епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор I Вселенский Собор был созван в 325 г. императором Константином Великим по просьбе многих епископов, в частности Св. Осии Кордубского, по поводу ереси Ария. Собор имел место в Никее, главном городе Вифинии. На нем присутствовало 318 отцов. Главными среди них были Александр, епископ Александрийский, Евстафий, епископ Антиохийский и Макарий, епископ Иерусалимский. Рим был представлен двумя легатами епископа Римского Сильвестра. В Соборе принимали участие прославленные своими подвигами святые: Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунский, Пафнутий Фиваидский, Осия Кордубский и др. Среди сопровождавших епископов клириков особенно выделялся богословскими знаниями и красноречием молодой диакон Александрийской Церкви Св. Афанасий Великий . Арий учил, что Иисус Христос не был единосущен Отцу, а был Им сотворен, т.о. искажая учение о Св. Троице. Собор решительно осудил эту ересь, составил Символ Веры , выражающий православное учение, и издал 20 правил. 1 . Если у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен: таковой да пребывает в клире. Если же, будучи здрав, сам себя оскопил: такового, хотя бы и был причислен к клиру, надлежит исключить, и отныне никого из таковых не должно производить. Но как явно то, что сие изречено о действующих с намерением, и дерзающих оскоплять самих себя, так напротив, если которые оскоплены от варваров, или от господ, впрочем же обрящутся достойны: таковых правило допускает в клир (Ап. Правило 21). Ср. Ап. 21, 22, 23 и 24. Двукр. 8. 2 . Поскольку, по нужде или по другим человеческим побуждениям, многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческого жития недавно приступивших к вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре приводят к духовной купели; и тотчас по крещении возводят в епископство или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было, потому что и оглашенному надобно время, а после крещения – дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское, говорящее: не новокрещенного, да не разгордившись в суд впадет и в диавольскую сеть. Если же в продолжении времени душевный некоторый грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя или тремя свидетелями: таковой да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, как дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

В трудах по патрологии, написанных профессорами И. В. Поповым , Н. И. Сагардой , К. Е. Скуратом , богословие святого Ефрема Сирина вовсе не рассматривается. Ничего не сказано о нем и в «Золотом веке святоотеческой письменности» архим. Киприана (Керна) . В переведенной на русский язык в 2011 году «Сирийской патрологии» Игнасии Ортиса де Урбины отмечено лишь, что «сотериология больше всего присутствует в «Комментарии на Послания ап. Павла», в котором утверждается, что Бог за всех людей вкусил смерть. Спасение же совершилось посредством страданий и Крестной жертвы Христа» (Ортис де Убина Игнасио, с. 85). Отмечает выверенность догматики святого Ефрема, но ничего не пишет о понимании им догмата об Искуплении автор курса патрологии, прочитанного в Джорданвилльской семинарии, инок Всеволод (Филипьев). «Богомудрым догматистом» ( Сидоров А. И. , 2013) называет в одной из своих работ Ефрема Сирина проф. А. И. Сидоров , но ничего не пишет о догматическом учении святого. Перейдем к трудам по догматическому богословию. Ничего не сказано о взглядах святого Ефрема Сирина по интересующему нас вопросу у архиепископа Антония (Амфитеатрова) , архиепископа Филарета (Гумилевского) , протоиерея Николая Малиновского . Епископ Сильвестр (Малеванский) дает ссылку на принадлежащее Ефрему Сирину «Слово о страданиях Спасителя» ( Сильвестр (Малеванский) , епископ Каневский, с. 159), из которого, к сожалению, можно получить только общее представлении о смысле Искупительной Жертвы – что Христос был распят за нас и ради нас. Этим же текстом ограничивается и митрополит Макарий (Булгаков) , цитируя из него следующие строки: «за нас пострадал бесстрастный Владыка, за нас распят единый безгрешный…; за нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш» ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский, с. 143). «Всеспасительную и всепобеждающую силу Христова креста вдохновенно описывает непревзойденный поэт светлой христианской печали – преподобный Ефрем Сирин » (Собрание творений, с. 174), – пишет преподобный Иустин (Попович) и предлагает несколько цитат из творений сирийского святого, ни одна из которых не позволяет как следует понять смысл Искупительной Жертвы в понимании святого Ефрема. В качестве примера приведем часть одной из них: «Крест… просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он упразднил идольскую лесть. Он, от запада и севера, от моря и востока собрав народы в единую Церковь , к единой вере и единому крещению, связал их любовью… Сим святым оружием Христос расторг всепоядающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу» (Собрание творений, с. 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/do...

профессор В. М. Кириллин Образ равноапостольного великого князя Владимира в древнерусских гомилиях заслуженный профессор МГУ, профессор МДА А. С. Соболев На чем может основываться продуктивное сотрудничество православных богословов и естествоиспытателей профессор И. С. Дмитриев (СПбГУ, Музей Д. И. Менделеева) Наука в конфессиональных контекстах преподаватель МДА, доц. ПСТГУ иерей О. Мумриков Православная традиция и экологическая проблематика 14:00 – 15:00. Обед 15:00. Второе пленарное заседание преподаватель Первушин М. В. К вопросу миссионерской методологии святых Кирилла и Мефодия в житиях равноапостольских братьев профессор архимандрит Макарий (Веретенников) Из истории русской церковной иерархии XV века. иерей Константин Костромин (СПбДА) Международные христианские связи Киевской Руси в эпоху Крещения Руси: характер и масштаб архимандрит Сильвестр (Стойчев) (КДА) Украинские жития святого князя Владимира XVI-XVIII вв. доцент игумен Дионисий (Шленов) Симеон Новый Богослов в русской средневековой книжности и духовной культуре преподаватель МДА иеромонахТаврион (Смыков) Откровение Мефодия Патарского и формирование христианской эсхатологии на Руси 11 октября, пятница 10:00. Третье пленарное заседание профессор протоиерей Владислав Цыпин Влияние церковного устава святого Владимира на древнерусское право профессор А. М. Пентковский Литургическая традиция Русской Церкви XI века и её особенности доцент Кузенков П. В. Цивилизационный выбор Руси: Византия, Запад и Халифат в эпоху св. Владимира доцент Квливидзе Н. В. Программа росписи Покровского собора Александровской слободы преподаватель Афанасьева Н. Е. «Сборник о подвижничестве иноков” собрания Оптиной Пустыни как памятник славянской письменности 18-19 вв. преподаватель Ковшов М. В. Проблема центра богословия св. Ап. Павла с точки зрения русской православной библеистики 14:00 – 15:00. Обед 15:00. Четвёртое пленарное заседание профессор Н. Ю. Сухова (ПСТГУ) Духовно-учебная помощь России Поместным Церквам как свидетельство единства Православной Церкви (вторая половина XIX - начало XX в.)

http://e-vestnik.ru/db/konferenziya_1025...

Примечания: 1 Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной Церкви/[Сост. свт. Филарет (Дроздов) ]. М., 2006. С. 84. Почти слово в слово это определение повторяется и в классической греческой догматике Христоса Андруцаса: AvSpovraag Хр., 1956 г. С. 401. 2 Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие. М., 1999 г. Т. 2. С. 355. 3 Блж. Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных 256//Сочинения блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994 г. С. 378. 4 Цит. по: Венедикт (Алентов) , иером. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. К., 2004 г. С. 9–10. 5 Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия. К., 1892 г. Т. 4. С. 50. 6 блж. Феофилакт Болгарский . Указ. соч. С. 49–50. Дореволюционные авторы в связи с этой мыслью обычно также цитируют слова, приписываемые Виктору, пресвитеру Антиохийскому: «О чем говорится здесь [в Евангелии], не разнится от того, что говорит ап. Иаков в своем каноническом послании», но как показали новейшие исследования, ни авторство, ни точная датировка этих слов неизвестны. 7 См.: Сильвестр (Малеванский) , еп. Указ. соч. Т. 4. С. 51. 8 См.: Филарет (Гумилевский) , архиеп. Православное догматическое богословие. Чернигов, 1865г. Т. 2. C. 311. 9 См.: Сильвестр (Малеванский), еп. Указ. соч. Т. 4. С. 52. 10 Георгий (Ярошевский), иером. Соборное послание св. апостола Иакова: опыт исагогико-экзегетического исследования. К., 1901. С. 289. 11 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857; М., 1999г. Т. 2. С. 473. 12 Георгий (Ярошевский), иером. Указ. соч. С. 292. 13 Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 2. С. 473. 14 Там же. 15 Здесь можно отметить, что архиепископ Филарет (Гумилевский) , митрополит Макарий (Булгаков), иеромонах Георгий (Ярошевский), епископ Иларион (Алфеев) считают неверным совершение таинства Елеосвящения над физически здоровыми людьми. Так архиеп. Филарет указывает, что таинство не совершается над

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

После этого, Ап. Петр крестил сотника Корнилия с семейством (10:48); Ап. Павел крестил Лидию и дом ее (16:15), он же крестил в Филиппах темничного стража с домашними его (16:33 – употребленная здесь форма глагола βαπτσθη показывает, что страж был крещен кем-то, т. е. Ап. Павлом, виновником его обращения ко Христу), некоторых из коринфян (18:8, 1Кор. 1:14, 16 ) и некоторых учеников Иоанна Крест., в Ефссе ( Деян. 19:6 ). На крестившихся низводились, через возложение рук, дары Св. Духа. Эта власть совершать таинство руковозложеиия, вскоре замененного миропомазанием (Опыт Прав. Догм. Бог . Еп. Сильвестра, т. IV, стр. 379, К. 1889), принадлежала, исключительно, Апостолам, что видно из VIII и XIX гл. кн. Деяний (Архим. Макарий. Толк. Ап., кн. 1, Деян. св. Ап., стр. 222–223, М. 1876). О данной Апостолам власти совершать таинство причащения, повествует Лука ( Лк. 22:17–20 , Деян. 2:42, 46; 20:7 ), Матфей ( Мф. 26:26–29 ), Марк ( Мк. 14:22–26 ) и Ап. Павел ( 1Кор. 11:23–25 ).О власти принимать в церковь кающихся христиан и разрешать их от грехов, или совершать таинство покаяния, известно, во-1-х, что Сам Спаситель дал эту власть своим ученикам ( Мф. 16: 19 , ср. Ис. 22:22 и Откр. 1:18 , Мф. 18:17–18 , Ин. 20:21–23 ) и, во-2-х, что Апостолы разрешали кающихся. В кн. Деяний повествуется, что после того, как сыны Скевы иудеянина, заклинавшие духов именем Иисуса и Павла, подверглись за такую безрассудность опасности жизни от бесноватых, «многие из уверовавших (крещенные – Деян. 4:32 , 1Сол. 1:7 ) приходили, исповедуя (εξομολογομενοι от μολσγεν ,что значит, вообще, устно исповедовать, признавать что-либо – Лк. 12:8 , Ин. 1:20 , Деян. 24:14 , Рим. 10:9 – и, в частности, устно исповедовать грехи, признаваться в них – Мф. 3:6 , Мк. 1:5 ) и открывая (ναγγλλοντες – от ναγγλλω – раздельно перессказывать что-нибудь) дела свои – τς πρξεις, что означает, иногда не только грехи, но и чудеса ( Деян. 19:18 , ср. 1Кор. 5:5 ; 2Кор. 2:6–10 ). Здесь нельзя разуметь чудеса. С одной стороны, не естественно, чтобы страх, которому подверглись Ефесяне вследствие постигшего наказания сыновей Скевы, привел их (Ефесян) к хвастовству какими бы то ни было делами, а не к исповеди грехов, с другой стороны, в сирском переводе звачится: renuntiabant offensas suas, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Тимофей 1748–1757 Иосиф III 1509–1521 Арсений 1757–1770 Иосиф IV 1523–1534 Гавриил 1770–1783 Макарий II 1535–1556 Самуил 1783–1796 Сильвестр 1556–1567 Иерофей 1796–1799 Иона 1568–1577 Гавриил 1799–1803 Илия 1577–1579 Серапион 1803–1822 Онисифор 1583–1588 Евгений 1822–1837 Михаил Рагоза 1588–1596 Филарет 1837–1857 Иов Борецкий 1620–1631 Исидор 1858–1860 Исайя 1631–1633 Арсений 1860–1876 Петр Могила 1633–1647 Филофей 1876–1882 Сильвестр Коссов 1649–1657 Платон 1882–1891 Дионисий Балабан 1658–1663 Иоанникий 1891 Иосиф 1663–1676 Феогност 1900 Антоний 1676–1679 Флавиан 1903 Гедеон 1685–1690 Так же преемственно должна передаваться пастырская власть и в будущем, так как только при этом условии Церковь Христова может достигать своего назначения, а потому истинное священство пребудет в ней вечно. Ап. Павел, говоря об установлении таинства причащения, замечает: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ), т. е. до второго пришествия Христа на землю. Без совершителей же это таинство не может существовать. Сам Иисус Христос, облекая апостолов благодатною влагою, сказал им: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20). Но апостолы не пребывали во плоти до скончания века, поэтому обещание Его относится не только к ним, но и к их преемникам, так как пастырское служение, по словам ап. Павла, должно совершаться в Церкви, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ), а это возможно лишь в будущей жизни. Св. ап. Петр, давая наставления пастырям относительно управления Церковью, говорит: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ), чем также ясно указывает, что исполнение пастырской обязанности пасти стадо Христово должно продолжаться до второго пришествия Христова на землю и страшного суда, когда действительно исполнители заповедей Христовых получат неувядаемый венец славы. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

E. The New Islamic Dynasties: A Chronological and Genealogical Manual. Edinb., 2004. P. 213-214, 232-233, 239-242. (с указанием годов, к-рые упом. в источниках): св. Сосипатр, ап. от 70 (пам. 28 апр., 10 нояб.); сщмч. Тертий (Терентий), ап. от 70 (пам. 21 июня, 30 окт., 10 нояб.); сщмч. Корнут (пам. 12 сент.); Цельс (ок. 10-20-х гг. III в.); Никомас (60-е гг. III в.); Петр (ок. 314); Евлалий (325); Иоанн (50-60-е гг. IV в.); Фавстин (до 372); свт. Амфилохий (373 или 374 - после 394); Валериан (июнь-июль 431); Онисифор (8.08.449 - нояб. 451); Палладий (457); Феодул (536); Пастор (14 мая 553); Феодор (2-я пол. VI в.); Павел (681); Илия (691); Лев (786-787); Константин (сент. 810, 825 или 840); Феофилакт (869-870); Феофил, (нояб. 879); Лонгин (IX-X вв.); неизвестный (916 или 921); Фока (между 956 и 970); Василий (февр. 997); Иоанн (1027-1032); Исаия (1078-1082); Евстафий (1094); Иоанн (7 сент. 1159); Иоанн (1166-1177); неизвестный (1186); Николай (8 янв. 1192); неизвестный (между 1223 и 1240); неизвестный (1256); неизвестный (февр. 1274); неизвестный (1283-1289); Иоанн (2 июня 1294); кафедра на попечении митрополитов Кесарии (1327-1365); Маркелл (1370 - смещен в 1380); неизвестный (1382-1385); Феодосий (1392-1393); Феодор (ок. 1450); Амфилохий II (1484,1488); Харитон (май 1541); Иоасаф (1572-1594); Никифор (1610); Климент I (1624); Леонтий (1625); Афанасий I (1625-1630; кафедра объединена с кафедрой г. Тианы); Аверкий (1630); Парфений I (ок. 1637-1639); Лаврентий (1638); Климент II ( смещен в 1655); Сильвестр I ( 1655-1663); Афанасий II (1666; участвовал в суде над патриархом Московским и всея Руси Никоном); Климент III (1666-1668; узурпатор К-польского престола в 1667); Даниил (до 1680; смещен); Нектарий (1690; смещен); Парфений II (июль 1694); Пахомий (до 1699); Анфим I (1699-1712); Иоаким I (1720-1721; кафедра переведена в г. Нигде); Сильвестр II (1722-1728); Иоаким II (1734-1749); Дионисий (1749-1763); Гавриил (1767); Макарий (1796); Рафаил (1803); Кирилл (Сербедзоглу; 1803-1810); Неофит I (1810-1825); Анфим II (1825-1835); Самуил (1835-1840); Иоаким III (1840-1846); Мелетий (1846-1849); Неофит II (1849-1865); Софроний (Христидис; 1865-1873); Агафангел (1873-1885); Дорофей (Евелпидис; 1885 - июль 1886); Амвросий (Контос; 1886-1889); Афанасий (Илиадис; 1889-1911); Прокопий (Лазаридис; 1911-12 марта 1923).

http://pravenc.ru/text/389044.html

Леонтия в Периволии, Честного Креста и Пресв. Богородицы в Пелендри, ап. Луки в Колоси, храм в с. Прастио и еще одну церковь, чье местонахождение неизвестно из-за повреждения текста в кодике «А» Китийской и Лимасольской митрополии. Китийский митр. Дионисий (1718-1726) вел переписку с Антиохийским патриархом Сильвестром (уроженцем Кипра), к-рый основал в Халебе (Алеппо) школу. Митр. Дионисий отправил в Халеб для обучения 3 юношей. Впосл. один из них, диак. Филофей, стал преподавателем 1-й греч. школы на Кипре, открытой в Ларнаке в 1733 г. митр. Иоанникием III (1727-1737). В 1728-1729 гг. латинофил иером. Варнава (Викос) при помощи тур. властей и нек-рых архонтов-греков пытался сместить Иоанникия III с кафедры. В кон. 1729 г., во время пребывания кипрских иерархов в К-поле, османские власти отправили архиеп. Сильвестра и митр. Иоанникия в изгнание, а Киринийский и Пафосский митрополиты возвратились на Кипр и заняли их кафедры. В дек. 1732 г. архиепископ и Китийский митрополит вернулись из ссылки, а узурпаторы были подвергнуты отлучению К-польским патриархом. Кодика «А» Китийской и Лимасольской митрополии свидетельствует, что Иоанникий продолжил активную деятельность своего предшественника по сооружению и реставрации храмов: в Англисидесе были построены церкви вмц. Марины и сщмч . Ферапонта, в Калавасосе и в Апсью - Пресв. Богородицы, в Зоопийи и в Псематисменосе - вмц. Марины, в Ливадии - св. Параскевы, на подворье Ставровуни - вмч. Георгия Победоносца «тис Арперас», были отремонтированы ц. Пресв. Богородицы Стазусы, собор мон-ря Ставровуни, главный храм сел. Агрос. Митр. Макарий I (1737-1776) ездил в К-поль в 1754 и 1760 гг. решать налоговые и адм. вопросы. Резиденция митрополита находилась рядом с кафедральным собором ап. Иоанна Богослова, пока в 1756-1760 гг. митр. Макарий не построил новую рядом с ц. Спасителя. Собор ап. Иоанна Богослова некоторое время оставался кафедральным (по крайней мере до 1769), но в 1783 г. эту функцию уже выполняла ц. Спасителя. При Макарии был также отремонтирована ц.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Selden, Ibid. р. 323. Ср. Babyl. Sanhedr. fol. 56, ab. Wünsche, 2 Halbb. 3 Abth. S. 99. Феофил, Ad. Autolic. I. II n. 12–13 (Migne, t. VI col. 1070), Василий Великий , Беседы на Шестоднев (Творений ч. I, стр. 39 – 40. Москва. 1872), Григорий Нисский , Беседы на Шестоднев (Творений ч. I. Москва. 1861. Стр. 3. 19 – 20. 29), блаж. Феодорит, 22-й вопр. на Быт. (Творений ч. 1. стр. 31. Москва. 1855), .Амвросий, Hexaem. I. II, с. X. (Migne, ser. lat. t. XIV col. 143 – 144). Такого же понимания держатся и наши отечественные богословы: Преосв. Сильвестр („Опыт православного Догматического Богословия“. Т. III, стр. 99 и д., 116. Киев. 1885) и Митр. Макарий („Православно-догматическое богословие“. СПБ. 1851. т. II, стр. 97). – Шмид полагает, что понимание седьмого дня в буквальном смысле противоречит св. Писанию. В этом случае он ссылается, прежде всего, на слова Господа Иисуса Христа, приведенные у св. Иоанна (V, 17): „Отец Мой доныне делает и Я делаю“. Эти слова, сказанные Господом по случаю обвинения Его фарисеями в нарушении субботнего покоя исцелением больного, Шмид сопоставляет с приведенными нами словами Бытописателя. Из этого сопоставления он делает заключение, что день божественного покоя, или седьмой день Бытописателя, по учению Господа, не ограничивается днем в собственном смысле, а есть продолжительный период времени („доныне“). Затем, в пользу своего понимания седьмого дня Шмид указывает на IV-ю главу послания к Евреям, из которой также видно, что апостол Павел принимает день божественного покоя за продолжающийся период. – Соглашаясь с таким объяснением слов Господа Иисуса Христа и ап. Павла, мы в то же время считаем возможным утверждать, что эти слова не противоречат буквальному пониманию седьмого дня в словах Бытописателя. По нашему мнению, во ИИ-й главе кн. Бытия, в Uoah. V, 17 и Ebp. IV, 4–9 о покое божественном говорится с разных точек зрения. Моисей указывает только начало божественного покоя и потому отмечает только тот день, который следовал непосредственно за шестью днями творческой деятельности Бога и который получил особенное значение для человека, как первый день по окончании этой деятельности. Но при этом Бытописатель не имеет в виду определить продолжительность божественного покоя. Господь же Иисус Христос и св. ап. Павел говорят именно о продолжительности божественного покоя, не обозначая его начала. Таким образом, указываемые Шмидом слова Господа Иисуса Христа и ап. Павла, по нашему мнению, только лишь дополняют и разъясняют мысль начала ИИ-й главы кн. Бытия: по Быm. II, 1 – 3 божественный покой начался по окончании творения мира или в „седьмой день“, а по Uoah. V, 17 и Ebp. IV, 4–9 он продолжается и теперь. Противоречие же между указанными местами св. Писания (при буквальном понимании седьмого дня в Быm. II, 1 – 3 ) оказалось бы только в том случае, если бы мы стали думать, что одним днем Моисей и ограничивает время божественного покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

еп. Романский Макарий II . В составе святительского чина в сцене «Поклонение Св. Жертве» среди первых предстоящих, согласно традиции, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова изображен ап. Иаков, брат Господень, которому приписывается составление древнейшего чинопоследования литургии, что является единичным случаем в истории молдав. монументальной живописи. В регистре подчеркивается и идея кафоличности правосл. Церкви; вслед за ап. Иаковом, свт. Иоанном Златоустом и свт. Кириллом Александрийским представлены 3 К-польских патриарха: свт. Иоанн V (III) Милостивый, Митрофан I и Никифор I, а напротив них, на юж. стене,- 3 Римских папы до разделения Церквей: свт. Сильвестр I, свт. Григорий I Великий (Двоеслов) и исп. Мартин I. В куполе нефа изображения не сохранились. На малых парусах вместо традиц. образов евангелистов помещены композиции «Спас на убрусе», «Престол уготованный», серафимы. Евангелисты перемещены на большие паруса. На тимпанах косых арок - двунадесятые праздники: «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне» и «Крещение Господне». На 2-ступенчатой триумфальной арке представлены пророки в медальонах и «Вознесение Господне», на противоположной, зап. арке (с юга на север) - «Гостеприимство Авраама», «Благовещение св. Анне», «Рождество Пресв. Богородицы» и «Уверение ап. Фомы» . В конхах боковых апсид помещены композиции «Пятидесятница» (юг) и «Распятие Господне» (север), большой тимпан зап. стены занимает сцена «Успение Пресв. Богородицы». Срединный регистр стен традиционно посвящен Страстному и Воскресенскому циклам, опоясывающим храм в виде фриза. Основным циклом декора усыпальницы является почти полный Минологий (неск. дней пропущено), в дальнейшем он будет занимать большую часть пространства нартекса и притвора. Специфической чертой Минология добровэцкой церкви являются обширные надписи, предваряющие начало, середину и окончание года. Для обозначения месяцев использованы знаки зодиака. Знаменательна также торжественная сцена «Царский Деисус», расположенная над входом в неф.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010