Д.В. Дементьев Вселенская родительская мясопустная суббота «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:25–30 ). Души усопших от благочестия ближних живущих получают отраду, когда за оную приносится жертва Ходатая, или творима бывает милостыня в Церкви. Блаженный Августин В субботу Недели о блудном сыне Святая Церковь молится об умерших, чтобы вместе с нами и они стали одесную Судии, особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапною смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи и подверглись всяческим другим родам смерти, а также о бедных и немощных и вообще о всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша». В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею полагается моление об упокоении душ, потому что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста. Закон Божий (М., Сретенский монастырь, 1999) ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему, всей Судящему земли, деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных и во святых жребий светлем, и достойным быти Небеснаго Царствия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ПРОПОВЕДЬ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Вселенская родительская суббота Сегодня, братья и сестры, Православная Церковь собрала нас под своды своих святых храмов для того, чтобы в канун Недели о Страшном Суде все мы от лица земной, как ее еще называют — странствующей или воинствующей Церкви, помолились о всех тех, кто жил когда-то на этой земле, а сегодня своими бессмертными душами пребывают в загробной жизни. Сегодня всем нам Святая Церковь дает великое утешение о наших дорогих и близких, родных и любимых, чтобы мы, как пишет апостол Павел в 1 Послании к Солунянам, не были теми, «кто не имеет надежды», не были теми, «кто не верит в жизнь, а верит в смерть». «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, — пишет святой Апостол, — дабы мы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фес. 4,13). В этих словах заключается весьма полезный урок для нас. Конечно, по-человечески, нам всегда больно расставаться с близкими нашему сердцу и горячо любимыми людьми. И многие из нас, может быть, неоднократно испытали эту горечь разлуки и тяжесть потери, когда, как нам кажется, безвременно тот или иной человек уходит из земной жизни. Но апостол Павел говорит, что для Бога нет мертвых, для Бога все живы. Мы хороним умершего, и его тело опускается в землю, как зерно. Так сеятель, сеющий зерно, надеется, что зерно не только прорастет, но и даст плод. Отсюда и наша православная традиция совершать погребение усопших. Но душа-то бессмертна, она не умирает, а возносится к Богу. И там над ней совершается частный суд. Далеко не всегда та или иная человеческая душа имеет благословение от Бога войти в преддверие райских обителей. К сожалению, многие души попадают в преддверие ада. Поэтому не случайно, Святая Церковь как чадолюбивая Мать установила эти заупокойные богослужения, чтобы мы, веря в милосердие Божие, уповали на то, что Господь является для каждой души любящим Отцом и по нашей молитве может простить человека, даровать ему Царство Небесное.

http://zavet.ru/kalendar/rods1-001pr.htm

  В Субботу мясопустную, Церковь совершает всеобщее поминовение усопших (умерших, навек заснувших) в надежде воскресения и жизни вечной. Это действительно особенно важный день церковной молитвы за ушедших членов Церкви. Для того чтобы понять значение и связь между Постом и молитвой об умерших, надо прежде всего вспомнить, что христианство есть религия любви. Христос передал своим апостолам учение не о личном, индивидуальном спасении, но дал им новую заповедь — «любить друг друга». И прибавил: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Таким образом, любовь есть основание, сама жизнь Церкви, которая, по словам св. Игнатия Антиохийского, есть «союз веры и любви». Тогда как грех есть всегда отсутствие любви, разделение, разобщение, война всех против всех. Новая Жизнь, данная Христом и переданная нам Церковью, прежде всего есть жизнь примирения, «собрание воедино рассеянных», восстановление любви, разрушенной грехом. Но разве можем мы хотя бы положить начало возвращению к Богу, примирению с Ним, если сами не вернемся к единственной новой заповеди любви? В молитве за умерших Церковь главным образом высказывает свою любовь. Мы просим Бога помнить тех, кого мы поминаем (вспоминаем), а мы помним их, потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который — сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и разлуки. Во Христе нет разницы между живыми и умершими, потому что в Нем все живы. Он Сам — Жизнь, и эта «Жизнь — свет человеков» (Иоанн. 1:4). Любя Христа, мы любим всех, кто в нем; любя тех, кто в Нем, мы любим Христа; это — закон Церкви и ясное объяснение ее молитв за умерших. Благодаря нашей любви к Христу и они живы «во Христе», и как ошибаются, как безнадежно ошибаются те западные христиане, которые либо сводят молитвы за умерших к учению о законных»заслугах» или «наградах», либо просто отвергают их, считая их бесполезными. Заупокойная служба в Мясопустную субботу (Парастас) служит образцом для всех других служб поминовения умерших и совершается еще во вторую, третью и четвертую субботу Великого Поста.

http://predanie.ru/tema/vselenskaja-rodi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ [греч. ψυχοσββατα - субботы (поминовения) душ (усопших), ср. рус. «задушные субботы»], или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы , посвященные поминовению (см. ст. Заупокойное богослужение ) всех без исключения усопших правосл. христиан. Вселенское поминовение составляет главную тему богослужения В. с. в отличие от др. суббот года, в т. ч. проч. родительских, богослужение к-рых посвящено в первую очередь прославлению всех святых и лишь во вторую - поминовению усопших. В. с. принадлежат годовому подвижному кругу богослужения, находясь в самом начале и самом конце этого периода - перед неделей о Страшном суде (1-я В. с., мясопустная) и перед неделей Пятидесятницы (2-я, Троицкая). Тем самым вселенское поминовение всех от века усопших как бы обрамляет собой важнейший период церковного года - период пения Триоди. В Типиконе Великой ц . IX-X вв. только мясопустная суббота имеет заупокойную службу на литургии (прокимен из Пс 36, Апостол 1 Кор 10. 23-28, аллилуиарий со стихом из Пс 64, Евангелие Лк 21. 8-36 (вероятно, с пропуском стихов 10-24 и 28-32 - так в рукописях служебного Евангелия, хотя Типикон об этом умалчивает), причастен Притч 10. 7) ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2, 136). В субботу перед Пятидесятницей назначаются чтения Деян 28. 1-31, Ин 21. 14b - 25. В послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах В. с., сохраняя литургийные чтения Типикона Великой ц., получают сугубо заупокойное последование на вечерне и утрене. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 234-235, 272), в мясопустную субботу соединяются 2 последования, субботнее из Октоиха и заупокойное из Триоди. Минейная служба рядового святого отменяется, кроме случаев совпадения с большими праздниками. На вечерне вместо прокимна поется «Аллилуия» ; на утрене вместо «Бог Господь» - «Аллилуия» на 8-й глас, затем тропарь 8-го гласа    (  ) с богородичном (в конце вечерни тропаря нет).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Родительские субботы в 2024 году – какого числа? Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть 14 марта, 2020 Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2024 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения. Родительские субботы в 2024 году Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустнаясубботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой). Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть. Родительские субботы в 2024 году выпадают на следующие даты: Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 9 марта 2024 года. Суббота 2-й седмицы Великого поста — 30 марта 2024 года. Суббота 3-й седмицы Великого поста — 6 апреля 2024 года. Суббота 4-й седмицы Великого поста — 13 апреля 2024 года. Радоница — 14 мая 2024 года. Поминовение усопших воинов — 9 мая 2024 года. Троицкая родительская суббота в 2024 году — 22 июня 2024 года. Димитриевская родительская суббота — 2 ноября 2024 года. Михайловская родительская суббота — 16 ноября 2024 года. Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-r...

иером. Иаков (Цветков) Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных (необозначенные в акростихе именем песнописца), заимствованные из 3–й и последней части кондакария кардинала Питры, с дополнением из Афонского кондакария. Перевод с древне – греческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) Источник Содержание Предисловие Акафист на успение Пресвятыя Богородицы Акафист на успение Божией Матери На тот же день Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу На погребение В субботу мясопустную В субботу сыропустную В неделю сыропустную Утешительный кондак с икосами, поемый над болящими Другой утешительный кондак с икосами Пресвятей Богородице На положение честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (2-го июля) На положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы В субботу поминовения душе (пред Пятдесятницею) В неделю пред Рождеством Христовым ( – Св. отец) Другой кондак и икос, заимствованные из кондакария XI в. Москов. синод. Библиотеки Святым мученикам младенцам, убиенным (в числе 14,000) за Христа от Ирода Другой кондак Св. младенцам, избиенным от Ирода Тем же Св. младенцам В неделю по рождестве Христове В неделю блуднаго В туже неделю В неделю 2-ю Св. Велик. Поста В неделю третью Св. Поста (Крестопоклонную) В субботу Святого Праведного Лазаря В неделю Ваий Во святый и великий Понедельник Кондак и икос на Святый и Великий Вторник Во Святую Великую Среду В Святой Великий Четверток На тот же день Во Святой и Великий Пяток I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. ΙΙ. (Крестное поношение) На преполовение пятидесятницы Св. пророку Захарию, отцу Предтечеву На зачатие честного славного пророка и предтечи, Крестителя Господня Иоанна На рождество св. Предтечи и Крестителя Иоанна В день усекновения честныя главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Архистратигу Михаилу На тот же день Тому же архистратигу Св. апостолу Андрею Св. апостолу Иакову, брату Св. апостола Иоанна Богослова Св. апостолу и Евангелисту Матфею Св. апостолу Филиппу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Е. Кустовский Неделя мясопустная В субботу вечера, по предначинательном псалме, по обычном стихословии, на Господи воззвах: поставим стихов 10, и поем стихиры Осмогласника воскресны 3, и анатолиевы 3, и Триоди подобны 4. Глас 6. Подобен: Всю отложивше: Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния,/да уповает Израиль на Господа. Егда хощеши приити,/суд праведный сотворити,/Судие Праведнейший,/на престоле славы Твоея седяй,/река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех,/предстоящим Тебе небесным силам,/человеком же судимым страхом,/якоже кождо содела;/тогда нас пощади,/и части, Христе, сподоби спасаемых,//яко благоутробен, верою молим Тя. Стих: Яко у Господа милость и многое у Него избавление/и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Книги разгнутся,/явлена будут деяния человеков/пред нестерпимым судилищем:/возшумит же юдоль вся страшным скрежетанием плача,/вся видящи согрешившия,/вечнующим мукам,/судом праведным Твоим отпущаемыя,/и бездельно плачущия, Щедре./Темже Тя молим, Блаже:/пощади нас, поющих Тя,//едине Многомилостиве. Стих: Хвалите Господа вси языцы/похвалите Его вси людие. Возгласят трубы, и истощатся гробы,/и воскреснет человеческое все естество трепещущее,/добрая содеявшии, в радости радуются,/чающе мзду восприяти;/согрешившии же трепещут,/люте рыдающе, в муку посылаеми,/и от избранных разлучаеми./Господи славы,/ущедри нас, яко Благий,//и части сподоби возлюбивших Тя. Стих: Яко утвердися милость Его на нас/и истина Господня пребывает во век. Плачу и рыдаю,/егда в чувство прииму огнь вечный,/тьму кромешную, и тартар,/лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный,/болезнь имущу быти без меры согрешившим,/и Тебе Преблагаго нравом лукавым прогневавшим,/от нихже един и первый есмь аз окаянный;/но, Судие, милостию Твоею спаси мя,//яко Благоутробен. Слава, глас 8: Егда поставятся престоли и отверзутся книги,/и Бог на суде сядет,/о, кий страх тогда, ангелом предстоящим в страсе/и реце огненней влекущей!/Что сотворим тогда,/во многих гресех повиннии человецы?/Егда же услышим зовуща Его,/благословенныя Отца в Царство,/грешныя же отсылающа в муку;/кто потерпит страшнаго онаго изречения?/Но, едине Человеколюбче Спасе, Царю веков,/прежде даже кончина не приспеет,//покаянием обратив, помилуй мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть «В эту родительскую субботу, как в Димитриевскую» Слово в Мясопустную вселенскую родительскую субботу Протоиерей Александр Шаргунов   11:31 26.02.2022 1524 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такой молитвой молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных Страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Мы все помним слова преподобного Силуана Афонского, что «молиться за других — кровь проливать». Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца. Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. Сегодня, в эту родительскую субботу, как и в Димитриевскую — оттого что происходят такие события, — мы сугубо молимся о всех невинно убиенных в Новороссии, среди которых множество женщин, стариков и детей. О всех за веру и Отечество живот свой положивших. На всех верных усопших изливается Христова любовь, но и души даже некрещеных не лишаются некоего утешения, как это было показано в видении преподобному Макарию Великому — то, что мы читаем в Синаксарии в Неделю о Страшном Суде. На войне все находятся на грани внезапной катастрофы, смерть рядом каждое мгновение. Но в отличие от нас, воины должны найти в себе силы принять этот жребий. Пусть многие из них не достигли еще тайны Христовой, но сама эта готовность принять смерть ради защиты других людей делает их близкими Христу. Сам этот подвиг во многом роднит их с подвигом христианских мучеников.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/26/v_...

Вопрос: Просмотрел архив ответов и проповедь на мясопустную родительскую субботу, но не нашел ответ на вопрос, почему надо молиться за усопших? Когда Спаситель призвал ученика, а тот прежде хотел похоронить отца, Христос не сказал: " Давайте пойдем выразим соболезнование и помолимся за усопшего " , Лазарь на ложе Авраамовом не смог бы помочь богатому и каплей воды, даже если бы и очень захотел. " .. и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах. " Мы молимся за усопших по нашей любви к ним, уповая на то, что Бог услышит наши молитвы, но хотелось бы найти подтверждение нетщетности наших молитв в Писании. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Приведенные примеры ничего не говорят против молитвы за усопших. В первом Спаситель впечатляюще ярко выразил мысль: желающий стать Его учеником, должен выйти из среды духовных мертвецов и идти за Ним. Очевидно, что по закону Моисея дети должны заботиться о родителях при жизни и воздавать им почести по смерти. Господь не отменяет этого, но говорит, что ради Евангелия надо все оставить. Притча о богаче и Лазаре говорит о воздаянии за гробом. Авраам, находящийся в раю, не может помочь богачу, потому что между адом и раем находится великая пропасть. Помочь может только Бог, к Которому и возносит Церковь молитвы за усопших. Третий пример совсем из другой области. Речь идет о данной апостолам и священникам власти отпускать грехи или связывать кающихся епитемией. Это относится к живым. В Библии совершенно определенно говорится о молитвенной помощи живых усопшим. Пример этот относится к периоду Маккавейских войн (164 – 140 до Р.Х.). Приведу это место полностью. Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмый день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2Макк.12:38-45).

http://pravoslavie.ru/6874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНИХИДА [От греч. παννυχς, букв.- «всенощная»], в рус. литургической традиции особое заупокойное чинопоследование (см. ст. Заупокойное богослужение ). Согласно ныне принятому в РПЦ Типикону, уставное время совершения П.- в пятницу после вечерни (Типикон, гл. 14). Однако на практике она фактически совершается как треба . Происхождение П. как заупокойное чинопоследование происходит от особой непродолжительной службы παννυχς, к-рая совершалась в 1-ю половину ночи и могла быть нерегулярной частью суточного круга (см. в ст. Паннихис ). Напр., в груз. рукописях чин «паннихис» об умершем включает: Пс 142, ектению, пение «Аллилуия», тропарь заупокойный, непорочны (Пс 118), Пс 50 и канон заупокойный с неск. заупокойными ектениями, Трисвятое, покаянные тропари и заупокойную ектению в конце ( Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 118-119, 187). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. П. по патриарху Алексию Студиту (создателю обители) описывается в разд. «О панахидахъ» среди богослужебных глав в конце памятника ( Пентковский. Типикон. С. 414). Она должна совершаться 7 раз в году, но в тексте памятника указано только 6: в субботу перед Пятидесятницей, в Петров пост, 12 авг., в Рождественский пост, в субботу мясопустную и 15 марта. Чинопоследование П. включает Пс 90, «Аллилуия», заупокойный тропарь с богородичном, непорочны (Пс 118), канон, седальны после Пс 118 и 3-й песни канона, заупокойный кондак по 6-й песни канона, Трисвятое и тропарь «Помяни, Господи, яко Благ». В конце отмечено пение «Господи, помилуй» 40 раз «приле(ж)», что, видимо, относится к специальному прошению сугубой ектении в конце П. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. заупокойная П. («на гробах», с заупокойным каноном) упоминается накануне субботы мясопустной и перед Пятидесятницей, накануне суббот Петрова поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 503, 592, 606, 612), а также как частная П. по почившему Великим постом монаху, к-рая из-за поста не служится на 3-й день, а переносится на вечер пятницы (Там же. С. 523; см. аналогичное указание в Мессинском Типиконе 1131 г.: Arranz. Typicon. P. 216). Накануне заупокойных (родительских) суббот Великого поста П. нет, но совершается повечерие с заупокойным каноном, к-рое фактически заменяет П. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 523, 526, 533).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010