В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. 31 мая. ПРАВМИР. Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук. Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали. В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Феодора Память 21 апреля В царствование императора Антонина 2687 , когда Пергией памфилийской 2688 управлял военачальник Феодот, для военной службы были набираемы здесь красивые и крепкие телом юноши. Вместе с другими юношами хорошего рода взят был и воспоминаемый ныне прекраснейший видом блаженный Феодор, который и был приведен к военачальнику Феодоту. Военачальник положил на него, как и на остальных юношей, воинский знак. Но святой Феодор немедленно сбросил его с себя, сказав: – Я знаменован от чрева матери моей моим Небесным Царем Господом Иисусом Христом и не желаю быть воином для другого царя Тогда военачальник спросил святого: – Какого царя воином ты состоишь? – Я воин Того Царя, Который сотворил небо и землю! Военачальник, догадавшись, что Феодор христианин, спросил его: – Не принесешь ли ты жертв нашим богам? – Я никогда не приносил и не принесу жертв нечистым бесам, – отвечал святой. Тогда военачальник приказал жестоко бить его, после чего снова позвал его на допрос и спросил: – Одумался ли ты теперь, будешь ли ты мне послушен и поклонишься ли богам – Если бы ты, – отвечал святой, – познал Сотворившего тебя Бога, то и сам пожелал бы поклоняться Ему. Военачальник приказал после сего разложить костер, принести огромную железную сковороду, растопить большое количество смолы, серы и воска, положить мученика нагим на сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда всё это готовилось, Бог внезапно сотворил дивное чудо: послышался оглушительный шум и сделалось землетрясение на том самом месте, где был огонь и сковорода; затем земля на том месте расступилась и из земной расселины в изобилии истекла вода, которая и погасила огонь и сковороду. Святой же мученик остался совершенно невредимым и сказал военачальнику: – Вот ты видишь, что это дело не мною совершено, но Христом, Богом моим, Которому я служу. Если же ты желаешь познать силу твоих богов, то приготовь другой костер, снова разожги сковороду и прикажи во имя твоих богов положить на ней одного из твоих солдат, тогда ты увидишь бессилие своих богов и познаешь всемогущество моего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Кротость См. также: Ближний . 47; Кончина праведника . 345; Любовь к ближним . 397; Любовь к животным . 417; Мученик . 571; Незлобие . 617; Ненависть . 634; Смирение епископа . 1055. 360. Кротость – один из благодатных даров См. также: Дар . Один из монахов просил авву Аполлоса помолиться за него, чтоб ему сподобиться какого-нибудь благодатного дара. Когда тот помолился, то монаху был дан благодатный дар смиренномудрия и кротости так, что все дивились, как он стяжал великую кротость. (Лавсаик. С. 165). 361. О кротости достохвальной Олимпиады См. также: Твердость . Кротость Олимпиады была такова, что превосходила простоту самих детей. Никто из близких к ней никогда не замечал, чтоб кого-нибудь порицала эта крестоносица, но вся ее тягостная жизнь прошла в сердечном сокрушении и в обильном излиянии слез. Скорее можно было увидеть во время зноя источник без воды, чем без слез ее поникшие очи, всегда созерцавшие Христа. И что я говорю? Чем больше останавливаюсь мыслью на рассказе о подвигах и добродетелях этой твердой, как камень, души, тем больше слова мои не поспевают за ее делами. И да не подумает кто-нибудь, что я приукрашено говорю о бесстрастии достохвальной Олимпиады, которая вся была многоценным сосудом Святого Духа. (Лавсаик. С. 296). 362. Отличаясь великой кротостью, архиепископ Феодот поменялся во время пути местами со своим возницей (клириком). См. также: Доброта ; Смиренномудрие . Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был архиепископ, по имени Феодот, отличавшийся добротой сердца. Он был очень кроток и смиренномудр. Например, однажды он оказался в дороге вместе с одним клириком. Архиепископ совершал путь в носилках, а клирик ехал на коне. И говорит архиепископ клирику: “Поделим длину пути и будем меняться местами.” Клирик не соглашался: “Это будет бесчестье для святителя, если я сяду в носилки, а ты поедешь на коне.” Но чудный Феодот настоял на своем и, убедив клирика, что в этом не будет для него бесчестья, заставил поступить по своему желанию. (Луг духовный. С. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Святой мученик Мамант Аудио Святой Мамант происходил из города Гангры в Пафлагонии. Его родители, Феодот и Руфина, были христианами и открыто исповедовали веру. Поскольку они отказывались отречься от Христа, язычники схватили их и отправили в тюрьму в Кесарии. Там, в тюремной камере, и родился в 260 году святой Мамант. Его родители умерли в заключении, и младенца усыновила благочестивая знатная женщина по имени Аммия . Учась говорить, он часто называл свою приемную мать «мама», поэтому его прозвали Мамантом. В двенадцать лет Мамант был арестован императорскими воинами за отказ принести жертву идолам на празднике Зевса (так завещала ему перед смертью Аммия) и за проповедь среди товарищей по школе. Сначала его привели к правителю Кесарии Демокриту. Узнав о благородном происхождении Маманта, тот отправил его к императору Аврелиану. Правитель в то время выступил в поход против Пальмиры и находился в киликийском городе Эги (272). Тиран вначале попытался ласковыми и льстивыми словами убедить мальчика принести жертву богу Серапису, но дух Маманта оказался тверже алмаза и горел Божественным рвением ярче самого жаркого пламени. Тогда Аврелиан впал в гнев, видя, как упорно ребенок сопротивляется ему, властелину большей части мира, и подверг Маманта жестоким мучениям, побоям розгами и палками. Думая, что боль вразумит его, Аврелиан потребовал: «Скажи только, что ты уже принес жертву идолам. Этого достаточно, чтобы я освободил тебя». Но Мамант отвечал: «Ни сердцем, ни устами я не отрекусь от Христа, моего Спасителя, о император! Напротив, я благодарю тебя за то, что через эти мучения ты позволил мне еще больше возлюбить Христа и соединиться с Ним, моим Царем, Который пострадал ради моего спасения». Солдаты жгли тело святого Маманта факелами, избивали камнями, переломали все кости и бросили в море со свинцовым грузом на шее. Но он был чудесным образом спасен ангелом Божиим, который перенес его на вершину горы над Кесарией. Там Мамант жил среди диких зверей, прославляя Господа в непрестанной молитве. Из молока ланей он делал сыр, которым питался, а излишки отдавал кесарийским беднякам.

http://pravoslavie.ru/56073.html

Восемнадцатый день. Св. муч. Феодот Анкирский. (О милосердии к ближним по примеру милосердия Божия к людям). I. Прославляемый сегодня церковию св. мученик Феодот, по подобию апостола Павла, был «всем для всех» в то время, когда разразились над христианами бедствия гонения, воздвигнутого Диоклитианом. – Содержатель гостиницы в г. Анкире, не открытый еще язычниками христианин, Феодот ревностно и разнообразно помогал своим единоверцам; он укрывал их у себя в доме от преследований, питал и оделял всех голодных и лишенных крова и имущества; ободрял и выкупал заключенных в темницы; тела же умерших мучеников, розыскивая и приобретая дорогою ценою, предавал христианскому погребению, хотя и знал, что за это запрещенное дело сам подвергается опасности быть замученным. Так и случилось. Между прочими в это время были взяты семь дев, проживших до старости в целомудрии, которые за исповедание веры Христовой были преданы различным истязаниям, после чего брошены в озеро с привязанными на шее камнями. Св. Феодот, вместе с родственником своим Полихронием и некоторыми христианами, достал тела мучениц и похоронил их. Утром, когда об этом узнали, то правитель города пришел в страшный гнев и велел тщательно розыскивать виноватых, а тела свв. мучениц были извлечены из земли и сожжены. Между прочими христианами, подозреваемыми по этому поводу, был взят и Полихроний. Он из страха казни выдал Феодота. Узнав об этом, Феодот добровольно, несмотря на возможность скрыться, отправился к правителю. На убеждения всех присутствующих, чтобы он отрекся от Христа, Феодот возразил речью о суете язычества и проповедью о Христе, чем возбудил сильнейшее негодование жрецов и народа, которые стали настойчиво требовать казни дерзкого хулителя их богов. Феодот был предан жесточайшим истязаниям, и, после 15-ти дневного заключения в темнице и новых истязаний, предан смерти в 303-м г. – Все эти мученики пострадали в Анкире. II. Мы видели, братия, что св. муч. Феодот всю жизнь свою творил милостыню как духовную, так и телесную. Можно без преувеличения сказать, что он всегда помнил заповедь Спасителя: «будите милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О страхе Божием 7 (20) ноября (Из жизни св. мученика Феодота корчемника) Читая жития святых, мы нередко находим в них сказания о том, что многие из разбойников, блудниц и других великих грешников бросали свою дурную жизнь, обращались к Богу, делались ревностнейшими служителями Божьими и впоследствии за свою святую жизнь удостаивались даже и дара чудотворений. Скажите, братие, что же было причиною того, что упомянутые выше люди обращались от врага нашего спасения – к Богу, от греха – к добродетели и от пути погибельного на путь правый? Не знаем, на какую из причин всего этого укажете вы – но мы, с своей стороны, думаем, что главною причиною обращения грешников к покаянию и исправлению жизни был страх Божий. Вы, слыша это, спросите: из чего это видно? На это ответим вам, что это видно из примеров следующих. 1 . Святый мученик Феодот, именуемый корчемником, хотя и был сыном христианских родителей, но в юности имел порочные наклонности. Он был очень корыстолюбив и из-за корысти открыл корчму, т.е., как сказано в житии его, дом пагубный. В те древние времена, в которые жил Феодот, открыть корчемницу значило: уловлять души людей в погибель, развращать их, заставлять людей рано пить и есть, забывать Бога и губить свою честь и состояние. С этою постыдною целью Феодот и открыл свою корчму. Долго ли так из-за корыстолюбия он содержал ее, мы не знаем, но знаем только то, что однажды на Феодоте исполнилось слово Писания, говорящее, что боязнею Господнею уклоняется всяк от зла. Раз Феодот пришел в себя, вспомнил Бога, смерть, Страшный Суд и ад – и страх Божий проник в сердце грешника, Феодот тотчас же после сего из дома погибели устроил дом спасения. Он начал с того времени в своей корчме насыщать голодных, поить жаждущих, одевать нагих и стал благодетельствовать церквам и их служителям. Затем, в своем духовном преуспевании он стал восходить от силы в силу и кончил тем, что мужественно пред гонителем христиан исповедал Христа, принял за Него страшные муки и смерть, а с ними и венец мученический стяжал себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 8. Почитание Богоматери Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще При жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы». Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ , Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский — отцы II-ro и III-ro веков,— Афанасий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Василий Великий , Ефрем Сирин — IV века, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали Достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII вселенских соборах. Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога». Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9го декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминает Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст . Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами. Точно так же, по преданию, апостолы установили праздник Успения Богоматери. С давних времен этому празднику предшествует пост. В Иерусалиме у гробницы Приснодевы, на Афоне в русских монастырях, в Гефсиманском скиту, что у Троице-Сергиевской Лавры, празднование Успения отличается особою торжественностью, и заутреней совершается точно такое же пение над плащаницей Богоматери, как и над плащаницей Спасителя в Великую Субботу.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Святой мученик Феодор из Перги Памфилийской, его мать Филиппия (Филиппа), Диоскор, Сократ и Дионисий Святой Феодор жил во II веке и происходил из памфилийского города Перги. Уже в возрасте 18 лет он был пламенным христианином. Во времена императора Антонина Пия (138–161) правитель области Феодот выбирал наиболее сильных молодых людей для службы в римском войске. Видя хорошую выправку Феодора, вербовщики поспешили представить его императору. Но когда они уже хотели поставить ему печать новобранца, он упал на землю и закричал: «С самого детства я был включен в списки одного Царя – Царя неба и земли и был отмечен Его печатью во время крещения!» Христианин отверг просьбы принести жертвы богам, насмехаясь над суевериями идолопоклонников, поэтому ему стали наносить жестокие удары бичами и хлыстами. Под ударами он не прекращал молиться и заявлял, что предпочтет принести себя в жертву единственному истинному Богу, нежели подчиниться языческим обычаям. Когда же его положили на горящую решетку, земля внезапно сотряслась, а из земли забил ключ, погасивший огонь. Это чудо побудило к обращению жреца-язычника по имени Диоскор. Он по повелению судьи бросился в пламень, призывая на помощь Бога Феодора. Когда наступила ночь, мученика в темнице навестил епископ Пигасий, увещевая быть твердым в славной битве до конца, в наставление для всей Церкви Перги. На пятый день святой вновь предстал перед Феодотом и, явив такую же решимость, что и прежде, изгнал беса, живущего в статуе Юпитера: нечистый дух обратился в бегство, признавая свою беспомощность перед святым мучеником Христовым. Тогда Феодора привязали к диким ослам, которые влачили его по земле. Но он был освобожден новым божественным вмешательством, и два воина, Сократ и Дионисий, обратились по его молитве. После того как Феодор в третий раз предстал перед правителем, его бросили в пылающую печь вместе с Сократом и Дионисием. Окруженный божественной росой, которая сохраняла его невредимым, Феодор стоял посреди пламени, восхваляя Бога, и призывал товарищей петь вместе с ним «Аллилуия». По молитве Феодора его мать, которая находилась в плену уже три года, была перенесена ангелом на место мученичества. Феодор утешал ее и призывал не скорбеть о его страданиях, которые готовят ему вечную славу. Тогда горе Филиппии сменилось радостью, как если бы она присутствовала на свадьбе сына.

http://pravoslavie.ru/53316.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 8. Почитание Богоматери Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Мы видели уже, что усердное почитание Богоматери верующими началось еще при жизни Ее. Вселенские соборы утвердили это почитание и усвоили Пресвятой Деве название «Богородицы». Игнатий Богоносец, современник Христа (по преданию, тот младенец, которого Господь взял на Свои руки при произнесении слов: «если не обратитесь и не будете, как дети»), мученик Иустин Философ, Ириней, епископ Лионский, Дионисий Александрийский, — отцы II-ro и III-ro веков, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин — IV век, — все они в пламенных выражениях свидетельствовали достоинство Богоматери. В V веке Кирилл, патриарх Александрийский, восставал против ереси Нестория, который отрицал, что Деву Марию должно называть Богородицей. Третий Вселенский собор осудил ересь Нестория и утвердил почитание Богоматери. То же было сделано на IV, V, VI и VII Вселенских соборах. Феодот, епископ Анкирский, произнес слово, в котором ясно вылилось церковное учение о Богоматери: «Кто не признает Марию Богородицею, тот отчужден от Бога». Скажем несколько слов об установлении праздников Богоматери. Празднование «Зачатия Богородицы», 9 декабря, началось не позже VII века, так как Андрей, епископ Критский, скончавшийся в 722 г., уже написал канон на этот праздник. Установление праздника Рождества Богородицы восходит к V и даже IV веку, так как уже тогда в честь этого праздника строили храмы. Есть предание, что день рождения Богородицы открыт был одному подвижнику, раньше же его не знали точно. Относительно Введения во храм известно, что в V или VI веке в Иерусалиме был храм в честь этого праздника, стоявший на месте притвора Соломонова, где некогда провела отрочество Свое Приснодева. Праздник Благовещения установлен был уже в IV в., так как о нем упоминают Афанасий Александрийский и Иоанн Златоуст. Есть свидетельство, что впервые он был установлен еще апостолами.

http://sedmitza.ru/lib/text/440269/

Архиерейский Собор прославил ряд местночтимых святых ноября 2017 Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который, в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010