149-151 151-153 ДАНИЧИЧ Джура (1825 - 1882), серб. филолог, лексикограф, переводчик Свящ. Писания, исследователь и издатель древних текстов 153-171 171-173 173-174 ДАНКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Вязовни, напротив крепости г. Данкова Рязанской губ. (ныне Липецкая обл.) 174-176 ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель 176-177 178-182 ДАНФЕРМЛИН г. в Шотландии (обл. Файф), в 17 км к северо-западу от Эдинбурга, древняя королевская резиденция 182-183 184-187 187-188 188-191 191-192 ДАРБИ Джон Нельсон (1800 - 1882), англо-ирл. богослов, основатель движения т. н. закрытых Плимутских братьев (дарбисты); основоположник совр. диспенсационализма 192-193 ДАРВИН Чарлз Роберт (1809 - 1882), англ. естествоиспытатель, создатель учения о происхождении видов путем естественного отбора 193-195 ДАРИЙ имя 3 персид. царей из династии Ахеменидов, а также Мидянина, упоминаемого в Книге пророка Даниила 195-197 ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) 197-198 ДАРИЯ Петровна Зайцева (1870-1938), прмц. (пам. 1 марта, в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ Улыбина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ Тимагина († 1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре 199-201 ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

Мученический подвиг – высочайшее проявление любви ко Христу и верности. В годы гонений сонм новомучеников и исповедников Российских своей жизнью и смертью засвидетельствовал истину веры православной перед лицом гонителей. В настоящее время прославлено уже свыше 1700 мучеников. Кроме этого, Священным Синодом было дано благословение на открытие пяти новых монастырей нашей Церкви, трех мужских и двух женских. В городе Суздале Владимирской области открывается Александровский мужской монастырь . Это одна из древнейших русских обителей, основанная святым благоверным князем Александром Невским в 1240 году. Более 500 лет здесь подвизались иноки, пока в 1764 году, обитель не разделила печальную судьбу многих русских монастырей того времени – была упразднена, а церковь превращена в приходскую. На праздник Рождества Христова администрация Владимирской области в качестве подарка Владимирской епархии вернула Церкви Георгиевский комплекс зданий Александровского монастыря, и вот теперь в нём возобновляется монашеская жизнь. В городе Сарове Нижегородской области открывается знаменитая Успенская Саровская пустынь . Монастырь, основанный в 1796 году, одним из насельников которого был преподобный Серафим Саровский, закрыли большевики в 1917 году. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. Решено также открыть в селе Илево, на юге Нижегородской области, скит, в котором будут проходить монашеские испытания те, кто хотел бы стать насельником Саровской пустыни. В городе Черепанове Новосибирской области открылся мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших . Это новосозданная обитель, возникшая трудами наших современников – прихожан одноименной церкви, построенной в 1986 году. Первый монастырь в городе уже издает православную периодику. В городе Острове Псковской области открывается Симанский Спасо-Казанский женский монастырь . Обитель была основана в 1896 году представителями древнего знатного рода Симанских, к которому принадлежал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Двоюродный дед будущего патриарха пожертвовал почти все свое имущество на устроение обители, которую посещал и его духовный отец – праведный Иоанн Кронштадтский. По милости Божией, главная святыни обители – список Казанской иконы Божией Матери – уцелел после большевистского разорения и теперь снова находится у сестер.

http://pravoslavie.ru/4980.html

Святыни . Мощи прп. Тихона, которые почивают под спудом; икона с мощами Оптинских старцев; икона свт. Николая, привезенная из г. Бари; икона блгв. кн. Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ прп. Тихона Калужского XIX в.; привезенные со Святой горы Афон икона вмч. и цел. Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре; святой источник прп. Тихона. Крестный ход 29 июня, в день памяти основателя монастыря. Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селении Клыково. В этом селе после разорения Оптиной пустыни собралась монастырская братия во главе с игуменом Пафнутием. В конце 30-х годов они были расстреляны и похоронены в братской могиле. С 1994 года в с. Клыково начала формироваться монашеская община. 17 июля 2001 года принято постановление Священного Синода об открытии монастыря. Святыни . Ковчег с частицами мощей: мчч. Хозевитских, прпп. Оптинских старцев, свт. Луки Одесского, прп. Феофила Киево-Печерского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Нестора Летописца, ап. Андрея Первозванного; икона, написанная в благодарность о спасении Царской семьи в крушении поезда под селением Борки. Чтимые иконы: свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Тихвинская икона Божией Матери; могилка схимонахини Сепфоры. Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Основан в конце XV в. в 26 км от Мещовска. Во время Смуты монастырь был полностью разрушен и возрожден на новом месте — рядом с городом Мещовском частью на средства царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Феодоровича Романова. До середины XVIII в. был процветающим и благоустроенным, имел приписные монастыри. В 1764 г. лишен всех земель и переведен в заштатные. В 1812 г. в одной из его башен был похоронен местночтимый святой — блаженный Андрей, Христа ради юродивый. С XIX в. начал возрождаться и в начале XX в. в нем было два каменных храма. Последним настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря в 1915-1918 гг. был преподобный Георгий (Лавров, † 1932 г.), исповедник. В 1918 г. он был арестован, а монастырь закрыт. С весны 2001 г. монастырь восстанавливается. Построен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь. Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет. В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима. Три года назад в северном крыле зияющего пустыми глазницами окон братского корпуса бывшего монастыря усилиями прихода блаженной Ксении Петербуржской была оборудована небольшая часовня. Обретена древняя чудотворная икона Святителя Николая. Теперь пришло время возрождать и монашескую жизнь. Богу нашему слава. Теперь монастырь снова восстанавливается. Постоянно происходят Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=04650

В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь. В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь. 1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня. В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева)12, архимандрита Александра (Уродова) и монаха Леонтия (Карягина), в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Предстательством небесных покровителей, молитвой и трудом игумена Глеба с братией, благотворительной помощью ктиторов и паломников возрождается поруганная святыня. У подошвы горы под монастырем в 2001 году, стараниями Л.В. Анисимова, поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню. В Воронеже в 2003 году, на средства А.Г. Пилишкина и фирмы “Лит Арт”, отлили 10 колоколов. Теперь новая звонница ежедневно призывает на молитву монахов и благочестивых паломников. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Храмы: Часовня: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 422591, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, пос. Введенская слобода, Макарьевский монастырь. Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Примерно через 17 км после выезда из города и " зеленодольской " развязки (через 2 км после развязки на Ульяновск) повернуть направо по указателю " Введенская слобода, Макарьевский монастырь " . При движении со стороны Москвы — повернуть налево через 11,5 км после моста через Свиягу. Через 6,5 км движения по главной дороге съехать с асфальта направо на грунтовую дорогу по указателю " Макарьевский монастырь " . Через 300 метров, в летний и осенний сезон, на развилке выбрать левую дорогу, вдоль берега (не направо, в гору). Через 2,3 км движения вдоль берега (не более 10 м от береговой линии) повернуть направо в гору (второй поворот от начала движения вдоль берега), через 200 метров подъема через лес по крутому склону будут юго-западные ворота монастыря. В сезон высокой воды на развилке у берега Свияги повернуть направо, в подъем, и ехать через поселок Петропавловская Слобода и детский санаторий к северо-восточным воротам. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_М...

В 1992 г. монастырь возрожден как женский и переименован в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь. Скудных средств, получаемых от пожертвований, хватало только на то, чтобы сохранить и только в малой степени отреставрировать храмы и гостиничный корпус. Обитель обеспечивала себя сельскохозяйственными продуктами от имеющегося хозяйства. Богослужения совершались в деревянном Преображенском храме. Малыми средствами храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Несмотря на все сложности, монастырский устав отправлялся неукоснительно под духовным руководством игумена Иллариона (Кильганова). С ноября 2000 г. обители возвращен статус мужского. В настоящее время богослужение в летнее время совершается в восстановленной деревянной Преображенской церкви, в зимнее — в восстановленном каменном храме Всех Святых. Восстанавливаются церкви Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштатского. Построены часовни: вмч. Никиты — над святым колодцем, Новомучеников Российских — на монастырском кладбище, прп. Сергия Радонежского — в монастырском саду. Нашлась храмовая икона Важеозерских святых - ее принес мальчик, чья бабушка, когда в часовне устроили конюшню, спасла святыню от лошадиных копыт и сберегла ее. Источники: Рудин Л.Г.,Кузнецов П.В. Справочник-путеводитель " Монастыри русской православной церкви " . - Москва, 2001г.; http://www.patriarhia.ru/db/print/31495.html; Важеозерско-Никифоро-Геннадьевская пустынь, общежительная, при озере Важе, в 57 верстах от города Олонца, переименованная в 1909 году из «Задне-Никифоровской». Основана в 1886 году она была упразднена; в 1800 году приписана к Александре-Свирскому монастырю; с 1846 года стала самостоятельной. Недалеко от пустыни, в пещере, почивают мощи преподобных Никифора и Геннадия. Монастырю принадлежит в С.-Петербурге (на Московской улице) подворье, при котором устроен дом трудолюбия.

http://sobory.ru/article/?object=00148

Последней настоятельницей стала игумения Маврикия. В 1918 последовали первые реквизиции, затем община, пытавшаяся сохранить себя, заявила о готовности структурироваться в сельскохозяйственную артель. Ей это сделать не дали. В 1919 община все же реорганизовалась в артель. Многие монахини и послушницы вышли из монастыря и поселились рядом с ним, влившись в приход сельской Троицкой церкви. Причиной было давление, оказывавшееся властями на монахинь и послушниц в связи с тем, что часть монастырских помещений было отдано Саранской тюрьме. В 1923, когда монахини открыто отвергли «советскую» обновленческую церковь, власти получили повод для насильственного выдворения насельниц из обители. В начале 1924 всех оставшихся монахинь и послушниц выселили в Куриловский монастырь; вместе с игуменией Маврикией на новое место жительства перешли 104 чел. В 1926 их выгнали и оттуда. С середины 1920-х комплекс монастырских построек был отдан органам политического террора для организации следственной тюрьмы НКВД. Бывший монастырь получил у населения страшное имя «Чуфара». Через Чуфару прошли десятки тысяч жертв сталинизма. Вблизи монастыря обнаружено несколько мест массовых захоронений растрелянных людей. После тюрьмы комплекс обители несколько раз менял хозяев. В результате разрушительных мер были утрачены собор, обе домовые церкви, все хозяйственные постройки, колокольня. В 1994 в монастырь вернулись монашествующие, на сей раз мужчины. По благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия возобновленную обитель, вновь освященную во имя Пресвятой Троицы, возглавил игумен Лазарь (Гуркин). За короткое время игумену с братией удалось восстановить три корпуса, провести консервационные работы на остальных объектах, расчистить территорию. В 1997 в обители была освящена новопостроенная церковь во имя Новомучеников Российских – памятник жертвам сталинизма. В 2000 было завершено строительство новой трапезной, совмещенной с больницей, и при них – больничный храм в честь Рождества Христова. В настоятельском корпусе имеется также домовая Лазаревская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=17590

Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 352 с. : ил.   Житие одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь. Житие священномученика Вениамина - один из самых благородных и незабываемых примеров живой, неподдельной веры, что от древних времен является основой величайшего из христианских подвигов - подвига мученического. В эпоху лютых испытаний архиерейскую кафедру в городе, ставшем " колыбелью революции " , возглавил человек глубокой веры и преданности евангельским идеалам. Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Архимандрит Дамаскин (Орловский). В сборник вошли жития новомучеников Церкви Русской, чья жизнь и исповеднический подвиг совершались на территории России, Украины и Беларуси. Жития написаны на основе большого массива архивных источников, многие из которых были впервые введены в научный оборот. Исповеднический подвиг новомучеников становится особенно понятен в своей ценности и исключительности тогда, когда он рассматривается в историческом контексте, на фоне той исторической среды и обстановки, в которой по большей части проходила их жизнь. Эта обстановка воспроизводится в житиях новомучеников с максимально возможной для исследователя точностью на основании устных и архивных источников. Книга предназначена для широкого круга читателей. Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Книга повествует о священномученике Димитрии Павском, который родился и принял мученическую кончину в Тверской губернии, но бóльшую часть жизни прослужил в Минской епархии. Стечением обстоятельств он оказался в гуще проблем, существовавших тогда в Российской Православной Церкви, касавшихся взаимоотношений католиков и православных и разных народов, живших тогда на западной окраине Российской империи. Многое с тех пор изменилось, но не изменилось общее течение истории. Понять происходящее сегодня и до некоторой степени увидеть, что будет завтра, можно лишь хорошо зная прошлое. В книге публикуются документы, касающиеся трагических событий получения автокефалии Православной Церкви в Польше. Книга предназначена для широкого круга читателей.  Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2021. - 251 с.: ил.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07812

С 1872 г. в обители служил свящ. Василий Алексеев. Указом Святейшего Синода от 9 мая 1892 г. община была преобразована в монастырь. К 1 янв. 1892 г. в обители проживало 25 монахинь, 18 инокинь, 103 послушницы, в 1917 г.- 30 монахинь и 150 послушниц, к 1919 г.- настоятельница мон. Емилия, казначея мон. Маврикия, 22 монахини, 93 рясофорные сестры, 20 послушниц и 45 белиц. С 1910 г. ежегодно 5 июня из К. м. в с. Усть-Карабольское «на моление» выносилась чтимая икона Божией Матери «Отрада». К 1919 г. в обители были построены домовая ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (освящена 21 окт. 1862), каменный 3-престольный собор (1861-1880), главный придел к-рого освящен в 1878 г. в честь Преображения Господня, юж. придел - 25 сент. 1880 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, сев. придел - 28 сент. 1880 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В К. м. также были построены 2-этажный каменный корпус, 2-этажный «полукаменный», 2-этажный деревянный и одноэтажный каменный корпуса, кухня, трапеза и др. деревянные службы, ограда. С 27 окт. 1914 г. в обители служил сщмч. Николай Васильевич Бирюков . 7 апр. 1918 г., в праздник Благовещения Пресв. Богородице, о. Николай прочитал с амвона воззвание Святейшего патриарха свт. Тихона (Белавина) , призвал верующих сплотиться вокруг Церкви и, если потребуется, пострадать за свои убеждения. В тот же день сщмч. Николай был арестован представителями Каменского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и отправлен в Следственную комиссию революционного трибунала Екатеринбурга. Его обвинили в распространении «черносотенного воззвания» патриарха. Но, рассмотрев дело священника и приняв во внимание, что он только прочитал воззвание патриарха после литургии, 10 июня 1918 г. Следственная комиссия приняла постановление об освобождении о. Николая. С пастыря была взята подписка не читать в церкви никаких брошюр и изданий без разрешения местного совета. В июле-авг. 1919 г., после занятия города большевиками, в кельях К. м. были расквартированы красноармейцы. Сщмч. Николай обличал в проповедях братоубийственную войну, отказался отпеть убитого красноармейца. При обыске у него было найдено письмо сыну, служившему в Белой Армии. Все это стало основанием для возбуждения уголовного дела. В авг. 1919 г. о. Николай вновь был арестован и 2 сент. расстрелян. Решением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. сщмч. Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

http://pravenc.ru/text/1470101.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010