Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Dex. App. 10. 20-21; 11. 46-47   гл. 7-9 - PG. 96. Col. 557C, 560C   PG. 36. Col. 365A   Niceph. Greg. Hist. XXI 2. 3//Vol. 2. P. 1000   Niceph. Greg. Hist. XXI 2. 5//Vol. 2. P. 1001   PG. 151. Col. 724B   ИАБ, 9. 933-934   PG. 151. Col. 724B - 725A   PG. 151. Col. 725 D   Theod. Dex. App. 10. 34   Polemis. 2003. P. XXXVI   Первоисточники: PG. 151. Col. 726A - 731D; Niceph. Greg. Hist. XXI 3//Vol. 2. P. 1002-1013; Theod. Dex. App. 11-70 (подробный богословский трактат с минимумом исторических сведений); Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 410-638   RegPatr, N 2324. P. 267   RG. Tl. 4. S. 258-259   Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 410-416   Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 416-437   ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 440. 7-16   Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 439-441   подробнее см.: Demetracopoulos J. A. Palamas Transformed: Palamite Interpretations of the Distinction between God " s «Essence» and «Energies» in Late Byzantium//Greeks, Latins, and Intellectual History 1204-1500/Ed. by M. Hinterberger, C. Schabel. Leuven, 2011. P. 263-372, здесь: P. 272-280   Theod. Dex. App. 38. 89-92   Niceph. Greg. Hist. XXI 3. 4//Vol. 2. P. 1004-1005   Theod. Dex. App. 10. 20-25   PG. 151. Col. 726A   Theod. Dex. App. 12. 3-7   Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 461-463; Theod. Dex. App. 13. 9-10   Theod. Dex. Ep. 2. 3. 45-61   Theod. Dex. App. 20. 2-3   Niceph. Greg. Hist. XIX 3. 9//Vol. 2. P. 945; XXI 3. 10//Ibid. P. 1010   подробнее см.: Дунаев А. Г. Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров//БТ. 2009. Вып. 42. С. 146-168, здесь: С. 161-163   PG. 151. Col. 726AC   Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 536-540   PG. 151. Col. 726D - 727B   PG. 151. Col. 727CD   PG. 151. Col. 727D - 728C; приводятся также у Дексия: Theod. Dex. App. 45. 61-95; 49, 2-9   PG. 151. Col. 728D - 729B   Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 542-597   Theod. Dex. App. 40   Theod. Dex. App. 46. 1-5   Theod. Dex. App. 22. 6   PG. 151. Col. 729С - 730С   RegPatr, N 2289   PG. 151. Col. 731B; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 619-634   PG. 151. Col. 731CD; Филофей Силиврийский вкладывает эту речь в уста патриарха Каллиста, Филофея Ираклийского (Коккина) и Макария Филадельфийского: Philoth.

http://drevo-info.ru/articles/13679561.h...

Дружба: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи» (Ис. Сир. 6:6). «Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, — нашел сокровище» (Ис. Сир. 6:14). «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним» (Ис. Сир. 9:12). «Друг не познается в счастьи, а враг не скроется в несчастьи» (Ис. Сир. 12:8). Смотри также: Ек. 4:9-12; 10:8; Ис. Сир. 7:37; 33:6. Здоровье, лечение: Ис. Сир. 30:16; 38:1-12. Истина, ложь, лесть: «Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель» (Ис. Сир. 20:25). «Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Бога послана она» (Ис. Сир. 15:9). «Подвизайся за истину до смерти — и Господь Бог поборет за тебя» (Ис. Сир. 4:32). «Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово» (Ис. Сир. 5:12). Милостыня: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех доходов твоих, — и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит. 3:9-10; 3:27–28). «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит. 11:24–26). «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Прит. 16:6). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Ис. Сир. 3:30). «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Ис. Сир. 7:38). «Не пренебрегай человеком в старости, ибо и мы стареем» (Ис. Сир. 8:7). Смотри также: Прит. 21:13; Ис. Сир. 4:1–8; 4:35; 7:36; 18:15; 34:18–19; 38:16. Многословие: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Прит. 25:11). «Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых врачует» (Прит. 12:18). «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Прит. 14:23). «И глупец, когда молчит может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» (Прит. 17:28). «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Прит. 29:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Характерна, для точки зрения Штауденмайера, его полемика с богословом Нитцшом 20 , который толкует Прем.7:22–23 , справедливо указывая, что в этих стихах говорится о «существенных определениях божественного бытия в отношении к миротворению» и что вообще, в кн. Премудрости Соломона соединяются обе тенденции ветхозаветного богословия – бесконечно удалять Бога от мира и бесконечно приближать Его к нему. Штауденмайер возражает, что между Богом и миром не может быть ничего посредствующего, кроме мира тварных божественных идей и что все определения Божии должны определять саму Его природу, а не Его творческие отношения к миру (65–67)… Прекрасный пример упорного нежелания западных богословов понять невозможность ограничивать Бога простотой Его сущности: бытие Божие ни в чем не должно выходить из своей абсолютности и вместе с тем, Бог признается, конечно, Творцом! Как будто выход из абсолютности означал бы для Бога потерю ее! Полнота божественного бытия включает и совершенную надмирность, и действительное соотношение Бога с миром без посредства тварного, каковым является у Штауденмайера идеальный мир или тварная Премудрость. В книге Премудрости сына Сирахова, Штауденмайер находит, прежде всего, учение об абсолютной Премудрости: Она пребывает с Богом ( Сир.1:1 ), но мыслит, творит, содержит, устраивает, ведет и обуславливает тварную Премудрость ( Сир.1:4 , Сир.26:26–27 , Сир.23:29 , Сир.24:3–10 , Сир.40:11 , Сир.40:21–23 ). При этом, тварная Премудрость именно сотворена Богом: прежде всего произошла (κτισται) Премудрость ( Сир.1:4 ); Он (Господь) произвел (κτσεν) ее (Премудрость) и измерил ее, и излил ее на все дела Свои ( Сир.1:8–9 ); прежде века, от начала Он (Создатель) произвел (κτσεν) Меня ( Сир.24:10 ) 21 . Мысль Сираха будто бы та, что Бог , Источник Премудрости, сотворил идеальный мир и вложил его, как Свою живую мысль, в космос; в людях же Его тварная Премудрость есть начало нравственности и религии ( Сир.1:5 , Сир.1:10–23 , Сир.19:18–19 ); во всей твари она есть и начало общности, или космического единства ( Сир 18:1 ) 22 ; она есть и предопределение Божие о частных началах тварного бытия, гармонически и постоянно действующих в твари ( Сир.16:25–28 ) 23 (66–69, 72, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Остальное последование. Отпуст. Среда утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXI): Пс. 63 (,64). Аллилуиа. (3) . (XXXII): Пс. 65 (,66). Ущедри мя, Господи. (4) . (XXXIII): Пс. 67 . Аллилуиа. Каждение. (5) . (XXXIV): Пс. 68 (,69). Спаси нас, Господи. (6) . (XXXV): Пс. 70 . Аллилуиа. (7) . (XXXVI): Пс. 71 (,72). Заступи мя, Господи. (8) . (XXXVII): Пс. 73 (,74). Аллилуиа. Вход в храм. Дан. 3,57–88 . Благословим Отца в конце песни. И ныне: Тебе неразрушимую стену. Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Крест претерпел за меня , просвети душу мою молюся , Боже , и помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Среда вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XXXVII): Пс. 73 (,74). Аллилуиа. (3) . (XXXVIII): Пс. 75 (,76). Сохрани мя, Господи. (4) . (XXXIX): Пс. 77 . Аллилуиа. (5) . (XL): Пс. 78 (,79). Милостив буди мне, Господи. (6) . (XLI): Пс. 80 (,81). Аллилуиа. (7) . (XLII): Пс. 82 (,83). Услыши мя, Господи. (8) . (XLIII): Пс. 84 . Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Исправи молитву мою , Господи, молюся и спаси мя. Не говорится о входе. Прокимен 560 . Остальное последование. Отпуст. Четверг утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIII): Пс. 84 . Аллилуиа. (3) . (XLIV): Пс. 86 (,87). Помяни мя, Господи. (4) . (XLV): Пс. 88 . Аллилуиа. Каждение. (5) . (XLVI): Пс. 89 (,90). Сохрани мя. Господи. (6) . (XLVII): Пс. 91 (,92,93). Аллилуиа. (7) . (XLVIII): Пс. 94 (,95,96). Спаси нас, Господи. (8) . (XLIX): Пс. 97 (,98,99,100). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Синаксарион. Пс. 50 . Пентикостарион: Из глубины беззаконий моих . возведи (мя) ,Господи , яко Петра из волн , и спаси мя. Хвалите ( Пс. 148,149 и 150). Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст. Четверг вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XLIX): Пс. 97 (,98,99,100). Аллилуиа. (3) . (L): Пс. 101 . Услыши мя, Господи. (4) . (LI): Пс. 102 . Аллилуиа. (5) . (LII): Пс. 103 . Милостив буди мне, Господи. (6) . (LIII): Пс. 104 . Аллилуиа. (7) . (LIV): Пс. 105 . Заступи мя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В коллекции Mrss. Lewis и Gibson открытъ S. Scheehmer’oм только один первый лист, содержаиций Сир. 39,15–40.8 ; дальнейшие девять листов той же рукописи, содержащие Сир. 40,9– 49,11 , были найдены Cowley’eм, и Пеиваиег’ом среди рукописей, приобретенных для Бодлеянской оксфордской библиотеки Sayce’oм, – эти десять листов и вошли в издапие Cowley and Neubauer 1897. В том же году S. Schechter нашел среди привезенных им из Каира рукописей еще семь листов того же списка евр. текста книги Иис. с. Сир., содержащие Сир. 30,11 –31, 11; 32.1–33 ,з; 35,9–36,21; 37,27–38,27:49,12–51,30, и кроме того четыре листа другой рукописи того же самаго евр. текста книги Сир.: последние содержат Сир. 3,6–7,29; 11,34–16,26 . В издание Schechmer and Taylor 1899 г. и вошли эти одиннадцать листов. Затем G. Margoliouth среди рукописей, приобретенных для Британского Музея, нашел еще два листа первого списка (он теперь обозначается буквой В), как раз заполнившие два промежутка между ранее найденными листами, именно Сир. 31,12– 32,1 и 36,24–37,26, и напечатал их текст в журнале The Jewish Quarterly Review 1899, ост. 1–33. A в апреле 1900 r. (p. 466–480) в том же журнале были воспроизведены еще два листа второго списка (он обозначается А), заполняющие промежуток в тексте между Сир. 7,29 и 11,34 и открытые Elkan Nathan Adler’oм. Здесь же (р. 456–465) напечатан текст третьего сииска (С), два листа которого открыты Schechmer’oм в каирской коллекции Кэмбриджского университета; последние содержат отдельные стихи и отрывкн Сир. 4, 5, 25, 26 и 36 глав. Из этого третьего списка (С) сохранилось и еще два листа, открытые и обнародованные J. Levi (из библиотеки евр. консистории в Париже, куда были пожертвованы Ротшильдом) и M. Gasmer’oм, – оба из каирской генизы·.первый содержит отрывки из Сир. 6 и 7 гл. и напечатан в Revue des Etudes Juives 1900, jan.-mar. p. 1–30, второй – из Сир. 18, 19, 20, 37 гл., напечатан в Jew. Qu. Review 1900, july p. 688 sqq. Наконец, среди купленных Ротшильдом рукописей J. Levi нашел лист еще четвертого списка текста книги Сираховой (обозначен D), в котором содержится Сир. 36,29–38.1 , и напечатал его в той же книжке Revue des Etudes Juives (p. 1 sqq). Можно надеяться, что при дальнейшем разборе привезенных из Каира сокровищ будут найдены и другие, доселе недостающие части книги, и наука будет обладать полным еврейским, ее текстом. Cp. Encyclopaedia Bibliea Т. К. Cheyne and J. Sutherland Black, Vol. 11 col. 1166.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

(6) . (XI): Пс. 24 (, 25). Аллилуиа. (7) . (XII): Пс. 26 (, 27). Помози ми, Господи. (8) . (ХШ): Пс. 28 (,29). Аллилуиа. Вдох (с паперти) в храм. Еулогитария 557 : Дан. 3,57–88 . Не указан тропарь. Пс. 50 . Пентикостарион 558 : Души моея скверну. Ты знавши Господи , подаждь ми прощение прегрешений яко благ , и помилуй мя. На стих 17: Предстательство христиан. На ст. 20: кондак Святого. Слава: Единородный. И ныне: Преславную. Хвалите: Пс. 148 (, 149 и 150). Тебе подобает песнь Богу. Остальное последование. Отпуст. Понедельник вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XIII): Пс. 28 (,29). Аллилуиа. (3) . (XIV): Пс. 30 . Заступи мя, Господи. (4) . (XV): Пс. 31 (,32). Аллилуиа. (5) . (XVI): Пс. 33 . Ущедри мя, Господи. (6) . (XVII): Пс. 36 559 . Аллилуиа. (7) . (XVIII): Пс. 34 (,35). Услыши мя, Господи. (8) . (XIX): Пс. 37 (,38). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Воззвах к Тебе . Спасе мира . услыши мя и спаси мя . молюся. Вход. Остальное последование. Отпуст. Вторник утром: (1) . Пс. 3 (,62 и 133). Слава Тебе, Боже. (2) . (XIX): Пс. 37 (,38). Аллилуиа. (3) . (XX): Пс. 39 (,40). Услыши мя. Господи. (4) · (XXI): Пс. 41 (,42). Аллилуиа. Каждение. (5) . (XXII): Пс. 43 . Спаси нас, Господи. (6) . (XXIII): Пс. 44 (,45). Аллилуиа. (7) . (XXIV): Пс. 46 (,47). Милостив буди мне. Господи. (8) . (XXV): Пс. 48 (,49). Аллилуиа. Вход. Дан. 3,57–88 . Пс. 50 . Пентикостарион: Делами моими страшными . всякого дерзновения лишился . ч возопити не смею « Умилостивися» . но яко Ты един можеиш, Господи, отпустити грехи,. помилуй мя. Остальное последование. Отпуст. Вторник вечером: (1) . Пс. 85 . Слава Тебе, Боже. (2) . (XXV): Пс. 48 (,49). Аллилуиа. (3) . (XXVI): Пс. 51 (,52,53). Помяни мя, Господи. (4) . (XXVII): Пс. 54 . Аллилуиа. (5) . (XXVIII): Пс. 55 (,56). Помилуй мя, Господи. (6) . (XXIX): Пс. 57 (,58). Аллилуиа. (7) . (XXX): Пс. 59 (,60,61 ). Помози ми, Господи. (8) . (XXXI): Пс. 63 (,64). Аллилуиа. Пс. 140 . Кекрагарион: Воздеяние. руку моею Господи, жертву приими вечернюю. и спаси мя, человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смотри также: Притч. 3, 13–26 ; Притч. 4, 5–9 ; Притч. 15, 33 ; Сир. 6, 18 ; Сир. 6, 35 ; Сир. 21, 18 ; Сир. 38, 24 . Надежда на Бога: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» ( Притч. 3, 5–6 ). «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день» ( Притч. 27, 1 ). «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч. 30, 7–9 ). «Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» ( Сир. 33, 13 ). «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» ( Притч. 16, 9 ). Смотри также: Притч. 16, 3 ; Еккл. 12, 14 ; Сир. 5, 1 ; Сир. 16, 13 ; Сир. 20, 9 . Покаяние и прощение обид: «Чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается» ( Прем. 11, 17 ). «Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику» ( Притч. 11, 31 ). «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч. 24, 16 ). «Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день» ( Сир. 5, 8 ). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» ( Сир. 7, 39 ). «Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями» ( Сир. 8, 6 ). «Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему» ( Сир. 32, 19 ). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» ( Еккл. 7, 20–22 ). Пьянство: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» ( Притч. 23, 29–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Еф.6:2–3 : «Почитай отца твоего и мать… и будешь долголетен на земле». Сир.3:18 : «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (ср. Прит.3:34 ). Иак.4:6 : «…посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»; Лк:1:30,48,49,52: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога… призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный… и вознес смиренных». Сир.3:23 : «При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься…». Мф.6:34 : «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Сир.3:24 : «ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их». Рим.12:16 : «…не мечтайте о себе» (ср. Еккл.7:29 : «...Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». Сир.3:26–27 : «упорное сердце напоследок потерпит зло: упорное сердце будет обременено скорбями...». Рим.2:5 : «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева...». Сир.3:30 : «…милостыня очистит грехи». Мф.5:7 : «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (ср. Дан.4:27 : «...искупи грехи… милосердием к бедным...»). Сир.4:7 : «...пред высшим наклоняй твою голову». Рим.13:7 : «Итак отдавайте всякому должное: кому… честь, честь». Сир.4:23 : «Наблюдай время...». Рим.13:11 : «Так поступайте, зная время...». Сир.4:23 : «…храни себя от зла». 1Фес.5:22 : «Удерживайтесь от всякого рода зла». Сир.4:30 : «Не стыдись исповедывать грехи твои…». 1Ин.1:9 : «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши...». Сир.4:32 : «Подвизайся за истину до смерти...». Откр.2:10 : «Будь верен до смерти…»; 12:11: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Сир.4:33; 5:13 : «Не будь скор языком твоим… Будь скор к слушанию». Иак.1:19 : «…всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44–49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5–7:21, 23; 48:2–11:24 …). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В Сир.25:9–10 : «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это – человек при жизни видящий падение врагов». – Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Притч.25:22–23 ). В Сир.30:6 : «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». Сир.30:17 : «лучше смерть, нежели горестная жизнь». Сир.31:24 : «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32 : «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» ( Сир.42:6–7 )… Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2 ), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» ( Сир.42:15–43:36 ) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010