Ряд статей посвящен истории епархии, ее монастырям, храмам, святыням, местным святым, в т. ч. «Краткие сведения об открытии Енисейской епархии» (1884. 1) и «Кафедральный Богородице-Рождественский собор в Красноярске» (1884) прот. В. Касьянова, «Енисейский Иверский девичий монастырь» (1885. 7. С. 120-126; 14. С. 244-249; 15. С. 267-275; 18. С. 319-324) и «Кладбищенская Входо-Иерусалимская церковь в г. Енисейске» (1901. 13. С. 293-299; 14. С. 317-328) прот. Димитрия Евтихиева, «Нечто о Василии Мангазейском» свящ. Симеона Богоявленского (1908. 7). Из многочисленных статей по истории местных школ и образования представляют интерес: «Енисейское духовное приходское училище (1820-1828)» (1885), «Материалы для истории просвещения в Туруханском крае» (1891. 16. С. 241-245; 17. С. 251-256; 18/19. С. 287-291; 1892. 3. С. 36-40; 4/5. С. 47-80), статьи свящ. В. Захарова «Историческая справка по вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1895. 9-24; 1896. 1, 3-12; 1899. 22-23) и «К вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1901. 18. С. 423-432; 19. С. 446-453; 23. С. 554-561). В 1915 г. появилась рубрика «Школьный листок». Множество мелких краеведческих публикаций собиралось под рубриками «Известия и заметки», «Местная хроника», «Архиерейские служения», «Хроника епархиальной жизни». Помимо обзорной ст. «Енисейско-Красноярские архипастыри 1861-1896 гг.» архим. Никанора (Надеждина ; впосл. епископ Олонецкий) (1896. 23. С. 341-345) неск. статей было посвящено отдельным архипастырям, прежде всего еп. Никодиму (Казанцеву) , напр. «Преосвященный Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский» М. Александрова (1888. 20; 1889. 5-7/8, 11-12, 16-17; 1890. 1, 4, 7/8, 11, 13/14, 16/17; 1891. 3-4, 8/9, 13/14, 18/19). А. С. Богданов частично опубликовал дневники еп. Никодима («Путешествие… из Красноярска в Туруханск и обратно, в 1862 г.» (1908. 1-2, 4, 6, 8-10; 1909. 1-3), «Путешествие… из Красноярска в Ачинский и Минусинский уезды и на Ангару, в 1863 г.» (1909. 8. С. 40-44; 9. С. 42-45; 10. С. 56; 11. С. 20-26; 12. С. 31-38; 13. С. 20-28; 16. С. 25-28; 17. С. 22-27; 18. С. 35-39; 19. С. 33-37), «Путешествие… по Ангаре и севером Канского округа» (1909. 21-24), «Путешествие… из Казани в Красноярск, после назначения» (1911. 22. С. 18-22; 23. С. 20-25; 24. С. 19-24; 1912. 1. С. 9-16; 2. С. 31-40)) и его автобиографию (1912. 10-15, 23-24; 1913. 2-4, 6-8).

http://pravenc.ru/text/189967.html

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Благодаря готовности царицы Есфири пожертвовать своей жизнью ради народа и ее заступничеству перед царем она стала посредницей в спасении Израиля. В описании помилования Есфири, когда она касается золотого скипетра, указывается на милость, дарующуюся каждому, кто обращается со смиренной просьбой к Царю царей. В книге переплетаются несколько ключевых тем. Тема пиров, служащая фоном, на котором происходят основные события, как бы постепенно подводит к торжествам по случаю праздника Пурим, которым заканчивается повествование, и противопоставляется теме поста (4,3.16; 9,31). Тема послушания и непослушания также проходит через всю книгу: проявленное царицей Астинь непослушание (гл. 1) ставит Есфирь перед сложной проблемой как сохранить покорность по отношению к Мардохею (2,10.20; 4,8–16) и одновременно не нарушить закон (4,11.16; 5,1.2). Отказ Мардохея поклониться Аману квалифицируется как непослушание всех евреев (3,2–8), и вместе с тем он готов выполнить указания Есфири (напр., 4,17) и служить как персидскому царю, так и благородным целям еврейского народа (напр., 10,3). Тема избавления еврейского народа, наиболее ярко звучащая в 4,14, является стержнем повествования. Торжества на празднике Пурим знаменуют покой и избавление от врагов (9,16.22, ср. Втор. 25,19 ) Содержание I. Отстранение царицы Астинь (1,1–22) II. Возвышение царицы Есфирь (2,1–18) III. Раскрытый заговор (2,19–23) IV. Возвышение и заговор Амана (3,1–15) V. Ответный план Мардохея (4,1–17) VI. Приход царицы Есфирь без вызова к царю (5,1–8) VII. Аман намеревается повесить Мардохея (5,9–14) VIII. Унижение Амана и награда Мардохею (6,1–13) IX. Окончательное устранение Амана (6,14 7,10) X. План избавления (8,2–17) XI. Победа еврейского народа (9,1–19) XII. Установление праздника Пурим (9,20–32) XIII. Эпилог (10,1–3) Глава 1 1:1–22 Царица Астинь отказалась исполнить приказ царя Артаксеркса и прийти на пир, в результате чего была лишена царского достоинства. 1 Артаксеркс. Известный также под именем Ксеркса (4856–465 гг. до Р.Х.), Артаксеркс был персидским царем, прославившимся тем, что объединил империю своего отца Дария, воздвиг несколько удачных построек и вел войны с греками в 480–470 гг. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Это – общества христианские из евреев и язычников и, по всей вероятности, более из язычников, чем из евреев (ср. 1Ин. 5:21 ). Что побудило апостола писать к ним это послание? Можно с уверенностию думать, что – опасность, которая грозила всем этим Церквам со стороны лжеучителей. На это есть ясные указания в самом послании с сильными выражениями против обольстителей, или лжеучителей (напр., 1Ин.2:19–22 ; 1Ин.4:1–3, 5 и под.). Лжеучители, которые имеются в виду в этом послании, те же, которых в виду имел апостол и в своем Евангелии (ср. Толковое Евангелие, кн. 3-я, предисловие), только, может быть, с более резко обозначившимся лжеучением и потому более сильно обличаемые. Это лживый гносис, совершенно искажавший Евангельское откровенное учение о блаженстве в единении с Богом и Христом и учение о грехе. Видно из послания, что эти лжеучители отвергали Божество Иисуса Христа и достоинство Его как Спасителя мира ( 1Ин.2:22 ; 1Ин.4:1–3 ), отвергали потому и действительность воплощения Христа ( 1Ин.1:1 ; 1Ин.2:22 ; 1Ин.4:2–3, 15 ; 1Ин.5:1 ), кичились своею мнимою мудростию ( 1Ин.2:3–4 ; 1Ин.4:6 ), послабляли порокам ( 1Ин.3:4–10 ), стали думать, что можно быть и во свете, исповедовать Бога чистейшим и совершеннейшим Светом и вместе с тем творить дела тьмы (1, 6–7), можно не пламенеть враждою ко грехам и вместе с тем считаться очищенным кровию Искупителя ( 1Ин.1:7–8 ; 1Ин.2:2–3 ), можно любить Бога и быть достойным Его любви, любя мир, враждебный Богу ( 1Ин.2:12–17 ); некоторые доходили, по-видимому, до такого равнодушия к вере, что считали возможным участвовать в идолослужении ( 1Ин.5:18–21 ) и т. п. Соответственно всему сему общий характер послания – увещательный и обличительный, хотя прямой полемики нет, как нет и в Евангелии: апостол имеет в виду ту же цель, как и в Евангелии, – утвердить веру в Иисуса Христа как Сына Божия, истинного Бога и истинного человека, чтобы все получили чрез Него живот вечный ( Ин. 20:31 ) и были в любви и истине. 4. Содержание послания Глава 1. Несомненная истинность благовествования о Слове жизни (1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Здесь имеется то различие от ( 4Цар.16:5–6 ), что, тогда согласно 4 книги Царств, равно как по ( Ис.7:1 ), союзники: Рецин Сирийский и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, согласно 2 Паралипоменон Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200 000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию пророка Одеда. Но понятно само собой, что 2 Паралипоменон здесь нимало не противоречит 4 Царств, а лишь восполняет рассказ 4 Царств ( Ис.7:1 ) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где-нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120 000) и пленных (200 000) иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так, в стихе 6, коддексах 74, 106, 120, 134, 236, 19, 60 у Гольмеса имеют: κοσι χιλιδες – только 20 000, что предъявляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра. Что касается передаваемого только 2 Паралипоменон факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9–15), то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде Еврейского царства, имела гораздо большие династические или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр., Авии, Амасии ( 4Цар.14:8–13 ; 2Пар.13:3–19,25:17–22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 522) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, чем племенную неприязнь двух царств; последняя мало вероятна в силу природного родства колен Израильского и Иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей-израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Паралипоменон, обычно опускающий все, касающееся Израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшей заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, например в Иерихон (ст. 15, О положении Иерихона см. комментарий к ( 3Цар.16:34 ); «Толковая Библия», т. II, с. 446–447 и примечание 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В греч. стишных синаксарях семейства B и C (по классификации И. Делеэ, напр., Vat. 1613, XI в.; Mess. gr. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.) память З. и Зины приходится на 23 июня. Под этой же датой в груз. переводе палестинского календаря, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34 (X в.), содержится память мучеников З. и Германа. Имя Герман встречается в этом календаре также 1 и 2 марта ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 257-258). Груз. Мученичество З. и Зины содержится под 21 июня в рукописи 3 из собрания Гелатского мон-ря, которое ныне хранится в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее (Грузия). Ист.: BHG, N 1887; ActaSS. Iun. T. 4. P. 474-482; MartRom. P. 251; MartRom. Comment. P. 252; PG. 117. Col. 505-508 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 763-764, 765; Mateos. Typicon. T. 1. P. 316-317; ЖСв. Июнь. С. 497-498. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 188, 190; Т. 3. С. 230; Sauget J.-M. Zenone et Zena//BiblSS. Vol. 12. P. 1482-1483; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 163-164. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Гимнография Память З. и Зины отмечается в Типиконе Великой ц . IX-XI вв. 22 июня ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память З. и Зины не отмечается, однако в греч. рукописях XI-XIII вв. под 23 июня содержится канон З. и Зине 4-го гласа авторства Иосифа с акростихом Ζυγν παιν μαρτρων στεφηφρων. Ιωσφ (Двоицу восхваляю мучеников венценосных. Иосиф), ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Ζων τν ληθ, θλοφροι, ποθοντες (Жизнь истинную, страстотерпцы, желая) (Ταμεον. Σ. 224). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199879.html

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

пастухов... иссохнет. Кара Господня поразит всю землю от пастбищ до покрытой лесами вершины Кармила, достигнет садов и виноградников. О наслании на Израиль засухи за упорство и непослушание см. Лев. 26,19 ; Втор. 28,22–24 . 12,16 Это первая серия предсказаний, направленных против шести языческих народов: сирийцев (1,3–5), филистимлян (1,6–8), финикийцев (1,9.10), идумеев (1,11.12), аммонитян (1,13–15) и моавитян (2,1–3); затем по иронии следуют иудеи (2,4.5) и, наконец, сами израильтяне (2,6–16). 1:3–5 Предсказание суда Божиего над Арамом. 1 за три преступления... и за четыре. Смысл этих слов не следует понимать буквально. Скорее они указывают на умножившиеся «преступления» в данном случае Дамаска. Дамаска. Столица Сирии. Давид поразил сирийцев и поставил там свои охранные войска ( 2Цар. 8,6 ). Во время правления Соломона ( 3Цар. 11,23–25 ) город бы освобожден Разоном, который стал новым царем. железными молотилами. Зерно обмолачивалось путем прокатывания по нему деревянной доски с зубьями или штырями из железа или базальта, вделанными в донную часть. Погонщик управлял упряжкой волов стоя на молотилах. Сирийцы обвиняются в том, что подобным образом они обошлись с Галаадом (ср. 4Цар. 13,7 : «Истреби их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание»). 1 И пошлю огонь... и пожрет он чертоги. Ср. 1,7.10.12.14; 2,2.5. У древних народов Ближнего Востока огонь считался орудием кары Божией. В помраченном сознании язычников отразилась истина, открытая в Писании, что истинный Бог будет карать огнем. Азаила. Царь Дамаска (ок. 842–796 гг. до Р.Х.). Основал династию в Сирии, как это предсказывал Елисей ( 4Цар. 8,7–15 ). чертоги. Возможно, под этим словом подразумевались крепости, подобные тем, что строили для себя представители аристократических родов. Венадада. Общий титул царей сирийских, как, например, «фараон», был общим титулом царей Египта. Здесь речь идет о третьем царе, носившем этот титул. 1 сокрушу. Букв.: «обрезать, отсекать». Этот глагол, часто используемый при описании военных действий, означает уничтожение, истребление (напр., Нав. 23,4 ; Суд. 4,24 ; Ис. 10,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ап. Иоанна. И так как все последние годы Апостол Иоанн провел в Малой Азии, частнее – в городе Ефесе, то именно этот город может считаться местом написания послания. Ближайшим же побуждением написания послания, адресованного к малоазийским христианам, близко известным св. Апостолу любви по его многолетнему пребыванию среди них и руководству их по смерти Апостолов Петра и Павла, – было желание Ап. Иоанна предостеречь христиан от лжеучителей (см., напр., 1Ин 2:19–22, 4:1–3 ), искажавших, как видно из послания, учение о Божестве и воплощении Господа Иисуса Христа, о блаженстве единения с Богом и Христом ( 1Ин 2:22, 4:2, 3, 1:6–7, 2:2, 3, 12–17 и др.). Посему общий характер послания – увещательный и обличительный, хотя прямой полемики в нем не заключается: возвышаясь своею мыслию над временными обстоятельствами, давшими повод к написанию, Апостол здесь, как и в Евангелии, более всего имеет вечные потребности членов Церкви Христовой, утверждая в них веру в Иисуса Христа как истинного Сына Божия, истинного Бога и истинного человека, и через то открывая всем путь вечной жизни ( 1Ин 5:13, 20 ; см. Ин.20:31 ). О первом послании св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова на русском языке можно читать: 1) у г. Ф. Яковлева – Апостолы. Очерк жизни и учения святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Евангелии, трех посланиях и Апокалипсисе. Вып. II. Москва, 1860; 2) у прот. А. Полотебнова – Соборные послания Апостола любви I, II, III. На слав. и русск., с предисловием и объяснительными примечаниями. Москва 1875; 3) в статьях г. И. Успенского: Вопрос о пребывании св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, Христ. чтен. 1879, I, 3, 279, и Деятельность св. Апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, там же, II, 245; 4) у Преосвящ. епископа Михаила – «Толковый Апостол» II. Киев 1905, с. 305 гл. Есть и две специальных монографии а) проф. прот. Д. И. Богдашевского – «Лжеучители, обличаемые в первом послании Ап. Иоанна». Киев 1890, и б) проф. В. И. Сагарды – «1-е Соборное послание святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Исагогико-экзегетическое исследование. Полтава. 1903. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К. предпринять путешествие ко двору царя Михаила Феодоровича. В письме от 5 янв. 1645 г., переданном в Москву греками Николаем Павловым и Фомой Ивановым, Н. К. отмечал, что вынужден из Молдавского княжества, где тогда находился, вернуться в Александрию, поскольку опасается, как бы там «злые люди... не учинили каких проторей», а также сообщал о кончине патриарха Феофана Иерусалимского (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 21. Л. 22-25; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 278-280; Ченцова. 2006. С. 98). О невозможности приехать в Россию Н. К. писал и в послании от 22 янв. того же года, привезенном царю александрийским архим. Варфоломеем. На этот раз Н. К. просил для Патриаршего престола 4 иконы и архиерейскую митру, присланную уже его преемнику ( Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 289). 20 янв. Н. К. адресовал письмо царице Евдокии Лукьяновне, в к-ром просил подать «утешение... словом и делом» бедствующей Александрийской Церкви (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 27. Л. 3-13, 14-24; Муравьёв. 1860. Ч. 2. С. 290). Архим. Варфоломей передал в Москве дары Н. К.: царю - мощи прав. Лазаря, резной крест и смирну; царице - мощи равноап. Марии Магдалины; царевичу Алексею - мощи свт. Иоанна Златоуста, а также др. подношения всем членам царской семьи (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 27. Л. 43; Д. 15. Л. 108-109; Д. 33. Л. 19-20). Жалобы на невозможность из-за «агарян» (но, разумеется, прежде всего из-за конфликта с синаитами) приехать в Москву не помешали Н. К. надеяться на получение материальной помощи от царского двора; он также снабжал своими письмами (сохранившимися в греч. подлинниках и рус. переводах) др. просителей милостыни, отправлявшихся в русскую столицу (см., напр., письмо о греке Иване Митилинском: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1645 г. Д. 20. Л. 14-15, 26-28). Как следует из письма царю о греке-купце Палеологе Кантакузине (Павле Яковлеве) от 1 февр. 1645 г., оно было составлено Н. К. в Яссах; там же Н. К. поставил подпись под посланием о пожаловании милостыни жившему в Молдавском княжестве греку Зафирию (Захарию Юрьеву) от дек.

http://pravenc.ru/text/2565540.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010