Усердие к иноческой жизни стало ослабевать еще в патриарший период; потому возраставшее в течение столетий число монастырей само по себя становилось не соответствующим нужде. Духовный Регламент положил – малолюдные монастыри соединять в один 307 . Перемена, введенная Екатериною в содержание духовенства (§ 4), еще более потребовала того, чтобы закрыть множество монастырей. В 1762 г. во всех епархиях (исключая Малоруссию и Белоруссию) состояло 732 обители мужеских и 222 женских; штатами же 1764 г. положено: а) мужеских обителей в первом клас-се (с Лаврою) 20, – во 2-м классе – 41, в 3-м – 100; б) женских во всех трех классах – 39. Тогда же запрещено без воли самодержавной открывать новые монастыри. В последствии усердием русского благочестия некоторые из упавших пустыней были восстановлены, иные же воздвигнуты новые. В 1810 г. в Русской Церкви состояло 3 лавры, 7 ставропигиальных монастырей, 256 штатных монастырей (мужских и женских), 4 штатных пустыни и 182 заштатных, – всего 452 обители 308 . § 39. Подвижники благочестия: Тихон Задонский Пока дух благодати пребывает с Церковью (а он пребудет с истинною Церковью до скончания мира): каков бы ни был дух века, в Церкви не могут не быть подвижники духа Христова. В Русской Церкви и в последнее время были великие подвижники благочестия. Таковы были в Киеве – прозорливый Досифей, 30 лет пробывший в затворе 309 , в Саровской пустыни – игум. Пахомий, отшельники Александр и Марко 310 , на Валааме – Назарий 311 , в Белобережской калужской пустыни – Клеопа и Леонид 312 . в Задонском монастыре Георгий из дворян Машуриных 313 . Скажем подробнее о самых известных по великим подвигам 314 . Таков был блаж. Тихон, образец Пастырей на воронежской кафедре, образец христианского подвижничества в задонском уединении. Отказавшись от пастырского служения по болезни, он проводил ночь в молитве, утро и вечер посвящал чтению Слова Божья, и ходил в храм слушать богослужение. Потеря часов беседы с Господом была для него потерею тяжелою, и он умолял келейника – отказывать в часы молитвы его посетителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы видели пять великих класов высоких титулов Пречистой Девы Богородицы и кратким сказанием нашим собрали как бы в один сноп. Но не красно сложены они: уступим искусснейшим жателям – святым ангелам: ангелы жатели. В пятнадцатый год по вознесения Господа на небо в Тройческом совете на небе было рассуждение препроводить Богоматерь в премирные обители; а Пречистая Дева в тот час совершает обычные свои молитвы на горе Елеонской. Посылается от престола Божия с райскою ветвию тот же архангел Гавриил, который прежде благовестил снисхождение Божие с неба на землю, благовестит Пречистой Богоматери восхождение Ее со славою от земли на небо. И не один, но, как тогда, так и ныне было с ангелом множество вой небесных ( Лк. 2:13 ), из коих одни восхищали апостолов по воздуху и, сносят как снопы из дальних нив, из дальних земель в дом Богородичный, как в гумно и стог; другие в животные книги Богородичного жития собирают великие Ее добродетели, высокие достоинства, хорошо уже престолу Божию известные и на небе уже давно записанные, воедино совокупляют, как бы клас с бразд пожинают, в снопы связывают. И с первой бразды (где клас – мудрая Дева) ангелы собирают клас Ее новозачатых на свете обетов девства. Она начала первое девство и обещала то Богу на веки. Из другой бразды жития Ее, где клас – Агница Христова, собирают класы: власти – незлобие агнчее, силы собирают агнчую кротость Ее, господствия – агнчее смирение. Из третьей борозды (где клас – «раба Господня») херувимы собирают класы Ее серафимской любви к Богу, с которой Она стояла под крестом. Из четвертой бразды жития Ее, где клас – Источник жизни, все человечество собирает класы, источающие потоки слезные, с коими Она стояла под крестом и просвещала тьму непросветную, как светоприемная свеча, источая всем жизненный источник. Из пятой борозды, где клас – апостолов венец, престолы собирают класы Ее, достойные почести и похвалы, и, все то, совокупивши воедино, сноп скорый учинили, и приготовились провожать с радостию в житницу небесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Возможно, самое раннее письменное упоминание З. находится в Типике Св. Горы, изданном визант. имп. Иоанном I Цимисхием в 972 г.: в нем на 20-м месте стоит подпись «Георгий зограф» (Γεργιος ζωγρφος). Й. Иванов, И. Дуйчев, Д. Болутов считают, что это подпись игумена З., но др. историки, сравнив все подписи на документе, высказали версию, что так подписался некий художник (зограф); вероятно, вокруг него и сложился мон-рь во имя вмч. Георгия, получивший название по профессии основателя ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 245-246; Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф: Легенди и факти//Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1. С. 14-15; Павликянов. 2005. С. 17). Еще одно раннее упоминание обители - в греч. акте 980 г. о продаже мон-ря св. Апостолов (Ксирокастрон) мон. Онисифору. Акт не имеет прямого отношения к З., но в тексте сообщается, что у Ксирокастрона есть общая граница с его землями. Вторую копию этого акта (1311) подтверждает приписка со слав. подписью игумена З. иером. Макария ( Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1914. С. 26-27; Иванов. 1931. С. 526-535). Несмотря на то что приписка игумена была сделана позднее и скорее служила подтверждением копии, ряд болг. исследователей утверждали, что З. был основан между 972 и 980 гг. и уже тогда имел такое название ( Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 8; Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 15-16; Павликянов. 2005. С. 17-18). К сер. XI в. З. был греч. мон-рем средней величины и владел значительными угодьями ( Павликянов. 2005. С. 23), о чем свидетельствуют 2 греч. акта - от апр. 1049 и 1051 гг. Они составлены по поводу спора З., который представлял игум. Иоанн Селина, с мон-рем Кастамонит из-за территории небольшой обители св. Георгия Каллиграфа ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 247-248). План мон-ря Зограф План мон-ря Зограф Об основании З. существует неск. легенд. Первая изложена в «Сводной зографской грамоте».

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Священник же л.114. боголюбив сыи, моляшеся о девице ко всемогущему Богу, и на помощь призываше преподобнаго со многою верою; и на кладезь преподобнаго послав, яко принесут воды. И молебная совершив и воду святив, даша болящеи пити, и абие в тои час бысть здрава, яко николи же болев, молитвами преподобнаго». Государев некто дворянин, именем Иоан [Климонтовичь] прослытием Чулков 1806 , имяше у себе жену, именем Ксению. Та бяше впаде в люту болезнь: отъястес у нея нозе и зело скорбяше. ни храмины могии преити за лютость болезни тоя. Сего ради на одре слежаше 1807 . Бывши же еи в таковеи болезни, яко да [до] двою лет и болши, нимало облегчения приемлющи. Погубивши же и имения многа врачем за изцеление и нималы ползы обретши, но пач в горшая прихождаше. Слуху ж о об. везде обносящюся, яко мнози, с верою притекающии ко гробу преподобнаго, изцеление приемлют молитвами его, пришедша же в слуха и тоя дивная дела преподобнаго. Абие нимало помедлив, потребное давши, посылает во обител Пресвятыя и Живоначалныя Троицы человека своего, именем Григория Никифорова, ко гробу преподобнаго. Егда ж отпущаше его во обител, глаголя: «умоли тоя обители архимандрита, да соборне Бога молит за ню и преподобнаго Даниила за изцеление ея; да будет же, рече, и священие воды и сию ко мне грешнице, яко многоценен дар принесите». Человек же он Григории, по повелению госпожи своея, скоро во обител идяше и возвести глаголанная. Архимандрит же Корнилии 1808 усердно соборне молебен пев и священие воды присовокупльше. По л.116. шении же молебнаго пения человек он Григории доволну милостыню дав, и со святою водою в дом ея посылается священноинок Иосиф. Пришедше же в дом, по обычаю сотвор молитву, вручив еи святую воду. Она же пив святую воду и от того часа поразуме себе здраву сущю молитвами преподобнаго. Но в тои час не поведа ему, точию повеле учредити его, яко ж лепо 1809 . Воутрии же день пришед священник тои ко утреннему славословию, зрит болярыню Ксению здраву сущу, и своима ногама праве стоящу, и непорочно пут шествующу преподобнаго молитвами. По скончании же утренняго пения честне отпущает священника того во обител Пресвятыя Троицы, моля его, да поведает архимандриту о неи здраву сущу молитвами преподобнаго 1810 . По времени ж и сама та Ксения совершает молебное пение у гроба святаго, об. и сама о себе архимандриту и братин усты ко устом исповеда бывшее; и вси купно прославиша Бога и угодника его преподобнаго Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

(40) Ч[юдо преподобнаго о старце Корнилии]. Святыя и Живоначалныя Троицы Данилова ж монастыря казначеи старец Корнилии поведа, л.118. «отнеле же, рече, постригшумися во обители сеи, имех болезнь сердечную люту зело; и бывшу ми, рече, в таковеи болезни яко да двою лет и вящше, часто моляхса преподобному, яко да получу исцеление святыми его молитвами. По времени же некогда шедшу ми ко гробу преподобнаго и, елико могох, поклонение сотворшу к раце его и целовах святыи образ его, иже бе на гробнице, разумех абие облегчение приимша от болезни. Идох же и на кладяз преподобнаго, и пиях от воды, и умыхся ею, и бысть здрав, яко николи ж болев, молитвами преподобнаго». (41) Ч[юдо преподобнаго о девице Феодосии ] . Града Переаславля муж некто, именем Прокопии, прослытием Угримов, поведа, глаголя: «дщи моя, рече, девица, именем Феодосия, име скорбь велию, не могии нимало ис храмины изыти, но на одре лежаше многое время. Егда ж благоволи преблагии Бог прославити угодника своего преподобнаго Даниила, об. и свидетелствующу мощи его преосвященному Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, людие ж града сего стицахус на дивное то торжество: овии видети желаху мощи преподобнаго, друзии же яко заступнику и молебнику к Богу о своих согрешениих моляху его быти, инии же честь творяху святому, одеркимии ж различными недуги исцеления требоваху от святаго. Пославшу же ми сына своего Иоанна во обител Пресвятыя Троицы, яко да молебная совершит у гроба преподобнаго о девице, тои же шед и, по чину вся устроив, принес же в дом и воды от кладезя святаго, и даша болящеи пити, и бысть здрава, яко николи же болев, молитвами преподобнаго. Минувшим же двум неделям, абие забвению предахом преподобнаго, запинаеми от ненавидящаго добра рода человеча и врага душ наших диявола, не давше преподобному обычнаго благодарения, л.119. и паки тая ж девица начат скорбети тою же болезни лютейше перваго». Прокопии же, познав свое согрешение к преподобному: «о, преподобне и богоносне, призри на мое маловерие и прости, о них же ти согрешихом». Паки обещаса во обител итти и молебная совершите у гроба святаго 1812 , паки от гроба преподобнаго вземлют персти и воды от кладезя, и смесив персть з землею, даша девице пити, и в тои час паки девица от болезни пременися. Во утрии же день воста девица Феодосия со одра своего и, нимало закоснев, иде во обител Пресвятыя Троицы, ко гробу преподобнаго и тамо совершает молебное пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Темир–Аксак «многы страны и земли повоева, многы области и языкы поплени, многы княжениа и царства покори под себе» (161). По Троицкой летописи, Ольгерд также «многи земли поймал и многа места и грады и страны попленил» (6876 г.), «многы страны и земли повоева и многы грады и княжениа поимал за себе» (6885 г.). «А се имена тем землям и царством» — перечисляет покоренные страны составитель Повести о Темир–Аксаке (161), «А се имена местом и странам и землям» — называет Епифаний в Житии Стефана Пермского (9). Темир–Аксак «прииде близ предел Рязанскиа земля» (161), в Повести о нашествии Тохтамыша царя также настигли «близ предел Рязанскыа земля» (190). В Повести «народи христианстии… сътвориша пост и молитву» (162). «Народ христианский» представлен в Повести о нашествии Тохтамыша (194), «пост и молитву створиша» — в Троицкой летописи под 6916 г. В Повести действует великий князь «со всеми князьми и воеводами и с бояры старейшими» (162), в Повести о нашествии Тохтамыша — «с князьми рускими, и с воеводами… и бояры старейшими» (192). В Повести упоминается «великая съборная церкви Святыа Богородица, иже в Володимери» (162), в Троицкой летописи под 6916 г. — «церковь каменая великая съборная Святая Богородица, иже в Владимире». В Повести перечисляются москвичи, вышедшие на встречу Владимирской иконы: «епископи и архимандриты, игумени и попы и дьякони и весь клирос… , князи и бояре, княгини и боярыни, мужи и жены, уноши и девы и старци с юнотами, дети и младенци, сироты и вдовици, нищи и убози, чрьнци и черници, всяк възраст мужеск и женеск, от млада и до велика» (163). Аналогичные перечисления имеются в сочинениях Епифания Премудрого: в Троицкой летописи под 6890 г. — «игумени и прозвитери, и чернци, и нищий, и убозии, и всяк възраст мужей и жены, и дети, и младенци», там же — «архимандрит…, игумени и прозвитери, и чернци, и крилошане, и черници, и попове, диакони, и простьци от унаго и до старца, и младенца мужеска полу и женьска», в Послании митрополита Фотия (432) — «князи и вси лю–дие, и бояре, и вси судия земскыя, иноци, инокыня, юноша и девы, старци с унотами, мали и велиции, или мужеск пол или женьск, въкупе богатии и убозии», в Повести о нашествии Тохтамыша (194) — «архимандрити и игумени, протопопы, прозвитеры, дьяконы, черньци, и всяк възраст, мужеск пол и женеск и с младенци».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Посмотрим же, в какую силу Она возрасла чрез то. Немокрыми ногами Она перешла потоп греха первородного и извела род человеческий из самой пучины дна на сушу. Она удержала солнце сильнее, нежели Иисус Навин: тот – вещественное, чувственное; а Эта – мысленное Солнце правды, Бога; тот – на несколько часов, пока люди Израилевы отомстили врагам своим; а Она – на девять месяцев; и что я говорю: на девять месяцев? На тридцать три года, пока враг диавол был до конца побежден. Лот остался святым в одном злонравном городе, а Пречистая Дева не повредила жития Своего непорочного во всем мире, во зле, лежащем, среди рода строптивого и развращенного; и ныне уже входит в обетованную страну небесную с радостию, и нас, как мудрая Дева, примером Своим учит всегда прилежать к святым местам, к храмам Господним и содружествовать со святыми. Кто проводит время жития своего на таковых браздах, тот тотчас произрастит избранный клас и, как пшеница Христова, соберется в горнюю житницу. Своим примером мудрая Дева учит и чистоте внешней и внутренней, телесной и душевной. О Ней Дух Святой говорит в Песни Песней: чрево Твое яко стог пшеницы огражден в кринах ( Песн. 7:2 ). Стог пшеницы знаменует рожденного от Нее Христа, сказавшего: Аз есмь хлеб ( Ин. 6:35 ); Он есть как бы величайший стог пшеницы, ибо всех насыщает довольно: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости ( Пс. 103:28 ). Пресвятая Дева была Дева не только телом, но и духом: среди девства Пречистой Матери Своей Христос – как стог пшеницы между кринами. Где – один только крин 185 , где соблюдается чистым одно тело: там не найдешь не только стога, а даже одного зерна благодати Его. Научившись такому разуму у мудрой Девы, примем клас Ее от первой части жития Ее и будем держать его в незабвенной памяти нашей. С первой же части жития Богородичного пойдем к другим; а оная начинается в доме Иосифовом от Соломоновой церкви, и оканчивается в Вифлееме, в вертепе. Та часть родила славный клас высокой добродетели Марииной, начинающейся от другой буквы в преблагословенном имени Ее – А: Агница Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

представить на вид государственному правительству образование особого фонда для вспомоществования нуждающемуся духовенству. По выслушании заключений комиссии, общий синод переходит к более подробному обсуждению законопроекта и его узаконений. Одни члены синода высказываются за принятие законопроекта (Браун, Шварцкопф, Ирмер, Левецов и др.), но желают, чтобы в нём была принята во внимание необходимость достаточного содержания для женатого духовенства и § 12-й законопроекта – о передаче церковной земли общине – был отменен, и соглашаются, что до сих пор церковь была картиной без рамки, и что с принятием законопроекта ей дается полная свобода действий. Другие (Шнауберт, Тидеманн, Шпилинг и др.), указывая, что этот законопроект является лишь возмездием на жалобы пасторов – избавить их от системы церковных имений, высказывают, что он удовлетворяет лишь владетелей имений, патронов и общины, но никак не духовенство, для которого жалование в 1800 марок безусловно недостаточно. Пасторы не должны в этом отношении стоять ниже учителей. Синоду не угрожает практически опасность, если он не примет законопроект и оставит дело при существующем порядке вещей: этот законопроект подкрался как вор ночью и его основания для многих совершенно неизвестны – Не менее продолжительному обсуждению подвергаются и отдельные параграфы этого законопроекта, причем в них вносятся значительные изменения и дополнения Вопрос об основном жалование духовенству (§ 2) принимается со следующим пояснением: «Основное жалование выплачивается вперед по четвертям года и определяется для существующих общин к 1-му октября 1897 года, судя по величине местного дохода к этому дню, следующим образом: для общин с доходом в 3000 марок (1-й класс) назначается жалование в 1800 марок, от 3000–3899 (2-й клас.) в 2400 мар., 3900–4199 (3-й клас.) 3000 мар., 4200–4499 (4-й клас.) 3600 мар. и от 4500–4799 (5-й кл.) в 4200 марок. Начальное жалование, для учрежденных пасторских мест во время после 1-го октября 1897 г. до вступления в действие этого церковного закона, должно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве финансовой поддержки жителям Тырнова З. выделил в 1847 г. 10 тыс. грошей на покупку здания для уч-ща, а позже еще сумму на открытие уч-ща для девушек. На средства обители были построены церкви и уч-ща в Татар-Пазарджике, Кукуше (ныне Килкис, Греция) и Фессалонике, а ок. 10 болгар получили образование в рус. учебных заведениях. В кон. XIX в. 4 зографских насельника занимались переводами книг на болг. язык (ок. 25 наименований - Там же. С. 43); 8 книг религиозного содержания были изданы при финансировании мон-ря. О численности братии З. в разные периоды сохранились достаточно скудные и часто не соответствующие друг другу сведения. В 1489 г. (по др. версии, в 1517-1519) в мон-ре было 66 иноков, в 1530/31 г.- 114, в 1560 г.- игумен, 18 священников, 6 диаконов и 200 монахов ( 2000. С. 99), в 1582/83 г.- 101 монах в мон-ре и 33 монаха в скитах ( Ковачев. 1967. С. 78, 85, 96; Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 161-162), в 1643 г.- 140 насельников (игумен, 9 иеромонахов и 130 монахов), в 1661 г.- 160 чел., в 1677 г.- 200, в 1765 г.- 170 чел. ( 2000. С. 99). С нач. XVII в. в З. селились также греч. и серб. монахи, богослужение совершалось на болг. и греч. языках, но с 1845 г. проживали одни болгары. Этим обстоятельством можно объяснить разницу между статистическими данными 1824 г., когда во время Греческого национально-освободительного восстания было 250 монахов («Повествование о пленении святой Афонской горы агарянами», составленное болг. монахами Никифором и Иерофеем), и 1848 г., когда было 60 монахов (хотя серб Димитрий Аврамович мог не учесть монахов в скитах и келлиях - см.: Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 162). В 1859 г. братия составляла 140 монахов («славяне из болгар» - Порфирий (Успенский). 1880. С. 256). В кон. XIX в. было 120 монахов (еще ок. 130 болгар жили в др. афонских обителях, больше всего (75) - в Хиландаре).

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

И суть в нем епископи 20, митрополия же едина, а святых в нем без числа лежит: и ту лежит святый Епифание и апостол Варнава , и святый Зинон, и святый Трифолие епископ» 367 . Священ-ноинок Варсонофий так писал о своем путешествии во второй половине XV века на Восток: «И от Родуса идох ко Кипру. И в Кипреском же острове ходих на гору, на нейже постави святая Елена крест благоразумного разбойника. Идох же к святому мученику Мамонту, идеж лежать святыя его мощи на мести нарицаеме Стоморофу, и от святых его мощей миро течет» 368 . В XVIII столетии несколько раз посетил остров Василии Григорьевич Барский и в своих «Странствованиях» дал подробное описание святынь Кипрской Православной Церкви 369 . Вот, например, как он пишет о монастыре Киккос: «Обител… стоит зело в великой пустыни, на месте высоком и прохладном и благоприятном, и весьма к иноческому уединенному житию приличномъ… во всем обител нарядна не токмо местом и. строением, и святинею, но и добрими иноки, иже суть добродетелни, смирении и страннолюбиви зело и благословении; их чин церковний и пение и монастырское обикновение изрядно суть» 370 . По просьбе тогдашнего Архиепископа Кипрского Филофея, «мужа мудра, благонравна, добродетелна и словесна… иже собра в время свое тамо училище Елинское», Василий Барский на некоторое время задержался на Кипре для преподавания латинского языка в новооткрытой школе 371 . В середине XIX в. на Кипре побывал известный русский востоковед епископ Чигиринский Порфирий (Успенский) , бывший начальником Русской Духовной Миссии в Палестине 372 . В свою очередь, православные киприоты с любовью посещали Русскую Православную Церковь , а монастырь Киккский пользовался доходами с имений в России (в Грузии). После Второй мировой войны взаимоотношения между Русской и Кипрской Православными Церквами оживились и расширились. Кроме обычной переписки по случаю праздников и знаменательных событий между деятелями Церквей-Сестер, обе Церкви осуществляют сотрудничество как в межправославных, так и в межхристианских сферах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010