Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. Праведный Иоанн Кронштадтский о посте Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию! Православие.ru Петров пост. Как нам его провести Апостол Петр Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь - это субботние и воскресные службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к религии. Пост длится от одной до шести недель, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным. Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец люди могут «поститься» и по экономическим причинам... В чем же особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют...Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к Нему.

http://zavet.ru/k/petrp.htm

Божественная Л. установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечери и состоит из двух основных разделов: Л. оглашенных и Л. верных, смысл обоих сводится к встрече верующих с Богом: в первом она осуществляется в слушании Его Откровения, во втором – в приобщении живому Христу посредством вкушения Его Тела и Крови. Перед Л. оглашенных совершается проскомидия, на которой приготовляется вещество для Евхаристии. В настоящее время в Православной Церкви совершаются Литургии трех чинопоследований: Л. Иоанна Златоуста (чаще всего), Л. Василия Великого (10 раз в году – во время Великого поста, в Рождественский и Богоявленский сочельник и в день памяти св. Василия Великого ) и Л. Преждеосвященных Даров (также в Великий пост ; на этой Л. не совершается проскомидия и Евхаристия, а причащение происходит Преждеосвященными Дарами). В некоторых Церквах (Иерусалимской, Александрийской и др.) совершается также древняя Л. ап. Иакова, брата Господня по плоти; с 1970 года она служится и в некоторых храмах Русской Православной Церкви в день памяти ап. Иакова (в Неделю по Рождестве Христовом, а также 23 октября ст. ст./5 ноября н. ст.). М Мантия ( греч. μαντον, μαν&η – верхняя одежда) – длинная до пят одежда в виде плаща, без рукавов. М. черного цвета – верхнее облачение монахов. Когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства, М. стала также архиерейским облачением, однако М. архиерея (и архимандрита) – цветная с тремя белыми с красным полосами (называются источники или струи и символизируют учительную благодать епископства) и с нашитыми скрижалями (четырехугольными платами с изображениями креста или Серафимов), знаменующими собой Ветхий и Новый Заветы, из которых епископ должен черпать мудрость в поучении народа Божия. Архиерейская М, – это одеяние епископа во время торжественных процессий и при входе в храм, после чего она снимается, т. к. архиерей облачается в богослужебные одеяния. Масленица, седмица сырная – последняя подготовительная неделя к Великому посту; в это время уже не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молока, сыра, масла и яиц (в том числе в среду и пятницу).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

После этих милых бесед интеллигенты-интеллектуалы пошли и убили Шатова. Антон сравнивает советскую жизнь с темной-темной комнатой, а нынешняя - светлая, с рестораном и дискотекой. Но в той темной-темной комнате были Высоцкий, Окуджава, великие спектакли, великие фильмы. А также в области балета... Да и Енисей перекрыли (кто же знал, что в подарок приватизаторам). АНТОН. Что вы выберете? МИНКИН. Безусловно, скрученность ремнями два часа, чем час на дискотеке. Я эти два часа буду размышлять о замечательных вещах: АНТОН. Вы - Диоген, который довольствуется житьем в бочке. Я выберу лучше час. МИНКИН. Вы выбираете короткую жизнь? АНТОН. Я выбираю короткую жизнь, но насыщенную. (И опять он не замечает, как цитирует классику. Вылитый революционный орел Горького: " Лучше раз напиться живой крови, чем сто лет питаться падалью " . - А.М. ) Это не жизнь, когда вы ничего не получаете. Вы не получаете удовольствия от жизни. МИНКИН. Вы выбираете короткую, но полную сыра жизнь? АНТОН. Да, полную сыра. МИНКИН. Люди, которые, как и вы, могут выбрать себе жизнь, полную сыра, - их продолжительность жизни тоже сократилась? АНТОН. Я не хочу обсуждать свою жизнь... МИНКИН. Вы сказали: " Я выбираю для себя жизнь, полную красок и сыров, и пусть она будет короткой " . Но вы же, боюсь, лукавите. Вы же понимаете, что ваша жизнь, полная сыра, будет продолжительная. А жизнь того, кто умирает рано, полна возможности смотреть на сыр, но не есть его... Вот наша жизнь, полная сыра. В этой жизни есть два сорта граждан. Одни пользуются этим сыром, а другие смотрят на него. Как будет устроена жизнь, решают те, кто пользуется, а те, кто смотрит, - не решают. АНТОН. При социалистическом режиме был один сорт сыра и один тип людей. Сейчас много сортов сыра и много типов людей, каждый получает по своим возможностям. Поймите, люди по своей сущности не равны. У одних высокие интеллектуальные способности, у других низкие. Почему человек, который имеет высокие интеллектуальные способности должен получать столько же, сколько человек, который имеет низкие интеллектуальные способности? ( " Каждому свое " - это Гитлер над воротами концлагеря написал. - А.М. )

http://zavet.ru/a/post_1071820743.html

Существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра, алкоголя. Не все дни Рождественского поста едят рыбу и растительное масло. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка. Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения - обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины. Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее он превращается в диету), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела. Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им бессмысленно хвастаться и кичится. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше «я», не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Благодати Божьей, невозможно. Существуют следующие степени строгости поста: Отказ от мяса, сливочного масла, молока, яиц, сыра, творога, животных жиров. Самый традиционный вид поста. Для больных, беременных, кормящих матерей, подростков (если они интенсивно растут и загружены учебой), людей много работающих допустимы послабления. Тут стоит посоветоваться со священником и взять на пост благословение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но кроме приведенных недостатков фальсифицированного масла, оно прямо невыгодно, так как оно сгорает быстрее чистого масла, благодаря примеси веществ, содержащих легко воспламеняемые тела; а потому в одинаковый срок горения такого масла требуется значительно более, чем масла чистого, а при одинаковой цене обоих продуктов, ясно, что это делает чистое масло более выгодным. При этом следует отметить, что чистое масло горит более ярким и ровным пламенем. Такое положение дела с фальсификацией продукта, имеющего столь важное, святое назначение создало давно назревшую потребность, чтобы православное духовенство взяло в свои руки приобретение лампадного масла из первых и надежных рук и обставило сбыт по церквам епархии такими условиями, которые бы служили ручательством за доброкачественность продукта, оставляя в пользу потребителей, т. е. православных церквей и монастырей те выгоды, которые ныне совершенно напрасно остаются в руках бесчисленных перекупщиков-спекулянтов. В нескольких епархиях местные епархиальные братства и свечные заводы сделали почин, взяв уже в свои руки это доброе и многополезное дело. Приобретая из первых рук, у оптовых торговцев, деревянное масло, они и снабжают им церкви епархии теми же путями и способами, которыми храмы снабжаются и церковными свечами. Известный не только в Европе, но и Америке своим производством деревянного оливкового масла и хлебною торговлею наш Торговый Дом Иосиф Пиньоне и сыновья в Генуе, имеющий свои фабрики в Генуе и в Самньердарене (близ Генуи) для производства и очистки деревянного масла, – с прошлого года решил пойти навстречу благим начинаниям православного духовенства в деле борьбы с вредною эксплуатацией в торговле фальсифицированным лампадным маслом. Наш Торговый Дом уполномочил своего товарища А.Ф. Ботту (бывшего русского вице-консула) войти в непосредственное сношение с духовенством по снабжению православных Церквей чистым лампадным маслом прямо с нашей фабрики и складов, минуя всякие посредства спекулянтов-перекупщиков, что даст возможность в интересах церквей удешевить продажу. Гарантируя чистоту и доброкачественность нашего масла, мы предоставляем покупателям возвращать за наш счет любой бочонок, если бы масло оказалось не соответственным образцу (марке), по которому затребован продукт. Относительно сроков уплаты денег, доставки, возмещения возможной утечки масла в пути и проч. делается всё возможное во благо потребителей, т. е. православных церквей. Образцы масла по первому же требованию высылаются бесплатно. Приобретать масло можно бочонками разного веса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сортировать по Исключить новости Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Православные посты в 2024 году 8 марта, 2019 Православные посты в 2024 году Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю. Календарь постов и трапез на 2024 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Прежде чем обратиться к чудесам, затрагивающим церковную реформу XVII века непосредственно, познакомимся с явлениями, наиболее ярко раскрывающими как личность, так и духовное состояние этого пустозерского писателя. Итак, мы считаем вправе предположить следующее: во-первых, чудесные события, описываемые Аввакумом, имели место. Во-вторых, в ряде случаев, большая часть которых приходится на время странствий аввакумова семейства по «смертоносной Даурии», это была реальная помощь Божия протопопу, так как он являлся ревностным священнослужителем, не был лишен сана и запрещен в служении и находился вместе с семьей в чрезвычайных обстоятельствах. В-третьих, чудеса могли совершаться и по вере обращавшихся к ссыльному батюшке людей. Не утруждая себя перечислением всего чудесного, происходившего с протопопом в Даурском походе, остановимся на эпизоде с «черненькой курочкой». «Ни курочка, ни што чюдо была: во весь год по два яичка на день давала…», – сообщает Аввакум, считая, что это происходило «Божиим повелением» нужды ради «робяти на пищу» . На наш взгляд, это пример чуда естественного происхождения, хотя для православного человека все, даже естественное, происходит Божиим повелением. Ничего невозможного в том, что курица несла столько яиц в день, нет, общеизвестны случаи несения яиц с двумя желтками, почему бы не быть двум яйцам. Сомнительным в данной истории является устойчивость такой яйценоскости, тем более в течение всего года. Скорей всего, исцеленные протопопом боярские куры были породистыми, что значительно отличало их от обычных русских кур. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона относительно яйценоскости последних мы находим следующее: «Носкость их невелика; заносятся поздно и дают в год не более 70 яиц» . О породистых несушках имеется иная информация: «Многие из них несутся в году в течение 10 месяцев. Годовое количество положенных ими яиц достигает до 250, редко более; главная масса яиц приходится на весну и лето» . «От тово-то племяни и наша курочка была» , – пишет в своем Житии Аввакум, пораженный способностями подарка «боярони». Если учесть протопопову впечатлительность и добавить к ней почти не прекращающийся голод, то можно прийти к выводу, что «бедному горемыке» хватило бы какого-нибудь небольшого периода несения двух яиц одной курицей или даже нескольких таких случаев, чтобы округлить свои наблюдения в бóльшую сторону.

http://bogoslov.ru/article/4789778

Поэтому вкушение мяса для мирян, а не для монахов – ни грех, ни добродетель, по простой поговорке: ни греха, ни спасения не приносит человеку, воздержание же от мяса – спасительный закон Божий и богоугодная добродетель. Первая причина святого поста – обуздание плоти и укрощение всякого бессловесного движения, что весьма нужно и полезно монахам. Вторая та, что пост делает душу легкой для молитвы и небесных размышлений. Третья та, что этим мы служим Богу и говение – это благочестие. Четвертая та, что пост – удовлетворение Бога и умилостивление Его гнева праведного. Пятая – пост есть прошение у Бога вечных и временных благ, и прочее, как сказал божественный Златоуст: «Постись, чтобы не согрешить; постись, потому что согрешил; постись, чтобы принять; постись, чтобы не потерять принятого». Хотя пост и разделяется на четыре вида, то есть на пост духовный и нравственный и на пост естественный и церковный, но монахам всё же должно всегда воздерживаться от мясоядения. Духовный пост – это удаление от грехов, нравственный же пост – умеренное употребление пищи, естественный пост – нисколько не есть, не пить до какого-либо времени, по примеру ниневитян, пост же церковный – воздержание от мяса по закону и правилам церковным, и мирским людям должно держать этот пост четыре раза в год и в каждую среду и пятницу, по благоговению же и в понедельник, наравне с монахами. Однако слово наше не об этом посте, а о постоянном воздержании монахов от мяса, при вкушении рыбы, сыра, яиц и елея в указанное в типиках время. Если мы обещаем перед Богом хранить девство и произвольную нищету во все дни жизни нашей, что вышеестественно, то не тем ли более мы должны, по преданию святых отцов, иметь произволение к естественному воздержанию от мяса? Поскольку монашеское наше житие и обещание взыскует не иного чего-либо, а только райского бесстрастия, постольку нужно избирать и пищу, данную Богом в раю. Почему же и те пять дев названы Господом неразумными (см. Мф.25:1–12 )? Не за то ли только, что девство, высшее всех добродетелей, сохранили, а милостыни, добродетели легчайшей и удобнейшей для всех, ибо она естественна, не обрели. Таким же образом для монахов равное безумие – исполнять высшие и труднейшие добродетели, то есть девство и добровольную нищету, и не хранить весьма легкой добродетели – воздержания от мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Чудеса воздержания праведников не раз явлены в XX веке. Необычайна умеренность в пище и сне иных отшельников и пустынников. Вот лишь один из таких примеров — наш соотечественник старец Тихон Калягрский . Живя в пещере, «питался он только сухарями, и то раз в три     дня, а нередко и раз в неделю, по ночам клал более шестисот земных поклонов… Уже будучи глубоким старцем, он запасался на Рождественский пост одной-единственной редькой и, когда чистил ее, то не выбрасывал кожурки, а сушил на веревке. В дни больших праздников, когда разрешалось вкушать рыбу, он наливал в консервную банку воды, подогревал ее и в горячую воду несколько раз опускал высушенную кожурку. Затем добавлял щепотку риса и таким образом приготовлял себе „рыбный“ суп. И когда вкушал его, осуждал себя за великое окаянство, что, живя в пустыне, позволяет себе рыбный суп! Кожурку от редьки он снова подвешивал и использовал для следующего праздника». Воспитанник старца, ныне сам известный старец Паисий Афонский, рассказывает, как перед кончиной отец Тихон, завещая ему свою келью, «говорил: „Вот видишь, я имею для тебя здесь провизии на целых три года“, — и показал на лежащие у него консервы: шесть легких коробочек с сардинами и четыре других коробочки с кальмарами, которые принес ему давным-давно кто-то из посетителей и которые так и остались у него нетронутыми… Для меня этих консервов хватило бы только на неделю» . Традиции древних в наш век продолжают богоизбранные уединенники, о чем свидетельствует в своей книге «Современные старцы Горы Афон» архимандрит Херувим. Старец Даниил из Катонакии так встречает вновь прибывшего послушника: «Чадо мое, здесь у нас еда бывает лишь один раз в день, и то без масла… Большую часть ночи мы молимся. Спим мало, днем должны трудиться, чтобы иметь хлеб… Здесь у нас нет источника. [Дождевую] воду, которая собирается в наших емкостях, необходимо использовать с величайшей бережливостью. Среди этих скал невозможно устроить сад, потому мы и не едим ни фруктов, ни овощей… А вместо свежего хлеба у нас сухари… У нас не бывает ни молока, ни сыра, ни яиц. Даже на Пасху». В каливах Керасии также круглый год не употребляли яиц, рыбы, растительного масла. «Вместо пасхальных яиц они отваривали картофель, красили в красный цвет и этими картофелинами христосовались». Еще одна особенность этой жизни — не мыться и даже не умываться, не стричься и даже не расчесывать волос. Старец Каллиник Исихаст, тела которого не касалась вода, говорил: «Здесь мы моемся только слезами и потом». Он очень хорошо понимал, — добавляет автор, — значение физических лишений. Он знал по Лествичнику и по опыту своему, что «усохшая плоть не дает вместилища бесам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Например, если кто-либо согласится назначенное время не пить вина, то мы постановили отнять один год от епитимьи, установленной отцами за его падение. Равным образом если он обещает временно воздерживаться от мяса, то мы сочли нужным отнять и другой год, также если обещает воздерживаться от сыра и яиц, или рыбы, или елея, то и за воздержание от каждого из этих видов пищи убавляем по одному году. И не только в этих случаях мы так поступаем, но и тогда, когда кто-то избирает то, чтобы умилостивлять Бога многочисленными земными поклонами, а в особенности если показывает горячее и не уступающее его возможностям произволение к милостыне. Если же кто-либо после преткновения приступил к боголюбивой и уединенной жизни, считаем правильным в еще более краткий срок удостоить его прощения, так как ему предстоит всю жизнь переносить злострадания, неотъемлемые от этого жительства. (I Всел. 12; VI Всел. 102; Анкир. 2, 5, 7; Василия Велик. 2, 3, 74, 84; Григория Нис. 4, 5, 7, 8.) Толкование В этом первом правиле святой оправдывает себя перед теми, кто, например, стал бы упрекать его за то, что он сократил время покаяния, и говорит, что для разумных и рассудительных это сокращение не покажется необоснованным и безрассудным 342 . Обоснование этого состоит в следующем: ни Василий Великий , ни другие, более древние, отцы не предписали для кающихся покаянных подвигов и не установили правил о посте, бдении или поклонах, но в качестве наказания определили только одно лишение божественного приобщения 343 . Поэтому, говорит святой, мы сочли разумным сократить время покаяния для тех, кто истинно кается, проявляет готовность изнурять свою плоть суровыми подвигами и впредь проводить жизнь добродетельную, противоположную предшествовавшей порочной жизни. Однако сокращать это время следует соответственно мере воздержания, которую покажут кающиеся. Например, если кающийся в качестве правила принимает воздержание от вина на определенный срок, то мы считаем оправданным сократить ему на один год епитимью, которая определена для него отеческими правилами; если он обещает также не есть мяса – сокращаем его епитимию еще на один год; и если не будет есть также сыра, яиц, рыбы, елея, то за воздержание от каждого из этих видов пищи определяем сокращать его епитимию на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010