А.М. Смулов Особенности и основные проблемы миссионерской деятельности РПЦ конца XIX – начала XX вв. в соборных документах и воспоминаниях Источник Введение В настоящее время возрастает роль миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Существенная роль в православной миссии, как и в дореволюционные (1917 г.) времена, отводится монастырям, которые должны явиться образцом такого служения для приходских общин и миссионерских органов Церкви на всех уровнях. Возрождение духовного уровня российского общества, просвещение ее народа, как и возрождение самой Русской Православной Церкви, безусловно связаны с миссионерской деятельностью. После десятилетий попыток уничтожения Православной Церкви в Российской Федерации (в СССР), уничтожения священно- и церковно- служителей, просто верующих людей – мирян, с учетом истории развития России, духовное возрождение и просвещение настоятельно требует масштабных усилий всей РПЦ, сопоставимых с христианизацией Руси и получило наименование «второй христианизации». По результатам многочисленных социальных опросов, проведенных в 1991–2022 гг., к православному вероисповеданию относит себя до 85 процентов населения страны. В тоже время людей воцерковленных, истинно верующих и знающих свою веру, участвующих в Св Таинствах Церкви, в целом ряде опросов, определено всего в 2–4 процента. Налицо наличие «веры без знаний» и, более того, «веры без веры». С 1988 г. началось постепенное возрождение миссионерской деятельности на миссионерском поле СССР. Верующий народ стал восстанавливать и открывать храмы и монастыри. После окончания советского периода, понимая сложность сложившейся в России ситуации, в 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О православной миссии в современном мире» Вопросы миссии регулярно обсуждались на Архиерейских Соборах (1997, 2000, 2004), и в 2007 г. Св Синодом был утвержден текст «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция). В принятой Концепции были установлены фундаментальные основы миссионерского служения православных христиан, указаны актуальные направления миссионерского служения Православной Церкви. Концепция имела ориентиром «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

поиск:   разделы   рассылка Владимир Мединский " Все направления культуры находятся в состоянии разной степени подзабытости " " Здесь крайне сложная процедура, кроме того, в каждом случае церковь подписывает охранное обязательство " Источник:  Коммерсант Владимир Мединский о том, что такое Министерство культуры и чем оно руководит Министерство культуры в этом году расширило сферу своих полномочий, дополнив ее туризмом, а также решило пересмотреть отношения между государством и отечественным кинематографом, пообещав поддержку только социально значимым проектам. Об этих изменениях и других переменах, которые будут происходить в подведомственных Минкульту сферах, в интервью " Ъ " рассказал министр культуры РФ ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ. " Есть заблуждения по поводу сферы нашей ответственности " - – Из всех назначений в кабинете Дмитрия Медведева именно ваше стало наиболее неожиданным. Кто предложил вам этот пост, почему вы согласились, какие задачи перед вами были поставлены? - – Для меня это большой неожиданностью не было: все положенные встречи, собеседования проходили заранее, решение было принято согласованно и небыстро. Почему выбор остановился именно на мне – – вопрос к тем, кто его принял. Безусловно, мне объяснили, почему на этом посту хотят видеть меня, были поставлены задачи, их выполнением я сейчас и занимаюсь. - – Выделили ли вы для себя в деятельности министерства какие-то приоритетные направления? - – Я не стал бы выделять ничего отдельно, иначе получится что-то вроде " Мы за театр больше чем за кино " или " За цирк, но против музеев " . В культуре все направления приоритетные, другое дело, что они находятся в состоянии разной степени не то чтобы запущенности, скорее, подзабытости. Вот, например, мало кто знает, что Министерство культуры, помимо прочего, " в теории " отвечает за регулирование городских парков и даже зоопарков. В то же время есть и заблуждения по поводу сферы нашей ответственности. Граждане, например, постоянно нас спрашивают: а почему по телевизору показывают то или это? Но к телевидению мы никакого отношения не имеем. Или, к примеру, все убеждены, что Минкультуры полностью отвечает за музыкальные школы, детские школы искусств. Да, мы отвечаем (только с этого года – – естественно, при отсутствии на это штатов и, увы, кадров), но только в части разработки программ преподавания, а все финансирование детских школ искусств по-прежнему в ведении регионов и муниципалитетов, притом зачастую по линии не культуры, а образования.

http://religare.ru/2_98471.html

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви марта 2007 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви утвержден документ " Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " , разработанный Синодальным миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (в формате Word) Содержание       ПРЕАМБУЛА       ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преамбула Миссия (свидетельство) - проповедь для пробуждения веры - присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви 1 и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: " Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари " (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви " утверждены на основании Апостолов " (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось " душ около трех тысяч " (Деян. 2, 41). Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам " (Мф. 28, 19-20). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: " Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего " (Рим. 8, 21-23). Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии - в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21-22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, " ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную " (Ин. 3,16).

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

Скачать epub pdf Преамбула Миссия (свидетельство) – проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). Она направлена на спасение каждого человека 1 . Главная цель миссии – это привлечение людей ко Христу. Для этого необходимо быть всем для всех ( 1Кор. 9:22 ), то есть использовать для каждой аудитории понятный ей язык проповеди слова Божия, а также открываться миру, не переходя пределов допустимого 2 . Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела разработана во исполнение пункта 15 постановлений Архиерейского Собора 2017 года. В документе учитывается миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия документов, регламентирующих миссионерское служение в Русской Православной Церкви, постановлений Архиерейских Соборов и решений Священного Синода, отражает современное состояние православной миссии и перспективы ее развития. I. Цель и задачи Целью Концепции является определение приоритетов миссионерской работы, основных направлений, форм и методов ее развития, формирование системы работы епархиальных миссионерских отделов на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви. Основными направлениями миссионерской деятельности являются 3 : просвещение тех, кто, будучи крещены, при этом не в полной мере приобщились к церковной жизни, а также тех, кто, не будучи крещены, принадлежат к народам, исторически исповедующим Православие; предкрещальная и послекрещальная катехизация. К иным направлениям миссионерской деятельности относятся: противодействие сектантской угрозе; противодействие неоязыческой угрозе; в отдельных регионах миссионерская деятельность епархий может быть направлена на пастырское окормление коренных малочисленных народов; миссионерская работа в области предотвращения религиозного экстремизма и межконфессиональных конфликтов. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с президентом Международного Комитета Красного Креста Петером Маурером 6 декабря 2018 года 6 декабря 2018 года в Патриаршей и Синодальной резиденции  Данилова ставропигиального монастыря  состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с президентом Международного Комитета Красного Креста (МККК) Петером Маурером. Со стороны  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата во встрече приняли участие: заместитель председателя ОВЦС  архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник Секретариата по делам дальнего зарубежья диакон Андрей Титушкин. Руководителя Международного Комитета Красного Креста сопровождали глава Региональной делегации МККК в России, Беларуси и Молдове Магне Барт, заместители главы Региональной делегации Мари Дюбо и Валентина Ким, специалист Департамента коммуникаций Региональной делегации Вероника Выборнова. Деятельность, которой занимается Международный Красный Крест, близка Русской Православной Церкви, отметил Святейший Патриарх Кирилл в начале беседы. «После богослужебной и образовательной деятельности социальная, благотворительная работа являются приоритетными в нашей Церкви», — сказал Святейший Владыка, подчеркнув многообразие направлений такой работы. «Наверное, одно из этих направлений особенно близко Вам, потому что Красный Крест занимается тем же самым, — продолжил Его Святейшество. — У нас создано специальное подразделение, которое оказывает помощь людям в чрезвычайных ситуациях: пострадавшим при различного рода природных катаклизмах, жертвам терроризма, военных действий». В ходе встречи Предстоятель Русской Православной Церкви познакомил Петера Маурера с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, одним из важных направлений деятельности которого является подготовка духовенства для работы с людьми, попавшими в чрезвычайные ситуации. «Эта работа началась сравнительно недавно, около десяти лет назад, потому что мы чувствовали беспомощность, когда в нашей стране или в других местах происходило что-то чрезвычайное, требовавшее, несомненно, участия Церкви, но у нас не было подготовленного персонала — наши священнослужители действовали просто как волонтеры без какой-либо подготовки, — рассказал Патриарх Кирилл. — Мы поняли, что такого рода деятельность требует специально подготовленных людей, и сейчас у нас есть целый корпус священнослужителей и мирян, которые имеют подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях».

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Поддержка семьи, создание региональных центров защиты материнства и развитие практики усыновления сирот относятся к числу основных направлений социального служения Церкви. Документ, определяющий приоритеты деятельности Церкви в социальной сфере, был принят в ходе первого общецерковного съезда глав и представителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Съезд собрал более 300 человек из 92 епархий России и зарубежья. Москва, 11 июля. Поддержка семьи, создание региональных центров защиты материнства и развитие практики усыновления сирот относятся к числу основных направлений социального служения Церкви. Документ, определяющий приоритеты деятельности Церкви в социальной сфере, был принят в ходе первого общецерковного съезда глав и представителей социальных отделов епархий, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Съезд собрал более 300 человек из 92 епархий России и зарубежья. «Во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт. – Говорится в итоговом документе съезда «О перспективах развития церковного социального служения». — При этом задача церковной социальной работы — не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: ее участники призваны научиться любви». Делегаты съезда признали, что происходит процесс разрушения института семьи: «До сих пор для множества наших сограждан является морально приемлемым детоубийство, называемое абортом. Необходимо направить особые усилия на защиту жизни», — говорится в итоговом документе съезда. В качестве ключевых направлений социального служения в нем определяются поддержка семьи, развитие епархиальных центров защиты материнства, поддержка усыновления сирот, развитие сестричеств милосердия, а также реабилитация алко- и наркозависимых, помощь бездомным и жертвам чрезвычайных ситуаций, развитие добровольчества. Итоговый документ был рассмотрен участниками первого общецерковного съезда по социальному служению, который собрал более 300 представителей 92 епархий Московского Патриархата в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Латвии, Эстонии, Франции, Литве, Узбекистане.

http://pravmir.ru/cerkov-opredelila-osno...

Секта: как распознать и как уберечься Появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он и есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — и является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? 26 августа, 2009 Появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он и есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — и является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? Святейший Патриарх Кирилл: Секта всего это направлено против кого-то «Часто под религиозной личиной осуществляется деятельность совершенно далекая от религиозных целей»,  заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе встречи с общественностью Архангельска, отвечая на вопрос о возможности введения наказания за нанесение личности в результате сектантской деятельности психологического ущерба и вреда здоровью. Часто под религиозной личиной осуществляется деятельность совершенно далекая от религиозных целей. Само по себе то, что мы сейчас называем сектантством, явление очень болезненное — я бы сказал, уродливое явление. В самом деле, появляется какой-то человек, который вдруг заявляет, что он есть носитель Божией правды, что его религия — которую он сочинил — является правильной религией. Возникает вопрос: а до тебя-то что было? Что происходило до тебя? Как создавались великие цивилизации — христианская цивилизация, исламская цивилизация, другие? В этой сектантской деятельности есть отрицание истории, есть отрицание религиозного опыта других, есть попытка монополизировать религиозный фактор и подчинить его недекларируемым целям. Вот в чем опасность — никто не знает подлинных целей тех людей, которые создают новые религиозные движения, привлекают туда адептов. Чаще всего, это направлено против кого-то. В России это всегда направлено против Русской Церкви. Я не встречал ни одного сектанта, безразличного или доброжелательного по отношению к Русской Церкви. Всегда есть пафос борьбы, пафос разрушения. Но ведь не только борьбы с Русской Церковью — есть пафос отрицания своей истории, своей культуры. Эти люди не принимают ни Достоевского, ни Пушкина…

http://pravmir.ru/texnika-religioznoj-be...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад руководителя Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева на заседании рабочей группы Архиерейского Собора «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Проблемы современного православного книгоиздания. Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004–2008). Значение издательской деятельности Русской Православной Церкви в деле духовного просвещения верующих весьма важно — ведь сфера влияния печатного слова гораздо шире, чем устной проповеди, и церковный писатель имеет гораздо большие миссионерские возможности, чем даже очень хороший пастырь. С удовлетворением можно констатировать, что это направление деятельности сейчас находится на подъеме. Выпуск православных книг неуклонно возрастает, увеличивается количество церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики многие светские издательства. Возглавить и координировать всю эту работу призван Издательский совет — один из старейших Синодальных отделов нашей Церкви. Одновременно Совет является и центральным церковным издательством, который издает официальную литературу, календари, богослужебную, научно-богословскую и духовно-просветительскую литературу. Так, мы издаем старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии». Осенью этого года исполняется 65 лет со дня его непрерывного выхода. В Журнале рассказывается о всех важнейших событиях церковной жизни, подробно освещается деятельность Святейшего Патриарха Алексия II, поездки Его Святейшества в епархии Русской Православной Церкви, встречи с государственными, общественными и религиозными деятелями; печатаются статьи о современной жизни епархий, монастырей и приходов, о деятельности Синодальных отделов. Таким образом постепенно создается подробная летопись нашей Церкви, которая дает возможность во всей полноте представить те грандиозные перемены, которые произошли в ее жизни и деятельности за последние два десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429979/

ЧАСТЬ 1 ПРОГРАММА ВОСЬМЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Сопредседатели: протоиерей Димитрий Смирнов, иерей Игорь Киреев Время работы: 26 января, среда с 10.00 до 18.00, перерыв с 13.30 до 15.00 Место проведения: Большой зал заседаний Даниловского гостиничного комплекса Проезд: м.Тульская КОНФЕРЕНЦИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИХОДОВ, БЛАГОЧИНИЙ, ЕПАРХИЙ 1.    Протоиерей Борис Пивоваров, настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка г.Новосибирска, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской епархии Образовательная деятельность на епархиальном уровне 2.    Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова ставропигиального монастыря, Москва Образовательная деятельность монастыря 3.    Иерей Игорь Киреев, руководитель сектора церковноприходского образования Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Повышение квалификации и аттестация законоучителей в Московской епархии 4.    Протоиерей Геннадий Нефедов, благочинный Богоявленского округа, Москва Образовательная деятельность на уровне городского благочиния 5.    Протоиерей Димитрий Смирнов, духовник православной гимназии «Свет», настоятель храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы,  Москва Образовательная деятельность на уровне городского прихода 6.    Иерей Анатолий Гармаев, директор епархиального училища православной катехизации и церковной педагогики прп. Сергия Радонежского, Волгоград Внутренние причины двух различных направлений устроения учебного дела 7.    Протоиерей Георгий Гончаров, председатель епархиальной комиссии по церковному просвещению и Воскресным школам Московской епархии, Москва О целях и задачах работы Епархиальной комиссии по церковному просвещению и Воскресной школе в Московской епархии 8.    Диакон Михаил Потокин, директор Православного Центра «Живоносный источник», Москва Комплексная реализация православно-христианского общественного служения на приходе 9.    Протоиерей Константин Островский, директор детской церковно-музыкальной школы, настоятель храма Успения Божией Матери  Красногорска, благочинный Красногорского округа Московской епархии

http://pravoslavie.ru/archiv/1.htm

Глава VII. Сочинения Максима Грека, вызванные распространением звездочетства. Астрология на Западе. Характер астрологических статей, известных в России. Обличения, направленные против них. Полемика Максима Грека. Идея о близкой кончине мира. Происхождение ее и распространение в России. Отношение к ней Максима Грека § I В непосредственной связи с полемико-богословскими сочинениями Максима Грека находятся его сочинения, направленные против звездочетства и тех общественных явлений, которые были вызваны распространением астрологических сочинений в России. Как близкий свидетель увлечения астрологией на Западе, М.Грек с особенной настойчивостью выступил против ее адептов, имевших большой успех не только среди русских книжных людей, но и у лиц, близких к нему, так как этими мнениями затрагивались существенные вопросы догматического учения: о промысле, предопределении, свободной воле и т. п., имевшие ближайшее отношение к нравственной деятельности человека, покоящейся на одних религиозных представлениях. «Астрология, – говорит Шлейден, – современна первобытному, сознавшему себя человечеству; никакая борьба против нее, даже до нашего времени, не могла ее вытеснить. Церковь , в апогее своего могущества, была бессильна против астрологов. Римские и немецкие императоры тщетно силились преследовать их. Все шире и шире распространялась и проникала астрология в сокровенную жизнь человека в средние века. Пустив бесчисленные корни в богословие, определяя государственных людей помощью гороскопа и эллекций, основывая календари, управляя медициной, она сделала такие успехи, что, наконец, приговоры ее привели в ужас всю Европу; сильные и слабые мира сего трепетали от предвозвещанного ею приближения кончины мира» 1119 . Астрология находилась в большом уважении у иудеев, индийцев, китайцев, аравитян и вообще у восточных народов. Происхождение ее обыкновенно приписывают вавилонянам или халдеям. В числе найденных в Ассирии плиток есть много календарей. В некоторых из них находим обозначение счастливых и несчастных дней, другие указывают на влияние звезд на каждый день года; с наставлением как отклонить от себя несчастье. Астрология тесно была связана с астрономией и была чрезвычайно развита в Халдее. При Саргоне Старшем появился целый трактат по астрологии, в котором изложены были указания о влиянии на нашу жизнь солнца, луны, звезд, планет и предсказания для отдельных месяцев, затмений и т. п. 1120 . Имя «халдея» в Риме было однозначащим с именем «математика» или «астролога». В Греции астрологи беспрепятственно предсказывали судьбу людей по положению звезд во время рождения 1121 . В Риме они подвергались несколько раз изгнанию, как во время республики, так и во время империи 1122 . Однако и между учеными римлянами были люди, верившие в астрологию. Так, Сенека принимал влияние планет за несомненное, а Тацит в своих летописях сделал даже большое отступление в защиту науки гадателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010