Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг. Св. благоверный князь Михаил Ярославич тверской был сыном князя Ярослава Ярославича — брата св. Александра Невского и родился в 1272 г., когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иночество. Образ жизни его был в юности почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее сбылось. В 1285 г. он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 г. он женился на ростовской княжне Анне Димитриевне (память ее 2 окт.) и имел от нее четверых сыновей и дочь. Он был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его. В 1304 г. настала его очередь, как старшего в роде, стать вел. князем владимирским. Но теперь великокняжеский престол зависел от произвола хана, и князь Юрий Даниилович московский, сын младшего сына св. Александра Невского (женатый на сестре хана Узбека, Кончак-Агафии), своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему. Михаил Ярославич готов был уступить, дабы избежать пролития русской крови, но московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать. В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, князь Михаил разбил его, причем взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафия, посол хана Кавгадый и брат князя Юрия — Борис. Князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафия в Твери скоропостижно скончалась, и князь Юрий обвинил тверского князя перед ханом в том, что он ее отравил. Возвели на него и другие клеветы, и хан Узбек вызвал князя Михаила в Орду на суд.

http://sedmitza.ru/lib/text/437900/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская [Катанская] (пам. 5 февр.). Род. в знатной семье в Палермо или Катании (Сицилия). Претерпела мученичество в Катании, вероятно при имп. Деции . Имя этой святой встречается в древнем Карфагенском календаре (1-я треть VI в.). В лат. версии жития, написанной не ранее VI в., рассказывается, что ее преследовал любовными домогательствами сенатор Квинтиан. Отвергнутый благочестивой девушкой, решившей посвятить себя Христу, он обвинил ее в распутстве и заключил в тюрьму. После различных пыток А. была чудесным образом исцелена явившимся к ней ап. Петром . Спустя нек-рое время умерла в тюрьме. Папа Симмах (498-514) основал ц. св. А. на Аврелиевой дороге; свт. Григорий I Великий (590-604) освятил в ее честь готскую церковь в Риме, основал мон-рь святых Максима и А. в Палермо, поместил часть мощей мученицы в ц. св. Стефана на о-ве Капри. Имп. Василий II и его брат Константин VIII в 976-1028 гг. перенесли ее мощи в К-поль, где уже с IX в. существовала ц. во имя мц. А., упомянутая в панегирике А. Патриарха Мефодия . Однако после захвата К-поля латинянами (1204) мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник (18 авг.), А. считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 авг. Установлены различные дни почитания и в др. областях; в окрестностях Этны святую почитают заступницей от извержений этого вулкана. Житие А. было широко известно на Западе в пересказе в «Золотой легенде» Иакова из Варацце . Пространное житие святой переведено на слав. язык к кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. пространное и краткое жития св. А. под 5 февр. были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 448).

http://pravenc.ru/text/63220.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобномученицы Агафия (Крапивникова) и Мария (Портнова) и мученицы Мария Стефани и Александра Лебедева Преподобномученица Агафия родилась в 1890 году в селе Новософьино Шацкого уезда Тамбовской губернии в семье кре­стьянина Авива Крапивникова. Агафья окончила сельскую школу и, когда ей исполнился двадцать один год, решила уйти в монас­тырь. В это время стало известно, что неподалеку от них, рядом с селом Старое Чернеево, будет образована женская обитель. На этом месте стоял древний монастырь, основанный около 1573 го­да иеромонахом Матфеем, одним из первых просветителей этого края, населенного когда-то язычниками. К началу ХХ столетия обитель пришла в запустение, и церковные власти решили учре­дить здесь женский монастырь, который и был открыт в 1912 году. Первой его игуменией стала монахиня Магдалина; впоследствии, в 1924 году, игуменией стала монахиня Валентина (Цыганова), но фактически по старости и болезни игумении Магдалины она была управляющей монастырем почти сразу после его образования. Игумения Валентина родилась в 1856 году в городе Серпухове Московской губернии в семье купца. Когда ей исполнилось двад­цать два года, она поступила в монастырь в городе Кашире, где подвизалась в течение двадцати двух лет; затем она перешла в монастырь в Моршанске Тамбовской губернии, где прожила две­надцать лет, и в 1912 году была переведена в новоучрежденный Чернеевский монастырь. Вскоре после его образования в нем умножилось число монахинь и послушниц и стала расцветать духов­ная жизнь. Многие крестьянские девушки с радостью пошли под­визаться в обитель; знакомые с крестьянским трудом с детства, они не боялись сельскохозяйственных работ. Они не ждали благотворителей со стороны, не ждали и того, что монастырь, расположен­ный вдали от основных дорог, будет часто посещаться слабеющим в вере народом и будет поддержан его трудом и средствами. Глав­ная их надежда была только на Бога и на два средства – молитву и труд, и обитель стала постепенно восстанавливаться и расцветать.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/155/Agaf...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Кронид ( Любимов ) Преподобномученик Кронид родился 13 мая 1859 года в подмосковном селе Левкиево, недалеко от Волоколамска, в семье псаломщика Петра Любимова. Во святом крещении младенец был наречен Константином. Родители его Петр Федорович и Агафия Васильевна отличались благочестием и глубокой верой, которые они смогли передать и своему сыну. Родители воспитывали своих детей в страхе Божием и любви к святой Церкви, являя собой пример добродетельной жизни. Агафия Васильевна усердно молилась о том, чтобы кто-нибудь из ее детей принял священный сан. Впоследствии Константин стал монахом и наместником Лавры преподобного Сергия, а его брат Лука – священником. По достижении семилетнего возраста Константин Любимов был определен в Волоколамское Духовное училище, но курса не окончил. В 1878 году он поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником. Лавра после кончины в 1877 году преподобного Антония Радонежского хранила его дух – дух благоговейной сосредоточенности, усердия к подвижничеству, снисхождения к немощам ближних. В 1880 году Константин Петрович Любимов был призван в армию. Не имея никаких льгот, он не питал ни малейшей надежды на избавление от военной службы. Покорный воле Божией, он был готов с любовью исполнить долг перед Родиной, хотя ему было очень тяжело расставаться с обителью преподобного Сергия. Впоследствии архимандрит Кронид вспоминал: «В глубине души у меня не ослабевало упование на Всевышнего, Который лучше меня знает полезное для моей души. Вопрос обо мне должен был решиться 1 ноября в Волоколамске. По благословению наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина) я выехал из обители преподобного Сергия 15 октября 1880 года...» Ночь на 1 ноября он почти не спал. Около часа ночи, забывшись в дремоте, Константин увидел знаменательный сон: дивной красоты старец в схиме вышел из ворот обители, прикрыл его полой своей мантии и повел за собой. Проснувшись, Константин понял, что на военную службу его не возьмут. И действительно, в воинском присутствии после жеребьевки прием закончился 274-м номером, а Константин вынул 283-й. Таким образом, очередь до него не дошла, и он был зачислен в ратное ополчение. «Выйдя из воинского присутствия, – вспоминал отец Кронид, – мы с родителем направились в собор поклониться местной святыне – образу святителя Николая Чудотворца. При виде лика святителя Николая во мне родилось чувство неописуемой благодарности к Богу, Спасителю моему, Его угоднику преподобному Сергию Радонежскому и к великому Мирликийскому святителю».

http://fond.ru/kalendar/1389/kronid/

Февраль 1. Св. мученик Трифон Дух Божий в юноше Святый муч. Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский царь Гордиан, из дочери которого мученик Трифон изгнал беса, – пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Муч. Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Явление беса видимое Св. муч. Трифон спросил беса: «кто тебя послал в отроковицу?» Бес отвечал: «отец, начальник всякой злобы, сидящий во аде». Мученик Трифон: «Кто тебе дал власть такую»? Бес: «мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим им легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодные же нам дела суть: идолопоклонничество, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти опутываются грехами, как сетями; они друзья наши, и одна их с нами участь ждет». Молящиеся мученику Трифону будут услышаны Св. мученик Трифон пред кончиною молился: «Боже! прими в мире душу мою; всех же, иже мене, раба Твоего, воспоминати будут, услыши с высоты святыни Твоея и призри на них от святаго жилища Твоего, подая им изобильные и нетленные дарования, яко един еси благ и щедрый податель во веки веков». Лествица возводящая на небо Мученица Перепетуя видела в видении золотую лествицу, доходящую до небес, по сторонам которой наткано множество острого оружия – мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей, удиц, при подножии же лествицы лежал большой змий, препятствующий восходить по ней. 4. Преп. Николай исповедник Прелюбодеяние, смертью наказанное Варда влюбился в жену сына своего – царя Михаила – и грех был наказан смертью обоих. Падение и скорое восстание Инок Николай, смущенный помыслом, вошел в город и впал в любодеяние, – потом хотел броситься в реку; но, одумавшись, целый год молился Богу в уединении; пред светлым праздником приготовил лампаду, помолился, чтоб Господь Сам возжег оную во извещение прощения греха, – и только за третьим молитвенным подвигом Господь обрадовал его чудом. 5. Св. мученица Агафия

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

  За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Церковь чтит память мученика Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора 3 октября, 2019. Новостная служба В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». 3 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Мученичество представляет собой цикл рассказов о святых, пострадавших в Никомидии (ныне Измит, Турция) при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане Галерии (293-311) после опубликованного ими 24 февр. 303 г. антихрист. эдикта (см. в ст. Гонения на христиан в Римской империи ) ( Lact. De mort. persecut. 11-14; Euseb. Hist. eccl. VIII 5-6). Помимо Индиса и Домны , главных героев повествования, в тексте говорится о пресв. Гликерии, к-рый был схвачен за смелое обличение имп. Максимиана в нечестии. Он приказал без судебного разбирательства бить Гликерия воловьими плетьми до тех пор, пока земля вокруг не пропиталась его кровью и не стали видны кости мученика. Несмотря на ужасные пытки, пресвитер не прекращал исповедовать Христа. Разгневанный император приказал вывести Гликерия за стены города и предать огню. Преследования христиан в Никомидии не прекращались. Дева Феофила чудесным образом избежала надругательств в публичном доме. По приказу императора диак. Феофил был подвергнут различным пыткам и забит камнями. Максимиану донесли, что среди его приближенных препозит Дорофей (см. Горгоний и Дорофей ), Мардоний , Мигдоний и прочие также являются христианами. На допросе император обвинил придворных в том, что они не оправдали оказанного им доверия и, являясь тайными христианами, склоняли жителей Никомидии к принятию новой веры. Дорофей, Мардоний и Мигдоний открыто объявили себя слугами Христа, скинули одежды и приготовились претерпеть все пытки, к-рыми грозил им правитель. Максимиан приказал распластать их на земле и бить сырыми воловьими плетьми до позднего вечера. Мученики во время истязаний не проронили ни звука. Дорофея, Мардония и Мигдония в оковах бросили в темницу. Наступил праздник Рождества Христова, император по наущению слуг повелел воинам окружить церковь Никомидии и со всех сторон обложить ее дровами, а перед входом поставить жертвенник. Глашатаям было поручено объявить христианам, собравшимся на праздник в храме, что, если они не выйдут оттуда и не совершат жертвоприношение, их сожгут заживо в храме. Услышав это, архидиакон церкви призвал всех не подчиняться приказу императора, быть мужественными и пострадать за Христа. Пока пламя еще не охватило всю церковь, присутствующих там оглашенных успели крестить, миропомазать и приобщить Св. Таин. Т. о. великое множество христиан, среди к-рых были не только мужчины, но и женщины с детьми, в т. ч. духовная наставница Домны - Агафия (Агапа), приняли мученические венцы. Пожар не прекращался в течение 5 дней, а от места, где были сожжены Н. м., разносилось благоухание. После этого Максимиан решил, что все христиане в Никомидии сгорели в храме, и устроил театральное зрелище и конские состязания. В сопровождении солдат и народа он пришел в святилище Деметры, находившееся недалеко от театра, чтобы принести жертвы. Тогда один из воинов, по имени Зинон , встал на возвышенном месте и обличил язычников. Его тотчас схватили, жестоко избили камнями, затем вывели из города и отрубили ему голову.

http://pravenc.ru/text/2566232.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010