Святые мощи свт. Николая Чудотворца, как известно, были вывезены в 1087 из Византии на Запад, уже после разделения Церквей, когда бывший византийский город Бари находился под властью норманнов и омофором римских пап. Русское народное благочестие по-своему осмыслило это перенесение: в древней, киевской, редакции жития свт. Николая и в последующей агиографии сообщалось, что «Барград» в то время оставался византийско-православным, им правил «василевск» и сами горожане были по происхождению греками. Но — главное — перенесение святых мощей было делом промыслительным из-за мусульманской угрозы Мирам Ликийским, городу в Малой Азии, где они пребывали со дня их обретения. День прибытия мощей до сих пор отмечается в Бари крестным ходом из порта до базилики, при этом местные рыбаки и моряки тянут по улицам макет старинного корабля с чтимым образом святителя. Уже первые русские путешественники на Запад считали своим непременным долгом поклониться в Бари мощам свт. Николая. Послы, прибывшие из Москвы на Флорентийский Собор (1439), кратко упомянули о святыне, хотя мощам они поклонялись не в Бари, а в Венеции, где до сих пор находится их часть. Гр. Б. П. Шереметев, посетив в 1698 Бари, первым из русских описал местную базилику и некоторые обычаи в ней, например, как из гробницы святителя извлекается чудотворное миро (или «манна»). В том же году в Бар (как в России тогда называли город) прибыл гр. П. А. Толстой, который более подробно рассказал о храме, где «лежат мощи великого архиерея Христова Николы». Известно, что паломником в городе побывал и царевич Алексей, сын Петра Великого. Позднее Бари тоже навещали царственные паломники: в 1852 вел. кн. Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу; 29 октября 1892 мощам своего небесного покровителя поклонялся цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), возвращавшийся из Греции в Россию. Русских пилигримов всегда очень печалило, что у гробницы великого святого не совершаются православные богослужения, в связи с чем неоднократно выражалось пожелание иметь в Бари русскую церковь и странноприимный дом.

http://sobory.ru/article/?object=09354

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Оксана 14 января 2015, 21:04 Святитель Николай, просим тебя о помощи. Походатайствуй пред Господом Богом нашим Иисусом Христом о нас грешных р.Б. Ксении и р.Б. Алексее, чтобы Господь простил нас, помиловал и послал нам детей. Когда-то я сделала ужасную вещь. Я думала только о работе, карьере и заработке, и в сердцах сказала, что не хочу пока ребёнка. Сказала тогда очень серьёзно. Господи, прости меня глупую. Я каюсь слёзно, прошу прощения и милости твоей. Николай Чудотворец, помолись, пожалуйста, обо мне. Раиса (Москва) 20 декабря 2014, 00:20 Великий чудотворче, Святой угодник Божий Николае, чтим твою память и празднуем!!! Прости нас недостойных. Моли Господа о нас, о моих детях, внуках, и обо мне грешной. И по своей благости подай нам исцеление души и тела. Отче Николае, просим, избавь нас от бед и напастей, и дай нам благо в этой и будущей жизни. Алла 19 декабря 2014, 20:52 С праздником, Николушка, Угодничек наш, молитвенник и помошник. Ирина Ахундова 19 декабря 2014, 04:27 С праздником Николая Чудотворца! Спасибо ему за его чудесную помощь! Вновь прошу его о помощи в лечении брата Олега, в даровании работы Ирине и Марии на ближайший год, о даровании мне и родным прощения грехов и укрепления веры. Вот отрывок из моего рассказа о том, как он мне помогал ранее. " Предложение работать в ФАП поступило сразу после моих горячих молитв у иконы Николая Чудотворца в храме Всех святых на Кулишках... Вот тогда Саша и пригласил меня стать редактором трех сайтов - МОФ «Диалог цивилизаций», ЦНС и ФАП. Именно свт. Николай привел меня к своим святым мощам в Бари... 21 марта 2010 г., читая в журнале «Славянка» статью Николая Кожухина «Встреча с великими чудотворцами» (2009. 12)... Пока я плакала о своей поломанной судьбе, там наверху, о ней позаботились так, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Профессор Стефано Алоэ из Вероны написал, что мой доклад включен в программу Симпозиума... я не уставала благодарить Бога и свт. Николая за это чудо. Николушка вернул мне Достоевского, родное Достоевское братство... Но главное чудо состояло в том, что Достоевский... привел меня к... мощами святителя Николая... (см:

http://pravoslavie.ru/28731.html

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна . Храмы С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202). Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Файл 32658.jpg:   Размер: 322x500, 0.16 MPix, 65 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (59) , (0) . Описание: ИКОНА СВТ. НИКОЛАЯ, ИМЕНУЕМАЯ НИКОЛА МОКРЫЙ. ПЕРВООБРАЗ. КИЕВ Установление праздника перенесения мощей святителя Николая на Руси связано с чудесным событием, происшедшим в Киеве. Один киевлянин с женой и грудным младенцем отправился в Вышгород, чтобы поклониться мощам святых Бориса и Глеба и чудотворной иконе святителя Николая. На обратном пути, когда они плыли по Днепру, младенец упал в воду и утонул. С великой скорбью и слезами молились родители к святителю Николаю о помощи, но всё, по-види[...] Файл 32659.jpg:   Размер: 600x763, 0.46 MPix, 179 Kb. Дата: 2018-09-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (94) , (0) . Описание: Чудотворная явленная «Утятская» икона святителя Николая, архиепископа Мир-Ликийского, чудотворца (1749 г.). Это одна из главных и почитаемых святынь не только Зауралья, но и всего Урала и Сибири. 7 (20 по новому стилю) мая 1749 года, за день до весеннего приходского праздника в честь Святителя Николая, неизвестно откуда он был принесен в Утятскую слободу водою речки Серебрянки, одного из рукавов Тобола. Во время весеннего половодья местная жительница со звучным именем Синклитикия, а в простор[...] Файл 32818.jpg:   Размер: 676x800, 0.54 MPix, 203 Kb. Дата: 2018-10-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (0) . Описание: Литография с изображением копии с чудотворной иконы в окладе из Николае-Радовицкого монастыря. Святитель представлен в иконографии Можайского: одет в архиерейское облачение, в руках меч и храм, в углах в облаках изображения Спасителя с книгой в руке и надписью " Iuc - Хрс " и Богоматери с покровом в руках и надписью " МР - У " . Средник заключен в окладную орнаментальную рамку с гирляндой цветов, в которую включены литургические символы. На рамке вверху надпись - " Стый Hikлaй Чудотво. " [...] Файл 32927.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 72 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2565-photo

3 дек. 1839 г. еп. Калужским Николаем (Соколовым) А. был назначен настоятелем возобновленного Черноостровского малоярославецкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и возведен в сан игумена. А. было очень тяжело расставаться с созданным его трудами скитом и со своим старцем, но он со смирением принял новое назначение. А. управлял мон-рем, зачастую оставаясь прикованным к постели, однако был вынужден сам ездить в Москву на сбор пожертвований в пользу обители. Стараниями А. был освящен Преображенский придельный храм (1840), закончен и освящен Никольский храм (26 авг. 1843). В 1845 г. за труды на благо обители преподобный был награжден золотым наперсным крестом. А. снискал любовь и уважение свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, к-рый часто приглашал его к сослужению. А. неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 г. по ходатайству свт. Филарета эта просьба была выполнена и А. вернулся в скит Оптиной пуст. Несмотря на ухудшение здоровья, А. посещал все церковные службы и неукоснительно совершал келейное правило, посвящая свободное время чтению творений святых отцов. Невзирая на любовь к уединению, старец никогда не отказывал приходящим к нему за духовной помощью и советом, однако на исповедь принимал в исключительных случаях, число его постоянных духовных детей было ограниченно. Как духовник А. был снисходителен к человеческим немощам; успокаивая, а не обличая людей, он незаметно приводил их к искреннему покаянию. А. обладал необыкновенным красноречием - случалось, что в течение одной беседы со старцем человек духовно перерождался. От духовных детей А. получал много писем, на к-рые всегда отвечал сам, несмотря на болезнь. Был неустанным молитвенником и строгим постником, стяжал дары прозорливости и чудотворения. Кончина прп. Моисея († 1862) стала для А. тяжелой потерей, 40 дней он провел в затворе, читая Псалтирь по новопреставленному, затем прожил год в уединении и непрестанной молитве. В 1863 г. А. совершил паломничество к мощам святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского . 9 марта 1865 г. был келейно пострижен прп. Исаакием I (Антимоновым) в великую схиму с оставлением прежнего имени. После пострижения А. перестал принимать мирских лиц, братию скита принимал изредка, погрузившись в непрестанную молитву.

http://pravenc.ru/text/115872.html

Всем известно, что на юге Италии, у основания «каблука» Аппенинского «сапога», находится город Бари, где в глубокой крипте вот уже девять веков почивают честные мощи святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Мощам великих святых можно поклониться и в Милане (св. Амвросий Медиоланский), Венеции (св. апостол Марк), Амальфи (св. апостол Андрей).  Многие из нас отдыхали в Турции и впредь собираются проводить там отпуск. Напомним, что неподалеку от популярного курорта Кушадасы можно побродить по сохранившимся улицам древнего города Эфеса, знакомого нам по Апостольским Посланиям, поклониться пустой гробнице св. ап. Иоанна Богослова, побывать в пещере св. Семи Отроков Эфесских, а также на месте, где происходил Третий Вселенский Собор. На Средиземноморском турецком берегу, в Анталии, находится гробница свт. Николая Чудотворца, откуда его мощи были перенесены в г. Бари. В местном краеведческом музее хранится частица мощей Святителя. Богат православными святынями Кипр. В городе Ларнаке находится гробница св. Лазаря, воскрешенного Господом, а впоследствии ставшего первым кипрским епископом. В городе Пафос сохранилась Колонна Бичевания, служившая местом страдания св. ап. Павла. В одноименных монастырях, расположенных в горах в центре острова, хранятся чудотворные иконы Киккская и Троодитисса. Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница. Поэтому остановимся  только на островах, которые служат традиционными местами отдыха многих европейцев. На Корфу находятся мощи свт. Спиридона Тримифунтского, св. царицы Феодоры, а также апостолов от 70-ти Сосипатра и Иасона. На Крите сохранились древние византийские церкви с замечательными фресками критской школы. Множество святых мощей находится в монастыре Топлу. На Патмосе можно посетить монастырь св. ап. Иоанна Богослова и пещеру Апокалипсиса. В последнее время все большую популярность приобретает такой удивительный уголок православного мира, как Черногория. В Черногории находится просто удивительное для такой маленькой страны количество великих православных святынь: частица Животворящего Креста Господня, десница Иоанна Предтечи, мощи святых: святителя Василия Острожского, святителя Петра Цетинского, мученика Феодора Стратилата, мученика Трифона. В каждом городе, на каждой улочке - древние храмов, монастыри. Около десятка святых обителей расположены по берегам Скадарского озера.

http://pravoslavie.ru/159.html

Плодородные заливные долины Нила больше не снабжали Византийскую империю, как это было до VII века.) И вот в 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию, то есть в Западную Сирию. Проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками. Они хоронили своего полководца. Высадиться было нельзя, и баряне поспешно отплыли… В Антиохии они продали зерно, а на обратном пути опять заехали в Миры. На этот раз никого из сельджуков они не встретили. Да и жителей Мир в городе было немного, большинство под угрозой набегов предпочло переселиться в горы. В храме свт. Николая оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня. Перенесение мощей святителя Николая ежегодно праздновалось венецианцами. Эти пышные празднества изображены на картине итальянского художника Гвидо Рени (1575-1642), хранящейся в Лувре. Надо сказать, что те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту прибытия барян его мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой, а не в нише с гробницей. Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей. Все же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барян. Сил у них было недостаточно, чтобы вступить борьбу с вооруженным отрядом моряков, но плач стоял великий. В результате баряне хотя бы оставили икону святителя Николая, которую тоже было прихватили, и пожертвовали весьма значительную сумму денег храму великого чудотворца.

http://zavet.ru/a/rss_1355899886.html

Архиеп. Филарет (Гумилевский) рекомендовал архимандрита Иакова как «человека строго монашеской жизни, очень исправного и благонадежного»; в 1852 г. архимандрит Иаков был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Риме; накануне отъезда он испросил разрешение Святейшего Синода на постоянное ношение монашеской одежды в Риме. Он не только строго исполнял устав и предписания Церкви, но требовал того же от других. Следствием возникающих по этому поводу конфликтов стало поданное отцом Иаковом прошение об увольнении. Перед возвращением в Россию он посетил Бари, поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Эту поездку архимандрит Иаков описал в отдельной книге. Также в Риме им были составлены «Краткие заметки о Римской церкви». За «отлично-усердную службу» в Риме был награжден орденом св. Анны 2-й степени (20 авг. 1855). С 1855 г. некоторое время жил в Новоспасском московском в честь Преображения Господня монастыре, затем был назначен настоятелем Зеленецкого во имя Св. Троицы монастыря под Петербургом. Получил благодарность императора за пожертвование в пользу морских чинов, потерявших имущество в Севастополе во время Крымской войны 1853–1856 гг., и памятный бронзовый крест на владимирской ленте. С 19 марта 1857 года становится настоятелем монастыря Кирилла Новоезерского Новгородской епархии, что на Красном острове в Белозерском уезде. Отец Иаков организовал на Красном острове больницу, в которой на излечении находилось около 10 монахов, а все приходившие в монастырь богомольцы получали медицинскую и иную помощь. С присущей ему принципиальностью новый настоятель взялся за установление монастырского порядка в жизни братии, основной недостаток которой видел в злоупотреблениях вином. Преподобный Иаков запретил белозерскому земскому исправнику и управляющему белозерской акцизно-откупной компанией размещать на Красном острове так называемые выставки, где торговали вином во время местных ярмарок, чем нажил себе немало недоброжелателей. Тогдашний благочинный белозерских монастырей кирилловский архим. Феофан вступился за «древний» обычай проводить ярмарки около обителей, он писал отцу Иакову: «Вы отказом своим учиняете урон и казне и вверенному Вам монастырю». Преподобному Иакову удалось только отодвинуть размещение «выставок» на 5 верст от стен монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

О возможности княжения К. В. в Ярославле свидетельствует тот факт, что Смоленский блгв. вел. кн. Феодор Ростиславич Чёрный (см. в ст. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ) перешел на княжение из Можайска в Ярославль лишь в нач. 60-х гг. XIII в. Следов., после смерти кн. Василия Всеволодовича Ярославское княжение перешло в руки его ближайшего родственника, которым мог быть К. В. Время его предполагаемого правления можно отнести к периоду между 1250 г. и нач. 60-х гг. XIII в. В Житии указано, что К. В. был похоронен в Успенском соборе Ярославля рядом с гробницей Василия Всеволодовича (погребенного здесь 8 февр. 1250), что косвенно подтверждает его принадлежность к 1-й династии ярославских князей. В родословцах XVII в. отмечается, что К. В. был бездетен (Ярославль: История города в док-тах и мат-лах от первых упоминаний до 1917 г. Ярославль, 1990. С. 72). В 1501 г. произошло обретение мощей Константина и Василия Всеволодовичей. Нетленные останки князей были обнаружены под полом Успенского собора после пожара в Ярославском кремле (имена были установлены по надписям на надгробных плитах, к-рые несомненно не были первоначальными - рус. надгробия с надписями появляются только в кон. XV в.). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении их мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам Василия и Константина Всеволодовичей, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе между столпами в правой части храма, под древними родовыми иконами членов ярославского княжеского дома. Местное предание связывает со св. князьями-братьями происхождение 3 икон, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя (нач. XIII в., ЯХМ), Божией Матери Ярославской (XVI в., список древней несохранившейся иконы) и свт. Николая Чудотворца (не сохр.). По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 3 июля в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237, 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя Василия и Константина Всеволодовичей в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) после перестройки придела освятил его также во имя св. князей-братьев. В XVII - нач. XX в. «князь Костянтин Ярославский» поминался в домовых синодиках ярославского Спасо-Преображенского муж. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2057064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010