В Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 129, 976-1025 гг.) он представлен молящимся; в Минологии за окт. (Vat. Gr. 1156. fol. 262v, 3-я четв. XI в.) - стоящим в рост. Миниатюрные изображения А. имеются также в др. рукописях (Vind. hist. Gr. 6. fol. 2v, 34r. 3-я четв., XI в.; ГИМ. gr. 175. fol. 171v, кон. XI в.; Oxion. Bodleian. gr. th. f. I. fol. 14r., 1322-1340 гг.; РНБ. О. I. 58. Л. 45об., 82об., XV в.). А. изображался среди святых, включавшихся в циклы минейных икон XI-XX вв., напр. на створке со святыми за сент., окт. и нояб. из гексаптиха в мон-ре вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в., а также на годовой минейной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне . Образы А. встречаются в росписях балканских и молдав. церквей: вмч. Георгия Старо -Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; Христа Пантократора в Дечанах (Югославия, Косово и Метохия), 1335-1350 гг.; вмч. Димитрия Маркова монастыря (Македония), ок. 1376 г.; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (румыния), ок. 1386 г.; вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 г.?; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.; свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг. Изображение А. включено в Строгановский иконописный подлинник. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 8. 61), предписывается изображать его «старцем с большой бородой». Ист.: BHG, N 2-4b; ActaSS. Oct. T. 9. P. 484-514; PG. 115. Col. 1211-1248; Boissonade I. F. Anecdota Graeca. P., 1883. T. 5. P. 462-488 [версия]; Conybeare//Classical Review. 1895 [арм. верс.]; Batareikh E.//Oriens Chr. 1904. T. 4. P. 279-307; Nissen Th. S. Abercii Vita. Lpz., 1912; SynCP. P. 89, 153-155; ВМЧ. Окт. С. 1734-1772. Лит.: Hartmann L. M. Abercius und Cyriacus//Serta Harteliana. 1896. P. 142, 144; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 326-327; Т. 3. С. 435; D ö lger F. J.//Ichtys. 1922. Bd. 2. S. 454-507; Abel A.//Byz. 1926. T. 3. P. 321-405; Quasten. Patrology. T. 1. P. 171 sq.; Janin. Églises et monastères.

http://pravenc.ru/text/62706.html

Леросская епископия подчинялась Родосской митрополии. Впервые Леросский епископ упоминается в 553 г. как участник V Вселенского Собора. По всей видимости, в состав Леросской епископии входил и Калимнос. В Х в. была образована Астипалейская епископия. После XI в. в источниках часто встречается такое наименование Леросской епископии, как Лернская, и иногда Лефрская. Средневизант. памятники Лероса сосредоточены гл. обр. в Кастро-Панделиу, построенном после того, как в 1087 г. имп. Алексей I Комнин предоставил прп. Христодулу Латрину часть Лероса: ц. Пресв. Богородицы «ту Кастру» (перестроена в 1669 и 1719), ц. Св. Троицы (с фрагментами фресок IX в.), храм неизвестного христ. мученика (IX в., со сполиями раннехрист. церкви), ц. мц. Фотинии и свт. Иоанна Златоуста. В Лаки на месте раннехрист. базилики в XI в. была построена ц. ап. Иоанна Богослова (сохр. фрагменты фресок XIII в.), здесь располагалось подворье одноименного мон-ря на Патмосе. Ряд средневизантийских храмов сохранился и на Калимносе (напр., церкви Пресв. Богородицы Хостис в Ватисе (XI в.) и великомучеников Феодоров в местности Вуколья). В 1207-1537 гг. Астипалея принадлежала представителям венецианских родов Квирини и Гримани, а Лерос и Калимнос в 1314-1521 гг. находились под властью рыцарей-иоаннитов. Правосл. епископы были изгнаны с Лероса. Только в 1479 г. встречается известие, что на Леросе с разрешения магистра ордена иоаннитов проживал Филадельфийский митр. Иоаким, управлявший находившимся там подворьем монастыря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В 1522 г. Астипалея была включена в состав Лернской епископии. Поздневизант. архитектурные памятники на Леросе (ц. Пресв. Богородицы Гурломаты (1327), церкви XIV в.- св. Апостолов в Камаре, ап. Петра, прор. Захарии в Мерикья, вмч. Георгия в Партени и др.) и на Калимносе (церкви XIII в.- вмч. Георгия, арх. Михаила и прав. Анны (Калиотиссы), мч. Кирика, прп. Антония Великого, ап. Иоанна Богослова (Феологаки) в Ватисе, ц. равноап. Константина в Парадиси (XIII в.), ц. свт. Николая Чудотворца в Скалья (XIII-XIV вв.), церкви XIV в.- вмч. Димитрия и св. Иоанна «Куцокефалоса») остаются малоизученными. Ярким примером поствизант. живописи являются фрески 10 церквей Калимноса в Кастро-тис-Хорас, выполненные в нач. XVI в. одной мастерской художников.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник ). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак . Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами ( Richard M.//ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. 156, кон. XIII - нач. XIV в., Хлуд. 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. ( Τωμαδκης. Σ. 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Во многих греч. рукописях (напр., Sinait. gr. 623. Fol. 43-45 v., XI в.) сохранился канон А. 2-го гласа с акростихом «Αντπας ντθησεν χθρν ες χος» (Антипа низложил врага в небытие) гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Ταμεον. Ν 564. Σ. 187), и канон, надписанный в разных рукописях именами Феофана или Арсения (напр., Crypt. Δ. α. VIII, XI в.- AHG. Vol. 8. P. 134-145, 400-401), с акростихом «Ωδας σε μρτυς Αντπα στφω πθ» (Песнями тебя, мученик Антипа, венчаю страстно). Из печатных книг известны службы А., составленные Никодимом Святогорцем, Георгием Л. Вутерисом ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 10). Иконография А. изображается как седовласый старец, с седой заостренной бородой средней длины, в руках Евангелие; облачен в традиц. для епископов одежды: фелонь и омофор с крестами. Изображения святого сохранились: в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в Синаксаре (Кекел. А 648. fol. 5r (99)), 1030 г.; в росписи жертвенника ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 г.; на иконах XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ; в апсиде ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Успения мон-ря Трескавац близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории (Греция), 1359 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 45, 109 об., XV в.). Сцены мучения представлены: на миниатюре Минология (Охоп. Bodleian. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.); в росписи ц.Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. В рус. памятниках изображение А. имеется: на иконе 1692 г. из ц. Харитона Исповедника в Огородниках (Москва) (ЦАК МДА); на иконе «Свт. Антипа Пергамский и прп. Александр Ошевенский», XIX в. (КИАХМЗ); на мозаике юж. стены в ц. Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг., и др. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., он описан как «старец с длинной бородой» (§ 8. 33). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 11 апр. указано: «В руце свиток: Владыко Господи, спаси всех надеющихся на Тя, сед, курчеваты власы на главе, брада Власиева [сщмч. Власий Севастийский], риза крестечная киноварь с белилом, амфор [омофор] и Евангелие».

http://pravenc.ru/text/115790.html

5) «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный...», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Приидите, поклонимся...». Примечание. Помимо данной, наиболее распространенной практики, существуют еще следующие традиции, касающиеся исполнения тропаря Пасхи на службах суточного круга в послепасхальный период. По одной из них, на 1-м, 6-м часах и вечерне тропарь Пасхи не отменяет текст «Приидите, поклонимся...», а предваряет его. По другой традиции, «Христос воскресе...» не произносится в начале присоединяемых служб (напр., вечерни, 1-го и 6-го часов), на них читается только «Приидите, поклонимся...». 6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых...» поется (единожды) вместо «Видехом Свет Истинный...». Входное: «Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых...». 7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых...». 8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает. 9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых...» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб. 10) «Царю Небесный...» не читается и не поется до дня Святой Троицы. 11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3м, 9м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1м, 6м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9й час), по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…». Примечание. Помимо данной, наиболее распространенной практики, существуют еще следующие традиции, касающиеся исполнения тропаря Пасхи на службах суточного круга в послепасхальный период. По одной из них, на 1м, 6м часах и вечерне тропарь Пасхи не отменяет текст «Приидите, поклонимся…», а предваряет его. По другой традиции, «Христос воскресе…» не произносится в начале присоединяемых служб (напр., вечерни, 1го и 6го часов), на них читается только «Приидите, поклонимся…». 6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Видехом Свет Истинный…». Входное: «Приидите, поклонимся… воскресый из мертвых…». 7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…». 8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает. 9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб. 10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы. 11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

А. Н. Крюкова Иконография Как правило, Д. изображается юным мучеником с едва заметной бородой, с темными недлинными волосами, вьющимися на концах; одет в хитон и гиматий, обычно красного цвета, в руках крест. Такого типа единоличное изображение представлено на эмалевом медальоне (XI в.) Пала д " Оро (собор Сан-Марко, Венеция) - погрудно, в руке крест. Как правило, Д. изображается в минейных циклах. В миниатюрах его образ сохранился в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) - юный, с короткой бородой, необычно то, что, подобно др. св. целителям (Пантелеимону, Косме и Дамиану), Д. изображен в одеждах, схожих со священническими фелонью (красная) и подризником (голубой), с узкой полоской ораря, в руках не крест, а орудия его служения как целителя (не различимы) (РНБ. O. I. 58. Л. 125). Образ святого устойчиво встречается в настенных минологиях ряда балканских храмов: в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) - полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; под 11 авг. изображен вместе с мч. Зеноном в ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- полуфигура. В рус. минеях, несмотря на предпочтительное изображение под 16 авг. Нерукотворного образа Спасителя, Д. также представлен, напр., в гравированных святцах на август гравера Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , описание Д. дано в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 16 авг.: «…молодой с остроконечною бородою, был обезглавлен во время сна» (Ч. 3. § 22); в рус. традиции, согласно описаниям иконописных подлинников XVIII в., он «рус аки Флор (мч. Флор Иллирийский.- Авт.), власы с ушей кратки, брада невелика, в трех ризах, верхняя киноварная, средняя вохряная, исподняя празеленная, в руке крест, в другой сосуд, на ногах сапоги» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 121). Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 376, 390; Евсеева. Афонская книга. Кат. 177. С. 324.

http://pravenc.ru/text/178291.html

Помимо житий (vita; βος κα πολιτεα) и деяний (acta или gesta; πρξεις), являющихся жизнеописанием в собственном смысле, выделяют жития с похвалой (βος σν ϒκωμ), обычно отличающиеся большей риторической отделкой. Похвальное слово (ϒκμιον) имитирует устную проповедь, так же как и гомилии в честь святого, и сосредоточивается не столько на фактах, сколько на общих местах и нравственных выводах. Краткое житие в лат. Мартирологе, греч. Синаксаре (в слав. традиции Пролог ) или в Минологии , напротив, лишено каких бы то ни было риторических украшений и передает лишь наиболее существенные факты из жизни святого. Сказания о посмертных чудесах святого могут не только включаться в житие или присоединяться к нему, но и бытовать отдельно в виде особых сборников (Чудеса свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и др.), иногда связанных с конкретным местом почитания святого (напр., Чудеса мч. Евгения Трапезундского). Границы между агиографическими жанрами никогда не были очень жесткими, поэтому заглавие конкретного текста не всегда адекватно отражает его жанровую природу. Извлечение исторической информации из агиографических источников любого рода часто требует очень сложного анализа, т. к. целью авторов этих текстов была не передача сведений сама по себе, а создание определенного образа, к-рый запечатлелся бы в сознании верующего читателя или слушателя как достойный почитания и подражания. Д. Е. Афиногенов Жития святых , как и агиографические тексты вообще,- один из самых формализованных лит. жанров, основной характеристикой к-рого является следование канону, проявляющееся на всех уровнях произведения - структурном, стилистическом, идейном и символико-богословском. На структурном уровне следование художественному канону выражается в наличии строгой композиционной схемы жития; на стилистическом уровне - в использовании определенных поэтических средств, важнейшим из к-рых является агиографическая топика (т. н. общие места; loci communes; κοινο τποι); на идейном и символико-богословском уровне ориентация на канон находит отражение в принципе уподобления (imitatio) и следования сакральным образцам.

http://pravenc.ru/text/182317.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010