Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 [греч. Αλφεις, Αλφαος] († ок. 251), Кирин [Киприн, Киприан, Кирилл], мученики Бастийские (пам. 10 мая). Происходили из Васканской обл. (возможно, совр. г. Васто в Юж. Италии). Онисим обратил ко Христу сыновей знатного архонта Виталия братьев А., Филадельфа и Кирина, а также сына их покойной сестры Еразма. Во время одного из гонений (вероятнее всего, при имп. Деции ) они вместе с др. 14 христианами были преданы суду наместника Лициния. Он приговорил к казни Онисима, к-рый был задавлен положенным ему на грудь камнем, и Еразма с 14 мучениками, к-рых усекли мечом; трое же братьев были отправлены в Рим, а оттуда на о. Сицилию, где они были замучены наместником Тертиллом (в Месополе Леонтинском): А. умер от кровоистечения после урезания языка, Филадельф был сожжен на решетке, а Кирин - на сковороде. При виде их мучений обратились ко Христу многие жители Италии и Сицилии, в т. ч. иудеи. В 1517 г. мощи святых братьев были обретены в г. Лентини, покровителями к-рого они почитаются. Их культ распространился по всей Сицилии. Сохранилось обширное повествование об их мученичестве со многими поздними интерполяциями. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. оно вошло под 10 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 157). Гимнография Память этих мучеников редко встречается в месяцесловах богослужебных книг. Она зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.- Mateos. Typicon. Vol. 1. Р. 286), а также в Минологии Василия II и Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 138), однако отсутствует в большинстве списков Студийского, Мессинского и Иерусалимского уставов; в совр. практике греч. и рус. правосл. Церквей последование святых не поется. В греч. печатной Минее выписан краткий Стишной Пролог по 6-й песни канона (Μος. Σ. 101). Из греч. рукописей христ. Востока (Ath. Lavr. Г 19. Fol. 28-32v, 1047 г.) известен канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни с акростихом «Я почитаю подвиги трех родных братьев. Иосиф» (Τριν δελφν γνησων θλους σβω. Ιωσφ).

http://pravenc.ru/text/115570.html

Игум. Назарий 4 мар. 1829, из Екатерининской пустыни; † 16 нояб. 1857. Строитель Авраамий определён в дек. 1857; уволен, за слабостью здоровья, 1865. – Назарий определён 1865...; † 8 апр. 1867. – Сергий , из Угрешского Казанского, определён 25 июля 1867; потом игум.; в июне 1871 перев. в Новоголутвин Троицкий.]. 15 Вифанский, близ Троицкой Сергиевой Лавры, основан в 1797 г.; второклассный. [III, 562; VI, 957.] Архимандриты Назарий Романовский , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён 6 авг. 1797; 7 мар. 1800 перев. в Белоезерский Кириллов мнтрь. Мельхиседек Минервин , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён 6 авг. 1800; в 1803 перев. в Лужецкий мнтрь. Симеон Крылов-Платонов , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён в нояб. 1803, а 21 янв. 1810 перев. в Заиконоспасский. Самуил Запольский-Платонов , наместн. Троицкой Лавры, определён 13 февр. 1810, а 15 сент. 1814 перев. в Колязин мнтрь. Никанор Клементьевский -Платонов , наместн. Троицкой Лавры, произведён 31 окт. 1814, а в 1818 перев. в Голутвин мнтрь. Афанасий , наместн. Троицкой Лавры, определён 22 дек. 1818; † 23 февр. 1831. Антоний , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, из строителей Высокогорской пустыни, 10 мар. 1831–68. 16 Николаевский Старый (Большая Глава, Больший Крест), в Москве, в Китае-городе, упом. с 1390 г. В 1654 обращён в подворье Афоно-Иверского монастыря. 17 июля 1766 именным указом велено (Греческому мнтрю) быть ставропигиальным св. Синода. В апр. 1775, именным же указом, отдан навсегда в ведомство Московского епархиального архиерея. Ныне Греческий Николаевский, 2-го класса. (II, 619; V, 202; VI, 323, 955, 1031.] 47 Игумены Константин ( Кассиан ?), 14 мая 1453. Давид , 1521–25. Евфимий , 1548. Феодосий , 1567. Гурий , 1568. Иона , 1591. Варлаам , 1598. Корнилий , с 1624. Мисаил , 1634–37. Симеон , 1639–48. Пафнутий , 1648–53. Греческий Николаевский мнтрь [II, 619] 11 апр. 1775 повелено быть в ведомстве местных архиереев. Архимандриты (Греки приезжие) Дионисий , «Николаевский Большой главы» с 11 июня 1655 по 25 янв. 1661. (Жил в Москве по 1669).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кондак, глас 8: Украсивый церковь Богоматере/расточением имения ти на сие иконами, Еразме славне,/себе же о том нераскаянием;/подаждь и нам расточением грехов своих/и покаяния лепотою украсившимся/церковию светлою Духови Святому явитися. О преподобном Еразме Печерском (†ок.1160) святитель Симон, епископ Владимирский (†1226; память 10 мая), писал другу своему преподобному Поликарпу (†1182; память 24 июля): «Был в Печерском монастыре черноризец Еразм. Он стяжал наследие славы в Небесном Царствии за то, что все, что имел, употребил на украшение Печерской церкви: оковал множество икон, которые и поныне у вас над алтарем. С ним случилось такое искушение: когда он обнищал, то им стали пренебрегать. Дух злобы тогда начал внушать ему: «Нет тебе пользы от того, что ты истратил имение на церковь , лучше было бы, если бы употребил ты на нищих». Не рассудив о таких помыслах, Еразм пришел в уныние и стал жить нерадиво. Щедрый и милостивый Бог за его добродетель спас его. Он навел на него тяжкую болезнь. В этой болезни Еразм лежал немой, с закрытыми глазами семь дней, едва дыша. В восьмой день пришли к нему братия и, видя его тяжкое дыхание, говорили: «Горе, горе душе сего брата, в лености прожившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела». И вот Еразм внезапно встал, как здоровый, и сказал: «Отцы и братия! Точно, я грешник, и грешник нераскаявшийся, как говорили вы, но вот ныне явились мне преподобные отцы наши Антоний и Феодосии и сказали: «Мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния». Потом видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: «Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в Ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего». Сказав это, Еразм начал исповедовать грехи свои пред всеми без стыда, потом пошел в церковь и был пострижен в схиму, а на 3-й день умер». Преподобный Еразм был погребен в Ближних пещерах. Память преподобного Еразма празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Душеполезные чтения» за 1873 г., ноябрь, стр. 317–321). I. Npen. Еразм, инок Печерский, память коего Св. Церковь совершает ныне, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатства, и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить его на украшение церковное, и многие иконы в церкви печерской обновил золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения: когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет и что он лучше бы сделал, если б роздал имение свое нищим. Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, принявши, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь и лишился языка и зрения и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «Горе, горе душе его! Так как он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал: «Подлинно, отцы и братия, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мною случилось: сегодня явились мне преп. Антоний и Феодосий и сказали: мы за тебя молились Господу, и по нашим молитвам Он даст тебе время на покаяние. Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славой в Царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, Церкви же Моей не имели. Итак, восставши, покайся и прими великий ангельский образ: в третий же день я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братией исповедовать грехи свои, и затем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после этого он скончался. (Четьи Минеи, 24 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Еразм, инок Печерский, память коего Св. Церковь совершает 24-го февраля, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатство и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить оное на украшение церковное, и многие иконы в церкви Печерской оковал золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения: когда он истратил все свое имущество на украшение Церкви, то знакомые стали презирать его как бедняка, а дьявол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет и что он лучше бы сделал, если б раздал имение свое нищим. Еразм принял к сердцу внушение дьявольское и, приняв, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь, лишился языка, зрения и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «Горе, горе душе его! поскольку он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал: «Подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мной случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: «Мы за тебя молились Господу, и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние». Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, Церкви же Моей не имели. Итак, восставши, покайся, прими великий ангельский образ, в третий же день возьму тебя чистым к Себе " ». Сказав это, Еразм начал открыто перед братией исповедывать грехи свои и затем пошел в церковь, и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Чет. Мин. февр. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Преподобный Еразм, инок печерский (память его совершается св. церковью 24 февраля), был в мире очень богатым человеком. Приняв монашество и соединенный с ним обет нестяжательности, он, из любви к благолепию дома Божия, решился все свое богатство употребить на украшение церковное, и на многие иконы в церкви Печерской сделал золотые и серебряные ризы. Сначала преподобный проводил строго благочестивую жизнь, а потом впал в искушение нерадения. Когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол стал внушать ему, что он напрасно истратил на храм свое имение, что ему не будет за это от Бога никакой награды, и что он лучше бы сделал, если бы роздал свое имущество бедным. Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, впав в отчаяние, стал проводить свою жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Господь вразумил его: он впал в жестокую болезнь, лишился языка и зрения и близок был к смерти. К нему однажды собрались иноки и, видя его страдальческое состояние, говорили: «горе душе его! поскольку он жил в лености и грехах, то вот за это и мучится». Но, к великому изумлению всех присутствующих, Еразм вдруг встал с постели совершенно здоровым и сказал: «Подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он дает тебе время на покаяние. Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. Владычица сказала мне: Еразм, поскольку ты украсил церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Итак, вставши, покайся и прими великий ангельский образ: в третий же день Я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм тотчас же открыто пред всеми исповедал свои грехи, пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий же день после сего он, действительно, скончался (Чет. Мин. февр. 24 ч.). Видишь ли, православный христианин, как благотворны жертвы на храм Божий? Внемлите сему все, любящие благолепие дома Божия, плодоносящие и добродеющие в нем! Ваши чистые жертвы на храмы святые приятны Господу, и Он несомненно явит вам Свое милосердие, освятит и прославит вас Своею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впоследствии попал он в руки турок, которые, жестоко мучив его в течение 40 дней, повесили в Царьграде 2 июня 1819 года. 3. Св. великомученик Иоанн Новый, Сочавский . Дворянин из Трапезунда. Ложно обвиненный неким завистливым латинянином, пострадал за Христа в 1492 году в городе Аккермане. После истязаний, причиненных Иоанну за то, что он не хотел принять персидскую веру (ибо градоначальник был ее адептом), Иоанна привязали к ногам лошади и влачили по городу. Некий злобный иудей, увидев страдальца, подскочил к нему и зарезал его. В наступившую ночь многие видели над его телом огненный столп, вокруг которого стояли три светоносных мужа. Впоследствии молдавский воевода Александр с великими почестями перенес его честное тело в город Сочава и положил его в митрополичьем храме, где и поныне оно почивает, чудодейственно избавляя людей от разных скорбей и болезней. [Благо]честно пострадал он и прославился 2 июня 1492 года 61 . 4. Священномученик Еразм Охридский . Сей святитель был родом из Антиохии и жил в правление императоров Диоклетиана и Максимиана. Крепко подвизался он на горе Ливанской и был наделен от Бога великим даром чудотворений. Как архиерей он отправился на проповедь Евангелия. Прибыв в Охрид, Еразм своей молитвой воскресил сына некоего горожанина по имени Анастас и крестил его. В ту же пору крестил Еразм и многих других язычников, а также разрушил в Охриде идольские жертвенники. За это его обвинили пред императором Максимианом, который тогда пребывал в Иллирии. Император подвел его к медному изваянию Зевса и повелел принести жертву и поклониться идолу. Святой Еразм призвал [здесь и далее в серб. букв.: сотворил. – Ред.] силу [Божию], и из идола выползла ужасная змея, перепугавшая народ. И паки святитель призвал Бога на помощь – и змея погибла. Тогда святитель проповедал Христа и крестил 20 000 душ. Разгневанный царь приказал обезглавить всех этих людей (числом 20 000), а Еразма предал тяжким мукам, после чего вверг его в темницу. Но Еразму, как некогда апостолу Петру, явился Ангел Божий и вывел его из заточения. Потом сей Божий служитель отправился в Кампанию, где проповедал людям Евангелие, после чего снова вернулся в город Гермелию, где заключился в пещеру, чтобы подвизаться в ней до смерти. Перед кончиной он трижды поклонился на Восток и, воздев руки, молился Богу, чтобы Бог простил грехи и даровал вечную жизнь всем тем, кто с верою будет призывать его [то есть святого Еразма. – Пер.] имя. По окончании молитвы он услышал голос с неба: «Да будет так, как просил ты, целебниче Мой Еразм!» Весь объятый радостью, святитель еще раз воззрел на небо и увидел нисходящий на него венец славы. Лицезрел он и сонмы Ангелов, Апостолов, пророков и мучеников, приближающихся взять его святую душу. Наконец воскликнул он: «Господи, приими дух мой!» – и почил. Было это около 303 года. Пещера с церковкой святого Еразма и поныне стоит недалеко от Охрида. И сегодня являет себя в ней великая сила Божиего угодника, священномученика Еразма 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так вот чьи слова повторяют некоторые «милосердные к неимущим» христиане! Что же ответил Иуде Христос? «Оставьте её … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда» ( Ин. 12:7-3 ). Благотворение Христу выше, нежели благотворение человеку. Храм мы называем домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма — желанная и драгоценная для Господа жертва. Преподобный Еразм, возлюбив Божии храмы, отдал на Печерскую церковь всё своё значительное состояние. Но лукавый враг стал через некоторое время смущать его: «Лучше бы ты отдал свои деньги нищим. Они бы молились о тебе». Видно, лукавый не гонится за новшеством и пользуется привычными методами. Еразм впал в уныние, думая, что ошибся в доброделании. А потом и вовсе обратился к беспутной жизни. Но Господь не оставил его. Когда Еразм тяжело заболел и печерская братия была готова к тому, что он так и умрёт без покаяния, и очень печалилась о нём, явилась болящему Божия Матерь и сказала: «Еразм! За то, что ты украсил церковь Мою, и Я украшу тебя и возвеличу славою в Царстве Сына Моего. Встань, покайся и прими ангельский образ (монашество), а в третий день я возьму тебя чистым к Себе, так как ты возлюбил благолепие дома Моего». Блаженный Еразм выполнил указанное и, очистившись покаянием, в третий день почил в мире. Это замечательный пример особого Божиего благоволения к устроителям и украшателям храмов. К этой давней истории мне хотелось бы добавить и две современные. Одна из них случилась с прихожанкой нашего храма. Умер пожилой хороший, сердечный человек, прихожанин Христорождественского храма. Через некоторое время вдова его обратилась ко мне с вопросом. Дело в том, что племянница почившего увидела его во сне, и он сказал ей: «Со мной всё хорошо, мешает только то, что мы забыли отослать деньги, которые обещали». Что это за обещание и что за деньги — племянница не знала и пересказала сон вдове. Та сразу вспомнила, что незадолго до смерти мужа смотрели они телевизор, передачу о храме святого апостола Андрея Первозванного. Назвали в передаче и расчётный счёт. Супруги почему-то решили послать туда некоторую сумму. Да за делами — забыли. Теперь женщина пришла с вопросом: что же ей делать? Как поступить? Видно, не простое это дело — милосердие к Дому Божию.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

«У больного та особенность, что смерть, если ей суждено прийти, придет не внезапно. В этом отношении— выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански» (из письма свят. Феофана Затворника). Зачастую духовная наша жизнь проходит не в полную силу. Нам словно не хватает решимости быть вполне Христовыми. Всю жизнь мы надеемся исправиться… когда-нибудь. Но в смертельной опасности уже некогда ждать. Пора готовиться к ответу. И тут человек замечает, что он не готов. Ему не хватило всего месяца, недели, одного дня… В Печерском монастыре жил черноризец Еразм. Когда-то он все свое имение истратил на украшение Печерской церкви. Но когда впал в бедность, то начал унывать. Дух злобы внушил ему, что он неправильно поступил. Еразм поддался унынию и стал жить нерадиво. Но милостивый Господь за его прежнюю щедрость спас его. Он наслал на Еразма тяжелую болезнь. На восьмой день болезни пришли к нему братия монастыря и, видя его тяжелое дыхание, говорили: «Горе, горе душе сего брата, в лености про жившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела». Внезапно Еразм очнулся. Действительно, на грани жизни и смерти было ему видение. Сама Царица Небесная явилась ему и обещала взять к Себе через три дня, если он покается. Придя в себя, Еразм начал исповедовать грехи свои перед братией без стыда, потом пошел в церковь и был пострижен в схиму и в третий день преставился. Вот на что пошли три дня, дарованные нерадивому иноку. Время перед смертью дается не для тревожного ожидания часа кончины. Это время работы. Для больного это время «собирания себя» в новую жизнь, восполнение того, что было упущено в суете или по легкомыслию в прожитые годы. Для близких — иная работа. Бесы вселяют в душу страх смерти, этот страх знаком даже праведникам. Страхом духи злобы пытаются лишить человека надежды на милосердие Божие. Близкие люди должны помочь умирающему справиться с этим страхом. Беседы на духовные темы, примеры из жизни святых, приведение высказываний отцов Церкви помогут больному преодолеть бесовское наваждение.

http://pravmir.ru/v-vashej-seme-bolnoj/

«У больного та особенность, что смерть, если ей суждено прийти, придёт не внезапно. В этом отношении — выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански» (из письма святителя Феофана Затворника). Зачастую духовная наша жизнь проходит не в полную силу. Нам словно не хватает решимости быть вполне Христовыми. Всю жизнь мы надеемся исправиться… когда-нибудь. Но в смертельной опасности уже некогда ждать. Пора готовиться к ответу. И тут человек замечает, что он не готов. Ему не хватило всего месяца, недели, одного дня… В Печерском монастыре жил черноризец Еразм. Когда-то он всё своё имение истратил на украшение Печерской церкви. Но когда впал в бедность, то начал унывать. Дух злобы внушил ему, что он неправильно поступил. Еразм поддался унынию и стал жить нерадиво. Но милостивый Господь за его прежнюю щедрость спас его. Он наслал на Еразма тяжёлую болезнь. На восьмой день болезни пришли к нему братия монастыря и, видя его тяжёлое дыхание, говорили: «Горе, горе душе сего брата, в лености прожившего. Она видит что-то и мятется, не выходя из тела». Внезапно Еразм очнулся. Действительно, на грани жизни и смерти было ему видение. Сама Царица Небесная явилась ему и обещала взять к Себе через три дня, если он покается. Придя в себя, Еразм начал исповедовать грехи свои перед братией без стыда, потом пошёл в церковь и был пострижен в схиму и в третий день преставился. Вот на что пошли три дня, дарованные нерадивому иноку. Время перед смертью даётся не для тревожного ожидания часа кончины. Это время работы. Для больного это время «собирания себя» в новую жизнь, восполнение того, что было упущено в суете или по легкомыслию в прожитые годы. Для близких — иная работа. Бесы вселяют в душу страх смерти, этот страх знаком даже праведникам. Страхом духи злобы пытаются лишить человека надежды на милосердие Божие. Близкие люди должны помочь умирающему справиться с этим страхом. Беседы на духовные темы, примеры из жизни святых, приведение высказываний Отцов Церкви помогут больному преодолеть бесовское наваждение.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010