Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном - Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично - христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней - либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример - святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа - бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств...

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Святой мученик Стефан Казанский Святой мученик Стефан Казанский был родом из татар. Более 20 лет он страдал расслаблением ног. По взятии Казани Иоанном Грозным (1552) он уверовал во Христа и получил исцеление. Святой был крещен протоиереем Московского собора Тимофеем, который доставлял послание Митрополита Макария русскому войску. После удаления русских из Казани татары за твердость в христианской вере изрубили мученика Стефана на части, тело его разметали, а дом разграбили. Иконописный подлинник Россия. Н. XX. Казанские святые с избранными святыми на полях (Свт. Гурий, Варсанофий, Ермоген, Герман, мученики Петр и Иоанн Казанские, Авраамий Болгарский, Стефан Казанский.) Икона. Россия. Начало XX в. Россия. 1814. Русские святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911657.htm...

Святой мученик Петр Казанский Святой мученик Петр Казанский пострадал вместе с мучеником Стефаном от казанских татар за обращение в христианство из мусульман. Родные после ухода русских войск взяли его силой домой и называли прежним мусульманским именем, надеясь, что он откажется от Христа. Но на все ласки и уговоры святой Петр отвечал: " Отец мне и мать - в Троице славимый Бог: Отец и Сын и Святой Дух... Если вы уверуете во Отца и Сына и Святого Духа, то и вы мне сродники; во святом Крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете " . Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедовать Имя Христа, взывая: " Христианин есмь " . Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу. О святых мучениках Стефане и Петре Казанских: " Журнал Московской Патриархии " , 1977, 8, С. 79-80. Иконописный подлинник Россия. Н. XX. Казанские святые с избранными святыми на полях (Свт. Гурий, Варсанофий, Ермоген, Герман, мученики Петр и Иоанн Казанские, Авраамий Болгарский, Стефан Казанский.) Икона. Россия. Начало XX в. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911654.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (?) († 1552 или 1553?), мч. (пам. 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Имя И. внесено в синодик казанского Зилантова в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря , а также в неск. синодиков, происходящих из Казанской епархии, где он упоминается в числе Казанских мучеников, погибших во время «Казанской войны» 1552-1557 гг. (см. статьи Борис Казанский , Стефан , Петр , Иаков Андреев , Феодор I , Сильван , Феодор II , Василий I , Феодор III , Димитрий Садыков , Михаил , Василий II ). В синодике загородного архиерейского дома Казанских епископов среди павших под Казанью с именем Иоанн названы князья Иван Оболенский и Иван Иосифович Дорогобужский, а также Иван Иванович Змеев, Иван Васильевич Плещеев и Иван Бухвостов (ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 497). Если отождествить И. с одним из названных людей, то нужно признать, что он был знатного происхождения. Судя по контексту (особенно в случае отождествления И. с Бухвостовым), И. мог воевать в составе отряда боярского сына Б. И. Салтыкова (см. Борис Казанский ), в марте 1553 г. направленного против восставших татар и чувашей и разгромленного. 256 рус. воинов погибли в бою, ок. 200 чел. попали в плен, многие были казнены. Не исключено, что упоминание И. в синодике Зилантова монастыря было результатом ошибочного включения имени Казанского мч. Иоанна I († 24 янв. 1529) в списки погибших под Казанью в 1552-1553 гг. В большинстве месяцесловов и перечней святых назван один Казанский мученик с именем Иоанн, скончавшийся в 1529 г. Поскольку его память указана обычно под 2 днями - в янв. и в марте (причем в ряде месяцесловов святой назван воином), это могло стать причиной появления в некоторых перечнях святых упоминания 2-го Казанского мученика с именем Иоанн. Имя И. наряду с именем Казанского мч. Иоанна I вошло в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. ХХ в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 376). И. не назван в Соборе Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. (http://kazan.eparhia.ru/holly/- Собор Казанских святых на офиц. сайте Казанской и Татарстанской епархии). Ист.: Синодик Успенского Зилантова мон-ря. Каз., 1840. Лит.: Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во 2-й пол. XVI-XVII в.: (Управление Казанским краем). Каз., 1982. С. 15-16, 18. Е. В. Липаков, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469726.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Тверские свв. Описания иконы Тверские свв. - житие Святые Хранители земли Тверской Бежецк Священномученик Аркадий Остальский (епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии) Священномученик Андрей Гневышев, староста Никольской церкви Священномученики Иоанн и Василий (Козыревы) Священномученик Сергий (Смирнов) Священномученик Петр (Зиновьев) Священномученик Николай (Сретенский) Священномученик Иоанн Василевский Священномученик Иоанн Бойков Священномученик Иоанн Богоявленский Священномученик Иаков (Бойков) Белый Священномученик Иаков (Леонович) Бологое Священномученик Алексий (Успенский) и мученик Василий (Шикалов) Весьегонск Священномученик Петр (Титов) Священномученик Феодор (Беляев) Вышний Волочек Священномученик Виктор (Воронов) Священномученик Владимир Мощанский Мученики Петр (Жуков), Прохор (Михайлов) и иже с ними Преподобномученик Стефан (Кусков) Священномученик Феодосий (Болдырев) Зубцов Священномученик Борис (Боголепов) Священномученик Евгений Ивашко Преподобн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Тверь. 1902.] Собор Тверских святых. Икона. Тверь. 1902 год. «Устроена Иоасафом Яковлевичем Кункиным». Вот подписи к этой иконе. Потомственный Почетный гражданин, член Тверской ученой Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых” и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин до[...] Файл 10426.jpg:   Размер: 875x1200, 1.05 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (145) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10427.jpg:   Размер: 522x1200, 0.63 MPix, 111 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (120) , (1) . Описание: Икона «Собор святых в земле Тверской просиявших» из Храма блаженной Ксении Петербуржской, г. Тверь Список всех изображенных здесь святых - см. выше (житие) Файл 12698.jpg:   Размер: 1920x2560, 4.92 MPix, 1547 Kb. Дата: 2011-06-03, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (182) , (5) .

http://pravicon.com/icon-2985

Россия тогда была прибежищем для православных с Запада, которые стремились сохранять православную веру, ибо становилось всё более очевидным, что события XI века в Западной Церкви уводят её от веры первого тысячелетия. В XVII веке при Патриархе Никоне Россия приглашала монахов многих национальностей, в том числе новообращенных с Запада, в построенный им под Москвой монастырский комплекс, получивший название «Новый Иерусалим». Здесь он хотел воссоздать святые места Палестины, связанные с нашим Господом, и заселить обитель монахами всех национальностей. Патриарх стремился не к чистоте расы, а к чистоте веры. Для него в православной вере все равны, независимо от их происхождения. Этот великий проект так и не получил развития и завершения, ибо Патриарх был низложен клеветниками (не без поддержки Ватикана) и теми, кто хотел подчинить в России Церковь государству. Они стремились после упразднения Патриаршества превратить Церковь в часть государственного аппарата по протестантскому образцу, а духовенство – в простых государственных служащих. Но прежде чем поговорим о настоящем времени, вспомним о тех, кто пришёл с востока «возлечь в Царствии Божием»: мученик Авраамий Болгарский (+ 1229), уроженец Камской Болгарии и, следовательно, мусульманин, он был замучен своими соотечественниками за переход в Православие, память 1 апреля; преподобный Петр, царевич Ордынский (+ 1290), племянник хана Берке, принял Православие и прославился чудотворениями, память 29 июня; преподобный Пафнутий Боровский (+ 1478), великий подвижник татарского происхождения, память 1 мая; преподобная Соломония (в монашестве София), Суздальская чудотворица (+ 1542), татарка по происхождению и, возможно, потомок Чингисхана, она стала великой княгиней Московской и претерпела много страданий в своей жизни, память 16 декабря; мученики Стефан и Петр Казанские (+ 1552), бывшие татары-мусульмане, они приняли Православие и были преданы смерти своими соплеменниками, память 24 марта; преподобный Серапион Кожеезерский (+ 1611), казанский татарин, он стал монахом и подвижником, память 27 июня.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Кроме того, значительное количество болгар (булгар) и татар прославлено в лике святых: мученик Авраамий Болгарский, преподобный Даир Кайдагул Орда-Ичинович Пётр Ордынский Чингизов, преподобный Пафнутий Боровский, страстотерпец царевич Мелик-Тагирович Феодор Долголядский, мученик Петр Казанский, мученик Стефан Казанский, преподобный Туртас Серапион Кожеозерский, блаженный царевич Иаков Касимовский, мученица Платонида, священномученик Николай Тохтуев и др. Так же нами почитаются как святые протоиерей Василий Тимофеев и иерей Даниил Сысоев и др. Московская татарская православно-христианская община приглашает Вас присоединиться к служению молебна и панихиды по православным предкам татарского, чувашского, других тюркских народов и болгарского народа, некоторые из которых были крещены в Константинополе еще до рождения Кирилла и Мефодия и до появления исламской религии. С тех пор в течение многих веков Православие всегда присутствовало среди татар и других тюркских народов. МТПХО поддерживает традицию служения панихиды по своим крещеным предкам и предлагает присоединиться. Мы просим также присылать информацию о состоявшихся молебне и панихиде (в идеале — описание с видеорепортажем). То, что ханы Великой Булгарии, Кыпчакского и Кимакского Ханств, Великого Монгольского Улуса, Золотой Орды, татарских ханств и орд были крещеными — является общепризнанной в истории информацией, подтвержденной летописями и археологическим данными, которые можно найти в открытых источниках. Нам не всегда известно точно, под какими именами их крестили, так как в историю они вошли под своими родными, тюркскими именами, поэтому поминовение совершается с использованием их фактических имен. Кроме того, некоторые имена, например, Кубрат, отсутствуют в русских святцах, но являются общепринятыми у болгарского народа. Имена для поминовения Об упокоении (ханов, цариц, царевичей и царевн): Кубрата, Аспаруха, Батыя, Сартака, Улагчи, Боракчин-ханум, Феодоры Батыевны (Сартаковны), Саина Булата Стефана Симеона Бекбулатовича, Ядыгар-Мухаммеда Джан-Мухаммеда Симеона Касаевича, Утемыш-Гирея Александра, Сеид-Бурхана Василия Арслановича, Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны

http://pravoslavie.ru/109269.html

Икос из канона Божией Матери в честь иконы Ее «Казанская»: " Смысл очистивше и ум, притецем к Богородице, светло песньми ублажающе Ю, и пречистую икону Ея прославляем и чтим и, припадающе, покланяемся, яко Самой, сущей оной: честь бо иконы на первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей почитает самое первообразное, якоже Божественнии отцы рекоша. И аще кто не чтит Пресвятыя Богородицы и не покланяется иконе Ея, анафема да будет: посрамляет бо и погубляет не чтущия Ю, избавляет же от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя. " А раньше люди добровольно шли на смерть, чтобы защитить честь святых образов... Здесь было бы уместно вспомнить святых мучеников, которые шли на смерь от рук иконоборцев, доказывая, что к изображениям святых следует относиться благоговейно. Одним из них был святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый, живший в восьмом веке. В темнице на острове Фарос, Стефан обвинил иконоборцев в том, что, хуля иконы они возводят хулу на Христа и Богоматерь. Для доказательства святой показал золотую монету, на которой было изображение императора. Он спросил судей, что сделали бы они с человеком, который, бросив монету, стал бы топтать ее ногами. Ему ответили, что такой человек был бы непременно казнен за то, что обесчестил образ царя. На это святой Стефан сказал, что еще большая кара ждет того, кто бесчестит образ Царя Небесного и Его святых, бросил монету на землю и стал попирать ее ногами... Святой мученик был убит. Ради чего? Ради того, чтобы спустя 12 столетий на изображениях святых писали адреса веб-сайтов? Или его смерть должна была быть уроком всем православным христианам? Так ли виртуальны и нереальны электронные данные, как принято считать?.. Некоторые считают, что все, что существует в цифровом виде - все это на самом деле не существует, поскольку нельзя это потрогать, понюхать, облизать... Поэтому и файлы с цифровыми изображениями икон никакой ценности не представляют. Такое видение мира можно было бы понять лет 10-20 назад, но сейчас оно уже выглядит крайне неразумно. Вспомните, хотя бы, что:

http://pravicon.com/text-40

пети мучеником Иоанну, Стефану, Петру среднюю вечную память...» (цит. по: Платон (Любарский). 1868. С. 75). Имена мучеников вписаны первыми в синодик Казанской епархии перед списком воинов, павших под Казанью: «Казанским мучеником и исповедником, Иоанну, Стефану, Петру, вечная память» (ДРВ. Т. 6. С. 496). Память святых указана в «Книге, глаголемой Описание о российских святых»: «Святии великомученицы и новые страдальцы Иоанн, Петр, Стефан пострадаша от Казанских Татар до взятия и после. Святый Иоанн убиен в лето 7037 месяца января в 24 день. Петр и Стефан убиени быша в лето 7064 месяца марта в 24 день». В «Полном месяцеслове» 10-х гг. XIX в. выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина под 24 янв. находится общая память Иоанна, П. и Стефана (БАН. Дружин. 736. Л. 35; 131. Л. 111 об.) и под 24 марта - «святых мученик Петра и Стефана убиенных за Христа в Казани 7094» (БАН. Дружин. 736. Л. 45 об.; 131. Л. 156). Имя П. как местночтимого святого под 24 марта вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 12), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении мученика. Общецерковной канонизацией П. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6; Копия с грамоты митр. Гермогена к патр. Иову 9 янв. 1592 г.//Приб. к Казан. вестн. Каз., 1829. 16. С. 123-126; Грамота митр. Казанского и Свияжского Гермогена патр. Московскому и всея Руси Иову и грамота патриарха Иова Московского и всея Руси митр. Казанскому и Свияжскому Гермогену//УЗ Казанского ун-та. 1839. Кн. 4. С. 151-157; Описание о российских святых. С. 254. 450. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 542; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 23; Голубинский. Канонизация святых. С. 269, 272, 566, 577; Жития святых мучеников Казанских Иоанна, Стефана и Петра.

http://pravenc.ru/text/2580248.html

Примечательно, что в 1694 г. по просьбе патриарха Адриана свт. Димитрий (Савич (Туптало)) написал службу 9 Кизическим мученикам для совершения богослужений в храме и монастыре при нем («Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик»). Первым строителем, воплотившим замысел митр. Адриана, стал иеродиак. Стефан (Сахаров), иногда именовавшийся «протоктитором Казанской Кизической лавры». При нем была построена каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в обитель переданы 2 напрестольных креста с частицей Древа Креста Господня, мощами апостолов, русских и греческих мучеников, а также 2 богато украшенных Евангелия и серебряное кадило. Насельники с благодарностью вспоминали иеродиак. Стефана. В XIX в. в настоятельских покоях хранился портрет-парсуна 1686 г., на котором был изображен иеродиак. Стефан с крестом в правой руке, «горящем сердцем» в левой и надписью: «Согреяся сердце мое во мне и в поучении моем разгорится огнь». Церковь равноап. кн. Владимира Кизического мон-ря. Кон. XVII в. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Церковь равноап. кн. Владимира Кизического мон-ря. Кон. XVII в. Фотография. 10-е гг. ХХ в. (ГПИБ) По свидетельству иеродиак. Стефана, население помогало устройству обители: «После сего вскоре боголюбивые жители города Казани стали наделять монастырь всякими жертвами и всем, что требовалось. Создали и церковь каменную во имя святых мучеников, ограду и келии для братии и даже для приходящих помолиться ко святым мученикам в храм их обители». Вероятно, приему паломников придавалось большое значение. Патриарх Адриан направил в Казань 2 грамоты, способствовавшие благоустроению обители ( Никанор (Каменский). 1893. С. 14-15). В грамоте 1694 г., адресованной митр. Казанскому и Свияжскому Маркеллу , патриарх благословлял «невозбранно износить» на молебен в Казань образ Кизических мучеников вслед за Седмиезерной иконой Богородицы (несмотря на «враждотворство» и «злонравие» чернецов Седмиезерской пустыни). Список с этой грамоты был направлен игум. Ипатию и до XX в. хранился в мон-ре. Др. грамота 1695 г. игум. Ипатию давала мон-рю право принимать у себя беглых крестьян из домовых вотчин патриарха и селить на монастырских землях. В 90-е гг. XVII в. К. м. служил летней резиденцией митр. Казанского Маркелла.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010