В греч. печатных изданиях Иерусалимского устава XVI-XVII вв. указывается общий тропарь Е. 4-го гласа, как и в Евергетидском Типиконе; последование Е. включает 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых поется на хвалитех. До кон. XV в. в слав. рукописях Иерусалимского устава служба 24 нояб. включает общий для Е. и мч. Меркурия тропарь Мученица Твои Господи (напр., см.: Миркович. Типикон. С. 62б). В рукописях и печатных изданиях с кон. XVI в. появляется особенный тропарь Е. 4-го гласа Добродетельми яко лучами солнечными, помещаемый в слав. книгах вплоть до наст. времени. Кондак Е. обычно приводится после 6-й песни канона, что говорит о праздничности памяти Е. (нек-рые рукописи назначают его по 3-й песни). В отредактированном Типиконе 1682 г. 24 нояб. имеет черный знак «3 точки в полукруге» (т. е. знак шестеричной службы - см. ст. Знаки праздников месяцеслова ), последование Е. включает тропарь Е. «Агница Твоя Иисусе», назначаются стихиры на хвалитех Е., на «Славу» повторяется один из вечерних самогласнов Е. (эти особенности приближают устав службы 24 нояб. к приводимому в греч. книгах). В издании Типикона 1695 г., как и во всех последующих, сохраняется тот же устав, только в честь Е. может исполняться как общий тропарь «Агница Твоя», так и особенный «Добродетельми яко лучами солнечными».  В XVIII в. в день празднования тезоименитства российских императриц, носивших имя Е., 24 нояб. совершалась торжественная служба со всенощным бдением. В 1765 г. отдельной книгой была издана бденная служба Е., недостающие песнопения были взяты из Общей Минеи. В ноябрьской Минее издания МП 1981 г. служба Е. дополнена чтениями и песнопениями, позволяющими совершать полиелейную службу: стихиры на литии, седальны после кафизм и полиелея, прокимен из Пс 67, Евангелие (Мф 25. 1-13). С XVIII в. в греч. богослужебных книгах память Е. вместе с памятью мч. Меркурия и отданием праздника Введения Пресв. Богородицы во храм указывается 25 нояб. Это было зафиксировано, в частности, в Типиконах протопсалта Константина (К-поль, 1839. S. 35-37) и Виолакиса ( Βιολ κης. Τυπικν. Σ. 103-105), в Минеях и других книгах. Согласно этим книгам, 25 нояб. совершается праздничная служба с полиелеем в честь Е. В целом распределение песнопений в службе остается таким же, как и на 24 нояб. по греч. печатным изданиям Иерусалимского Типикона XVI-XVII вв., кроме паремий, литийных стихир и седальнов после кафизм и полиелея. В рим. издании Миней 1888 г. песнопений Е. меньше, на литии приводится только стихира праздника, после кафизм и полиелея - только седальны праздника Введения. На литургии прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что и в Евергетидском Типиконе, чтения: Гал 3. 23-4. 5, Мк 5. 24b-34.

http://sedmitza.ru/text/881033.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33),- память К. также отмечается 25 нояб. Сщмч. Климент, еп. Римский, и сцена мученической смерти сщмч. Петра, еп. Александрийского. Фрагмент миниатюры из Минология XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 18v) Сщмч. Климент, еп. Римский, и сцена мученической смерти сщмч. Петра, еп. Александрийского. Фрагмент миниатюры из Минология XIV в. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 18v) Согласно серб. Типику Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 62б), 25 нояб. соединяются последования отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы , К. и сщмч. Петра Александрийского; указан общий отпустительный тропарь 4-го гласа       на «Господи, воззвах» поются стихиры праздника и цикл стихир-подобнов К.; на утрене - 3 канона: Введения, К. и сщмч. Петра Александрийского; на хвалитех - стихиры-подобны святых; на литургии назначаются песнопения и чтения как праздника, так и святых. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 25 нояб. также описано соединение последований отдания праздника Введения, К. и сщмч. Петра Александрийского, хотя на утрене на хвалитех поются стихиры праздника, а не святых; на литургии - все праздника. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 25 нояб. отмечено знаком , что предполагает совершение шестеричной службы (см. ст. Знаки праздника месяцеслова ); соединяются последования отдания праздника Введения, К. и сщмч. Петра Александрийского; К. назначается особый отпустительный тропарь 4-го гласа -         кондак 2-го гласа     также указан общий кондак К. и сщмч. Петру 2-го гласа     на хвалитех к стихирам праздника примыкают стихиры святых; на литургии - чтения и песнопения праздника и святых. В издании Типикона 1633 г. в последовании 25 нояб. был оставлен только общий отпустительный тропарь К. и сщмч. Петру 4-го гласа       В пореформенных изданиях московского Типикона 1682, 1695 гг. и последующих (в т. ч. современных) 25 нояб. более не обозначалось знаком (т.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

ИТ-1 стал единственным чисто ракетным танком, принятым на вооружение в Советском Союзе. Танк серийно изготавливался на УТЗ с 1968 по 1970 год. За его разработку главный конструктор был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР . Из опытных машин, безусловно, стоит также отметить разработку образцов с газотурбинной силовой установкой - танков " объект 167Т " и " объект 166ТМ " . От Т-72 до Т-90С Однако особо хотелось бы сказать о проекте среднего танка, который позволяет по-иному взглянуть на роль Л. Карцева в деле создания " семьдесятдвойки " . На рубеже 1963-1964 годов в научно-технический совет Государственного комитета по оборонной технике под видом инициативной модернизации " шестьдесятдвойки " были поданы материалы по танку Т-62Б (в опытной разработке - " объект 167М " ). Представленная боевая машина резко отличалась от серийного танка. Она имела корпус и башню с многослойным бронированием, ходовую часть, заимствованную с " объекта 167 " , 125-мм гладкоствольную пушку Д-81, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат заряжания карусельного типа на 19 выстрелов, а также усовершенствованную моторно-трансмиссионную установку с двигателем типа В-2 мощностью 780 л.с. Характерной чертой корпуса был наклон верхней лобовой детали под углом 68 градусов. Тот, кто хоть немного знаком с танком Т-72, наверняка обратит внимание на то, что по своим характеристикам Т-62Б почти совпадает с аналогичными показателями " семьдесятдвойки " . В качестве справочной информации надо сказать, что технический проект танка Т-64А ( " объект 434 " ) был завершен примерно в это же время. Таким образом, ни о каком интеллектуальном отставании тагильского конструкторского бюро от харьковского КБ не может быть и речи. К сожалению, проект танка Т-62Б так и не удалось довести до воплощения в металле, хотя Карцев, присутствовавший на рассмотрении проектов танков Т-62Б и Т-64А, настаивал на вынесении окончательного решения только после проведения сравнительных испытаний опытных образцов. Руководство Министерства оборонной промышленности отдало предпочтение другой машине. В итоге путь к созданию танка Т-72 растянулся на долгих десять лет. На этом пути ОКБ-520 под руководством Леонида Николаевича разработало еще несколько опытных образцов, в том числе " объект 172 " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Однако и Типик, изданный при патр. Филарете в 1633 году, далеко не все исключил статьи местно-русского происхождения, весьма красноречиво го[во]рящие нам за то, что исправители филаретовского Типикона имели у себя под руками запрещенный Типик 1610 года. Что же касается Типика, который был издан при патриархе Иоасафе в 1641 году, то он во многих отношениях буквально почти повторяет Типик Онисима Родошевского. Впрочем, в уставе п[атриарха] Иоасафа мы встречаем и новинку, которой не было в Типике доселе, а именно, прибавление во второй части устава статей, которые стали называться так: «Сия главы подобны Марковым». Дальнейшая судьба славяно-русского Типикона значительно разнится. Доселе мы видели, что если наш Типикон растет и терпит некоторые перемены, то все это происходит на почве национальной русской, с целью дать преобладающее значение в уставе службам в честь русских чудотворцев и сделать его практически удобным для пользования в Русской Церкви. Совсем иное происходит теперь после патриарха Никона , который сам лично не успел обратить должного внимания на наш Типикон, когда исправители его стали держаться греческих оригиналов и когда, по весьма уже понятной нам причине, наш устав оказался в противоречии с Тип[ик]ом чистого греческого устава. Теперь исправители все статьи местно-русского происхождения признали «самомненными», «самочинными» и, не щадя национальных симпатий, исключили их из Типикона. Представителем такого греко-русского устава нужно считать Типик, изданный в 1682 году по повелению царя Феодора Алексеевича и с благословения патриарха Иоакима. При исправлении этого Типика велено было «последовати во всем уставам и Минеам и славенским правленым Часословам и Трефоло[ги]ю Львовскому и славенским уставом харатейным и Филаретову в именах и тропарях и кондаках неизменно» 592 , и из Типика, таким образом, были исключены не только статьи местно-русского происхождения и тропари и кондаки, заимствованные из южнославянских богослужебных книг, но даже (страшно сказать) до 50 имен русских святых, канонизированных торжественно на русских Соборах. Синодальным соборным определением русских святителей во главе с патриархом Иоакимом Типик 1682 года был признан вполне достаточным для того, чтобы «Божественная служба во всей Великороссийстей Церкви» совершалась «немятежно», и настолько чуждым всяких недостатков, что указом на Печатный двор от того же 1682 года «впредь книги на печатном дворе велено все делать соглася противу устава» 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На Фоминой седмице: 9 мая, л. 236 на об., и 10 мая, л. 237, показано: Тропарь праздника 2. Слава – святого. И ныне – праздника. Но этот устав не обнимает всех условий, в которых могут находиться дни полиелейных святых. Поэтому надобно руководствоваться уставом, изложенным нами в 21 и 22 гл. 8 мая, л. 232 на об., показано: Тропарь праздника 1. Тропарь великого святого 1. Слава, тропарь рядового святого. И ныне – праздника. Но этот устав не приложим к седмицам Разслабленного, Самаряныни и Слепого, в которые, за исключением дней попразднства Преполовения, поется тропарь не праздника, а воскресный (Тип., л. 361 на об.). На этих седмицах, на основании общего устава о тропарях, изложенного в 52 гл. Типикона, надобно петь: Тропарь воскресный 1. Тропарь первого святого 1. Слава, тропарь другого святого. И ныне богородичен первый, или воскресный (л. 385 на об.), по гласу последнего тропаря (л. 385 на об. и 386). Тропарь праздника: Запечатану гробу... 2. Слава – святого. И ныне – праздника (Типик., л. 361 на об.). Если же у святого нет тропаря, то тропарь праздника 3 (л. 360 на об.). В том сдучае, если будут два святых с тропарями, на основании общего устава, изложенного в 52 гл. Типикона, л. 387, надобно петь тропарь праздника 1, тропарь первого святого 1, Слава, тропарь другого святого, И ныне – праздника. На седмице Мироносиц: Тропарь праздника: Благообразный Иосиф... 1. Тропарь воскресный: Егда снисшел еси... 1. Слава – святого. И ныне, Мироносицам женам... (Типик., л. 361 на об. См. также послед. понед. 3 седм., л. 366). Если у святого нет тропаря, то Благообразный Иосиф... 2. Слава, Егда снисшел еси... И ныне, Мироносицам женам... (Тип., л. 366). В том случае, если будут два святых с тропарями, применительно к уставу, изложенному 8 мая, Типик., л. 232 на об., можно петь тропарь праздника: Благообразный Иосиф..., тропарь первого святого, Слава, тропарь другого святого, И ныне – праздника: Мироносицам женам... На седмицах Разслабленного, Самаряныни и Слепого: Тропарь воскресный, поемый в предшествующее воскресенье, 2. Слава – святого. И ныне, богородичен 1, или воскресный, во глас тропаря святого (Типик., л. 361 на об.). Если у святого нет тропаря, то – Слава, и ныне, богородичен 1-й гласа (см. послед. понед. 4 седм., л. 367 на об.). В том случае, если будут два святых с тропарями, на основании общего устава, изложенного в 52 гл. Типик., л. 385 на об., надобно петь тропарь воскресный 1, тропарь первого святого 1, Слава, тропарь другого святого. И ныне, богородичен 1, или воскресный, по гласу тропаря второго святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В 1317 году, по словам Феодора Тоскани, в городе Твери некиим Фомою Сирийцем был написан первый Иерусалимский устав, и с тех пор в стенах монастырей началась переработка греческого устава св. Саввы. Все, что было необходимо для монастырей, – все то взято из греческого Типика: правила монашеской жизни из Студийского устава, оттуда же службы по Триодям Постной и Цветной и некоторые службы в честь русских святых. Одним словом, славяно-русский Иерусалимский Типик, заменивший собою окончательно Типик Студийский в конце XIV в. или начале XV в., говоря словами архимандрита Сергия (ныне еп. Ковенского), есть «собственно слияние уставов Студийского и Иерусалимского». Вот состав этого рода Типика. В первой части излагается порядок нощеденственного богослужения; кроме указаний на совершение вообще чинов дневного богослужения – вечерни, полунощницы, утрени, часов, всенощного бдения – здесь находим наставления о пище, питье, об одеждах, об обуви и других потребах монастырских (статьи эти почти целиком вошли из студийского устава). Во второй части излагаются службы годичные по Минеям, Триодям Постной и Цветной и Марковы главы; в третьей, наконец, некоторые общие указания на краткие песнопения и некоторые необходимые в богослужебной практике молитвословия. В общих чертах такой порядок статей Иерусалимского Типика остается и в настоящее время, но количество статей постепенно возрастало, пока Типик не принял свой настоящий вид. В конце XVI века к Марковым главам присоединились так называемые «храмовые главы», которых греческий Типик не знал и не знает доселе. К этому же времени, кроме того, расширилась значительно и последняя часть Типика. В XVII веке в конце Типика появилась «Пасхалия неисходимая, списана с Афы». Но и после этого дальнейшее развитие Типика не остановилась. При патриархах Гермогене, Филарете и Никоне принимались меры к исправлению Типика, но они не пошли далее исправления его текста. При патриархе Ио[а]сафе в Типике рядом с Марковыми главами явились «подобны Марковым главам». В этом же Типике приложены еще, по словам Пращицы, «российских соборных церквей и монастырей многия новоположенныя чины, яже в филаретовском и в греческих (Типиках) не обретаются» 524 . Окончательная редакция нашего Типика принадлежит концу XVII века. «Устав новоисправленный о всем последовании церковном, – по словам автора т. наз. Пращицы, – повелением святейшаго патриарха Московскаго Иоакима, с древних греческих и с российских старых с письменных и с харатейных печатных уставов написася, со множайшими архиереи и архиепископы и епископы, по всему преданию древнему святых отец последствуя исправися соборне и своеручным подписанием утвердиша» 525 . Типик, сошедший с печатного станка в 1682 году, был последним. С этого времени дальнейшее развитие Типика сделалось невозможным раз навсегда; он заключился в свою неподвижную устойчивость, из которой вывести его доселе никто не решается 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Примечание. Так показано в Типик., л. 361 на об., где сказано, что тропарь праздника: Благообразный Иосиф... и воскресен: Егда снисшел еси... пременяем, егда тропарь святого есть. Эти слова надобно понимать так. Накануне одних из седмичных дней недели Мироносиц, имеющих тропарь святого, и именно – понедельника, среды и пятка, тропари надобно петь по одному расписанию, а накануне других, и именно – вторника, четверга и субботы, по другому. Если же в который-либо из этих дней случится святой, не имеющий тропаря, то – ни по тому, ни по другому, а по особому, которое мы здесь помещаем ниже. – Обмен, мы полагаем, может быть сделан и в один день: на вечерни по трисвятом можно пропеть тропарь праздника, на Славу – святого, на И ныне – праздника, а на утрени по трисвятом – тропарь воскресный, на Славу – святого, на И ныне – праздника. б) На тот случай, если будут два святых с тропарями, в Типик., л. 361 на об., указаний не сделано; но в 52 его главе, л. 385 на об., находится общее правило, по которому на вечерни по трисвятом более трех тропарей никогда не произносится и вследствие которого в данном случае из двух тропарей святых глаголется только один тропарь первого святого. в) Тропарь: Благообразный Иосиф... Слава, Егда снисшел еси к смерти... И ныне – праздника: Мироносицам женам... (Так показано в Типик., л. 361 на об. на тот случай, если святой не будет иметь тропаря). Β седмицы Разслабленного, Самаряныни и Слепого: а) Тропарь воскресный, петый в предшествующее воскресенье. Слава, тропарь святого. И ныне, богородичен 1-й, или воскресный, по гласу тропаря святого. (Так показано в Типик. на л. 361 на об.). б) На тот случай, если будут два святых с тропарями, в Типиконе, л. 361, указаний не сделано. По общему уставу из двух тропарей святых глаголется только один тропарь первого святого. в) Тропарь воскресный. Слава, и ныне, богородичен его. (Так показано в Цветной Триоди накануне вторника 4 нед. по Пасхе на тот случай, если у святого нет тропаря). Β попразднство Преполовения:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

( Притч. 22, 28 ) А потому, желающий писать типик, должен наперед прочесть его весь, потому что таким только образом можно доподлинно узнать, каков тот или другой типик – хорош или нехорош, потому что не в нем одном заключается согласие всех типиков. Равным образом и заве­дующему церковным песнопением должно один раз со вниманием пройти его сначала, а потом по частям целый год, пока не окончится весь, потому что, говоря к примеру, в типике день и ночь всегда разделяются на 12 частей. Что один раз или дважды объяснено в своем месте, счи­тается излишним и ненужным переменять, точно также как в стихирах и канонах. Так, опре­деленно объяснено, что в одном случае тропари должно петь два раза, или по несколько раз, а в другом – не должно; иногда же дело представляется нерешительно и оставляется на произволение поющего. Поэтому нужно тщательно рассмотреть типик и не оставлять в неведении ни часы и времена, ни соответствие типика с другими и его содержание, чтобы, таким образом, все было благообразно и по чину, согласно апостольской заповеди. И дей­ствительно, если кто с особенным вниманием прочтет типик, найдет, что он составлен не толь­ко для благочиния, но и для достижения согласия; ибо в том состоит единство и благочиние, чтобы ни один хор не пел ничего лишнего, как это можно замечать в некоторых антифонных стихирах и ирмосах на господские праздники, кото­рые положено петь хорами, чтобы не вышло ску­дости и разлада в псалмопении. А согласие со­стоит в том, чтобы тоже самое петь сообща, и это наблюдается не только в песнопениях выше указанных, но и в некоторых самогласных сти­хирах, особенно же в так называемых стиховнах, т.е. в заключительных стихирах службы. Эти последние, как я думаю, потому и называются сти­ховнами ( τou στχou), что стоя рядами ( στιχηδον) по середине, и соединившись в один хор и ряд, обе сто­роны поют их единогласно и с благоговением. Так бывает всегда, что мы находимся в едино­душии и любви с кем вместе поем, беседуем, принимаем пищу и трудимся, но иначе относимся к не таковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

без роскошных перьев и дивных птиц) (Типик. гл. 39), молящиеся в наше время позволяют себе являться во всевозможного рода костюмах: здесь можно встретить и самые поразительные новости сезона и жалкое грязное рубище, едва прикрывающее человеческую наготу. Несмотря на установленные церковью звон к богослужению, трезвон и благовест к «Достойно», молящиеся в своих посещениях храма Божия часто не сообразуются с этими призывами к богослужению, но появляются здесь, когда им заблагорассудится, упуская из виду, что неблаговременное появление их в храме Божием не только не принесёт нравственной пользы им самим, но причинить беспокойство и даже вред другим богомольцам, раньше их занявшим место в храме и успевшим сосредоточиться на молитве... Запоздалый богомолец, игнорируя 30 главу Церковного Устава, воспрещающую – «ниже исходити кому, или входити, дóндеже поставлено будет чтение», входит в храм, переполненный богомольцами, когда ему вздумается, причем не останавливается у входа в храм но, надеясь на привилегии своего пола, силу мускулов или внешние служебные отличия, протискивается самым бесцеремонным образом вперед, давя ноги стоящих богомольцев, наступая на коленопреклоненных и толкая в спину и бока сосредоточенных на молитве богомольцев... Посетители храмов, не выпуская из рук своих «жезлов», по выражению Церковного Устава, а на языке нашего времени – тросточек и зонтиков, в положенное, по Уставу, время (Типик. гл. 26), стоят не благочинно, рассеянно, переминаясь с ноги на ногу, озираясь по сторонам, подпевая фальшивым голосом и иногда с искажением текста церковных песнопений, через что «вечной муке повинны суть, яко не повинуются святых отец преданию и правилам», возбраняющим «бесчинный вопль поющих в церкви». «Такоже и прилагаяй к церковному пению не приятен естъ» (Типик. гл. 28). Чаще всего посетители храмов без всякого стеснения проводят время в разговорах и при том о предметах мирских и суетных, не смущаясь тем, что происходит в храме перед их глазами. Относительно, напр., чтения шестопсалмия на утрени Церковный Устав дает молящимся такие наставления 6 : «и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломщика глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Плодом его занятий в упомянутой библиотеке являются на свет его статьи по истории книжной справы у нас в 17 столетии. В статье: «Как у нас правились церковные книги (материалы для истории книжной справы 17 столетия, по бумагам архива Типографской библиотеки в Москве)» (Прибав. к Твор. Св. Отец 1883 года ч. 32) покойный Иван Данилович извлек весьма ценный материал из одного сборника 67 этой библиотеки, содержащего в себе документы относительно печатания и исправления у нас на московском печатном дворе книг богослужебных и нравственно – религиозных, начиная с 1620 года. В другой статье: «Как у нас правились Типик и Минеи» (Ibidem 1884, 32 кн.) Иван Данилович уже знакомит русскую публику с процессом самого исправления богослужебных книг и теми материалами, по которым исправлялись эти книги. Для последней статьи автору посчастливилось отыскать корректурный Типик 1641 года (под 1373), и корректурный экземпляр Месячных миней 1316 и 1144), которые и дали ему нужный для его цели материал. Вслед за этими статьями, из коих последняя почти целиком пошла в его докторскую диссертацию, начинает печататься на страницах журнала Московской духовной Академии через весь 1884 год непрерывный ряд статей по истории церковного Типикона. Будучи собраны в одно целое, исправлены и дополнены, эти статьи составили из себя к началу 1885 года довольно объемистую книгу под заглавием: «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви» 1885 М., за которую Совет Московской духовной Академии присудил автору степень «доктора церковной истории» 34 . Книга Ивана Даниловича «о церковном уставе» имеет громадный интерес не в научном только отношении, но и в практическом. Автор задался серьезною целью показать не только то, каким образом исторически сложился этот кодекс разного рода вопросов и требований от современного христианского общества и в частности от нашего духовенства, но и то, что в нем существует издавна и освящено таким образом авторитетом глубокой древности, и что явилось в недавнее время, отличается новизною, требованием времени, случайностью, портит прекрасное целое, вносит неустойчивость взглядов и воззрений, производит в нашем церковно – богослужебном строе не «порядок и благообразие», а качества противные им, и, следовательно, подлежит или исправлению или совершенному уничтожению. Чтобы добиться указанных результатов, нужно было приняться за скучную кропотливую работу – переборки всего наличного материала, входящего в состав нашего Типикона, за его очистку и сортировку, а для этого положительно необходимо было проникнуться важностью взятой на себя работы, смело и прямо смотреть в глаза всем трудностям, какие предстояли автору, при исполнении намеченой себе задачи. Иван Данилович, как человек опытный уже в подобных работах, не смущается выставленными и сознаваемыми им самим трудностями, но смелым взмахом бойкого пера начертывает себе весьма широкую задачу – «проследить образование и судьбу Типикона в греческой и русской церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010