Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века. О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей  датируют ее концом XVI века Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы . Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже. По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским (конец XVI века, 1660-е годы), Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи.

http://sobory.ru/article/?object=05122

«До будущего Православного Поместного Собора, который окончательно решит наболевшие вопросы Русской Церкви и Русской Земли, возрожденный Святейший Правительствующий Синод является высшим Соборным органом власти Русской Православной Церкви. Святейший Правительствующий Синод, в состав которого вхожу я, призван содействовать искоренению всех догматических и канонических отступлений среди верующих Русской Земли для окончательного рассмотрения и решения этих вопросов будущим Поместным Собором Русской Православной Церкви», - заявляет монах Диомид. Говоря о Новомученниках и Исповедниках Российских, монах заявил, что «имяборцы и цареборцы новомучениками не являются, – они получили на земле от Бога свое воздаяние за свое отступничество и клятвопреступление», поэтому, по мысли бывшего епископа, «будущий Поместный Собор Русской Православной Церкви» определит, «кто есть истинный мученик, а кто еретик». «Ввиду имевших место гонений на клириков и мирян Анадырской и Чукотской епархии и ее крайнего территориального удаления, прошу впредь для разрешения всех церковных вопросов обращаться в Святейший Правительствующий Синод (…) Преосвященному епископу Феофилу (Дзюбану) (!!!). Святейший Правительствующий Синод будет давать Соборные ответы верующим людям на поступающие в его адрес вопросы», - пообещал бывший епископ Диомид. Очевидно, что раскол, инициируемый бывшим епископом Диомидом, не удается и, стоит надеяться, не удастся. За монахом Диомидом не пошли толпы верующих, к счастью, не многих он сумел соблазнить и склонить к расколу. Несмотря, а может и вопреки, провалу своих раскольнических инициатив бывший епископ продолжает свою раскольническую деятельность, отгораживая и противопоставляя себя всему остальному миру. Не сумев вызвать реальный раскол, он стал довольствоваться воображаемым, существующим только в его уме расколом. Провозгласив в июле сего года «анафему» «патриарху Алексию II, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету и всем их предшественникам, участвовавшим в антимонархическом февральском бунте 1917 года» , он создал свою маленькую воображаемую «русскую православную церковь», свой маленький воображаемый «святейший правительствующий синод» и собирается созвать свой маленький воображаемый «поместный собор». Большая часть его жизни стала проходить исключительно в его воображении. После прочтения его нынешнего «послания» создается впечатление, что бывший епископ ищет не Истину, а раздор, стремится не к спасению верующих людей, а к их разъединению и вражде. Более того, автор послания предстает человеком неадекватным, потерявшим чувство реальности. Хотя мотивы бывшего епископа нам не ведомы, но последствия его раскольнической деятельности могут пагубно сказаться как на деле его личного спасения, так и на его психическом здоровье. Русская линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/09/vo...

Феодотьевская икона Богородицы явилась в 1487 г. в пределах Рязанского княжества, недалеко от села Федотьева, отчего и называется Феодотьевской. По повелению князя, в 1611 г. перенесена была в Рязань в собор и прославилась избавлением Рязани от нашествия запорожских черкесов в 1666 г. и многими чудесами. В селе Федотьеве имеется список с чудотворной иконы. На иконе Младенец Иисус изображается сидящим на левой руке Богородицы; правой рукой Он благословляет, а в левой держит свиток. Пожайская икона Богородицы находится в Пожайском Успенском мужском монастыре, в 10 верстах от города Ковно, на берегу реки Неман. Икона весьма древняя. Она прислана из Рима от папы Александра VII в благословение основателю Пожайской обители пану-канцлеру Литовского княжества. Икону почитают не только православные, но и католики и раскольники. Лик Пресвятой Богородицы на ней изображает умилительное милосердие и любовь к прибегающим к Ее помощи страждущим и несчастным. 3-е число Мученик Вакинф (Иакинф) был родом из Кесарии Каппадокийской, служил при дворе императора Траяна (в начале II века). Однажды, во время торжественного языческого жертвоприношения, император заставлял Иакинфа есть идоложертвенное мясо, и когда он отказался, исповедав свою веру во Христа, его заключили в темницу и морили голодом. 39 дней он страдал от голода, а на 40-ой умер. Тело его, брошенное зверям, похоронили священники. Впоследствии оно перевезено в Кессарию и там прославилось чудесами. Мученики Мокий и Марк пострадали в IV веке. Их мучили и усекли мечом. Мученики Диомид, Евлампий, Асклипиодот и Голиндуха пострадали вместе с Иакинфом. Св. Анатолий был патриархом Цареградским в V столетии. В бытность его патриархом был 4-й Вселенский Собор – против Евтихия (см. выше под 2 числом о св. Ювеналии). Некоторые приписывают ему так называемые Анатолиевы, или восточные, стихиры на вечерне. О преподобном Александре, читать под 23 февраля Перенесение мощей св. Филиппа, митрополита Московского. Читать о святителе под 9 января. Перенесение было в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Валерия Посашко . Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – профессор, врач, архиепископ. Документальные фото предоставлены: православным издательством «Сатисъ», пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, архивом Издательского Совета РПЦ//Фома. - – июля 2011. – С.32-39. – (раздел « Вера »). См. также отзыв: Владимир Викторович Уйба , руководитель Федерального медико-биологического агентства России. Не прятать голову в песок //Фома. - – июль 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). На врезках к статье: Святые врачи . Информационная подборка. Ил.: Иконы представленных в подборке святых//Фома. - – июль 2011. – С.34,35,36,37,38,39. – (раздел « Вера »). В подборку вошли заметки: Апостол и евангелист Лука. – С.34; Святые бессребреники Косма и Дамиан . – С.35; Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III – начало IV вв.). – С.36; Святой великомученик Пантелеимон ( III век). – С.37; Мученик Диомид ( III век). – С.37; Мученик Орест (конец III – начало IV вв.). – С.38; Преподобные Алипий ( XII в.) и Агапит ( XI в.) Печерские. – С.39. Монолог: Елизавета Владимирова , ведущий научный сотрудник отделения торако-абдоминальной хирургии НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Уроки святителя Луки . Размышления об архиепископе-хирурге и эпохе медицинских стандартов . Подготовил Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное архивом Издательского Совета Русской Православной Церкви//Фома. - – июль 2011. – С.40-41. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Вземшийся за орало. Памяти преподобномученика Феодора (Богоявленского) . Фото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором. Ил.: Молодой иеромонах. Отец Феодор. Корин Павел Дмитриевич. Этюд к картине «Русь уходящая»//Фома. - – июль 2011. – С.42-43. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Душа его в раю вкушает сладости предвечной И с Авраамом веселится в жизни бесконечной. 2. Св. мученик Диомид . Врач из Тарса, из знаменитого рода. Лечил народ и поучал его вере Христовой. По приказу императора Диоклетиана [святой Диомид] был обезглавлен в Никее в 298 году. Воины, отсекшие ему голову и принесшие ее царю, ослепли. Но когда они снова приложили голову к телу и вознесли молитву, то сразу же прозрели [и уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. – Пер.]. 3. Преп. Иоаким Осоговский . Подвизался во второй половине XI века на Осоговской горе, в месте, именуемом Сарандопор, в уединенной пещере. На этом месте впоследствии воздвиг церковь другой подвижник, Феодор с Овечьего поля, которому святой Иоаким явился во сне. На протяжении веков многие чудеса совершались и доселе совершаются перед мощами преподобного Иоакима. 4. Св. мученик Стамат . Крестьянин, родом из Волоса в Фессалии. Когда некий бесчеловечный ага собирал с народа султанскую дань, весьма обижая людей, Стамат с несколькими товарищами отправился в Царьград жаловаться визирю. Однако, выдвигая резкие обвинения против аги, Стамат [косвенно] упрекнул и султановых вельмож – и они взяли его под стражу. Сперва лестью и ласками хотели они склонить его к принятию ислама, суля ему при этом богатство, славу и честь. На это мученик воскликнул: «Богатство мое, слава и честь – это Христос мой!» Тогда турки стали его мучить и наконец обезглавили [на площади] перед [храмом] Святой Софии в 1680 году. Так сей воин Христов удостоился венца мученического. Рассуждение Православная Церковь превосходит все прочие христианские конфессии [в серб, букв.: группы. – Ред.] богатством своего Предания. Протестанты хотят держаться только Священного Писания. Но ведь Священное Писание невозможно изъяснить без [Священного] Предания. Сам апостол Павел заповедует: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, ши посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Предание о князе Авгаре имеет, без сомнения, апостольское происхождение, хотя Апостолы и не упоминают о нем в своих посланиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мученик Диомид происходил из г. Тарса и был врачом-христианином. Подавая пособие больным, он в то же время убеждал язычников обращаться ко Христу, и таким образом отвратил многих от идолопоклонства. С этой целью он путешествовал по разным городам и пришел в Никей. Диоклетиан, гонитель христиан, узнав о нем, взял его с собой в Никомидию; но на дороге святой, помолившись, умер. Воины отсекли голову Диомида, но вдруг ослепли. Царь приказал им приложить голову к телу; тогда воины прозрели и сами уверовали во Христа. Преподобный Херимон подвизался в конце IV или в начале V века в Скитской пустыне, в Египте. Пещера его отстояла от церкви на 40, а от воды на 12 поприщ. Он скончался с работой в руках, будучи более 100 лет. О Феодоровской Костромской иконе Пресвятой Богородицы читать под 14 марта. 17-е число Мученик Мирон был пресвитером в Ахаии, жил во время гонения Декиева. Правитель Ахаии Антипатр однажды, в праздник Рождества Христова, вошел в христианский храм, где служил Мирон, чтобы захватить собравшихся тут христиан. Миров укорил Антипатра за такой поступок и обличил в идолопоклонстве. За это схватили его и предали мучениям. После разных мук бросили в разожженную печь, но огонь, вырвавшись из печи, пожег мучителей, а св. мученик остался невредимым. Тогда Антипатр приказал резать ремни из его тела и потом отдать его на съедение зверям, но звери не тронули мученика, и правитель пришел в такую ярость, что убил самого себя. Святой же Мирон был усечен мечом. Мученики: Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан жили в Никомидии и, ходя на народные зрелища, учили там народ христианской вере. Таким образом они успели обратить ко Христу многих из язычников, вследствие чего народные зрелища мало-помалу начали пустеть. Правитель города заметил это и, узнав о действиях свв. мучеников, велел привести их к себе и, укорив их в том, что они учат народ пренебрегать отеческими обычаями и вести совсем иную жизнь, сжег в огне. Мученики Фирс, Левкий и Коронат пострадали в III веке при императоре Декии, в Кесарии Вифинийской. Коронат есть одно лицо с Корнутом, память коего 12-го сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Ведь есть структуры ИПЦ и в Греции, и в Болгарии, и в Сербии и, конечно, в России. Только все отделившиеся не могут не то что войти в евхаристическое общение, но даже ладить друг с другом. Сыплются бесконечные анафемы, РПЦЗ (В) быстро обросла множеством других букв и получается: поезжай в Софрино, покупай облачение, и ты епископ или даже патриарх. Вот, к такой ИПЦ и может вполне реально прибегнуть игумен Сергий. Благо где-то сокрыт и епископ Диомид (Дзюбан) и др. Несерьезным мне кажется предположение церковного публициста священника Александра Шумского о влиянии на схиигумена Сергия (Романова) Вадима Петровича Кузнецова и церковной организации, к которой он принадлежит. Масштаб не тот, и тактические схемы там используются другие. После революции Церковь оказалась в ужасном состоянии: отречения епископов и священников, обновленческий раскол. Верующие были смущены, как такое могло случиться с иерархами. Тогда мученик Михаил и сформулировал учение об организации, в которой могут оказаться крещёные люди, фактически, по делам своим отпавшие от Церкви, созданной Господом нашим Иисусом Христом, которая свята и непорочна, но находясь в организации, не отторгнуты окончательно и в случае покаяния, могут в неё вернуться. Так и вышло со многими. Кого-то смущает корысть некоторых священнослужителей, кого-то – недостойное поведение, политизированность, адогматизм и т.д. Но всё это не даёт отпускного билета на переход в ИПЦ или какую-то другую структуру, а тем более разрешения на организацию очередной самой истинной «церкви». Святые, будучи гонимы за веру, за неприятие отступничества и вмешательства мирских властей, не помышляли покинуть Церковь. Другой путь предлагает Лурье: « и пребывание в нём (в Поместной Православной Церкви) – если оно не ведёт к выходу из него в Истинную Церковь – душегибельно». Так что вперед – в интернационал ИПЦ! Надеюсь, бывший схиигумен Сергий не пойдёт путём Лурье, а останется в Церкви, пусть лишённый сана и монастыря, но сохранивший благодать Святого Крещения и пострига.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/19/ku...

Свв. мучч. Алфий, Филадельф, Киприан и иже с ними. Алфий, Филадельф и Кирилл (так сего называет пролог) – сыновья италийского князя, обращенные ко Христу Онисимом. С Онисимом и Еразмом и другими 14 взяты и представлены царю Ликинию. Онисиму положен на грудь огромный камень и он испустил дух. Еразм с 14-ю усечен мечом, а три брата посланы в Сицилию (в прологе по опечатке или по описке в Селевкию) и там замучены. Так говорит пролог. В месяцеслове Василия наименованы отец братьев Виталий и мучитель префект Диомид, которому Ликиий передал мучеников. Б Деяниях св. (Маи. II. 502 и 772) очень обширное повествование о мученичестве святых с критическим разбором, из коего видно, что сие повествование во многом дополнено последующими недостоверными писателями. По изысканиям Болландистов сии братья родом из города Басты в Южной Италии близ моря сицилийского, пострадали при императоре Декии в 261 году от правителя Ликиция Валериана, после императора, и от других правителей. Киприан по греческому стихословию в минее Киприн, по актам и другим, древним памятникам Кирин и сие название, по всей вероятности, есть истинное, Еразм мученик есть внук того же Виталия от умершей его дочери и племянник трех братьев. Во время мучений их в Италии и Сицилии многие воины, Иудеи и разные лица обратились ко Христу, видя чудеса их. Святые мученики три брата, по актам, кончили жизнь 10 мая в Месополе Леонтинском (по Кайэтану тоже, что Леонтины). Правитель Тертилл велел отрезать язык Алфию и он умер от истечения крови, Филадельф сожжен на железной решетке, а Кирин на сковороде. Сн. об них в житии Евфалии 2 марта. В 1517 г. тела их обретены в г. Леонтинах и с большою торжественностию выставлены для почитания. Исидора юродивая . В Деяниях св. (Mai. I. 49) тоже сказание об ней, что и в минее. Питирим назван Пиотерием. Порфирит есть место в Фиваиде же. У Фабриция (Т. X. 265, ed. Harles) сказание об ней приписывается Ефрему сирину , но несправедливо. Симеон, еп. владимирский . У Филарета память его и житие поставлены 20 мая, а в тексте кончина полагается 22 мая, а не 20, по описке. Память его празднуется 10 мая потому, предполагает Преосв. Филарет, что в сей день было принесение мощей его в Киев, а вероятнее, это был день его ангела но Симону Зилоту. По историческому словарю и кончина его полагается 10 мая. 11

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

У первой лестницы, что в 24 ступени, ведущей в церковь усыпальницы, в природном утесе иссечены два мертвенные ложа, одно без надписи, а другое с надписью: κ το χος λθον κα ες τν χον πλθον ν ερρχοις γντιος, то есть: «из персти я пришел и в персть возвратился иже во иерарсех Игнатий». Так как в этой епитафии буквы вполне схожи с буквами на вышеописанной плитке, то, судя по этому признаку, я полагаю, что сей Игнатий погребен тут во время гонения Максимиана (ранее 313 года). Кажется, что он был не мученик; а в каком городе святительствовал (только не в Александрии, ибо в числе здешних епископов греческих и коптских не было ни одного с именем Игнатия), это неизвестно. Под епитафией его начертаны три буквы ΑΜΔ с крестом под ними. Они без придаточного слова τος, – лето, не означают 1044 года. Я, достаточно сведущий в греческой криптографии (тайном письме), объясняю их так: γιος Μρτυρ Διονσιος или Διομδης, т.е. святой мученик Дионисий или Диомид, быть может, распятый на кресте, который начертан под именем его. В александрийской усыпальнице поныне уцелели три саркофага, глубоко опущенные в землю. Они пусты; а кто и кто в них похоронен был, этого узнать нельзя, потому что не видать наружных боков их. Там же на потолках и стенах церкви и смежной с нею комнаты видны живописные лики святых и одна картина, представляющая Христово насыщение хлебами пяти тысяч людей. Вся эта живопись невзрачна, как и в римских катакомбах, но очень древня, уж никак не позже 313 года. Что же и что такое изображено тут? В полукруглом углублении алтаря изображено реченное насыщение с греческой надписью: Τς ελογας το Χ σθοντες, – «благословенные хлебы Христа ядущие». Направо от сего углубления на стене написан евангелист Марк, а налево – какой-то апостол. В боковой комнате на потолке изображены крылатые существа, кажется, ангелы, а под карнизом над саркофагом – голубь у креста, означающий душу христианина, положенного в этом саркофаге. У другого, противоположного саркофага, очень глубокого, на стенах написаны пророки, Даниил справа и Иезекииль слева, первый как страдалец, однако пощаженный львами, а второй как прорицатель о воскресении и оживлении сухих костей человеческих, и тут же апостол Фома; у третьего саркофага, что против входа в комнату, представлены выше объясненные мною звезда с крестом в середине ее и умерщвленный змий и надпись: Χριστιανν λπς, – «христиан упование»; у четвертого саркофага на стенах видны ангел с посохом и София, вероятно, погребенная в этом саркофаге, александрийская христианка. В этой же катакомбе найден небольшой беломраморный сосуд в виде рюмки, у которой, однако, нижняя часть отбита. Вокруг этого сосуда начертана была греческая надпись, но от нее уцелели только три слова: γονμου τν σρ(κα), т.е. «родственника тело». Знать, сосудец этот или с мученической кровью, или как причащательный потир, положен был в чье-то мертвенное ложе, каковые сосуды отыскиваются и в римских катакомбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

царь Константин и царица Елена; вверху серафим (на откосах окна), Воздвижение Честного Креста Господня (над окном, под сводом); св. мученик Василиск, св. Иоанн Белгородский (см. таб. XX), свв. князья Ярославские – Федор, Давид и Константин; Изведение из темницы св. апостола Петра; Двенадцатилетний Иисус в синагоге между учителями (все эти изображения на правом столбе); Чудо архистратига Михаила в Колоссах, Изгнание торгующих из храма; преп. Савва Освященный, преп. Евдокия и Евпраксия – (все на левом столбе), Богоявление Господне, Сретение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (в среднем своде); пророки Софония, Наум, Елисей, Иеремия (под аркой, к иконостасу); мученицы Екатерина, Варвара, Анна, Фекла (в своде левой стороны); мученики Феодор, Тирон, Вонифатий, Трифон, Андрей Стратилат (в своде правой стороны); восемь серафимов (по четыре на правой и левой сторонах); свв. царицы Александра и Ирина; свв. Леонтий и Фокий (под аркой, к иконостасу); свв. Христина и Улияния; мученики Кир и Иоанн (под второй аркой); Богоматерь Печерская; притча о богаче (над аркою к своду); Закхей; два апостола, отвязывающие ослицу, «Христос посылает учеников уготовати пасху» (под аркой, над хорами); мученицы Параскева и Пелагея; мученики – Стратоник и Диомид (над аркой, к своду). Многие, говорит Иван Егорович Забелин, находят, что вся стенопись отличается своей близостью к итальянским образцам первого времени (?!). В особенности это обнаруживается не только в раскраске, т.-е. в самом письме, сколько в первоначальном его очерке или прописях, исполненных в значительной степени художественною работою. – Если мы припомним, – продолжает он, – что в том же Благовещенском соборе находится четверочастная икона (у южной стены, на правом клиросе), в коей одно изображение – «Единородный Сыне» – указывает на рисунок Чимабуэ, а другое – «Во гробе плотски» писано без изменений с рисунка Перуджино; если при этом за достоверное известно, что эта икона писана в 1554 году псковскими мастерами, призванными в Москву вместе с мастерами новгородскими, именно для восстановления Иконописания и стенописания в Благовещенском соборе после пожара 1547 года, то нам весьма будет понятно появление и в первоначальной стенописи собора приемов итальянского же мастерства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010