Святой мученик Або Тбилисский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Святой мученик Або Тбилисский Представ последний раз перед судом эмира, святой вновь исповедовал веру Христову, и по приказу рассвирепевшего судьи отсечь ему голову, был выведен во двор эмирских палат у входа в церковь Сорока мучеников. Трижды палачи совершали несмертельные удары, надеясь, что страх близкой смерти заставит юношу отречься от Христа, но святой мужественно перенес муки и предал душу Богу. Святой мученик Або Тбилисский Або Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. «або» - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Мученик за Христа Иоанн Щербинин, владикавказский перс 21 января 2007 г. 14:46 8/21 января Православная Церковь отмечает память святого Або Тбилисского, молодого араба, обратившегося ко Христу и принявшего мученическую смерть в 786 году. Как показали недавние исследования в архивах Северной Осетии, в конце XIX столетия крестным путем святого Або проследовал двадцатисемилетний владикавказский башмачник Абдул-оглы. Владикавказ исторически формировался как полиэтничный город. Коренные народы Кавказа, украинцы, поляки, немцы, евреи, татары, персы и, конечно же, русские — Владикавказ принимал всех, объединяя в пространстве и времени, сохраняя при этом уникальные особенности каждого этноса. Разумеется, культурное своеобразие проявлялось и в конфессиональной сфере. В конце XIX века в городе действовали, помимо православных храмов (русских, грузинского, греческого, осетинского), также армянская церковь, две синагоги, кирха, костел, шиитская мечеть (суннитская была построена в начале XX века) и др. На 1897 год в городе проживало немногим менее 50 тысяч жителей, и население постоянно прирастало. Одним из тех, кто приехал в те годы искать счастья в столице Терской области, был двадцатисемилетний перс Абдул-оглы, зарабатывавший на жизнь изготовлением обуви. Он и стал первым (из известных к настоящему времени) за Христа пострадавшим жителем Владикавказа. По словам Абдул-оглы, первое же соприкосновение его с христианством породило горячее желание последовать истинной вере. Вскоре он направил соответствующее прошение правящему архиерею Владикавказско-Моздокской епархии епископу Владимиру (Сеньковскому) с просьбой крестить его. Владыка поручил штатному клирику Осетинской церкви Рождества Пресвятой Богородицы иерею Алексию Гатуеву совершить катехизацию, и, «ежели оглашенный окажется достоин», то и крестить его. Выбор наставника для молодого человека не был случайным. Долгие годы отец Алексий служил в отдаленных местностях Осетии, где проявил себя как блестящий миссионер. «Под руководством своего духовного отца этот чрезвычайно способный, как заметил отец Гатуев, юноша скоро усвоил учение Христа и 20 июля… был крещен и наречен Иоанном», писала 26 июля 1898 года газета «Терские ведомости». Так Абдул-оглы обрел свое новое имя — Иван Андреевич Щербинин (восприемником молодого перса стал Андрей Щербинин, староста Осетинской церкви).

http://patriarchia.ru/db/text/185471.htm...

Время появления термина «новомученик» (греч.: νεομρτυς) и его хронологические рамки определяются исследователями по-разному. В визант. агиографических источниках эпитет «новый» (νος) и обозначение «новый мученик» (νος μρτυς), или «новомученик», обычно прилагались к святым, пострадавшим от мусульман и от иконоборцев начиная с VII-VIII вв. Вероятно, эпитет «новый» использовался для того, чтобы отличить мученика, пострадавшего в недавнее время, от «древнего» святого (I-VII вв.) ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Эпитет «новый» встречается в агиографических текстах VIII в., что видно на примере Мученичества шестидесяти святых новых мучеников, пострадавших от арабов в Иерусалиме в 725 г. (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1892. Т. 12. Вып. 1. С. 1-7). Первоначально Мученичество было написано на сирийском языке, однако сохранилось лишь в переводе на греческий. Также термин «новомученик» присутствует: в груз. Мученичестве Або Тбилисского († 786; пам. 8 янв.), араба по происхождению, принявшего христианство; в греч. Мученичестве Илии Дамасского († 779; пам. сир. 1 февр.; пам. визант. 4 февр.), пострадавшего за отказ отречься от Христа (текст издан А. И. Пападопуло-Керамевсом: ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 42-59); в греч. Мученичестве Вакха Нового († 786/7; пам. греч. 15, 16, 17, 18 дек., 11 апр.), к-рый воспитывался в семье мусульманина и христианки, затем принял веру матери и не пожелал отступить от нее (изд.: Combefis F. Christi martyrum lecta trias: Hyacinthus Amastrensis, Bacchus et Elias novi martyres. P., 1666. P. 61-126); в синаксарном сказании о Феофиле Новом († 780; пам. греч. 30 янв.), попавшем в плен к арабам (SynCP. Col. 434); в груз. переводе греч. Мученичества Романа Нового († 780; пам. греч. 1 мая), монаха, жившего в период иконоборчества ( Peeters P. S. Romain le néomartyr († 1 mai 780) d " après un document géorgien//AnBoll. 1911. Vol. 30. P. 393-427). Раннее свидетельство употребления термина «новомученик» содержится в «Душеполезных рассказах» прп. Анастасия Синаита († после 701), в частности в повествовании о христианке Евфимии,- рабыне аристократа мусульманина из Дамаска, который жестоко избивал ее за посещение церкви ( Binggeli A. Anastase le Sinaïte: Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l " âme. Éd., trad., comment. P., 2001. P. 252 [diss]).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Або Тбилисский, мч. - житие Або Тбилисский (ок.757-758 - 786), мученик, почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. Память 8 января Мученик Або, араб по происхождению, жил в VIII в. в Багдаде и был изготовителем благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел «многих братьев и сестер». В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте. В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь «много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой» (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение «от рук честных пресвитеров». Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию, которая «была защищена от страшных сарацин», так как являлась «достоянием царя христолюбивых ионян» (т. е. - Византийской империи), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства «нет ни одного неверующего», проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.

http://pravicon.com/info-1600

Святой мученик Або Тбилисский Аудио Память 8/21 января MP3 (MP3 файл. Продолжительность 5:08 мин. Размер 3.7 Mb Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Або, араб из Багдада, жил в VIII веке. Он был воспитан в мусульманской вере, обучен арабской грамоте и искусству изготовления благовоний. В 18 лет он стал слугой князя Грузии Нерсе Куропалата, который в то время был в опале и жил как заложник в Багдаде. Новый халиф освободил Нерсе (776), и тот снова стал правителем христианской Грузии. Або последовал за ним в эту далекую землю, выучил ее язык, стал интересоваться ее обычаями и, пораженный кротостью нравов христиан, принялся c усердием изучать Священное Писание и учение Церкви. Вскоре он понял, что именно здесь обрел истину. Однако Або не мог принять святое крещение, опасаясь, что его сразу же убьют мусульмане, и поэтому стал жить как христианин тайно. Тремя годами позже Нерсе вновь утратил милость халифа и бежал на Северный Кавказ в земли хазар, дикого и жестокого народа, который тем не менее верил в Единого Бога-Творца и хорошо принял грузинского царя. Або сопровождал его. Здесь он мог принять крещение во имя Святой Троицы и свободно подвизаться в посте и молитве, повсюду следуя за господином в его злоключениях. Даже живя в городе, святой Або вел духовную брань во время Великого поста, подобно великим отцам пустыни, подчиняя устремления плоти духу и отражая наступления бесов длительным постом, безмолвием и бдением. Пробыв некоторое время в Абхазии, Нерсе получил разрешение вернуться в родные места, в Картли (Восточная Грузия). Або настоял на том, чтобы сопровождать его и открыто исповедать свое обращение перед мусульманами. «Какая мне польза оставаться в этой стране, где нет ни опасности, ни возможности умереть за Христа?» – говорил он. Добравшись до Тбилиси, святой Або открыто исповедовал христианскую веру в течение трех лет, невзирая на оскорбления и запугивания. Но никаких серьезных испытаний в это время ему не пришлось претерпеть, ибо его час еще не настал (ср.: Ин 7: 30; 8: 20).

http://pravoslavie.ru/58876.html

Священномученик архимандрит Григорий (Перадзе) Ярослав Харкевич Святой мученик архимандрит Григорий (Перадзе) родился 31 августа/13 сентября 1899 г. в селе Бакурцихе в Кахетии (восточная Грузия). Другие, менее достоверные сведения, говорят о том, что появился он на свет в столице Грузии - Тбилиси. Его отец Романоз Перадзе был настоятелем православного прихода церкви св. Георгия в Бакурцихе. В этой же церкви он окрестил второго своего сына, дав ему имя Григол, в честь жившего в VIII в. грузинского святого монаха Григола Чанцтели. МОЛОДОСТЬ И УЧЕБА Свщмч. Григорий (Перадзе) Предки св. Григория были священниками. Отец священник Романоз Перадзе умер в 1905 г., когда будущему архимандриту едва исполнилось 6 лет. После смерти мужа мать Григория, Мария из семьи Самадалашвили, вместе с сыновьями (у Григория было два брата - старший Арчил и младший Василий) переехала в Тбилиси. Там она их и растила, и воспитывала. Ей помогал дядя Григория по отцу, настоятель прихода в Кварелии. Следуя семейным традициям, Григорий начал учиться в духовной школе в Тбилиси. В 1913 г., закончив школу, поступил в местную духовную семинарию, где изучал богатое духовное наследие Грузинской Православной Церкви. В истории Грузинской Церкви это было время, когда проявилось стремление к восстановлению автокефалии. Во главе движения за самостоятельность встали будущие патриархи Кирион и Леонид, а также ректор семинарии священник Корнелий Самсонидзе-Кекелидзе. В молодом семинаристе они увидели продолжателя своих начинаний. Вероятно, и знакомство Григория с Кекелидзе, известным знатоком древнегрузинской литературы и литургики, сформировало его будущие научные интересы - история раннего христианства в Грузии, грузинская литература и литургия. Когда был начат сбор средств на строительство церкви небесного покровителя Тбилиси, святого Або (церковь так и не построили из-за вспыхнувшей в 1917 г. революции), это важное дело было поручено именно Григорию. Во время учебы Григорий подрабатывал репетитором, чтобы помогать матери. Семинарию он окончил в 1918 г. лучшим учеником, что давало ему право на поступление во все духовные академии России. Помешала, однако, разразившаяся в 1917 г. революция и образование независимой Республики Грузия. Изменив свои первоначальные планы, в 1918 г. он поступает на филологический факультет Тбилисского университета, где изучает литературу и историю. Одновременно Григорий работает учителем в селе Земо-Чандаки близ Гори.

http://pravoslavie.ru/40942.html

Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Св. Давид III-й Возобновитель, царь Грузии». (1089–1125). Тифлис, 1899· «Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899. «Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899. «Назревший вопрос» (Ко дню столетия приосединения Грузии к России 1900 г.). Тифлис, 1900. «Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, 22. «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом». 1900 . «Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви». Тифлис, 1901. «Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности», «Две святыни в Кахетии». «Давид Гараджели и его лавра». Тифлис, 1901.· «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке». Тифлис, 1901. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1901, 4–7, стр. 1735–1738. «Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831–1834гг.» Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Ананурская атлешга». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Мцхетский храм и его реставрация». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Народные обычаи и их значение». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903. «Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853–1903 гг.) Одесса, 1905. Отзыв об этом труде см. «Приб. к «ЦВ» 1905, 16–17, стр.732–734. «Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии». «Журн. и Проток. Предсоборн. Присутств.» m.III. СПБ, 1907, стр.43–58. «Культурная роль Иверии в истории Руси». Тифлис, 1910, стр.445–448. «Крест в мире языческом и христианском». Харьков, 1912. «Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Груз.Об-ва истории и этнографии). Тбилиси, 1912–1913 гг. «Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия». Полоцк, 1916. «Клемакс св. Иоанна на грузинском языке».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоане Сабанисдзе описать мучение св. Або, и ответом автора Католикосу. В сочинении Сабанисдзе обнаруживается знакомство автора с некоторыми произведениями довольно богатой агиографической литературы, существовавшей в то время на грузинском языке - как переводной, так и оригинальной. Оформление текста автор частично заимствует из жития «Святых сорока мучеников, которые пострадали в г. Севастии» свт. Василия Великого, особенно останавливаясь на схожести обстоятельств их подвига с подвигом св. Або. Композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика», символическое учение об именах Иисуса Христа, содержащееся в 1-й части, автор заимствует из произведений Епифания Кипрского «О Пасхе» и [Пс-] Дионисия Ареопагита «Об именах Божиих». При составлении своего текста автор также использовал грузинские оригинальные жития V в. «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского». «Мученичество» св. Або Тбилисского было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, которые неоднократно издавались. 16 августа 2002 г. Литература: Кекелидзе К. С. Памятники древнегрузинской агиографической литературы/Ин-т истории Груз. лит-ры им. Ш. Руставели АН Груз. ССР. Тбилиси, 1956. С. 31-60; Очерки истории Грузии/Ин-т истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили АН Груз. ССР. Тбилиси, 1988. С. 181-183; Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви/Пер. М. Сабинина. Москва, 1994. С. 164-175; Никитин В. А., Крашенинникова Н. Н. Або Тбилисский//Православная Энциклопедия. Москва, 2000. Т. 1. С. 45-46.

http://pravoslavie.ru/40165.html

В следующую ночь над мостом, куда были брошены останки мученика, «воссиял, как молния, столпообразный свет», исходящий из глубин воды. Позже на месте сожжения св. Або на скале над Курой был воздвигнут храм Метехи, где хранилась чудотворная икона святого. В XIX веке С. В. Сафонов, получивший исцеление от нее, устроил в каменной скале часовню, которая в 1868 г. была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, а в начале XX в. разобрана. Житие («Мученичество») святого Або было написано в 786-790 гг. свидетелем его мученической кончины и близким его другом Иоане Сабанисдзе по просьбе Католикоса Картли Самуила VII (780-784). По мнению исследователя текста, выдающегося груз. ученого проф. К. Кекелидзе, автор «Мученичества» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование, о чем свидетельствуют его обширные знания и свободный и легкий язык. Сабанисдзе в своем произведении проповедует идею острой необходимости духовного возрождения Грузии: вследствие невыносимой политики арабов, направленной на социально-религиозное угнетение грузин, грузинская нация, считает он, подвергается угрозе национального вырождения. Св. Або в его представлении - «молитвенник за всю землю Картлийскую», символ всей объединенной во Христе Грузии, ибо «через него обновилась любовь Христа к нам, и вера наша в Него, ибо мы смешались с народом чуждым, с хулителем веры нашей...». Мученический подвиг св. Або, араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». «Мученичество» признано одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения официальной хроники Грузии «Картлис Цховреба» (Житие Картли), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы хроники сведения относительно соседних с Картли стран — Абхазского царства, Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части: «Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або» и «Похвала святому Або», предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего Иоане Сабанисдзе описать мучение св.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Або Тбилисский, помолись Господу нашему Иисусу Христу о душах наших, помоги нашей семье своим ходатайством перед Богом, молюсь о ребенке моем Андрее, помоги ему избавиться от всякого зла, испроси ему здравия душевного и телесного и помощи в ученье, молюсь о сестре своей Анне, крестной сына моего Марии, о себе грешной рабе Божьей Фаине, помоги и иеромонаху Димитрию! Аминь! Nino Chikobava 22 января 2016, 10:44 Моли Бога о нас, грешных, святой Або Тбилели! Жизнь прожив в Грузии, не знала о его Святом подвиге, спасибо за статью! Фотина 21 января 2016, 21:40 Слава Богу Або, за твои молитвы Моли Бога радовать мне моих близких своими успехами. Помоги мне сдать тест в этом месяце (1829:) на отлично, найти свое призвание Всем сродникам, друзьям и недругам моим испроси у Господа крепкого здоровья на многая лета, всепрощения и мудрости Будь покровителем роду моему, избави нас от всякия нужды и печали Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! римма 21 января 2016, 11:25 Святой Або Тбилисский, помоги моим детям и крестнице в работе, внучке в учебе, прости меня грешную и недостойную и дай мирное здравие. Анна 21 января 2015, 20:38 Святой Або!!! Как хотелось быть рядом с тобой в то время когда ты бесстрашно исповедовал нашего Господа увидеть воочию твою любовь ,кротость,смирение чтобы воодушевиться ,воспрянуть,зажжеться против нашего врага. Елена 21 января 2015, 18:40 Дивен Бог во святых своих! Або, моли Всемилостивого Бога , чтобы просветил светом разума своего одного неверующего сына , по имени Алексей. римма 21 января 2015, 17:04 Святой мученик Або Тбилисский, спасибо тебе за помощь. Защити меня грешную от всякого зла и даруй мне возможность делать много добрых дел. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Наталья 21 января 2015, 13:59 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Святой мученик Або Тбилисский, горячо и слезно прошу - моли Бога о нас грешных Наталье, Владиславе, Владимире; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия.

http://pravoslavie.ru/58876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010