Х Покровские чтения Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций «Связь поколений: духовно-нравственное становление личности» 10 октября 9.00 СПб Православная Духовная Академия (наб. Обводного кан., 17) Иоанно-Богословская научная конференция 12 октября 10.00 СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича (наб.р. Мойки, 61, Актовый зал) Пленарное заседание. Открытие Х Покровских Чтений. Выставка-презентация книг. Концерт студенческого камерного ансамбля «Радонеж» ЛГУ им. А.С.Пушкина по духовным произведениям Н.А. Римского-Корсакова, и автора-исполнителя Софии Никулиной (г. Рязань). 14 октября 12.30 Казанский кафедральный собор Межвузовский молебен в праздник Покрова 13.30 Площадь перед Казанским собором III Межрегиональная студенческая акция-митинг «За нравственность на российском ТВ» Педагогические секции и мастер-классы 11 октября в 13.00 Культурно-просветительская поездка (КПП) с посещением храмов в вузах — Академии Художеств, Горного и Педагогического Университетов Медицинской Академии. 12 октября 18.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Мастер-класс «Все на КПП !!!» на основе 3-х летнего опыта проведения культурно-просветительских поездок для студентов. 13 октября 13.00. РГПУ им. А.И. Герцена 11 корпус, кафедра социальной педагогики, каб. 8 Секция «Детско-родительские отношения в социально-педагогическом аспекте» Ведущие: Расчётина Светлана Алексеевна (профессор, РГПУ им. А.И. Герцена), Кошкина Валентина Сергеевна (доцент, РГПУ им. А.И. Герцена), Львова Александра Юрьевна (аспирант РГПУ им. А.И. Герцена) 14 октября. 16.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Секция «Духовно-нравственное воспитание в традициях сотрудничества поколений» 14 октября 18.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Мастер-класс «Сердца открыты для добродетели» (проведение студенческой благотворительной акции) 15 октября 16.00 РГПУ им. Герцена (Мойка, 48, 11 корп.) Мастер-класс «Возрождение культуры проведения студенческих балов в Санкт-Петербурге». Студенческий осенний покровский бал.

http://pravmir.ru/opublikovana-predvarit...

Татьяна Котул Протоиерей Михаил Ильич Соколов Скачать epub pdf Михаил Ильич Соколов, один из выдающихся представителей петербургского духовенства, протоиерей Казанского собора, родился 30.09.1845 г. в семье священника Смоленской епархии. В 1861 г., окончив Архангельское Духовное Училище, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную Семинарию, где инспектором, а позже и ректором, был его родной брат, архимандрит Донат. В продолжение всего семинарского курса М. И. Соколов жил в его квартире, пользуясь обширной научной библиотекой брата. По инициативе архимандрита Доната, в Семинарии часто устраивались студенческие богословские диспуты, на которых М. И. Соколов блистал начитанностью и даром слова. Будучи студентом, М.И.Соколов вместе с товарищами 4 года трудился в детском сиротском приюте Св. Петра. В этот период была заложена основа его будущей педагогической деятельности, в нём развились учительский такт и навыки работы с детьми. Помимо этого, М.И. Соколов, преподавал в Воскресной школе при Семинарии. Педагогическая деятельность увлекла будущего пастыря, он знакомился с лучшими статьями и книгами по педагогике, по методике первоначального обучения детей и по преподаванию Закона Божия, читал журнал «Учитель», изучал «Родное Слово» Ушинского и пр. Для получения высшего богословского образования три лучших студента Архангельской Семинарии были направлены в столицу. В 1867 г. М. И. Соколов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Там он обучался на церковно-практическом отделении. Курс научной педагогики студентам читал тогда протоиерей И.Л. Янышев. То, что М. И. Соколов узнал о педагогике в Семинарии, здесь было раскрыто шире, научно, с глубоким убеждением в важности дела воспитания и обучения детей. В 1871 г. он окончил курс Академии со степенью кандидата богословия. Ещё, будучи на последнем, 4-м курсе Академии, он участвовал в конкурсе и давал пробные уроки при Комиссии на должность преподавателя греческого языка при Александро-Невском духовном училище, что ему вполне и удалось, благодаря научным знаниям и основательной педагогической практике. Училище было первой ступенью духовного образования. Оно располагалось тогда на наб. Обводного кан., 17 б. Здесь обучались от 300 до 470 мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Новости 7 октября, 2009 Приморский край примет участие в антиалкогольном проекте " Общее дело " Приморский край примет участие в антиалкогольном проекте «Общее дело», презентация которого состоялась сегодня во Владивостоке. В регионе уже принимаются меры, направленные на сокращение продажи спиртных напитков в общественным местах. В частности, полностью запрещена торговля пивом и алкогольными напитками в местах массового отдыха приморцев. Также разработан и направлен в законодательное собрание края законопроект, запрещающий продажу алкоголя […] 6 октября, 2009 Визит в Киев делегации Константинопольского Патриархата Константинополь расценивает митрополита Киевского и всея Украины Владимира как духовного лидера украинских православных верующих 6 октября, 2009 В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября, в Москве пройдет благотворительная акция «День милосердия ко всем во узах находящимся» По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 октября 2009 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве состоится благотворительная акция Русской Православной Церкви «День милосердия ко всем во узах находящимся» 6 октября, 2009 Опубликована предварительная программа Х Покровских чтений Х Покровские чтения Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций «Связь поколений: духовно-нравственное становление личности» 10 октября 9.00 СПб Православная Духовная Академия (наб. Обводного кан., 17) Иоанно-Богословская научная конференция 12 октября 10.00 СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича (наб.р. Мойки, 61, Актовый зал) Пленарное заседание. Открытие Х Покровских Чтений. Выставка-презентация книг. Концерт студенческого камерного ансамбля «Радонеж» ЛГУ […] 6 октября, 2009 Осенняя сессия юбилейной XX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ пройдет 9-14 октября 9–14 октября 2009 года под эгидой Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви пройдет осенняя сессия юбилейной XX Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 9 октября 2009 г. после совершения Божественной литургии в храме свт. Николая в Кузнецах конференция откроется пленарным заседанием и секцией «Русское богословие: традиция и современность». 10–14 октября работа конференции продолжится по […]

http://pravmir.ru/category/news/page/579...

Храм святого Богослова Санкт-Петербурзьких духовних 29 травня 2011 р. 12:00 29 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит молебен на обновление домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии , после чего возглавит служение Божественной литургии в воссозданном храме. Храм святого Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ (наб. Обводного кан., 17) исторически относился к Санкт-Петербургской духовной семинарии (здание Духовной академии с храмом во имя Двенадцати апостолов, построенное в 1817-1819 гг., до сих пор не возвращено Русской Православной Церкви). Семинария, предшествующие которой духовные школы с 1721 г. находились в корпусах Александро-Невского монастыря, согласно воле императора Николая I обрела новое отдельное здание в 1838-1841 гг. Строительный комитет возглавил ректор семинарии архимандрит Афанасий (Соколов), впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский. Проект здания в стиле классицизма с домовой церковью составил синодальный архитектор академик Аполлон Федосеевич Щедрин (1796-1847). Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой. Освящение храма совершил 26 сентября 1841 г. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) уже при новом ректоре семинарии архимандрите Феогносте (Лебедеве), впоследствии архиепископе Псковском и Порховском. В 1859 г. для семинарского храма учреждается особый штат (до этого в нем служили лаврские иеромонахи). В разные годы в семинарском храме молились причисленные ныне к лику святых ее ректор священномученик Вениамин (Казанский), воспитанники священномученики Алексий (Ставровский), Философ (Орнатский), Михаил (Чельцов) и др. После празднования 75-летия семинарии (1884) была осуществлена реконструкция здания. В 1886-1887 гг. по центральной оси по проекту архитектора Синода Николая Никифоровича Маркова (1815-1895) был пристроен со двора трехэтажный объем с наружной отделкой в русском стиле. В его верхний этаж перенесли храм, освященный 18 декабря 1888 г. архиепископом Холмским и Варшавским Леонтием (Лебединским), (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Из прежнего помещения, в котором остался актовый зал, перенесли барельефы работы скульптора В.И. Демут-Малиновского и иконостас. Академик живописи П. С. Шильцов к ноябрю 1890 г. написал для дополнительной части иконостаса 8 икон, а также расписал плафон над алтарем. С 1900 г. при семинарском храме действовало братство св. Иоанна Богослова для помощи неимущим студентам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1497840...

Номоканон I, 9 (Аф. Синт., I, 49). 1295 IV Всел. соб. кан. 25, Трул. 35. Это, главным образом, касается управления церковным имуществом за время вдовства епархии. По новейшему церковному законодательству, после смерти епископа в одних церквах подлежащая власть передает управление епархией до поставления нового епископа кому-нибудь из ближайших епископов (ст. 38 болгарск, экзарх, устава 1895 г., в Сербии, по § 24 закона о церк. властях 1890 г. управление вдовствующею епархией может быть поручено архимандриту, которого назначает митрополит), в других – сначала епархиальная консистория временно управляет делами, с установленными ограничениями, а затем управление переходит к особому администратору (ст. 5 закона 1852 г. об епархиях в Греции; § 98 органического устава 1869 г. Сибинской митрополии; §§ 127–129 консистор. устава 1869 г. для Буковинской епархии). 1296 Ап. кан. 36, Антиох. соб. кан. 17, Васил. Вел. кан. 10, послан. III Всел. собора (или кан. 9 того же собора). 1297 Ап. кан. 36, Анкир. соб. 18, Антиох. 18 и толков. архим. Иоанна на этот последний канон (I, 408–410). 1299 Связь епископа с своею церковью уподобляют связи Христа с церковью, и епископ, трудясь всю свою жизнь о чистоте и неповрежденности церкви, должен по смерти своей предоставить ее Христу, первому жениху ее, такою же чистою и неповрежденною, какою и принял ( 2Кор. 11:2 ). См. архим. Иоанна толк. на 14 Ап. кан. и 24 Халкид. соб. (I, 157; II, 307). 1301 Ап. кан. 14 и толкован. архим. Иоанна на 21 кан. Антиох. соб (I, 412–414). Ср. подробности об этом у Ζhishman, Die Synoden. 8. 12–17. 1302 Ср. ст. 6 канонизма о епископах в Константинопольском патриархате; ст. 4 закона 1852 г. о епископах в Греции; ст. 47 (соотв. 56) болг. экзарх, устава, и § 26 закона о церк. властях в Сербии. 1303 См. послание (иначе 9 кан.) III Всел. собора, 3 кан. Кирилла Алекс., 10 кан. Петра Александ., Перво-втор. соб. кан. 16 и мое толкование послания III Всел. собора («Правила с тумач.». II, 349–375). 1304 См. §§ 54, 56, 60 и 71 (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

– спорная (contentiosa), если она осуществляется в отношении достижения и отстаивания прав, принадлежащих физическим или юридическим лицам, или же к объявлению юридических фактов (кан. 1400, § 1, 1-е); – карательная (poenalis), если она осуществляется для установления личной ответственности за противозаконное деяние или для юридической декларации наказания (кан. 1400, § 1, 2-е). Таким образом, осуществление судебной власти, которое должно производиться по предписаниям права (кан. 135, § 3), служит защите личных или общих прав. Судебная власть не может быть делегирована. Единственное исключение из этого положения делается для осуществления актов подготовки какого-либо декрета или судебного решения (кан. 135, § 3). Церковь обладает собственной и исключительной властью выносить судебные решения по: – делам, относящимся к духовным вопросам (вера, нравы, таинства, обеты) или связанным с таковыми (церковное имущество); – делам, относящимся к нарушению церковных законов, или таким, где присутствует вопрос о грехе – в том, что касается определения вины и наложения наказания (кан. 1401); – вместе с тем споры, возникшие из актов административной или исполнительной власти, могут быть переданы только настоятелю или административному суду (кан. 1400, § 2). •Коллегия Епископов, всегда со своим главой и никогда – без своего главы, обладает полной судебной властью (кан. 336), которую она может осуществлять на Вселенских Соборах. Римский Первосвященник лично обладает полнотой судебной власти (канн. 331; 333, § 1), однако обычно он осуществляет её посредством особых комиссий или судов Святого Престола, составленных для рассмотрения данного дела (кан. 1442). Диоцезальные Епископы обладают в отношении своих диоцезов судебной властью, которую они обычно осуществляют в первой инстанции через посредство либо диоцезального суда и судебного викария (канн. 1419, § 1; 1420, §§ 1–2; 1421, §§ 1–2), либо региональных судов (кан. 1423), а Митрополит – посредством суда митрополии (кан. 1438, 1-e, 2-е).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Как правило, в полномочия коллегии входят следующие вопросы: – если диоцезальная кафедра остаётся вакантной и в диоцезе нет Епископа-коадъютора, а Епископ не составил список заместителей для подобных случаев, коллегия обязана избрать священника, к которому переходит управление диоцезом (кан. 413, § 2); – если кафедра остаётся вакантной, то в течение восьми дней после извещения об этом коллегия должна избрать диоцезального администратора (кан. 421, § 1); – если отсутствует Епископ-помощник, то коллегия обязана известить Апостольский Престол о кончине Епископа (кан. 422); – если кафедра остаётся вакантной, то к коллегии переходят полномочия совета священников (кан. 501, § 2); – коллегии следует принять исповедание веры у диоцезального администратора (кан. 833, 4°); – папскому легату следует выслушать мнение хотя бы некоторых членов коллегии о назначении диоцезального Епископа и Епископа-помощника (кан. 377, § 3); – вступая в каноническое владение диоцезом, Епископ должен лично или через своего представителя предъявить коллегии письмо о своём назначении на должность, выданное Апостольским Престолом. То же самое обязаны сделать при вступлении в должность Епископ-помощник и Епископ-коадъютор, причём последний лишь в том случае, если диоцезальному Епископу что-либо препятствует занять кафедру (канн. 382; 404). Диоцезальный Епископ должен выслушивать мнение коллегии в следующих случаях: – прежде чем совершить акт ординарной администрации, особо важный для диоцеза (кан. 1277); – при назначении диоцезального эконома и при его смещении до исполнения пятилетнего срока (кан. 494). Необходимо согласие коллегии для того чтобы действительным образом: – диоцезальный Епископ мог осуществлять акты экстраординарной администрации (кан. 1277); – сам Епископ или уполномоченные им и юридически подчинённые ему лица могли осуществить отчуждение (alienatio), сумма которого превышает пределы, установленные конференцией Епископов (канн. 1292, § 1; 1295); – диоцезальный администратор мог разрешить клирику инкардинацию, экскардинацию или перевод в другую отдельную Церковь по истечении года с того дня, как епископская кафедра осталась вакантной (кан. 272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1797 Напр. в Австрии, по 122 и 123 § свода уголовных законов 27 мая 1852 г., тяжелым тюремным заключением, от 1 до 10 лет, наказываются преступления против религии, наказываемые церковною властью анафемою. Ср. об этом относительно римско-католической церкви превосходное исследование Dr. Jos. Fessler, Der Kirchenbann und seine Folgen (Sammlung vermischter Schriften über Kirchengesch. u. Kirchenrecht. Freib. im B., 1869. 187 fg.). 1799 31 Ап. кан., говоря о наказании, которое следует налагать на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это должны делать μετ μαν, κα δευτραν, κα τρτην παρκλησν (Аф. Синт., II, 39). См. О нынешнем применении этого наказания 26 прим, этого §. 1800 Ап. постановл., кп. II, гл. 48 (Pitra, I, 194), 19 кан. IV Всел. соб. В смысле выговора, о котором упоминает этот кан. IV всел собора, следует разуметь и 25 кан. Антиох. и 13 Сардик. соб. 1801 В канонах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (епископа на пресвитерскую, 20 кан. Трул., ср. и 10 кан. Лаод.). Но этому противоречит 29 кан. IV Всел. собора, который говорит, что εροσυλα, πσκοπον ες πρεσβοτρου βαθμν φρειν, и, следовательно, по толкованию Зонары 20 кан. Трул. соб. (Аф. Синт., II, 349), Вальсамона (ib. 350) и архим. Иоанна (II, 317) должно понимать, как сказано у нас в тексте; основные же соображения об этом см. в моем толковании 29 кан. Трул. соб. (Правила с туман. I издание, II, 144). 1802 Ап. кан. 35. В Сербии лица духовного сана, приговоренные к монастырскому наказанию: " а) не имеют права ни выходить из монастыря, ни ходить в приход; б) в монастырский храмовой праздник они должны находиться в назначенном им месте, а не ходить в народе; в) кроме определенной им комнаты, они не могут ночевать в другой, ни после определенного срока задерживаться у других; г) должны точно и регулярно посещать утреню, часы, литургию и вечерню и на клиросе читать или петь; д) в своей келии читать Библию и другие книги церковного содержания» (предписание архиерейского собора консисториям 15 сент. 1865 1567); и если кто-либо из них нарушить упомянутые правила, то .настоятель монастыря должен исправлять его следующими наказаниями: поклонами в церкви до сто раз, чтением одной или больше кафизм, с лишением выхода из келии на 24 часа без сухоядения или с сухоядением» (определение арх. собора 22 дек. 1869 года 6065), ср. чл. 175 закона о црквеним властима 1890 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1853 Ап. кан. 29, Трул. соб. кан. 22, VII Всел. 4 и толкование архим. Иоаана 29 Ап. канона (И, 171). 1858 «Если который епископ за деньги совершит рукоположение у непродаемую благодать обратят в продажу и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного кого из числящихся в клире, или произведет за деньги во экономы, или экдика, или парамонария, или вообще в какую либо церковную должность, ради гнусного прибытка своего: таковый, быв обличен, что на это покусился, да будет подвержен лишению собственной степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Если же явится кто и посредствующим в столь гнусном и беззаконном мздоприятии: то и этот, если из клира, да будет низвержен со своей степени; если же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме». IV Всел. соб. кан. 2. – Ап. кан. 29 определяет священнослужителю за симонию извержение и отлучение от церкви, следовательно два наказания, и Зонара, опираясь на сказанное в 25 Ап. каноне, что не следует налагать два наказания за одно деяние, замечает, что в этом случае, т. е. за симонию, каноны налагают двойное наказание δια τν τς κακας περβολν, κα τν τν μαρτημτων βαρτητα (по величайшему злу тяжести греховной. Аф. Синт., II, 37). См. νταλμα πρς χειροτονομενον μητροπολτην κα ρχιεπσκοπον (Аф. Синт., V, 547), а также окружные послания Константинопольского синода 11 июля 1853 г. и сентября 1854 г. об обязанностях епископов ( Χρστοπολου Συλλογ, σελ. 161 и 179). Ср. и пункт нынешней архиерейской присяги. Предписания греко-римского законодательства относительно симонии см. в номокан. I, 24 (Аф. Синт., I, 61–63). 1859 Ап. кан. 62, Карфаг. соб. кан. 46 и толков. архим. Иоанна на 62 ан. кан. (I, 216–217). Ср. 4 прим. 59 § и 60 § этой книги. 1861 Ап. кан. 35, I Всел. соб. кан. 15, II Всел. 2, III Всел. 8, UV Всел. 5, Анкир. 13. Антиох. 13 и 22, Сардик. 3, Карф. 48. Ср. 264 стр. этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1444 Что слово παροικα употреблялось первоначально для обозначения епископской области, или нынешней епархии, мы уже сказали (стр. 303). В VI веке на Западе начали употреблять это слово в нынешнем смысле, а с Запада приняли его и те из православных христиан, которые по географическому положению были ближе к нему. Самое слово есть греческое и произошло от παροικεν (habito, incolo, commoro), обитаю в некоторых определенных местах, почему и говорили: κκληοσα παροικοσα Κρινθον или Ρμην что значило; церковь Коринфская, церковь Римская (Cf. Suicer., Thesnur. eccles. II, 598). Греки называют наш приход νορα, откуда и произошло hypuja и hypujam, употребляемые в некоторых сербских областях. У русских сербская «napoxuja» называется приход, «napoxujahhы – прихожанин, а «парох» – приходской священник. 1448 Ср. кан. 24 Антиох. соб., 33 Карфаг., 11 кан. VII Всел. собора, 2 и 3 Кирилла Алекс. и др. и толкования на эти каноны. 1449 Вальсам. толкование 17 кан. IV Всел. соб. (Аф. Снит., II, 259), Зонары толков. 71 Карф. кан. (Аф. Синт., UII, 465). 1450 Теперешние посстановления закона о поставлении приходского священника мы укажем в § 99. Здесь же мы приводим сведения из древнего церковного и церковно-гражданского законодательства, а об упомянутом в тексте праве епископа поставлять служителей церкви см. 26 кан. IV Всел. собора и 11 кан. VII Всел. собора. Ср. номоканон IX, 1; X, 1 (Аф. Синт., I, 168 и 236); 8 отв. Иоанна Китрского (ib. V, 140); Вальсам, толков. 86 кан. Карф. соб. (ib. III, 516). 1451 См. 10 кан. Феофила Алекс. Вальсамон в толковании итого канона, придавая самое главное значение в этом совещании голосу клира, признает за епископом полную власть, по выслушании мнения клира, поступить все-таки согласно своему усмотрению, ε κα πσκοπος συνκατατθεται τ κρσει το κλρου (Аф. Синт., ΙV, 350). Ср. 4 отв. Иоанна Китрского (ib. V, 406). 1452 См. §§ 56 и 91. Ср. А. Павлов, Об участии мирян в делах церкви с точки зрения правосл. канон., стр. 5 и сл. 1453 Ср. об этом новеллу императора Алексея Комнина 1107 г., διατυποσα τ περ τν ψφων, κα ποους δε ε ναι τος πανταχο ρχιερες· πρς, δ κα τος ερες ν τας παρχαις, κα τας μητροπλεσι κα τας πισκοπας. Αф. Синт., V, 291–304 (Zachariae Jua gr.-rom. III, 412–424). Эта новелла вошла в канонические сборники прав, церкви и, как служила некогда основою отношений между церковною и государственною властью при поставлении лиц, долженствовавших нести общественное служение в церкви, так послужила ею и в последующие времена для нормирования в этом вопросе отношений между церковью и государством и для признания за государственною властью законного участия в поставлении упомянутых лиц. Подобна этой и другая новелла того же императора, также вошедшая в канонические сборники православной церкви (Zachar. Ib. III, 424–426). Ср. Вальсам. толков. 18 кан: I Всел. собора и 19 Трул.соб. (Аф. Синт., II, 156 348). См. сказанное об этом в § 15, 25 и 40 этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010