Давайте проследим становление христианского догмата сотворенности мира Богом из ничего (creatio ex nihilo). Необходимо заметить, что это становление происходило почти исключительно в борьбе с Платоновским учением о создании мира из предвечной материи, а не с учением Эпикура о самопроизвольном зарождении мира (последнее учение вообще отвергало существование нематериального Бога и потому всерьез не рассматривалось). Creatio ex nihilo как раскрытая ветхозаветная истина «творения из ничего» Ветхозаветная истина «сотворения из ничего» (creatio ex nihilo, по латыни) лежит в основе одного из фундаментальнейших догматов христианства – creatio ex nihilo (сотворенность мира Богом из ничего). Истина «сотворения из ничего» была зашифрована в Книге Бытия посредством слова Бара уже в XV-XIV веках до нашей эры, и впервые была явно «проговорена”» во 2-ой Книге Маккавейской (2-ой век до н.э. – 1 век н.э.), в которой говорится, что мир возник из «абсолютного небытия» – ουκ ντων (ук онтон): «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил [epoiesen] Бог из ничего [несуществующего, ουκ ντων] и что так произошел и род человеческий» (2 Макк. 7:28) Одним из первых личных заявлений в поддержку истины «сотворения из ничего» (в том смысле, что материя не вечна, но сотворена Богом) было сделано раввином 1-го века н.э. Гамалиилом Старшим (учителем апостола Павла). Когда некий философ предположил, что Бог был великим художником, потому что у него уже имелись хорошие материалы (например, воды, упоминаемые в Быт 1:2), Гамалиил ответил ему: «О всех них [этих материалах] подробно сказано, что они созданы Им Самим». Христианская же Церковь раскрыла эту истину и возвела ее в степень непререкаемой, т.е. догматизировала ее. Действительно, с самого начала христианства православные христиане придерживались той истины, что Бог является Творцом «неба и земли», сотворившего их из ничего. Противостояние христианства философским системам античности Для христианских богословов 1-го века н.э. утверждение, что Бог сотворил всю Вселенную, включая первоначальную материю, имело статус аксиомы. Во всех символах древнейших церквей имелся член, свидетельствующий о вере в Бога как Творца всего мира. Например, в символах Иерусалимском и Кипрском эта вера выражается следующими после «веруем» или «верую во единого Бога Отца» словами: «Вседержителя, Творца всего видимаго же и невидимаго».

http://pravmir.ru/chto-bylo-vnachale-o-n...

В основе христианскогодогмата сотворенности мира Богом из ничего (догмата creatio ex nihilo ) лежит ветхозаветная истина «сотворения из ничего» ( " creatio ex nihilo " , по латыни). Истина «сотворения из ничего» была зашифрована в первом стихе Книги Бытия (Быт. 1:1) посредством древнееврейского слова Бара (переведенного на русский язык словом «сотворил») уже в XV–XIV веках до нашей эры. Впервые эта истина была явно «проговорена» во 2-ой Книге Маккавейской (II век до н.э. – I век н.э.), в которой говорится, что мир возник из « абсолютного небытия»: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего [несуществующего, ουκ ντων ] и что так произошел и род человеческий» ( 2 Макк. 7:28). Одно из первых личныхзаявлений в поддержку истины «сотворения из ничего» (в том смысле, что материя не вечна, но сотворена Богом) было сделано раввином I века н.э. Гамалиилом Старшим (учителем апостола Павла). Когда некий философ предположил, что Бог был великим художником, потому что у него уже имелись хорошие материалы (например, воды, упоминаемые в Быт 1:2), Гамалиил ответил ему: « О всех них [этих материалах] подробно сказано, что они созданы Им Самим» .   Зачатки раскрытия истины «творения из ничего» в Новом Завете Первые попытки явно сформулировать ветхозаветную истину «творения из ничего», скрытую в слове Бара Книги Бытия, появляются уже в Новом Завете (I век н.э.). Такая цитата из Посланий апостола Павла , как Рим. 4:17 (где упоминается Бог, « призывающий в бытие несуществующее»), служит доказательством того, что древнехристианские богословы с самого начала отрицали учение Платона о вечном сосуществовании материи и Бога.   Пастырь Ермы: Бог творит бытие из небытия Первым христианским произведением, в котором явно начинает раскрываться истина «творения из ничего», является Пастырь Ермы (конец I – начало II века н.э.), где мы находим следующие утверждения, уходящие корнями в Ветхий Завет, а именно, в 2 Макк. 7:28, где говорится о приведении Богом мира из небытия (εξ ουκ ντων ) в бытие:

http://bogoslov.ru/article/3811997

Наприм., в таком случае прибавляется: «воскресый из мертвых..., иже в вертепе родивыйся».... Великие же отпуски бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, наприм., во вторник: «честнаго, славнаго пророка и Предтечи»... потом – святые храма 3 , а затем – святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, наприм., святой «дня» будет выше чином святого «храмового». Следует поминать святых на отпусках в таком именно порядке, как числит и прославляет их православная Церковь , а не безразлично или как бы ни случилось. Наприм., неправильно будет поминать «ангелов после пророков, пророков после апостолов, апостолов и равноапостольных после святителей, святителей после мучеников», а этих «после и преподобных». Притом если подряд случится поминать нескольких святых одного чина, то следует однажды только произнеси, небесный чин их («иже во святых отец наших» или: «святых мучеников»), и к этому уже слову прибавлять имена их, а не повторять снова пред каждым из них чин или звание, напр. так бы: «иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского». На этот раз некоторое изменение может быть только в следующих случаях: 1) если дневним святым будет один из евангелистов или из 12 апостолов, тогда в отпуске поминается прежде сей апостол, а потом призываются прочие, наприм., так: «святаго апостола и евангелиста Матфея и прочих святых славных и всехвальных апостол»; а буде случится дневная память такого апостола, который принадлежит к 70 апостолам, в таком случае поминаются прежде «всехвальные», и потом уже прибавляется из числа 70, наприм., так: «святых и всехвальных апостол, и святаго апостола Архиппа»...; 2) если после трех вселенских святителей нужно помянуть других святых архиерейского сана, то для отличия первых нужно снова повторить: «и иже во снятых отец наших»..., и 3) если после одного святителя или двух следует на отпуске «преподобный», то, сказав: «иже во святых отец наших...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Детьми и племенем называю помышления, рождающиеся в уме моем, чувствования, рождающиеся в сердце моем. Дети мои! Племя мое! Оставьте землю Гесем, ее тучные пастбища, лишь удобные для скотоводства. Переселитесь из Египта, из этого дольнего мира, где господствует плоть и грех, переселитесь на Небо! Тело мое да снидет на время в землю, из которой оно взято. Когда же, возбужденное трубой воскресения, оно восстанет от сна смертного, вы - помышления и чувствования мои - окрыленные Духом, вознесите воскресшее тело на небо! Небо обетованно Богом всему человеку: не только душе его, но и телу! Так! Придет время - посетит Бог человека, соберет тело его, рассыпавшееся в прах, смешавшееся с землей, оживит это тело. И если помышления и чувствования человека достойны неба, помазаны, запечатлены Духом, то и тело его изменится, прославится, окрылится, вместе с душою возлетит на небо. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся - и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах прп. Варсонофия Великого. Быт. 32. Быт. 33. Быт. 34-35. Быт. 34-35. Быт. 37. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. Пс. 1, 19. Быт. 37, 25. Мф. 26, 15. Быт. 39. Быт. 40. Быт. 41. Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. Ин. 6. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Быт. 42. Быт. 43. Пс. 22, 5. Быт. 44. Быт. 45. Быт. 46. Быт. 47. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Евр. 11, 21. Быт. 48. Преподобный Исаак Сирин. Слово 1. Быт. 50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1945...

- «Первою причиною несчастия первого мира полагает Моисей неправильные супружества…». Запомним и вернемся к этому позже. По окончании Великого Потопа, начиная с сыновей праведного Ноя, человечество снова начало умножатся. И вот, наконец, стало возможным рождение среди людей человека с теми качествами, при наличии которых, Бог в третий раз (после Адама и Ноя), смог заключить с человеком завет (Быт.15:18). И уже на примере избранного Божия Авраама – отца всех верующих, Св. Писание дает нам подробный пример того, как правильно должен заключаться брак: Бытие глава 24. Это общее место Св. Писания для всех традиционных религий. Очень коротко об условиях его заключения: 1. Отец (Авраам) принимает решение женить сына (Исаака). 2. Невеста (Ревекка) не должна быть из другого народа (Быт. 24:4). 3. Не муж должен следовать за женой, но жена за мужем. Если нет достойной невесты, то и браку не быть (Быт.24:6-8). 4. Испрашивается у Бога милость указать на невесту, да так указать, чтобы не осталось сомнений (Быт.24:12-14). 5. Господь указывает невесту (Быт. 24:15-21). Далее описано само сватовство (Быт. 24:22-58), которое проходит в лучших традициях дипломатии. Так, после подарков невесте (Быт.24:22), исследуется её родословие (Быт. 24:23), далее идет привлечение повышенного внимания к своему делу (Быт. 24:33), затем посланник указывает на почтенность и даже величие пославшего его господина. Указывается на богатство и достаток семьи жениха (Быт. 24:35). На состоятельность самого жениха (Быт. 24:36). Подробно описываются поставленные господином условия к выбору невесты, что свидетельствует о богобоязненной мудрости его (Быт. 24:37-40). В том числе и условия, при которых брак невозможен (Быт. 24:41). И главное, очень подробно описывается путь к этому сватовству, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что избрание это не от людей, но от Бога (Быт. 24:42-48). 6. Испрашивается согласие родственников невесты и, отвечая, они свидетельствуют, что действительно избрание это от Бога (Быт.24:50). «Рассказ твой, говорят они, показывает, что все это произошло смотрением Божиим; итак, не думай, чтобы мы стали противиться воле Божией: этого с нашей стороны и быть не может» (свт. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия. Беседа 48).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/vs...

Близости к альдинскому изданию, заметной в Екклесиасте, здесь не видно, хотя и встречаются чтения славянские, имеющие себе параллель лишь в комплютенском и альдинском изданиях ( ; Исх. 1 :, 16; 26:13) и неоскобляемые ( Быт. 8:10,21; 12 : 32:9; 50:5,26; Исх. 3:4 ; Чис. 34:8 ). Славянское чтение соответствует лишь альдинскому и не оскоблено в Быт. 37:1 ; Исх. 4:7; 24:5 ; Лев. И:32. В славянском есть чтения, соответствующие лишь некоторым греческим рукописям и не имеющие соответствий в ватиканском, александрийском, textus receptus и др. ( Быт. 12:18,19; 24:39,51 ; Быт. 39:21; 43:21; 45:17 ; Исх. 2:22; 6:7,13 ; Исх. 19:21; 20:21 ; Исх. 22:26; 25:24 ; Исх. 29:5; 32:31; 33:5,15 ; Лев. 11:47; 25:50 ; Лев. 26:18; 27:21 ; Втор. 6:22; 20:4 ; Втор. 32:52 ). В книге Исход есть соответствия списку 83 и альдинскому изданию ( Исх. 4:7,30; 6:13 ; Исх. 8:16; 9:28,35 ; Исх. 23:23; 30:15 ; Исх. 35:13 ; Лев. 6:15 ; Втор. 26:19 ). В книгах Бытия ( Быт. 1:14 ) и Левит ( Лев. 2:7,10; 5:12; 25:38 ) есть близость к 75 (оксфордскому) кодексу ( Чис. 11:35; 22:23; 23:11; 28:7 ; Втор. 22:24; 26:19 ). Не нашли мы соответствующих славянскому переводу чтений в еврейском, греческом и латинском текстах в следующих местах: Быт. 8:17; 11:29 ; Быт. 12:4,8; 17:17 ; Быт. 19:27; 24:18 ; Быт. 25:30; 28:11 ; Быт. 35:8.14; 41:42 ; Быт. 42:6,7,9,30; 49:26 ; Исх. 2:25; 8:29 ; Исх. 20:9; 21:12 ; Исх. 22,29; 34:28 ; Лев. 5:5; 15,20 ; Лев. 19:6; 25:11; 26:1 ; Втор. 28:37,42; 21:19 . Название Содом и Гоморр ( Быт. 13:10; 19 [, 1.24]) вместо Содома и Гоморра. Заинтересовались мы катеной Феотоки 2 и искали соответствия ее чтений славянскому переводу. Но в большинстве они встречаются, где чтения Феотоки соответствуют святоотеческим чтениям бл. Феодорита, свт. Иоанна Златоуста и др. ( Быт. 9:5; 30 :И; 31:13; Исх. 5:21; 33:14 (оскоблены); Втор. 6, 3 ) или греческим спискам ( Быт. 40:4 ; Лев. 2:7; 24:8; 27:21 ; Чис. 4:13 ). Эвфемизмы в славянском переводе заметили мы против греческого текста в следующих местах: κοιμθη – бысть [и др. формы этого глагола] ( Быт. 26:10; 34:2; 30:15–16; 3 συγγενμεθα – будем (19:5); греч. κοιμηθη – слав. будет ( Лев. 15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18) XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт 14, 14–20) XXIII. Паремия, положенная на вечерне во вторник пятой седмицы Великого поста (Быт 15, 1–15) XXIV. Паремия, положенная на вечерне в среду пятой седмицы Великого поста (Быт 17, 1–9) XXV. Паремия, положенная в праздник Обрезания Господня, 1-го января (Быт 17,1–7, 9–12, 14) XXVI. Паремия, положенная на праздник рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня (Быт 17:15–17,19, 18:11–14, 21:1–8) XXVII. Паремия, положенная на вечерне в четверток пятой седмицы Великого поста (Быт 18, 20–33) XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт 22,1–18) XXIX. Паремия, положенная на вечерне в понедель­ник шестой седмицы Великого поста (Быт 27,1–41) XXX. Паремия на вечерне в Богородичные праздники (Быт 28, 10–17) XXXI. Паремия на вечерне во вторник шестой сед­мицы Великого поста (Быт 31, 3–16) XXXII. Паремия на вечерне в среду шестой седмицы Великого поста (Быт 43, 26–31, 45, 1–16) XXXIII. Паремия, положенная на вечерне в четверток шестой седмицы Великого поста (Быт 46, 1–7) XXXIV. Паремия на вечерне в субботу Ваий (Быт 49:1–2, 8–12) XXXV. Паремия на вечерне в пяток шестой седмицы Великого поста (Быт 49, 33, 50,1–26)     Епископ Виссарион [Нечаев] и его истолковательные труды Епископ Виссарион (в миру – Василий Петрович Не­чаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледине Крапивинского уезда Тульской губернии в семье диакона. Про­исхождение из духовного сословия располагало его к по­степенному постижению классической трехступенчатой системы обучения: духовное училище – семинария – ака­демия, что и было им блестяще исполнено. В 1844 году Василий Нечаев окончил Тульскую духовную семинарию, затем был принят в Московскую духовную академию, обу­чение в которой завершил магистром XVI курса (выпуска 1848 года) в числе лучших студентов. Курсовое (выпуск­ное) сочинение студента МДА Василия Нечаева было по­священо выдающемуся российскому иерарху, богослову и историку, святителю Димитрию Ростовскому .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Тамо явились два пророка: Моисей и Илия; потом из облака, покрывшего апостолов, возгремел глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте ( Мк. 9:7 ). Сим явлением показаны, как основание и условие христианской Религии, так и то, что Он имеет принять страдания волею Своею, и что такая же по смерти в вечном животе будет слава тех, кои будут в Него веровать и Ему в терпении последовать. Сие Христово Преображение празднуется 6 августа, яко великое доказательство Христианства. Когда, так продолжает св. Тихон беседовать об основании Христианства, – когда пришло время Христу страдать и умереть, торжественно вступил Он в Иерусалим, сопровождаемый восклицаниями: осанна!.. ( Мф. 21:9 ). И тамо, по принятии многих бесчестий, посмеяний, хулений, ран, на кресте наг между двумя разбойниками повешен, часу в шестом дня, и тогда тьма бысть по всей земли, и завеса церковная раздрася, земля потряслась, камения распались и телеса усопших восташа... В третий же день воскрес силою Божества Своего и многажды являлся ученикам Своим, поучая их царствию Божию... И в течение 40 дней наставив, Он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца... В день же 50-й по воскресении Его, снисшел Св. Дух в виде огненных языков на всех Апостолов, Которым они укрепившись, идолопоклонство, прелесть бесовскую упразднили, и пришествие Сына Божия в мире проповедали, и так научили всех, как их самих научил Христос и Дух Святой, в них живущий, которых учение св. Православная Церковь и до ныне одна неизменно содержит... Вот от св. Тихона – изъяснение основания Веры, которой научены, которою содержим и которою да спасемся! Религию патриархальную , или богословие патриархов учители церкви и толкователи св. Писания представляют в следующих пунктах: I. Бог есть существо, ни от кого не зависящее и от мира сего различное ( Быт. 1:1 ). Он предвечен ( Быт. 21:33 ), всеведущ ( Быт. 3:11; 15:13–15; 18:18 ; Исх. 1:7 ), истинен ( Быт. 6:7 ; Быт. 7 ; Быт. 25:16 ), всемогущ ( Быт. 17:1 ; Быт. 18, 19 ; Быт. 33:20 ), свят и праведен ( Быт. 18:25 ; Быт. 19:13 ), человеколюбив и многомилостив ( Быт. 24:12 ; Быт. 32:16 ), хотящий спасения всем человекам ( Быт. 6:3 ), верховный ( Быт. 14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Наконец, во дни «попразднества» дванадесятых праздников, если этим праздникам положены особые отпуски (наприм., богородичным праздникам их нет), нужно прибавлять вначале праздничное возглашение; наприм. после Пасхи и до самого «отдания» ее следует говорить как в церкви, так и в домах при требах: «воскресый из мертвых», а после «Вознесения» – «иже во славе вознесыйся от нас на небо».... и т. д. Затем, в самые дванадесятые праздники, как, наприм., в Троицын день и другие, дневных святых (одного или нескольких) вовсе нет нужды поминать на отпуске, потому что служба им тогда не полагается, и отправляется богослужение только праздничное (также точно оставляются иногда на отпуске случившиеся святые и в день храмового святого и на всей страстной неделе). На Пасхе же, когда не читается никаких канонов, следует оставлять на отпусках (кроме святого Златоуста на литургии) всех (т. е. и по храму и по дню) святых, наконец – и тех, которым в другое время положена в неделе особая служба, как, наприм., святителю Николаю в четверток и др. – (П. По пастырск. Богосл. Пр. Евг. Попова, ч. II, стр. 55–58). Что касается собственно отпустов, необходимых для заключения других таинств, то кроме указанных отпустов для литургии, полагаемых в служебнике, и особого отпуста для брака, указываемого в требнике, издревле также принято для крещения употреблять отпуст Богоявленский, который начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивши нашею ради спасения Христос истинный»... и пр. (сравн. старинные требники, в особенности южнорусские, напр. требник П. Могилы, и др.). – Отпуст на исповеди или при совершении елеосвящения должен быть краткий, но сообразный времени, наприм., в страстную седмицу: Грядый Господь на вольную страсть.... или от Пасхи до Вознесения: Воскресый из мертвых... и т. п. Можно при этом поминать также и тех святых, коих имена носят исповедующиеся, или лица, приемлющие елеосвящение, и т. д. Алфавитный указатель вопросов. наставлений и заметок, излагаемых в настоящей книге О совершении святых таинств I. О крещении, о чинопоследованиях и обрядах, ему предшествующих

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Вообще в Коране весьма обыкновенна следующая мысль: вы научены Мухаммедом тому, чего ни вы, ни отцы наши не знали, то есть, весьма многому новому и высокому, чего доселе никто еще не знал. Между тем в Коране нового весьма, весьма не много, если не считать новым искажения откровенных истин. Все главные и существенные истины Корана, которыми он гордится, давно уже были известны, наприм. истина единства Божия, воскресения мертвых, суда, наград и наказаний, известны были гораздо прежде Корана, и всем народам. Если есть в нем что нового, так это то, что Мухаммед посланник Божий и пророк. Как же теперь убедить мухаммеданина, что Коран говорит неправду, когда утверждает, что в нем открыты истины новые (повести тайные), никому еще неизвестные, каковы наприм. повести об Иосифе и пресвятой Деве Марии? Надобно сличить Коран с священным Писанием ветхого и нового Завета. При сличении откроется, что повести и истории в роде повестей об Иосифе и Деве Марии – вовсе не такие тайны, о которых никто не знал до Мухаммеда, откроется, что и другие истины Корана, как догматические, наприм. о единстве Божием, об ангелит, о воскресении, о суде, о наградах и наказаниях, так и практические, наприм. о страхе Божием, о молахве, о милостыне, о посте, и вообще об удалении от грехов и о преспеянии в добре, суть истины давно уже известные миру. Но в Коране истины эти представлены в более или менее искаженном виде. Мухаммеданин конечно может возразить, при сличении Корана с откровением новозаветным и ветхозаветным, что в Коране истина открыта так, как она есть, в подлинном и настоящем ее виде, без всякой примеси лжи. В предупреждение подобного возражения со стороны мухаммеданина и для большого обличения Корана, кроме священного „Писания, надобно еще сличить его, если это возможно будет для миссионера, с апокрифическими евангелиями и в особенности с Талмудом, потому что Мухаммед большую часть новозаветных истин в искаженном виде, наприм. касательно Лица Иисуса Христа, заимствовал из апокрифических евангелий, а баснословные сказания о патриархах и пророках из Талмуда и раввинских преданий и толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010