Они способствовали утверждению на Пиренейском п-ове англо-франц. готического стиля, который потеснил романские традиции, все еще сохранявшиеся в живописи Кастилии и континентальной части Каталонии и Арагона. Главным проводником этого стиля стала школа миниатюры при дворе кор. Альфонсо Х. По образцу толедской школы переводчиков, сформированной при его отце кор. Фернандо III (1217-1252), в 1254 г. Альфонсо Х открыл школы в Севилье и Мурсии. При школах были созданы скриптории, где переписывались и иллюстрировались произведения придворных ученых, переводчиков, а также самого монарха («Cantigas de Santa Maria» - Scorial. T.I.1. 1275-1284 гг.; и «Книга игр» - Escorial. T.I.6, 1283 г.). Мастера придворной севильской школы во многом отталкивались от совр. французской придворной миниатюры. Это заметно в цветовой гамме, в размещении сцен на листе и в написании фигур (напр., изображения музыкантов в «Cantigas de Santa Maria» - Fol. 295v). Вместе с тем в отдельных миниатюрах проявляется наследие романской эпохи: подражание плоскостной живописи фронталей, восточные мотивы - особенно в рисунках инициалов и тонком узоре, обрамляющем сцены («Книга игр»). Севильская школа миниатюристов и каллиграфов стала ярким явлением в готической живописи Кастилии, но просуществовала лишь до кон. 80-х гг. XIII в. В дальнейшем в искусстве этого региона И. преобладала скульптура, а живопись утратила ведущую роль, как это было в романскую эпоху. Мадонна с Младенцем в окружении музицирующих ангелов. 90-е гг. XIV в. Худож. Пере Серра (Музей Каталонии) Мадонна с Младенцем в окружении музицирующих ангелов. 90-е гг. XIV в. Худож. Пере Серра (Музей Каталонии) Иначе сложилась художественная ситуация в Арагонском королевстве. Здесь не только иллюстрировались манускрипты, но и создавались живописные алтари - ретабло. У Каталонии и Валенсии, находившихся под англо-французским и бургундским влиянием, также существовали тесные художественные связи с Италией. Основой для возникшего здесь стиля живописи послужили отголоски романики и в большей степени мосарабского вкуса, выработанного за столетия сосуществования 2 культур.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В 1164 г., при Альмохадах, большинство мосарабов Гранады было истреблено во время погрома. К сер. XIII в. христ. население оставалось лишь в немногих городах Андалуса (напр., в Мурсии). Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Скальная мосарабская церковь в Бобастро. Кон. IX — нач. X в. Об устройстве церковного управления на территории мусульм. И. известно мало. Вероятно, главную роль играли епископы крупнейших городов, в которых существовали влиятельные мосарабские общины,- Севильи, Кордовы, Гранады, Толедо, Мурсии и др. На Соборах, как общих, так и провинциальных, решались важные церковные вопросы. Всеобщим, вероятно, был Собор в Кордове в 839 г. (CSMA. 1973. T. 1. P. 135-141), на к-ром присутствовали епископы Толедо, Севильи, Мериды, Кордовы, Гуадикса, Эсихи, Кабры, Малаги и Эльвиры. Собор осудил полупелагианство . К провинциальным можно относить Кордовские Соборы 852 г. (решался вопрос о добровольных мучениках), 861 г. (осуждение ереси донатизма ) и 862 г. (избрание нового епископа); об участниках Соборов ничего не известно. В городах с многочисленным христианским населением (Толедо, Кордова, Сарагоса, Мерида, Валенсия, Малага) продолжали действовать храмы и мон-ри. В Кордовском еп-стве находилось не менее 20 церквей и монашеских обителей, большая часть к-рых располагалась в сельской местности. По сочинениям Евлогия Кордовского и др. авторов IX в., а также по упоминаниям в Кордовском календаре 961 г., составленном Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом), известны находившиеся в Кордове и ее пригородах (аррабалях) церкви св. Киприана, Трех святых (мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала), а также базилики святых Ацискла и Зоила. При мн. христ. храмах действовали школы (обучение следовало вестгот. традиции), скриптории и б-ки. В источниках упоминается, что нек-рые мон-ри были основаны жителями Кордовы уже после мусульм. завоевания, в 1-й пол. IX в. Как правило, это были семейные обители, построенные на средства христиан, к-рые решили посвятить себя служению Богу. Немногочисленные насельники таких мон-рей жили по собственным «уставным правилам». Вероятно, эти уставы создавались под влиянием предшествующей монастырской традиции (в т. ч. творений епископов Исидора Гиспальского, Леандра Гиспальского и проч.).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Кордова стала резиденцией Мугиса, воины получили наделы внутри города, и что отмечается особо, в Кордову были собраны евреи со всего округа. 299 Второй отряд завоевал Мурсию и Гранаду, видимо не встретив серьезного сопротивления, сообщается только, что все евреи были собраны в Гранаде, а в Мурсии их не было. Оставив с ними небольшой гарнизон, отряд двинулся на север вдоль побережья. Серьезное сопротивление он встретил только в области Мурсии у городка Оруэла, в 20 км северо-восточнее Мурсии. Правитель города встретил мусульман в поле, после короткого сражения, потеряв часть войска, отступил в город. Далее на сцену выходит расхожий сюжет: правитель города, чтобы скрыть от осаждающих малочисленность защитников, посылает на городские стены женщин, «вооруженных» палками, и вступает в переговоры с мусульманами и выторговывает благоприятные условия сдачи города. Обман раскрывается, победители сожалеют, но остаются верны договору. 300 После этого отряд присоединяется к Тарику, занявшему к этому времени Тулайталу. На этом кончается более или менее достоверная часть сведений о завоевании ал-Андалуса. Как была взята столица, не сообщается, говорится только, что Тарик пересек Гвадалахару (Вади ал-Хаджар) и дошел до городка, фигурирующего как Мадинат ал-Ма’ида («Город стола»), в котором будто бы был найден пресловутый стол, сделанный по приказу царя Соломона (Сулаймана б. Дауда) из драгоценных камней. Что это за город и где был найден стол, ставший легендой, вокруг которой вращается все изложение последующих событий, неясно. Головокружительный успех вольноотпущенника вызвал у его патрона Мусы б. Нусайра ревность и недовольство. Весной 712 г. он покинул Кайраван, где оставил вместо себя своего сына Абдаллаха, и с восемнадцатитысячным войском направился в ал-Андалус. Упоминаются раджаб (13.IV12.V.712 г.) и рамадан (11.VI10.VII.712 г.). 301 Дальше вступает в силу версия событий, призванная прославить араба Мусу б. Нусайра и этим как-то принизить роль бербера Тарика. Муса повторяет в Андалусии путь Тарика. Он осаждает и берет с боем Сидону, затем хитростью, с помощью людей Юлиана была захвачена Кармона. Следующей, как у Тарика, была осаждена Севилья, сдавшаяся через несколько месяцев, и здесь также повторяется фраза о том, что евреи были собраны в Севилье. Только после этого дублирование прекращается – Муса идет к Мериде и осаждает ее. Осада затягивается. Попытка подкопаться под одну из башен под прикрытием большого щита (даббаба – «черепаха») закончилась неудачей: на людей, находящихся в почти завершенном подкопе, напали осажденные, и под обвалившейся черепахой погибло много мусульман. Крепость была взята только в рамадане 94/30. V29.VI.713 г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вестготское государство прекратило существование. Независимость от халифата сохранили лишь христиане, обитавшие на узкой береговой полосе вдоль Бискайского залива и в горных долинах западных Пиренеев – в Астурии, Кантабрии и Наварре. Воины халифата высадились также на Балеарских островах и овладели ими. Из источников известно, что вестготам Мурсии предоставлена была автономия. Абд аль-Азиз, назначенный правителем завоеванной страны, издал грамоту, адресованную Теудемиру, владевшему Мурсией, которая с тех пор стала называться его именем Тудмир: «Он (Теудемир) получает мирный договор, мир и охранную грамоту Аллаха и Его пророка следующего содержания: 1) Ни для него, ни для его людей не будут вводиться изменения... в его пользу или во вред ему. 2) Собственность его не будет отнята у него. 3) Они (он и его люди) не будут убиты или обращены в рабов, или разлучены с их женами и детьми, им не будут чиниться помехи в религиозных делах. 4) Их церкви не будут сожжены, приношения в них не будут расхищены. Эти условия действуют до тех пор, пока он соблюдает наши соглашения. ...Он не смеет принимать беглецов от нас, принимать наших врагов, он не смеет угрожать тем, кто находится под нашей защитой» . Затем в грамоте указаны были размеры ежегодной дани (джизьи). Подобные акты, возможно, выдавались и христианским правителям других провинций, но они неизвестны. Впрочем, автономия Мурсии, или Тудмира, продержалась недолго. В 716-м г. Абд аль-Азиз был отстранен от должности правителя завоеванной Испании, названной арабами Аль-Андалус, откуда пошло впоследствии новое и сохранившееся по сей день наименование древней Бетики – Андалусия. Отставка последовала за его женитьбой на вдове короля Родериха Эгилоне: халиф, возможно, заподозрил в этом браке, способном сблизить правителя страны с местным населением, сепаратистские устремления. С тех пор в течение 40 лет, до 756 г., правителями (вали) Аль-Андалуса присылались назначенцы из столицы халифата Дамаска или из Кейруана, главного города Магриба, в состав которого был включен и Аль-Андалуз – Испания.

http://pravoslavie.ru/put/129348.htm

Фаракс поспешил уверить горожан, что эти люди были авангардом восьмитысячного войска, собиравшегося вторгнуться в Гранаду, хотя, нападавшие вовсе не были турками, а крестьянами из Альпухарры. Но местные жители отнеслись к этому скептически, и Фаракс отправился во главе своей маленькой армии всего с несколькими добровольцами. Тем не менее, весть о высадке турок, распространилась по Альпухаррам, и горцы, полагая, что дни христианского правления закончились, пришли в неистовство. На священников по всей округе нападали, калечили или убивали; некоторых сжигали заживо; одного посадили в свинью и зажарили на гриле; хорошеньких христианских девушек усердно насиловали, некоторых отправляли в гаремы марокканских и алжирских властителей. А значит джихад вернулся. Фаракс, зная, что никаких турок на подходе нет, и чувствуя, что скоро может оказаться в большой беде, отрекся от престола и передал власть некоему Эрнандесу де Валору, неопытному двадцатидвухлетнему юнцу, который быстро сменил имя на Магомет ибн Умайя, объявил себя эмиром андалузских мавров и начал править своим маленьким горным королевством с жаром и энтузиазмом – одной из его первых забот стало создать гарем, подходящий для человека его положения, возраста и мужественности. Из Гранады и морских портов Андалусии молодые мориски стекались в горы, чтобы присоединиться к освободительной войне и поднять знамя звезды и полумесяца. Джихад, конечно, вызвал к жизни антиджихад. С запада выступил маркиз де Мондехар с армией почти в четыре тысячи человек, а с востока прибыл вице-король Мурсии маркиз де Лопес с пятью тысячами; но они не могли существенно повлиять на более крупные силы морисков, разбросанных по горам. Тем не менее, они сразились с отрядом морисков в Оханезе, убив тысячу, пленив еще несколько тысяч и спасли тридцать христианских девушек, предназначенных для гаремов Северной Африки. Ибн Умайя послал своего брата и сестру в Алжир и Стамбул, чтобы набрать добровольцев, но в Турции султан Селим больше интересовался нападением на Кипр, вина которого очень любил, и чьим виноградникам, по его мнению, надлежало войти в его имперские владения.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Все три этих недавно соперничающих халифа теперь не имели голов, а их тела покоились в могилах, два в Андалусии и одно в Марокко. Другие участники джихада теперь прокладывали себе путь вперёд, не обращая внимания на риск остаться без головы. Самым видным среди них, после победы над аль-Байясси, стал Абуль-Ула. Теперь он занял пост халифа, называл себя аль-Мамуном и правил Севильей. Другой профессиональный солдат удачи Ибн Худ назначил себя эмиром Мурсии. Конечно, он и аль-Мамун вскоре увлеклись борьбой друг с другом в своем собственном крепком, но бессмысленном джихаде. Затем Аль-Мамун отказался от этой банальной и второсортной священной войны, и отправился в Марокко, где возглавил армию Альмохадов из Мекнеса (1232) против повстанцев, начавших восстание из-за недавнего оскорбительного заявления аль-Мамуна, которого они считали халифом самозванцем, в адрес непогрешимого основателя Альмохадов – Ибн Тумарта, почитавшегося у них за Мадхи. Аль-Мамун объявил, что «нет другого Мадхи, кроме Иисуса, сына Марии.» Его убили в бою вскоре после провозглашения этого неожиданного догмата. В Андалусии, примерно в это же время, Ибн Худ начал проявлять себя как достойный солдат. Испанские мусульмане не могли рассчитывать на помощь своих братьев из Северной Африки, занятых своей собственной гражданской войной. Испанские мусульмане остались один на один с испанскими христианами. Быть может, Ибн Худ и являлся мусульманином, но, сначала испанцем, и очень свирепым. «Его настоящая сила, – напоминает Дерек Ломакс в книге «Отвоевание Испании», – заключалась в демонстрации ненависти андалузцев к Альмохадам. Он обезглавил мужчин Альмохада, искалечил их женщин, убил их детей, ритуально очистил их мечети, осудил их как раскольников и вообще пытался насадить постоянную ненависть между испанскими и африканскими мусульманами.» Более чем столетняя политическая оккупация Северной Африки закончилась. Мусульманская Испания больше не находилась в зависимости от Марокко. Чужеземных Альморавидов изгнали давным-давно, а теперь и их соперников, Альмохадов, прогнали обратно в Африку. К 1230-м годам аль-Андалус перестал быть европейской частью Северной Африки, а стал мусульманской частью христианской Испании. Последние пять городов. Андалусия 1230–1248

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

происхождения). Мулади освобождались от обязанности платить особый налог на немусульман (джизью), а принявшие ислам рабы объявлялись свободными. Количество христиан, принявших ислам, до наст. времени остается неизвестным. Христиане («мосарабы», букв.- арабизированные) и иудеи представляли собой многочисленные группы, получившие в Андалусе особый административно-правовой и податной статус (зимми). До 756 г. Андалус считался частью североафриканской провинции Ифрикия со столицей в Кайруане; наместник Ифрикии назначал правителей И. (вали), некоторые из них носили титул эмира. Центром Андалуса вскоре после завоевания стала Кордова. Первоначально организация местного управления определялась условиями соглашений, заключаемых арабами с христианской знатью в ходе завоевания. Эти условия известны благодаря единственному сохранившемуся тексту договора подобного рода, заключенного в 713 г. между вестгот. комитом Тудмиром (Теодемиром) и Абд аль-Азизом, сыном эмира Мусы ибн Нусайра. Тудмиру была выделена в управление обширная область в районе Мурсии, где полностью сохранялись прежние порядки при условии признания власти мусульман и регулярной выплаты фиксированной дани. Ряд областей получили в управление потомки кор. Витицы. В 756 г. в Андалус прибыл представитель свергнутой Аббасидами в 750 г. династии Омейядов Абд ар-Рахман I (756-788). Заручившись поддержкой марокканских берберов и кельбитов, он разгромил войско правителя Андалуса Юсуфа аль-Фихри и захватил власть. В Кордове Абд ар-Рахман I провозгласил Андалус независимым эмиратом под властью династии Омейядов. Основная трудность для кордовских эмиров во 2-й пол. VIII в. состояла в сохранении контроля над всеми частями страны: в крупных городах быстро складывалась местная элита (нередко берберского происхождения или из мулади), к-рая стремилась обособиться от центра; усилившееся в правление Карла Великого Франкское королевство представляло внешнюю угрозу Андалусу; важным фактором нестабильности оставались противоречия между основными группами населения мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Турки, видя, как он падает, закричали: «Аллах акбар!» Но битва еще не закончилась. Комната под цитаделью набили порохом, который, подключенный к медленному фитилю, взорвался через несколько минут и отправил три тысячи мусульманских солдат в вечное веселье их рая, гурий и банкетов. Сулейман Великолепный так и не узнал, что его войска взяли Сигет. Накануне он умер от сердечного приступа. Турецкая армия не стала продолжать свой путь к Вене. Турки вяло повоевали еще несколько недель, а затем развернулись и двинулись обратно в Стамбул. Сын Сулеймана Селим уже прибыл в столицу, где взошёл на трон как новый правитель ислама и Османской империи. Он был пьяницей, и даже при его жизни подданные звали его как Селим Пьяница. Он любил кипрское вино, и, благодаря завоеванию острова несколько лет спустя, обеспечил себя изобильным запасом до конца жизни. В Испании джихад также зашевелился в горах Альпуррахас в Гранаде, где через семьдесят лет после Реконкисты 100 тысяч мусульман, все еще остававшихся на полуострове, мечтали о его возвращении к мусульманам. Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Спустя семьдесят лет после того, как Гранада перешла к христианам, в Испании все еще находилось около ста тысяч мусульман, большинство в Андалусии, но немного также в Мурсии и Валенсии. В самой Гранаде и ее окрестностях проживало около сорока тысяч. Дни триумфа и джихада для них закончились. Остатки мусульман пытались удержаться в стране, когда-то завоеванную их предками, и из которой испанцы медленно, но уверенно выселяли их. За последние десятилетия произошло несколько мелких восстаний, и испанцы использовали их, чтобы ужесточить условия мирного договора, заключенного между Кастилией и Гранадой. Маврам, морискам, как их называли в Испании, предоставили выбор: либо стать христианами и остаться, либо сохранить ислам и уехать. Большинство из них предпочли остаться, и, хотя, внешне они соблюдали христианскую веру, крестились и ходили к мессе по воскресеньям, но на самом деле тайно исповедовали свою прежнюю религию, и их первой и единственной любовью оставался ислам. Они мечтали о старом аль-Андалусе – мавританской Испании, земле, которая когда-то принадлежала им, но не теперь, потому что ислама в Испании больше не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

королей, возросло. Условия жизни мудехаров первоначально регламентировались в капитуляциях, к-рые заключались при завоевании тех или иных земель и городов. Как правило, предусматривалось внутреннее самоуправление мусульм. общины (альхамы), право на сохранение веры и соблюдение обычаев. С XIII в. короли издавали специальные фуэро, где положение мудехаров регламентировалось более подробно. Особое внимание уделялось этому в Арагоне (впосл. арагонские фуэро мудехаров стали образцами для соответствующих документов в Кастилии). Мудехарам гарантировались свобода передвижения, в т. ч. право на эмиграцию, свобода торговли, право обращаться в свой суд; мусульмане сохраняли мечети, школы, кладбища. В сер. XIII-XIV вв. самые крупные мусульм. альхамы были на юге и на востоке полуострова (в Андалусии, Мурсии, Валенсии) и в Арагоне. При разделе завоеванных юж. территорий арагонские короли, в частности Хайме I, даровали земли на условиях личного пожалования, ограничивая привилегии сеньоров. Все альхамы во владениях Арагонской короны находились в прямой зависимости от короля; налоги, к-рыми облагались мудехары, поступали в казну королевства и служили важной статьей дохода. В этом было отличие положения арагонских мудехаров от кастильских: в Кастилии мусульмане нередко оказывались в сеньориальной зависимости от крупных землевладельцев, на чьи отношения с местным населением короли, производившие раздел вновь завоеванных территорий, практически не могли влиять. На протяжении всего периода существования мусульм. альхам (до начала насильственного обращения мудехаров в христианство в XV-XVI вв.) наблюдалась постепенная эмиграция мусульман из христ. королевств, однако масштабы ее были незначительными. Период Реконкисты стал временем расцвета испан. монашества, отмеченным не только его численным ростом, но и заметным увеличением влияния монашеских общин на общественно-политическую жизнь христианских гос-в. При покровительстве королевской власти монашество сыграло важную роль в освоении опустошенных или недавно освобожденных от мусульман земель.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Алтарь в капелле Вирхе-дос-Ольос-Грандес собора в Луго. 1726–1736 гг. Алтарь в капелле Вирхе-дос-Ольос-Грандес собора в Луго. 1726–1736 гг. Различные тенденции отмечают развитие барокко в зодчестве валенсийских земель. Фасад собора в Валенсии (1703-1752, Конрад Рудольф) сохраняет, несмотря на обильный декор, четкость тектонической композиции, восходящей к итал. образцам. Влияние андалусской школы можно отметить в главном фасаде собора Санта-Мария в Мурсии (1737-1754, Хайме Борт Милья), напоминающем фасад гранадского собора А. Кано. Композиции придана пирамидальная форма, в ее центральной части размещена огромная арка-ниша, врезанная в глубину фасада и поделенная, как и в Гранаде, на 2 яруса. Но по сравнению с произведением XVII в. решение, предложенное Бортом, отличается аффектированной выпуклостью деталей, сложными раскреповками архитектурных форм, обилием скульптурного декора, что уничтожает ясную тектоническую выразительность фасада собора. Использование композиции типа «ретабло», построенной на контрасте с нейтральной гладью стены, было применено в декорации бокового фасада дворца маркизов де Дос-Агуас в Валенсии (1740-1744, Ипполито Ровира, Игнасио Вергара). В нем создан аллегорический образ 2 валенсийских рек Турии и Хукара, ассоциирующийся с именем владельцев дворца (Дос-Агуас - букв. две воды). Реки представлены в виде 2 атлантов, обрамляющих нижний ярус фасада. В верхней части, в нише, размещены фигуры Девы Марии с Младенцем Христом. Рисунок ниши имеет оплывающий книзу абрис, пластика которого подчеркивается сложным переплетением растительно-фигуративных мотивов, образующих структуру 2-го яруса фасада. Отсутствие выделенных ордерных элементов, нежная моделировка и проработка форм, мелкая дробность и изящность членений позволяют считать, что в этом фасаде проявились черты рококо в испан. архитектуре. Фасад Обрадойро собора в Сантьяго-де-Компостела. 1738–1750 гг. Фасад Обрадойро собора в Сантьяго-де-Компостела. 1738–1750 гг. Своеобразное прочтение чурригереско получило в архитектуре Галисии.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010