Памфилия, Ликаония и другие районы Малой Азии становятся после этого главным средоточием данного еретического движения. Мессалиане здесь, вероятно, соединились с крайними сторонниками Евстафия Севастийского 29 . Это заставило малоазийских пастырей церкви собрать поместный Собор в Сиде (ок. 388 г.), который возглавлял святитель Амфилохий Иконийский; данный Собор, как и аналогичный в Антиохии, осудил мессалианскую ересь. Однако осуждение не останавливает распространение мессалианства. В самом начале V в. (а, возможно, и в конце IV в.) оно проникает (скорее всего, посредством монахов, прибывших с Востока) даже в Северную Африку, и блаженный Августин вынужден был противостоять этой ереси 30 . В начале V в. мессалиане появляются и в Константинополе. Феодосий II издает против них специальный эдикт (428 г.), повелевающий изгонять евхитов из пределов империи. На Третьем Вселенском соборе (431 г.) два епископа — Памфилий Ликаоникийский и Валериан Иконийский — выступают обвинителями мессалиан, представив Собору их сочинение под названием “Аскетикон”. Вселенский собор еще раз осуждает их, подтвердив вердикт двух поместных Соборов. Все эти меры не пресекают полностью мессалианской пропаганды. Несомненно, что в первой половине V в. ересь эта проникла и в Египет (возможно, это случилось значительно раньше): одно послание святителя Кирилла Александрийского, написанное накануне Ефесского собора, показывает его озабоченность проповедью мессалиан. Повествование об авве Лукие (вероятно, середина V в.) также свидетельствует об отпоре, даваемом евхитам православными подвижниками 31 . Блаженный Диадох Фотикийский отводит полемике с мессалианами значительное место в своих творениях 32 . Около середины V в. мессалианство получает новый стимул развития благодаря некоему Лампетию, долго жившему в Египте, а затем в результате обмана посвященному в пресвитеры епископом Алипием Кесарийским (в Каппадокии). Лампетию удалось основать мессалианский монастырь (муже-женский, или двойной) в горах между Киликией и Исаврией и заручиться еще поддержкой одного египетского епископа по имени Алфей. Из-под пера Лампетия вышло сочинение под названием “Завет” (о нем сообщает святитель Фотий). В VI в. появляется новая разновидность мессалиан, именуемая маркианистами (от некоего Маркиана, жившего в эпоху Юстиниана). После этого следы мессалианства исчезают в Византии, и эта ересь уже перестает существовать, имея для церковных писателей лишь чисто “ар­хеологическую ценность” 33 , хотя обвинения в “мессалианстве” раздаются еще в XIV в. (именно в “мессалианстве” обвиняются святитель Григорий Палама и другие исихасты) 34 . Однако с историческим еретическим движением данные обвинения никак не связаны. На сирийском Востоке мессалианство пускает глубокие корни; по крайней мере, крупнейший несторианский богослов VII в. — Бабай Великий — выступает его непримиримым оппонентом 35 . Но и здесь начиная с IX в. реальные следы этой ереси исчезают и она уходит в небытие.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-makariy-e...

И эти столпники и пустынники, которые бегут человека, они на самом деле или ранее имели этот опыт в своей жизни, обрезали им свое сердце, или же они суть деревянные люди, типиконники (выражение матери Екатерины) или ханжи. Я не то говорю, что навсегда нужно удерживать личную любовь — напротив, напротив, может быть путь восхождения от нее и без нее (и, конечно, таковы именно пустынники и затворники), но нельзя быть евнухом, и евнушество, которое у нас слывет за монашество, не есть и любовь к Богу. И я думаю, что для монашествующих (в миру или в монастыре) также нужна личная любовь и дружба (мать Екатерина и мать Нина), ибо прав о. Павел, дружба есть церковь. Опять — здесь: могий вместить да вместит: восхождение, но восхождение должно быть  от чего-либо. Сердце пламенеет любовию к Богу  вместе с любовию к человеку, оно — одно, и заповеди  подобны, т. е. тождественны. Личная любовь есть некое отверстие духовных чувств. Конечно, я «подразумеваю» (как и вообще слишком многое, так и здесь) — всю опасность превращения личной любви в эгоистическую, широкий путь к себялюбию, но мне хочется показать, что слепота сердца не есть его мудрость и закон. Отсюда, мне часто кажется, и возникновение этих двойных муже-женских монастырей, которые были и закрыты по соображениям педагогическим и злоупотреблениям. Но интересно не это, что так понятно, но то, как они возникли, и что это означало. И, если видеть открытыми глазами, то духовно это всегда существовало и не может быть закрыто. Напротив, монашествующим должен быть свойствен — и бывает! —  героизм любви. ====================================== 4 (17) августа 1930 г. Воскресенье. Дорогая тоскующая Юля! Не тоскуй, не надо! Хочу тебе рассказать о впечатлениях. Во-первых, папа мил, как прежде, и безнадежно Выглядит ничего и о тебе трогательно заботится. Первые числа сентября у него заняты, он не может к тебе ехать раньше 3–5... Вчера была Наташа Челп. из Москвы. Ее рассказы меня так потрясли, что как-то будто забыл все свое лечение. Есть  литература... в том числе о. Павла о Параклете (о Духе Св.), даже и заглавие мое предполагаемое. Если верно, я смущен был, — мне ли писать рядом с ним, а потом сказал себе: значит, есть Божья воля — когда я был с ним рядом, он давил меня своей огромностью, а ведь по существу опыт у нас, особенно теперь, различный, и подхождение тоже. Как ты думаешь? Мне даже трудно понять, как мог он это теперь писать, но будто бы пишет, и пишет много. Это не сходится с показаниями М. А. В электронике делает открытия и пишет книги, удивляющие... которые знают ему цену...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Повествование об авве Лукие (вероятно, середина V века) также свидетельствует об отпоре, даваемом православными подвижниками евхитам 813 . Блж. Диадох Фотики йский должен был отводить полемике с мессалианами значительное место в своих творениях 814 . Около середины V века мессалианство получает новый стимул развития благодаря некоему Лампетию, долго жившему в Египте, а затем путем обмана посвященному в пресвитеры епископом Алипием Кесарийским (в Каппадокии). Лампетию удалось основать мессалианский монастырь (муже-женский, или двойной) в горах между Киликией и Исаврией и заручиться еще поддержкой одного египетского епископа по имени Алфей. Из-под пера Лампетия вышло сочинение под названием «Завет» (о нем сообщает патриарх свт. Фотий), способствующее распространению мессалианских взглядов. В VI веке появляется новая разновидность мессалиан, именуемая «маркианистами» (от некоего Маркиана, жившего в эпоху Юстиниана). Следы мессалианства ясно прослеживаются в Византии еще в VII-IX веках, но затем эта ересь сливается с ересями павликиан и богомилов и как нечто индивидуальное уже растворяется, хотя обвинения в «мессалианстве» раздаются еще в XIV веке (именно в «мессалианстве» обвиняются св. Григорий Палама  и другие исихасты) 815 . На сирийском Востоке мессалианство также пускает глубокие корни; по крайней мере, крупнейший несторианский богослов VII века – Бабай Великий – выступает непримиримым оппонентом его 816 . Но и здесь начиная с IX века реальные следы этой ереси исчезают и она уходит в небытие. Учение мессалиан четко обозначить и определить достаточно трудно, ибо данная ересь, по выражению Ж. Грибомона, являлась «ускользающей ересью» (une heresie fuyante) 817 не обладая строго выраженными гранями своего вероучения. Кроме того, подлинные произведения мессалиан не дошли до нас: мы имеем только свидетельства ересеологов, опирающихся на устные сведения, сообщаемые им об этих еретиках, и на мессалианский «Аскетикон» (извлечения из него сохранились преимущественно у пресвитера Тимофея Константинопольского и преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Числительные порядковые как имена прилагательные с полным окончанием: пятый, девятый склоняются как прилагательные богатый, 6еловатый; шестой как пустой; третий как рыбий. Вот числительные, которые склоняются несколько иначе, чем все прочие, как количественные, так и порядковые: один динъ, изменяющееся подобно местоимениям; десять, сто подобно существительным; обои, третий подобно прилагательным; два, трие, три, четырие, четыре – смешанно. Мужск. род Женск. род Средн. род Мужск. род Женск. род Средн. род Единственное число одного одного динаго дины динаго одному одному диному динои диному один, одного динъ, динаго динмь, динымъ дино динмъ, динымъ Предл. об одном динемь, диномъ динои динмъ, диномъ Двойственное число Им, вин. Род., предл. диною Дат., твор. динма Множественное число динхъ динмъ одни, одних одне, однех дины, дина одними однеми одними динми Предл. динхъ Образцы числительных, изменяющихся подобно существительным и прилагательным, оказывается лишним приводить здесь, потому что изменение их легко представить по сходным образцам имен существительных и прилагательных. Склонение числительных два, три, четыре По-русски По-славянски Мужск. исредн. род Женск.род Двойственное число Мужск. исредн. род Женск.род Им., вин. Род., предл. дъвою, дву дъвма Им., вин. четыре трие, три четырие, четыри Род., предл. четырех триихъ, трехъ четырь, четырехъ четырем тремъ четыремъ четырьмя четырьми Спряжение глаголов Начальной формой всех глаголов признают неопределенное наклонение, как в именах и местоимениях именительный падеж. Неопред. наклон. по-русски оканчивается на -ти, -ть и -чь: идти, мести, плести, цвести; ходить, сидеть, читать, говорить; жечь, печь, сечь, течь. В церковнославянском языке неопределенное наклонение оканчивается на -ти и -щи: быти, рещи. Спряжение глагола быть быти Неопределенное наклонение: быть быти. Достигательное наклонение (не имеет). Изъявительное наклонение Настоящее время Единственное число Двойственное число

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

И во аде возведь очи свои, сый в муках узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его ( Лк.16:22–23 ). Эти слова рябиновцы толкуют так: погребенный с торжественностью непременно должен быть в аде, тем более, что и Андрей юродивый видел, что при погребении некоего богача, совершавшемся торжественно, ликовали бесы 43 . Это отличительные обычаи в Рябиновщине. Нечего и говорить при этом, что её последователи покланяются иконам только старинным, новый год считают с сентября и восемью годами вперёд 44 и т. п., т.е. держатся преданий и обрядов, общих всем раскольническим сектам. Н. Ивановский 4 В 1851 г. в официальных документах раскольников рябиновкой секты значилось: казанской губернии, в г. Чистополе; муж. 202, женск. 257, в чистопольском уезде: муж. 65, женск. 77, в лаишевском уезде: муж. 396, женск. 488, в мамадышском уезде: муж. 6, женск. 23, а всего в казанской губернии 1,514 человек (Дело казанской духовной консистории за 79, начавшееся в 1846 г., л. 304 и 305): – цифра довольно значительная, особенно, если принять во внимание, что официальные показания о числе раскольников не всегда соответствовали действительности, но уменьшали ее (об этом предмете мы надеемся говорить особо, так как в последнее время по поводу его возникли разногласия). О численности последователей Рябиновщины в других местностях, в которых она несомненно существует, например, в самарской, пермской и нижегородской губерниях, мы не имеем под руками никаких данных. 7 Начало этого дела принадлежит главным образом гражданину Льву Алексеевичу Саровскому, который вступил в звание министра внутренних дел в сентябре 1841 г. Во всеподданнейшем своём отчёте за 1842 г. министр писал, что действительное состояние подведомственных министерству частей не было ему известно в настоящем виде, потому что сведения о них ограничивались одними письменными донесениями местных начальств, что это обстоятельство с одной стороны поселяло в местных начальствах беззаботность, а с другой затрудняло и самое министерство по недостаточности сведений о настоящем положении местного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Единственное число Мужск. род Женск. род Средн. род твердое, мягкое как мужск. -у, -ю как мужск. -ъ, -а, -ь -, -, -, -ю как им. -е, -ъ, -е, -ь сход. с им. как им. -ъмь, -ымь, -ьмь, -имь -о, -ою, -е, -ею как в мужск.роде Предл. Двойственное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им, вин. -а, -, - -а, -и, - Род., предл. -у, -ю как мужск. Дат., твор. -ама, -ема, -ыма, -има -ама, -ма, -има как мужск. Множественное число Мужск. род Женск. род Средн. род Им., зват. -ы, -, -и как мужск. -омъ, -ымъ, -имъ, -емъ -амъ, -мъ, -ымъ, -имъ как мужск. -ы, -и, - как мужск. -ы, -ами, -ми, -ими как мужск. Предл. -хъ, -ыхъ, -ихъ как мужск. Прилагательные полные склоняются так же, как и краткие, но только с прибавлением местоимения и: младъ-и, млада- , младо-, млада-его, млады-е и т. д. С течением времени неприятное стечение гласных стали заменять уподоблением, т. е. одну из гласных заменяли другой, подобной первой, чрез что вместо форм млада-его, младу-ему явились формы млада-аго, младу-уму; а наконец эти формы приняли тот вид, в котором они доселе употребляются в новом церковнославянском и русском языках: млад-аго, млад-ому и проч. Молод-и=молодой, молода-я, молодо-е, молодаго, молодой, молодому и т. д. На основании всего сказанного об изменении прилагательных, кажется, не будет надобности представлять и образцы их склонений. Прилагательные сравнительной степени, равно как и причастия при склонении, не представляют особенностей и разнятся от склонений прочих прилагательных только суффиксами, какие прибавляются к формам женского и среднего рода в именительном падеже, а также во всех косвенных. Так, прилагательное бол- женский род имеет больши, средний – больше и склоняется как все существительные, без прибавления или с прибавлением местоимения 3-го лица. Склонение имен числительных Почти все имена числительные количественные склоняются как имена существительные: так, шесть как сущ. шерсть, но только в одном единственном числе; миллион как закон; тысяча как туча.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время сый, сущий Прошедшее время бывший бывшая бывшее Будущее время будущий будущая будущее Деепричастие Настоящее время будучи Прошедшее время быв, бывши В церковнославянском языке, как новом, так и древнем, нет деепричастий, зато есть причастия полные и краткие – склоняемые, выражающие род, число и падеж, и спрягаемые, оканчивающиеся на -лъ и употребляющиеся, подобно русским прилагательным качественным, в одном именительном падеже всех чисел. Мужск. род Женск. род Средн. род Настоящее время краткое полное Прошедшее время краткое полное бывши бывше Спрягаемое Единств. число Двойств. число Множеств. число былъ, -а, -о была, -и О склонении причастий сказано выше; тем не менее, нужно и здесь прибавить для большей ясности, что при склонении от именительного падежа берется более полная форма, к которой уже прибавляются падежные окончания. Так, родитетльный падеж настоящего причастия будет выглядеть следующим образом: Мужск. род Женск. род Средн. род Краткое Полное сщаго сщаго По данному образцу и по вышеприведенному образцу спряжения глаголов нести, горти можно проспрягать какой угодно глагол действительного или среднего залога. Если же встретится глагол, к которому прибавлено местоимение ся, то и тут не следует затрудняться, потому что это местоимение при изменении глагола остается без перемены: одевать-ся, одеваю-сь, одеваешь-ся. одевал-ся и т. д. Проспрягать сначала устно, а потом письменно глаголы: вдти, сти, дати, ти, имати. Спряжение страдательных глаголов В русском языке из страдательных глаголов только сложенные с местоимением ся имеют самостоятельные формы: запрягаться, запрягаюсь, запрягался, буду запрягаться, запрягайся и проч.; все прочие глаголы страдательного залога образуют различные формы, выражающие наклонения, время, число и проч., из кратких причастий с прибавлением к ним вспомогательного глагола, который выражает и наклонения, и время, и число, и лицо. Причастия страдательного залога По-русски По-церковнославянски

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

ГРАЖДАНИН , -а, м., мн. граждане, прост. граждане. Взрослый человек, мужчина. Неизвестный гражданин раздавлен трамваем/норма обращения к мужчине. Гражданин , постойте! ГРАЖДАНКА , -и, женск. к гражданин. Обращение к незнакомой женщине. ГРАЖДАНОЧКА , -и, ж., уменьшит.-ласкат. к гражданка (редко)/то же, что гражданка, преимущественно в обращении к незнакомой женщине (прост.). Откуда, говорю, ты, гражданка ? Из какого номера? (М. Зощенко. Аристократка) М. Зощенко пародирует распространенность этого обращения и неуместность употребления: его герой так обращается к женщине, за которой ухаживает, но, очевидно, не знает ее имени и не считает нужным знать. Заплатил [за пирожное в театральном буфете. – О.Е.]. Обращаюсь к даме: – Докушайте, – говорю, – гражданка . Заплачено (М. Зощенко. Аристократка). СУД " АРЫНЯ , -и (устар.), женск. к сударь. СУДАРЬ (сударь реже), -я, м. (устар.). Господин (употреблялось преимущественно как вежливое, учтивое, иногда ироническое обращение к лицу из господствующих классов, а также между равными в социальном отношении людьми из интеллигентской дворянской среды) (сл. Уш.). Сударь, -я, м. (устар.). Форма вежливого, учтивого, иногда иронического обращения, господин (Ож. – Шв.). – А вас, милостивый государь , прошу снять ваш головной убор, – внушительно сказал Филипп Филиппович. – Я вам не милостивый государь , – резко заявил блондин, снимая папаху (М. Булгаков. Собачье сердце). Обращение сударыня встречалось в речи людей старшего поколения. Не помню, чтобы в 30-е годы употреблялось слово сударь. Ср.: Денег от нее старичок не взял. – Нет, сударыня , – сказал он, – позвольте уж мне из своих скромных средств делать христианское дело (М. Зощенко. Последнее рождество). ТОВАРИЩ , -а, м. При фамилии или звании человека партийной, советской среды. Обратитесь к товарищу коменданту/При фамилии или звании обращение к человеку такой среды (нов.). Товарищи матери, берегите здоровье своих детей/Без упоминания имени или звания – обращение к любому взрослому незнакомому человеку в советской среде, за исключением случаев, когда известна или предполагается его принадлежность к чуждой социальной среде. Товарищи , соблюдайте очередь (сл. Уш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/z...

С 1843 года причт, по штату 1-го класса, получает 800 р. с., но сохранились также Петровшина и Осеньшина. – Руга уничтожена в 1850 году, когда крестьяне обязались вместо 198 десятин, отмежеванных причту, платить ругу. Так как они этого обязательства, не исполнили, то причт стал на них жаловаться в палату государственных имуществ. Но жалобы, по положению о руге в 1816 году, запрещались; поэтому палата отказала причту и таким образом причт лишился и руги, и земли. Ныне церковной земли считается: пахатной 11 дес. и сенокосной – 37. Вся земля около церкви, кроме сенокосного участка «Кривули» – в двух верстах от церкви. Церковного дохода получается до 900 р. сер. От 23 деревянных лавок получается, в пользу церкви, около 35 р. сер. в год. Причт живет в собственных домах. Приход граничит, с севера, с мызою Любочево, Рождественского Сясьского погоста, с юга – Прусынским приходом, а потом – лесом и мхами, вплоть до Тихвина, с востока – Никольским Сясьским приходом и владениями Зеленецкого монастыря, с запада – Гостинопольским, Петропавловским и Ильинскими приходами. Приход составляют деревни: Усадище и Бор – у церкви; Елошня и Польская – в версте от церкви, Сорокино – в 2-х верстах, Охромовщина, Борок, Подвязье, Ручей, Мыслино, Дуброво, Конец. Колодец, Кукли, Пол, Безово, Леоновщино и Селище – в 3-х, Карпино – в 4-х, Славково, Лынно, Веретье, Раменье и Устье – в 5, Кроватыни и Ясновицы – в 6, Зеленец и Теребонижье – в 7, Вячково и Заднево – в 10. С учреждением в 1875 году  Верховинского прихода, туда перечислены деревни: Верховины и Елешково. Православных прихожан мужского пола 2,091, женск. 2,338. Раскольников мужского пола 427, женск. 504. В приходе три речки: Лынна, Полона и Елошня. Прихожане занимаются земледелием, коновальством, истреблением в С.-Петербурге клопов, тараканов и крыс, выпаиванием телят, выделкою кож, обработкою клея и пр. Прихожане большею частью неграмотные. Училище открыто было при волостном правлении и с 1860 года разделено на мужское и женское. В училище учили священники, получая от палаты по 50 р. в год и учительница, дочь умершего здешнего священника, с платою по 75 р. в год. Ныне в приходе две земских школы: в Заболотье, в доме попечительства и в дер. Кукли, в наемном доме. В Заболотской школе учится до 110 челов. обоего пола, в кукольской до 60.

http://sobory.ru/article/?object=56019

себ, си чесому, чему себе, с чьто, чесо цмъ, кимъ Предл. (о) себе чемь, чесомь Двойственного и множественного чисел нет. Мужск. род Женск.род Средн.род Мужск.род Женск.род Средн.род Единственное число нъ, и(же) на, (же) но, (же) го го му му и, ь (нь) имъ, имь имъ, имь Предл. (о) н-ем н-емъ, мь н-ей, и н-емъ, мь Двойственное число Им, вин. Род., предл. Дат., твор. има, нма Множественное число они, оне Предл. (о) н-их н-ихъ, ихъ По образцу местоимения он (и) изменяется большая часть местоимений, так что усвоивший это местоимение не затруднится просклонять следующие местоимения: сей, тот, который, всякий, какой, чей и проч. Положим, нам нужно просклонять местоимение сей (по-славянски сь=си). Изменив й (или ь) на я (), получим форму женского рода; а я на е –получим форму среднего рода. Таким образом, к корню местоимения с- прилагая окончания местоимения третьего лица и вставляя, где нужно для благозвучия, е или и, мы получим все формы, какие имеет местоимение сей. Местоимения некто, нечто, кто-то, что-то, некоторый и проч. склоняются подобно местоимениям кто, что, который с прибавлением частиц не, ни, -то, -либо, нибудь, которые при склонении слова не изменяются. Церковнославянское местоимение иже склоняется совершенно так же, как местоимение 3-го лица с прибавлением частицы же. Склонение имен прилагательных В русском языке имена прилагательные качественные с кратким окончанием употребляются в одном только именительном падеже: Отец добр, мать добра, дитя добро, они все добры. Все прочие прилагательные употребляются во всех трех родах, а также числах и падежах, что увидим ниже. Церковнославянские же прилагательные отличаются от русских тем, что все употребляются по трем родам и числам и по всем падежам. Прилагательные с кратким окончанием изменяются вполне сходно с именами существительными разных родов, за весьма немногими исключениями, так что ознакомившийся со склонениями существительных легко просклоняет и прилагательное. Положим, что для примера нам дали просклонять прилагательное младъ. Припомнив, что существительное мужского рода градъ созвучно с прилагательным младъ и имеет одно окончание, мы нисколько не ошибемся, если при склонении будем придерживаться окончаний его. Для форм женского рода за образец возьмем существительное ограда, a для среднего – существ. чадо. Таким образом, прилагательное с кратким окончанием при склонении будет иметь следующие окончания:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010