сохранилась среди рукописей из Хенобоскиона (NHC. II 7). Кодекс датируется 1-й пол. IV в., но текст сочинения мог появиться уже во II - 1-й трети III в. Представляет собой диалог Спасителя с Иудой и Фомой в то время, пока они шли по дороге. Во вступлении отмечается, что текст их беседы записал ап. Матфей. Иисус называет Фому Своим братом-близнецом. Фома просит Его рассказать о сокрытом. Иисус говорит, что Его учение адресовано совершенным. Но те, кто не примут проповедь апостолов, будут отданы верховному архонту. Иисус провозглашает неск. раз «горе» безбожникам и грешникам и «блаженство» избегающим соблазнов, оскорбляемым, презираемым, плачущим и угнетаемым. В финале Он призывает бодрствовать и молиться, чтобы избавиться от страстей плоти и воцариться вместе с Царем. «Диалог Спасителя с учениками» сохранился на копт. языке в кодексе IV в. (NHC. III 5). Текст во мн. местах поврежден. Начинается с наставления Спасителя ученикам о покое, о молитве, о грядущих испытаниях, о том, что не надо бояться испытаний. Встречные вопросы Иисусу задают Матфей, Мария, Иуда и все ученики вместе. Речь в беседе идет об устройстве мироздания, целях пришествия Спасителя в мир, о Боге, о правильном поведении верующих, о судьбах мира, об участи учеников, о молитве и проч. Большая часть вопросов и ответов носит сокровенный характер и тесно связана с образами, известными из канонических притчей Спасителя (горчичное зерно, меч, одежды и т. п.). Текст содержит ряд логий, к-рые, возможно, не зависят от канонических Евангелий и представляют собой независимую традицию (напр.: Гл. 127. 14 и Ин 16. 20). Неск. мест может быть сопоставлено с апокрифическим Евангелием от Фомы. «Послание Иакова» находится в кодексе Юнга (NHC. I 2). Текст написан на субахмимском диалекте копт. языка. Вводная фраза представляет собой вступительное благословение апостола в адрес неизвестного респондента, чье имя повреждено в тексте, но к-рого он называет священником. Иаков говорит, что посылает ему тайную книгу, записанную евр. буквами, к-рая была открыта ему и ап. Петру, а прежде отправлял ему др. книгу, открытую только ему (Иакову). После лакуны повествование продолжается сценой, в к-рой 12 учеников сидят, повторяют и записывают сказанное тайно каждому из них Спасителем. Говорится, что Иисус общался с учениками 550 дней после Воскресения. Спаситель призывает учеников «исполниться», чтобы обрести Царство. Спасение совершится, по Его словам, через веру в Его Крест. Подчеркивается роль молитвы. В тексте встречается неск. сокровенных логий Иисуса Христа. Они по стилю напоминают Евангелие от Фомы. В Послании Иакова Иисус произносит ряд благословений и проклятий (12. 38-13. 1) и говорит об Отце и Сыне. После того как Спаситель удаляется, апостолы преклоняют колени и слышат ангельские славословия в честь вознесшегося Иисуса. На протяжении всего текста Иаков неоднократно говорит от 1-го лица. 1-й Апокалипсис Иакова

http://pravenc.ru/text/Диалоги Иисуса ...

постить (Зах.): пристить А. (обе)=πισκοπ πισκψσεται 50:24, 25 (см. 21:1); 158) клеть се дати (проп. Л. Перф.) отцемь нашимь Gl. и др.: бща... цемъ нашимъ В 1 . (обе)=μοσεν τος πατρσιν μν (вст. δοναι Ин. Зл.) 50:24; 159) мре (Зах.): сконча с (обе)=τελετησεν 50:26. и др.   Во всех этих случаях паримейный отдел глаголического текста кн. Бытия повторяет перевод кирилловского паримейника и резко, как видим, отличается по словоупотреблению от перевода того же паримейного отдела четьих списков кн. Бытия, юго-славянских и русских. Само собою разумеется, что такое совпадение в переводе можно объяснять только единством древне-славянского прототипа, который и перешёл, с одной стороны – в кирилловские паримейники XII–XIV вв., с другой – в хорватские глаголические часословы XIII–XIV в.в. Сохраняя вообще все черты перевода древнейших кирилловских паримейников, глаголический текст кн. Бытия в то же время удержал и такие особенности древне-славянского прототипа, каких в большинстве кирилловских паримейников, долгое время переписывавшихся в иной диалектической среде, т.е. у болгар, сербов и русских, мы почти уже не находим; таковы, напр., слова – небеськъ 1:14, 15, 20, 28, 30; 2:19, 20; 6:7; 7:4, 11, 13, 23; 8:2; 9:2; 22:17; 27:28; 28:18. и др. (что в кирил. паримейниках всюду заменяется словом небесьнъ, кроме Зах. сп.– в гл. 7:11) въти вм. нати 4:7; 15:14; 22:17 (25:23; 30:3) 126 и др., бладгодь вм. благодать 6:8 (есть только в Гр. и Белг.), прпитти (-тати) 7:3 (в Зах. Лоб. Л.), велии вм. великъ 12:2, 10; 21:8 (13); 27:33, 34, 38; 28:17 (29:2); 46:3; 50:10, 11; цсарь вм. царь 14:17, ter . 18; 17:6, 16 (26:8); вратръ 9:5; 14:14; 27:29; етеръ 9:23 (21:15); 28:11 (37:15) и др. и формы: дв. ч. прех. вр. – бшета 2:25; 27:23, стидшата се 2:25 (только в Л. 49.) и аористов – простого и сложного на съ: открста се 3:7 127 , снсь (сндохъ Гр. Лоб., снхъ Л. Зах.) 3:12, книд 7:9, 15 (только в Зах. Л.), обрт 11:2 (и Гр.), иид 8:19; 12:5 (иидош; Лоб.), ид 18:22, придота (дв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

50:26. положиша (погребоша Перф.) и (га Gl.) въ рац (вст. и Л. Gl.). погребоша и (га Gl.; проп. пог. и Перф.) въ гпт Зах. Gl. и др.; θαψαν ατν (вст. κα θηκαν L. Vat.; вст. κα θηκαν ατν A. X. 14. 16. 25. 30. 38. 56. 57. 59. и мн. др.) ν τ σορ ν Αγπτ S.; et conditus aromatibus, repositus est in loculo in Aegypto. Все эти примеры (a число их можно было бы увеличить ещё в несколько раз) 114 наглядно показывают, что глаголический текст книги Бытия, общий с текстом кирилловских паримейников, восходит к греческому подлиннику, которым и может только объясняться. Этого мало. Продолжая далее сравнение глаголического текста с паримейным и греческим, мы видим, что, несмотря на подновления и вообще порчу обоих славянских текстов кн. Бытия, их греческий оригинал был один, а не разный. Всего лучше это подтверждается теми местами перевода LXX-mu, для которых существует два или вообще несколько чтений, смотря по спискам; таковы, напр. 2:15. его же сотвори Gl. Гр. и все др.; ν πλασεν (ποησε X. 55. 75. 127. 128.) S.; проп. Vulg. 4:17. роди (породи Gl.) Еноса Л. (41. и все др.; τεκεν τν νς (νχ A. Vat. и др.) S. L. 14. и мн. др. (см. у Гольмеза); peperit Henoch. То же Еносъ, а не Енохъ, читается и в гл. 4:18. 4:2. Селла же породи (роди Гр. и все др.) татокела 115 (и тат. Стеф. Перф. Зах. Л. 116 49. 50. 51.) Gl. Гр. и др.; Σελ δ τεκεν κα ατ (перест. Σ. δ. κα α. τ. Vat Ald. 135. и др.) τν Θβελ S. L. А. и мн. др.; Sella quoque genuit Tubalcain; ibid. сестра (вст. же и Гр.; вст. же Л. и др.) татовелева (статовелева Зах. Л.; нтафелева Нерф.; натовелева Оф.) б (проп. Гр. и др.) Ноемань(-мана Перф. Оф.) Gl. и кир.; δελφ δ Θοβελ Νοεμα (-μν 20. 50. 71. 78.120.129. Ин. Злат.) S. и др.; soror voro Tubalcain, Noema. 7:3. от птиць Л. и др.; Гр.) двое двое Gl. и кир.; π (вст. πντων Vat. A.) τν πετεινν το ορανο (проп. Vat. A. E. X. 55. 59. 71. 76. 106. 129. 131.) τν μ καθαρν δο δο S. L. и др.; проп. Vulg. 7:4. еловка (ловка Gl.) до (даже до Gl.) скота Л. Gl. и др.; π νθρπου ως κτνους S. L. Com. 15. 19. 20. 37. 44. 55. 58. 59. 74. 76. 82. 106. 108. 134.=проп. всего Vat. и др. сп. (см. у Гольмеза); проп. Vulg.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Приношения за умерших были у древних в обычае. Соб: 2, гл. 5. См. смерть. Причащение. Египетские монахи каждое воскресенье приобщались Св. Тайн. Простительные грехи не препятствуют приступать к св. причастию. Соб. 23, гл. 21. Непроизвольное истечение во сне тоже не препятствует св. причастию. Соб. 22, гл. 4—6. Бесноватым тоже не отказывали в св. причастии. Соб. 7, гл. 30. Проклятия пророческие как нужно понимать. Соб. 7, гл, 21. Промышление Божие о всех вещах. Соб. 23, гл. 20. Пророк прельстившийся подвергся смерти за ослушание. Соб. 7, гл. 15. Псалмы. Чин и образ пения псалмов. Кн. 2, гл. 7; Соб. 10, гл. 14; Соб. 17, гл. 3; Соб. 18, гл. 2. Число псалмов указано ангелом. Кн. 2, гл. 5, б. Как можно достигнуть понимания псалмов. Соб. 11, гл. 8. Пустынножительства польза. Соб. 19, гл. 5. Цель пустынножительства и уединения. Соб. 19, гл. 7, 8. Кто должен удаляться в пустыню. Соб. 19, гл. 11. 790//  Пьянство не от одного вина бывает. Кн. 5, гл. 6. Двоякого пьянства надо избегать. Соб. 9, гл. 5. В Пятидесятницу (пасхальное время) не постятся и не преклоняют колен на молитве. Соб. 21, гл. 11, 19, 20; Кн. 2, гл. 18. Р На расположение делающего надо смотреть, а не на совершение дела. Соб. 6, гл. 8, 9. Расположение неумеренное даже и к малым вещам противно ревности к нравственному совершенству. Соб. 1, гл. 6, 9. Распятым быть духовно — что значит. Кн. 4, гл. 34. Рассказ о доходе брадобрея приспособлен к открытию козней бесовских. Соб. 24, гл. 13. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником. Соб. 2, гл. 2. Она даруется от одного Бога. Соб. 2, гл. 1. Польза и необходимость ее показывается. Соб. 1, гл. 22, 23 и Соб. 2. Она должна предпочитаться всем добродетелям. Соб. 2, гл. 2. Апостол поставляет ее в числе высших даров Св. Духа. Соб. 2, гл. 4. По недостатку рассудительности прельстились и пали Саул, Ахав и многие отшельники. Соб. 2, гл. 3, 5—8. Рассудительность чем приобретается и сохраняется. Соб. 2, гл. 9, 10. Речь говорящего Бог приспосабливает к приемлемости и заслугам слушателей. Соб. 1, гл. 23.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Гл.3: Явление Моисею Господа в терновом кусте, объятом пламенем, и Его повеление сказать Израильтянам, что Он выведет их от египетского угнетения в землю благодатную. Гл.4: Дар чудотворения, данный Моисею; Моисей отказывается: «пошли другого», – но Господь понуждает его; встреча с Аароном. Гл.5: Повеление Божие фараону, царю Египетскому, переданное Моисеем и Аароном. Фараон усиливает лишь угнетение Израильтян; жалоба Моисея к Господу. Гл.6: Новое откровение Господа Моисею. Перечисляются начальники поколений Израильских. Гл.7: Моисей и Аарон пред фараоном; чудесные знамения жезлом. Первая казнь: превращение воды в реке в кровь. Гл.8: Вторая казнь: жабы. Третья: мошки; четвертая: песьи мухи. Гл.9: Пятая казнь: мор скота. Шестая: воспаление с нарывами на людях. Седьмая: град смертоносный. Гл.10: Восьмая казнь: саранча. Девятая: трехдневная густая тьма. Гл.11: Выпрашивание у египтян серебряных и золотых вещей. Угроза последнею казнию. Заключение. Гл.12: Установление праздника Пасхи. Поражение всех первенцев египетских; исход Израильтян из Египта. Устав пасхи. Гл.13: Освящение первенца. Наставление Моисея народу. Путь израильтян пустынею. Гл.14: Фараон преследует Израильтян; народ израильский спасен чудесным образом. Гл.15: Победная песнь Моисея и Мариам. В Мерре горькая вода сделана сладкою. Гл.16: Продолжение пути из Елима пустынею Син; перепела и манна. Гл.17: Рефидим: вода из скалы в Хориве. Победа над Амаликитянами по молитве Моисея. Гл.18: К Моисею приходит Иофор, тесть его, с женою и сыновьями его; совет Иофора Моисею избрать судей народных себе в помощь. Гл.19: Завет Господа Израильтянам чрез Моисея. Приготовление к принятию от Господа у горы Синая заповедей Его. Гл.20: Десять заповедей. Страх Божий. Запрещение идолопоклонства и постановление о жертвеннике Богу. Гл.21: Законы о рабах и рабынях еврейских, о человекоубийцах, о наказании за непочтительность к отцу и к матери и за причинение вреда ближнему. Гл.22: О наказании за воровство, за обольщение девицы, за ворожбу, за скотоложничество, и о милосердии к пришлецу, ко вдове и сироте, к должнику, о незлословии и о посвящении Богу первенца из сынов. Гл.23: О правде и беспристрастии во всем. О праздниках. Наставление на предстоящий путь в землю Ханаанскую. Гл.24: Торжественное заключение завета с Господом; семидесяти старейшим израильским дано лицезреть место стояния Бога; сорокадневное пребывание Моисея на горе Синае для получения каменных скрижалей с заповедями. Гл.25: Об устроении святилища (ковчега). Гл.26: Об устроении скинии. Гл.27: Об устроении жертвенника и двора скинии. Гл.28: Избрание священников из среды народа, их облачения. Гл.29: Посвящение священников и освящение жертвенника. Гл.30: Об устроении жертвенника курильного; подать на святыню; умывальник, миро для священного помазания, курильный состав. Гл.31: Назначение Веселеила для устройства скинии и ковчега; о соблюдении субботы 125 . Передача Богом Моисею двух скрижалей откровения, начертанного перстом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1) Истина о божеств. достоинстве И. Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Свое отношение полнейшего единства с Б.Отцом, – единства в отношении бытия ( Ин.10:38 ; Ин.14:10 сл.), жизни ( Ин.5:26 ), мощи ( Ин.10:29,30 ) и деятельности ( Ин.5:17 сл.), словом, – единства по всему ( Ин.16:15 ). Указание на это единство дается, равн. обр., и в наименовании «Сын Божий», которое, хотя и служит, для обозначения всего лица Спасителя и употребляется для выражения мессианского Его достоинства ( Ин.1:50 ; Ин.11:27 ; Лк.4:41 ), не тождественно, однако, с названием «Мессия». Оно выражает, прежде всего и ближайшим образом, мысль о божеств. происхождении, о божеств. достоинстве, почему и вызывало со стороны иудеев, понимавших его в метафизическом смысле, обвинение Христа в богохульстве ( Ин.10:36 ; Ин.5:18 ; Ин.6:1 ; Мф.26:63–65 ), тогда как признание Его Мессией повода к такому обвинению никому не подавало ( Ин.6:14–15 ; Ин.10:24 и др.). Не отрицая правильности иудейского понимания, а даже решительно утверждая его ( Мф.26:63,64 ; Мк.14:61,62 ), Христос данным названием указывает на то, что Он – Сын Божий не в теократическом смысле (как напр. Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Пс.81:6 и др.), а в собственном, что Он – Сын, бывший у Отца от вечности. Согласно с этим, Он решительно свидетельствует о Себе, что Он имел славу у Отца прежде бытия мира ( Ин.17:5 ; сн. Ин.8:58 ), что бы от Бога изшел ( Ин.8:42 ), пришел с небес ( Ин.3:13 ; Ин.6:38 , сн. Ин.6:51:58,62 ). В силу такого отношения единства с Отцом, Христос усвояет Себе и все божественные предикаты, называя Себя Жизнью ( Ин.6:35,48,51 ; Ин.11:25 ), Светом ( Ин.8:12 ; Ин.9:5 ; Ин.12:35,36 ) и Истиной ( Ин.14:6 ), – не в том смысле, что чрез Него, как посредство, изливается на человека жизнь и свет истины пославшего Его и обитающего в Нем Отца, но в том, что Он Сам есть все это – и Жизнь, и Свет, и Истина, – по существу своему, что Он обладает всем этим как своею собственностью, имеет «в Себе», что Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало, оживляющее в жизнь вечную, сама абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотою Божества Отца, Христос обнаруживает и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи ( Мф.9:2 ; Мк.2:7 ; Лк.5:21 ), принимает молитвы ( Ин.14:13,14 ), спасает и судит мир ( Ин.10:9,28 ; Ин.5:22,27 ; Мф.25:31 сл.), и в силу того является таким же предметом веры и почитания, как и Отец ( Ин.5:23 ; Ин.6:29,40,47 ; Ин.12:44 сл.; Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Очевидно, земное явление было у Него не самовольное ( Ин. 7:28–29 ) и устроилось по нарочитому соизволению Отца, Который специально послал Сына в мир 160 чрезвычайным уполномоченным, почему никто не может придти к Нему без Отчего привлечения ( Ин. 7:44 ), а принимающие Его тем самым принимают и Пославшего ( Ин. 13:20 ). Ясно, что Он – подобно Отцу ( Ин. 17:14 ) – не от низших ( Ин. 17:16 ), но от вышних ( Ин. 8:23 ), куда и отойдет к Отцу своему ( Ин. 20:17 ), поскольку там был раньше ( Ин. 6:12 ) – прежде Авраама ( Ин. 8:58 ) и даже до основания Мира ( Ин. 17:24 ). Сему соответствует и персональное достоинство, что Господь выше пророков ( Ин. 1:27 , Ин. 1:30 ) не просто фактически, но эссенциально – по самой своей природе. И, действительно, Христос есть Сын Божий ( Ин. 3:17 ), единородный ( Ин. 3:18 ) и возлюбленный для своего Небесного Отца 161 . И это – не голая относительная метафора по содержанию и по объему концепции. Придя во имя Отца ( Ин. 5:43 ) и во всем творя Его волю ( Ин. 5:38–39 ; Ин. 8:28 ), Господь созидает свое неземное царство ( Ин. 18:36 ) в адекватном полновластии с Ним. Правда, Отец больше Его ( Ин. 14:28 ), но именно как Отец, Который всегда с Сыном ( Ин. 16:32 ) по безусловному единству 162 , когда Христос может категорически говорить: все, что у Отца, Мое ( Ин. 16:15 ) и – наоборот – все Моё Твое ( Ин. 17:10 ). Конечно, Утешителя пошлет Отец, однако лишь во имя Христово ( Ин. 14:26 ), и Тот от Сына возьмет свое возвещение ( Ин. 16:14 ), почему Господь чувствовал за Собою право утверждать перед Апостолами: Утешителя Я пошлю от Отца, от Которого Он, – Дух истины, – исходит ( Ин. 15:26 ). По совокупности всех отмеченных моментов формулируется прямой результат, что Христос несомненно делал Себя Сыном Божиим ( Ин. 5:18 ) и представлялся таковым не приблизительно и переносно, а в смысле тогдашней санкционированной догматики ( Ин. 19:7 ), где Отец Господа Христа есть Бог ( Ин. 6:27 ) в значении исповедуемого иудейством Верховного Существа ( Ин. 8:54 ), так что и собственный Его Сын непременно будет тоже Богом ( Ин. 10:33 ). И вся историческая деятельность Христа Спасителя, гарантирует это суждение незыблемо и неотразимо. Находясь на земле, Он пребывает во взаимной неразрывности с Пославшим и твердо заявляет: Я – в Отце и Отец во Мне 163 . Данная истина, верная онтологически, справедлива и для фактического функционирования по ясным словам Христа: «Отец Мой доселе, делает и Аз делаю» ( Ин. 5:17 ) с абсолютною безошибочностью, будучи постоянно и точно осведомлен о божественных планах: «якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца» ( Ин. 10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   Хотя Константин не тотчас принял крещение, но отлагал его до будущего времени, тем не менее, христиане вполне были уверены в его истинном обращении к христианству. Его благоволение к христианам вызвало восторг в христианском обществе. Все почувствовали себя живущими под новым, лучшим, христианским правительством. Евсевий восторженно пишет: «Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы во всей вселенной. Мы должны сознаться, что счастье наше выше наших заслуг; мы приведены в величайшее изумление благодатью Виновника столь великих даров, достойно дивимся Ему и говорим с пророком: npiuдume и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли (Пс. 45:9). Люди всякого возраста, мужского и женского пола, всей силой души радуясь, умом и сердцем воссылают молитвы и благодарение Богу».    Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14.    Там же. Кн. 1, гл. 17.    Там же. Кн. 1, гл. 16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13.    Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17.    Там же, гл. 12.    Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18.    Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.).    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Там же. Кн. 8, гл. 6.    Там же. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15.    Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49.    Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II).    Лактанций. Указ. соч., гл. 24.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27.    Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32.    Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Точка логического воззрения на мышление. Отношение логики к наукам вообще и к психологии в частности. Практическое применение её к жизни. Деление логики на теоретическую и практическую части. I. Теоретическая часть: а) о начале мышления, б) о законах и в) о формах мышления. II. Практическая часть: а) о познании опытном и б) о познании умозрительном. Что касается пособий при изложении логики, то о них замечено, «что по неудовлетворительности и большей частью ложному направлению известных (собственно германских) сочинений по сему предмету, можно пользоваться весьма немногими из них и то по частям, в чём какое оказывается более основательным». Программа опытной психологии: Введение. Понятие опытной психологии. Понятие о душе. План опытной психологии. Часть первая. Жизнь животная. Отделение первое. Сила познавательная в животной жизни. Гл. I. Внешнее непосредственное воззрение или внешние чувства. Гл. II. Образование представления. Гл. III. Память. Гл. IV. Воспроизведение. Гл. V. Воспоминание. Гл. VI. Начатки самодеятельности. Отделение второе. Желательная сила в животной жизни. Гл. VII. Инстинкт. Гл. III. Желание. Отделение третье. Сила чувствований в животной жизни. Гл. IX. Общее понятие о сердечных чувствах. Гл. X. Чувствования телесные и инстинктивные. Часть вторая. Жизнь разумная. Отделение первое. Сила познавательная в разумной жизни. Гл. I. Сознание. Гл. II. Разум в сфере образности или фантазии. Гл. III. Разум в сфере отвлечённости. Гл. IV. Рефлексия сознания. Гл. V. Совершенства разума или таланты. Отделение второе. Гл. I. Чувственность и эгоизм. Гл. II. Усиленные обнаружения эгоизма – настроенности, наклонности, страсти. Гл. III. Страсти к грубым телесным удовольствиям. Гл. IV. Любостяжание. Гл. V. Страсти душевные. Гл. VI. Желательная сила под преобладающим влиянием фантазии. Гл. VII. Расчётливая деятельность желательной силы в пределах разумной жизни. Отделение третье. Сила чувствований в разумной жизни. Гл. I. Коренные чувства природы разумной. Гл. II. Сердечные волнения, или потрясения (affectus).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010