В выборе конкретного вида норм Клиффорд использует сочетание эпистемических и моральных норм, а Джеймс в первую очередь ссылается на пруденциальные, а затем уже на эпистемические нормы. С точки зрения прагматизма Джеймса, если принятие какого-либо верования позволит нам достичь определенной цели, приобрести определенную выгоду или решить поставленную задачу, то мы должны придерживаться данного верования. Однако и для Джеймса, и для Клиффорда выбор должен осуществляться из разумных вариантов, против которых нет очевидных опровергающих доказательств. Прагматизм можно рассматривать и как концепцию, исключающую установление норм, если он будет сформулирован в более жесткой форме. Для субъекта, руководствующегося практической выгодой, не нужны нормы, поскольку ориентирами служат цель и предполагаемый результат. Данный подход, провозглашающий наличие особых норм этики веры, к сторонникам которого, кроме Клиффорда, можно отнести, например, Дж. Локка и Д. Юма, называется эвиденциализм. Однако существуют различные версии эвиденциалистского подхода, и если сам Клиффорд придерживался строгого эвиденциализма, то большинство философов являются сторонниками его умеренных форм в двух наиболее популярных разновидностях: эпистемический (Р. Чизхолм, Дж. Адлер, Р. Уайт, Р. Фелдман) и моральный (А. Вуд). Существуют также подходы, совмещающие эвиденциализм с иными точками зрения, которые приходят на помощь эвиденциалистскому подходу в сложных эпистемических ситуациях. Таков, например, умеренный фидеизм (Адамс), который утверждает право субъекта иметь определенное верование (belief) на основании собственной веры (faith), но при условии недостаточности или отсутствии опровергающих или подтверждающих доказательств. Для эвиденциализма в большей степени, чем для остальных подходов, свойственно утверждение, что существуют различные степени убежденности субъекта, обладающего верованием. Иногда градация степеней убежденности ставится в зависимость от убедительности и достаточности имеющихся доказательств в пользу или против того или иного верования. Противоположной точкой зрения является позиция, что верование может либо присутствовать, либо отсутствовать, и других вариантов не существует. Третий вариант предполагает совмещение двух этих позиций, то есть утверждение, что один аспект верования может быть только в положении «да» и «нет», а другой аспект имеет градацию.

http://bogoslov.ru/article/6021564

7 Курсовое сочинение В.С. Серебреникова не сохранилось. Но на основании отзыва проф. М.И. Каринского можно представить следующую структуру сочинения. Объём исследования разделяется на три части. Первая часть посвящена биографическим сведениям о Дж. Локке и литературно-историческим замечаниям о его сочинениях. Во второй части раскрывается положительное учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. В третьей части анализируется полемика Дж. Локка против учения о врождённых идеях. См. об этом: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1885/86 уч. год. СПб., 1888. С. 313–314. 9 В то время психология и логика были предметом одной кафедры, а метафизика в составе отдельной кафедры. См.: Там же. С. 2. 11 См., например: Архив СПбГУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2734. Л. 4; Весь Петроград на 1916 г. СПбДА, 1916.С.614; Юбилейнаяпамятнаякнижка43 курса Императорской СПбДА 1886– 1911 гг. СПб., 1914. С. 37. 13 Основные мысли этого сочинения комментирует в своей статье А.А Козлов с некоторыми критическими замечаниями. Однако автор симпатизирует философскому направлению В.С. Се­ребреникова и не пытается умалить ценность этого труда. См. об этом: Вопросы философии и психологии/Под ред. проф. Н.Я. Грота. М., 1892. Май. (Кн. 13). С. 49. 14 Серебреников В.С. Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности. Опыт установки Дж. Локкова учения на основании историко-критического исследования и критиче­ского рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием. СПб., 1892. С. 2. 15 На основании двух положительных рецензий, которые были представлены в Совет академии, можно структурировать философское сочинение следующим образом. Объём исследования раз­деляется на три части. В первой части путём историко-критического анализа рассматривается Дж. Локково учение. Первая часть подразделяется на пять глав: в 1-й главе говорится о жизни Дж. Локка; во 2-й главе отмечаются характерные особенности его литературного произведения; в последующих трёх главах исследуется влияние на взгляды Дж. Локка философии Р. Декарта, Т. Гоббса и И. Ньютона (открытия закона тяготения).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

Параллельно с преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях В.С. Серебреников поддерживал связь с зарубежным учёным миром. В качестве видного русского научного работника в области экспериментальной психологии профессор принимал участие в международных психологических конгрессах 78 , поддерживал общение с видными профессорами экспериментальной психологии: В. Вундтом, Г. Мюллером 79 , О. Кюльпе и Г. Эббингаузом 80 , которые по праву были его лучшими учителями. Поэтому о нём, можно говорить как о виднейшем представителе экспериментально-лабораторного направления в психологии, которое основывалось главным образом на учении В. Вундта и Мюллера. Однако в рамках этого направления учёный психолог выстроил своё учение, которое сыграло важную роль в формировании экспериментальной психологии в России. Подводя итог, отметим, что помимо занятий и опытов в области экспериментальной психологи В.С. Серебреников с успехом занимался историко-философскими исследованиями. Его перу принадлежат два капитальных историко-философских труда: «Учение Дж. Локка о прирождённых началах знания и деятельности», и «Лейбниц и его учение о душе человека». По мнению академиков Э.Л. Радлова, Платонова и Н. Марра в этих трудах немало научной новизны. Например, «в первой работе В.С. Серебреников разрушил обычное представление о Дж. Локке, как ученике Ф. Бекона, и доказал, что Дж. Локк является довольно близким последователем Р. Декарта. Во втором автор столь же убедительно и документально доказал, что создатель теодицеи Г. Лейбниц находился под сильным влиянием материалиста Гоббса» 81 . Представители Российской академии наук единодушно пришли к выводу, что заслуженный профессор В.С. Серебреников по праву является основателем целого историко-философского направления, которого в течение всей своей 38-летней профессорской деятельности 82 оставался убеждённым сторонником. Библиография Источники Неопубликованные архивные источники 1. Архив Российской Академии Наук. Ф. 158. Оп. 3 1929. Д. 55. 12 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Serebr...

В заключение, я хотел бы сказать о том, какого выбора у нас нет. У нас нет выбора: думать или не думать. Мне кажется, что наступает время, пророчески предсказанное Вл. Соловьевым: время, когда «огромное большинство мыслящих людей остается вовсе не верующими, но немногие верующие все по необходимости становятся и мыслящими»   Киреевский И.В. Критика и эстетика. М. 1979. С. 321. Там же Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М. 1995. С. 9. Можно было бы утверждать, что, с точки зрения человечества в целом, знание является скорее средством, чем целью (в чем бы ни состояла сама цель). Тем не менее, для общественных институтов занимающихся наукой (Академии, НИИ и т.п.) знание безусловно является целью, в жертву которой могут приносится иные цели и ценности (например, морального или религиозного порядка). Предварительно, так сказать, «на вскидку», в качестве источников религиозного знания можно назвать мистический и шире – вообще духовный – опыт, Священное Писание и Предание Церкви,  научного – чувственный опыт, наблюдение, эксперимент. Религиозное знание – экзистенциально значительно, научное – нейтрально. Религиозный язык метафоричен, тексты, на нем написанные, как правило предполагают множественность толкований; научный – стремится (успешно или нет – другой вопрос) к буквальности и однозначности.    Серл Д. Открывая сознание заново. М. 2002. С. 32 Там же. С. 95. Ср. высказывание Бертрана Рассела: «Хотя большинство ученых являли собой пример набожности, однако, воззрение, которое складывалось под влиянием их научной деятельности, представляло собой угрозу для религии». Рассел Б. История западной философии. Новосибирск. 1999. С. 502 Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. С. 527. О «христианском позитивизме» П. Дюгема см. замечательную статью В.Н. Катасонова «Позитивизм и христианство: философия и история науки П. Дюгема»//Два града. Диалог науки и религии. Восточно- и западноевропейская традиции. М. 2002. С. 67-107.  Позитивизм – философское направление, возникшее в сер. XIX в. и в противовес метафизике развивающая традиции английского эмпиризма 17-18 вв. Ее суть можно выразить словами одного из основателей эмпиризма, знаменитого английского философа Дж. Локка: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве. При последовательном развитии этот подход ведет к тому, что единственной реальностью, нам известной, являются данные нам в опыте явления, метафизическая сущность которых (даже если она есть) не может стать предметом знания.

http://bogoslov.ru/article/290638

Г. А. Бейкера). Гэндону принадлежит проект однонефной церкви в Кулбанагере (графство Лишь; 1785). В XIX в. упразднение автономии И., а также тот факт, что большая часть знати уехала из страны, повлекли за собой упадок строительства по частному и гос. заказу, но не в церковной среде. От 1800-1830 гг. уцелело ок. 60 католических приходских церквей, и еще ок. 170 - от 1830-1845 гг. Великий голод в 1845-1849 гг. затормозил строительство храмов, но уже за 1-ю треть XIX в. в И. было построено более 600 англикан. церквей. На момент отделения от гос-ва в 1871 г. англикан. Церковь Ирландии имела 1628 храмов, более 2/3 из них сохранилось. Англикане, владевшие всеми старыми храмами, строили зальные приходские церкви, к-рые обычно размещались в ключевых точках городов (ц. св. Стефана на Маунт-стрит в Дублине; 1821; архит. Дж. Боуден). В католич. храмостроительстве были особенно востребованы традиции неоклассики. Ярким примером неогреч. стиля является католич. «про-собор» Девы Марии в Дублине (1814-1825; проект Дж. Суитмена (?), портики и колокольня 1834-1844; архит. Дж. Кин), построенный по образцу парижской ц. Сен-Филипп-дю-Руль (1774-1784; архит. Ж. Шальгрен). В это же время в городе был возведен ряд крупных католич. храмов в разных вариациях неоклассицизма: ц. св. Франциска Ксаверия (1829-1832, 1851-1852; архитекторы Б. Эсмонд, Дж. Кин), ц. св. Николая (1832; архит. Дж. Лизон), ц. св. Андрея на Уэстленд-роу (1832-1837; архит. Дж. Болджер), церкви св. Павла (1835-1837) и св. Авдуена (1841-1846) (обе архит. П. Бёрн). В др. городах И. лучшими образцами неоклассицизма являются отличающаяся своим интерьером доминиканская ц. Девы Марии в Корке (1832-1839; архит. К. Дин), ц. св. Патрикия в Корке (1832-1836; архит. Дж. Пейн), построенная в виде античного храма пресвитерианская церковь в Портаферри (графство Даун; ок. 1840; архит. Дж. Миллар), монументальный собор св. Мела в Лонгфорде (1840-1863; архитекторы Дж. Кин, Дж. Бурк; 1889-1893; архит. Дж. Ашлин), ц. Девы Марии в Клонмеле (графство Типперэри; 1850-1856; архит. Дж. Кин). Среди поздних неоклассических храмов выделяются 3-нефная францисканская ц. Непорочного зачатия (1876-1879) и крестообразная в плане иезуитская ц. св. Иосифа (1904) (обе в Лимерике).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Родился 6 ноября в станице Новотроицкой Кубанской области. Сын псаломщика. Бежал из России в 1930 г. после заключений в тюрьмах и лагерях. Сперва попал в Палестину, потом был настоятелем прихода в Лондоне. Умер в Америке. Положение Церкви в Советской России. Иерусалим. 1931. стр. 122. О духовном состоянии Русского народа под властью большевизма. Бл. 1938. Новые мученики Российские. I т. Дж. 1943. стр. 287. Современное положение Православной Церкви. 1946. стр. 34. Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и заграницей. Дж. 1948. стр. 194. Очерк положения Русского экзархата Вселенской юрисдикции. Н-Й. 1952. стр. 31. Американская митрополия и дело Лос-Анжелосского прихода. Дж. 1952. Новые мученики Российские. Т. II. Дж. 1957. стр. 319. В защиту Православной Веры от сектантов. Дж. 1950. стр. 12. The new martyrs of Russia. Montreal. 1972. 137 pp. ПОМАЗАНСКИЙ Протопресвитер Михаил (1888) Родился 7 ноября. Сын священника. Окончил Киевскую Духовную Академию в 1912 г. После второй мировой войны поселился в Америке (1949). О Церкви Христовой. Дж. 1953. стр. 76. В мире молитвы. Дж. 1957 стр. 76. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви. Дж. 1961. стр. 38. Православное Догматическое Богословие. Дж. 1963. стр. 252. Опасное начинание. новом переводе Нового Завета. Дж. стр. 27. ПОМЕРАНЦЕВ Кирилл Борисович. (1914) Родился 14– февраля в Петрограде. Окончил университет в Лувене и в Париже 1936–39. Переселился после второй мировой войны в Бразилию. Le bonheur par l " activite creatrice. Gent. 1965. ПОПОВ A. Правда о православии в Польше. Бл. 1937. ПОПОВ Петр Иванович Карловацкая смута. Юрев. 1927. ПОПРУЕЕНКО Михаил Георгиевич. (1866–1944) Родился в Одессе 25 июля. Профессор Новороссийского университета. Покинул Россию в 1920. Профессор Софийского университета. Член Болгардской Академии Наук. Умер 30 марта. Синодик царя Бориса. София. 1928. Пособие при изучении русского языка. София. 1931. Опыт систематический. Кир.-Иеф. библиографии, София. 1934-. Козма Презвитер. София. 1936. Библиографический обзор славянских источников жития свв. Кирилла и Мефодия. София. 1935.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Соч.: Руководство к изучению Священного Писания – Четвероевангелия. Дж., 1954 (2-е изд. СПб., 1995; 3-е изд. М., 1999) Руководство к изучению Священного Писания – Апостол. Дж., 1956 (2-е изд. М., 1995) Толкования Священного Писания: В 2 т. Дж., 19601961 Учебник по гомилетике. Дж., 1964; Святой Марк Ефесский . Дж., 1964 Истинное православие и современный мир. Дж., 1971 Слова и речи: В 4 т. Дж., 19601975 Современность в свете Слова Божия. Дж., 1975 Семь вселенских соборов. М., 1995 Литургика. Дж., 2000. Лит.: Боголюбов С.Н. 20-летие священнослужения еп. Аверкия. ПР. 1956. 12 Игнатий, иером. Жизненный путь преосвящ. Архиеп. Аверкия. ПР. 1976. 9 Мысли вслух (памяти владыки Аверкия). ПР . 1976. 22 Дмитриев-Котлин А. Светлой памяти Архиеп. Аверкия. ПР. 1978. 8 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии Кнорре Б.К. Аверкий (Таушев) архиеп. ПЭ. Т. 1. Аврамий (Терешкевич Александр Николаевич; 1.3.1900, СПб. – 7.5.1974, Розэ-ан-Бри, Франция), архимандрит (иногда ошибочно Авраамий). Из семьи дворянства. Окончил Киевский кадетский корпус (1917), поступил на юридический факультет Киевского университета (1917), участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Болгарию (1921), окончил юридический факультет Софийского университета (1924) и два курса Св.-Сергиевского богословского института (19251927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (5.3.1927), иеродиакон (20.3.1927), иеромонах (3.7.1927), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель Св.-Николаевской церкви в Южине (17.2.192815.12.1930), командирован в Марокко помощником настоятеля Воскресенской церкви в Рабате (15.12.193012.2.1937), по совместительству обслуживал Троицкую церковь в г. Куриге, работал в управлении заводом г. Курига, вернулся во Францию из-за плохого состояния здоровья, настоятель Крестовоздвиженской церкви в г. Сен-Морис под Парижем (1.10.193727.3.1939), сверхштатный священник при Воскресенской женской обители в Розэ-ан-Бри близ Мелэна (27.3.193915.8.1946), игумен (17.4.1943), после смерти митр. Евлогия выбрал юрисдикцию МП (15.8.1946), помощник настоятеля церкви Трехсвятительского подворья в Париже (15.8.194624.11.1946), помощник настоятеля церкви в Гааге (24.11.194615.5.1947), настоятель Покровской церкви в Лионе (1.3.19481.8.1949), архимандрит (26.4.1948), снова поселился в старческом дому при Воскресенской обители в Розэ-ан-Бри (1.4.1950), принят обратно в состав клира Русского Экзархата КП (1954), настоятель Троицкой церкви в Озуар-ля-Ферьер под Парижем (23.10.19541957), настоятель церкви при обители в Розэ-ан-Бри (19571974).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1432, Генуя - 25.07.1492, Рим; до избрания папой Римским - Джованни Баттиста Чибо), папа Римский (с 29 авг. 1484). Род. в семье Арано Чибо, который благодаря покровительству папы Каллиста III (1455-1458) стал рим. сенатором, и Теодорины дель Маре, происходившей из знатного генуэзского рода. В юности Дж. Чибо вел распутную жизнь и имел неск. внебрачных детей, позднее 2 из них (сына Франческетто и дочь Теодорину) он признал. Став клириком, Дж. Чибо получил от благоволившего ему неаполитанского кор. Альфонса I (1442-1458) каноникат в Капуа, но после смерти монарха архиеп. г. Капуа Джордано Гаэтано изгнал Дж. Чибо. С 1458 г. обучался в Падуанском ун-те, позже переехал в Рим, где намеревался завершить свое образование. В Риме он заручился покровительством кард. Филиппо Каладрини, сводного брата Римского папы Николая V (1447-1455), что позднее помогло ему добиться от папы Павла II (1464-1471) назначения на вакантную епископскую кафедру г. Савона (5 нояб. 1466). В 1472 г. папа Сикст IV перевел его на кафедру г. Мольфетта. В 1471-1473 гг. Дж. Чибо исполнял обязанности папского датария. 7 мая 1473 г. был возведен в сан кардинала-пресвитера рим. ц. св. Бальбины, в янв. 1474 г. стал кардиналом-пресвитером римской ц. св. Цецилии. В 1476 г., во время эпидемии чумы, Дж. Чибо был назначен папским легатом в Риме (папа Сикст IV удалился в Витербо). Быстрая церковная карьера Дж. Чибо объясняется, вероятно, его близкой дружбой с кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Юлий II (1503-1513)), уже тогда обладавшим значительным влиянием в Риме. Тем не менее на конклаве, собравшемся 26 авг. 1484 г., после смерти Сикста IV, Дж. Чибо сначала не входил в число основных претендентов на Римский престол. В 1-м туре голосования фаворитом стал кард. Марко Барбо, однако он не сумел набрать необходимые 2/3 голосов. Борьба разгорелась между вице-канцлером Родриго Борджа, к-рого поддерживали представители влиятельного рим. семейства Орсини, и кард. Джулиано делла Ровере, пользовавшегося покровительством рим. семейства Колонна. Кард.-пресв. Дж. Чибо стал компромиссной кандидатурой и в ночь на 29 авг. был избран папой; он принял имя Иннокентий в память о соотечественнике папе Иннокентии IV (Синибальдо Фьески; папа Римский в 1243-1254). 12 сент. 1484 г. в Риме состоялась его торжественная коронация.

http://pravenc.ru/text/468787.html

В 1663 г. король Карл II подарил нескольким лордам обширную территорию в северной Америке, получившую потом от имени короля название Каролины, для оккупации и колонизации. В числе этих лордов был лорд Эшли, граф Шефтсбюри, который всегда относился к Локку наилучшим образом и с которым Локк, во время царствования последнего Стюарта, делил добровольное изгнание, проживая в Голландии вплоть до восшествия на престол Вильгельма Оранского. Нужно было начертать план устройства вновь образующейся колонии, и к этому делу привлечен был Локк. Сомневаются в том, чтобы выработанный ad hoc план устройства был всецело творением Локка, так как устройство по этому плану оказалось феодально-аристократическим; но не сомневаются в том, что пункты, относящиеся к религии, имеют своим автором Локка. В устройстве Каролины сказано, что права гражданства в ней не может иметь тот, кто не верует в Бога и не воздает должного ему почтения. Для верующих в Бога и воздающих ему должное почтение остается затем полная свобода образовать сколько угодно церквей, лишь бы каждая группа людей, образующая из себя церковь , в состоянии была, по требованию правительства, ясно формулировать свою веру. Все такие церкви обязуются жить в мире между собою и не преследовать целей, враждебных светскому правительству. Характерно то, что эта широкая религиозная свобода не мешает неограниченной власти господ над рабами во вновь образующейся колонии. Пункты, относившееся к политическому устройству ее, не удержались; но то, что выражено было в конституции Каролины относительно религии, осталось в силе и послужило образцом для Вильяма Пенна при выработке им конституции для Пенсильвании и вообще быстро укоренилось на американской почве. Но это не единственный вклад Локка в историю веротерпимости. В 1865 г. им было издано особое сочинение о терпимости: Epistola do moleranmia. Согласно всему строю английской жизни, исторически сладывавшемуся, Локк не знает тех широких задач государственной власти, который в это время занимали континентальных мыслителей, каковы, напр., Пуфендорф и Томазий, и совсем не понял бы таких государей, как Фридрих II прусский или Иосиф II австрийский, и таких философов, как Вольф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В духовном развитии Киреевского открывается и другая, очень характерная, связь – с предыдущей эпохой, с духом Александровского (и даже Екатерининского) мистицизма... Отец Киреевских, Василий Иванович, секунд-майор в отставке и практически филантроп, был убежденным масоном, с увлечением занимался химией, как «божественной наукой». Он был лично близок с Лопухиным, и именно, его и пригласил в крестные отцы к Ивану. Известную брошюру Лопухина о «внутренней Церкви» крестник получил от бабушки уже в самые юные годы – «за доброе сердце..». Отца он рано лишался, воспитывала его мать. И она имела прочные масонские и пиетические отношения или связи, – с Жуковским, с Батенковым... Не случайно Ив. Киреевский заговорил о Новикове уже в первой своей статье (1830 г.), – и заговорил с большим подъемом: «подвинул на полвека образованность нашего народа». Киреевский приготовил о Новикове и отдельную статью, но она была оставлена в цензуре... Мать Киреевских особенно увлекалась французской литературой: Фенелон, Массильон, Сен-Пьер, Руссо, из современных Вине. Переводила она из Жан-Поля и из Гофмана... Отчим Киреевских, А. А. Елагин, был знатоком и почитателем немецкой философии, Канта и Шеллинга, – он был дружен с Велланским 82 ... Иван Киреевский вырос и был воспитан под таким тройным влиянием матери, отчима и Жуковского, – в обстановке сентиментально пиетического напряжения. И тень мечтательной грусти,– печать «святой меланхолии»,как любили говорить тогда, – легла навсегда на его мировоззрение... В очень юные годы он прочел не только Локка, 83 но даже и Гельвеция. 84 Локка он перечитывал и позже. «Локка мы читали вместе», вспоминает Кошелев о юношеских годах, – «простота и ясность его изложения нас очаровывала..». Приблизительно в те же ранние годы Киреевский увлекается политической экономией, пишет сочинение «о добродетели». Это было связано, кажется, с чтением шотландских, философов, которых настойчиво рекомендовал Жуковский (вместо заоблачного Шеллинга, к которому Жуковский чувствовал непреодолимое недоверие), – Дугалда Стуарта, 85 Рейда, Фергусона, 86 Смита, – «их свет озаряет жизнь и возвышает душу». Кстати заметить, интерес к шотландским философам «общего чувства» характерен для Франции при Первой Империи, в эпоху «идеологов». И в развитии Киреевского это был французский мотив...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010