иконоборчества и чудес VIII–X вв., свершившихся на Афоне и в Константинополе. Завершается цикл событием XII в., происшедшим в Новгороде («Чудо от иконы Богоматери Знамение. Битва новгородцев с суздальцами»). События же XI в. из истории Киева, которые должны непосредственно предшествовать новгородскому, перенесены в центр вертикальных регистров. Это сцены, посвященные истории принесения на Русь иконы «Успения» и проявлению чудесной заботы Богоматери об устройстве Печерского монастыря в Киеве: Богоматерь передает икону своего Успения константинопольским зодчим, отправляющимся на Русь строить церковь в Киево-Печерском монастыре (клеймо 19); «Видение церкви в воздухе зодчим (клеймо 20); зодчие передают икону основателям монастыря Антонию и Феодосию Печерским (клеймо 21); константинопольские иконописцы приходят к Никону Печерскому, преемнику Антония и Феодосия (клеймо 23); раскаяние клятвопреступника Сергия перед иконой Успения (клеймо 24). Вопреки хронологии, они предшествуют событиям IV и VII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

архим. Агапит Глава IV Вступление на престол Валента, сильно покровительствовавшего арианам. Его покушение овладеть Кесарийскою Церковью , с тем, чтобы передать в управление арианам. Примирение св. Василия с Евсевием, и его усилие вместе со св. Григорием к отражению всех нападений Валента и арианских епископов. Безуспешность покушений Валента и его удаление от Кесарии. Попечительность св. Василия о всех делах церковных и его ревность в проповедании слова Божия. Беседы его на шесть дней творения мира, и извлечение из них некоторых мыслей, особенно служащих к опровержению новейших возражений со стороны геологов и астрономов. Беседы на Псалмы, и извлечение из них более назидательных мыслей и особенно служащих к уяснению текста. Толкование на 16 глав пророка Исаии, и извлечение более назидательных мыслей. Беседа о том, что не Бог виновник существующего зла в мире, из которой сделаны некоторые извлечения в разрешение тех вопросов, которые доселе тревожат пытливые умы некоторых из наших современников. Попечительность св. Василия о бедных во время голода, постигшего Каппадокийскую область, и его живое и поучительное слово к богатым о вспомоществовании бедным. Попечительность св. Василия об освобождении Восточной Церкви от нападений ариан и его заботливость об устройстве монастырей в Кесарии и других местах. Св. Василий, вступив в свою Понтийскую обитель, скоро почувствовал, что любящим Бога все споспешествует во благое. Тишина уединения монастырской жизни скоро показала ему, насколько пустынная жизнь превосходит городскую в удобствах для жизни подвижнической и насколько способнее водворить мир душевный даже при обуревании самыми неприятными обстоятельствами жизни. Время впрочем скоро показало, что и самая скорбь послана св. Василию для того только, чтобы явить Евсевию и всей его Кесарийской пастве, насколько его мудрое и облагодатствованное слово полезнее для Церкви и могущественнее самой власти епископской. Валент, крещенный Евдонием, предстоятелем арианской церкви в Константинополе 81 , вступив в управление Восточною Империею, решился доставить арианам полное торжество над православием , и вследствие этого многих уже православных епископов изгнал и сослал в заточение, а церкви их предоставил в управление арианским епископам. Так как доселе почти одна только Кесарийская церковь оставалась правоверною и не подчинялась насилию ариан, поэтому Валент (в Июле 365 г.), взяв с собою арианских епископов, сам предпринял поход в Кесарию с целью непременно подчинить независимую доселе Кесарийскую церковь власти ариан. Полагаясь на неопытность Кесарийского Архиепископа, на отсутствие св. Василия, могущественного противника ариан, и на то, что Кесарийская церковь вследствие разногласия между Евсевием и св. Василием разделилась между тем и другим, Валент решительно полагал, что личным своим присутствием непременно одержит победу и достигнет давно желанной цели 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В роли антагониста православного Валентиниана I у Орозия выступает арианин Валент II, которого Орозий представляет наиболее одиозным противником православной веры. Уже само появление Валента на исторической арене сопровождается разрушительным землетрясением. То, что землетрясение, случившееся во времена благочестивого Валентиниана, явилось реакцией на факт назначения Валента соправителем, выражено у Орозия на композиционном уровне: упоминание о нем (VII.32.5) помещено между фразой о назначении Валента соправителем (VII.32.4) и историей крещения будущего императора от еретика Евдоксия (VII.32.6). 357 Рассказ Орозия о единоличном правлении Валента напоминает отрывок из истории императоров-гонителей; в отличие от язычника Юлиана, только мечтавшего о расправах над христианами, Валент начинает открытую войну со сторонниками Православия. Неслучайно его религиозная политика характеризуется Орозием исключительно в военных терминах: в египетские пустыни против бежавших туда монахов направляются трибуны и солдаты, «чтобы вырвать оттуда... святых и истинных воинов Божьих; тогда там уничтожены были многочисленные армии святых» (VII.33.3). Валент проявляет коварство, обманывая готов: в ответ на их просьбу прислать им учителей святой веры он «в пагубной извращенности отправил к ним учителей арианской догмы» (VII.33.19). За гонением на православных священнослужителей и монахов следует мятеж Фирма в Африке (VII.33.5), а «некоторое время спустя, как Валент начал по всему Востоку терзать Церкви и убивать святых, этот корень несчастий дал обильнейшую поросль»: начинается нашествие готов (VII.33.9–10). Крах римской армии под Адрианополем и гибель Валента позволяют Орозию еще раз обратиться к рассуждениям об участии Бога в истории и подчеркнуть универсальность принципа наказания Господнего нечестивых императоров (VII.33.13–19). Возрождение Империи, выход ее из кризиса, связанного с правлением Констанция II, Юлиана и Валента II, происходит при Феодосии Великом. Он становится одной из важнейших фигур истории «христианской Империи» у Орозия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника на иконе 1596 г. из мон-ря Дечаны - прп. Мария придерживает в момент причащения белого цвета плат (см.: иконописна школа од XIV-XIX в.: Кат. Београд, 1955. Табл. XII, XIII). Очевидно, выбор святых на этой иконе был обусловлен минейным принципом (пам. прп. Иоанна Лествичника - 30 марта). На миниатюрах рукописей история З. и прп. Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири; напр., в Киевской Псалтири 1397 г. соединены 2 события, разделенные годом,- первые 2 встречи З. и прп. Марии: встреча в скалах: З. отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду; ниже - на берегу З. причащает Марию (иллюстрация псалма 118 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем») (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в С.-Петербурге [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 175 об.). В минейных циклах изображение З. может помещаться в композиции «Причащение прп. Марии» под 1 апр., в день памяти прп. Марии Египетской, напр.: на миниатюре в Житиях святых за февр.- июнь по Метафрасту из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе (Mess. Salvad. 27. XI в., К-поль), в настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561). С XVII в. на Руси получили распространение житийные иконы прп. Марии Египетской, где З. представлен в неск. сценах: на московской иконе из собрания С. П. Рябушинского «Прп. Мария Египетская, с 12 клеймами жития» (1629, ГТГ) З. изображен в 5 клеймах, иллюстрирующих встречу прп. Марии с З. (клеймо 8); беседу прп. Марии и З. (клеймо 9); молитву прп. Марии и З. (клеймо 10); причащение прп. Марии З. (клеймо 11); погребение прп. Марии (клеймо 12); на иконе сев. писем «Житие преподобных Марии Египетской и Зосимы Палестинского» (1-я пол. XVII в., ГТГ) традиц. сюжеты Жития представлены не в клеймах, а объединены в общую композицию; на иконе «Прп. Мария Египетская, со сценами жития» (XVIII в., ГМИР) З. изображен подающим одежду прп. Марии и оплакивающим ее кончину (Рус.

http://pravenc.ru/text/200017.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010