Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля 7 недель после Пасхи 22.04.2014 526 Время на чтение 3 минуты Фото Юлии Кузенковой Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия, обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля Пасха Воскресения Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название - Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

12. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Феофана исп., Сигрианского (с 12 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Никто из нас не живет один 14.10.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 19-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Сегодня Церковь снова говорит нам о любви. Христос постоянно говорит о любви, выделяя из всего, что есть в тайнах жизни, в заповедях Божиих две самые главные заповеди: о любви к Богу и к ближнему. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27). «Огонь пришел Я низвести на землю, — говорит Христос, — и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). Бог — это любовь, и христианин — это тоже любовь. Никто из нас не живет один на необитаемом острове. Мы, например, живем в городе, где более десяти миллионов человек, в стране, где более ста миллионов человек, на земле, где несколько миллиардов. И без любви семья, общество, народ и человечество начинают распадаться, разрушаться. Люби, говорит нам Господь и Его святая Церковь, родителей твоих: отца и мать, которые дали тебе жизнь и воспитали тебя. Люби друзей своих и тех, с кем ты Господом поставлен рядом в твоих каждодневных трудах. Люби соседей, с которыми ты видишься каждый день, — не так чтобы выходили, и не здоровались друг с другом. Мы должны любить в первую очередь тех, с кем связаны особыми узами родства или дружбы. Хотя эта любовь может быть очень непрочная. Мы знаем слова Евангелия: «Предаст брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10, 21—22). А слово о любви, которое предлагает нам Господь, — это не совет, не пожелание. Это заповедь, которая занимает самое высокое место в Евангелии — высоту Креста. Мы должны любить своих ближних, домашних. «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, — говорит нам слово Божие, — тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). Однако врагами человеку могут быть его домашние. Почему? Потому что они любят только земной любовью, хотят, чтобы все у нас было устроено в земном плане: здоровье, благополучие.

http://moral.ru/odin/

Оптинские чудеса, или У Бога случайностей не бывает Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки. И теперь я думаю, что у Бога случайностей не бывает 9 января, 2015 Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки. И теперь я думаю, что у Бога случайностей не бывает Не так давно на меня снизошо «озарение». Без шуток, правда! Иначе это никак не назвать. «Озарило» меня в конце октября, но я все как-то не могла собраться и написать. И вот, вспомнив об этом в очередной раз, решила больше не откладывать. Тем более, наступили Рождественские дни – время чудес. И пускай моя история не об этом, но она тоже о чуде – об удивительной помощи Божией. В общем, я очень люблю Оптину пустынь. Мое знакомство с ней было «банальным» для современного православного человека. В метро на каком-то «развале» я купила книгу «Пасха красная» – об убийстве трех оптинских монахов в 1993 году. «Загорелась» и вскоре уже была там. И сразу же влюбилась в это место. Сейчас мы с семьей стараемся туда ездить хотя бы раз в год. Снимаем «сарайчик» в соседней деревне и живем неделю-две. В моей жизни бывали случаи, когда я получала явную, видимую помощь оптинских старцев. Например, история с картошкой. Лет семь назад мы с мужем оставили нашу единственную тогда двухлетнюю Варвару бабушке и отправились в паломничество. Мы ходили на долгие монастырские службы, исповедовались и причащались. Помню, я очень боялась пойти на исповедь к монаху, потому что мне тогда казалось, что в монастыре давно все святые и будут в шоке от моих признаний… Окунались в источник, плавали в Жиздре, собирали землянику, каждый вечер ходили крестным ходом и были несказанно счастливы. Но была у нас одна проблема. Тогда в Оптиной либо не было трапезной, либо мы о ней не знали. В пределах досягаемости – один лишь крохотный магазинчик с сосисками, пирожками (которыми я, честно говоря, уже давилась), и чем-то молочным. А шел Петров пост.

http://pravmir.ru/optinskie-chudesa-ili-...

Правда о практике частого причащения. Часть 1 В последнее время возникла дискуссия о практике частого причащения. Одни участники дискуссии считают частое причащение чем-то не только допустимым, но и тем, к чему в меру своего духовного роста должен стремиться каждый сознательный христианин. Другие же говорят, что мирянам и обычным монахам причащаться чаще одного раза в месяц запрещено, что желание причащаться каждую неделю – это обновленчество и даже что частое причащение мирян и монахов – это «от лукавого» и есть признак «духовной прелести». Авторы пытаются убедить – впервые во всей христианской истории, – что не недостойное приступание к таинству причащения тела и крови Христовой, а просто частота приступания сама по себе является «прелестью» и исходит «от лукавого». Есть две причины, по которым можно было бы не встревать в эту дискуссию. Во-первых, количество мирян, причащающихся часто, очень невелико, и люди это все воцерковленные и имеющие регулярное духовное руководство. Они могут и сами либо с помощью духовника дать справедливую и трезвую оценку перечисленным утверждениям. А во-вторых, на вопрос о частоте причащения уже был дан исчерпывающий ответ в статье священника Даниила Сысоева «О частом причащении святых Христовых таин», да и другие авторитетные пастыри определенно высказались по данной теме. Так, архимандрит Рафаил (Карелин) в своей последней книге «На камени веры» пишет: «Все святые отцы до XVIII века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают традицию частого причащения, например святой Иоанн Кронштадтский, который говорил, что если христианин готов к причащению, то может причащаться даже ежедневно. Святой Феофан Затворник… утверждал, что редкое причащение – это неправильность, которая постепенно стала входить в церковную практику из-за охлаждения христиан… Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения – сама по себе такая мысль уже богохульна, – а от гордости или же небрежности к таинству, когда он подходит к святой чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков».

http://pravoslavie.ru/5783.html

Скачать epub pdf Воздвижение Креста Господня Воздвижение Креста Господня, помимо предпразднства и попразднства, помимо отдания, которое есть у большинства двунадесятых праздников, имеет еще и свое начало в субботе пред Воздвижением. То есть практически Святая Церковь торжествует этот праздник не одну неделю, а целых две, литургически подчеркивая его важность и уделяя ему особое внимание для того, чтобы и мы приобщились к нему. Своим духовным опытом, своим духовным оком Церковь прозревает истину и тайну Христа и через богослужение, в котором все мы в свою меру участвуем, пытается посеять эти истины, эти тайны и в наших сердцах. Вот перед нами в центре храма лежит Крест, украшенный цветами. Он очень красив, этот Крест, а на нем – истекающий кровью Христос Спаситель. В христианстве ничто не поддается простой логике, а наоборот, как говорят философы, все антиномично. Например, Бог Троица и Бог един – как это возможно? Понять этого нельзя, можно это только созерцать, можно к этому приобщиться через духовный опыт. Любой догмат Православия нельзя просто логически объяснить, вычислить, просчитать, он выше чисто практического понимания. И в Кресте Господнем заключена такая же тайна. Каждый из нас по опыту знает, что крест имеет великую силу, и большинство христиан боятся буквально на минуту снять с шеи крест, чтобы не лишить себя его ограждающей силы. Крестом мы начинаем каждую молитву, и крестом мы ее заканчиваем. Крестом мы осеняем свою постель перед тем, как отойти ко сну. Крестом мы освящаем свои жилища, украшаем священные облачения и храмы. Крест сам по себе замечательно красив, имеет совершенную форму, но не из-за своей красоты он обладает такой силой, а потому, что на нем был распят Христос. Поэтому когда на душе у нас мрачно, а это бывает оттого, что демонская рать нагоняет на нас уныние, достаточно нам взглянуть на Крест Христов и сравнить свою печаль с печалью Христовой – и наша печаль покажется нам просто смешной по сравнению с той, которую носил в сердце Он, видя наши грехи. Когда у нас что-то болит и нам трудно переносить боль, достаточно посмотреть на Крест Христов – и нам сразу станет стыдно, что мы пищим и скулим от малых испытаний по сравнению с теми испытаниями, которые Господь претерпел за нас. Когда мы остались одни, и нам кажется, что мы всеми брошены, и в сердце у нас тоска, достаточно взглянуть на Крест Христов – и нам станет стыдно, потому что мы-то никогда не бываем одни. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». То есть держа память о Кресте в своем уме, мы можем жить, ничего не боясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец     В Неделю пред Рождеством всегда читается родословие Иисуса Христа, перечисляются все эти многочисленные роды до Него. Что же отличало тех людей, имена которых мы слышали, от всех остальных? Вера в то, что придет Искупитель, придет Спаситель. Эта глубокая вера явилась нитью, которая связывает не только по крови, но самое главное – по вере, верой. И когда Господь, после Своего воскресения, сошел Своей душой во ад, те, кто жил обещанием пришествия Спасителя, увидев Его, возликовали, и Он их вывел оттуда – тем самым соединив две Церкви, ветхозаветную и новозаветную. После отпадения Адама от Бога ум его помрачился, и он перестал воспринимать Бога непосредственно. В Библии сказано, что он был изгнан из рая. Рай – это общение с Богом, а изгнание из рая есть потеря этого общения. Но Адам слышал слова Господни, что настанет время, и он будет спасен. И он веровал в это и ждал. Долго ждал, но дождался и был выведен из ада. И все дети Адама разделялись, как разделяются и до сих пор, именно по вере. Одни из них веровали в то, что Искупитель придет. А кто-то забывал об этом, уклонялся в другие, ложные веры. Среди тех, кто оставался верен Единому Богу и никогда о Нем не забывал и Ему молился, был, например, Авраам. И эта вера, как сказано в Писании, вменилась ему в праведность. У каждого человека, когда он рождается, свой особенный характер, у каждого свои немощи, у каждого свои особенные дарования. И если мы будем рассматривать святых, то увидим, что они тоже все разные: одни мужественные борцы, другие смиренные труженики. Одни, как мы сегодня читали в Послании к Евреям, «верою побеждали царства, творили правду... заграждали уста львов, угашали силу огня», то есть всякие творили чудеса. А другие, наоборот, жили незаметно, таились от людей, и об их подвигах часто узнавали за несколько дней до их смерти, а бывало, что и после смерти. То есть разное у всех людей проявление характера и проявление каких-то добродетелей и свойств.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Последние 15 лет я прожил зря Евгений Ищенко не ожидал, что придется остаться за решеткой до 30 сентября 04.08.2006 337 Время на чтение 9 минут " Еду в камере я готовлю сам " - Правозащитники утверждают, что у нас в стране подследственных и осужденных лишают не только свободы, но и человеческого образа жизни. Чего, Евгений Петрович, лишили вас? - Конечно, меня ограничили не только в свободе, но и во всех моих потребностях. Понятно, что жизнь дома, с семьей - это нормально, а сидеть в клетке - дело страшно неприятное. Хотя могу сказать, что содержат меня в неплохих условиях, претензий к следственному изолятору у меня нет. Камера лучше, чем у многих других заключенных. - Бывший министр Минатома Евгений Адамов, выйдя на днях из " Матросской тишины " , хвалился, что у него в камере были и кондиционер, и холодильник, и телевизор, и даже душевая кабина. Все, как в швейцарской тюрьме. А что у вас в камере? - Кондиционера, правда, нет, но есть вентилятор. Есть и телевизор, поэтому имею возможность его смотреть, но, правда, не все программы и не в любое время, потому что я часто, как сейчас, например, нахожусь на этапе. Некоторые думают, что пребывание в тюрьме означает 24-часовое сидение в камере. Нет. Утром меня забирают, привозят в следственное управление, и здесь я читаю по очереди все тома уголовного дела. А их около тридцати. Моя задача все прочитать, вникнуть. И " домой " , то есть туда, в камеру, попадаю уже вечером. Конечно, нормального образа жизни у меня сейчас нет. Камера маленькая. Рассчитана на четырех человек. Но в ней нас двое. Две двухъярусные кровати и унитаз... Условия содержания здесь, конечно, тяжелые. - Передачки разрешают? - Да. - Часто? - Не сильно ограничивают. Где-то раз в неделю приносят передачу мне и раз в неделю моему соседу по камере. Мы сидим с Сергеем Кобылянским. Это начальник Фроловского РОВД. Сами с ним готовим, потому что тюремная пища - плохая. - А что позволяют вам передавать? - Да так: сало, колбасу, сладости... Шампанское, конечно, не разрешат...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Все мои ученики выключают свои камеры. Это делает класс несчастным Рассказы и советы учителей 17 декабря, 2020 Рассказы и советы учителей О дистанционном обучении — в традиционной рубрике “Спроси учителя” журнала “Слейт” Вопрос Я аспирант и ассистент преподавателя в большом государственном университете. В качестве ассистента я веду две дискуссионные секции для двух групп студентов-старшекурсников по 20 человек в каждой. Курс проходит в режиме онлайн из-за COVID-19. За неделю студенты смотрят две лекции, записанные профессором, и посещают одну общую дискуссионную секцию. При общении с учениками я ставлю во главу угла социальную справедливость и эмпатию и очень ценю индивидуальный подход. В этом семестре … все идет не так! В начале семестра я твердо решила, что не буду требовать от студентов включать камеру во время лекции, желая дать им возможность сохранить конфиденциальность и не зацикливаться на обстановке вокруг, возможно неидеальной для видеоконференции. В начале квартала я попросила их заполнить опрос об уровне комфорта касательно различных функций в Zoom, например — включение камеры, разговор по микрофону с выключенной камерой и набор текста в чате. Большинство студентов ответили, что чувствуют себя довольно комфортно с включенными камерами. Но когда идет лекция, никто из них камеру не включает, и это довольно существенно влияет на ход нашей дискуссии. В общем, что вы думаете о том, чтобы обязать студентов включать камеры во время занятий? Я в раздрае! Ответ Дорогая любительница камер, Да, это реальная проблема. Мне не нравится учить 30 бестелесных голосов, бесплодно взывая в пустоту: «Что ты думаешь об этом, Стивен? Стивен? ..  Ты меня слышишь, Стивен?». Однако в начале года я решила не требовать от студентов включать камеры по ряду причин. Если у кого-то нет надежного высокоскоростного доступа в интернет, включение видео может замедлить соединение. Некоторые студенты могут испытывать дискомфорт, когда сверстники заглядывают в их дома, а другие просто боятся камеры. Многие подростки также опасаются включать камеру из-за буллинга: что, если кто-то сделает скриншот их изображения и использует его в сомнительных целях?

http://pravmir.ru/vse-moi-ucheniki-vykly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010