Церковь свт. Николая Чудотворца (Верхняя) в с. Ср. Водяное (Раховский р Церковь свт. Николая Чудотворца (Верхняя) в с. Ср. Водяное (Раховский р От XIV в. сохранились документальные известия о существовании в З. 2 центров правосл. жизни. В авг. 1391 г. К-польский патриарх Антоний IV даровал Мараморошскому Михаило-Архангельскому мон-рю (см. Михаила арх. (Мараморошский) муж. мон-рь в с. Грушеве) ставропигию, его настоятели получили сан экзарха подчиненной мон-рю области, включавшей комитаты Берег, Унг, Угоча, Мараморош. Игумены Мараморошского мон-ря должны были «надзирать за иереями этих местностей», имели право «церковного суда над ними» и должны были поучать там паству (Acta et diplomata Graeca medii aevi sacra et profana/Collecta ediderunt: F. Miklosich et J. Müller. W., 1862. T. 2: Acta Patriarchatus Constantinopolitani, MCCCXV-MCCCCII. P. 156-157. N 11). Эта привилегия была дарована обители по просьбе ее ктиторов - представителей правосл. молдав. знати Балицы и Драгоша, вассалов венг. короля, владения к-рых располагались в Марамороше. Тогда же патриарх поручил управление Галицкой митрополией (восстановлена в 1370; см. Галицкая епархия ) иером. Симеону, опека над к-рым была возложена на Балицу и Драгоша, им же патриарх предоставлял право выбрать преемника Симеона (РИБ. Т. 6. Стб. 229-232. 35). Исходя из этих документов, можно предположить, что в XIV в. правосл. население юго-вост. части З. подчинялось Галицким митрополитам. Сведения о существовании слав. типографии в Мараморошском мон-ре в XV-XVI вв. документами не подтверждаются. К кон. XIV - нач. XV в. относятся сведения о существовании др. правосл. центра в З.- мукачевского во имя св. Николая мон-ря , ктиторами к-рого являлись кн. Феодор Кориатович и его жена кнг. Ольга, князь был похоронен в обители (в сер. XV в. в мон-ре была изготовлена поддельная грамота от имени кн. Феодора, по к-рой в собственность обители переходили виноградники, земли и селения в Мукачевской доминии). К 1491 г. относится 1-е упоминание о правосл. Мукачевской епархии во главе с еп. Иоанном, являвшимся одновременно настоятелем мукачевского Никольского мон-ря. До 1770 г. в обители располагалась кафедра Мукачевских архиереев (до 1646 православных, позднее униатских). Мукачевскому епископу не подчинялись православные, состоявшие в юрисдикции настоятеля Мараморошского Михаило-Архангельского мон-ря. Объединение 2 центров Православия в З. произошло в 1556 г., когда кн. Трансильвании Стефан Баторий (впосл. польск. король) подчинил Мараморошский мон-рь Мукачевскому еп. Илариону.

http://pravenc.ru/text/182499.html

2011 г. Успенский Гремячев мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПИБ) Покровский Высоцкий (муж., близ Боровска, основан в нач. XV в., закрыт в 1764), малоярославецкий в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., в Малоярославце, основан в 1437, закрыт в кон. XVIII в.), козельский Вознесенский (жен., в Козельске, основан ранее 1499, закрыт в 1764), боровский Рождества Христова (жен., в Боровске, основан в XV в., закрыт в кон. XVIII в.), Воротынский во имя арх. Михаила (муж., между современными с. Воротынск и дер. Заболотье Перемышльского р-на, основан в XV в., закрыт в XVIII в.), Успенский Боровенский (Ферапонтова пуст.) (муж., ныне с. Боровенск Мосальского р-на, основан в XV в., закрыт в 1764), юхновский в честь Казанской иконы Божией Матери (муж., в г. Юхнове, основан в XV-XVI вв., закрыт в 1918-1919), Шаровкин Успенский (муж., ныне с. Ильинское Перемышльского р-на, основан ранее 1545, закрыт в 1776), жиздринский во имя Св. Троицы (муж., в г. Жиздра, основан ранее 1547, сгорел в 1760), Свято-Троицкий Лютиков (муж., близ совр. с. Корекозева Перемышльского р-на, основан ранее 1556, закрыт в 1918), перемышльский Николаевский Резванский (муж., в Перемышле, основан ранее 1566, закрыт после 1728), Успенский Гремячев (муж., близ Перемышля, основан ранее 1584, закрыт в 1764), боровский Успенский, что на Гноище (жен., в Боровске, основан в кон. XVI в., закрыт в 1764), Шатрищегорский Казанский (муж., ныне дер. Шатрищи Износковского р-на, основан не ранее XVI в., в 1764 приписан к заштатному юхновскому Казанскому мон-рю), перемышльский в честь Рождества Богородицы (Георгиевский) (жен., в Перемышле, основан ранее 1634, закрыт в 1764), Драгошанский Свято-Троицкий (муж., с. Драгошань (Зимницы) Жиздринского у., основан ранее 1653, закрыт в 1764), медынская Благовещенская пуст. (муж., в Медыни, основана в 1660, закрыта в 1764), мосальский Борисоглебский (муж., в Мосальске, основан ранее 1676, упразднен в 1764), Благовещенская Городеченская пуст. (муж., в с. Городечня близ Серпейска, ныне Мещовского р-на, основана в кон.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

1722 г. В 1723 г. в ведение архиеп. Леонида поступила Московская канцелярия синодального правления, которая уже 27 июля 1726 г. была упразднена с передачей большей части функций в Московскую дикастерию. 29 мая 1737 г. сгорели здание Крутицкого подворья, денежная казна и документы. В 1739 г. архиеп. Леонид организовал Крутицкую епархиальную семинарию при вяземском во имя св. Иоанна Предтечи монастыре (Вязьма с 1709 принадлежала Смоленской епархии, часть Вяземского у. осталась в составе Сарской архиепископии) на 30 учеников, на содержание которых собирали по копейке с каждого прихода Крутицкой епархии. В 1744 г. семинария была перенесена в Крутицкий архиерейский дом в Москве, в 1751 г.- в московский Покровский мон-рь (впосл. имела неофиц. наименование Покровская, мон-рь назывался училищным). Настоятели мон-ря являлись, как правило, ректорами семинарии. После восстановления в 1747 г. Московской епархии имп. Елизавета Петровна 20 марта 1748 г. постановила перевести Крутицкого архиеп. Платона (Малиновского) на Московскую кафедру. 14 апр. 1748 г. был издан указ о назначении Платона архиепископом Московским и Севским. Сарским и Подонским архиепископом стал свт. Иларион (Григорович), в 1748-1752, 1754-1759 гг. он являлся присутствующим членом Московской синодальной конторы. Манифест о секуляризации монастырских земель от 26 февр. 1764 г. привел к упразднению 16 мон-рей в Крутицкой епархии (10 мужских и 6 женских). Были преобразованы в приходские церкви муж. мон-ри: Мещовский Драгошанский Троицкий, Боровский Высоцкий Покровский, Успенский Гремячев, Рождества Пресв. Богородицы в с. Анастасове, Мосальский Боровенский Успенский, перемышльский Резванский Николаевский, ливенский Сергиевский, мценский Петропавловский, Серпейская Городеченская и белёвская Жабынская пустыни. Упразднены жен. мон-ри: боровский Рождественский, козельский Вознесенский, мещовский Афанасиевский, перемышльский Рождественский, лихвинский Афанасиевский и можайский Петровский. До 1764 г. архиереи в документах именовались и как Крутицкие, и как Сарско-Подонские, последний титул был официальным. Епархия фигурировала и как Крутицкая, и как Сарская, консистория официально именовалась только как Крутицкая, как и Крутицкий архиерейский дом, или архиерейское подворье. Имп. указом от 6 июля 1764 г. титул Сарского и Подонского еп. Амвросия (Зертис-Каменского) был заменен титулом «Крутицкий и Можайский».

http://pravenc.ru/text/2462071.html

К сер. XIV в. на первый план среди политических структур на северо-западе Вост. Прикарпатья вышло гос. образование, сформировавшееся в долине р. Молдовы, с центром в г. Бая (Civitas Moldaviae). Его возникновение тесно связано со стремлением Польши и Венгрии расширить господство над территориями, находящимися под властью Золотой Орды, и тем самым взять под свой контроль торговые пути, идущие из Центр. Европы к Чёрному м. Польск. наступление началось в 1340-1349 гг. и завершилось аннексией Галицкой Руси. Воспользовавшись тем, что Польша была занята Галицией, венг. кор. Людовик I Анжуйский предпринял наступательную операцию к востоку от Южно-Карпатского прогиба, оттеснив монголов к юго-востоку. В 1347-1349 гг. Венгерское королевство основало в долине р. Молдовы военную марку (приграничная адм. единица, созданная на опасном направлении границ или как плацдарм для дальнейшей экспансии), которую возглавил королевский капитан Драгош из трансильванской пров. Мараморош (Марамуреш). Интерполятор молдав. летописи Григоре Уреке М. Кэлугэру называл это образование «капитанством» (Letopiseul rii Moldovei. 1990. P. 29). Согласно молдав. летописям, после Драгоша воеводством правил Сас. Молдав. летописи связывают образование воеводства Молдова (основание «Молдавской страны») с легендой о том, как во время охоты Драгош со своими людьми прискакал из Марамороша в долину р. Молдовы в погоне за туром (Cronicile slavo-române. 1959. P. 6, 14). Эта легенда нашла отражение в гербе М. к., на к-ром изображена голова тура и происхождение которого связано с личной геральдикой основателей княжества, Драгоша или Богдана I. В 1359 г. местная молдав. знать, недовольная зависимостью от венг. короны, подняла восстание против преемника Саса - Балка. Прибывший из Марамороша королевский капитан, также по имени Драгош, подавил восстание: в 1360 г. венг. кор. Людовик I Анжуйский писал, что Драгош помог «восстановлению нашей Молдавской земли» и вернул к верности венг. короне мн. взбунтовавшихся олахов (olahorum) (DRH. D. Relaii între Trile Române. 1977. Vol. 1. P. 77).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Победу одержали симпатизанты России Итоги президентских выборов в Чехии и Финляндии свидетельствуют о нежелании этих стран пойти в очередной русофобский поход 29.01.2018 1015 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , Милош Земан переизбран президентом Чехии. Во втором туре он получил 51,36% голосов избирателей. За его соперника - экс-главу Академии наук Чехии Иржи Драгоша проголосовали 48,63% избирателей. Явка избирателей составила 66,6%, сообщило Чешское статистическое управление. В Финляндии на президентских выборах переизбран Саули Ниинисте. Действующий президент Финляндии победил в первом туре, набрав 62,7% голосов избирателей после проверки 100% бюллетеней. Сегодня на пресс-конференции Ниинисте назвал свою страну самой стабильной. Один из журналистов спросил у него, выучил ли он, как обещал, русский язык. «Извините меня, русский язык очень трудный», - ответил на русском финский президент. Итоги выборов в Чехии и Финляндии проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, эксперт Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы Российской Федерации, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов: Выборы в США и Франции стали событиями мирового масштаба, в которые были вовлечены крупнейшие национальные политические элиты ведущих стран мира и глобальные политические и финансово-экономические круги, мировые СМИ. «Русская народная линия» не уделила столь пристального внимания президентским выборам в Чехии и Финляндии, как выборам в США и Франции. Но РНЛ находится в тренде, ибо значение выборов в Чехии и Финляндии несколько иное - это региональные выборы. По этим выборам поступает меньше информации, которая распространяется национальными СМИ. Региональные и международные СМИ распространяют только основные показатели состоявшихся выборов в Чехии и Финляндии, не передавая все перипетии борьбы.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/29/po...

   Наконец, в самом конце правления Иоанна V против него поднял восстание его внук. В 1390 г. Иоанн Младший захватил Константинополь и правил там, но только несколько месяцев, под именем Иоанна VII. Новые документы из архивов Венеции показывают, что восстание Иоанна в 1390 г. было организовано султаном Баязидом. Венецианский сенат, как всегда хорошо осведомленный о ситуации в Константинополе благодаря своим купцам, судя по всему, считал вполне вероятным, что Баязид в этой ситуации будет на византийском троне. Как бы там ни было, инструкции венецианским послам, отправленным в Константинополь в 1390 г., звучали так: “Если вы найдете сына Мурада [Баязида] в Константинополе, вы должны постараться добиться от него снятия секвестра с венецианских кораблей.” Благодаря деятельному Мануилу, Иоанн V был восстановлен на престоле. Он, однако, умер в начале 1391 г. после продолжительного, бурного и несчастного царствования. Императором сделался его сын Мануил.    Новый император незадолго до своего вступления на престол женился на Елене, дочери владетеля северной Македонии Константина Драгоша (Драгаса), славянке, или, как сказал К. Иречек: “единственной сербке, которая стала византийской императрицей.” Последняя дала Мануилу шесть сыновей, из которых двое сделались последними византийскими императорами: Иоанн VIII и Константин XI, часто носящий славянскую фамилию своего деда по матери Драгоша (Драгаса). Отсюда видно, что два последних Палеолога на императорском троне были полу славянами. Изображение Елены, прозванной Палеологиней, дошло до нас на прекрасной миниатюре одной из ценных рукописей Лувра в Париже. На миниатюре император Мануил, его жена Елена и трое его сыновей коронуются Девой Марией. Рукопись является одной из жемчужин Лувра. Она содержит сочинения св. Дионисия Ареопагита и была послана в Париж Мануилом через несколько лет после его возвращения в Константинополь из Парижа. Другой портрет Елены сохранился на свинцовой печати, или моливдовуле.    Красивый, благородный, прекрасно образованный и одаренный литературным талантом Мануил еще с юных лет, при жизни отца, остро почувствовал весь ужас положения империи и всю унизительную тяжесть грядущего для него государственного наследства. Получив от отца в управление Фессалонику, он вошел в сношения с населением македонского города, захваченного войсками султана Мурада, в целях избиения турецкого гарнизона и освобождения города от турецкого ига. Султан узнал об этом и собрался жестоко наказать правителя Фессалоники. Не будучи в состоянии оказать сопротивление надвигавшейся грозе, Мануил, после бесполезной попытки найти убежище у испуганного отца, направился прямо в резиденцию Мурада и принес ему раскаяние в своем поступке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кралевство ми подтврдих и заповедах моего вельможи, Великаго Жупана Драгоша, дщерь себе взети в жену. Се же и бысть. По сих видех его велие прилежание и любовь срдечную к себе, видех дщерь свою за сына его, Михаила. Великии и беззаконный «Царь Татарски Ногей с всеми силами вздвигает се на ме. Кралевство ми, устроив богатые дары, посылает к нему.» Беззаконный Царь, спешащий на Кралевство ми, «прием дар, возврати се вспеть.» Послал сына Стефана с великоименитыми властели на службу его (Ногея). Когда отчаявались в его возврате, Стефан возвратился невредим: «тогда бо сему беззаконному Цару междоусобная рать бысть. По их.. безбожнии Перси и Агаряне вооружились на Христовыи род: они вселились в Великую Романию и укоренились во всякой свободе до 20-ти лет. Кралевство ми призвах некую часть от тех безбожных «Перс на похвалу и честь и зависть Кралевству ми от околних Царь.» Когда же они замыслили погибель Кралевства ми, тогда в конец их победил, не токмо в державе Кралевства ми, но и в Романии: «и градове их в конце разорише се, никому же ни единому от таковаго безбожнаго езыка где в памети обрести се на всеи великои Романии по сию страну Византийскаго моря, кроме иже в рабстве сущих Србским властелом. Кур Андроник Палеолог, вселенскии Царь, тесть Кралевства ми, умоли всесрдечнаго сына државнаго Царства, да пошле воиско противу Перс в Анатолию. Он же, подвигнут молением, отряжает дружину с Великим Воеводою, Новаком Гребстрека, которая, достигнув града Ираклии, радостно встречена Андроником и, «влезше в древа, прешла в Анатолию.» После многих сражений победила и, возблагодаренная Андроником, воротилась во свояси.» Дальше следует сказание: о Божией благодати, просиявшей в храм Св. Апостол в Рашском монастыре, второй Епископии Сербской, в храм Успения Богородицы, в Студеницком монастыре и, в Хиландаре…» Из этого краткаго очерка Хиландарскаго книгохранилища можно заключить, сколько еще в нем имеется лобопытнаго для Славянской письменности вообще и Сербской в частности. При следующем посещении сей обители, если Бог благоволит, надеюсь сообщить более подробныя сведения, в дополнение настоящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Хотел бы поблагодарить коллектив издательства «Доксология» и переводчиков — госпожу Феличию Думус и господина Драгоша Дыска за перевод этих книг на румынский язык. Здесь, в стенах этого университета, мне хотелось бы, прежде всего, сказать несколько слов о том, что такое богословие и зачем оно нужно. Я глубоко убежден, что богословие — сердце Церкви, а догматическое богословие — тот фундамент, на котором строится бытие Церкви. Догматы Церкви — это те опорные пункты, те столпы, на которых созидается все церковное «здание». И если начинает расшатываться фундамент, — расшатывается и все здание. Именно поэтому отцы Церкви так ревностно боролись против ересей. Они понимали, что тот, кто поколеблет один или несколько из основополагающих церковных догматов, рискует расшатать и разрушить все «здание» Церкви. Случилось так, что моей первой школой догматического богословия стала не духовная семинария, не духовная академия, не богословский факультет, а монастырь с его ежедневными богослужениями, в которых я участвовал утром и вечером. Перед моим духовным взором в течение года проходили все церковные праздники, все дни памяти святых и все значимые церковные события из истории. В православном богослужении выражено вероучительное сознание Церкви. День за днем вслушиваясь и вчитываясь в священные тексты, я все более поражался тому, насколько они насыщены догматическим богословским содержанием. Святая Церковь — хранительница и сокровищница Истины. Догматы Церкви — не отвлеченные понятия или убеждения тех или иных лиц или групп людей, но истины, жизненно необходимые для нашего спасения. Догматы богооткровенны и по своему содержанию не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Углубляясь в содержание богослужебных книг, мы тем самым утверждаемся в догматическом учении Православной Церкви, и тогда догматы предстают перед нами, как то, что мы молитвенно переживаем, как часть нашего собственного молитвенного опыта. Когда меня пригласили в Московскую духовную семинарию преподавать догматическое богословие, то главным источником, к которому я тогда обратился, были литургические тексты и творения святых Отцов Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3733532.ht...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Волоколамский Иларион: Мы не люди из прошлого и нам нечего стыдиться своей веры 10 сентября, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Термин «постхристианская эпоха» сегодня очень широко используется. 10 сентября. ПРАВМИР. Состоялась презентация перевода книг митрополита Волоколамского Илариона на румынский язык. 8 сентября 2014 года в старейшем высшем учебном заведении Румынии Ясском университете «Александр Иоанн Куза» состоялась презентация перевода на румынский язык книг председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры» и «Духовный мир преподобного Исаака Сирина», — сообщает Служба коммуникации ОВЦС На презентации митрополит Волоколамский Иларион, в частности, сказал: «Прежде всего, хотел бы поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку Феофана за возможность представить эти книги и за возможность посетить его митрополию. В ходе этого посещения я увидел множество монастырей, встретился с монахами, монахинями и впервые в своей жизни получил столь яркое впечатление от этой святой земли. Впечатлений было очень много, и, наверное, одно из самых ярких — посещение Нямецкого монастыря, поскольку еще в юности я читал о преподобном Паисии Величковском, о его трудах, в том числе научных и переводческих. И вчера мне представилась возможность переступить порог его обители и поклониться его святым мощам. Хотел бы поблагодарить коллектив издательства «Доксология» и переводчиков — госпожу Феличию Думус и господина Драгоша Дыска за перевод этих книг на румынский язык. Здесь, в стенах этого университета, мне хотелось бы, прежде всего, сказать несколько слов о том, что такое богословие и зачем оно нужно. Я глубоко убежден, что богословие — сердце Церкви, а догматическое богословие — тот фундамент, на котором строится бытие Церкви. Догматы Церкви — это те опорные пункты, те столпы, на которых созидается все церковное «здание». И если начинает расшатываться фундамент, — расшатывается и все здание. Именно поэтому отцы Церкви так ревностно боролись против ересей. Они понимали, что тот, кто поколеблет один или несколько из основополагающих церковных догматов, рискует расшатать и разрушить все «здание» Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

В первые годы правления Антоний мог утверждать свою власть на территории Галицкой митрополии, не опасаясь противодействия со стороны Киевского митрополита. Положение изменилось, когда 2 дек. 1375 г. в Константинополе был поставлен в митрополита свт. Киприан, которому были переданы в управление епархии Киевской митрополии на территории Великого княжества Литовского. В его послании к преподобным Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому 23 июня 1378 г. говорится о том, что он поставил епископа во Владимир-Волынский, который, согласно решению Синода, входил в состав Галицкой митрополии. Это стало возможно, благодаря тому что вел. кн. Димитрию-Любарту при поддержке других литовских князей удалось удержать свою власть над основной частью Волыни. Вместе с тем этот шаг говорит и о том, что свт. Киприан не признавал решения о восстановлении Галицкой митрополии. После окончательного утверждения в 1390 г. как общерусской митрополита, чья власть распространялась на всю территорию Руси, он стал предпринимать шаги для ликвидации митрополичьей кафедры в галицко-волынских землях. В авг. 1391 г. Константинопольский патриарх Антоний IV поручил иером. Симеону взять на себя управление Галицкой митрополией после смерти митр. Антония. Он был поставлен под опеку представителей православной валашской знати Балицы и Драгоша, вассалов венг. короля, владения которых располагались в Марамуреше. Им было предоставлено и право выбрать преемников Симеона. Польск. кор. и вел. кн. литовский Владислав (Ягайло), под властью которого в кон. XIV в. находилась территория Галицкой митрополии, не признал этих распоряжений и после смерти митр. Антония направил в Константинополь в 1393 г. Луцкого еп. Иоанна (Бабу) как своего кандидата на Галицкий митрополичий престол. Этот шаг натолкнулся на противодействие свт. Киприана, выдвинувшего против еп. Иоанна обвинения в связи с его спором с Владимиро-Волынским архиереем. Еп. Иоанн не стал ожидать судебного разбирательства и бежал из Константинополя. Патриарх рекомендовал свт. Киприану в грамоте от окт. 1393 г. вызвать Иоанна на суд, низложить и лишить епископского сана. Патриарх также писал королю, предлагая ему не принимать Иоанна. Киприан лишил Иоанна Луцкой кафедры (в окт. 1396 вместе с ним приезжал в Москву Луцкий еп. Феодор), но король не посчитался с решениями патриарха и передал Иоанну в управление Галицкую митрополию. На какие епархии реально распространялась его власть, сказать трудно. Во Владимиро-Волынской епархии служили епископы, поставленные митр. Киприаном, в 1390 г. упоминается Туровский еп. Феодосий, приехавший вместе с Киприаном из Константинополя.

http://sedmitza.ru/text/783980.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010