Замечания царя касаются весьма часто самых мелочных подробностей церковного порядка, напр., относительно обычая класть на престол родильную сорочку, или мыло, 10 относительно беспорядочной жизни иконных живописцев, 11 или по поводу того, что «по правилам св. отец, не подобает мытися мужу с женою» 12 . Идея блюстительства церковного благочиния хорошо выражена в 34 главе: «а которые протопопы и попы и диаконы учнут жити в слабости, в лености и во пьянстве, и в прочих неподобных делех, их же ненавидит Бог , или учнут глумитися мирскими кощунами и ходити на мирские позорища, или в корчмы ходити и игры слушати, или учнут нерадиво жити и о церкви Божией небрещи, или учнут о своих детех духовных нерадити и того церковного дела не бречи, или не учити их страху Божию, и о том о всем достоверно и известно испытавше всячески… да возвещают святителем, и святители тех попов и диаконов о их безчинстве духовне наказывают с великим запрещением, овому духовное наказание, овому страх, иному же отлучение по священным правилом, а которые священники и диаконы не учнут слушати святительского наказания, таковии будут от своих святителей в конечном извержении священничества и преданы будут царскому суду». 13 По некоторым вопросам собор прямо обращался к царю, чтобы благочестивый государь свою царскую заповедь учинил, якоже сам весть, например о волхвах и чародеях, о скоморохах, о детях боярских, пропивающихся и играющих зернью, о лживых пророках и т. п. Так, например, со стороны царя идет следующий запрос: «да в нашем православии нецыи не прямо тяжутся и поклепав крест целуют, или образы святых и на поле бьются и кровь проливают, и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют и во аристотелевы врата и в рафли смотрят, и по звездам и по планитам смотрят дней и часов, и теми дьявольскими действы мир прельщают и от Бога отлучают, и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не мирятся и крест целуют и на поле бьются и поклепав убивают». Собор отвечает на этот запрос следующим образом: «благочестивому царю в царствующем граде Москве и всем градом своя царская заповедь учинити, чтобы таковые волхвы и чародеи и кудесники и смотрящии во рафми и во аристотелевы врата и проч., и таковая вся богомерзкая прелесть и святыми отцы отречена бысть, но отныне и впредь та ересь попрана бы была до конца в твое христолюбивое царство; аще ли кто впредь от православных христиан учнет таковыми чародействы в народе, или по домом, или у поль прельшати и потом обличены будут, то преданным чародейству быти от царя в великой опале, а перенимающим у них отверженным и проклятым быти по священным правилом» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

е. апокрифическую книгу «глубина». В XIII и XIV веке эти книги оказали такое сильное влияние на народную мыслительность, что грамотники народные и сами сочиняли апокрифические статьи, с примесью мифологических элементов. В конце XIV века и начале XV апокрифы византийские, сербо-болгарские и славяно-русские уже до такой степени умножились, что митрополит Киприан, серб родом: признал необходимым составить список как истинных, признанных церковью книг, так и отреченных, и в нем подробно исчислил и византийские и сербо-болгарские и русские апокрифические сочинения или статьи. С этих пор, список отреченных книг, так как и истинных, в русской церкви получил как бы каноническое значение, потому, что вносился в церковные книги, напр., в молитвенники и уставы, с той целью, чтобы духовенство знало, что должно читать, и чего не должно читать, и предохраняло народ от чтения апокрифических книг 21 . Несмотря на то, не только народные, мирские грамотники, но и священнослужители с особенным сочувствием читали апокрифические книги и сочиняли новые отреченные статьи, предпочитая их византийским источникам знания. Курбский жаловался: «нынешнего века мнящиеся учители больше в болгарские басни, або паче в бабские бредни упражняются, прочитают и похваляют, неже в великих учителей разумех наслаждаются». Дьяки церковные: в роде Семейки Григорьева, держали у себя книги недобрые, ересные, да приговоры и рафли, тетради гадательные. Сборники XVI и XVII века наполнены апокрифическими статьями, рядом со статьями, принятыми церковью, только иногда под другими заглавиями. Напр., в сборнике соловецкой библиотеки есть апокрифическое евангелие Иакова 807), отрывок из апокрифического евангелия Никодима 889), апокрифические сказания об Адаме и Еве, сказание о камнях и о ефуде Аарона, указанные в кодексе апокрифов Фабриция, епистолия апостола Павла – отрывок из 10 апокрифических посланий апостола Павла ( πστολος) сказания о рахманех, разные апокрифические сказания об ангелах, о именах ангельских; «божественного Илии и Елисея действия в дусе: Илия убо седьм действ сотвори» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

318 Похвала женам. – Следует текст «Слова» Иоанна Златоуста «О добрых женах», во всей сложности его языка и символики; в данном случае «Слово» заимствовано из Измарагда, однако и оно, и его непосредственный первоисточник (Притчи Соломоновы, 30, 1–31) были широко известны и часто использовались в древнерусских компиляциях. 319 Каковы люди держать... – С комментарием и некоторыми текстовыми добавлениями излагается «Слово» Иоанна Златоуста «Како имети челядь» по тексту Измарагда. В этой и последующих главках использованы и другие «Слова» Иоанна Златоуста (напр., его «Слово о посте»), извлеченные из Златой Чепи или из того же Измарагда: «Аще кто слуг держит», «Каковы люди держати и како о них промышляти» и пр. – ничего специфически «русского» в этих наставлениях нет. 321 ...к сему ж чарование и волхвование, и наузы... – Перечисляются осуждаемые церковью астрологические и магические книги, с XV в. распространяемые «еретиками»: наузы – гадальные книги (в древнерусском языке это слово обозначало также и колдуна, и защищающий от нечистой силы амулет); звездочетье – астрология; рафли – книга истолкования сновидений и примет; алнамахи – также астрологические книги («альманахи»); воронограй – гадание по крикам ворона; шестокрыл – таблицы для гадания по знакам зодиака и по звездам; усовники – лечебные книги с рекомендациями против болезней с внутренним воспалением (усовье – колотье тела); дна – также болезни внутренних органов; затем перечисляются и некоторые магические средства: волшебные кости и камни, особенно стрелки громные и топорики – сплавленный молнией песок или камень метеоритного происхождения, с которых «сливали лечебную воду» для магических обрядов; чарование, волхвование, чернокнижие и т. д. – разные именования магических манипуляций на основании всех указанных орудий и источников. 322 ...якоже чадолюбивый отец скорбьми спасает... – Следует большой фрагмент из «Слова» Иоанна Златоуста по Измарагду; ставшее общим местом средневековой литературы перечисление Божьих наказаний («гнев Господень») за грешную жизнь и в случае неповиновения своим источником имеет послания апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

387 Избранный в митрополиты киевские Гедеон Святополк князь Четвертинский и малороссийский гетман Самойлович обратились в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и к патриарху Иоакиму с просьбой исходатайствовать у константинопольского патриарха согласие на подчинение киевской митрополии московскому патриарху; согласие патриарха было дано, и с посвящением Гедеона в Москве на митрополию киевскую 8 ноября 1685 г. прекратились всякие отношения зависимости между русской церковью и Константинополем. 388 Σταυροπγιον буквально значит крестоводружение. Акт крестоводружения на востоке совершался при основании церквей и монастырей, и если крестоводружение совершалось патриархом в епархии подчиненного ему епископа, то это значило, что имеющая быть сооруженной, церковь должна быть изъята из подчинения местному епископу и состоять под непосредственным управлением патриарха. Явившияся на Руси ставропигиальные учреждения (без физического, впрочем, акта патриаршего крестоводружения) находились в непосредственной зависимости у патриарха каковы: виленское святодуховское и львовское успенское братства, киевопечерский монастырь. 389 Макарий, VI. VIII. X–XI. Соловьев, История России с древнейших времен, т. VI. Неволин, Образование управления в России от Uoahha III до Петра Великого, в VI т. полн. собр. его сочинений. Суворов, О церковных наказаниях, Спб. 1876, стр. 112–120. Николаевский, Учреждение патриаршества. Жданов, Материалы для истории стоглавого собора (Журн. мин. народн. просв. ч. 186). 390 Таковы, например, неправильное писание икон, неправильные звон и пение в церквах, неблагоговейное стояние в храмах (с тафьями и шанками на головах, говор, брань, сквернословие), возложение родильных сорочек и мыла на престолы в церквах, злоупотребления при выдаче антиминсов и знамен венечных, при определении на церковные должности, при выдаче несудимых грамот, злоупотребления разных вспомогательных органов архиерейских, соблазнительное поведение духовенства, монахов и монахинь (напр. совместное мытье того и другого пола в банях) клятвопреступление, игра в зернь, астрологические суеверия (рафли, воронограй, аристотелевы врата) и проч. Ср. царские указы об исповеди, о хождении в церковь , о посте. П. С. 3. 47 и 570. А. Э. IV, 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Правда, были в России образованные сословия, – подъячие, священники и монахи; но образованность этих сословий была слишком специальна и ограничена, чтобы оказать заметное влияние на развитие народа. Подъячие умели строчить для корысти и наживы. Священники, по большей части выходившие из простонародья, умели читать, не всегда со смыслом, для получения прихода. О малограмотности священников засвидетельствовал митрополит Кирилл II в поучении им, говоря: «не читайте ложных книг» (апокрифов). Митрополит Киприан назвал священников и диаконов невеждами, говоря, что они наполняют «сельские сборники баснями и суеверными рассказами». Памятником этой малограмотности служит наставление об отпустах, в служебнике. «На отпусте не говори: Христос истинный Бог наш молитвами честного и славного успения, или введения, и других праздников, помилует; ибо не введение или успение приводит на молитву» и проч. Священники занимались землепашеством, платили подати, бывали на караулах и правежах, и им было не до образования. Впрочем, в летописях и житиях святых упоминаются и священники учительные. Так, священник Потапий учил св. Юлианию добродетелям, молитве, посту и милостыне. На аскетическое настроение патриарха Никона , в его юности, имел влияние приходский священник. Священник Орловский, из крестьян, сделался проповедником – самоучкой. Упоминаются еще, как проповедники, прот. Сильвестр, Логгин и отчасти Г. Скриница. Но это были редкие исключения из общего правила. Монахов в древней Руси было много (по репорту 1724 года 14,534чел.); они имели более средств к самообразованию» и более нравственного влияния на народ, нежели священники. Но и монашествующие, происходившие по большей части из простого народа, не были образованнее священников. Игумены напр. писали в своих грамотах: «милостию Господа нашего и боголепного его преображения, честного и славного успения» пр. 28 . Даже архиереи были мало образованы. «Русские епископы, сказал митрополит Исидор, люди некнижные». В XIV–XV в. переведен на русский язык сборник поучений на воскресные и праздничные дни, в руководство именно архиереям. Учительные архиереи, настоятели и подвижники, самоучкой достигшие замечательного, по своему времени, образования, составляли незначительное меньшинство, на расстоянии 700–800 лет. Вообще, образование древней Руси ограничивалось уменьем читать божественные книги, которые все назывались боговдохновенными в том числе палеи, хронографы и апокрифы), а наипаче псалтырь и часослов, и писать, да еще петь, по церковному. В особенном уважении у предков были гадательные и суеверные книги: Громник, Молнияник, Колядник, Мартолог, Остролог, Звездочетец, Аристотелевы врата, Рафли, Лечебники и Травники, со множеством причитаний, заговоров, примет и чарований. Внутренние и внешние бедствия народа

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Хотя слав. гадательные книги сохранились лишь в поздних списках (не ранее XIII в.), их появление связывается с периодом формирования слав. переводной лит-ры (IX - 1-я пол. X в.) ( Белова, Турилов. 1985). На Русь эти книги поступали преимущественно из Византии и южнослав. стран, а в XVI-XVII вв.- также и с лат. Запада. Общие сведения о гадательных книгах содержатся в индексах запрещенных книг XIV-XVII вв. ( Кобяк. 1984). Помимо названий сочинений (нек-рые из упомянутых там книг, напр. Чаровник, Волховник, до наст. времени неизвестны), в индексах встречаются указания на приметы и приемы Г. (напр., «стенотреск», «мышеписк», «ухозвон»). Выделяются 2 группы гадательных книг: сборники предсказаний (прогностики), в к-рых собраны различные приметы и их толкования (напр., Громник, Лунник и др.), и книги, Г. по к-рым сопровождалось метанием жребия или вычислениями (напр., Рафли). Сборники предсказаний представляют более древнюю традицию. В кн. «Громник» предсказания о погоде, урожае, социальных потрясениях и т. п. давались в зависимости от того, откуда, когда и с какой силой прогремит гром. Учитывались также положение луны и знаки Зодиака. В ранних списках указывались как благоприятные, так и неблагоприятные предсказания, однако в поздних рукописях сохранились только последние. С «Громником» связан «Молниянник», в к-ром предсказания даются по вспышке молнии в определенные дни месяца. «Лунник» содержит статьи о влиянии луны на человека при его рождении, на погоду и урожай, приметы «добрых» и «злых» дней; обозначается библейское событие, связанное с днем лунного месяца. С XVII в. «Лунники» вытесняются др. астрологическими сочинениями. В «Коляднике» предсказания делаются в зависимости от того, на какой день недели приходятся Рождество Христово или Новый год (в России известен с XV в.), в «Трепетнике» - по непроизвольным движениям частей тела (сохранилось всего 3 рус. списка), в «Лопаточнике» - по лопаточной кости овцы (известен один рус. список XVI в.). Во 2-й пол. XVII в. с западноевроп. языков переводятся «Физиогномики» (руководства для определения душевных качеств человека по его физическому облику), использовавшиеся, напр., для изобличения воров.

http://pravenc.ru/text/161397.html

в июле, времени высшего напряжения электричества и теплоты; флегматики зимою, напр. в декабре). Сочинения по астрологи стали проникать в Россию с начала христианства, из Греции и Болгарии. Замечательнейшие из их: Астрология, Астролог и Звездочетец; в них излагалось учение о влиянии звезд на судьбу людей. В некоторой связи с этим учением стояла пасхалия, перешедшая к нам от греков. Расчисление ее в Греции не простиралось далее седьмой тысячи лет; и к нам, вместе с пасхалией, перешло из Греции верование в кончину мира, с окончанием седьмой тысячи лет. Исаак Аргирос писал 1373 года: «по господствующему мнению» кончина мира последует с исходом седьмой тысячи лет, и по этой причине нет нужды исправлять месяцеслов». В одной из греческих пасхалий, за роковым годом седьмого тысячелетия, кто- то написал: «горе тем, которые доживут до конца веков» 228 ! В дополнение к астрологическим произведениям восточной редакции, с XV века в Россию стали проникать подобные сочинения с запада. Астрология, с хиромантией, физиономикой и подобными науками, разработана средневековыми мистиками, и посредством альманахов особенно распространилась в Италии и Франции, в XV веке. В этих сочинениях, на подобие наших календарей, и особенно Брюса, излагалось учение о влиянии светил на судьбу людей и царств; в них, между прочим, с расписанием добрых и злых дней и часов, предлагались наставления, когда и что делать и предпринимать, для вящего успеха. В народе особенным вниманием пользовалось «Колесо фортуны», с изображением звезд и планет, дающих людям различные жребии. В связи с астрологией в Россию проникали сочинения по естественным наукам, наполненные суеверием. Замечательнейшие из них, перешедшие к нам из Греции и Болгарии, следующие: Чаровник, предлагавший средства легко обращать людей в животных; Волховник, содержащий учение о разных приметах; Путник – о встречах; Сонник – о снах. Из сочинений западных в этом роде замечательны: Стрелки, Топорки, Рафли – гадательные тетради, Аристотелевы врата – главы, и особенно Люцидарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Кроме приведенных двух случаев богомильской пропаганды на русской почве, к сожалению, наши летописцы почти больше не упоминают о ней. Но из этого еще не следует, что этой пропаганды не было и в действительности. Как на своей родине, в Болгарии, так, разумеется, и у нас в России, богомилы, при всём противодействии русской церковной власти, продолжали распространять своё учение, но по всей вероятности с величайшею осторожностью и скрытностью, чем и объясняется молчание об этом летописцев. Что богомильские идеи пропагандировались среди русских не только в XI–XII веках, но и в последующие столетия, и таким образом получили среди них большое распространение, – это подтверждается сохранившимися у нас от древних лет памятниками некогда бывших на Руси богомилов. Сюда прежде всего относятся списки обличительной «Беседы Козьмы пресвитера на новоявившуюся ересь Богомилу», как кажется, известные у нас еще в XI веке. В одной Кормчей, писанной в XV или XVI веке, изложены, хотя в кратких, но довольно определенных чертах, все главнейшие пункты богомильской ереси. 101 Очевидно, всё это делалось в видах предостережения русских людей от еретиков, пропагандировавших среди них своё учение. Всего легче богомильские идеи проникали в Россию путем так называемой «апокрифической» или «отреченной» литературы. Некоторые произведения из этой литературы, о которой многие на Руси говорили, что она наполнена «болгарскими баснями», 102 очень рано стали переходить к нам из Болгарии. Уже Авраамий Смоленский, живший в конце XII или в начале XIII века, читал глубинные книги, т. е. апокрифическую книгу «глубина». В XIII и XIV веках к переводным апокрифам присоединились апокрифические сказания русского сочинения, появлявшиеся под влиянием первых. К XV столетию апокрифические произведения до такой степени умножились, что митрополит Киприан признал необходимым составить список как истинных книг, признанных Церковью, так и «отреченных». С этих пор список отреченных книг, также как и истинных в русской Церкви, получил как-бы каноническое значение, потому что вносился в церковные книги, напр., в молитвенники и уставы, с целью предохранить духовенство и народ от чтения апокрифов. 103 Несмотря на то, не только народные грамотеи, но и духовные лица с особенною любовью читали апокрифические сочинения. Церковные дьяки, в роде Семейки Григорьева, держали у себя для чтения «книги недобрыя, ересныя, да приговоры и рафли, тетради гадательныя». Апокрифические сказания вносились в церковные сборники и помещались здесь рядом со статьями, принятыми Церковью. Иногда даже апокрифы, особенно нравственного содержания, бессознательно помещались в сборниках святоотеческих творений, в «измарагдах», «златоустах» и «торжественниках», имевших церковное употребление. 104

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Использование 2-й группы гадательных книг требовало определенной подготовки. Кн. «Рафли» содержит версию геомантического Г., известного в Византии, Зап. Европе, на мусульм. Востоке. Название происходит от араб.   - песок. Переведена не позднее кон. XV в. в Великом княжестве Литовском с араб. или евр. языков. В 70-х гг. XVI в. текст отредактирован псковским книжником Иваном Рыковым, к-рый дополнил ее текстами оккультного и астрономического характера (в т. ч. из «Колядника» и «Лунника»), а также, возможно, материалом из похожей кн. «Аристотелевы врата». В списке рубежа XVII-XVIII вв. даются ответы на 72 вопроса. Г. осуществляется на бумаге при помощи гадательных костей, его результаты группируются и используются для дополнительных вычислений. При этом предписывается чтение молитв - Трисвятого, «Отче наш», Иисусовой молитвы, Пс 8 (подробнее см.: Турилов, Чернецов. 1985). С «Рафли» сопоставима кн. «Обхождение 12 месяцев» (иначе «Зверинец», название происходит от знаков Зодиака), к-рая известна только в восточнослав. рукописной традиции (2 списка XVI в.). Однако описаний методики Г. по ней не сохранилось. С кон. XVII в. в России получил распространение перевод др. геомантической кн. «Fortuna». Ко 2-й группе примыкает Г. по Псалтири. Впервые в рус. источниках оно упоминается в «Поучении» Владимира Мономаха (нач. XII в.). Гадательные приписки на полях известны с XV в. (у славян с XI в.). Они встречаются также в виде отдельного текста (Число псалтырьно), содержащего номера и начальные слова псалмов с предсказаниями. Известны и собственно гадательные Псалтири (Гадания царя и пророка Давида). Основной принцип Г. по Псалтири - толкование случайно найденных стихов, но известны и более сложные приемы (напр., в кн. «Гадания пророка Самуила», сохранившейся в серб. рукописях XV-XVII вв., предлагается выписывать первые буквы первых 4 строк псалма, а затем сравнивать их с образцами). Для определения случайной страницы в разрез книги втыкали нож или иглу, вкладывали записки с вопросами и т. п. Для Г. использовались также зерна или камешки, к-рые метали на чертежи кругов или спиралей с номерами псалмов. Гадали и по вращению самой книги, привязав к ней ключ и подвесив на пальце.

http://pravenc.ru/text/161397.html

«Знаменье бо – говорит летописец – небеси или звездах, или в солнци, или птицами, или етером чим не благо бывают: ли проявление рати, ли гладь, ли смерть проявляют» 37 . У Руян каждое встретившееся животное предсказывало будущее 38 . У Редарей, по словам Титмара, особенно важно было появление вепря: как предвещатель страшной войны, он выходил из моря, огромный, с блестящими клыками, покрытый пеной, и с ужасным ревом валялся по тине 39 . «Ов кобени птътич смотрит, ов стретениа съмниться» – говорит переводчик Григория Назианзина 40 . «Веруем – говорит Кирилл в своем слове – в поткы и в датля, и в вороны, и в синици. Коли где хощем поити, которая переди поиграет, то станем послушающе, правая или левая; ли да ще ны поиграет по нашей мысле, т мы к собе глаголем, добро ны потка си, добро ны кажет, ркуще окаяннии, чи не бог той потке указал добро нам поведати. Егда ли что ны на пути зло створиться, то учнем дружине своей глаголати, почто не вра тихомся, а не безлена ны потка си додяше поити, а мы ся не послушахом. Аще ны где будет поити, то мы течем к волхвом; то веруем чеху и устряцю; а коли ны будет поити па долгый он путь, мы послушаем потке» 41 . «Се бо не поганьски ли живем – еще говорит летописец – аще усрести верующе: аще бо кто усрящет черноризца, то взвращается, ли единиц, ли свинью; то не поганьски ли есть? Се бо по дьяволю научению кобь сию держать. Друзии же и завыханью веруют, еже бывастъ на здоровье главе» 42 . И у Кирилла Туровского читаем: «Веруют в стречу, в чех, в полаз и в птичий грай», и пр 43 . Значение знамени отчасти было все известно, отчасти было разгадываемо знахарями. О них написано в Стоглаве: «Волхвы и чародейники и во Аристотелевы врата и в Рафли смотрят, и по звездам и по ланитам и (планидам) глядают, и смотрят дней и часов». – Значения многих знамений были записаны в особенных книгах, напр. в Волховнике, Путнике, Громовнике и пр 44 . Очень понятно, что книги эти составлены в последствии; но и составлены они могли быть только в следствии веры в знамения, – веры, которая, породивши такие книги, еще прежде породила богослужебный обряд гаданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010