В марте: 24, 31 В апреле: 7, 14, 21 В мае: 2, 4 Пассия Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров (22 марта), затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (23 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста . В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Поминальные службы родительских суббот: 30 марта и 13 апреля Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы . В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. Чин Торжества Православия, 24 марта Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия . Богослужение Крестопоклонной недели, 7 апреля Накануне третьего воскресенья (6 апреля, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения . Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля  Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. Акафист Пресвятой Богородице, 19 апреля В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (20 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста. Богослужение Вербного воскресенья, 28 апреля 

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

10 вересня 2009 р. 19:18 Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Александр Невский — образец служения Отечеству» [Ihmepb " ю] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал обозревателю «Известий» Борису Клину о деталях поездки Святейшего Патриарха Кирилла в Нижегородскую епархию. Центральным событием визита станет участие Предстоятеля в торжествах памяти святого благоверного князя Александра Невского. 24 липня 2009 р. 19:51 Владимир Легойда: Массовый голод 30-х годов — боль чад всей Русской Православной Церкви [Ihmepb " ю] Патриархия.ru републикует интервью «Российской газете» Владимира Легойды, в котором председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви ответил на вопросы о голоде 1930-х годов, привлекающие к себе особое внимание в связи с предстоящим визитом на Украину Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла 10 липня 2009 р. 20:00 Владимир Легойда: «Патриарх Кирилл едет к своей пастве» [Ihmepb " ю] Накануне первого визита Святейшего Патриарха Кирилла на Украину председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда рассказал о целях и задачах визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину и ситуации на Украине накануне этой пастырской поездки. 29 2009 р. 11:00 Передача посоха святителя Петра Патриарху Алексию. Малоизвестные подробности [Ihmepb " ю] Дважды святыня из Оружейной палаты передавалась в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II — в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения. Профессор А.А. Золотов в интервью РИА «Новости» рассказал о передаче посоха Патриарху Алексию в 1990 году. 23 2009 р. 15:41 «Было сделано самое важное — Церковь вышла за свою ограду». Интервью Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Кирилла газете «Известия». [Ihmepb " ю] 25 января в Москве откроется Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который должен выдвинуть трех кандидатов на Патриарший престол. В преддверии этого события владыка Кирилл, отвечая на вопросы газеты «Известия», вспоминает о важнейших деяниях почившего Первосвятителя и рассказывает о том, как пройдут выборы нового Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/22...

В обители Задонской Богородицкой главные летние праздники суть: 1) Праздник главного монастырского соборного храма, посвященного в честь Сретения чудотворной иконы Владимирской Богоматери, торжественно празднуемый здесь 21 мая, 23 июня и 26 августа. В эти дни в г. Задонске бывают ярмарочные съезды. 2) Престольный праздник обители бывает 8 сентября и 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери. 3) 14 мая празднуется первое обретение нетленных мощей святителя Христова Тихона и всей России чудотворца. 4) Но особенный местный праздник этой обители составляет в настоящее время торжественное празднование открытия св. мощей святителя Тихона в 13 день августа. И прежде, со времени преблаженной кончины сего святителя, последовавшей 13 августа 1783 года, к этому нарочитому дню всегда приезжали в Задонскую обитель местные архипастыри со штатом своим для торжественного богослужения и стекался во множестве православный народ из близких и отдаленных мест нашего Отечества, чтобы в полноте своего усердия совокупной молитвой почтить праведника Божия. Небезынтересно обратить наше внимание на это торжественное воспоминание блаженной памяти святителя Тихона, как оно тогда совершалось в обители Задонской. Накануне того дня в храме Рождества Богородицы божественная служба начиналась всенощным бдением, архиерей со множеством сослужащего духовенства совершал ее по уставу церкви; служба отправлялась по общей минее – святительская. С наступлением утра храм Божий снова наполнялся людьми разных званий, усердствующими к молитве. Ровно в 9 часов начинался благовест к поздней обедне. Перед началом литургии, по облачении, архиерей входил в алтарь, прикладывался к св. престолу и снова с служащими по чину выходил из алтаря Царскими вратами, и все становились у гроба святителя Тихона; один настоятель монастыря выходил (из алтаря) последним, становился на амвоне лицом к народу и благоговейно читал назидательное духовное завещание святителя Тихона. При первом произнесении слов которого «Слава Богу о всем!» нужно было видеть, как выразительно отражалось на лицах предстоящего в храме народа душевное умиление и глубокая, искренняя почтительность к почившему Святителю. При заключительных же словах сего трогательного завещания «Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте» в церкви слышались рыдания и вздохи. После сего начиналось служение большой панихиды у гроба в Бозе почившего. Все это умилительное молитвословие при тихом, стройном пении архиерейского хора певчих единодушно заключалось искренним благожеланием «вечной памяти» Праведнику – и затем начиналась заупокойная Божественная литургия. По окончании обедни Владыкой благословлялись приготовленные среди двора монастырского столы для нищей Христовой братии и для снисходительных богомольцев, угощаемых обителью трехдневно. Такое учреждение трапезы для приходящих исполняется в обители и до сих пор. Так чтилась от дня кончины блаженная память святителя Тихона в обители Задонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

11 ноября, в день памяти кончины митрополита Московского Платона, нареченный Патриарх Тихон отправился в Вифанию, где присутствовал за заупокойной Литургией, которую совершал наместник Лавры со старшею братиею монастыря. По окончании обедни Владыка, облачившись, вышел для служения панихиды по митрополите Платоне у его гробницы со всею братиею. После братской трапезы Владыка в сопровождении отца наместника вернулся в Лавру. 12 ноября служил в пещерном храме Черниговской иконы Божией Матери при Гефсиманском скиту Божественную литургию и молебен вместе с наместником Лавры, ректором Вифанской Духовной семинарии архимандритом Германом и старшей братиею скита. За Литургией сказал поучение. 12-го же ноября, в воскресенье, после вечерни, нареченный Патриарх совершил в Троицком соборе первый торжественный молебен с акафистом Преподобному Сергию со всею братиею, установленный им особою грамотою во время своего пребывания в Лавре. Установление такого молебна было вызвано тяжелым положением нашего отечества. Преподобный Сергий неоднократно спасал Русскую землю от окончательной гибели; верим с полным упованием, что и теперь угодник Божий не оставит Русской земли без своей помощи. Акафист на этом молебне не читается, а поется служащими и певчими попеременно. 13 ноября нареченный Патриарх отправился в Зосимову пустынь, где с сыновнею радостию был встречен всею братиею пустыни. Пробыв там весь день и выслушав всенощное бдение, Владыка в тот же день в 7 часов вечера выехал из пустыни в Лавру. Первые дни Рождественского поста он провел в строгом воздержании. 16 ноября, накануне дня памяти преподобного Никона, в 3 часа 30 минут пополудни, нареченный Патриарх служил преподобному Никону молебен, в 6 часов вечера – всенощную, а 17-го – Божественную литургию. 17 ноября в 6 часов вечера, ввиду исполнявшегося 19 ноября пятидесятилетия кончины митрополита Филарета, что приходилось на воскресный день, нареченный Патриарх совершил в храме святого праведного Филарета парастас о упокоении святителя Филарета, а 18 ноября – заупокойную Литургию и произнес поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 4 декабря 1994 года было установлено каждый год в День Победы, 9 мая, совершать заупокойное поминовение , что было позже выражено через литургическое прошение на заупокойных ектении и молитве «Боже духов и всякия плоти…» о душах «усопших рабов Божиих: приснопамятных вождей и воинов, за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех Победы ради потрудившихся» . Также стали совершать ежегодный благодарственный молебен Господу Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне . Каждый год Святейший Патриарх Московский и всея Руси вместе с архиереями и духовенством Московской епархии накануне Дня Победы участвует в возложении венков к могиле Неизвестного солдата, которая находится в Александровскому саду . Около местных памятников по городам и прочим населенным пунктам духовенство совершает заупокойную литию по почившим воинам и мирным жителям, пострадавшим от действий фашистских захватчиков. Говоря о роли Церкви в сохранении памяти о Великой Отечественной войне, нельзя не обратить внимание на житие свят. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Стоит напомнить, что до принятия священного сана святой Лука был практикующим хирургом. В начале войны он был в ссылке. Понимая, какое тогда было тяжелое время для государства, он отправил на имя Калинина телеграмму следующего содержания: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку» . Вскоре епископа-врача назначили главным хирургом госпиталя в Красноярске, а затем – в Тамбове. При этом в его госпиталях отмечали хорошие показатели по операциям, которые проводил святитель лично. За такие труды он был награжден Сталинской премией I степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» . Имя владыки сегодня входит в православный месяцеслов не только за его незаурядную личность и заслуги, его житие сохраняет память о Великой Отечественной войне и напоминает о вкладе Русской Церкви в достижение победы.

http://bogoslov.ru/article/6168945

Чувствует Александр Николаевич: страх стал появляться, да такой липкий, тянущий... Открыл скорее книгу заветную, читает – чувствует: отходит страх, спокойно на душе становится, радостно. [Интернет-журнал/Общество] С новым годом! Поздравления священников. ВИДЕО Поздравляют священники Владимир Вигилянский, Артемий Владимиров, Сергий Правдолюбов, Николай Булгаков и Димитрий Смирнов. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Предчувствие потрясений или новое лето благости Господней? Игумен Нектарий (Морозов) В основе всего происходящего один и тот же вирус безумия: борьба за свободу делать то, что ты хочешь, невзирая на то, как скажется это на окружающих тебя людях. [Интернет-журнал/Общество] 2013-й глазами новостного редактора Анастасия Рахлина Может быть, сегодня это особенно трудно, но вспоминая прошедший год, будем учиться не механически повторять вслед за святителем Иоанном Златоустом: слава Богу за все! [Интернет-журнал/Культура] Испытание Новым годом Лидия Павлова Каждый православный человек – это воин, и сегодня совершается испытание каждого из нас потребительским, неоязыческим Новым годом! Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я « ‹ › » В других разделах Встреча с Православием. Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня памяти 12-ти апостолов Сила духа и простота Божественная литургия в Сретенском монастыре в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Иринка – покровительница котят Изречения преподобного Паисия Святогорца Интернет-журнал «Действуйте!» – это его завещание всем нам Церковный орган русской поэзии Будущим старикам: возможно ли утешение на пенсии? «Мы просто хотим оставаться русскими» Отелло в коротких штанишках Гость сайта Церковный орган русской поэзии «Испытания необходимы» «Мы просто хотим оставаться русскими» Пресса Вышел новый номер журнала «Виноград» В.Р. Легойда: Обличение коррупции как греха – часть церковного служения В.Р. Легойда: Социальная несправедливость излечивается милосердием Документы истории «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке Сретенский монастырь Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”) Празднование Владимирской иконы Божией Матери Родители и дети Вопросы священнику Вершки без корешков Работоспособность Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный? Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос? Можно ли расписывать храмы некрещеным, мусульманам или атеистам? Как должны обращаться дети к родителям: на «ты» или на «вы»? СМИ «Одна мысль: пока жив – бей врага» Тайный советник России Англо-саксонская церковь Британии в VII веке © 1999–2018 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна Контактная информация Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page34_4036.ht...

В Казанском духовном училище учились многие видные деятели церкви и ученые, в том числе архиепископы Гурий (Буртасовский), Вениамин (Муратовский), ученый-медик Михаил Федорович Кандаратский. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан Накануне дня памяти святителя митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) 3 января 2013 г митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий совершил освящение домового храма Казанского епархиального управления в честь Воскресения Христова. Владыке сослужили настоятели монастырей и городских приходов. В богослужении принял участие хор Казанской духовной семинарии. По окончании чина освящения, в храме было совершено первое Всенощное бдение, а утром следующего дня митрополит Анастасий возглавил здесь служение Божественной литургии. Владыка отметил, что день освящения храма был выбран не случайно – именно святитель Филарет, в дни своего архипастырства на Казанской земле, много потрудился для сооружения этой церкви. Комплекс зданий Казанского епархиального управления – бывшего духовного училища – построен в 70-х годах XVIII века; здесь учились многие выдающиеся религиозные деятели. После Октябрьской революции, в 1918 году, училище было закрыто, а принадлежащие ему здания отобраны. В Советские годы они использовались в качестве жилых помещений. За последние несколько лет, при поддержке Правительства Республики Татарстан и лично Президента Рустама Минниханова, здесь были проведены восстановительные работы. После торжественного открытия комплекса зданий в нем разместилась администрация Татарстанской митрополии. . Православная история комплекса зданий, где ныне располагается Татарстанское и Казанское епархиальное управление, заслуживает более подробного рассмотрения, которая берет свое начало с размещения в нем в 1832 году духовного мужского училища. Обширный двухэтажный дом в конце ул. Грузинской на пересечении с ул. Казанской принадлежал состоятельной казанской помещице Екатерине Петровне Геркен (в девичестве Есиповой). В 1831 году она продает его казанскому духовному училищу, созданному еще в 1818-м, но не имевшему до сих пор своего здания. Кроме того, в собственность училища приобретаются и другие примыкающие к дому Е.П. Геркен здания, устроенные в различные времена и при различных обстоятельствах. Поэтому размещение в этом комплексе зданий учащихся такого учебного заведения имело достаточное количество неудобств. Но самое главное – это отсутствие собственной церкви. Вот как повествует об истории обустройства церкви в училище видный церковный археолог и историк Евфимий Александрович Малов, профессор Казанской духовной академии, в своей книге «Историческое описание церквей г.Казани»:

http://sobory.ru/article/?object=21157

Я успел сделать несколько рисунков с лучших икон красками на полулистах и еще четыре святительских, в 1 1 / 2 арш., сколько можно верно, дорожа временем покамест иконы сии были у меня в руках и, по приезде Вашем в Москву, представлю Вам на разсмотрение. Я показывал их опытному любителю старины графу Сергею Григорьевичу Строганову и спрашивал: нельзя ли угадать художника? Граф ответил: «что это может быть кисти Андрея Рублева», и показал шесть икон святительских его школы; сочетание цветов в их одежде и форма крестов близко подходят к сим рисункам, но художеством много им уступают. Итак, вот какое сокровище хранилось в селе Васильевском. Много утешил крестьян своих граф Дмитрий Николаевич Шереметев, пожертвовав 500 р. с. на обновление иконостаса. Когда они увидели, что помещик их сочувствует открытию древности их соборнаго храма, то и сами начали более жертвовать. Как бы я желал, чтобы вы когда-нибудь приехали полюбоваться сею чудною святынею! Дорогою Бог привел устроить еще одно хорошее дело. Преосвященный Владимирский, увидав мои рисунки с древних икон, очень ими любовался и, посмотрев аттестат, выданный мне Московскою Синодальною Конторою за обновление иконостаса Успенскаго собора, доверил мне древнюю Византийскую икону Великомученика Димитрия Солунскаго, которая была храмовою в старом Дмитриевском соборе города Владимира и, вероятно, современна основателю в XIII в. Она была совсем записана, но я ее совершенно очистил и уже возвратил Преосвященному. Весьма бы желал я очистить также Царския врата Суздальскаго собора высокаго письма греческаго! Собор сей к счастию не был обновлен, как Владимирский, и сохранил в себе еще много драгоценной древности. Сказавши Вам довольно о иконописи, вменяю себе в обязанность, хотя вкратце, описать патриархальные нравы поселян села Васильевскаго, которые еще удержали древний свой характер, ибо нигде не встречал я что-либо подобное. Народ, занимающийся рукоделием и торговлею, большею частию торгует на Дону и по разным ярмаркам окрестных городов, но сохранил во всей чистоте свое православие и чрезвычайно привержен к церкви. Лучшее его удовольствие украшать свои храмы, на которые готов жертвовать все, что может. Колокольный звон в селе напоминает Кремлевский; церкви очень большия, летняя и зимняя, и всегда полны; свечей ставят множество; служба ежедневная – утреня, две обедни и вечерня постоянно; некоторые из торговцев и женщины ходят каждый день к службе и говорили мне: «как сходишь к обедне, то как-то веселее за дело приниматься». Круглый год поминали блаженной памяти Императора усопшаго, а накануне Николина дня после вечерни была большая панихида со свечами в руках у всех, и церковь была полна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

«Было это, – молвил он, – в такой-то год как раз накануне сельского престольного праздника, [дня памяти святого] пророка Илии. Прилёг я отдохнуть перед своим домом, но не задремал, а был в ясном сознании. И вдруг донёсся ко мне голос: «Мёд и млеко! Мёд и млеко! Мёд и млеко!» Голос был вполне отчётливым, а слова предельно понятными. К тому же звучал он тонко и как-то умилительно – совсем не по-земному. И не был похож ни на один голос, который я когда-либо слышал в жизни. Моя мать находилась рядом, но ничего не услыхала. А я, вняв сему необычному гласу, тут же вскочил и принялся размышлять об этих словах – мёд и млеко! Истолковал я [их] самому себе, что это голос от Бога и что Господь призывает меня к духовной жизни. И вот, ежедневно приводил я себе на память те слова и всегда придавал им одно и то же значение. [И] с той поры убедился, что Бог по-отечески заботится обо мне, а потому обратился к Богу и к [своей] душе». Сейчас Яков занимается распространением миссионерских листков. О голосе, пробуждающем на молитву Отец Алексий из [обители] святого Еразма [Охридского] живёт [совершенным] отшельником. Говорит, что ничто его не беспокоит. Только иногда после полуночи доносится к нему голос, называющий его по имени: «Алексий, вставай и иди в церковь !» Он немедленно поднимается и идёт. И всегда в таких случаях видит, что лампада догорает и нужно подливать елей. [Да] и от многих других слышали мы схожие рассказы о голосе, пробуждающем их и призывающем к молитве. Бывает, что сей зов будит людей, которые должны встать рано и отправиться в дорогу. Это голос Ангела-хранителя. Он заботится о тех, к кому приставлен для служения. Повествование о голосе свыше То, чтó мы расскажем, произошло около сорока лет тому назад. В Шамординском женском монастыре в России скончалась игуменья. Монахини избрали ей преемницу. Причём одна из насельниц пришла к известному оптинскому старцу Иосифу и между прочим сообщила, что сёстры обители выбрали новую игуменью, выдающуюся по образованности и расторопности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но благодать Божия изобильно изливается на всех с верой приходящих к чудотворному образу и в наши дни. В декабре 2008 года служащий Тобольской пожарной охраны был с сослуживцами на экскурсии в Абалакском монастыре. И после неё с благоговением приложился к иконе. На следующий день он снова приехал в монастырь поблагодарить Божию Матерь за явленное ему чудо и дарованное исцеление, и рассказал, что у него в районе глаза был застарелый фурункул и врачи уже наметили операцию, но на следующее утро, после посещения монастыря фурункула не стало. Он почувствовал большую радость, и сразу понял, что это Божия Матерь явила помощь через свою икону. Одним из самых значимых событий связанным с чудотворным образом, безусловно, является избавление жителей Тобольска от голодной смерти из-за проливных дождей в 1665 году. Летом 1665 года в Тобольске и его окрестностях непрерывно шёл дождь. Урожай погибал, народ приходил в отчаяние. Тогда Тобольский архиепископ Корнилий послал в Абалак за чудотворным образом Божией Матери. Святыня была вынесена из Абалака и следующим утром прибыла в Тобольск. Преосвященный с крестным ходом вышел навстречу иконе и с молебным пением перенёс её в собор, где началась Литургия. Служба ещё не кончилась, как дождь прекратился и облака исчезли. В память этого события архиепископ Корнилий постановил ежегодно приносить чудотворную икону из Абалака в Тобольск. Традиция совершения Крестного хода с чудотворным образом была возобновлена в 1999 году и совершается ежегодно в июне накануне дня памяти святителя Иоанна Митрополита Тобольского и всея Сибири Чудотворца. В монастыре в разное время проживали или посещали его люди, в последствие прославленные в лике святых. В первой половине XIX века в монастыре некоторое время проживал праведный иеромонах Мисаил, память которого совершается в Соборе Сибирских святых 23 июня и отдельно 1 сентября по новому стилю. В 1917 году на праздник перенесения Абалакской иконы Божией Матери в Тобольск сюда приезжал сщмч. Гермоген, епископ Тобольский. В 1900 г. в монастырь переводятся 22 монаха из Валаамского монастыря во главе с иеромонахом Антонием. Среди них был и последний наместник монастыря архимандрит Аркадий (Гусев), который оказал сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 году, за что был подвергнут суду, лишению свободы, а затем расстрелян в 1937 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010