сост. А.Попов VIII. Город Пенза и Пензенский уезд Губернский город Пенза лежит при впадении реки Пензы в Суру и находится под 53° 11 сев. шир. и 62° 42 вост. долг. Расстояние от С.-Петербурга – 1276 вер., от Москвы – 667 вер. и от соседних городов: от Мокшана – 40, от Городища – 48, от Нижнего Ломова – 103 и от Чембара – 116 вер. В 1666 г. на месте города Пензы, на левом берегу Суры, при устье реки Пензы, т. е. в нынешней Черкасской слободе, находился острог, или крепостца; с названного же года, по повелению царя Алексея Михайловича, начал строиться город Пенза. С 1708 г. Пенза была уездным городом Казанской губернии, в 1719 г. сделана провинциальным городом той же губернии, а в 1780 г. – губернским городом вновь учрежденного Пензенского наместничества. В 1797 г. Пензенская губерния была упразднена, и Пенза сделалась уездным городом вновь учрежденной Саратовской губернии; в 1801 г. Пензенская губерния восстановлена, после чего Пенза снова сделалась губернским городом. Пространство города равняется 896 десят. По статистическим данным в Пензе числится жителей: мужского пола 21.944, женского пола 24.940, обоего пола 46.884 чел. По вероисповеданиям они распределяются так: православных 45.413, римско-католиков 778, лютеран 321, евреев 284, магометан 78. В городе считается церквей: при архиерейском доме 2, кафедральный собор 1, приходских 10, придельных 4, домовых 11, кладбищенских 3, часовен и молитвенных домов 4, церквей при монастырях 7. В числе церквей – каменных 34, деревянных 4. Учебные заведения Пензы: духовная семинария 1, мужских духовных училищ 2, женское епархиальное училище 1, церковно-приходских школ в городе 5, школ грамоты 1, городских начальных народных училищ – мужских 6, женских 4. Кроме того, гимназий мужских 2, женская гимназия 1, женская прогимназия 1, учительская семинария 1, реальное училище 1, училище землемерное 1, училище садоводства 1, железнодорожное техническое 1, уездное училище 1, музыкальная школа 1, ремесленных школ 2, фельдшерская школа 1, школа сельских повитух 1, воскресных школ 2, частных школ приготовительных 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Ростов-на-Дону. Церковь Серафима Саровского в бывшей Верхне-Гниловской станице. Карта и ближайшие объекты Церковь Серафима Саровского построена на средства казаков и других жертвователей в станице Верхне-Гниловской в 1904-1911 годах. Церковь закрыли в 1937 году, но затем богослужения были возобновлены в 1942 году и продолжались до 1956 года. В 1959-1960 годах храм перестраивают для музыкальной школы имени Глинки. Церковный Серафимовский приход возобновил свое существование в 1993 году и зданию школы постепенно начали придавать первоначальные церковные формы. Поначалу был воссоздан западный притвор храма со звонницей и после долгих споров с музыкальной школой. к 2000-2001 годам удалось воссоздать и восточную, алтарную, часть храма. Проект воссоздания прежнего облика храма разработал архитектор Б.А. Райченков. При церкви функционирует школа молодого казака. На подворье церкви проходят занятия Ростовского Епархиального Духовного училища с миссионерской направленностью и Регентских курсов. История строительства Серафимовской церкви начинается в конце XIX в. Осенью 1899 г. церковный причт уже существующего в станице Гниловской Троицкого храма обратился к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Афанасию с прошением о разрешении строительства нового храма. Благодаря неоднократным обращениям в Донскую Духовную Консисторию аксайского благочинного протоиерея Александра Григорьева уже в 1899 году станичный атаман получил разрешение на начало строительства храма. Для сбора средств был создан попечительский комитет под председательством казака Григория Петрова. В июле 1903 года Гниловской станичный сбор отвел место под строительство и выделил его в вечное владение для имеющейся здесь быть станичной церкви, как записано в приговоре станичного сбора. В декабре 1910 г. постройка Серафимовской церкви была окончена, и начались художественные работы внутри храма. А уже в 1911 г. Владыка Донской и Новочеркасский Владимир благословил освятить новую церковь. Пятикупольный храм был выполнен в «русском стиле». К храму примыкала шатровая звонница.

http://sobory.ru/article/?object=10455

Афганец, священник, муж и отец — Конечно, я никогда не думал, что стану священником, — позже рассказывает отец Олег. — Первым делом, после окончания школы я подал документы в МГУ на мехмат, но не поступил. Мне показалось, что это несправедливо, я расстроился, а так как в тот год экзамены во все вузы были в один поток, то поступил на вечернее отделение МИСиС (Московский институт стали и сплавов). 23 февраля, 2011 — Конечно, я никогда не думал, что стану священником, — позже рассказывает отец Олег. — Первым делом, после окончания школы я подал документы в МГУ на мехмат, но не поступил. Мне показалось, что это несправедливо, я расстроился, а так как в тот год экзамены во все вузы были в один поток, то поступил на вечернее отделение МИСиС (Московский институт стали и сплавов). Москву, как и другие города, можно за что-то не любить, но с точки зрения комфорта, конечно же, мегаполис имеет явное преимущество перед маленьким подмосковным поселком Свердловский, где живет семья священника Олега Гирбы. Маленькие домики, тусклые фонарики… хотя, для жизни все есть. Школа, садик, музыкальная школа, больница, шашлычная, баня, магазины с ностальгическими названиями «Стимул кооп», «Сельпо»…, а где же церковь? А церкви долгое время здесь и вовсе не было, как будто не живут здесь люди, не хотят встречать Рождество и Пасху, не нужно им причащаться, а кому хочется можно проехаться по другим деревням, и там в местных храмах успокоить свою душу. К местной церкви маршрутки не ходят. Ходит почему-то только рейсовый московский автобус, проходящий примерно 1 раз в час. Альтернатива долгому ожиданию — прогулка по полю в одуванчиках. И вот я, наконец, у церкви. Передо мной — ухоженный, но совсем маленький домик лазурного цвета с крестиком на крыше и цветочными клумбами у входа. Открываю двери и слышу хрустальный голос матушки Александры, подпевают ей старшие дочки, прихожане кладут поклоны, крестятся, а по окончании службы уходить не спешат. Удобно усаживаются на нехитрых деревянных скамеечках, берут детей на руки и слушают проповедь…

http://pravmir.ru/afganec-svyashhennik-o...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 План мероприятий МУЗЕИ, В КОТОРЫХ МЫ ПОБЫВАЛИ НАЧАЛЬАНАЯ ШКОЛА 1 - 4 классы Музеи Военные музеи Паломнические поездки Знакомство с городом - игровые познавательные квесты с участием старшеклассников " Здравствуй, Москва! " ---------------------- СРЕДНЯЯ и СТАРШАЯ ШКОЛА 5- 11 классы Музеи   и т.д. (список пополняется) Театры Однодневные паломнические и образовательные поездки  Многодневные поездки   Дата День недели Классы Мероприятие Предмет Сопровождающие/ ответственные   I  триместр 2022-2023 уч. год          СЕНТЯБРЬ 2022 г четверг День знаний. Торжественный молебен на начало учебного года. суббота  Автобусная поездка в Саввино-Сторожевский монастырь, дом-музей М.М.Пришвина в Дунино  Литература История МХК Паломничество Себина Е.Н. Тихомирова-Слепова Е.Б. Бывшева Ю.А. Чельцов К.Ю. воскресенье  14.30 Путешествие по Москве " Здравствуй, Москва "   (для детей с родителями) История Москвы Себина Е.Н. Чельцов К.Ю. Зайцев А.Б. Ходькова Л.Г. Кузьмичева Н.П. Пиляева Е.Н. вторник 14.00, 15.00 9,10,11 Музей Преодоление. Квест " Московскими переулками в Пушкинский круг " Литература Себина Е.Н. Рыжова О.Б. Пронина Ю.М. Чельцов К.Ю. четверг Паломническая поездка в Новоиерусалимский монастырь Паломничество Воронкова И.Е. Голубятникова С.С. Кузьмичева Н.П. Пиляева Е.Н. Ходькова Л.Г.  9,10,11 Многодневная поездка в Пушкиногорье Псков, Изборск, Псково-Печерский монастырь, Святогорский монастырь, усадьбы Петровское, Тригорское, Михайловское. Филологическая практика.  Литература История МХК Паломничество Себина Е.Н. Воронкова И.Е. Рыжова О.Б. Тишкова М.Б. пятница Соборная площадь Кремля Рыжова О.Б. Тихомирова-Слепова Е.Б.              ОКТЯБРЬ   2022 г Неделя педагогической практики Профориентация учителя, кураторы 12.30   День Учителя. Праздничный концерт в начальной школе Общешкольный праздник учителя, кураторы четверг День Учителя. Литературно-музыкальная композиция " Слово Пушкину "  

http://old.gymnasia-radonezh.ru/plan/

Екатеринбург. Церковь Симеона Верхотурского. Симеоновская церковь-школа Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В марте 2007 г. в колледже состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Екатеринбургской епархией и освящение учебного здания архиепископом Викентием. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия 18 июля 2008 г. решением Учредительного собрания верующих православного вероисповедания создан приход во имя святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца в микрорайоне " Парковый " г. Екатеринбург. 25 сентября 2010 г., в день памяти св. Симеона, состоялся молебен в честь и память праведного. Екатеринбургская епархия в начале 2012 года обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с просьбой о передаче ей в собственность здания по ул. Тверитина, 20, в котором располагался музыкальный колледж, а до революции 1917 г., вплоть до закрытия в 1929 г., Симеоновская церковь-школа. В мае 2012 г. часть первого этажа здания была передана приходу и там силами прихожан был оборудован православный храм. 23 сентября 2012 г. в храме была отслужена первая божественная литургия, которую возглавил Митрополит Кирилл, совершивший малое освящение храма. С этого момента в храме начались регулярные богослужения. Приход был переименован в приход Симеоновской церкви-школы. В ноябре 2012 г. Администрация г. Екатеринбурга передала здание храма в собственность Екатеринбургской епархии. Начались восстановительные работы по всему зданию, которое оказалось фактически разрушенным. Были проведены: внутренний и внешний ремонт здания, восстановлен Храм во имя св. прав. Симеона Верхотурского, в его исторических границах, восстановлен алтарь, приобретена церковная утварь, иконы. Увеличилось количество прихожан. В феврале 2014 г. Митрополит Ектеринбургский и Верхотурский Кирилл благословил открытие, с 1 сентября 2014 г. в здании по ул. Тверитина, 20, общеобразовательной епархиальной школы – Свято-Симеоновской гимназии. Источник: Православный приход Градо-Екатеринбургской Симеоновской церкви-школы

http://sobory.ru/article/?object=18276

СЪЕЗД СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ 26 января в гостиничном комплексе “Даниловская” состоялся съезд Всероссийского Совета директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования (Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования - общественный орган  взаимодействия православных средних учебных заведений, сформированный в декабре 1997 г. при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. 29  января  1999 г. в рамках VII Рождественских образовательных  Чтений  Совет директоров православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования Москвы и Подмосковья был преобразован во Всероссийский). В съезде приняли участие директора православных учебных заведений, приехавшие практически из всех епархий Русской Православной Церкви, располагающихся на территории РФ. Работу съезда открыл председатель Совета директоров, директор православной классической гимназии “Ясенево” иерей Алексий Сысоев, который прочел программный доклад о проделанной работе Совета за последние 2 года. Иерей Алексий отметил, что деятельность Совета в течение короткого времени уже дала результаты. В первый год после своего создания Совет разработал проект “Положения о православном учреждении общего и дополнительного образования”. Это важнейший документ, который регламентирует работу православных учебных заведений. Именно на его основе должны приниматься другие нормативные акты школьной системы православного образования. Совет также принял участие в подготовке торжественного акта, состоявшегося 26 июня в Храме Христа Спасителя, на котором после совместной молитвы за Божественной Литургией председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игумен Иоанн (Экономцев) вручил аттестаты зрелости и Похвальные листы ста тридцати выпускникам православных гимназий г. Москвы. Среди гимназий, в которых состоялись выпуски, - Православная классическая гимназия “Ясенево”, Традиционная гимназия " Братства Всемилостивого Спаса " , Общеобразовательная православная школа Свято-Владимирского учебного центра, Лицей духовной культуры, Православная школа искусств, Православная классическая гимназия “Крылатское”, Учебно-педагогический комплекс Московская городская учительская семинария - педагогический лицей и Православный музыкальный центр “Воскресение”.

http://pravoslavie.ru/archiv/syezd.htm

6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878–1976) – дочерью анапского 2-й гильдии купца 9 . Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения 10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой... теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России – с общей оценкой по всем предметам – «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913–1914 годы 11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? – С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой» 12 , который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П(едагогическом?)/отд(еле?) МОНО» 13 . Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения 14 (возможно, других у него в то время еще не было):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

SMS-ka от епископа, или как найти общий язык с молодежью Фото: «Мир Молодежи» «Молодежь и вызовы современности» – название этой конференции, которая прошла на форуме «Русская православная церковь: итоги десятилетия 1991-2011» , говорит само за себя. Кто они – молодые люди сегодняшнего дня? На этот вопрос попытались ответить представители духовенства, деятели искусства и просто социально активные люди. На экранах конференц-зала – фрагмент фильма «Курьер», благодаря которому многие в далеком 1986 году вдруг обнаружили, что в стране кроме комсомольцев есть еще какая-то непохожая на них молодежь. В кадре Басилашвили в стотысячный, наверное, раз задается вопросом: «Наше поколение хочет знать, для кого мы жили и боролись! В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание?!» На лицах собравшихся – улыбки узнавания. Игумен Сергий Рыбко, чья молодость пришлась как раз на те самые 80-е, когда заспанный мир СССР вдруг начал стремительно меняться, высказывает свой взгляд на вещи: «В Советском Союзе у молодежи не было возможности реализовывать свои духовные потребности – спортивные кружки и музыкальная школа этому не способствовали. От этой нереализованности – и возникновение таких движений, как например, хиппи. Современная же молодежь позитивно отличается в том смысле, что у них через Интернет, через множество книг есть возможность что-то узнать. В остальном же молодежь – все та же». Вячеслав Спесивцев, в 80-е руководивший весьма смелым молодежным театром-студией «На Красной Пресне», с отцом Сергием решительно не согласен: «Дорогие друзья, молодежь сегодня совершенно другая! Страна другая, и молодежь другая. Ведь что такое молодежь? Нам кажется, это возрастная категория; но это не только возраст, это –ощущение мира. Двадцатый век – век анализа, двадцать первый – век чувств, эмоций, творчества. У меня семь студий, дети от 6 до 18, я знаю, о чем говорю». В подкрепление своих слов художественный руководитель Московского молодежного театра рассказывает следующую историю: «Привела одна мама свою дочку первый раз в мою театральную студию. Говорю девочке: “Здорово, Саня!”, а она мне в ответ: “Здорово, Спесивцев!”. В следующий раз встречаю: “Здорово, Саня!”, а она мне уже “Здравствуйте, Вячеслав Семенович!” Я спрашиваю, что случилось? Так хорошо начали! Оказывается, мама услышала и пришла в ужас, мол, “ну какой он тебе Спесивцев?” Да еще “Здорово!”…

http://pravoslavie.ru/49804.html

     Конечно, я наблюдала за ним. Он не знал, не догадывался, что гостья обладает такой чертой – везде присутствовать, многое замечать. Признаюсь, я была уверена, что в Мадриде у священника расслабленная, почти курортная жизнь. Была неправа: глядя на то, как протоиерей Андрей Кордочкин проводит экскурсии по храму, непрерывно общается с прихожанами и захожанами, ездит в отдаленные (километров по 500) приходы, посещает выходцев из СССР в тюрьмах, встречается с представителями местной власти, оставалось удивляться, что ему хватает сил на службы. Кстати о службах: получив назначение в Мадрид, отец Андрей с матушкой Александрой оказались в гараже: несмотря на то, что первый приход Русской Православной Церкви появился в Мадриде в 1761 году, службы совершались в бывших магазинах, переговорных пунктах и мастерских. Так было до 2 мая 2013-го года: служба в Великий Четверг состоялась в настоящем храме — белом, сияющим золотыми куполами. " Что было самым сложным при строительстве церкви? " — спросила я главу строительной фирмы " Интерхест 2006 " Марио Ромеро. Он засмеялся: " Ваши полукруглые своды и нефы, купол. У нас так не строят со Средневековья " . Что ж, сегодня храм святой равноапостольной Марии Магдалины – культурный памятник, который любят и которым гордятся мадридцы. Сюда приезжают специально, чтобы сделать селфи, показывают гостям. И на сайтах по продаже недвижимости она обязательно упоминается. Прилагаются и фотографии. При храме существует " Русский дом " , где испанцы стараются постичь русский, воскресная школа, музыкальная, проходят занятия с усыновленными в России детьми. Кажется, всего и не перечесть. Но о чем-то мы все же успели поговорить с отцом Андреем. Например, почему он решил стать священником, как живется русскому в Испании. И, конечно, о матушке. . - Отец Андрей, я бы хотела начать разговор не с вас, а с вашей жены. Согласно сословию — матушки. Вы оба – россияне, представляющие в Испании Русскую Православную Церковь. Но вот в чем хитрость ее судьбы: выходя замуж за иностранца, женщина попадает в его семью, клан, окружение и постепенно привыкает к новой жизни. Вы оба чужие в Испании. Но в силу профессии, священник довольно быстро вовлекается в социум: к вам приходят люди, вы постоянно востребованы — крестить, венчать, отпеть, навестить в тюрьме. А что в это время делает матушка?

http://pravoslavie.ru/81933.html

     Протоиерей Димитрий Смирнов (род. в 1951 г. в Москве) в представлении не нуждается. Его запоминающиеся комментарии, остроумные ответы на вопросы в православных и светских СМИ вызывают обсуждения и дискуссии в обществе. Отец Димитрий – настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы и еще семи храмов, два из которых находятся в Подмосковье. Также является председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; ведущим телеканала «Спас». Несмотря на плотный график, о. Димитрий любезно согласился побеседовать на темы, которые волнуют всех нас. Интервью состоялось в православном просветительском центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Петровском парке Москвы. — Отец Димитрий, Святейший Патриарх Кирилл предложил возрождать всецерковное пение, что Вы можете сказать об этом? — В России есть большая история церковно-музыкальной культуры, целые периоды, достойные изучения, но советская власть все истребила, в результате осталось всего 2-3 полноценных хора. Церковь выручают хоры из людей нецерковных, «профессионалов», что не очень правильно: происходит разрыв между звуком и содержанием. А должно быть все органично. Пожелание Святейшего Патриарха о возрождении церковного хора весьма актуально и естественно. Я всегда хотел, чтобы в храме пели люди, для которых Церковь – жизнь. Есть результаты. Добился того, что в Крестовоздвиженском храме, где начинал служить, а потом стал настоятелем, есть негласное правило: кто молится, тот и поет. При таком подходе во время службы никто не отвлекается, все сосредоточены, и молитвы понятнее. Звучание, репертуар, молитвенный настрой, а не концертная деятельность. Для этой идеи необходима певческая школа, которая воспитывает певчих, регентов. Завершающая стадия возрождения – это народное пение: начиная с Литургии, все неизменные песнопения поет вся церковь. В молодости ездил к старцу, он говорил народу: «Поем всей церковью». Производит впечатление на каждого приходящего. Когда я поступил в семинарию и услышал, как семинаристы, 400 человек, в столовой поют «Отче наш», слезы на глазах выступили. Запомнилось на всю жизнь! Конечно, в храме трудно найти 400 молодых людей, но тем не менее.

http://pravoslavie.ru/99990.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010