Райский сад и его насаждения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Для достойного прославления святых угодников Божиих и молитвенного назидания обращающихся к ним гимнографы нередко используют различные образы 1 . В новозаветное время, когда Иисус Христос Своими страданиями открыл нам райские двери, тема рая становится важной и распространённой. В Библии говорится: И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт 2:8). Образ рая и райских растений часто встречается в древнерусской литературе 2 . Образ рая и райского сада — устойчивый топос в богослужебных текстах. Гимнографы прославляют также произрастающее в нём райское Древо жизни, Крестное древо, так как в новозаветное время они связаны с Подателем жизни Христом Спасителем и Его искупительным подвигом. Наряду с Крестным древом творцы песнопений называют в составленных текстах и другие растения и цветы для прославления различных подвигов святых угодников Божиих. Священномученик Евсевий Самосатский (†380; пам. 22 июня): “Яко шипóк 3 , яко благовонен крин 4 , яко рай Божий, показался еси, посреде жизни имея древо, Самодетеля всех и Господа” 5 . Таким образом, уподобляясь розе и лилии, святой иерарх в центре своей жизни имел Господа Творца. В службе Происхождению Животворящаго Креста Господня говорится: “Иже посреде земли насадивыйся, Честный Крест и ныне ветви простирает… и вся осеняет, покланяющияся ему” 6 . Ученики Христовы несли слово Евангельское людям. Апостол Карп (I; пам. 26 мая), един от семидесяти, проповедовал: “Яко садоделатель изряден, показал еси людем Животное Древо, от Негоже ядый, жив будет… во веки” 7 . В службе преподобному Ферапонту Можайскому (†1426; пам. 27 мая) называется подлинный Садовник райского сада — “Всеблагий Вертоградарь, Христос” 8 . Покровителем огородничества и садоводства является святой мученик Конон градарь (пам. 5 марта) 9 , уроженец Назарета Галилейского, пострадавший за Христа при Римском императоре Декии (249–251). В древней службе ему говорится, что он привился добрей Маслине — Христу 10 . Его изображение имеется на фресках новгородского храма Спас на Нередице (XII в.) и отличается наличием красного ободка в нимбе. Предполагается, что “красный ободок мог мыслиться как предельно компактный символ красоты садов, предмета земных попечений Конона. Зритель с достаточно развитым символическим инстинктом мог легко угадать в красном компоненте фрески, находящемся в столь значимом месте как нимб, то есть в самом средоточии духовности, рефлекс того, чем красен сад — краснощёких яблок, спелых вишен, смородины, малины” 11 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Пятый день. Поуч. 1-ое. Св. муч. Конон градарь. (И в миру можно спастися). I. Св. Конон градарь, память коего совершается ныне, пострадал в 3-м веке, в царствование Декие (249–251). Родился он в Назарете галилейском; отсюда впоследствии переселился в памфилийский город Мандон и занимался здесь возделыванием огородов. От занятия получил и название градаря (огородника). Это был человек незнакомый с книжным учением, но добрый, незлобивый и простосердечный, и этими качествами благоугождал Богу. Правитель той области, Публий, узнав о нем, потребовал его к себе и заставлял принести жертву идолам. Конон решительно отказался от этого и смело стал исповедывать веру в Иисуса Христа. Тогда подвергли исповедника мучительным пыткам, от которых он и скончался с молитвою к Богу. II. Мы видели, братия, что св. мученик Конон был простой мирянин, не книжный, земледелец, занимавшийся огородничеством. Но ни постоянное обращение с миром, ни ежедневные труды его по обрабатыванию огорода не препятствовали ему угодить Богу, Который прославил его венцем мученическим. Это показывает нам, братия, что Богу угодить можно везде, как в пустыне, обителях, так и в семье и миру. Поэтому не основательны суждения некоторых, будто в миру трудно спастись, что для этого нужно идти в пустыню или уединенные монастыри. а) Приведем свидетельство о сем св. Иоанна Златоустаг о. «Место не спасет нас, говорит св. Златоуст, а спасет всецелая преданность нашей души Богу. Нет пользы ни от высокого сана, ни от святости места тому, кто не исполняет заповедей Божиих. Какое место прекраснее рая, из коего изгнан был Адам, после преступления заповеди? Что же постыднее гноища, на котором сидя Иов сохранил заповеди Божии и вселился в рай? Саул был в сане царском, но и настоящую жизнь погубил, и будущей не получил. Напротив, Лот был между содомлянами, людьми беззаконными, но исполнил заповеди Божии и спасся. Иной прославился в нищете, как Илия; иной в богатстве, как Авраам. Иов заботился и о жене, и о детях, и о доме, и спасся, а Давид прославился и будучи царем, и порфира и корона не развлекали его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Существует гипотеза, отождествляющая К. и мч. Конона Градаря , к-рая основана на совпадении имен и дней памяти святых. Исследователи, поддерживающие эту т. зр., считают, что Нестор, отец К., и одноименный мученик, пострадавший, согласно Синаксарю К-польской ц. (пам. 28 февр.), при имп. Деции (249-251) и наместнике Пуплии в памфилийском г. Перга (SynCP. Col. 495), т. е. в то же время и в том же регионе, что и Конон Градарь,- одно и то же лицо. Но в редакции сказания о К., изданной Алькеном, присутствует разграничение 3 мучеников: в предисловии рассказывается о Кононе Градаре и еще об одном Кононе Исаврийском, пострадавшем при имп. Аврелиане (270-275). Ист.: BHG, N 2077-2079e; MenolGraec//PG. 117. Col. 339-340; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 203-208; Trautmann R., Klostermann R. Drei griechische Texte zum Codex Suprasliensis II: Das Martyrium von Konon dem Isaurier//ZSP. 1934. Bd. 11. S. 299-324; SynCP. Col. 119, 509-516, 659; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 31-34; ЖСв. Март. С. 117-127; Супралъски или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 23-54; Vie de S. Conon d " Isaurie/Ed., transl. F. Halkin//AnBoll. 1985. Vol. 103. P. 5-21 [text]; P. 21-34 [transl.]; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. C. 60-62. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64; Т. 3. С. 93-94; Delehaye. Origines. P. 163, 168-169; Halkin F. S. Conon l " Isaurien//AnBoll. 1935. Vol. 53. P. 369-374; Van Doren R. Conon//DHGE. T. 13. Col. 460-461; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 173; Sauget J.-M. Conone l " Ortolano//BiblSS. Vol. 4. Col. 152-154; Κνων//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 800; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 256; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 260; Wood P. J. The Invention of History in the Later Roman World: The Conversion of Isauria in «The Life Conon»//AnatSt. 2009. Vol. 59. P. 129-138; Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния пролог: Текстове, лексикален индекс. Пловдив, 2012. Т. 7: Март. С. 18-20.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Прототипом церкви в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, стала Спасская церковь XVII века из Зашиверска — города, находившегося за Полярным кругом в Якутии. Якутская церковь - это единственное здание, сохранившееся от древнего Зашиверска. Сам город, основанный в XVII веке первыми русскими землепроходцами на реке Индигирке, прекратил свое существование в 20-х годах XIX века из-за эпидемии «черной оспы». Архитектура храма относится к довольно распространённому типу древних шатровых церквей - «восьмерик на четверике с трапезной». Иконостас храма Всех святых, в земле Русской просиявших, выполнен в традициях северных писем XVI–XVII веков и украшен богатой деревянной резьбой. Слева от Царских врат - наместная икона Святогорской Божией Матери. Справа от иконы Спасителя находится храмовая икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Слева от иконы Божией Матери - икона преподобного Иоанна Затворника, Святогорского чудотворца. На диаконских вратах изображены русские святые - равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Иконы святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого помещаются в деисусном ряду иконостаса. Венчает иконостас Державная икона Богородицы. Пресвятая Дева изображена в шапке Мономаха. В иконостасе этого храма присутствует ряд небольших икон, расположенных над местным рядом, называемых «пядничным». Название это отражает малый размер их досок (пядь - старинная мера длины от 18 до 23 см). В пядничном ряду иконостаса представлены святые покровители сельского хозяйства: преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святые мученики Флор и Лавр, мученик Конон Градарь, мученик Мамант, священномученик Власий, епископ Севастийский, мученик Трифон, святой великомученик Георгий Победоносец. На звоннице Всехсвятского храма собраны сброшенные колокола закрытых в безбожные советские годы церквей. Поскольку храм расположен на монастырском кладбище, то на главном колоколе, который был изготовлен с помощью благотворителя обители Сергея Георгиевича Лунева, отлиты слова Святого Евангелия о воскресении мертвых: «Егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавши оживут».

http://sobory.ru/article/?object=42765

Блаженный Василько, или Василий, был князем в Ростове. Отец его, великий князь Константин Всеволодович, сам был человеком очень благочестивым, в благочестии воспитал и сына. Василько был набожен, добродушен, кроток, сострадателен к бедным. Памятником его благочестия служит доселе построенный им собор в Ростове. В 1238 г. Василько помогал дяде своему, великому князю Георгию, в войне с татарами; Георгий был разбит, и Василько взят в плен. В плену предложено было ему вступить в службу к татарскому хану Батыю; князь смело отверг предложение. Тогда татары бросились на него с мечами и убили. Тело св. князя было брошено в лесу между городами Кашином и Калязином. Там нашел его один благочестивый человек и привез в Ростов, где в соборе оно и было погребено. Преподобный Герасим родился в Киеве, где и пострижен был в иноки. В 1147 г. из Киева удалился он и поселился на берегах реки Вологды, в дремучем лесу, и здесь основал обитель. Поселившись тут, св. Герасим много содействовал распространению и утверждению веры Христовой в этой дикой и глухой стране. Скончался в 1178 г. Мощи его почивают под спудом в основанном им Троицком храме, который, за упразднением обители в 1764 г., обращен в приходский. 5-е число Мученик Конон Исаврийский был сыном свв. Нестора и Нады, современников апостольских. Пострадал от епарха Исаврии. Мученик Конон градарь жил в панфилийском городе Мандоне и занимался возделыванием огородов, отчего и называется градарем. Правитель области, где жил Конон, Публий, узнав, что он исповедует веру Христову, потребовал от него отречения от Христа. Когда же Конон отказался исполнить волю правителя, то приказал подвергнуть его разным истязаниям, от которых св. мученик и скончался. Жил он в III веке. Мученица Ироида. Читать о ней под 23 сентября. Мученики Евлогий, Евлампий и Онисий были палестинскими жителями, усечены мечом за веру Христову. Св. Евлогий, получив богатое наследство от своих родителей, раздал его все бедным и сам, в виде нищего, ходил по Палестине и обращал ко Христу неверующих, за что и пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

С. 146); каноны: в греч. Минее - анонимный канон с акростихом Ο καλλνικος Μρτυς μνεσθω Κνων (Торжествующий мученик да воспоется Конон) плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Τ Σωτρι Θε (    ), нач.: Ο καλλνικος νν Μρτυς μνεσθω Κνων (Торжествующий ныне мученик да воспоется Конон); в рус. Минее - канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Υμν Κνωνα μρτυρα στεφηφρον. Ιωσφ (Пою Конона, мученика венценосного. Иосифов) плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Υμνολογαις σε θεαις (      ) (греч. оригинал этого канона содержится в рукописях - см.: AHG. T. 7. P. 70-78); цикл стихир-подобнов и седален (разные в греч. и рус. Минеях). В груз. традиции сохранилась служба К., написанная прп. Иоанном Дамаскином и в XI в. переведенная на груз. язык прп. Георгием Святогорцем (Hieros. Patr. georg. 124. Fol. 129, XI-XII вв.). Служба содержит стихиру на «Господи, воззвах» 1-го гласа и прокимен ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 399). По рукописям известен не вошедший в совр. богослужебные книги кондак К. 4-го гласа Εωσφρον μγαν (Звезду утреннюю великую...) с икосом ( Амфилохий. Кондакарий. С. 104). Е. Е. Макаров Иконография Идентификация К. не всегда представляется возможной, т. к. под 5 марта почитается также соименник святого - мч. Конон Градарь, а на 6 марта приходится память прмч. Конона Иконийского . Греч. иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - не различает святых с этим именем, сообщая под 5 марта, что Конона изображают старцем (Ерминия Д. Ф. Ч. 3. § 22. С. 208). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) имеется отдельное описание облика К., согласно которому он «подобием стар, мало сед, брада поменьше Иоанна Богослова, власы кратки, мало трехавы, в двух ризах; нецыи пишут, беса мучит» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 284). В более позднем пособии для иконописцев, составленном В. Д. Фартусовым, К. также описывается «глубоким старцем греческого типа, исчерна седым, с небольшою бородой, волосы немного ниже ушей и кудреваты», облаченным «в небогатую тунику и плащ»; там же указывается, что святому можно «писать хартию» с 3 вариантами изречений, в к-рых подчеркивается исповеднический характер его подвига («Тужаше и скорбяше зело, тако не даша ему до конца пострадати, желаше бо умрети в муках за Христа своего») и добродетель девства («Нача поучати девицу хранению девства и жития чистоаго, с верою во Христа Истиннаго Бга, сказуя, тако Той светъ есть немерцающъй, деяния же плотская и еллинская нечестивая вера, тьма суть») ( Фартусов.

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Руководство к писанию икон. 1910. С. 201). Самый ранний памятник с изображением К. отражает упомянутую в рус. иконописном подлиннике иконографию эпизода Жития святого - заключение им в глиняные сосуды бесов. Этот сюжет запечатлен на обнаруженной в Абу-Мина (Египет) евлогии с греч. надписью: «Святой абба Конон». К. изображен в рост в молитвенной позе, рядом с ним - сосуд с «запечатанными в нем» нечистыми духами ( Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte: des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 128). Наиболее убедительной представляется атрибуция образа святого в настенном минологии ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (ок. 1350). На левом откосе окна на юж. стене юж. нефа под 5 марта помещено поясное изображение К. (подпись:  (  )   см.: Менолог. С. 334. Схема 43 на с. 321). Идентификация К. возможна благодаря помещенному рядом (под 6 марта) образу мч. Конона Градаря в мучении: ему забивают гвозди в стопы, о чем известно из его Жития. Молитвенная поза коленопреклоненного св. Конона в настенном минологии ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец (1334-1343; под 5 марта) может также рассматриваться как указание на исповеднический подвиг К. (возможен также вариант изображения стоящего на коленях мч. Конона Градаря, в ступни к-рого были вбиты гвозди; др. предположительные изображения К. см. также в ст. Конон Градарь ). Исповеднический аспект иконографии К. подчеркнут на минейной иконе «Избранные святые, святцы на март» (XVI в., ГЭ, север России; мученик представлен с крестом в правой руке, левая покрыта; в длинном красном одеянии со светлой каймой по подолу и в светлом плаще, застегнутом у ворота), а также в настенной росписи Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского жен. мон-ря Костромской епархии (2004, худож. А. В. Алёшин; оплечно в медальоне, окруженном растительными побегами, как средовек с недлинными бородой и волосами, с крестом в правой руке, в лиловом хитоне с оторочкой у ворота, в красно-коричневом гиматии). На иконе кон. XVIII в. «Святые бессребреники и чудотворцы Спиридон, Алексий Человек Божий, Косма и Дамиан, Мина, Конон Исаврийский, Кир и Иоанн, неизвестный преподобный, Пелагия, Татиана, неизвестный святой» (32×27 см; Россия, частное собрание) К. (с подписью) показан в 3/4-ном повороте обращенным в молении к образу «Покров Пресв. Богородицы», размещенному в верхней части средника. У К. длинные седые волосы, средней длины борода, одет в красно-коричневый хитон и охристый плащ. Ю. В. Иванова Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/1841964.html

III. Так, при посредстве поста, приучаемся служить и угождать Богу добрыми делами. Аминь. (Извлечено из «Слов и речей» Сергия, архиепископа Херсонского и Одесского (впоследствии митр. Московского), т. I, изд. 1893 г.). Пятый день Св. мученик Конон градарь (Уроки из его жизни: а) всем нам должно трудиться; б) должно быть простосердечным и в) как подражать мученикам?) I. Hыhe Св. Церковь совершает память св. мученика Конона градаря (огородника). – Св. Конон был родом из Назарета галилейского, жил и трудился в Памфилии, занимаясь огородничеством. Нравом был он прост, не книжник, но боялся Бога и хранил Заповеди Его. Во время гонения Декиева на христиан воевода Публий велел схватить его и принуждал принесть жертву идолам; и когда Конон пребыл твердым в своем исповедании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Св. мученик изнемог, пал на колена и, помолившись, предал дух свой Богу. II. Добрые мои слушатели! Повесть о св. мученике Кононе не велика, но зато сколько в ней для нас поучительного. а) Св. Конон, сказали мы, занимался огородничеством, и таким занятием и трудом, конечно, приобретал себе необходимое для жизни. И всякий из нас должен трудиться и трудом приобретать пропитание и содержание для себя и для своей семьи. Сам Господь повелел человеку трудиться. Он сказал: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19). Конечно, наши труды и занятия различны. Но чем бы кто ни занимался, он должен трудиться по Божиему закону, жить трезво и честно. Ибо только честные и праведные труды любит и благословляет Господь. И только честные и праведные труды приносят радость нашей душе, приближают нас к Богу и Его вечному Царствию. Но Боже упаси лениться и не трудиться! Св. апостол учит: аще не хощет кто делати, ниже да яст (2 Сол. 3, 10), т. е. недостоин и куска хлеба. Ленивый к труду часто ленится и Богу молиться, а если и молится, то нередко с небрежением и рассеянностью. А такой человек часто ли думает о своей душе и о грехах своих? Часто ли помышляет о покаянии и о том, чтобы спасти душу свою от муки вечной? Нет, братия, и благо земное, и вечное спасение души приобретаются молитвой и трудом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Русские коневоды вывели целый ряд русских лошадиных пород. Среди них особо следует отметить русского рысака, выведенного от арабского жеребца и русской верховой лошади на конном заводе графа А. Г. Орлова -Чесменского в с. Хреновое Воронежской губ. В той же Воронежской губ. по р. Битюгу разводили породу битюгов, происшедших, еще при Петре Великом, от смешения голландского тяжеловоза с рослыми местными кобылами. Со временем, вследствие близости завода гр. Орлова, к битюгу подливалась рысистая кровь. В числе лошадей, выведенных в России, следует упомянуть тип лесной лошади Севера – лошадей белорусских, литовских жмудок, клепперов, шведок, обвинок и вяток, лучшие представители которых – низкорослые, но довольно быстрые и выносливые лошади. К верховому сорту местных русских пород относились донская, киргизская, башкирская, калмыцкая, черноморская, крымско-татарская, туркменская, тек- кинская и иомудская лошади. Все эти породы отличаются выносливостью, крепостью, довольно быстрыми движениями. А. Соколов Конек см.: Охлупень. Коник В крестьянской избе лавка с ларем и подъемной крышкой. На ней обычно спал хозяин, а в ларе хранилось его имущество. Конон Мандонский Св. мученик, градарь (огородник) (ск. в III в.), празднуется 5/18 марта. В древнерусских месяцесловах этот святой назывался Оградником (Огородником). Русские крестьяне о нем говорили: «Хотя бы в день Конона Градаря были и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр и овощу будет много». Такой совет и надежда на успешное занятие огородничеством объяснялись тем, что мч. Конон сам был градарем. В житии его замечается, что «он оград себе добр устроил, и сея зелия, и пищу от того себе имяше». Конский Праздник см.: Флор и Лавр. Константиновы круги Народное название дня праздника Обретения Частного Креста Господня святой царицей Еленой (326). Отмечался 6/19 марта. По старинному обычаю в этот день полагалось обойти кругами колодцы, утоптать снег, чтобы грязная весенняя вода не стекала в колодец, чтобы в нем оставалась чистая и свежая вода. Первым круги вокруг колодца совершал родившийся в этот день: протоптал снежок кругом, а потом набирай воду. Считалось, что от этого здоровья прибавлялось, особенно если сам на коромысле принесешь воду домой. Дорожку от колодца протаптывали так, чтобы талая вода стекала вниз, подальше от колодца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Св. мученик Конон градарь (огородник) . Был родом из Назарета. Отличался добрым и незлобивым нравом и во всем угождал Богу. Во время Декиева гонения был мучим за Христа. Но пребыл твердым в вере и резкими словами обличил языческих судий за их неразумие. С гвоздями в ногах, привязанный к колеснице игемона, сей добрый и незлобивый святой был влеком вплоть до того, пока не изнемог и не упал [на колени]. Тогда в последний раз помолился он Богу и предал Ему свой дух. [Было это] в 251 году. 3. Преп. Исихий Постник . Родился в VIII веке близ Антрапы (Брусы) в Малой Азии. Удалился на одну гору, называемую Майонис, пользующуюся дурной славой, потому что [нередко видели на ней] демонические привидения. Устроил там себе келью и церковку в честь святого апостола Андрея. Собственными руками устроил он себе и огород [и насадил сад], так что питался от плодов своего труда. Своей молитвой он творил чудеса. Предрек, что по его отшествии к Богу на этом месте будет женский монастырь. За месяц до смерти предузрел день и час своей кончины. В полночь того предреченного дня люди увидели, что его келья озаряется необычайным светом. Войдя в нее, они нашли преподобного уже почившим. Погребен он в храме святого Андрея, а впоследствии Феофилакт, епископ Амасийский, перенес его тело в город Амасию. Мирно скончался и переселился в Царство своего Господа в 790 году. 4. Преп. Марк Подвижник . Аскет и чудотворец. Приняв в 40-летнем возрасте постриг от своего учителя, святого Иоанна Златоуста , Марк еще 60 лет провел в Нитрийской пустыне в посте, молитве и написании душеполезных книг. Знал наизусть всё Священное Писание. Был очень милостивым и оплакивал беды любого Божиего творения. Однажды со слезами помолился о слепом щенке гиены, и щенок начал видеть. В знак благодарности гиена-мать принесла ему баранью шкуру. Но святой запретил гиене впредь задирать овец у бедных людей. Принимал Святое Причастие от рук ангельских. Его беседы о духовном законе, о покаянии, о трезвении и т. д. относятся к первоклассной церковной литературе. Хвалил их и сам великий патриарх Фотий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010