Верхотурский в честь Покрова Пресвятой Богородицы жен. монастырь, основан в 1621 г., закрыт в 1782 г., возобновлен в 1895 г., вновь закрыт в 1925 г., возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи блж. Космы Верхотурского. Настоятельница – игумен София (Любых). 624390, Свердловская обл., г. Верхотурье, ул. Сенянского, 3. Тел.: (34319) 2–22–07; Екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса муж. монастырь, учрежден в 1994 г. Наместник – игумен Андроник (Могилатов). 620024, г. Екатеринбург, ул. Бисертская, 12а. Тел.: (3432) 10–63–67, 10–63–68; Екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня муж. монастырь, учрежден в 1995 г. Святыни: иконы Божией Матери Иверская и свт. Николая Чудотворца. И. о. настоятеля – иеромонах Флавиан (Матвеев). 620055, г. Екатеринбург, ул. К. Маркса, 31. Тел.: (3432) 62–39–50, 62–33–08; Екатеринбургский в честь Тихвинской иконы Божией Матери жен. монастырь, учрежден в 1809 г., закрыт в 1920 г., воссоздан в 1994 г. При монастыре действуют скит, подворье и детский приют. Настоятельница – игумен Любовь (Нестерова). 620144, г. Екатеринбург, ул. Зеленая роща, 1. Тел.: (3432) 22–50–95, 22–06–42, 22–40–77; Каменск-Уральский в честь Преображения Господня муж. монастырь, учрежден в 1892 г. как женский, закрыт в 1924 г., возобновлен в 1998 г. как мужской. 623409, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, 126. Тел.: (34378) 3–37–75, 6–22–26; Камышловский в честь Покрова Пресвятой Богородицы жен. монастырь, учрежден в 1998 г. 624860, Свердловская обл., г. Камышлов, ул. Энгельса, 147а. Тел.: (34375) 2–16–03; Краснотурьинский во имя великомученика. Пантелеимона жен. монастырь, учрежден в 1995 г. Настоятельница – монахиня Екатерина (Мальгина). 624460, Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Школьная, 15. Тел.: (34314) 2–70–94; Нижнетагильский в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» жен. монастырь, учрежден в 1904 г., закрыт в 1924 г., восстановлен в 1998 г. Настоятельница – монахиня Кирилла (Суворова). 622013, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 55/4. Тел.: (3435) 22–07–26, 22–44–39;

http://sedmitza.ru/text/402600.html

Елисавета Феодоровна и В. были канонизированы 4 нояб. 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ. В 1995 г. на месте гибели мучениц был основан алапаевский во имя Новомучеников российских муж. мон-рь . В 1981 г. Елисавета Феодоровна и В. в составе Собора новомучеников Российских были канонизированы Русской Православной Церковью за границей . Арх.: ГАРФ. Ф. 656. Вел. кнг. Елизавета Федоровна; РНБ ОР. Ф. 897. Яковлева Амалия Ивановна. Ист.: Яковлева А. И. Восп. бывшей камер-юнгеферы имп. Марии Александровны//ИВ. 1888. Т. 31. Янв. С. 147-174; Февр. С. 393-413; март. С. 593-606; Отчет состоявшей при особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны исполнительной комиссии по бесплатному размещению больных и раненых воинов, эвакуированных с Д. Востока в русско-японскую войну 14 июня 1904 г.- 1 апр. 1906 г. М., 1907. Прил. 19. С. 59; Отчет Марфо-Мариинской обители милосердия за 1912 г. М., 1913. С. 42; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 318-329; «Я знаю, на что они способны»: (Новое свидетельство о судьбе царственных мучеников: Письмо вел. кнг. Елены Сербской)/Пер. с франц., публ. Л. Б. Максимовой//Домострой. 1993. 26. С. 13; Воспоминания о диакониссах Москвы: ( Сенаторова А. Г. Восп. сестры Марфо-Мариинской обители)/Сост., коммент., публ. Л. Б. Максимовой)//Мера. 1995. 4. С. 137-142. Лит.: Серафим [Кузнецов], игум. Мученики христианского дома. Пекин, 1920; Послушница Елеонского мон-ря: Перенесение мощей св. новомучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и ее преданной келейницы инокини Варвары//Рус. возрождение. 1982. 19. С. 13-37; Миллер Л. Св. мученица Российская вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 241, 256, 257, 293-303; Максимова Л. Б. Благотворительная деятельность вел. кнг. Елизаветы Федоровны во время рус.-японской и первой мировой войн//Рус. возрождение. 1998. 73. С. 35-59. Л. Б. Максимова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/Яковлеву.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Екатеринбургской митрополии РПЦ, учреждена 27 июля 2011 г. с названием Каменская и Алапаевская. Объединяла приходы и мон-ри на территории Алапаевского, Артёмовского, Асбестовского, Байкаловского, Белоярского, Богдановичского, Заречного, Ирбитского, Каменского, Каменск-Уральского, Камышловского, Малышевского, Пелымского, Пышминского, Рефтинского, Слободо-Туринского, Сухоложского, Таборинского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского округов и районов Свердловской области . Центр - г. Каменск-Уральский, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Каменске-Уральском. Правящий архиерей - еп. Мефодий (Кондратьев ; с 25 янв. 2014). Епархия была разделена на 15 благочиний: Алапаевское, Артёмовское, Асбестовское, Байкаловское, Белоярское, Богдановичское, Зареченское, Сухоложское, Камышловско-Пышминское, Ирбитское, Каменское городское, Каменское районное, Тавдинско-Туринское, Талицкое, Тугулымское. На 31 дек. 2014 г. в К. е. насчитывалось 192 прихода, 5 мон-рей, в клире епархии состояли 124 священников и 11 диаконов. При епархиальном управлении действовали отделы: по религ. образованию и катехизации, по работе с молодежью, по миссионерскому служению, по церковной благотворительности и социальному служению, информационно-издательский, по взаимодействию с Вооруженными силами и казачеством, по взаимодействию с правоохранительными органами и пенитенциарными учреждениями, открыт паломнический центр. Собор во имя Св. Троицы в Алапаевске. 1702 г. Фотография. 2007 г. Собор во имя Св. Троицы в Алапаевске. 1702 г. Фотография. 2007 г. Монастыри Действующие: туринский во имя свт. Николая Чудотворца (жен., в Туринске, основан в 1624 как мужской, с 1822 женский, закрыт в 20-х гг. XX в., восстановлен в 1994, с дек. 2018 г. в Алапаевской епархии), каменский в честь Преображения Господня (муж., в Каменске-Уральском, основан в 1860 как женский, закрыт в 1920, возрожден в 1998 как мужской), алапаевский во имя новомучеников Российских (муж., в Алапаевске, основан в 1995, с дек. 2018 г. в Алапаевской епархии); Елисаветы Феодоровны, преподобномученицы, великой княгини (жен., в Алапаевске, основан в 1998 как община, с 2005 мон-рь, с дек. 2018 г. в Алапаевской епархии); Покровский женский монастырь в с. Колчедан Свердловской обл. (в 2004 г. создана жен. община как подворье Преображенского муж. мон-ря, 26 дек. 2012 г. община получила статус жен. мон-ря).

http://pravenc.ru/text/1470097.html

Монастыри. Действующие: верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца (муж., в Верхотурье, впервые упом. в 1604, закрыт в 1925, возрожден в 1990), верхотурский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., в Верхотурье, основан в 1621, упразднен в 1764, возрожден в 1853 как община-богадельня, преобразованная в мон-рь в 1907, закрыт в 1924, возрожден в 1991), туринский во имя свт. Николая Чудотворца (жен., в Туринске, впервые упом. в 1624, первоначально муж., в 1822 преобразован в жен., закрыт в 1928, возрожден в 1994), Новотихвинский (жен., в Екатеринбурге, основан в 1796 как община-богадельня, преобразованная в мон-рь в 1809, закрыт в 1921, возрожден в 1994), каменск-уральский в честь Преображения Господня (муж., в Каменске-Уральском, основан в 1822 как жен. община, преобразованная в мон-рь в 1892, закрыт в 1921, возрожден в 1998 как муж.), нижнетагильский в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» (жен., в Н. Тагиле, основан в 1883 как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыт в 1920, возрожден в 1998), екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса (муж., в микрорайоне Елизавет Екатеринбурга, основан в 1994, с 2007 подворье екатеринбургского Новотихвинского жен. мон-ря), алапаевский во имя Новомучеников и исповедников Российских (муж., в Алапаевске, учрежден в 1995), екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Екатеринбурге, основан в 1995), краснотурьинский во имя вмч. Пантелеимона (жен., в г. Краснотурьинске, основан в 1995), нижнетагильский в честь Казанской иконы Божией Матери (муж., в Н. Тагиле, основан в 1998), во имя Царственных страстотерпцев (муж., в урочище Ганина Яма, близ Екатеринбурга, основан в 2000), во имя Св. Троицы (муж., в с. Тараскове, основан 6 окт. 2003), во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (жен., в Алапаевске, учрежден в 2005), среднеуральский в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (жен., в г. Среднеуральске, учрежден в 2005), Свято-Косминская пуст. (муж., в дер. Костылёво Верхотурского р-на, учреждена в 2007, в пустынь переселилась братия екатеринбургского мон-ря во имя Всемилостивого Спаса).

http://sedmitza.ru/text/969450.html

Лит.: Тельтевский П. А. Троицкий собор в Верхотурье//Архит. наследство. М., 1960. Вып. 12. C. 169-178; Каптиков А. Ю. О традициях древнерус. зодчества в уральской архитектуре XVIII в.//Вопросы проектирования промышленных предприятий и городов Урала: Сб. ст. Свердловск, 1973. С. 143-154; он же. Композиционные и декоративные особенности «московского барокко» на Урале//Вопросы теории и практики архит. композиции: Сб. ст. М., 1976. С. 69-79; он же. Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска 2-й пол. XVIII в.//Из истории худож. культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 10-25; он же. Региональное многообразие архитектуры рус. барокко. М., 1986; он же. К истории внешних связей уральской архитектуры 2-й пол. XVIII в.//Вопросы архитектуры и градостроительства Урала. М., 1987; он же. Каменное зодчество Рус. Севера, Вятки и Урала XVIII в. Свердловск, 1990; он же. «Походяшинские» церкви Урала//Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 374-378; он же. Архитектура Урала (XVIII - 1-я пол. XIX в.). Екатеринбург, 1997; Раскин А. М. О периодизации и местных школах классицизма на Урале//Из истории худож. культуры Урала. Свердловск, 1985. С. 26-35; он же. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Пуль Е. В. Основные этапы истории Верхотурского Св.-Николаевского муж. мон-ря//Верхотурский край в истории России: Сб. ст. Екатеринбург, 1997. С. 75-86; Андросова А. В., Каптиков А. Ю. Нек-рые аспекты целостного анализа уральских церк. интерьеров XVIII-XIX вв.//Культурное наследие рос. провинции: История и современность: К 400-летию г. Верхотурья: Тез. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1998. С. 262; Данилов И. А. Памятники истории и культуры г. Верхотурья//Археол. и ист. исслед. г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С. 14-15; Лянеберг А. С. Памятники истории и культуры Невьянска: Их значение, роль и проблемы//Культурное наследие рос. провинции. Екатеринбург, 1998. С. 202-205; Корепанов Н. С., Побережников И. В. 1-й проект Екатеринбургского Екатерининского собора 1743 г.//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 132-145; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX - нач. ХХ в. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/189617.html

ст.]. Свердловск, 1973. С. 143-154; он же. Композиционные и декоративные особенности «московского барокко» на Урале//Вопросы теории и практики архит. композиции[: Сб. ст.]. М., 1976. С. 69-79; он же. Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска 2-й пол. XVIII в.//Из истории худож. культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск, 1985. С. 10-25; он же. Региональное многообразие архитектуры рус. барокко. М., 1986; он же. К истории внешних связей уральской архитектуры 2-й пол. XVIII в.//Вопросы архитектуры и градостроительства Урала. М., 1987; он же. Каменное зодчество Рус. Севера, Вятки и Урала XVIII в. Свердловск, 1990; он же. «Походяшинские» церкви Урала//Архит. наследство. М., 1995. Вып. 38. С. 374-378 он же. Архитектура Урала (XVIII - 1-я пол. XIX в.). Екатеринбург, 1997; Раскин А. М. О периодизации и местных школах классицизма на Урале//Из истории худож. культуры Урала. Свердловск, 1985. С. 26-35; он же. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Пуль Е. В. Основные этапы истории Верхотурского Св.-Николаевского муж. мон-ря//Верхотурский край в истории России. Екатеринбург, 1997: [Сб. ст.]. С. 75-86; Андросова А. В., Каптиков А. Ю. Нек-рые аспекты целостного анализа уральских церк. интерьеров XVIII-XIX вв.//Культурное наследие рос. провинции: История и современность: К 400-летию г. Верхотурья: Тез. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1998. С. 262; Данилов И. А. Памятники истории и культуры г. Верхотурья//Археол. и ист. исслед. г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С. 14-15; Лянеберг А. С. Памятники истории и культуры Невьянска: Их значение, роль и проблемы//Культурное наследие рос. провинции. Екатеринбург, 1998. С. 202-205; Корепанов Н. С., Побережников И. В. 1-й проект Екатеринбургского Екатерининского собора 1743 г.//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1999. Вып. 3. С. 132-145; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол.

http://sedmitza.ru/text/969450.html

 В марте 1994 г. Е. и В. е. возглавил еп. Никон (Миронов), уделявший большое внимание восстановлению монашества. В Екатеринбурге на территории бывш. заимки Новотихвинского мон-ря был создан екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса муж. мон-рь (в усадьбе Спасской ц., совр. микрорайон Елизавет), вскоре возродилась монашеская жизнь и в Новотихвинской обители. В 1994-1995 гг. в епархии были возрождены и учреждены мон-ри: туринский во имя свт. Николая Чудотворца, екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня, алапаевский во имя новомучеников Российских и краснотурьинский во имя вмч. Пантелеимона . В 1998 г. был возрожден каменск-уральский в честь Преображения Господня муж. и нижнетагильский в честь иконы Божией Матери «Скорбящая» жен. мон-ри, созданы нижнетагильский в честь Казанской иконы Божией Матери муж. и камышловский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ри. 1994 год ознаменовался празднованием 390-летия основания верхотурского Николаевского муж. мон-ря, 300-летия обретения мощей прав. Симеона Верхотурского и 290-летия 1-го перенесения их в верхотурский Николаевский мон-рь. К этому времени в епархии имелось 94 прихода, начался выпуск «Православной газеты» (тираж 50 тыс. экз.), был создан епархиальный отдел правосл. телевидения и радиовещания, готовивший еженедельные телепрограммы «Православие». При епархиальном управлении появилось об-во «Милосердие», чьей сферой деятельности стали помощь инвалидам, больным, неимущим и сбор пожертвований для восстановления мон-рей. К 1 янв. 1996 г. в епархии имелось 152 прихода, 107 церквей и 33 молитвенных дома, клир состоял из 189 священнослужителей: 158 священников и 31 диакона. В 1998 г. открылось 11 приходов, в основном сельских. В 1995 г. епархия заключила ряд соглашений с гос. структурами, к-рые позволили священнослужителям осуществлять пастырскую миссию в воинских частях, в местах заключения, в учебных, медицинских и детских учреждениях. В июле 1999 г. на Екатеринбургскую кафедру получил назначение архиеп. Викентий (Морарь).

http://sedmitza.ru/text/969450.html

Упраздненные: Нейвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (муж., на р. Нейве в Ирбитском у. Пермской губ., основан до 1621, упразднен ранее 1785), невьянский в честь Богоявления (муж., в г. Невьянске, основан в 1621, упразднен в 1785), Красносельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в Ирбитском у. Пермской губ., основан в 1848 как община, преобразованная в мон-рь в 1899, закрыт в 1924), Колчеданский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ с. Колчеданского Камышловского у. Пермской губ., основан в 1850 как община, преобразованная в мон-рь в 1901, закрыт в 20-х гг. XX в.), Кыртомский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Ирбитском у. Пермской губ., основан в 1871 как община, преобразованная в мон-рь в 1893, закрыт в 20-х гг. XX в.), Бобровский Алексеевский (жен., на р. Бобровке, близ с. Кишкинского (Коркино) (совр. Алапаевский р-н), основан в 1895 как община, преобразованная в мон-рь в 1915, закрыт в 1928), сирбишинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в дер. Сирбишино Верхотурского у. Пермской губ., основан в 1895 как община, преобразованная в мон-рь в 1916, закрыт в 1935), верхотурский в честь Успения Пресв. Богородицы (жен., в Верхотурье, основан в 1902 как община, преобразованная в мон-рь в 1913, закрыт в 1924), камышловский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., в Камышлове, основан в 1998, в наст. время не действует). Ранее входившие в Екатеринбургскую епархию: далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., в г. Далматово Курганской обл., основан в 1644, закрыт в 1923, возрожден в 1992, ныне в Курганской и Шадринской епархии), Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл., основан в 1680, упразднен в 1764, возрожден в 1861 как Свято-Троицкая община, в 1868 преобразованная в мон-рь, закрыт в 1924, возрожден в 1995, ныне в Курганской и Шадринской епархии), далматовский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в с. Далматовском (ныне г. Далматово Курганской обл.), основан в 1680, закрыт в 1764, на территории совр. Курганской и Шадринской епархии), Каслинский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в поселке при Каслинском заводе Екатеринбургского у. Пермской губ., основан в 60-х гг. XIX в. как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыт в 20-х гг. XX в., на территории совр. Челябинской и Златоустовской епархии).

http://sedmitza.ru/text/969450.html

Упраздненные: Нейвинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (муж., на р. Нейве в Ирбитском у. Пермской губ., основан до 1621, упразднен ранее 1785), невьянский в честь Богоявления (муж., в Невьянске, основан в 1621, упразднен в 1785), Красносельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в Ирбитском у. Пермской губ., основан в 1848 как община, преобразованная в мон-рь в 1899, закрыт в 1924), Колчеданский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., близ с. Колчеданского Камышловского у. Пермской губ., основан в 1850 как община, преобразованная в мон-рь в 1901, закрыт в 20-х гг. XX в.), Кыртомский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Ирбитском у. Пермской губ., основан в 1871 как община, преобразованная в мон-рь в 1893, закрыт в 20-х гг. XX в.), Бобровский Алексеевский (жен., на р. Бобровке, близ совр. с. Фоминского Алапаевского р-на, основан в 1895 как община, преобразованная в мон-рь в 1915, закрыт в 1928), Сербишинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в дер. Сербишино Верхотурского у. Пермской губ., основан в 1895 как община, преобразованная в мон-рь в 1916, закрыт в 1935), верхотурский в честь Успения Пресв. Богородицы (жен., в Верхотурье, основан в 1902 как община, преобразованная в мон-рь в 1913, закрыт в 1924), камышловский в честь Покрова Пресв. Богородицы (жен., в Камышлове, основан в 1998, в наст. время не действует). Ранее входившие в Екатеринбургскую епархию: далматовский в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., в г. Далматово Курганской обл., основан в 1644, закрыт в 1923, возрожден в 1992, ныне в Курганской и Шадринской епархии), Верхнетеченский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в с. В. Теча Катайского р-на Курганской обл., основан в 1680, упразднен в 1764, возрожден в 1861 как Свято-Троицкая община, в 1868 преобразованная в мон-рь, закрыт в 1924, возрожден в 1995, ныне в Курганской и Шадринской епархии), далматовский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (жен., в с. Далматовском (ныне г. Далматово Курганской обл.), основан в 1680, закрыт в 1764, на территории совр. Курганской и Шадринской епархии), Каслинский в честь Казанской иконы Божией Матери (жен., в поселке при Каслинском заводе Екатеринбургского у. Пермской губ., основан в 60-х гг. XIX в. как община, преобразованная в мон-рь в 1904, закрыт в 20-х гг. XX в., на территории совр. Челябинской и Златоустовской епархии).

http://pravenc.ru/text/189617.html

2 . На -ейкин, -анкин (-янкин), -инкин, -ачкин, (-ячкин), -ечкин, -очкин, -ичкин (-ычкин), от именных или глагольных основ: Кондейкин, Попадейкин, Соловейкин; Деревянкин, Землянкин, Мазанкин, Показанкин; Дудачкин, Кусачкин, Полячкин, Манечкин, Пашечкин, Заичкин, Калмычкин, Черничкин, Копочкин, Стеничкин; 3 . На -ашкин (-яшкин), -ишкин, -ошкин, -ушкин, (-юшкин), от именных основ: Варнашкин, Кондрашкин, Коняшкин, Пустяшкин, Тимошкин, Верхушкин, Старушкин, Лапушкин, Пирушкин, Андрюшкин, Пьянюшкин, Дедышкин, Кюлышкин, Катышкин. 4 . На -нин, -анин, -евнин, -енин, -инин (-ынин), -онин, -унин, от именных основ: Белевнин, Дубинин, Тучнин, Свечнин, Тронин, Братании, Долганин, Суханин, Фоманин, Маковнин, Рублевнин, Грудинин, Добрынин, Петрунин, Губенин. 5 . На -алии, -илин, от глагольных основ: Брызгалин, Блудилин, Воротилин, Крутилин, Путилин, Стрекалин, Шумилин. 6 . На -ахин (- яхин), -ехин, -ихин, (-ыхин), -охин, -ухин (-юхин), от именных основ: Коняхин, Литахин, Черепахин, Чупахин, Мачехин, Терехин, Глушихин, Ивашихин, Каргалихин, Попчихин, Романихин, Чумачихин, Сивохин, Тимохин, Землянухин, Старухин, Толстухин, Плюхин. 7 . На -арин, -ерин, -урин, от именных или глагольных основ: Бударин, Губарин, Жмурин, Изварин, Костерин, Колтырин, Парарин, Скакурин, Чукарин, Чупарин. 8 . На -ишин, -ушин, от именных основ: Алдошин, Егошин, Киршин, Коншин, Радимшин, Сеньшин; Горбушин, Домушин, Хромушин. Префиксы не играют самостоятельной роли в русском антропонимическом словообразовании и в составе фамилий являются формантом предшествующего прозвищного уровня. Однако некоторые наиболее употребительные приставки можно рассматривать как регулярный словообразующий элемент уровня фамилий. В словообразовании донских фамилий заметное место занимают такие префиксы как бес-, за-, пере-, по-. Приставка без- (бес-) использовалась одновременно с суффиксом для образования прозвищ на базе существительных: Безгрешный, Беззубов, Безпалов, Безроднов, Бесказов, Бестолковов, Бесхлебнов. Префиксы по- и пере- сочетались с глагольными основами: Побежимов, Полетов, Помыкин, Попаримов, Посиделков, Перелыгин, Пересыпкин, Пересушкин. Приставка за- (наиболее характерный препозитивный формант донской антропонимии) употреблялась как с именными, так и с глагольными основами: Забродин, Затолокин, Забазнов, Заволокин, Закотнов, Зарубин, Замыслов, Зацепин, Загудаев, Завярахин. С большим кругом основ глаголов, существительных и прилагательных сочеталась приставка не- (недо-): Небыков, Невинное, Невредимое, Неграмотное, Недобычин, Недостатков, Недожогин, Недомерков, Недурцев, Недюжин, Нелепое, Немов, Немудрякин. Значительно реже использовались в антропонимах основы с префиксами до-, на-, под-, при-, про-, раз- (рас-): Докукин, Налетов, Подгорнов, Подрезов, Приметкин, Прогорелов, Раздобудов, Распопин. Сложные фамилии Сложные фамилии состоят из двух основ, в сочетании которых последовательно отмечаются систематические закономерности выбора первой и второй основ и их грамматических форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010