выше). О плодоносящих и добродеющих во св. Божиих церквах, помнящих бедныя, вдовицы и сироты, странники и нуждающияся и о заповедавших нам поминати их в молитвах Господу помолимся (в Месс. на полях и первое причастие в прошедшем времени: «плодоносивших»). О иже в старости и немощи сущих, болящих, страждущих, духи нечистыми одержимых, о еже от Бога скором исцелении и спасении их (Син.: и о всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, милости Божия и помощи требующей, о исцелении недугующих) Господу помолимся (прошения нет в Месс). О иже в девстве и чистоте, в под-визе и честнем браце живущих, о иже в горах и пещерах и в пропастех земных подвизающихся св. отцех же и братиях Господу помолимся (в Месс. на полях). О плавающих, путешествующих, пришельствующих (ξενιτευντων — эмигрантах) христианех и о иже в пленениих и изгнаниих и темницах и горьких работах сущих братиях наших, о мирнем возвращении коегождо в домы с радостию Господу помолимся (нет в Месс). — О соприсущих и смолящихся нам в сей св. час и во всякое время, отцех же и братиях, о тщании, труде и усердии их Господу помолимся (прошения нет в Месс, но вместо него: О пришедших и приходящих христианех поклонитися во св. Христовых местех сих, мирнем возвращении коегождо их с радостью вскоре во своя си; в Син. вместо последних двух прошений пред прошением о старых и больных такое: О приходящих христианех поклонитися во св. Христовых местех сих, плавающих [ 273 ], путешествующих, пришельствующих и во пленении братиях наших, мирнем возвращении коегождо их во своя си). О всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, милости и помощи Божия требующей, обращении заблудших, здравии немощных, избавлении плененных, упокоении прежде усопших отец и братий наших Господу помолимся (до курсива нет в Син., но см. выше; вместо курсива в Месс: «прилежно» (εκτενς) и впереди прошение: «О недугующих и труждающихся отцех и братиях наших и духами нечистыми одержимых, от Бога скором исцелении и спасении их»). + О оставлении грехов и прощении прегрешений наших и о еже избавитися нам от всякия скорби, гнева, напасти (курс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Новое благочестие клириков, особенно монахов в священном сане, побуждало их служить чаще, чем позволяла череда. Отсюда и появились частные мессы в монастырях, что, по словам Клаузера, к концу VIII века стало общим правилом 72 . Вскоре и приходские священники переняли такой вид благочестия от своих собратьев-монахов. Наряду с этим фактором, изменению литургического сознания способствовала также популяризация обетных месс. Посвящение заказных месс усопшим, а также здравию и процветанию живых приносило определенный материальный доход, что в большой мере способствовало распространению этих видов богослужения. Свой вклад внесли еще два важных обстоятельства: появление слоя состоятельных людей, которые в приходских церквях строили свои частные часовни с алтарями, а также связанное с этим умножение так называемых священников для мессы 73 , то есть священников, не имевших пастырской функции, но только служивших мессы 74 по заказу привилегированных членов общины в их частных часовнях. Их образование было рудиментарным, а материальное положение обусловлено пожертвованиями, которые они получали за служение месс 75 . Поскольку их существование зависело от количества отслуженных месс, а также от дополнительных услуг (продажа свечей и т. п.), то, естественно, таким образом открывался путь для многих злоупотреблений. Эти два момента более всего способствовали требованиям реформирования мессы в XV веке 76 . Тафт считает, что к появлению частных месс привел особый взгляд на священника как единственного и достаточного консекратора, то есть понимание сущности литургической службы как исключительно освящения даров 77 . Такой образ совершения богослужения, с одной стороны, был следствием пассивности мирян в богослужении, с другой же – во многом способствовал дальнейшему развитию их маргинализации в молитвенной жизни Церкви. К тому же тихая месса очень скоро стала связываться с идеей более духовного богослужения, чем хоровая, которую отличала сложность церемониала, богатое музыкальное сопровождение, множество участников; в глазах верных она выглядела более внешней по сравнению с простой тихой мессой 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фукс написал более 70 месс (часть a cappella, часть с сопровождением), неск. реквиемов и ораторий, 27 мотетов, 57 вечерен и псалмов, 38 церковных трио-сонат. В его церковной музыке господствует благородная сдержанность выражения, взыскательный вкус и тонкое сочетание интеллектуализма и задушевности. Наследниками традиций Фукса стали не только его ученики (Готлиб Муффат, работавший в Дрездене Я. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль), но и др. австр. композиторы, напр. Г. Ройтер-младший (1708-1772), служивший капельмейстером в соборе св. Стефана, занимавшийся церковной музыкой при венском дворе и создавший 80 месс и множество др. богослужебных сочинений. Часть из них приписывалась впосл. Й. Гайдну (1732-1809), к-рый вместе с братом Михаэлем в отрочестве учился у него в певч. школе при соборе св. Стефана. В. А. Моцарт. Реквием. «Lacrymosa». 1791 г. (Австрийская национальная б-ка Муз. 17. 561. Л. 87). Автограф В. А. Моцарт. Реквием. «Lacrymosa». 1791 г. (Австрийская национальная б-ка Муз. 17. 561. Л. 87). Автограф На протяжении XVIII в., до смерти императрицы Марии Терезии в 1780 г., австр. церковная музыка находилась под особым покровительством монархов. Праздничные службы и уличные процессии совершались столь торжественно, что в 1782 г. папа Пий VI , увидевший процессию в Вене на Вербное воскресенье, удивленно воскликнул: «Romae non sic!» (В Риме такого нет!) - что послужило имп. Иосифу II одним из поводов для наступления на «излишества» при совершении богослужения. Эти меры (в частности, отмена богослужебных процессий и старинных рождественских и пасхальных обрядов) отрицательно сказались на австр. церковной музыке этого периода. «Чем проще музыка, тем лучше она соответствует христианскому смирению и благоговению»,- говорилось в «Положении о совершении богослужения» 1786 г. После смерти Иосифа II его политика была пересмотрена, и церковная музыка А. вернулась в прежнее русло развития. В храмах вновь зазвучали большие композиции, рассчитанные на профессиональных певцов и солистов в сопровождении оркестра, инструментальная музыка (напр., исполнение в качестве музыки для градуала камерных трио-сонат или частей симфоний). Самым авторитетным церковным композитором 2-й пол. XVIII в. был М. Гайдн (1737-1806), с 1763 г. работавший в Зальцбурге при дворе князя-архиепископа. М. Гайдн продолжал традиции Фукса, привнеся в них классическую ясность формы, изящество хорового письма и мелодическую закругленность. Он сочинил 32 лат. и 8 нем. месс, 2 реквиема (второй не закончен), 6 «Te Deum» , 117 градуалов, 45 офферториев , 27 пасхальных респонсориев и т. д. В Вене большим авторитетом пользовался И. Г. Альбрехтсбергер (1736-1809), придворный органист, капельмейстер собора св. Стефана, автор 26 месс, 43 градуалов, 34 офферториев и др. сочинений. Он считал фугу «необходимейшим жанром церковной музыки» и внушал это своим многочисленным ученикам (среди к-рых был и Л. ван Бетховен (1770-1827)).

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

служивший капельмейстером Капеллы Юлия в базилике св. Петра в Риме. Франческо Морлакки (1784-1841), ученик Дзингарелли и францисканца Станислао Маттеи (1750-1825) в Болонье, написал в Дрездене в 1810-1825 гг. ораторию «Исаак» на текст П. Метастазио (1817), Реквием на смерть Фридриха Августа I, кор. Саксонского (1827), 11 больших месс и Литургию на церковнослав. текст, предназначенную для богослужения вост. обряда, «Miserere» на 16 голосов, пьесы для органа. Кочча стал капельмейстером в соборе Новары после Меркаданте (1840); оставив оперный театр, он посвятил себя исключительно духовной музыке. Аналогичный выбор сделал в 1830 г. Джузеппе Николини (1762-1842), к-рый создал 40 месс, 100 псалмов, 7 ораторий. Алессандро Нини (1805-1880) служил капельмейстером в Новаре (1843) и Бергамо (с 1847). Луиджи Риччи (1805-1859), известный как оперный композитор, с 1837 г. занимал должность капельмейстера в соборе Сан-Джусто в Триесте: его Заупокойная месса (Messa da requiem) и «Miserere» долгое время исполнялись. Самым знаменитым органистом этого времени был Феличе Моретти, после вступления в орден францисканцев известный как Давид из Бергамо (1791-1863); его чрезвычайно обширное муз. наследие по стилю является подражанием оперной музыке того времени. Среди композиторов 2-й пол. XIX в. выделяется Руджеро Манна (1808-1869), к-рый был учеником Маттеи, нек-рое время жил и учился в Вене, где написал Реквием и «Stabat Mater»; заняв в 1835 г. пост капельмейстера в соборе Кремоны, он написал 10 торжественных месс и 30 псалмов для 3 и 4 голосов с оркестром, а также большое число отдельных сочинений. Прославившемуся в жанре комической оперы Николе Де Джоза (1819-1885) принадлежат Реквием на смерть Доницетти, большое число месс, величественные произведения на тексты псалмов и «Magnificat», а также 3 «симфонии» на темы из мессы и псалом «Dixit Dominus» (Рече Господь; Пс 109). Заупокойная месса (1888) - самое значительное церковное произведение Антонио Каньони (1828-1896), успешного автора в жанре оперы-буфф; в 1888 г.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Многие ранние мессы, литании , мотеты и др. сочинения В. А. Моцарта (1756-1791) следовали зальцбургской традиции с сильными итал. влияниями («кантатная месса», состоящая из многих номеров типа арий, ансамблей, хоров). 2 самых значительных и глубоких его произведения венского периода, Месса до минор (1782 или 1783) и Реквием (1791), остались незавершенными. Реквием был оборван на части «Lacrymosa» и дописан учеником Моцарта Ф. К. Зюсмайром (1766-1803). В кон. XX в. исполняются и редакции (Р. Маундер, 1985), основанные только на моцартовском тексте. В наследии Й. Гайдна - 14 месс, 2 «Te Deum», кантата «Stabat Mater» и неск. антифонов «Salve Regina» . Вершина его церковного творчества - 6 поздних месс (1796-1802), принадлежащих к симфоническому типу, с делением текста на крупные части и отказом от закругленных номеров, таких, как арии и ансамбли. Одну из них, «Missa in angustiis» (Месса в тяжелых обстоятельствах) ре минор (1798), легенда связывает с именем англ. адмирала Г. Нельсона, одержавшего победу над испано-франц. флотом. В этой мессе крайне необычная часть «Benedictus» (суровая минорная музыка с трубами и литаврами) может истолковываться и как видение Христа в облике Судии. Бетховен, сочиняющий «Торжественную мессу». Портрет Й. Штилера (Архив искусства и истории. Берлин) Бетховен, сочиняющий «Торжественную мессу». Портрет Й. Штилера (Архив искусства и истории. Берлин) У Бетховена, жившего в Вене с 1792 г., 2 мессы. Месса до мажор (1807) стала прямым продолжением месс Й. Гайдна, поскольку также писалась по заказу кн. Эстергази. «Торжественная месса» ре мажор (1819-1823) задумывалась как приношение композитора к интронизации его ученика эрцгерц. Австрии Рудольфа (1788-1831) поначалу в качестве архиепископа Ольмюца, а затем кардинала. В намеченные сроки Бетховен не уложился, однако жанр торжественной понтификальной службы определил огромные масштабы и особо проникновенный стиль этого шедевра. «От сердца да идет это к сердцу»,- начертано рукой композитора в начале «Kyrie» . Из-за большой продолжительности, сложности для исполнения и несоответствия выработанным позднее представлениям о церковной музыке «Торжественная месса» никогда не использовалась в богослужении. Ее мировая концертная премьера, организованная Н. Б. Голицыным, состоялась в С.-Петербурге в 1824 г. В Вене части «Торжественной мессы» под названием «гимнов» впервые прозвучали в концерте вместе с Девятой симфонией Бетховена также в 1824 г.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Что касается способа собирания и образования церковного имущества в римско-католической церкви, то он состоит в обычном приношении прихожан на церковные нужды, в плате за совершение месс и церковных треб. Но кроме этих обычных способов, американская практика выработала несколько специальных источников церковных доходов. Одним из главнейших источников служат завещания, оставляемые зажиточными людьми, по которым все имущество или часть его завещается церкви. Завещания в пользу церквей известны и в Европе, но в Америке они достигают необыкновенно широкого развития, и составляют одно из характеристических явлений американской жизни. Всякий американец считает своим священным долгом уделить из своего имущества часть на общественные нужды – учебные, благотворительные или религиозные, и о количестве их можно судить по тому факту, что ежегодно бюджет учебного ведомства страны имеет до 10 миллионов долларов единственно из этого источника добровольных завещаний. 620 Точных данных для определения количества имущества, собираемого церковью путем завещаний, нет. Но если принять во внимание, что религиозная область есть одна из тех трех, на которые по преимуществу идут добровольные приношения, то можно составить приблизительное понятие о количестве этой суммы, по сравнению с суммой пожертвований на учебное дело. 621 Иногда единичное пожертвование достигает громадной суммы – в сотни тысяч долларов. 622 Другим способом служат так называемые годичные церковные базары – The Church Fairs. В течение года церкви делаются различные пожертвования вещами, которые в определенное время и предлагаются для продажи, иногда по определенным ценам, а иногда посредством аукциона, и таким образом превращаются в чистую ценность. 623 Наконец, одним из самых верных источников доходов служит продажа мест в церквах. Эта продажа получила чрезвычайно большое развитие в Америке, так что почти совсем нет бесплатных церквей. Продажа производится ежегодно в определенное время, или по установленным ценам или даже аукционным путем, и при этом бывают примеры замечательного соревнования. 624 Когда, для определения цен, открыт был первый аукцион на места в новом соборе св. Патрика, то вместо номинальной цены в 150 долларов за первые места платили по 6,000 долларов. 625 О количестве этого дохода можно составить понятие из того, что валовой доход от продажи мест в соборе св. Патрика, при номинальной ценности, составляет 29,160 долларов. 626 Этой продажей место сдается только на определенное количество месс, а так как в католических церквах бывает обыкновенно по несколько месс в день, то посетители храма платят особо за каждый раз занятия места, и вообще сам вход в храм посторонних богомольцев, не имеющих снятого места, покупается известною суммою, от 10 центов до 1 доллара, смотря по характеру богослужения. 627

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

отдельно в 1495 и 1502; см. переизд.: Legg Wickam J., ed. Tracts on the Mass. L., 1904. P. 121-174; с 1534 печатался в составе нек-рых М.; составители тридентского М. опирались на текст из М. 1556 г.). 14 июля 1570 г. Пий V издал буллу «Quo primum», к-рой новый М. вводился в употребление (впосл. ее всегда печатали в начале тридентского М.). Согласно булле, все диоцезы и конгрегации лат. (т. е. римского) обряда должны были перейти на новый М., за исключением тех, чьи литургические книги старше 200 лет. Свои М. сохранили конгрегации картузианцев, цистерцианцев, премонстрантов, доминиканцев и кармелитов, архидиоцезы Толедо, Лиона, Браги, Милана, Трира, Кёльна, Льежа. В состав тридентского М. входят: 1) календарь и пасхалия, общие богослужебные указания и указания для священников (Rubricae generales Missalis, Ritus celebrandi Missam, De defectibus circa Missam occurentibus), приготовительные (Praeparatio ad Missam) и благодарственные молитвы (Gratiarum actio post Missam); 2) проприй месс года церковного от Адвента до окончания Великого поста (Proprium de Tempore) (каждая месса содержит интроит , коллекту, чтение из Апостола, градуал, аллилуия (или тракт), чтение из Евангелия, офферторий , секрету, коммунио и посткоммунио); 3) Ординарий мессы (Ordo Missae), включая канон мессы , который обычно помещается перед службой Пасхи; 4) проприй месс de Tempore от Пасхи до последнего воскресенья после Пятидесятницы; 5) службы святым в порядке литургического года (Proprium de Sanctis) и общие службы святым по чинам (Commune Sanctorum); 6) вотивные и заупокойные мессы, а также молитвы по особым случаям. В качестве приложения могут помещаться службы местночтимым святым или святым, почитаемым в тех или иных конгрегации или диоцезе. Новая редакция, в подготовке которой в той или иной степени участвовали Ц. Бароний, Р. Беллармин, Б. Гаванти, была выпущена 7 июля 1604 г. (булла папы Климента VIII «Cum sanctissimum»). Помимо перехода на григорианский календарь и добавления новых памятей святых, в нем были изменены текст проприя ряда месс и нек-рые рубрики (напр., в каноне мессы слова «Haec quotiescumque feceritis, in mei memoriam facietis» должны произноситься не во время возношения Чаши, а во время коленопреклонения священника перед этим). Кроме того, папа Климент VIII повелел восстановить прежний лат. текст антифонов мессы, основанный на тексте Vetus latina, к-рый недобросовестные печатники самовольно заменяли текстом новой редакции Вульгаты. Новая редакция рубрик была произведена при папе Урбане VIII (булла «Si quid est in rebus humanis» от 2 сент. 1634).

http://pravenc.ru/text/Миссал.html

В новом Миссале нет чтений из Свящ. Писания с соответствующими респонсориями и песнопениями на чтение Евангелия, они перенесены в Лекционарий. Дана новая структура литургического года, куда вошли молитвы собственно А. о. и 18 формуляров месс на разные случаи церковной и общественной жизни, отличные от рим. обряда. По рим. образцу в Миссале сначала приведены последования времени от Адвента до Пятидесятницы, а затем - рядового времени. В формуляре мессы сохранены песнопения после св. Евангелия и на преломление св. Хлеба, молитва «над синдоном», большое число praefatio. Упразднено пение стиха «на приношение [Даров]». Сохранены 3 библейских чтения на мессе, введенные в наст. время и в рим. обряд. Древние песнопения между чтениями мессы заменены респонсорием и песнопением на чтение Евангелия (итал. canto al Vangelo). Нек-рые обряды мессы (напр., целование Евангелия, погружение части гостии в Чашу, очищение Чаши) упрощены по совр. рим. образцу и совершаются молча, др. происходят по прежнему чину (напр., лобзание мира), третьи реконструированы по древним амвросианским памятникам. В NMA 6 анафор: традиц. амвросианский канон, 2, 3 и 4-я евхаристические молитвы совр. рим. Миссала и 2 исправленных и дополненных древних амвросианских канона месс Страстного четверга и пасхального бдения. В целом NMA богаче совр. рим. Миссала приблизительно на 1000 литургических формул. Лекционарий, изданный в 1976 г. как пробный вариант, содержит библейские (с возможностью выбора сокращенного, или полного, или альтернативного текста) и житийные чтения, а также песнопения, сопровождающие чтения для особых периодов года (от Адвента до октавы Пасхи), Господских праздников остального времени года, служб в честь святых, месс на различные случаи. Для остальных ежегодных празднований используется рим. Лекционарий, откуда заимствована и трехгодичная система циклов чтений A, B и C. Новый Бревиарий - «Diurna Laus» (Дневная хвала, 1981) - заимствовал принцип распределения чтения Псалтири на 4 недели и др. черты совр. рим. обряда. В 1982-1984 гг. выпущены новые книги для оффиция. Последнее полное лат. издание Ритуала вышло в 1906 г., в послереформенное время печатались лишь отдельные последования таинств и треб.

http://pravenc.ru/text/Амвросианский ...

Ь) Молитва: «Omnipotens sempiterne Deus, qui populum tuum»… пасхальный коллект в Bobbio миссале, данный также у Герберта в качестве Амвросианского. с) Пс.104:4, 1–3, 4 . d) Молитва: «Grata sint tibi, Domine«… В Геласианском Сакраментарие эта молитва дана, как «Secreta» 37 одной из месс во время «Adventus’a» 38 . е) Аллилуиа: Пс.117:14 . f) Молитва: «Sacrificiis praesentibus, Doinine»… в Геласианском Сакраментарии это secreta другой мессы, поемой во время Adventus. g) «Deprecatio Sancti Martini pro populo» (название прибавлено Moelcaich’oм). Это литийная пригласительная молитва , очень близко напоминающая великую ектенью в греческом обряде и литанию в Амвросианском обряде, употребляемую в первые четыре воскресенья великого поста вместо «Gloria in excelsis». h) Молитва: «Sacrificium tibi, Domine " … – в Геласианском Сакраментарии secreta на одну из месс во время Adventus; здесь она, быть может, занимает место «oratio post Precem» по галликанскому обряду. и) Молитва: «Ante oculos tuos, Doinine».., которая встречается в этом же месте в месс (Martene I, р. 182), изданной М. Flaccus Illyricus. k) Lethdirech sund» (открытие наполовину чаши и дискоса). Это действие упоминается в «Ирландском трактате», как «indinochtad corrici letb inna oblae agus incailich» (открытие наполовину дискоса и чаши), и связывается здесь с пением Евангелия и Аллилуиа. Раньше в том же трактате оно упоминается в качестве действия, следующего за Graduate. l) Стих псалма Пс.140:2 ; поется трижды. m) «Hic elivatur lintiamen calicis». Ученый W. Legg (Ecclesiological Essays, p. 133) сообщает, что это снятие покрова практиковалось в Англии как раз пред временем реформации, а в епархиях Coutances и St. Pol-de-Leon (во Франции) гораздо позднее. n) Молитва: «Veni, Domine, Sanctificator».., по тексту почти тожественная с «Veni Sanctificator " … современного римского Offertorium’a. Из указанных частей в Graduale части от «а» до «i» написаны рукой переписчика оригинала, одна часть в «i» вставлена Moelcaich’oм, – вероятно, на выскобленном месте оригинала; другая часть «i» и части от «k» до «n» написаны Moelcach’eм на вставленных листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

С XI в., когда начинается процесс клерикализации литургии, появляются различные чинопоследования мессы: для пап, епископов разных степеней, аббатов, простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на Престолах обыкновенных и привилегированных, и т.д. Это оказывает решающее влияние на развитие в последующем католического служебника – Миссала. С X в. в качестве самостоятельной книги появляется Требник (rituale) – предназначенное для священника собрание чинопоследований таинств и обрядов. С XIII в. в качестве самостоятельной книги появился Понтификал, описывающий особенности священнослужения римского понтифика. Папская месса имеет ряд уникальных особенностей; фактически у папы – собственный обряд мессы. В торжественных папских богослужениях присутствуют особые церемонии и литургические обычаи, которых нет в обычных обрядах Римской церкви. Сохранение этих обычаев и обрядов должно свидетельствовать, что папа – не только главный иерарх латинской церкви (до недавнего времени носивший титул патриарха Запада), но Отец и Глава Церкви Вселенской. Основу текстов для совершения литургических часов в древности составляла Псалтирь. Однако по мере развития богослужения суточного круга ее начинают дополнять Коллектарий и Орационал (сборник молитв на определенные дни), а также Гимнарии (собрания гимнов). Книгой, позволяющей следовать при совершении богослужений церковному календарю, является Мартиролог. Кроме того, к концу I тыс. оформились основные книги, предназначенные для певчих и содержащие не только тексты песнопений, но и музыкальные указания: Антифонарии и Градуалы. Названные типы книг в Средние века не подчинялись жестким нормам в отношении структуры и состава текстов, поэтому книги одного типа могли существенно отличаться. В отдельных богослужебных обрядах на Западе имелись некоторые собственные типы богослужебных книг. Например, Liber offerentium в мозарабском обряде включала частные последования мессы, за исключением Евхаристии; чтения входили в состав Liber commicus и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010