М. изображен в Библии как самый нечестивый царь из династии Давида: он восстановил «высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему... И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов (букв.- «вызывал духов предков» - И. Т.) и волшебников (букв.- «духов ведения» - И. Т.)» (4 Цар 21. 3-6; ср.: 2 Пар 33. 3-6). Многие из народа при нем впали в идолопоклонство (4 Цар 21. 9-15; 2 Пар 33. 9-10). Высказывается предположение, что радикальный отход М. от религ. политики своего отца, направленной на очищение культа Господа и его централизацию в Иерусалимском храме (см.: 4 Цар 18. 3-6; 2 Пар 31. 1; см.: Horn. 1988. P. 131 ff.; Shoors. 2013. P. 110 ff.), мог быть связан с представлением о том, что Иудея претерпела многочисленные бедствия и потеряла значительные территории именно вслед. запрета Езекией на отправление в Иудее местных хананейских языческих культов и обрядов (ср., напр.: 4 Цар 16. 10-18; 2 Пар 28. 22-25; ср.: Иер 44 - Cogan. 1993. P. 403-414). Др. причина отпадения М. могла быть связана с влиянием Ассирии на религ. политику Иудеи (ср., напр.: 4 Цар 16. 18), по сути зависимой от нее в тот период, особенно в области астральных культов ( Spieckermann. 1982. S. 164; Shoors. 2013. P. 108-110). Библейское указание на то, что М. пролил «весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края» (4 Цар 21. 16; ср.: 24. 4), предполагает существование в тот период в Иудее мощной религиозно-политической и социальной оппозиции действиям М., возглавлявшейся, по-видимому, пророками Господа (ср.: 4 Цар 21. 10; 2 Пар 33. 10, 18). Полагают, отголоски этого противостояния можно усмотреть, напр., в Книге прор. Наума ( Dietrich. 1994. S. 463-490; ср.: Shoors. 2013. P. 107). Именно в этот период царствования М. могла быть сокрыта в Иерусалимском храме «Книга закона» («Книга учения» прор. Моисея - 4 Цар 23. 24), обнаруженная позднее в храмовом святилище и обнародованная вновь уже при царе Иосии (4 Цар 22. 8; 2 Пар 34. 14-15).

http://pravenc.ru/text/2561806.html

Миссионер. Так как вы отступили от Православной Церкви и не хотите слушать увещаний здешнего приходского священника, то я хочу беседовать с вами о тех истинах православной веры, в понимании которых вы отличаетесь от православных. О чем же прежде всего желаете со мной беседовать? Предоставляю вам на сей раз право выбора предмета. Штундист. Более всего нас соблазняют иконы, и потому просим вас открыть первую беседу об иконах. Миссионер. Хорошо; желательно мне от вас слышать, почему они вас соблазняют? Имеете ли вы какие-либо доказательства того, что их не следует почитать? Штундист. Имеем в Слове Божьем, да еще настолько важные, что и дитя наше их понимает (они так ясны) и может обличить ими всякого почитател икон. Миссионер. Укажите мне эти места, прошу вас. Штундист. Вот они, пока 29 стих, 17 главы Деяний Апостольских и вторая заповедь Закона Моисея. Есть у нас и другие указания против употребления икон, напр. у прорр. Исайи, Иеремии, в Псалмах Давида пророка. Мы думаем, что тут напрасны даже будут ваши усилия, труды и речи, чтобы против сих мест что-либо возразить. Миссионер. Посмотрим. Но чтобы труд наш не был напрасным, прошу усердно внимать слову и честно относиться к делу, помня, что мы будем трудиться вести беседу истины ради, иначе успеха не может быть, как бы ни были ясны мои доказательства в пользу почитания икон и в опровержение ваших возражений. Успеха ради скажу еще: не забрасывайте меня разом многими вопросами, особенно не давайте их одновременно о разных предметах. Речь пойдет об иконах; помните, что о них только на сей раз мы и должны говорить. Чтобы скорее и лучше дойти до конца, советую вам не всем говорить, а избирать того, кто у вас сильнее в слове и больше других понимает. Ему доверьтесь, пусть он и говорит со мной, остальные будете вместе с православными слушать; а что ваш доверенный не выскажет, или скажет не так, о том в конце беседы мне скажете. Хорошо ли так будет? Штундист. Хорошо, значит, это чтобы был порядок. Миссионер. Да, верно. Кого же вы из среды себя выбираете для беседы со мной?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Убежище, города убежища Убежище, города убежища . Первоначальное учреждение городов убежища подробно описано в кн. Числ ( Чuc.XXXV, 10–15 ). Как в патриархальные времена до Моисея, так при Моисее и после него человеческая жизнь считалась весьма священной. Сознательный убийца был осуждаем на смерть и, даже убивши своего ближнего ненамеренно, подвергался опасности отмщения со стороны его ближайшего родственника (отмстителя за кровь). Впрочем, эта суровая справедливость растворялась милосердием, так как для таких невольных убийц были назначены особые города: три Моисеем на в. берегу Иордана и три Иисусом Навином на западном, как города убежища, в которые мог бежать и спасаться невольный убийца и оставаться в них, по исследовании дела, до смерти первосвященника ( Чuc. XXXV, 10–32 , Bmop. XIX, 7–13 , Нав. Х, 1–8 ). Города убежища на в. берегу Иордана были следующие: Бецер, Рамоф и Голан ( Bmop. IV, 43 ), а на з. берегу – Хеврон ( Hab. XXI, 13 ), Сихем ( Hab. XXI, 21 ) и Кедес ( I Nap. VI, 74 ). В каждый из означенных городов мог бежать несчастный, невольный убийца и спасаться в нем от мстителя крови. По свидетельству раввинов, дороги в означенные города были всегда свободны, находились в хорошем состоянии, а по направлениям, ведущим к ним, стояли указательные столбы, и вообще убийце давалась полная возможность спастись туда бегством от руки мстителя. Если по исследовании дела оказывалось, что он повинен в умышленном убийстве, то его удаляли даже из города убежища и предавали смерти ( Чuc. XXXV, 31–32 ); если же находили, что он совершил преступление невольно или случайно, то ему дозволялось жить в городе убежища, но не выходить за пределы оного до смерти первосвященника. Жилище давалось таковому безвозмездно, граждане обучали его какому-либо ремеслу или искусству, и таким образом он приобретал себе средства к пропитанию; но если по какой-либо случайности отмститель крови встречал его за пределами города, то мог убить его и остаться безнаказанным ( Чuc. XXXV, 26–27 ). Были города убежища и у других народов древности, у греков и римлян. Так, напр., Дафны близ Антиохии был городом убежища ( II Mak. IV, 33–34 ). Храм Дианы в Эфесе также считался местом убежища и др. Вообще же храмы и алтари в древности, помимо городов, считались местами убежища для невольных убийц ( Ucx. XXI, 14 ). Так, мы читаем, что Адония и Иоав, по смерти Давида, опасаясь за свою жизнь, убежали к жертвеннику и ухватились за рога оного. Впрочем, это святое место убежища не спасло Иоава. Он был умерщвлен, несмотря на принятую предосторожность ( III Цap. I:50–51, II:28–31 ). Так, в греческой истории мы читаем, что Павзаний, подвергаясь опасности лишиться жизни, убежал в капище Минервы, но посланные за ним убийцы завалили двери капища и обрушили потолок, чтобы он скорее там умер. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Темница Темница, или тюрьма . Темничное заключение у многих древних восточных народов встречалось не так часто, как в настоящее время у современных цивилизованных народов, так как виновные в большинстве случаев наказывались тотчас же после краткого судопроизводства. Но, по-видимому, темничное заключение в Египте было довольно обыкновенным явлением. Так, Иосиф, бывший домоправителем ц. египетского фараона, был заключен в темницу, которая в Библии называется местом, где заключены узники царя. Она находилась под ведением особенного начальника ( Быm. XXXIX, 20–23 ). Заточение преступника в темнице продолжалось иногда довольно долгое время до окончательного решения его дела ( Быm.XLI, 1 ). В законе Моисеевом нигде не упоминается о темницах. Единственный случай заключения под стражу во времена Моисея упоминается в кн. Левит ( Лeb.XXIV, 12 ). Мы должны заметить при этом, что во времена Моисея был еще и другой случай заключения под стражу одного лица, который собирал дрова в день субботний. Тот и другой заключенные содержались под стражей до тех пор, пока не было определено, что должно сделать с виновными ( Чuc. XV, 34 ). Иов говорит о темничном заключении, в котором узники не знали покоя, и слышались там крики приставника ( Uob.III, 18 ). Узники и темница неоднократно упоминаются и в псалмах Давидовых ( Nc.CXLI:7, LXXVIII:11 и др.). Филистимляне имели дом узников в Газе, куда был заключен Самсон, осужденный на тяжкий труд молотьбы в цепях ( Cyд. XVI, 21–25 ). Давид прибегнул к мере заключения в особом доме под надзор десяти своих наложниц ( II Цap. XX, 30 ). После времен Давида указания на темницы или дома темничные в Свящ. Писании делаются чаще ( III Цap. XXII:27 ; 4Цap. XVII:4, XXV:27–29 ; Uc. XLII:7 ; Ekkл. IV:14 ; Uep. XXXII:2 и др.). Мы читаем о тюрьмах или темницах и в неканонических книгах ( II Mak. XIII, 21 ), и из Нового Завета прямо видно, что темницы в то время были уже общественным учреждением ( Лk. III:20, XXIII:19 ; Дeяh. V:18, VIII:3 и др.). Нам мало известны подробности темничной дисциплины у евреев, но, вероятно, они имели много общего с римской, разъясненной подробнее и обстоятельнее: так, напр., тюрьмы находились при домах начальников телохранителей ( Быm. XXXIX, 20 ), или в караульнях при домах царских ( Uep. XXXII, 2 ), или при вратах ( Иер.ХХ, 2 ) и состояли иногда в глубоких, безводных рвах во дворах зданий и подземельях ( Uep. XXXVII, 16 ). Узников сковывали цепями ( Uob. XXXVI, 8 ), сажали их в колоду ( Иер. ХХ, 2 , Uob. XIII, 27 ), состоявшую из двух больших брусьев, в которую вкладывались руки и ноги преступника. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Рефаимы Рефаимы (исполины) ( Быm. XIV, 5 , Bmop. II, 11 , Hab. XII, 4 и др.) – один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенной величиной роста и силой. Мы видим этот народ между ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, ц. еламитским ( Быm. XIV, 5 ). Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенным ростом и исполинской силой, каковы, напр., енакимы, зузимы, емимы, замзумимы. Во время вступления евреев в Землю Обетованную собственно рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как, напр., во времена Моисея – Ог, ц. васанский, во времена Навина – енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Дахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской. Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в кн. Иова ( Uob.XXVI, 5 ), в кн. пр. Исаии ( Uc.XIV:9–10, XXVI:14–19 ) и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова, может быть, служила мысль о рефаимах, как о народе, не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней пр. Исаия, говоря о царе вавилонском: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь, и черви – покров твой ( Uc. XIV, 9–11 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

издательство П.П. Сойкина Палея Палея – памятник, излагающий ветхозаветные события, отлично, однако, от библейского изложения. П. бывает двух типов: 1) историческая и 2) толковая. Историческая П. известна в русской письменности в списках поздних XV-XVII вв. и обыкновенно озаглавливается иначе: «Книга бытия небеси и земли», «Очи палейные». Памятник появился на Руси в конце домонгольского периода в переводах с южнославянских оригиналов. Греческий оригинал существуют в рукописях венской библиотеки. Имя автора нигде не встречается. Сверх библейских и апокрифических книг памятник ссылается на канон Андрея Критского , каноны на Рождество Христово и Воздвижение, сочинения Григория Богослова , Иосифа Флавия и житие Моисея. По этим ссылкам заключают, что П. историческая на греческой почве возникла не раньше конца IX в. Содержание П. – краткий исторический очерк ветхозаветной истории с апокрифическими вставками от сотворения мира до царствования Давида включительно. Так, о Лоте говорится, что он, после греха с дочерьми, по приказу Авраама, посадил 3 головни и поливал их до тех пор, пока они не дали ростков, почему он узнал, что Бог простил его. Автор проклинает тех, кто думает, что Адам еще в раю вступил в брак с Евою. Толковая П. известна в списках, начиная с XIV в. Позднейшие списки более обширны по объему. На греческой почве П. возникла не ранее VIII века. Содержание толковой П. ветхозаветная история, доведенная в одних списках до Саула, в других до пришествия Христа, в третьих до царя Соломона, и оканчивается пророчествами пророков и языческих философов о Христе. В этой П. изложение событий сопровождается толкованиями, что Ветхий Завет есть прообраз Нового, и обличениями евреев и магометан. Начинается П. Шестодневом, представляющим собой компиляцию из произведений Василия Великого , Иоанна, экзарха болгарского, Севериана Гевальского, Епифания Кипрского . Шестоднев – рассказ о сотворении мира с обширными толкованиями, в которых сообщаются самые разнообразные сведения о явлениях природы, о животных и т. п. полемика: так, напр., евреи сравниваются с птицей жегзулей (кукушкой) кладущей яйца в чужие гнезда; магометан оставляющих своих жен и содомски смешивающихся друг с другом, автор уподобляет рыбе мюрам, соединяющейся с ядовитым змеем. В первой части П. встречается ряд дополнений к Библии: такова небольшая статья, известная под именем «Лествица» и апокриф «Заветы 12 патриархов». Автор берет из Библии не все рассказы, а только нужное для его обличений и толкований. Читать далее Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина/Т. 2. 2464 стб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151     Название книги. Число псалмов . В еврейской Библии эта книга называется «тегиллим» или «сефер тегиллим», что значит – хваление, или книга хвалений, а в греческой Библии « ψαλτριον». Последним названием обозначался струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось большею частью исполнение песней Псалтири. Вся книга Псалтирь состоит из 151 песни, из которых первые 150 канонического достоинства, а последняя – 151 – неканонического. Каждая из этих песен, при многих частных особенностях в своем содержании и внешней форме изложения, имеет то общее со всеми другими, что предметом их обращения, источником и вдохновителем их авторов является Бог и Его многообразные свойства и дела, проявляемые во внешней природе и в жизни людей. Поэтому евр. название книги указывает на основной, внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу, а греч. надписание – на внешний способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Писатели псалмов . Все псалмы имеют цифровое обозначение но, кроме того, над многими из них встречаются названия лиц, со стоящей пред ними еврейской частицею «ле», указывающей на принадлежность этого псалма данному лицу, напр., «ле Давид», «ле Шеломо» и др. Подобные надписания означают, что данные псалмы написаны – один Давидом, другой Соломоном и т. д. Кроме Давида и Соломона, в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асафа, Емана, Идифума и сынов Кореевых с предваряющею эти имена большею частью частицею «ле».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:1–17 Родословие Иисуса Все древние биографии обычно начинались с родословной, подчеркивающей благородное происхождение героя. Здесь Матфей показывает неразрывную связь Иисуса с историей Его народа от самых истоков. 1:1. Мессия должен быть «сыном [потомком] Давида»; понятие «сын Авраама» применялось по отношению к каждому еврею, таким образом, Матфей начинает родословие с напоминания о еврейских корнях Иисуса. Генеалогия раскрывает связь между важными личностями на протяжении истории (напр.: Адам, Ной и Авраам в Быт. 5,11 ). Греческие читатели называли Книгу Бытие «книгой поколений», «Genesis» (•? происхождение), и это название использовалось также по отношению к родословиям и другим рассказам, содержащимся в ней ( Быт. 2:4 ; 5LXX). В Книге Бытие родословия названы по имени первых из упоминаемых в них лиц, а в Евангелии от Матфея родословие названо именем Иисуса Христа, вокруг Которого оно сосредоточено и Которым завершается. 1:2–16. В отличие от Луки и греко-римских авторов, Матфей перечисляет имена, начиная с древнейших и кончая последними, как и в Ветхом Завете. Родословия напоминали еврейскому народу, что Сам Бог устраивает браки и дарует людям потомство. Иногда родословия объясняют характерную для человека линию поведения (напр., происхождение Моисея от таких нарушителей закона, как Рувим, Симеон и [непосредственно] Левий, помогает объяснить некоторые из его слабостей в Исх. 6:12–30 ). Самое главное, что родословия служили документальным подтверждением чистоты происхождения каждого израильтянина (в противоположность некоторым галилеянам, которые могли быть потомками обращенных язычников), его принадлежности к священническому или царскому роду. Кроме того, родословия служат связующим звеном между выдающимися историческими личностями; в Книге Бытие Адам, Ной и Авраам связаны именно таким образом ( Быт. 5, 11 ). Матфей связывает Иисуса с ветхозаветными рассказами о патриархах, царском роде Давида и периоде вавилонского плена. По крайней мере, часть генеалогических документов знатных (особенно священнических) родов хранилась в храме. После разрушения храма в 70 г. претендовать на принадлежность к роду Давида мог каждый, но свидетельство об Иисусе относится ко времени до 70 г., когда оно еще могло быть проверено ( Рим. 1:3 ). Даже после 70 г. свидетельства о происхождении Иисуса из Давидова рода было достаточно, чтобы над Его родственниками нависла угроза преследований со стороны римских властей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

до Р. X.) к Саддукейской партии примкнул священнический род Боэтусеев, родоначальник которых Боэтус выдал дочь свою за Ирода и был возведен последним в сан первосвященника. Близость к официальной власти не мешала С. считать себя охранителями закона Моисея, который один они, в отличие от фарисеев, и признавали. Все народные обычаи, равно как и постановления позднейших законоучителей, они отвергали. На еврейский народ С. имели, однако, небольшое влияние, что объясняется как несоответствием их проповеди с жизнью, так и недоверием к ним народа. Требование Саддукеями исполнения буквы закона Моисея с течением времени становилось все менее и менее выполнимым. Это относилось и к обрядовой стороне Моисеева закона и к уголовной; Так, выполнение всех предписаний относительно, так называемой, ритуальной чистоты являлось часто совершенно невозможным, особенно, когда еврею приходилось жить вне Палестины и на каждом шагу соприкасаться с язычниками. Точно также в Моисеевом законе содержится широкое применение смертной казни, которая назначается не только в случае, напр., покушения на жизнь ближнего, но и за нарушение чисто религиозных постановлений. В отличие от С., придерживавшихся строго буквы закона, другая еврейская партия – фарисеи, не отвергая закона, стремились, однако, к тому, чтобы примирить его с жизнью. Толкуя закон, они придавали ему символический смысл, часто противоречащий его буквальному. Саддукеи отвергали все толкования фарисеями закона и придерживались библейского текста в буквальном его смысле. В этом отношении к Моисееву закону основное различие между фарисеями и саддукеями. Затем, что касается остальных библейских книг, то С. не признавали за ними значения авторитета; так как в этих книгах, проникнутых Мессианской идеей, выражается надежда на спасение народа чрез дом Давида; то саддукеем, как потомкам священнического рода, видевшим в потомках Давида для себя самых опасных соперников, так я пророческие указания не могли быть полезны. С другой стороны, требуя от народа строгого исполнения закона Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Святилище и Божье наставление . Разные районы пустыни служили людям убежищами: бегство израильтян из Египта в пустыню – самый известный пример. Бросив Иосифа в яму в пустыне, Рувим спасает ему жизнь ( Быт.37:22 ). Давид бежит в крепость в пустыне, спасаясь от Саула ( 1Цар.23:14; 26:2–3 ), потом он делает эту историю темой псалма ( Пс.54:8 ). Иеремия хочет покинуть свой грешный народ, удалившись в «пристанище путников», в пустыню ( Иер.9:2 ), и призывает людей спасаться и стать подобными пустынным деревцам ( Иер.48:6 ). Когда Илия бежит от Иезавели ( 3Цар.19:4 ), пустыня становится не просто убежищем: Бог спасает пророка от голода и отчаяния. Ранее, во времена исхода, тяжелые условия жизни в пустыне привели к многим чудесам, превратившим блуждания израильтян в проявление Божьей славы, помощи и наставлений ( Чис.14:22 ). Там им была послана манна – «на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное» ( Исх.16:14 ), а также вода и перепела. Опыт спасения в «степи печальной и дикой» ( Втор.32:10 ) неоднократно повторяется в Ветхом Завете – от речи Моисея («Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка», Втор.2:7 ) до псалмов Давида ( Пс.67:8 ) и сравнения у Исаии, сказавшего, что Бог поведет Израиль, как коня по пустыне. Праздник кущей (до сих пор отмечаемый иудеями как суккот) – это напоминание о блужданиях народа по пустыне ( Лев.23:34–36 ). Поклонение и завет. Исход израильтян из Египта начинается с просьбы о разрешении провести израильтянам в пустыне религиозный праздник – фараон решительно не хотел соглашаться на это ( Исх.3:18;5:1; 7:16; 8:27 ). Практика жертвоприношений и празднования пасхи в пустыне стала привычной (напр., Чис. 9:5 ). Подобным образом, скиния и Жертвенник всесожжения обычно ассоциируются с пустыней (напр., 1Пар.21:29 ; 2Пар.1:3 ). Одно из наиболее важных положительных значений образа пустыни связано с тем, что в пустыне Бог явил Себя народу – в Хориве ( Исх.3 ) и Синае ( Исх.19 ), когда Он вступил с израильтянами в отношения завета и дал Свои заповеди ( Исх.20 ), – факт, тесно связывающий закон Моисея с опытом в пустыне ( Исх.24:8 ). Мессианская сторона пустынного опыта проявляется в Ос.11:1 , где Бог призывает Израиль, Своего сына, из Египта (который в Тов. 8:3 отождествляется с пустыней). В Мф.2:15 эти слова относятся к Иисусу, Который возвращается из Египта, куда Ему пришлось бежать с Марией и Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010