Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЕННАЯ СЛУЖБА служба в регулярных или нерегулярных войсках в военное и мирное время, как правило сопряженная с ношением оружия, в условиях войны обычно предполагающая участие в боевых действиях. В одних странах В. с. относилась только к определенным категориям граждан или подданных (полноправные граждане греч. полисов, сеньоры и рыцари в средневек. Зап. Европе, дворяне и боярские дети в Московской Руси), в др.- воинская повинность возлагалась на всех мужчин, физически годных к ее исполнению. Во мн. гос-вах существование добровольной или наемной армии в мирное время не исключает всеобщей воинской повинности в период войны (напр., в совр. США). Св. воины Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона. 1680-1681 гг. (мон-рь Хиландар. Афон) Св. воины Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона. 1680-1681 гг. (мон-рь Хиландар. Афон) Отношение Церкви к В. с. определяется христ. пониманием войны и мира: война есть зло, причина к-рого, «как и зла в человеке вообще,- греховное злоупотребление богоданной свободой» (Основы социальной концепции РПЦ. VIII 1). НЗ не содержит прямых указаний христианам об участии или неучастии в войне, но имеет свидетельства о благочестивых воинах (Мф 8. 5-13), в частности о сотнике Корнилии , первом крещеном язычнике (Деян 10); о крещении воинов, к-рых прор. Иоанн Креститель наставляет никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованьем (Лк 3. 14); в нем говорится о том, что начальствующий «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим 13. 4). Признавая войну злом, «Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хоть и нежелательным, но вынужденным средством» (Основы социальной концепции РПЦ. VIII 2). Однако и в этом случае актуальны слова ап. Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12. 21).

http://pravenc.ru/text/155071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУДДИЗМ вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является аутентичным названием этой религии. Он создан европейцами в XIX в. и указывает на религ. титул основателя вероучения; буддисты называют свою религию Дхарма (Учение), или Буддхадхарма (Учение Будды). Историко-культурный ареал распространения Б. охватывает преимущественно народы, населяющие Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): Юж., Юго-Вост., Вост., Центр. Азию, Дальн. Восток и Сибирь (Забайкалье). В нек-рых странах Б. закрепился как господствующая религия, определившая историческую специфику строительства национальной государственности (напр., в Монголии, Таиланде, Мьянме), в др.- как одна из неск. традиц. религий (напр., в Юж. Корее, России), в третьих - как локальная традиция, соседствующая с более влиятельными религиями (напр., на Тайване, в Индонезии). В мировом масштабе Б. получил распространение в XX в. благодаря расширению межкультурных связей, миграционным процессам и деятельности буддийских миссионеров. В США, Канаде, Австралии и странах Европы появились буддийские этнорелиг. меньшинства эмигрантов из стран АТР и общины буддистов-конвертитов (новообращенных из местного населения), созданные при участии зарубежных миссионеров. Б. в совр. мире существует в различных формах (направления, школы, секты, религиозно-политические движения) и не имеет единой организации. Зарождение и распространение Основу научных знаний о возникновении Б. и его первоначальном распространении на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки образуют археологические и эпиграфические памятники III в. до Р. Х., относящиеся к эпохе правления имп. Ашоки Маурьи (ок. 273-232), к-рый не только исповедовал Б., но и искусно применял Учение Будды в качестве инструмента гос.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРБУРГ [нем. Warburg] Аби (Абрахам Мориц) (13.06.1866, Гамбург - 26.10.1929, там же), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии . Изучал историю искусства в Бонне у профессоров К. Юсти, Г. Тоде , К. Лампрехта (с 1886). Испытал влияние эволюционистских идей Ч. Дарвина , совр. психологии (теория «вчувствования») и в особенности Я. Буркхардта (искусство как один из аспектов всеобщей истории). В 1888 г. учился в Мюнхене, тогда же побывал в Риме, где познакомился с А. Шмарзовым . В Страсбурге защитил дис. ««Рождение Венеры» и «Весна» Сандро Боттичелли: Исследование представлений об античности в итальянском раннем Ренессансе» (1891, изд. 1893). В 1893 г. вернулся в Гамбург, в 1895 г. совершил поездку в США, где в Нью-Мексико знакомился с жизнью индейцев пуэбло «с целью изучения общечеловеческих культурных, мифологических и религиозных корней современной цивилизации». В 1898-1904 гг. во Флоренции занимался праздничной культурой Ренессанса, к-рую рассматривал как обмирщенный языческий вариант средневек. культуры. По возвращении в Гамбург активно способствовал открытию там ун-та, впосл. был избран почетным профессором. В 1912 г. на Международном конгрессе историков искусства выступил с докладом «Итальянское искусство и интернациональная астрология в Палаццо Скифаноя в Ферраре», сформулировав основные положения иконологии. Классическая мифология для В.- источник символизма для последующих периодов (напр., образ-метафора «нимфа» восходит к античной жен. фигуре и встречается в европ. искусстве всех времен); независимо существуя в истории, образы находятся также в «силовом поле» припоминания и забывания их человеком. Делая акцент на эмоционально-аффектные составляющие творчества, В. пишет о скрытых символах, позволяющих выйти в сферу иррационального, действующего на сознание посредством устойчивых иконографических образов, «формул пафоса» или «подвижных атрибутов» (движение человеческого тела как экспрессия движений души). Истолкование представляет собой не только научную, но и культурно-нравственную задачу: по мысли В., от инстинктивных магических страхов, бессознательных реакций совр. человека, движимого страстями, можно спастись просвещением разума. Поэтому, с т. зр. В., история культуры - это трагическая «психо-история» человеческих проблем, страданий, духовных падений и побед.

http://pravenc.ru/text/154083.html

Паникадило из Сионского клада. 550–560 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Πολικνδηλον, букв.- «многосвечие»], светильник со множеством восковых свечей, масляных или (в совр. практике) электрических ламп, подвешенный в центре храма (обычно в подкупольном пространстве) или в боковых приделах (для таких П. иногда используется термин «поликандило», обычно их размер меньше размера центрального). Известно множество форм П. В древней Церкви наиболее распространенным типом П. были металлический плоский диск или крест с отверстиями для масляных светильников конической формы. Такой тип назывался по-гречески στφανος, а в лат. традиции - corona или farus (pharus) cantharus (напр., такие золотые П. были подарены имп. Константином Великим рим. базилике Спасителя (Сан-Джованни-ин-Латерано) - LP. T. 1. P. 173, 176). П., в которых масляные светильники заменялись свечами, назывались cereostata (Ibid. P. 221). Существовали также комбинированные варианты (Ibid. T. 2. P. 31; подробнее см.: Geertman. 1988). Древние образцы серебряных П. разных форм обнаружены в составе неск. кладов VI в. (т. н. Сионский клад) в 60-х гг. XX в. в Юж. Турции (древняя пров. Сирия; хранятся в музеях Турции и США). По свидетельству Павла Силенциария , в храме Св. Софии в К-поле было множество таких серебряных П. крестовидной и концентрической формы, к-рые по отдельности крепились цепями (κρεμαστρια) к куполу и несли на себе масляные светильники ( Paul. Silent. S. Sophia. 810-839; от имени малолетнего имп. Михаила III (842-867) храму было подарено золотое П.- Theoph. Contin. Chron. 4. 45 (211. 2)). По сообщению Робера де Клари, в момент взятия К-поля крестоносцами в Св. Софии находилась почти сотня П., каждое из к-рых висело на серебряной цепи и имело по 25 и более лампад ( Robert de Clari. Conquête de Constantinople. 85; в кн. «Паломник» Антония Новгородца говорится о 80 серебряных «кандилах» только в главном нефе). Серебряные П., возможно 8-угольной формы, висели в тронном зале Хрисотриклин ( Oikonomid è s N. Les Listes des Préséances byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. P. 131). Их было принято зажигать во время интронизации императора, при приеме послов, рождении наследника и в др. подобных случаях ( Parani. 2013).

http://pravenc.ru/text/2578805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского ДАМАССКАЯ РЕЗНЯ христ. погром 9-18 июля 1860 г. в Дамаске; форма выражения протеста сир. мусульман против крушения традиц. иерархии исламского социального устройства ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДАРИЙ имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого ДЖЕФФЕРСОН Томас (1743 - 1826), амер. политический деятель, философ-деист, основной автор Декларации независимости США, 3-й Президент США ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДИОЦЕЗ адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе

http://pravenc.ru/rubrics/122958_10.html

В 1975 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Дональда Коггана принимали участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и митр. Сурожский Антоний (Блум) . В 1977 г. Архиепископ Д. Когган приезжал в Москву. В 1980 г. архиеп. Волоколамский Питирим, митр. Сурожский Антоний, архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) присутствовали на интронизации Архиепископа Кентерберийского Роберта Ранси. На встрече с архиеп. Питиримом 16 июля 1985 г. в Москве делегаты Комитета по иностранным делам палаты общин Парламента Великобритании заявили, что «религиозная жизнь в Советском Союзе вызывает большой интерес в Соединённом Королевстве, и мы придаем важное значение этому вопросу при изучении связей между нашими странами» (ЖМП. 1985. 9. С. 5). В мае 1985 г. делегация РПЦ во главе с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) по приглашению Архиепископа Кентерберийского Р. Ранси участвовала в богослужении в Вестминстерском аббатстве по случаю 40-летия окончания второй мировой войны. В июне 1988 г. делегация Церкви Англии во главе с Архиепископом Кентерберийским Р. Ранси участвовала в праздновании 1000-летия Крещения Руси. На Ламбетской конференции 1988 г. присутствовали архиеп. Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Калининградский) Кирилл (Гундяев) и преподаватель МДА М. Л. Воскресенский. На Ламбетской конференции 1998 г. присутствовал митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . В 1989 г., во время посещения СССР делегацией Церкви Англии во главе с еп. Оксфордским Ричардом Харрисом, была достигнута договоренность о создании Совместной координационной комиссии по сотрудничеству между Церковью Англии и РПЦ. Заседания комиссии состоялись в 1990 г. в Лондоне и Оксфорде, в 1991 г. в Москве и Пюхтицах (Куремяэ, Эстония), в 1992 г. в Оксфорде, в 1993 г. в Москве. Деятельность этой комиссии распространяется на сферу религ. образования и благотворительности. Благодаря ее усилиям правосл. студенты из России получают стипендии для обучения в богословских школах и ун-тах Англии. Кроме того, на заседаниях представители РПЦ и Англиканской Церкви вырабатывают согласованную позицию в решении общехрист. вопросов, напр. о деятельности ВСЦ или о взаимоотношениях между Церковью и гос-вом в совр. мире. 19 апр. 1991 г. в торжествах по случаю интронизации Архиепископа Кентерберийского Джорджа Кэрри принял участие митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 28 по 30 окт. 1991 г. проходил офиц. визит Московского Патриарха Алексия II к Архиепископу Кентерберийскому, в 1993 г. в Москву с неофиц. визитом приезжал Дж. Кэрри. 9 июля 1998 г. состоялась церемония освящения статуй мучеников ХХ в. в Вестминстерском аббатстве (Лондон). Скульптурные изображения мучеников, принадлежавших к различным христ. конфессиям, размещены в нишах над зап. порталом храма. Среди них - св. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, мученически погибшая в 1918 г. Диалог с Епископальной Церковью в США

http://pravenc.ru/text/171923.html

К. Маркс , идеи к-рого оказали огромное влияние на ход мировой истории XX в. и составили основу офиц. идеологии Советского гос-ва и др. коммунистически ориентированных стран (см. ст. Коммунизм ), связывал происхождение Г. с классовой борьбой. В соответствии с его воззрениями, к-рые применительно к теории Г. развивал Ф. Энгельс , Г. рождается с появлением антагонистических классов и является орудием осуществления классового господства. Характер Г. и гос. строй определяются способами производства. Утопический проект Маркса о коммунистическом будущем связан с ликвидацией классов, классовой борьбы и отмиранием Г. Существуют и др. теории происхождения и природы Г.: т. н. органическая теория (Г. Спенсер ), теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) и др. Немалое значение в истории человечества имеет также вопрос о формах гос. правления и гос. устройства. Первым в античном мире основательно продуманный, с подробной и жесткой регламентацией жизни и в то же время утопический проект идеального Г. создал Платон. Аристотель предложил типологию форм гос. правления, придав ей качества научной систематики. Он различал монархию, при к-рой гос. воля и власть принадлежат одному лицу, аристократию, при к-рой власть осуществляют неск. лиц, и политию, когда всем в Г. управляют свободные и полноправные граждане ( Arist. Pol. 1279a 33-38). От этих правильных форм правления, при к-рых власть служит общему благу, Аристотель отличал неправильные, когда каждый из сформулированных им принципов правления действует в извращенном виде, а носители власти преследуют личные цели. Таковыми он считал тиранию, олигархию и демократию (Ibid. 1279b 4-10). Характеризуя формы древнегреч. гос. устройства, Аристотель находил сочетание неск. форм при доминировании одной из них. На классификацию Аристотеля опираются и совр. теории Г. и права, лишь модифицируя ее. Более или менее общеупотребительно деление Г.: 1. По форме правления - на монархии и республики. Монархии могут быть абсолютными или ограниченными (конституционными), последние определяются как представительные или парламентские. В представительных монархиях, какими были Германская и Австро-Венгерская империи, а также с известными оговорками Россия в 1905-1917 гг., парламент обладает лишь законодательной властью, исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется правительством, им назначаемым и ответственным только перед ним. В парламентских монархиях правительство формируется парламентским большинством, как в совр. Японии, Великобритании, Испании. Республики могут быть президентскими (напр., США), в к-рых исполнительная власть принадлежит президенту, парламентскими (совр. Италия, Германия, Индия, Израиль), когда правительство формируется парламентом и опирается на парламентское большинство, или смешанными, когда в формировании правительства участвуют и президент, и парламент (совр. Россия, Франция).

http://pravenc.ru/text/166361.html

как наука распространена во всех развитых странах мира, но Германия по-прежнему остается одним из важных центров А. Среди нем. ученых следует назвать В. фон Зодена , составившего Аккадский словарь (Akkadisches Handwörterbuch. Wiesbaden, 1965-1981) и грамматику аккад. языка (Grundriss der akkadischen Grammatik. R., 1952, 19953). Главный центр зап. А. переместился в США, где большую роль в создании ассириологической школы сыграл учитель фон Зодена Б. Ландсбергер. Крупнейшими амер. ассириологами являются также выходцы из Германии и Австрии - А. Л. Оппенхейм, А. Пёбель, Т. Якобсен, И. Е. Гелб, А. Гётце и др. Продолжается издание 30-томного словаря аккад. языка (The Chicago Assyrian Dictionary), начатое Оппенхеймом и его учениками. Менее крупные центры А. есть в Европе (Великобритания, Франция, Чехия и др.), Израиле и араб. странах. Совр. российская А. стремится удержать высокий уровень, достигнутый ею в 60-х гг. ХХ в. и связанный прежде всего с успехами ленинградской школы востоковедения и ее лидера И. М. Дьяконова . Из совр. российских ассириологов следует выделить в первую очередь В. К. Афанасьеву (культура Месопотамии, шумер. лит-ра), М. А. Дандамаева (социальные отношения в поздней Вавилонии), И. Т. Каневу (шумер. язык), И. С. Клочкова (культура и менталитет древней Месопотамии), Л. Е. Когана (собственно филология и сравнительная семитология). Одной из объективных трудностей А. в совр. период стал объем данных, накопленных учеными, прежде всего вновь найденных и публикуемых текстов. После второй мировой войны преобладает тенденция к узкой специализации. Критические переиздания памятников последних десятилетий ХХ в., сведенные в огромные корпуса и многотомные серии (напр., проект «Царские надписи древней Месопотамии»), ученые пытаются противопоставить фрагментаризации и разбросанности своих исследований и публикаций. Мн. проблемы преодолеваются междисциплинарными исследованиями. В методологической сфере зап. А. господствует филолого-фактографическое направление, в России до недавнего времени больше изучали социально-экономические явления. Во франц., итал. и англо-американо-израильской историографии повышенное внимание уделяется роли т. н. «литературных моделей» и их заимствований. В герм. и российской школах А. сохраняет свои позиции позитивистская и традиц. историко-филологическая методология, с к-рой и связаны все важнейшие достижения этой науки. А. и библеистика

http://pravenc.ru/text/76690.html

Совр. амер. Е.-фундаменталисты не участвуют в экуменическом движении, последовательно выступают против абортов и гомосексуальных браков, добиваются права преподавать свое учение в школах и открыто влиять на общественное мнение. В их среде пользуется популярностью теория «всемирного заговора» темных сил, к-рые готовят приход «всемирного правительства» во главе с антихристом. Е.-фундаменталисты принимают активное участие в политической жизни США. Они входят в такие христианско-политические орг-ции, как «Христианская правая» (Christian Right), «Христианская коалиция» (Christian Coalition) и «Семейный исследовательский совет» (Family Research Council), к-рые традиционно поддерживают Республиканскую партию. Наиболее известными объединениями Е.-фундаменталистов являются Генеральная ассоциация регулярных баптистских церквей (1932) и Независимые фундаменталистские церкви Америки (1930), им принадлежат Ун-т Боба Джонса (1927), а также периодические издания «Меч Божий» (The Sword of the Lord) и «Библейский евангелист» (The Biblical Evangelist). В кон. XIX в. на базе диспенсационного премилленаризма возникло движение христ. сионизма (термин закрепился в XX в.). Один из сподвижников Муди, У. Блэкстоун, в 1882 г. выпустил кн. «Иисус грядет», в 1891 г. организовал кампанию за создание евр. гос-ва на Ближ. Востоке. Он опирался на идеи Скофилда о том, что христиане должны приветствовать приближение Армагеддона, т. к. за ним последует вознесение святых на небеса. Согласно Скофилду, Армагеддон состоится не раньше чем все евреи вернутся в Израиль, откуда они изгонят мусульман, уничтожат их святыни и восстановят в Иерусалиме свой храм, поэтому необходимо способствовать возвращению евреев на их историческую родину. В XX в. христ. сионизм возродил Х. Линдси. В кн. «Покойная великая планета Земля» (The Late Great Planet Earth, 1970) Линдси, используя идеи Дарби и Скофилда, подробно описал признаки приближающегося конца времен, среди которых - слияние деноминаций в «религиозные конгломераты»; церкви, прибегающие к «заигрыванию с социальными вопросами» для привлечения новых членов; молодежь, покидающая институционально сложившиеся церкви; движения внутри Израиля, направленные на превращение Иерусалима в религ. центр мира; воссоздание храма в Иерусалиме на его прежнем месте. Ближ. Восток станет фантастически богатым и влиятельным, Зап. Европа в качестве мирового лидера займет место США, возникнут «Соединенные Штаты Европы», во главе к-рых встанет антихрист. С т. зр. христ. сионистов, совр. гос-во Израиль является воплощением завета Бога с Авраамом и главным полем Его деятельности вплоть до Второго пришествия Христа и окончательного поражения антихриста. Но до этого должны исполниться и др. пророчества,- напр., евреи вернутся на землю обетованную из др. стран, Израиль завладеет всей территорией между Нилом и Евфратом, храм будет восстановлен на том месте, где сейчас находится мусульм. святыня - Куббат-эс-Сахра (Купол скалы).

http://pravenc.ru/text/180930.html

20 окт. 1830 г. Госсовет запретил сектантам селиться в малороссийских землях и предписал размещаться только в Закавказье, гл. обр. на территории совр. Азербайджана и Армении. Молоканские общины в Закавказье сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создали процветающие хозяйства. События 90-х гг. XX в. привели к их возвращению в Центр. Россию - в Калужскую и Тульскую области. Молоканское кладбище в с. Фиолетово в Армении. Фотография. 2009 г. Молоканское кладбище в с. Фиолетово в Армении. Фотография. 2009 г. В 30-х гг. XIX в. давление на М. усилилось, в 1837 г. были запрещены их собрания. М. сельского происхождения запрещалось переходить в городское состояние, сектантам не выдавали паспорта. Реформы 60-х гг. XIX в. внесли существенное оживление в среду М. В 1869 г. в Женеве вышло анонимное соч. «Вероисповедание духовных христиан, обыкновенно называемых молокане», запрещенное российскими властями. Во 2-й пол. XIX в. М. являлись наиболее распространенной рационалистической сектой на территории Тамбовской и Воронежской губерний (в 1880-1890 - 1300 чел.). В Тамбовской губ. наиболее многочисленные общины находились в селах Рассказово, Дуплятово-Маслово, Трескино, Петровское, Пановы Кусты, Пахотный Угол, где к нач. ХХ в. проживало до 8 тыс. чел. Тамбов на протяжении ряда лет оставался влиятельным центром молоканства, несмотря на то что значительная часть его последователей переходила в др. близкие по вероучению секты и исповедания - штундизм , баптизм (см. ст. Баптисты ), пашковство (см. ст. Пашков В. А. ). Крупные общины М. имелись в Новохопёрском у., в селах Пески, Подосиновка, Троицкий Юрт, Макарово, Новогальское, Старогальское, Краснореченское (Грачёвка), Мазурка. В нек-рых селах, напр. в Песках, были молельни и авторитетные наставники. Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. заставило значительное число М. уехать из России. Отдельные молоканские общины во 2-й пол. XIX - нач. XX в. обосновались в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Австралии. Вслед. передачи Карсской обл. из состава России в Турцию (1921), неск. молоканских общин из этого региона вернулись на родину в 1962 г.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010