Когда через нек-рое время он был узнан, то удалился в Пелагонийскую страну (окрестности г. Битола, совр. Македония), где подвизался 22 года, нося вериги. Убит самострелом, поставленным охотниками. Его мироточивые мощи положены Охридским архиеп. Фомой во вновь созданном мон-ре. Сведения о мощах В. отрывочны и противоречивы. В житии преподобных Варнавы и Софрония (XIII в., BHG, N 2055) говорится, что мощи В. находятся в 3 днях пути к северу от Лариссы, в мон-ре на горе Келлии. Из письма К-польского Патриарха Каллиста I к прп. Феодосию Тырновскому и болг. духовенству (ок. 1361) следует, что от находившихся в Тырнове мощей вмч. Димитрия и В. приготовлялось миро для нужд Болгарской Церкви ( Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 436-442). Визант. писатель Иосиф Вриенний († 1430/31) во 2-м томе «Поучений» говорит о «св. Варваре в Элладе», источающем миро рекою. К сожалению, Константин Акрополит не упоминает, где в его время находились мощи В. В «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса отражена поздняя легенда, согласно к-рой В. происходил из обл. Пентаполя (Киренаика), жил в 1-й пол. XVI в., 24 года находился в плену у берберов, а затем подвизался в пещере ок. Воницы. В 1562 г. его мощи были перевезены в Рим. Он скончался 23 июня, а 15 мая празднуется чудо исцеления расслабленного, происшедшее в деревне Потамос на о-ве Керкира во время перенесения его мощей. На Западе считают, что мощи В. находятся в ц. св. Лаврентия в Венеции. Существует мнение, что Варвар из Пентаполя - это др. святой ( Ματθαος. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 432), однако скорее всего речь идет о модификации культа Варвара-разбойника. В. чтится греч. Церквами как преподобный и именуется мироточцем. Его память отмечается 15 мая. Под этой датой его память появляется в греч. стишных синаксарях и соответственно в слав. стишных прологах, переведенных в 1-й пол. XIV в. (напр., ГИМ Хлуд. 188, 1370 г.). Под 15 мая в ряде визант. рукописных Миней (Athen. Bibl. Nat. 551, 1385 г.; Ath. Vatop. 1145, 1431 г.) сохранился анонимный канон В. 4-го плагального гласа (Ταμεον.

http://pravenc.ru/text/154085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [греч. Ιωννης], прп. Руфинианский (пам. греч. 16 марта; пам. визант. 15, 17 марта). Время и обстоятельства жизни неизвестны. Подвизался в одном из мон-рей (возможно, в мон-ре св. Ипатия) в Руфинианах близ Халкидона. Память И. содержится под 15 марта в большинстве визант. календарей: Петровом Синаксаре РНБ. Греч. 240, 1249 г. (архетип XI в.), Синаксарях семейств В, D и R по классификации И. Делеэ, а также в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . Посвященное И. двустишие («Чтет Иоанне твое отхождение, еже паче к Богу рещи») помещено под 17 марта в греческих стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.), под 16 марта - в греч. печатной Минее (Венеция, 1596). В отдельных рукописях И. упоминается под 14 и 21 марта. При переводе юж. славянами стишного греч. Синаксаря память И. и двустишие ему попали в состав стишного Пролога под 16 марта (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), и оттуда были внесены в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 785). В совр. календарь РПЦ имя И. не включено. Неоднократно предпринимались попытки отождествить И. с др. святыми, носящими то же имя. Так, существует гипотеза, что И. является одним лицом с прп. Иоанном Аскетом (IX в.; пам. груз. 26 марта), игум. мон-рей во имя мучеников Сергия и Вакха и мч. Диомида в К-поле. Житие этого святого, составленное прп. Иосифом Песнописцем , сохранилось только в груз. переводе и было издано прот. К. С. Кекелидзе (Этюды по истории древнегруз. лит-ры. Тифлис, 1955. Т. 3. С. 251-270 (на груз. яз.)). Особый интерес прп. Иосифа к этому подвижнику объясняется тем, что он неск. лет жил в к-польском мон-ре Сергия и Вакха. Также высказывалось предположение, что составленный прп. Иосифом Песнописцем канон в честь некоего «прп. Иоанна аскета» (Ταμεον. N 532. Σ. 177) посвящен тому же святому, хотя и помещен под 15 марта ( Stiernon D. La vie et l " oeuvre de St. Joseph l " Hymnographe: A propos d " une publication récente//REB. 1973. T. 31. P. 243-266). Совпадение дня памяти этого Иоанна с днем памяти И. и наличие в Руфинианах церкви (возможно, монастырской) во имя мучеников Сергия и Вакха позволили высказать предположение о тождестве этих преподобных, однако, как можно заключить из груз. Жития прп. Иоанна, ц. Сергия и Вакха находилась в столице, а не в Руфинианах ( Janin. Églises et monastères. P. 452). Ф. Алькен считал И. одним лицом с Иоанном, «архиепископом Иерусалимским», упоминаемым в нек-рых списках визант. Синаксарей также под 26 марта. По мнению исследователя, этот святой был не Иерусалимским патриархом, а игуменом мон-ря мч. Диомида в К-поле, т. к. тот часто именовался в источниках Иерусалим или Новый Иерусалим ( Halkin F. Un énigmatigue St. Jean de Jérusalem//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 38). Однако единого мнения относительно идентификации И. с др. одноименными святыми среди исследователей пока не существует.

http://pravenc.ru/text/469009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 761), сщмч. (пам. греч. 4 июня), игум. Монагрийский. Упоминается в Житии прмч. Стефана Нового († 767) в числе пострадавших от иконоборцев: по приказу имп. Константина V Копронима его утопили в море, посадив в мешок и привязав к нему камень. Точное местонахождение Монагрийского мон-ря (греч. τς Μοναγρας) неизвестно. Среди участников Вселенского VII Собора (787) упоминается Григорий, игум. мон-ря Монагр (Μονγρος) ( Mansi. T. 13. P. 152). Вероятно, речь идет об одной и той же обители. Болландисты считали, что Монагрийский монастырь находился близ Кизика на горе Сигриан, по соседству с монастырями Мегас-Агрос и Микрос-Агрос. Дж. Хакетт высказал предположение (поддерживаемое кипр. исследователями), что И. был игуменом мон-ря арх. Михаила в с. Монагри на Кипре. По мнению Р. Жанена, эта обитель была расположена в Вифинии, хотя исследователь не исключал возможности, что речь шла об одном из кипрских мон-рей. На Кипре И. особо чтится в соседнем с Монагри Амасгу Богородицы женском монастыре , где находится совр. икона святого, написанная П. Фотиу в 1992 г. Память И. содержится в визант. стишных Синаксарях, где, несмотря на мученическую кончину, он назван преподобным (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Кипрской Православной Церковью И. чтится как преподобномученик. Из стишных Синаксарей память и двустишие И. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , а при переводе визант. Синаксарей на слав. язык - в стишные Прологи (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 210 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не отмечена. Ист.: BHG, N 1666; Analecta Graeca. P., 1688. P. 507; PG. 100. Col. 1165; SynCP. Col. 729, 1018; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 178. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 130; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 167; Hackett J. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας Κπρου/Transl. Χ. Παπαωννου. Αθναι, 1923. Τ. 2. Σ. 195; Janin. Grands centres. P. 168; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 227; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997 2. Σ. 34; PMBZ, N 3051; Καππας Δ. Χ. Οι μρτυρες της Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 87-88. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРИЕНА [Вриенна; греч. Βραινα, Βρυανη] († 318), прп. Нисибинская (пам. суббота сырная, пам. греч. 29 и 30 авг.), игумения мон-ря в г. Сиваполе (Нисибине) в Месопотамии. Сведения о ней содержатся в Житии прмц. Февронии , племянницы и воспитанницы В. При В. в обители подвизались 50 инокинь, монастырский устав отличался строгими постами и продолжительными бдениями. Согласно уставу первой игум. диаконисы Платониды, по пятницам все сестры оставляли свои послушания, собирались в церкви и с утра до вечера молились и читали Свящ. Писание. Когда в Сиваполь прибыли военачальники имп. Диоклетиана Селин и Лисимах, монахини бежали из города и скрылись в горах. В мон-ре остались только В., Фомаида и Феврония. В. укрепляла Февронию на мученический подвиг и после смерти святой погребла в своей обители ее мощи, от к-рых стали происходить чудотворения. В мон-рь стало стекаться множество паломников, но, когда свт. Иаков , еп. Нисибинский, захотел перенести мощи Февронии в кафедральный собор, святая через чудесные знамения показала, что хочет остаться в мон-ре, и только по молитве В. епископ смог взять частичку ее мощей. В. скончалась через 14 лет после мученической смерти своей ученицы. Память В. включена в греч. и слав. стишные синаксари под 29 и 30 авг. (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.; ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: BHG, N 659; ActaSS. Iun. T. 5. P. 17-35; SynCP. Col. 933; ЖСв. Июнь. С. 536-563. Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 129-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 264; Т. 3. С. 535; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 1049; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 84; Japund i M. Briene//BiblSS. Vol. 3. Col. 414. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/155440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТАЛИЙ [греч. Βιτλιος], свт., еп. Равеннский (пам. греч. 23 июля). Упоминается в визант. календарях: Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 835), Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95; Mateos. Typicon. T. 1. P. 348), криптоферратском списке Минология Василия II (PG. 117. Col. 556) и др. По зап. источникам не известен. Покровителем Равенны считается др. Виталий - не епископ, а мученик (пам. зап. 28 апр.), отец святых Гервасия и Протасия . Архиеп. Сергий (Спасский), заметив, что в Синайском канонаре IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95) В. назван папой, предположил, что В.- одно лицо с почитаемым на Западе святым Виталианом (657-672), папой Римским, память к-рого отмечена в Римском Мартирологе 27 янв. Это предположение подтверждается тем, что значительное число рукописных памятников именует В. епископом Римским: служебные Минеи Sinait. gr. 627, XI в., Meteor. Metamorph. 150, XII в., РНБ. Греч. 227, XII в. и др. Титулование его епископом Равеннским, видимо, возникло от того, что в один день с В. отмечалась память сщмч. Аполлинария , еп. Равеннского (23 июля). При этом в тех календарях, где В. назван епископом Равеннским, епископом Римским ошибочно именуется мученик Аполлоний . Память В. упоминается также под 19 июля в стишных греч. синаксарях (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и слав. прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 96; Ταμεον. N 781. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 218, 221; Т. 3. С. 282-283; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 913-914; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 51, 82; Lucchesi G. Vitale, Valeria ed Ursicino//BiblSS. Vol. 12. Col. 1229-1231. О. В. Л. Гимнография В совр. богослужебных книгах последование В. отсутствует, но в греч. рукописях (Ταμεον. Σ. 252) сохранился общий канон святителям Аполлинарию, еп. Равеннскому, и В. 3-го гласа, без акростиха, с именем «Георгия» в богородичнах, ирмос: «Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας» (        ): «Το παναγου περλμπουσα χρις» (Всесвятого, пресияющего благодатью). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/158814.html

начнем) без крестов, якоже и греки ныне ходят, его же не даждь нам Боже и помыслити, то явно, государь, предани будем в руце диаволу и конечную (в хлуд. 1: бесконечную 2: вечную) радость тем врагу сотворим и дерзновение ему на себя подадим: понеже они сами (в хлуд. понеже и сами они) проклятии бесове о себе свидетельствоваху, якоже пишет 60 отеческих книгах, и в книге печатной Кормчей, л. 625, егда вопросившу их некоему святому (в хлуд. 1: святу) мужу, которых, рече, вещей боитеся (в хлуд. они боятся) от всех, бесове жереша ему: поистине имате три вещи, весьма (в хлуд. велми) противляющиися нам, едино (в хлуд. 1: едину) от них ясте, другую на шии (– шее) вашей обешаете (в печат. прибавлено: еже есть крест Христов), в третием (–же) мыетеся. В списке, поданном архиеп. Никифору, это последнее место читалось иначе: бесы же реша ему: воистину имате три вещи вельми противляющияся нами молитва Исусова, иже кто носят крест на раме своем, и от знамения крестнаго трепещем исчезаем. 330 В печат. Всяк убо не исповедуя Сына Божия и Бога во плоти пришествовати антихрист естъ, а не якоже Апостол Иоанн Богослов в послании своем в плоть пришедша Его глаголет, а не пришествовати. В хлуд. Всяк убо не исповедая Сына Божия 2: Божияго) и Бога во плоти (– в плоть) пришествовати антихрист, а не якоже Апостол Иоанн Богослов е послании своем, в 73 зачале, (– и всех писаниях) и во всех письмяных книгах Небесах, в плоть пришедша Его (– глаголют), а не пришествовати. 334 В печат. не даждь Боже и помыслити; в хлуд.: не даждь Боже нам 2: нам Боже наш) и помыслити. 340 В списке, под. арх. Ник. прибавлено: по преданию же святых отец велено освящати губою грецкою, или платком чистым. 376 После этого в хлуд. списках следует: И такоже 2: Такожде) и равноапостольному царю Константину той животворящий крест Христов (Господень) на небеси показан бысть трисоставен же, а не крыж, и тем подобием той трисоставный крест, от самого того благочестиваго Константина царя сотворенный, от Святыя Горы принесен бысть, и ныне он в твоем государеве Московском царствии, в соборной (и) апостольской церкви предлежит. И то (И что), государъ, нам достовернее сего небеснаго свидетельства? аще бы (аще) той латынский крыж совершенный истинный крест Христов был, то бы и от Бога равноапостольному царю Константину на небеси крыж же показан был, а не крест трисоставен. 378 В хлуд. спис. 1: Дамаскинову и Малаксову, 2: напечатали, Скрижаль, л. 773 и 817, и Служебник новый, л. 740, то тово же Дамаскинову и Малаксову. В спис. под. арх. Никанору: по Дамаскинову преданию и по диавольскому учению. 389 Засим в хлуд. списках следует: К сему же и великий Афанасий пишет: всяк, рече, приемый от Бога рассуждение, последуя 2: последует) пастырю неискусну, не без муки будет таковый (будут таковыи); a они (же), государь, все то Божественное писание и священныя соборы нарушили и ни во что поставили (положили). 398 В печат. стар. таковыя направляли; кож. таковыя исправляли; в хлуд. 1: исправляли таковыя, 2: таковаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

дисс. к-та филологии. Л., 1985; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М., 1988; Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII веков. СПб., 1903; Стратий Я.М., Литвинов В.Д., Андрушко В.А. Описание курсов риторики и философии профессоров Киево-Могилянской академии. Киев, 1982. 12. См., например: Грамматика (ГИМ. ОР. Барс. 2283; Вахр. 983; Дубл. 909; Муз. 2417; Увар. 226; Хлуд. печ. 141д; Черт. 337); Грамматика Лаврентия Зизания (ГИМ. ОР. Хлуд. печ. 51д; Черт. печ. 732; Щап. 123); Грамматика Константина Ласкаря (ГИМ. ОР. Син. греч. 497, 498, 499); Лудольф Генрих Вильгельм. Грамматика российская. Oxf., 1696 (ГИМ. ОР. Щап. 246); Илья Копиевич. Грамматика. Амстердам, 1700 (ГИМ. ОР. Мнш. 566, 567); Грамматика Мелетия Смотрицкого (ГИМ. ОР. Барс. 2282; Дубл. 490, 844; Менш. 560, 561, 693, 1873, 1910; Син. печ. 334, 734; Хлуд. печ. 67; Цар. А58; Черт. печ. 44, 192, 593, 637; Щап. 126); Грамматика Мануила Москопула (ГИМ. ОР. Син. греч. 322, 323, 500); Грамматика словенская (ГИМ. ОР. Увар. 364); Грамматика Патриарха Иосифа (ГИМ. ОР. Дубл. 806); Алфавит (грамматика) с доп. статьями (ГИМ. Муз. 1681). См. также: Востоков А.Х. Русская грамматика по начертанию его же сокращенной Грамматики полнее изложенная. СПб., 1839; Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого/Сост., подг. текста, науч. коммент. и указатели Е. А. Кузьминовой; предисл. Е. А. Кузьминовой и М. Л. Ремневой. М., 2000; Крижанич Ю. Граматично изказание об русском иезику. Брянск, 1848; Смотрицкий Мелетий. Грамматики славенския правильное синтагма. Вильно, 1618; М., 1721 и др. 13. См., например: Иоанн Дамаскин. Грамматика и философия (ГИМ. ОР. Увар. 443); Он же. Грамматика и диалектика (ГИМ. ОР. Барс. 248, 2294); Он же. Богословие (РГБ. ОР. Ф. 304. 121); Он же. Книги философские (РГБ. ОР. Ф. 310. 524); Грамматика И. Дамаскина и риторика Иоанна, экзарха Болгарского (ГИМ. ОР. Син. 918). См., также: Богословие нравоучительное [РГБ. ОР. Барс. 276; Епарх. 968; Син. 108, 122; Увар. 878 (Леонид. 216)]; Гефенгеффер.

http://pravoslavie.ru/36953.html

404 В печат. зело немилосерды, горды, неблагоприступны и (в кож. отнюдь) нетерпеливы; в хлуд. зело горды, немилосерды и неблагоприступны и отнюдь нетерпеливы. 424 В печат. прибавлено: понеже бо no еврейски аллилуия, a no нашему слава Тебе Боже. В хлуд. списках: понеже бо no еврейски 2: погречески (?) аллилуия, a no нашему порусски слава Тебе Боже. 431 В хлуд. спис. приб. 1: и в никоновских правилах гл. 28, 2: и в никоновских правилах мниха Черныя горы. 434 Далее по хлуд. спискам: Такожде, государь, и в главах духовнаго закона, во 12 главе, против их нынешняго мудрования написа(но) сице: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя. И то, государь, божественное писание яве их возражает, и нам слушати сего их новаго учения не повелевает. А Символ православныя веры... 436 – Святии же отцы отнюдь того не изменили нигдеже, и прибавить, или убавить собою ничесоже не смели. 441 В хлуд. списках это место изложено так: А святии отцы, государь, на втором вселенском соборе именно истиннаго изложили и глаголати нам повелевают: и о сем свидетелъствует печатная Кормчая книга, лист седъмой, и к сему же и во изложении святаго и равноапостолънаго царя Константина (и) no преданию святейшаго Селивестра папы Римскаго, в той же Кормчей книге, от задние доски, лист 2, в исповедании истиннаго глаголати повелевает же, тако же и преподобный Иоанн Дамаскин во многосложном своем послании, и в печатных Соборниках в дестъ, лист 323 (333), и в полдесть, лист 89, (и) в начале никоновских правил, (иже Черныя горы), и в книге Кирила Иеросалимскаго, лист 127, (и в Книге о вере, лист 43), и в книге Максима Грека в слове ответном к Николаю латынянину, (и в книге Катихизисе печатном), и в Часословах киевских печатей (киевской печати), лист 19, в тех во всех книгах во исповедании православныя веры истиннаго нигде не отставлено. 442 В хлуд. спис. Да они же, государь, в Псалтырях следованных в десть, в стихе: Царю небесный 2: Утешителю, Душе истинныи). 451 В спис. под. арх. Никифору, прибавлено: амолитвы читатина восток к престолу Божию велегласно воуслышение всем. Здесь в хлуд. списках следует весьма большая вставка, помещаемая ниже, в приложении, под буквою А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

452 За сим в хлуд. списках следует: и то, государъ, они переменили отнюдь не делом же, на великой разврат соборней и апостольстей церкви и на погибель душам християнским, своими затеями, не противу греческих харатейных 2: греческих и руских) книг, понеже, государъ, и в греческих книгах то трисвятое (пение) с нашими рускими книгами ни в чем не разнится, а написано, no их греческому языку, без прибавку, сице: агиос о феос, агиос исхирос, агиос афанатос елейсон имас; a no руски: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас; а силы никакой в том трисвятом не написано, затевают see собою, и (а) указывают на греческия книги ложно. 456 В печат. о сем свидетельствует Пролог. Далее в хлуд. списках: А ныне затевают томуже подобно. И того ради мы, богомольцы твои, к той ангельской песни прибавитъ, илиубавить ничего не смеем, и боимся того же страшнаго прещения и гнева Божия. Вместо этого в спис. под. арх. Никифору, прибавлено: Да они же, государъ, напечатали непотребное слово: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, понеже ветреныи серафимы, a по преданию святых отец: Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, понеже она, Пресвятая Богородица, выше всех херувимов и серафимов и всех святых. 460 В хлуд. списках: закла. В спис., под. арх. Никифору: напечатали нас отчаянными, а отчаянныя, государь, бесы и кто сам себе закла. А нам грешным Господь Бог до последняго издыхания не повелевает отчаяватися, и Спаси Спасе наш люди согрешшыя, понеже мы согрешили, и покаемся Господу Богу. 463 В печат. сего отнюдь в том 4-м соборе no ихмудрованию не обретается. В хлуд. списках приб. и та их лож всем явна. 464 В печат. стар. и под арх. Ник. инок аще в келии поет; в хлуд. 1 и печат. кож. инок аще в келии поет, или с мирскими сидит на пиру; в хлуд. 2: аще в келии пиет, или с мирскими на пиру сидит. В подлин.: тайно яст. 468 Засим в Хлуд. спис. следует: Да Никон же бевший патриарх завел (затеял) в твоем государеве Руськом царствии самое худое и небогоугодное дело, вместо жезла святителя Петра чюдотворца доспел святительския жезлы со проклятыми змиями, погубльшими прадеда нашего и весь мир, юже сам Господь Бог наш проклял от всех скотов и от всех зверей земных, и ныне они тое проклятую змию освящают и почитают паче всех скотов и зверей земных, и вносят во святилище Божие во олтарь и в царские двери, аки некое освящение, и всю божественную службу с теми жезлами и проклятьши змиями соделанными действуют, и везде, яко некое драгоценное сокровище, пред лицом своим на показание всему миру тех змей носити повелевают, ими же прообразуют потребление нашея православныя веры християнския.И то он, Никон, завел не по преданию же сятых отец, но своим злоумышлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010