Вопрос: В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого). В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство.

http://pravoslavie.ru/6961.html

догмата Евангельская заповедь о любви была бы бессильна, а потому противополагать сей догмат заповеди о любви есть безумие; так делать может только непонимающий или нежелающий понять истины 27 . 1 По-видимому, «Исследование догматического богословия» (1880 г.) Л.Н. Толстого (1828–1910), который был отлучен от Церкви в 1901 г. Относительно этого см., напр.: Лодыженский М.В. Свет незримый. Гл. IX. Как умирали святые и как умер Толстой. – Мистическая трилогия. Т. 2. Петроград, 1915. С. 215–250. – Прим. ред. 3 Дописывая эти строки, мы получили с почты новую июльскую книжку «Душеполезного чтения» и открыли ответ старца Амвросия «сомневающимся в православных догматах» [см. Прп. Амвросий Оптинский . Собрание писем, I (к мирским особам), 68. Сергиев Посад, 1908, с.76–80]. Сомневающийся пишет: «Евангелистам принадлежат очень немногие догматы ; онивыработались Вселенскими соборами; от догматов до духа христианского, как до звезды небесной, далеко». Это было в 1875 году. Тогда были сомневающиеся, теперь они – отрицатели. 8 См., напр.: Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Ин., IV, 4. – Творения. В 12 т Т. 8 (1). СПб., 1901 С. 32. О священстве, IV, 9. Т. 1 (1). СПб., 1898. С. 460–461. О девстве, 2–8. Т. 1 (1). СПб., 1898. С. 297–302 – Прим. ред. 9 «Не было бы, братия, ничего несправедливее нашей веры, если бы она была уделом одних мудрых и избыточествующих в слове и в умственных доводах, а простому народу надлежало бы также оставаться без приобретения веры, как без золота…» (Свт. Григорий Богослов . Слово 32, о соблюдении доброго порядка. – Творения, в 6 т. Т. 3. М., 1844, С.156. [В 2 т. Т. 1, М., 2007. С. 403]) 11 См., напр., свт. Григорий Богослов . Слово 32-е, особенно от с.151 (Творения, в 6 т. Т. 3. М., 1844, [В 2 т. Т. 1, М., 2007. С. 400]), или у прп. Иоанна Дамаскина в «Точно изложении православной веры» (I, I ): «Бог, яко всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл всё, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить» (СПб., 1894, С. 2). 13 Эта интуиция есть первоначальный источник логического закона противоречия и исключенного третьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

37 Высочайшей идеал в глазах Шопенгауэра представляет тот, кто, убедившись в иллюзии мира, решил, насколько это для него возможно, уничтожить его, окончательно потушить в себе желание жить. Аскетизм, постепенное уничтожение всех чувств, которые связывают нас с видимым миром, жизнь анахорета в египетской пустыне, – квиэтиста времен Людовика XIV, – индийского факира, – вот для Шопенгауэра совершенство.» Проф. Буткевич. Пессимизм Шопенгауэра. Православное Обозрение. 883 г. Август», стр. 591. 38 Соловьев. T. 1, стр. 241. Проф. П. Лосский в настоящее время стремится обосновать философское направление, которое он сам называет «мистическим» или «мистическим эмпиризмом». См., напр., статью «Обоснование мистического эмпиризма». (Вопросы философии и психологии. 1904 г. Сент.– Окт. Кн. 74), вошедшую в его книгу: «Обоснование интуитивизма. Пропедевтическая теория знания». СПБ., 1906. 39 Собран, сочин. Т. III, стр. 186. В статье о Глебе Успенском (относящейся к 1888 году) выше упомянутый Михайловский обращает особенное внимание на то, что Успенский считал центральным пунктом русской жизни за последние десятилетия «болезнь сердца», «болезнь мысли», «болезнь совести», причем у Успенского эти три выражения являются синонимами. «Мысль и чувство», безжалостно и неподкупно сверлящие душу, принимают для него почти исключительно форму совести, то есть сознания виновности и жажды соответственного искупления и покаяния. См. цитированную выше статью г. А. Красносельского, стр. 65. 40 Котляревский. Трилогия Гр. А. К. Толстого, как национальная трагедия. Вест. Европы. 1902 г. X, стр.699. 42 Ibid., стр. 50. Ср. стр. 329, 386. Т. IV, стр. 29. – Ходячее мнение, обычно повторяемое в церковно-исторических и историко-литературных исследованиях, что древняя Русь воспитывалась церковью исключительно на созерцательно-аскетических идеалах, должно быть существенно ограничено. Обоснование и детальное раскрытие действительного положения дела в указанном отношении см., напр., у проф. А. И. Пономарева в его актовую речь: «Славяно-русский Пролог в его церковно-просветительском и народно-литературном значении». Христ. Чтение. 1890 г. Ч. I, стр. 534 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

—337— темой предмета я вынужден был говорить лишь о пользе, я не о вреде театра: неужели критик этого даже не заметил?! Неужели Ст. О-в, не заметил, что на протяжении всей статьи моей о Царстве Божием всюду устанавливается, главным образом, принципиальное решение тех или иных вопросов, напр., о свободе совести, об отношении государства и церкви, христианства и культуры и др. – и среди них в том числе также вопроса о высшем значении театра 370 ? Неужели он не заметил и того, что речь у меня идет о театре именно, а не об извращении театра, или карикатуре его? Это было бы странной невнимательностью и «как бы умышленной» непонятливостью... Наконец мне навязывается нелепая мысль, будто современный театр в своем statu quo вполне, «действительно и безусловно» и во всяком случае удовлетворяет своему высшему религиозному назначению, без всяких в нем усовершенствований! Откуда же это вычитано? Напечатано было только следующее. Театр по той мере удовлетворяет своему высшему назначению, по какой отображает христианское миросозерцание; поэтому, если театр мало отражает в себе христианский свет, то мало и служит высшей цели. Современный театр недостаточно отражает в себе евангелие, как недостаточно отражается последнее в науке, литературе и т. д., т. е. не во всей полноте; а потому и театр может также лишь не во всей полноте отвечать своей цели. Но если мы доживем до «идеального» театра, о котором будто бы только и говорил Гоголь, то тогда и театр вполне будет отвечать своей цели... При всем том я недоумеваю, неужели кто-либо даже из солидарных с о. О-вым искренно может считать неудовлетворяющими вполне назначению театра «Жизнь за Царя», «Фауст», «Гугеноты», «Маккавеи», «Новый мир», трилогию Толстого, «Гамлета», «Короля Лира», «Макбета» и другие произведения Шекспира, драмы и комедии Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Островского и мн. др.?! Должны же быть какие-либо пределы пуританской требовательности; —338— иначе значило бы остаться вообще совсем без театра и успокоиться на «пещных действиях»... Добавлю к сему, что общий критерий или общее понятие религиозности и нравственности драматического искусства устанавливаются ясно и определенно у меня, и в статье, непосвященной специально занимающему почему-то Ст. О-ва вопросу, было бы неуместно и странно входить в частное обозрение репертуара современного театра и давать «характеристику современного состояния сценического искусства в его отношении к религиозному состоянию народа (?)». Не требуется ли уж от меня здесь список дозволенных и недозволенных пьес?.. Во всяком случае желания О-ва неясны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы живем в мире, где подобные воззрения всё более становятся само собой разумеющимися, а вопрос об истине всё больше считается неприличным и неуместным. Его задвигают в дальний угол. Этому есть целый ряд причин. Во-первых, это опасение перед конфликтами «из-за истины». Многие считают (ошибочно), что люди, твердо приверженные тому, что они считают истиной, опасны – они взрываются в толпе «неверных», думая, что это принесет им рай, устраивают кровавые религиозные конфликты и вообще портят жизнь себе и другим. Если свести религию и мировоззрение к вопросу глубоко частного хобби, это (как люди предполагают) поможет построить более справедливый и безопасный мир, где никто никого не взрывает. Кто-то ходит в церковь , а кто-то увлекается альпинизмом. Альпинисты посвящают всю свою жизнь этому виду спорта, тратят кучу времени и денег, даже подвергают свою жизнь опасности – но им в голову не приходит призывать других к тому же или объявлять альпинизм чем-то более «истинным», чем шахматы. Вот и церковники пусть ведут себя так же. Во-вторых, это страх, что за притязаниями на истину стоят притязания на власть: «У меня Истина! Все делайте, как я скажу!» В-третьих, на самом простом бытовом уровне мы должны взаимодействовать с людьми самых разных убеждений. Кто-то ходит в церковь , кто-то в мечеть, кто-то совершает ритуальные танцы с бубном, кто-то занимается йогой. Говорить, что только наша религия истинна, значит подразумевать, что наши соседи заблуждаются, причем в весьма важных вопросах. Другие люди вряд ли будут благодарны, если вы толсто намекнете, что дорогие им убеждения ошибочны, а образ жизни неверен. Это, видимо, не помогает социальной гармонии. Поэтому давайте лучше вообще замнем этот опасный вопрос об истине. В-четвертых – и хотя это не сразу приходит на ум, возможно, это самое главное – истина есть что-то, что не зависит от нас, не подчиняется нашей воле, что-то такое, что мы вынуждены признать, нравится нам это или нет. У нас нет власти над истиной. Истина угрожает той картине мира, к которой мы привыкли, в которой уже вполне обжились, которая связывает нас с другими людьми. В разговоре об истине всегда присутствует возможность того, что мы ошиблись, свернули не туда, вложились не в то предприятие – а это очень неприятная мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Копорцы – копорский чай. Иван-чай. Крошевники. Копорское крошево и кисло и дешево (из Копорья, Петерб. г., по слухам, идет иван-чай, трава кипрей) . Москва бьет с носка, а Питер бока повытер. Питер женится, Москва замуж идет. Славна Москва калачами, Петербург усачами. В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам) . У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.). Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, где была пытка) . Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.) . В Москву идти – голову нести (старин.) . Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина) . Московская разнобоярщина (семибоярщина) . Не только звону, что в Москве (что в Киеве). В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян) . На Крестце не стрельцам сбор (т. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий) . С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков) . Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи; Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; 1737 г. – от свечи в доме Милославского) . Первые города от Москвы – два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга, Рязань) . Москва не клином сошлась, околицы нет. Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах) . Два брата с Арбата, а оба горбата. Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать. В Москве все найдешь, кроме птичьего молока. В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери. В Москве недорода хлебу не бывает. Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят. Славится Москва невестами, колоколами да калачами. Москва любит запасец. У спаса нет без запаса. Москва людна и хлебна. Москва – царство, деревня – рай. В Москве каждый день праздник (по множеству церквей) . Московская грязь не марается. Москва, что доска: спать широко, да кругом метет. В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Была совершена по чину божественная литургия, после совершения которой люди все были высланы из церкви; остался только Теймураз со своими ближними людьми и нашими послами, между ними происходила первая беседа о тех делах, ради которых наши послы были присланы. Русское богослужение очень понравилось Теймуразу: «слава тебе Господи, говорил он нашим послам, что праведный государь царь нашего прошения не презрел, ныне вижу благодать Божию; истинно божественная служба ныне совершилась в грузинской земле, – как служат четыре патриарха, так и ныне слово в слово служил архимандрит и ничем не разнилось». Архимандрит Иосиф присутствовал при совершении литургии и простым грузинским священником и отметил все особенности ее в сравнении с совершением ее в Москве. Евангелие читал сам архиепископ, присутствующий церкви, но не служивший; во время великого выхода священник пошел на север, а не посолонь; во время чтения символа веры завесился от потира и дискоса воздухом, а не держал его над потиром и дискосом; при произнесении слов: примите.. ядите... указывал всею рукою, а не двумя перстами; на отпуске многолетия не было и пр. и пр. 8 февраля 1639г. архимандрит опять присутствовал при совершении литургии простым грузинским священником; пришел, говорит он, поп и принес с собой кошель с церковною утварью, откуда вынул ее и совершал литургию; вместо звезды он слепил две свечки и, перегнув их, поставил на дискос; пел во время обедни сам поп – «иное толсто добре, иное тонким голосом». 25 сентября 1638г. опять служил архимандрит и опят в присутствии царя, царицы, царевича, бояр, духовенства и пр.людей. В этот же день послов посетил царь Теймураз; послы рассказывали ему «про изобильство Троицкого монастыря и про неисчетные и неизреченные чудеса преп. Сергия»; грузинцы сильно дивились. Теймураз: «Я был в Константинополе и там славен тот монастырь и чудотворец Сергий». Нашим послам приходилось в Грузии не очень то весело. Они терпели страшную нужду, питались одним хлебом или мукой, разведенной в воде; царского какого-либо корма им не шло, а купить негде было, так как у грузин каких либо базаров и торгов не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По окончании литургии послы приглашены были царём Теймуразом на обед, которого им пришлось подождать немалое время, пока повара принесли и поставили зараз всё, приготовленное к обеду. Один из грузинских священников прочитал «Отче наш», а архиепископ, «сидя, руку мало приподнял и, персты растопыря, показал тем делом, кабы благословил есть». После обеда послы возвратились домой, а 11 сентября присутствовали на обеде у грузинского архиепископа, за которым завязалась не лишённая интереса беседа русского архимандрита Иосифа с верховным представителем грузинской церкви. Архиепископ сказал, что русские видели их, грузин, службу, а теперь они должны показать им, как служат в России. Архимандрит Иосиф попросил придел, в котором русское духовенство, предварительно освятив его, и будет служить. В дальнейшем разговоре выяснилось, что в Грузии теперь церкви стоят без крестов; алтари с церковью не разгорожены; царских дверей нигде нет; хотя и есть завеса, но грузинское духовенство ею не пользуется, так что все присутствующие видят совершение таинства. А какая же после того тайна, если она всем явна? И ребята входят в алтарь в одних зипунишках через царские двери... Беседу эту прекратил сам архиепископ, сказав: «мы с вами о вере не будем спорить». Через неделю после того, 18 сентября, русское духовенство совершило богослужение в присутствии царя Теймураза, его семьи и свиты. Русское богослужение очень понравилось царю Теймуразу. У послов наших было слишком много свободного времени, которое они посвятили наблюдению за совершением церковных служб в Грузии. Описывая службу, бывшую 8 февраля 1659 года в одной сельской церкви, архимандрит Иосиф говорит, что пришёл поп, а за ним «малец» принёс кошель, откуда поп и вынул всю церковную утварь. На престоле постелил платок, поставил на нём деревянные сосуды, без креста и других на них священных изображений; вместо звездицы, слепил две свечки, перегнув их, поставил на дискос, и совершал проскомидию «в одном чекмене», надев ризы только тогда, когда начал литургию. Во время литургии пел сам поп – «иное толсто добре, иное тонким голосом»; по окончании обедни, «малец» собрал все сосуды с престола и, положив в кошель, унёс...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вертеп, в нем же Христос родися, под самым алтарем иссечен из горы, из самородного камени, а ныне помощен весь каменем мрамору белого, и стены все оклеяны гипсусом мраморовыми плитами, а верх того вертепа камень простой самой горы самородный; из церкви две двери в тот вертеп, одна с полудня, а другая с полуночи; в лествице ступени, и что у дверей столпцы круглые и грановитые, все мраморовы камень с лицем. Вшед в той вертеп южными враты, на правой руке под стеною восточной сделана якобы киотка; а в той киотке учинена доска мраморная как бы лавочка и послана пеленами, и стены обиты участками; и на той доске служит Патриарх литургию, то есть престол, место выслано мрамором и на нем учинена дыра кругла и обложена серебром, якоб звезда с лучами; над нею под престолом, сиречь под доскою каменною горят кандилы с маслом повешены; и ту звезду христиане приходя целуют. А по левой стороне той же лествицы, вшед в пещеру, учинено особое место, от мосту вертепного три ступеня ступить вниз; на правой стороне, сиречь с западу, ясли, в них же Христос лежал повит пеленами яко человек; а против их на восток под стеною учинен престол, положена доска мраморная ж и покрыта пеленою, и то место, и самые ясли, стены, и мост, все оклеено досками мраморными; и тут бывает другая служба; а по всем тем местам висят кандилы с маслом скляничные, в серебренных сосудах; церковь та великая вся вверху подписана мусиею чудным строением, праздники и святых семь соборов; а подпись у них над иными по-грецки, над иными по-латыни; да в алтаре вверху на полуденной стене написано по-грецки сице: «подписана та великая церковь святый Вифлеем в царство Мануила великого царя порфирогенета, во дни великого рега 226 ерусалимскаго господина Армори, при вифлеемском епископе господине Равуле в лето 6476, индикта втораго». Мусия есть стекло толсто, сломано гранками, всяких цветов, и теми выкладывано образы, лица и ризы, всякими цветами, а крепко, до скончания века лица не сронить, понеже стекло не может полинять николи; а стекло то есть всякими цветами разными, где который цвет треба, тот тут и кладен, а иные золочены. Из великого алтаря на полдни вверх лествица, церковь святого мученика Георгия; тут вифлеемский митрополит всякую церковную служит службу с своими старцы; алтарь сделан в досках. Из той церкви на полдень же лествица на колокольницу, и на ту колокольницу идти вверх 40 ступеней, там кельи митропольи, и поварня, и трапеза, а выше келий еще лествица на самый верх колокольницы, там кельи же; верх у той колокольницы разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Если губернское начальство узнает, как бы то ни было, о похождении В. в Посаде: оно не преминет завести о сем официальную переписку: и я вынужден буду требовать от вас объяснения. Поймут ли власти, что может быть основательное духовное рассуждение, по которому бы можно было такого человека взять, и тотчас отпустить, куда хочет? Не запишет ли благочинный письмо к В., чтобы по возможности не медлил возвратиться; и не пошлет ли чрез Рузского протоиерея, которого притом не излишне будет попросить, чтобы уведомил, находится ли В. у матери? Протоиерей человек основательный. С Амфилохием теперь я простился, сказав ему и спутнику прежде и теперь, что нужно. Надеюсь, что Амфилохий хорошо исполнит поручение: образ спутника его что-то мне говорит, чего не понимаю. Я дал Амфилохию письмо ко владыке Новогородскому. Мир вам и братии. Мая 6-го 1855. 1042 Мир вам, отец наместник, и братии. Путешествует к вам преосвященнейший Феодотий Симбирский. Будьте ему гостеприимцем вместо меня, и благословите его образом от обители и от моего смирения. Мая 9-го 1855. Да будет вам на случай ведомо, что теперь в Москве Великая Герцогиня Мекленбург Шверинская, сестра Государыни Императрицы Матери. И говорят, что она, может быть, пожелает видеть и Лавру. 1043 Мир вам, отец наместник, и братии. Празднуйте благочестно и радостно Пресвятой Троице; и да снидет на вас осенение крыл Духа Господня, яже суть посребрен 86 чистотою Божественною, низводящую и на души ваши чистоту духовную. А меня не ожидайте; и потому, что, и пришед, могу остаться бездействен, или только возмущу ваш чин моею немощью, и потому, что близко праздник Святителя Алексия, к которому обратное от вас путешествие может оказаться для меня не по силам. Помяните меня пред престолом Пресвятой Троицы и при стопах Преподобного Сергия. Мая 12-го 1855. Вчера в первый раз выехал я поклониться Божией Матери и Святителю Алексию: и переход чрез неосвещенные солнцем церковные сени был чувствителен моему, пронизанному болезнью телу, хотя я одет был толсто. 1044

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010