Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ СПИЛЕОТ (Пещерник) [греч. Ηλας Σπηλαιτης] (860 или 864, Реджо, ныне Реджо-ди-Калабрия, Италия - 11.09.956 или 960, Меликукка, Калабрия), прп. (пам. зап. 11 сент.). Житие Согласно греч. Житию И. С., преподобный род. в Реджо в благочестивой семье Петра и Леонтии. С ранних лет он изучал Свящ. Писание и жития святых. Его прозвали одноруким, поскольку однажды он повредил руку, а неумелый врач так лечил его, что пальцы перестали действовать. Когда юноше исполнилось 18 лет, родители решили женить его, однако сын признался матери, что хотел бы принять постриг. Получив согласие родителей, он вместе с др. юношей, тоже пожелавшим стать монахом, отправился на Сицилию и поселился при храме св. Авксентия на склоне горы св. Никона близ Таормины. Его спутник не выдержал тягот отшельнической жизни и отправился домой, но по пути был убит арабами. И. С. решил добраться до Рима. После недолгого пребывания у мон. Игнатия, к-рый наставлял И. С. в Риме, он возвратился в Калабрию, и отшельник Арсений постриг его в монахи. Вместе с Арсением И. С. сначала подвизался в метохе мон-ря св. Лукии, называемом Миндинон, близ Реджо, а затем при церкви мч. Евстратия близ дер. Армы. В 888 г., спасаясь от набега арабов ( Caruso. 2004. P. 80. N 138), И. С. и Арсений вынуждены были отправиться в Патры. Их 8-летнее пребывание там было отмечено множеством чудес (напр., была очищена от нечистых духов башня напротив города), и, когда им пришло время вернуться в Калабрию, еп. Патрский пытался силой и ложными обвинениями удержать их. В Реджо И. С. и Арсений вновь поселились в церкви мч. Евстратия. В это время по всей округе распространилась слава прп. Илии Калабрийского , который переписывался с Арсением (ок. 903) и перед кончиной указал на И. С. как на своего преемника, поручив ученику Даниилу отыскать его. Вскоре Арсений скончался и был похоронен в церкви мч. Евстратия, в 914-915 гг. (Ibid. P. 81. N 145) его мощи пытались сжечь арабы, однако чудесным образом они уцелели.

http://pravenc.ru/text/389423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВИНИДИЙ [лат. Quinidius; франц. Quenin, Quénin, Quinis, Quinide] (VI в.), св. (пам. зап. 15 февр.), еп. г. Вазион (Везон; ныне Везон-ла-Ромен, Франция). Сохранились немногочисленные достоверные сведения об участии К. в Соборах. На Соборе 554 г. в г. Арелат (ныне Арль), где присутствовали епископы Арелатской пров., он представлял Феодосия, еп. г. Вазион. В этот период К. был в сане архидиакона. В заседаниях Собора 573 г. в г. Паризии (ныне Париж) он участвовал уже как епископ Вазионский. Преемником К. стал Артемий, который впервые назван среди участников Собора в Матисконе (ныне Макон), состоявшегося в 581 или 583 г. Т. о., К. занял кафедру между 554 и 573 гг., скончался до 583 г. Самое раннее свидетельство почитания К.- указание на празднование его памяти в мартирологе, составленном Лионским диак. Флором († ок. 860): «В Галлии, в городе Вазионе, погребение св. епископа Квинидия. Его смерть драгоценна перед очами Господа, свидетельство чему - множество чудес» ( Quentin. 1908. P. 348). Эта запись без изменений включена в Мартирологи Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.). Капелла св. Квинидия в Везон ла Ромен. XII в. Капелла св. Квинидия в Везон ла Ромен. XII в. Житие К. (BHL, N 6996) не датировано. Исследователи указывают на скудость содержащихся в нем сведений о жизни святого, обилие общих мест (напр., в описаниях добродетелей К.), библейских параллелей и лит. отступлений назидательного характера и считают его поздним сочинением (напр.: MartRom. Comment. P. 65). Житие открывается пространным риторическим прологом о тщете языческой премудрости и о пользе, к-рую христианам приносит знакомство с подвигами святых. К. был уроженцем Вазиона. Его мать во время беременности участвовала в праздновании памяти мч. Генесия в Арелате, где ей было видение: явившийся ангел предсказал, что ее сын станет епископом и великим подвижником. Когда мальчик вырос и прошел обучение, родители отдали его клирикам, впоследствии он стал диаконом при еп.

http://pravenc.ru/text/1684051.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ орган коллегиального управления епархией . Впервые введены как регулярный церковный институт Поместным Собором 1917-1918 гг. В России в допетровскую эпоху епархиальное духовенство собиралось в т. н. соборное воскресенье на «соборики», к-рые обсуждали важнейшие епархиальные дела, в особенности связанные с приходской жизнью и пастырским служением. После отречения имп. мч. Николая II Александровича и до созыва Поместного Собора в авг. 1917 г. вначале спонтанно, по инициативе местного духовенства и церковной общественности, в отдельных случаях даже без разрешения правящего архиерея (напр., в Тверской и Харьковской епархиях), а потом с санкции Святейшего Синода созывались епархиальные съезды, или собрания, на к-рых обсуждались вопросы епархиального и общецерковного значения: на некоторых из них выражалось недоверие правящим архиереям, с разрешения Святейшего Синода избирались кандидаты на епархиальные кафедры, в частности на таких съездах были избраны на Петроградскую кафедру сщмч. Вениамин (Казанский) , викарий Петроградской епархии, а на Московскую - архиеп. Литовский свт. Тихон (Беллавин) , после избрания они были утверждены Святейшим Синодом. 5 июля 1917 г. Святейший Синод утвердил Положение «О созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 г.», в к-ром, в частности, предусматривалось созвать 8 авг. под председательством правящих архиереев Е. с. для избрания членов Поместного Собора: по 2 клирика и 3 мирянина от каждой епархии. Правящие архиереи признавались членами Собора по должности. 61-й пункт Положения устанавливал состав собраний: «В состав собрания входят: а) все имеющие постоянное пребывание в епархии епископы; б) избранные на благочиннических избирательных собраниях выборщики, клирики и миряне; в) представители от духовно-учебных заведений» (Собор, 1918. Деяния. Т. 1. Вып. 1. С. 16). 9 (22) февр. 1918 г. Поместный Собор принял «Определение об епархиальном управлении», в соответствии с ним «высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является епархиальное собрание» (Собор, 1918.

http://pravenc.ru/text/189997.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМИНИНГЕЛЬД [Эрменегильд; лат. Hermenegildus; греч. Ηερμηνιγγιλδος] († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта), сын вестгот. кор. Леовигильда (568-586). Сведения о Е. и его мученической кончине содержатся в письменных источниках вестготского («Хроника» Иоанна Бикларского, «История королей готов, вандалов и свевов» свт. Исидора Гиспальского (Севильского)) и франк. («История франков» свт. Григория Турского ) происхождения и подтверждаются нумизматическими и эпиграфическими данными. На рубеже VI и VII вв. Римский папа св. Григорий I Великий посвятил Е. главу в соч. «Диалоги» ( Greg. Magn. Dial. III 31). К VIII в. относятся «Жития святых эмеретских отцов», где упоминается Е. Прп. Беда Достопочтенный ( Beda. Chron. 4557) и Павел Диакон ( Paul. Diac. Hist. langobard. III 21) в основном использовали сведения из сочинений Григория Турского и Григория Великого, к к-рым обращались и более поздние средневек. авторы (напр., Сигиберт из Жамблу). В 572 г., после смерти вестгот. кор. Лиувы, королем стал его брат Леовигильд (с 568 был соправителем Лиувы). Леовигильд от 1-го брака имел 2 сыновей: Е. и Рекареда. Овдовев, Леовигильд женился на вдове кор. Атанагильда Госвинте, арианке. Одна из дочерей Госвинты, Брунгильда, была замужем за франк. кор. Австразии Сигибертом I (561-575), а др. дочь, Галесвинта, вышла замуж за сводного брата Сигиберта Хильперика (561-584), который вскоре отправил жену в Испанию, приказав убить по дороге. Стремясь сохранить добрые отношения с франками, Леовигильд добился заключения брака между Е. и Ингундой, дочерью Сигиберта и Брунгильды. Ингунда была воспитана в кафолической (правосл.) вере, и в 579 г. в Толете (ныне Толедо) Госвинта пыталась насильно обратить невестку в арианство и даже провела над ней арианский обряд крещения (он был признан недействительным). Чтобы избежать скандала, Леовигильд удалил Е. и Ингунду из Толета в Гиспалис (ныне Севилья), поручив Е. управление юж. областями Вестготского королевства, расположенными на границе с визант. владениями в Испании. В отличие от населения Толета жители Гиспалиса преимущественно исповедовали православие. Благодаря супруге Е. сблизился со старшим братом свт. Исидора Гиспальского свт. Леандром , под влиянием к-рого принял правосл. веру.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНДАЛЕЦИЙ [лат. Indaletius, Indalecius; испан. Indalecio] (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания), один из 7 легендарных «апостольских мужей» (испан. varones apostólicos), испан. епископов, по преданию рукоположенных св. апостолами Петром и Павлом (среди «апостольских мужей» - также святые Торкват, Секунд, Евфрасий, Цецилий, Тесифонт и Исихий). «Апостольские мужи» проповедовали христианство в Бетике (Юж. Испания), однако их почитание, вероятно, сложилось в Сев. Испании на рубеже VIII и IX вв. Истоки легенды об «апостольских мужах» восходят к христ. общинам Юж. Испании V-VI вв., однако 1-е упоминание о ней содержится в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.). Влияние этой легенды прослеживается в каролингских «исторических мартирологах» IX-X вв. и в мосарабских календарях X-XI вв. Несмотря на широкое распространение предания, его историческая достоверность (напр., сведения о христианизации Испании в I в.) вызывает сомнения. Упоминания о епископских кафедрах в Испании, в частности в г. Урци, впервые встречаются в актах поместного Эльвирского Собора (нач. IV в.), после X в. название г. Урци исчезает из документов. Древнейшее сохранившееся Житие «апостольских мужей» (Vita extensa) представлено в 5 рукописях, наиболее ранняя - Пассионарий из мон-ря Карденья (X в.- Brit. Lib. MS 15600. Fol. 179-181). Эпитома Жития содержится в сб. «Жития святых» испан. агиографа Родриго Серратского (XIII в.). Согласно Житию, 7 миссионеров по поручению св. апостолов Петра и Павла прибыли в Испанию и начали проповедь в г. Акци (ныне Гуадикс). Во время празднеств св. Торкват и его спутники отказались поклониться языческим богам, после чего горожане начали преследовать христиан. Однако гонители погибли при обрушении моста. Проповедникам удалось обратить в христианство знатную даму по имени Лупария, к-рая приняла крещение и построила церковь. После этого «апостольские мужи» разошлись по городам пров. Бетика и основали епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/389553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЙ [Геласин; греч. Γελσιος, Γελσινος] (кон. III в.), мч. (пам. греч. 27 февр.), пострадал в г. Илиополь в Сирии (Гелиополь, совр. Баальбек, Ливан). Согласно самым ранним сведениям о мученике, к-рые находятся в Хронике Иоанна Малалы (VI в.), Г., названный здесь и в др. памятниках до IX в. Геласином, пострадал в правление имп. Максима Лициниана (хронист смешивает Максимина Дайу (305-313) и Лициния (308-324) - 2 правителей Римской империи). Г. был 2-м мимом (μμος δετερος), т. е. актером, исполнявшим вторые роли, как правило шутовские, в небольших театральных представлениях пародийного характера. Однажды он изображал христианина, принимающего Св. Крещение. В эту минуту на него снизошла благодать Божия и он уверовал во Христа. Тут же, в театре, Г. исповедал себя христианином. Разъяренная языческая публика выволокла его за стены театра и забила камнями. Родственники похоронили мученика в его родной дер. Мариамма недалеко от Дамаска, где впосл. был воздвигнут храм в его честь. Тот же рассказ о Г. с нек-рыми вариациями появляется в визант. «Пасхальной хронике» VII в. и копт. хронике Иоанна Никиуского кон. VII в., сохранившейся в переводе на эфиоп. язык. Составитель «Пасхальной хроники» делает уточнения относительно времени страдания мученика, исправляя неточную хронологию Иоанна Малалы и указывая, что Г. пострадал при имп. Диоклетиане, в 5-е консульство Максимиана Геркулия и 2-е Максимиана Галерия, т. е. в 297 г. (Chron. Pasch./Ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. P. 513-514). Хотя хроника Иоанна Малалы сохранилась лишь в поздней редакции, маловероятно, что сообщение о мученике - позднейшая вставка (напр., из «Пасхальной хроники»), т. к. в этом рассказе имеется хронологическая неточность относительно нач. IV в., свойственная Малале. Остается неясным, пользовался ли он несохранившимся письменным памятником о мученичестве Г. или опирался на устную традицию, бытовавшую в VI в. в Сирии.

http://pravenc.ru/text/161939.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015, после 15 июля), св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), отрок (член младшей дружины) ростовского кн. мч. Бориса Владимировича (см. Борис и Глеб ). Сведения о мученической кончине и почитании Г. У. содержатся в ранних древнерус. памятниках - летописной повести «О убьеньи Борисове», читающейся в «Повести временных лет» под 6523 (1015) г., анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (нач.: «Род правых благословиться, рече пророк»), «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (нач.: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети»), «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (нач.: «Владыко Господи, Вседержителю. Створивый небо и землю»), созданном прп. Нестором , мон. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, а также в рассказе черноризца того же мон-ря Поликарпа (впосл. архимандрит) о прп. Моисее Угрине в составе Киево-Печерского патерика . Время и место рождения Г. У. неизвестны. Основываясь на его прозвище, можно думать, что святой был венгром или славянином, жившим в венг. землях. Однако не исключено, что Г. У., как предполагал, напр., Э. Иглои, мог родиться «уже на русской земле», являясь потомком одного из венгров, служивших при киевских князьях Святославе или равноап. Владимире (Василии) Святославиче . Согласно более поздним свидетельствам, историческая достоверность к-рых не может считаться бесспорной, Г. У. имел 2 братьев. Об одном из них, прп. Моисее Угрине, мон. Киево-Печерского мон-ря, подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике. О 2-м брате - прп. Ефреме , основателе новоторжского во имя св. мучеников Бориса и Глеба муж. мон-ря ,- сообщает Житие прп. Ефрема, созданное в XVII в. на основе житийного текста кон. XVI в.; автором последнего принято считать иером. Юрьева новгородского муж. мон-ря Иоасафа, к-рый, вероятно, воспользовался несохранившимся текстом, созданным к нач. XIV в. ( Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. Вып. 1. С. 148-150).

http://pravenc.ru/text/164445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН [лат. Germanus] (ок. 495, близ Августодуна (совр. Отён, Франция) - 28.05.576, Паризии (совр. Париж)), св. (пам. 28 мая), еп. г. Паризии, вместе со св. Геновефой почитается как покровитель Парижа. Источники Житие Г. (BHL, N 3468) было написано вскоре после смерти святого Венанцием Фортунатом . Григорий Турский в «Истории франков», к-рая была закончена в апр. или авг. 594 г., сообщает, что св. Венанций Фортунат работал над Житием Г., будучи еще пресвитером, т. е. не позднее 599 г. В Житии автор, приноравливаясь к вкусам эпохи, повествует только о чудесах Г., почти ничего не рассказывая о его епископском служении и церковно-политической деятельности. Недостаток сведений восполняется упоминаниями о Г. у Григория Турского, в документах меровингских Соборов, нек-рых юридических актах эпохи, поэтических произведениях св. Венанция Фортуната, в житиях др. святых (напр., в Житии свт. Альбина, еп. Андекав (совр. Анже), Житии св. Дроктовея, написанном Гислемаром, анонимном Житии св. Домнула, еп. Ценоман (совр. Ле-Ман)). Среди посланий Г. подлинным можно считать лишь послание к кор. Брунгильде. Особую группу составляют юридические акты, связанные с основанием и привилегиями аббатству Сен-Жермен-де-Пре (изначально мон-рь Св. Креста и св. мч. Викентия на Лугу (лат. in prato), позднее получивший посвящение в честь Г.), подлинность этих документов оспаривается. Среди более поздних источников - соч. «О деяниях франкских королей» Аймоина из Флёри († после 1008) и хроника Гуго, аббата Флавиньи (XII в.). Жизнь Приблизительная дата рождения Г. ок. 495 г. вычисляется на основе указания Венанция Фортуната (Vita Germani. 79 - нумерация глав по изд. Мабильона, воспроизведено в PL) на то, что Г. скончался в возрасте ок. 80 лет. Это произошло, как уточняет Григорий Турский, в 1-й год правления франк. кор. Хильдеберта II - в 576 г. ( Greg. Turon. Hist. Franc. 5, 8). Хронист XII в. Гуго из Флавиньи, стремясь представить Г. братом св. Павла, еп. Веродунского (Верденского; † 649), указал др. дату смерти святого - 582 г.

http://pravenc.ru/text/164735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ [Греч. Πελαγα] (2-я пол. IV в.), прп. Антиохийская (Елеонская, Палестинская) (пам. 8 окт.). Достоверные сведения о П. скудны. Существует беллетризированное сказание (повесть) о П. («Покаяние преподобной Пелагии»; BHG, N 1478-1478d), составленное от лица некоего Иакова, называвшего себя диаконом Илиопольской Церкви (Илиополь - ныне Баальбек, неподалеку от Бейрута), к-рый, вероятно, является вымышленным лицом. Написание повести А. Камерон относит к кон. V-VI в. ( Cameron. 2000. Р. 182). Автор сказания о П. не указывает конкретных дат, но утверждает, что был очевидцем описываемых событий. Согласно этому тексту, П. род. в Антиохии и была известной блудницей, не имевшей себе равных в распутном образе жизни. За роскошные украшения, которые П. имела обыкновение носить, она получила прозвище Маргарито (Μαργαριτ, от греч. μαργαρτης - жемчужина). Иаков сообщает, что архиепископ Антиохийский (по имени не назван; в нек-рых версиях сказания (напр., BHG, N 1479m) отождествляется со свт. Флавианом I Антиохийским, предстоятелем Антиохийской Церкви во времена пресвитерского служения свт. Иоанна Златоуста; см.: Cameron. 2000. Р. 185) созвал Собор епископов, в числе которых был свт. Нонн, еп. Илиопольский (пам. в Субботу сырную; пам. греч. 10 нояб.) (бывший некогда подвижником в Тавеннисийском монастыре ); рассказчик повести называет себя его спутником. Св. Нонн произносил речь перед собранием епископов у ц. мч. Юлиана, когда мимо прошла в роскошной одежде в сопровождении толпы поклонников П. Все епископы, кроме Нонна, не смотрели в ее сторону. После того как П. скрылась из виду, еп. Нонн произнес поучение и призвал епископов так же заботиться о красоте души, как блудница - о красоте тела. Придя в гостиницу, свт. Нонн стал усердно молиться о спасении П. и в сонном видении увидел, как «черная и зловонная» голубка, брошенная им в воду, чудесным образом очистилась и стала белой прекрасной птицей. На следующий день после литургии он проповедовал о Страшном Суде. Промыслительным образом П. оказалась слушательницей этой проповеди, к-рая привела ее в смятение. Придя домой, она послала свт. Нонну письмо, прося его о наставлении. Тот согласился встретиться с ней, но только в присутствии собора епископов. На соборе П. умоляла свт. Нонна о крещении, и после долгого ее покаяния и слез епископ крестил П. и передал заботу о ней диакониссе Романе. Далее в сказании сообщается о явлении диавола свт. Нонну и П.: нечистый дух на пиршестве в честь крещения П. бранил епископа и пытался соблазнить П. возвратиться к прежней жизни, но бежал от крестного знамения. Бес явился П. ночью через 2 дня после крещения и снова искушал ее, но она вновь изгнала его крестным знамением.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Моисей (Мэчиник). Икона. XXI в. (Мэчиник) [румын. Moise] (с. Сибьел близ Сибиу - тюрьма-цитадель Куфштайн в горах Тироля, после 1752 г.), сщмч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем , Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша , мч. Опрей Миклэушем ) Румынской Православной Церкви, священник, пострадавший за защиту Православия и прав правосл. населения Трансильвании. Некоторые данные о жизни М. сохранились в показаниях (записаны на немецком и латинском языках), которые он дал на следствии и на суде в Вене 14-15 апр. 1752 г. ( Lupa . Doi percursori. 1944. P. 459-464; Despre Biserica românilor din Transilvania . 2009. P. 261-263). Также сохранились документы, связанные с ходатайствами правосл. румын о праве исповедовать свою веру, в к-рых упоминается М. Ок. 1762 г. в мон-ре Прислоп была составлена верифицированная хроника «Плач святого Силвашского монастыря из епархии Хацег, из Прислопа» (Plângerea sfintei mnstiri a Silvaului din eparhia Haegului, din Prislop), в к-рой были отражены события, связанные с сопротивлением правосл. румын Трансильвании церковному объединению с Римом, рассказано о посольствах в Вену, заточении послов, в т. ч. М., и о др. (Cronici i povestiri româneti versificate. 1967. P. 83). Румын. вариант фамилии М.- Mcinic - не является его прозвищем, данным М. за его страдания за веру, как это ошибочно трактуют нек-рые исследователи. Несмотря на то что этимологически mcinic может означать и mucenic, martir (мученик), это фамилия святого, что доказывают многочисленные прижизненные ее упоминания в различных документах, касающихся М.: напр., в показаниях, записанных на лат. языке 14 апр. 1752 г. в Вене, он упомянут как Moißi Motsinik; в нем. варианте тех же показаний - как popa (священник) Matsinik Moissi; в хронике «Плач святого Силвашского монастыря...» - как preotul (священник) Mcinic; в документе 1756 г. на венгерском языке - как Matsinik Mojszi и др. Фамилия Mcinic встречается в Трансильвании (но не в Молдавии и в Валахии) и этимологически обозначает человека, пришедшего на мельницу делать муку.

http://pravenc.ru/text/2563974.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010