Похоронена была в Москве на Даниловском кладбище, где всегда горела неугасимая лампада. В 1998 году состоялось обретение мощей св. блж. Матроны. 2 мая 1999 года Святейший Патриарх Алексий подписал «Определение о канонизации в лике местночтимых святых блаженной Матроны Московской (Матроны Дмитриевны Никоновой, 1881-1952)». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи новопрославленной святой были перенесены в женский Покровский монастырь (Таганская ул., 58, г. Москва). 8 марта 1998 года, в Неделю Торжества Православия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Даниловском кладбище были обретены честные останки блаженной Матроны. Комиссию по вскрытию захоронения возглавил архиепископ Истринский Арсений . В перенесении останков участвовали наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) с братией, настоятель храма во имя святителя Мартина исповедника протоиерей Александр Абрамов. В храме в честь сошествия Святого Духа, что на Даниловском кладбище, наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием в сослужении собора клириков была совершена заупокойная лития. Гроб с честными останками старицы Матроны был доставлен в Данилов монастырь и помещен в надвратном храме во имя преподобного Симеона Столпника. 13 мая 1998 года Комиссия закончила свою работу. Было отмечено, что при освидетельствовании останков старицы Матроны обнаружена выпуклость в форме креста на груди, о чем упоминается в ее жизнеописании. В Покровском храме Свято-Данилова монастыре на аналое была положена частица гроба блаженной Матроны. Здесь в дни Великого поста служились панихиды о упокоении рабы Божией Матроны. 30 апреля по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе» было совершено перенесение честных останков блаженной старицы Матроны в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203001...

К югу от старинного московского района Замоскворечье недалеко от известных Свято-Данилова и Донского монастырей находится Даниловское мемориальное кладбище , основанное по указу Екатерины II в 1771 г. в слободе Данилова монастыря , от которого оно и получило свое название. На Даниловском кладбище хоронили главным образом купцов (Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых, Третьяковых и мн. др.), ремесленников и мещан, а в советские годы – людей духовного звания. В 1965 г. на территории кладбища был сооружен мемориал по проекту скульптора А.Н. Туманова и зажжен Вечный огонь над Братской могилой воинов, павших в Великой Отечественной войне, отдавших свою жизнь за Отчизну по заповеди Божией: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, гл.15, 13). По числу захоронений православного духовенства, Даниловское кладбище можно считать крупнейшим в столице. В послереволюционные годы гонений на церковь именно здесь хоронили последних настоятелей и притч закрывшихся и разрушенных московских монастырей и храмов. Многие захоронения не сохранились до наших дней. Но известны могилы протопресвитера Иоанна (Арсеньева), последнего настоятеля Храма Христа Спасителя , игумена Чудова монастыря Герасима, игуменьи Новодевичьего монастыря Веры Победимской, игуменьи Страстного монастыря Магдалины, ректора Московской духовной академии протоиерея Александра Смирнова, схиархимандрита Покровского монастыря Филиппа, схиархимандрита Новоспасского монастыря Пантелеймона, архиепископа Иннокентия (Ястребова), епископа Вязниковского Николая, иеромонаха Гурия, иеромонаха Севастьяна, иеромонаха Исайи, архимандрита Саввы (Ракитина) и многих других. Не перечесть всех имен лиц духовного звания, покоящихся здесь. И практически все они являются подвижниками благочестия и исповедниками православной веры ХХ столетия, ныне чающих воскресения мертвых и жизни будущего века. Они верно служили всю свою жизнь Христу и Церкви, проповедуя Слово Божие (покаяние в грехах, любовь к ближнему) терпя при этом суровые испытания лихолетья: тюрьмы, болезни и изгнания…Ничто не вечно на земле, изменились времена, закончились гонения и преследования на верующих со стороны власть имущих.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сошествия...

Архиерей С 14 сентября 1909 — епископ Волоколамский, викарий Московской епархии; хиротонисан в московском Храме Христа Спасителя сонмом архиереев во главе с Московским митрополитом Владимиром (Богоявленским). С 1 мая 1917 — настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве. В Даниловом монастыре в период его настоятельства жил на покое его друг архимандрит Симеон (в миру Михаил Холмогоров), который был тяжело ранен революционером в 1907 и с тех пор парализован. Существовала версия, что он закрыл собой будущего архиепископа Феодора во время нападения на последнего (на самом деле, речь идёт о двух разных покушениях). Владыка Феодор каждый день посещал больного и исполнял малейшее его пожелание. В июне 1918 назначен Патриархом Тихоном на Пермскую кафедру, назначения не принял, оставшись в Москве. Руководил деятельностью нелегальной Высшей богословской школы в Свято-Даниловом монастыре, преподавал в ней аскетику. В ночь с 27 на 28 июня 1920 арестован за «антисоветскую агитацию». Поводом к аресту и обвинению стало то, что при обыске в Свято-Даниловом монастыре 11 июня 1920 собралась толпа верующих. Был приговорён к заключению в концлагерь до конца гражданской войны. 25 октября 1920 срок приговора сокращен по амнистии до пяти лет. Находился в заключении во внутренней тюрьме ВЧК на Лубянке, в Бутырской, затем в Таганской тюрьмах. Освобождён 18 марта 1922. 14 марта 1923 снова арестован и заключен в тюрьму, освобождён 20 июня 1923 под подписку о невыезде. [править] Лидер «даниловской» оппозиции В начале октября 1923 года указом Патриарха Тихона был назначен управляющим Петроградской епархией с возведением в сан архиепископа. Назначение не принял и, оставаясь титулярным архиепископом Волоколамским, возглавлял консервативную «даниловскую» (по названию Данилова монастыря, настоятелем которого он оставался) оппозицию Патриарху Тихону, а затем и митрополиту Сергию (Страгородскому): с группой единомысленных епископов полагал, что те недостаточно жёстко противостоят большевистскому режиму и обновленцам. В то же время не прерывал с ними молитвенно-канонического общения до 1927, когда после издания Декларации митрополита Сергия, содержащей значительные уступки советской власти, прекратил его поминать во время богослужений. Стал одним из лидеров «катакомбной» церкви.

http://lib.cerkov.ru/authors/1312

Май 2004 года. Свято-Данилов монастырь посетила группа студентов-звонарей из Гарварда, заинтересованных в ознакомлении с русской колокольной традицией, историей монастыря. Визит помог закрепить зародившееся доверие в отношениях между Университетом и Монастырем. Август 2004 года. Создан Попечительский Совет проекта возвращения Даниловских колоколов. Его Сопредседателями являются Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Полномочный Представитель Президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко . В состав входят Мэр Москвы Ю.М. Лужков ; Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров ; Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов ; Председатель Совета директоров Группы компаний «Ренова» В.Ф. Вексельберг, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , Наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий. 2005 год. Окончено исследование Даниловской колокольни на предмет возможности безопасного размещения исторического ансамбля колоколов. Параллельно завершена экспертиза в Гарвардском университете, давшая положительное заключение относительно технической возможности демонтажа исторических и установки новых колоколов на существующих звонницах Университета. В феврале 2006 года президент Гарвардского университета Лоренс Саммерс после волнений в преподавательской среде подал в отставку. Временным президентом Гарварда, спустя много лет, вновь провозглашен Дерек Бок. 19–29 августа 2006 года , после продолжительного периода предварительных исследований, Россию посетила официальная делегация из Гарварда во главе с проректором университета Шёном Баффингтоном. Целью визита явился выбор предприятия для литья в России ансамбля колоколов для замены оригинального комплекта. Январь 2007 года . По итогам работы делегации Гарвардского университета в качестве изготовителя копий колоколов было выбран Воронежский литейный завод В. Анисимова «Вера». Определена дата возвращения Даниловских колоколов на Родину — сентябрь 2008 года. В феврале 2007 года состоялся рабочий визит в Гарвард группы российских специалистов с целью получения необходимых параметров оригинальных колоколов для литья новых. Начато литье новых колоколов в Воронеже.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204711...

В то же время за эти годы многие предприятия по отливке колоколов, конечно, продвинулись вперед. К примеру, один из воронежских заводов, стартовав от " желтых колоколообразных отливок " и пройдя стадию колоколов среднего качества, теперь уже предлагает отливки по старинным обмерам династий Моториных, Мажухиных. Постепенно при производстве колоколов стал повторяться и прежний обертональный ряд, букет призвуков в дополнение к основному звуку. В принципе уже сейчас можно констатировать, что звучание хороших старых русских колоколов некоторым отечественным заводам повторить удалось. Правда, речь здесь может идти лишь о средних колоколах - благовестников ни на тысячу, ни на две тысячи пудов, по старым обмерам, мы еще не отливали. Сделали, правда, два восьмисотпудовика - на Соловки и Валаам. Удается также постепенно восстанавливать по старым чертежам инструментальные профили - чертежи разрезов стенок колокола, от которых, равно как и от состава металла, зависит его звучание. - Сейчас в России находится делегация из Гарвардского университета, которая выбирает завод для отливки аналога находящихся в Гарварде колоколов Свято-Данилова монастыря. Можно ли ожидать скорого возвращения даниловских колоколов на свое исконное место? - В Москву действительно приехала представительная делегация Гарвардского университета, выдающиеся ученые, музыканты, включая звонаря, который звонит на этих колоколах в Гарварде. Они хотят выбрать лучшее производство для отливки копии подбора даниловских колоколов, висящих с 1930-х годов на специально построенной для них колокольне при студенческом общежитии. Эта башня, кстати, издалека даже напоминает колокольню московской Даниловской обители. Сами колокола обычно звонят в Гарварде на большие праздники, например, на католическое Рожество, а также во время футбольных матчей с участием университетской сборной. Русская православная церковь признает, что эти колокола Свято-Данилова монастыря находятся в Гарварде законно и что таким образом они были спасены от переплавки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В 1961 году иеромонах Алексий (Ридигер) стал епископом Таллиннским и Эстонским, а три года спустя - архиепископом, управляющим делами Московской патриархии. Святейший Патриарх Алексий: - Для меня эта должность была новой. В первый день я столкнулся со множеством духовенства, которое было лишено регистрации и оказалось без мест. Второй этап - это просьбы об открытии храмов. Было много самоуправства со стороны уполномоченных совета по делам религии. Например, в Ростовской епархии было можно крестить до двухлетнего возраста, с 2 до 18 лет крестить было запрещено. В 1983 году я был назначен председателем комиссии по приему, реставрации и строительству Данилова монастыря. В удручающем состоянии мы приняли монастырь, потому что все, что возможно было уничтожить, разбить, было разбито. Мы начали восстанавливать, и вся Русская Православная Церковь принимала участие. Это проходило на особом подъеме. Одним из последних возвращался храм Воскресения Словущего, который находился за оградой Даниловского монастыря. Там располагалась фабрика зонтов. Мы пригласили на наше заседание директора фабрики, чтобы сказать, о том, что согласно решению правительства, вы должны выехать и освободить здание в 1987 г., но просим разрешение привести внешне здание в порядок и установить кресты, потому что с Автозаводского моста это обезглавленное здание портит вид монастыря. Директор выслушал это и сказал, что они должны обсудить. Через неделю он пришел и сказал, что они обсуждали этот вопрос на партийном собрании и, по идеологическим мотивам, не могут работать под крестами. Я спонтанно сказал: «А как же в Кремле, в окружении крестов кремлевских соборов проходят съезды партии?». Мы поставили вопрос перед советом по делам религии и через непродолжительное время начали восстанавливать этот храм внешне. Восстановили купол, колокольню, установили кресты, но и зонты не стали хуже. Последние два года фабрика выпускала зонты, и никто не жаловался, что ухудшилось их качество. В 1988 году в переданном Церкви в Свято-Даниловом монастыре состоялись главные торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А. 6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы. Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [ Миропия, схим.] . Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию//К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006. Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/75994.html

18 декабря 2007 года делегация Издательского Совета посетила собор Андрея Первозванного (Московский Патриархат) в городе Филадельфия и военно-морской музей, созданный при соборе. Высоких гостей приветствовал настоятель храма протоиерей Марк Шинн, который рассказал об истории строительства русского собора в Филадельфии и о роли этого храма в военно-морской истории России, а также о значении православного свидетельства в деле улучшения российско-американских отношений. Протоиерей Владимир Силовьев передал в дар музею Филадельфии копию благодарственного адреса американских граждан императору Александру II из коллекции Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Вечером того же дня в Нью-Йорке в храме св. Иоанна Предтечи Римско-Католической Церкви был дан второй концерт-премьера «Рождественской оратории». На концерте присутствовали представители дипломатического корпуса государств-членов ООН, высокопоставленные сотрудники Секретариата всемирной Организации и ее Военно-штабного комитета, генералы и офицеры Вооруженных Сил США, руководители католической архиепископии Нью-Йорка, прихожане православных и католических храмов, профессора и студенты музыкальных учебных заведений. 19 декабря в день памяти Святителя и Чудотворца Николая  делегация Московского Патриархата приняла участие в богослужении престольного праздника Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка и в торжественных мероприятиях по случаю 105-летия основания собора. 20 декабря исполнением «Рождественской оратории» в Мемориальной церкви Гарвардского университета завершилась концертная программа пребывания оркестра Министерства обороны и хоровых коллективов на американском континенте. Перед началом концерта министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов напомнил собравшимся о программе возвращения в Россию колоколов Даниловского монастыря, на протяжении нескольких десятилетий хранившихся в Гарвардском университете. Министр подчеркнул символический характер концерта, организованного музыкантами из России в преддверии празднования Рождества Христова, и рассказал о музыкальном творчестве епископа Илариона.

http://patriarchia.ru/db/text/344282.htm...

Во времена гонений собранные вокруг своих духовников общины духовных чад стали одной из главных опор Церкви. Именно в таких общинках, существовавших нередко в условиях строгой конспирации, сосредотачивались все те стороны церковной жизни, которые не могли осуществляться в подконтрольных советской власти приходах: учительство, благотворительность, общение. Авторитет духовного отца (нередко увенчанного подвигом тюремного исповедничества) в кругу его последователей и последовательниц был чрезвычайно высок. В его лице, в отличие от стесненных в своей деятельности иерархов, нередко вынужденных идти на те или иные компромиссы с безбожной властью, духовные чада видели носителя подлинного, неповрежденного православия. Послушание духовнику представлялось главным условием спасения. Были среди подобных общин и такие, которые вообще перестали принимать всерьез авторитет существующего священноначалия. После известной Декларации 1927 года о лояльности советской власти, многие известные духовники оказались в числе непоминающих , то есть прервали свое молитвенное и каноническое общение с митрополитом Сергием и подчиненными ему епископами. Так, отошла от церковного единства практически вся братия московского Свято-Данилова монастыря. Протоиерей Алексий Беляев, проживавший на покое в Пюхтицкой обители, лет двадцать назад рассказывал автору этих строк, как по возвращении из ссылки в 1933 году он, еще молодой мирянин, осмелился спросить у своего духовника, даниловского архимандрита Поликарпа: «А как вы считаете, батюшка, в храмах, где возносится за молитвой имя митрополита Сергия, таинство евхаристии все же совершается?» Прежде неизменно ровный в обращении, старец от душевного напряжения порвал свои четки и ответил: «Думаем, что нет». Алексей Беляев после этого ответа навсегда покинул своего духовника. Но в большинстве случаев паства следовала за пастырем. Уклонения в раскол были не единственным проявлением болезненной ущербности духовной жизни в некоторых общинах, руководимых «старцами». Многие миряне не избежали соблазна слепого поклонения далеко не всегда бесстрастному и достаточно опытному духовнику, который представлялся им исключительным воплощением всех благодатных дарований. А ведь еще в IV веке преподобный Антоний Великий учил, что опытность наставника надобно распознавать из того, согласно ли его слово со словом Божиим. Преподобный Иоанн Кассиан в столь же давние времена предостерегал: «Многие из старцев вместо пользы — вред, вместо утешения — отчаяние причиняют вопрошающим».

http://pravmir.ru/xotyat-li-duxovnye-cha...

Никто их не заставляет, над душой не стоит. Для них важен сам факт – что их принимают в православном храме». О реабилитационном центре «Метанойя», созданном на базе Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Даниловского монастыря, рассказал помощник руководителя этого центра (а это – все тот же о. Иона) Роман Прещенко. По его словам, центр является уникальным для России: работа по реабилитации наркоманов и алкоголиков, а также их родственников, будет проводиться в нескольких направлениях. В первую очередь, это информационно-контактная служба: по телефону 8-926-210-17-98 можно узнать о различных реабилитационных программах, получить телефоны специализированных заведений, узнать о библиотеках и магазинах, в которых имеется специальная литература, а также записаться на консультацию. Профилактическая программа «Метанойи» состоит из катехизаторских бесед и лекций о природе зависимостей, созависимостей и пр., а также из групповых бесед со священником в режиме «вопрос-ответ». Еще одним важным направлением является специальная семейная программа для родственников зависимых, которую ведут семейный консультант и психотерапевт. Еженедельно по средам в 17-00 в часовне св. благоверного князя Даниила Московского перед иконой «Неупиваемая Чаша» служатся молебны. О. Иона добавил, что 18 мая, в день празднования этой иконы, в Свято-Даниловом монастыре будет проведен «День надежды. За здоровый и нравственный образ жизни». Он выразил надежду, что в перспективе этот праздник выйдет за монастырские стены. Еще один аспект заботы Церкви о наркоманах, алкоголиках и бомжах осветил о. Леонид Калинин – настоятель храма св. Климента Папы Римского. Во-первых, он разработал подробный проект воссоздания в Москве «Домов трудолюбия» (реализация идеи св. Иоанна Кронштадского), где люди, «выпавшие из нормальной жизни, получали бы шанс вернуться к ней». По словам о. Леонида, проект был встречен «на ура» мэром столицы, однако пока не реализован из-за сопротивления ряда чиновников. Чтобы получить необходимые средства и помещения для социальных программ, необходимо вступать в диалог с властью, убежден о.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010