Перестройке в церкви подверглись и др. античные сооружения, напр. мастерская Фидия в Олимпии. В конструкциях и отделке интерьеров базилик применялись мрамор разных цветов и оттенков, резной декор из стука. С исключительным вкусом и филигранным мастерством орнаментированы капители колонн, архивольты арок, колонки, разделяющие спаренные окна. В большинстве базилик представлены варианты коринфских и ионических капителей с крупной резьбой, пластичными обобщенными формами, но наряду с ними, иногда в тех же зданиях, присутствовали капители т. н. феодосианского стиля, с утонченной резьбой и глубокой перфорацией (церкви Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике, св. Леонида в Лехее, базилика А в Филиппах), или вариант коринфской капители со спиралевидно закрученными и расправляющимися листьями аканфа (церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, базилика В в Филиппах). В церквах Македонии и Фессалии (Амфиполь, Фессалоника, Неа-Анхиал) широко представлены образцы капителей со скульптурными изображениями орлов, львиных или бараньих голов. Полы выстилались мозаикой (Дельфы, Никополь) или плитами мрамора, набранными в геометрические рисунки (церкви св. Леонида в Лехее, базилика Г в Филиппах). В небольшой базилике в Элефтерне на Крите наос вымощен крупными плитами, пол алтаря инкрустирован мрамором неск. видов, а нартекс и боковые нефы покрыты мозаиками. Обращает на себя внимание мощение полов и облицовка стен мраморными панелями с состыкованными прожилками (ц. Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике). Отдельные участки стен, поверхности арок и пространство между ними, конха апсиды покрывались мозаиками (см. ст. Византийская империя . Изобразительное искусство//ПЭ. Т. 8. С. 309-310). Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика " В " в Филиппах. Кон. VI - VII в. Высокое качество базилик, масштаб их строительства, пик к-рого приходится на рубеж V и VI вв., позволяют ставить вопрос о вероятности имп. поддержки строительства на зап. побережье Эгейского м. Наряду с базиликами в Г. в раннехрист.

http://pravenc.ru/text/166461.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Леонида в Лехее, портовом пригороде Коринфа (50-60-е гг. V в. (?) и 518-527), 23 пары колонн отделяли широкий центральный неф, с трансептом на востоке, его средняя ячейка, формирующая виму, была перекрыта шатром или деревянным куполом. Совершенство исполнения характерно для мраморной резьбы и инкрустированных полов. Среди редких центричных структур наиболее ранней является церковь в б-ке Адриана в Афинах (ок. 400), восходящая к семейству тетраконхов с амбулаторием. К ее композиции, вероятно, восходят храмы подобного типа на севере Балканского п-ова: в Охриде (Македония), Адрианополе и Перуштице близ Пловдива (нач. VI в. (?)) (см. ст. Болгария ). В т. н. Красной ц. в Перуштице вместо амбулатория имеются лишь обходы вдоль юж. и сев. экседр, колонны заменены толстыми столпами. Распространены были и церкви типа свободного креста. Наиболее часто строились здесь 3-нефные базилики, к-рые продолжали возводить и после отказа от подобных структур в К-поле и др. областях с сер. VI в. В церквах Фракии и Дакии нефы разделяли рядами колонн и столпов, несущих стропильное перекрытие (Патриаршая базилика в Велико-Тырнове, V-VI вв.; базилика у крепостной стены Монтаны, IV в.), или близко поставленных столпов, поддерживавших своды (Маркианополь (Девня), IV-VI вв.; базилика в квартале Галата Одесса (Варны), IV-V вв.; Ст. Митрополия в Месемврии (Несебыре), V-VI вв.). В этих областях (совр. Болгария), вероятно, чуть позже получил распространение тип сводчатой базилики на крещатых в плане, близко поставленных столпах (ц. Св. Софии в Сердике (ныне София), V-VI вв.; базилика в Голямо-Белове, V-VI вв.), большая часть перекрытий представляла секции из крестовых сводов. В центральном нефе Эленской базилики у Пирдопа (V-VI вв.) выделены 2 квадратные ячейки, по крайней мере восточная из них была перекрыта куполом или пандативным сводом, так же было перекрыто средокрестие ц. Св. Софии в Сердике - базилики с трансептом. Часто, как в греч. церквах, на концах нартекса устраивались помещения, напр. в зальной ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Мраморные поверхности облицовки, мозаика в апсиде, широкий «шаг» колонн, очертания арочных окон и др. создавали эффект дематериализации пространства , свойственный лишь нек-рым одновременно построенным базиликам (напр., св. Леонида в Лехее (Коринф, 50-60-е гг. V в.)) и унаследованный храмами эпохи имп. Юстиниана. По этому памятнику можно судить о литургическом устройстве столичного храма (и строительной технике) V в., где, в частности, выделены устроенный амфитеатром в апсиде синтрон со сводчатым проходом внутри; короткая вима, вероятно продолженная до амвона узким проходом-солеей; крестообразная крипта под апсидой; двери в обоих концах боковых нефов. В К-поле обнаружены остатки базилики того же времени, ц. Богоматери в Халкопратии близ Св. Софии (450-460), церкви вмц. Евфимии в Халкидоне (совр. Кадыкёй, до 450) и Богоматери во Влахернах (518-527) известны только по источникам. При базиликах мартирии, как правило, имели круглую планировку, уникальный мартирий в виде ротонды с апсидой и кольцевым обходом (амбулаторием) существовал при ц. святых Карпа и Папилы (нач. V в.) ( Krautheimer. 1986. P. 105). Кроме к-польской и ближайших к ней школ эгейского мира и зап. побережья М. Азии своей индивидуальностью выделяются школы: на западе - материковой Греции, севера Балкан и Италии; на востоке и юге - зап., юж. побережья и центральных районов М. Азии, Палестины, Сирии, Месопотамии, Египта, Крыма, Вост. Причерноморья. В этом ряду следует рассматривать и раннесредневек. зодчество сопредельных с империей стран Закавказья, развивавшееся в IV-VI вв. в русле с малоазийской традицией, но не вводимое в диапазон визант. архитектуры. С архитектурой Сирии и Закавказья была тесно связана христ. архитектура Ср. Азии и Ирана, включавшего и вост. земли Сев. Месопотамии (ввиду особой специфики и отсутствия тесных связей с регионами архитектура этих областей в наст. статье не рассматривается). Церковь Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике. 450-470 гг. Главный неф. Церковь Богородицы Ахиропиитос в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/383977.html

824 . Высокопреосвященный Леонид, архиепископ Ростовско-Ярославский: [Некролог]//Духов. беседа. – 1876. – 50. – С. 560–567. – Подпись: Н. Д. В т. ч. о духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием. 825 . Леонид (Кавелин) . Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. (В схиме Льва)./Изд. Козел. Введен. Оптиной пустыни. – М., 1876. – 218 с. О свт. Игнатии и о старцах Леониде и Макарии Оптинских – с. 69, 157–160:826. Некролог: (Высокопреосв. Леонид, архиепископ Ярослав. и Ростов.). К некрологу Высокопреосвященного Леонида//Ярослав. епарх. вед. – 1876. – 50, ч. неофиц. – С. 393–396; 51, ч. неофиц. – С. 401–408. О духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием – с. 393, 401. 827 . Павел (Брянчанинов). Письмо к издателю «Московских ведомостей» по поводу кончины Высокопреосвященного Леонида, архиепископа Ростовского и Ярославского [от 17 дек. 1876 г.]//Ярослав. епарх. вед. – 1876. – 51, ч. неофиц. – С. 402–403. В т. ч. о духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием. 828 . Кончина преосвящ. Леонида, архиепископа Ярославского//Домаш. беседа. – 1877. – Вып. 2. – С. 66–67. О панихиде по свт. Игнатию, совершенной архиеп. Леонидом (Краснопевковым) в Николо-Бабаевском монастыре в 1876 г. – с. 66:829. Павел, иеромон. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Леониде, бывшем архиепископе Ростовском и Ярославском. – Ярославль: тип. губ. зем. управы, 1877. – 51 с. О духовных взаимоотношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием – с. 42–46:830. Павел (Брянчанинов). Еще сказание о кончине преосв. Леонида, архиепископа Ярославского//Домаш. беседа. – 1877. – Вып. 3. – С. 126–128. В т. ч. о духовных отношениях архиеп. Леонида (Краснопевкова) со свт. Игнатием. 831 . Павел (Брянчанинов). Последние два дня жизни Высокопреосвященного Леонида//Церков. вестн. – 1877. – 1. – С. 11–12. В т. ч. о духовных отношениях архиеп. Леонида со свт. Игнатием. 832 . Некоторые черты из жизни протоиерея В. И. Нордова//Вологод. епарх. вед. – 1884. – 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но более всего оправдало о. Леонида само время. Достоинство каждого учителя и правильность его учения более всего познаются от плодов их; а учение о. Леонида и его личное влияние везде, куда оно ни постиралось, и где оно с усердием ни принималось и ни принимается, оказывало всегда и оказывает самые благотворные действия. Трудам о. Леонида много обязаны своим благоустройством и процветанием три мужские обители в калужской епархии и пять женских обителей в других епархиях, в которых, отчасти при жизни о. Леонида, отчасти после его кончины поставлены были настоятельницами достойные его ученицы. А кто изочтет великое число частных лиц, иноков и мирян, которые через отеческое попечение о. Леонида обрели верный путь к душевному спасению и всегда с благодарностью благословляли и благословляют память старца? Голоса и отголоски противников о. Леонида давно замолкли; а имя его сделалось известным во всей православной России, и с благоговением произносится всеми чтителями монашества. На могиле о. Леонида часто слышится «вечная память», возглашаемая от служителей церкви, по усердию и любви многочисленных почитателей старца. Сбылось на нем и сбывается слово св. писания, что имя мужа благочестивого переживает роды, и слава его не потребится; премудрость его поведят людие, и похвалу исповесть церковь . ( Сир. 44:13,14 ). Приложения 1. Вопросы ученика и ответы старца Представляемые при сем вопросы ученика и ответы старца суть келейные записки одного из учеников о. Леонида, Павла Петровича Тамбовцева. Он был уроженец курской губернии, города Белгорода, сын богатого купца. Воспитание получил весьма недостаточное, по своим природным способностям, но образовал сам себя прилежным чтением Свящ. Писания, отеческих книг, а более всего советами и старческими увещаниями о. Леонида, занимаясь при нем перепиской книг св. отцов, и временно, по диктовке старца, пиша ответы к многочисленным его духовным детям. На все свои недоумения испрашивал он разрешения у старца, и о. Леонид отвечал на них с ясностью и опытностью, отличавшими его перед всеми; a сия опытность была плод бесчисленных скорбей им претерпенных, наблюдательности, чрезвычайной памяти, сохранявшей все читанное и слышанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В данном томе «Энциклопедии» присутствует статья об известном церковном историке Анри Леклерке, авторе «Словаря христианской археологии и литургики», выходившем на французском языке с 1903 г. Среди других французских богословов, о которых содержатся сведения в 40-м томе энциклопедии, — Мишель Лекьен — автор трехтомного издания «Христианский Восток», Поль Эмиль Лемерль — известный византолог, и Марсель Лефевр, критик реформ в Римско-Католической Церкви после II Ватиканского Собора. В 40-м томе содержится статья об основателе отечественной коптологии Оскаре Лемме. Статья о деятельности В.И. Ленина, вероятно, будет одной из наиболее читаемых в данном томе. Статью можно рекомендовать к прочтению не только студентам-историкам, теологам и миссионерам, но и самым широким кругам читателей. Также том содержит материалы, посвященные мученику Леодегарию (616-679), пострадавшему во Франкском королевстве, Леону, бывшему по церковной традиции митрополитом Киевским в конце X века. Большая статья посвящена великому Леонардо да Винчи и его творчеству. Следующий блок материалов относится к церковным деятелям с именем Леонид. Среди них следует особо выделить прп. Леонида Устьнедумского, прп. Леонида Пошехонского, сщмч. Леонида Афинского, сщмч. Леонида (Антощенко), казненного в Йошкар-Оле, сщмч. Леонида (Бирюковича), расстрелянного в Минске, сщмч. Леонида (Виноградова), умершего в заключении в Пермской области, сщмч. Леонида (Лебедева), зарубленного шашками красноармейцами, и многих других. Можно отметить также биографии Леонида (Окроперидзе), Католикоса-Патриарха всей Грузии, архиепископа Новгородского Леонида, церковного деятеля времен Ивана Грозного, архимандрита Леонида (Кавелина), историка, почетного члена Императорского православного палестинского общества , архимандрита Леонида (Сенцова), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Большое место занимают статьи, связанные с деятельностью церковных деятелей с именем Леонтий. Первый из них — епископ Ростовский Леонтий, по некоторым мнениям, третий русский мученик после варягов Феодора и Иоанна. Подробно рассказывается о церковном почитании свт. Леонтия, о его иконографии. Следует отметить также статьи о Леонтии (Карповиче), первом настоятеле Виленского Свято-Духова монастыря, Леонтии (Лебединском), митрополите Московском и Коломенском, Леонтии (Туркевиче), первоиерархе Североамериканской митрополии, Леонтии II, Патриархе Иерусалимском (1174-85), во времена господства крестоносцев в Иерусалиме, Леонтии Византийском и Леонтии Иерусалимском, богословах-полемистах VI в., Леонтии Стромынском, ученике прп. Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

Так старцы, одушевленные смиренномудрием и связанные взаимной любовью и единодушием, поучали духовных своих чад этим главнейшим христианским добродетелям не словом только, но более всего собственным примером, и не допускали, чтобы между ними возникало какое-либо разделение, к чему ученики по немощи человеческой нередко бывают склонны, как еще Ап. Павел обличал за такое разделение коринфян, глаголя: «Возвестися ми о вас братия моя, яко рвения в вас суть. Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин, аз же Христов. Еда разделися Христос?» ( 1Кор. 1:11–13 ). Между духовными детьми о. Леонида и о. Макарий никаких подобных разделений или партий не было; единодушие и единомыслие старцев отражалось и на детях. Таким образом, в одной обители было два старца, но не было раздвоения, и не терялось единство старческого окормления. Духовная деятельность о. Леонида не ограничивалась одной Оптиной пустынью и многочисленными ее посетителями. В 1837 г. один из учеников о. Леонида (прибывший с ним в Оптину пустынь из Свирского монастыря), иеромонах Геронтий был назначен настоятелем калужской Тихоновой пустыни. С ним отпущены до пяти человек единомудренных братий; а по времени и еще некоторые перешли к нему по благословенно старца. С того времени сам старец ежегодно посещал Тихонову пустынь, и живал там около месяца, заботясь о духовном утверждении братий и благоустройстве обители. Кроме того, через приверженных ему лиц и в вещественном отношении и благодетельствовал этой пустынной обители, которая с той поры стала приходить в цветущее состояние. В 1839 же году скитоначальник о. Антоний был назначен игуменом малоярославецкого монастыря, куда с ним также перешли некоторые из учеников о. Леонида. Живя и в Малоярославце, они продолжали пользоваться наставлениями старца. Таким образом, духовное влияние о. Леонида простиралось, кроме Оптиной пустыни, еще на две обители в Калужской епархии, в которых он ввел старчество, а через это и на будущие времена упрочил внутреннее благоустройство их, дав возможность как братиям, так и посетителям обителей получать от сего великую душевную пользу. Поэтому всем пользующимся и в настоящее время наставлениями и утешениями духовных старцев в этих трех обителях должно всегда с благодарностью вспоминать об о. Леониде, как положившем в этом месте начало и основание старческого пути. Наконец, и из некоторых женских обителей других епархий многие инокини пользовались духовным руководством о. Леонида, особенно из Севского Троицкого монастыря, Борисовской Тихвинской пустыни, и Белевского Крестовоздвиженского монастыря. В каждом из этих монастырей о. Леонид имел некоторых преданных учениц, преуспевших более других в духовной жизни, которые и при жизни, и по кончине его были наставницами и старицами многих сестер. Так духовное семя о. Леонида произрастало и распространялось далеко и за пределами Калужской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Предисловие Покойный Калужский Преосвященный Николай, при жизни старца Леонида, по-видимому, не благоволивший к нему, по смерти его первый подал мысль составить его жизнеописание. Но вскоре, по кончине старца, не могли исполнить это предложение Преосвященного, потому что не было еще в готовности многих материалов, а более потому, что принявший на себя это дело присный ученик о. Леонида, иеромонах о. Антоний Бочков, (впоследствии игумен Черменецкого монастыря), хотел во всей полноте описать жизнь старца, как ее видел; но затруднился, так как старец действовал и выражался очень своеобразно, и даже полуюродствовал: видеть и понимать это было можно, а выразить на словах и вполне передать другим неудобно. Поэтому о. Антоний два раза брался составлять жизнеописание старца, но оставил только некоторые записки. Сознавая это неудобство, мы предложили себе более скромную задачу, – собрать и написать об о. Леониде, что было возможно. При составлении настоящего жизнеописания, мы пользовались означенными записками о. Антония Бочкова 1 , а кроме того, имели в виду: 1) Письма самого старца о. Леонида (неизданные), в которых он упоминает об обстоятельствах своей жизни на Валааме, в Свирском монастыре и в Оптиной пустыни. 2) Предисловие к «житию и писаниям Молдавского старца Паисия Величковского (Москва. 1847 г.)», где на страницах 6–8 содержится краткий перечень важнейших обстоятельств из жизни о. Леонида, составленный ближайшим его учеником и преемником, старцем о. Макарием Ивановым . 3) Собрание писем того же Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Москва. 1862 г.), в которых он между прочим передает о предсмертной болезни и кончине о. Леонида. 4) Составленное бывшим Оптинским иеромонахом о. Леонидом Кавелиным , (нынешним Архимандритом Воскресенского монастыря, Нового Иерусалима), «Историческое описание Скита при Оптиной пустыни (С.-Петербург. 1862 г.)», в котором на страницах 93–142 помещены сведения о старце Леониде, какие в то время можно было о нем собрать. 5) Составленное им же «Историческое описание Белевского девичьего монастыря (С.-Петербург. 1863 г.)», в котором на страницах 67–89 изложены сведения о гонении, воздвигнутом в 1839–1841 г. на Белевских учениц старца о. Леонида.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Леонида. Он не желал, не искал, не ждал себе от мира никакой награды, потому не страшился ничего потерять. Тех следов, которые видны на лицах мирских, следов разрушенных надежд, не исполненных желаний, принудительной улыбки не видно было на открытом лице о. Леонида. Оно внушало откровенность и располагало и хитреца к простоте и непритворству. Старец был одарен от природы сложением крепким, силой необычайной: он мог поднимать до 12-ти пудов. Лице его в молодости смугловатое, круглое, осенялось густыми длинными волосами; под старость они сделались у этого льва настоящей гривой желто-седой, волнистой, и спускались гораздо ниже плеч. Глаза небольшие, сероватые, смотрели прямо, не высматривая приходящего, не угадывая, что таилось в душе пришельца: с первого взгляда о. Леонид знал, что привлекало к нему иного странника, приходившего за тысячи верст. Руки о. Леонида были очень стройны и красивы при полноте и длинноте живописных перстов. Рост его был выше среднего, походка его была также красива; мужественная и вместе с тем легкая, мерная поступь показывала, что он легко носил свое 70-летнее довольно тяжелое тело; никакой сутуловатости и согбенности старческой не видно было в этом воине Христовом утвердившемся в битвах духовных. В дополнение к характеристике старца о. Леонида, приведем здесь несколько рассказов о нем духовных его детей и близко знавших его лиц. 5. Рассказы о старце Леониде духовных его детей и знавших его лиц 27 Тихоновой пустыни монах С., бывший ученик старца о. Леонида, рассказывал о себе следующее: «Когда жил я дома, многие из нашего села приходили в Оптину пустынь, и сподобившись слышать от батюшки отца Леонида мудрые христианские наставления, славили его в разговорах друг с другом. Захотелось и мне видеть батюшку, а ежели примут в обитель, то и остаться при нем. Нашел я себе товарища, нашей же деревни человека, который знал немного грамоту, но много о себе думал. Идучи с ним дорогой, я часто ему напоминал об отце Леониде, говоря: что-то, посоветует ли нам старец идти в монастырь, или нет? На что мой товарищ отвечал гордо: что его советы? Я сам умею вграмоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010