Разрешение экклесиологических проблем русского богословия XVIII – начала XIX в. в трудах святителя Филарета, митрополита Московского Источник (речь перед защитой диссертации на соискание степени кандидата богословия) Предлагаемое исследование посвящено одной из мало разработанных в отечественной богословской науке тем – формированию экклесиологических воззрений святителя Филарета, митрополита Московского. Исследование принадлежит как истории богословия, так и истории Церкви, поскольку выявляет их взаимообусловленность на конкретном материале, реконструирует богословскую составляющую церковно-исторической концепции святителя Филарета, а также показывает, как в ней нашли свое разрешение поставленные ходом истории богословские проблемы эпохи. Его актуальность определяется прежде всего тем, что сама историческая масштабность наследия и личности святителя Филарета не позволяет игнорировать их при разрешении вопроса о том, на каком фундаменте должна основываться современная богословская традиция. Приятие или неприятие его богословских парадигм и сегодня является своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей определить позицию того или иного автора и по иным, вовсе не связанным с историей синодального богословия вопросам. Кроме того, особая значимость церковно-исторических идей святителя Филарета очевидна сегодня на фоне споров о статусе церковной истории как богословской науки. Изучение и приложение к жизни этих идей может и должно содействовать плодотворному осмыслению церковно-исторических проблем в целом. Хронологически исследование охватывает в основном вторую половину XVIII – первую четверть XIX в. Нижняя граница указывает здесь на начало повсеместного господства в русских учебных духовных заведениях воспитавшей святителя школы, основанной на богословской системе преосвященного Феофана Прокоповича , верхняя – 1825 год – условно обозначает вхождение святителя в период богословской зрелости. Однако поскольку прежде чем говорить о школе преосвященного Феофана, следует дать представление о собственном богословском наследии последнего, а для уточнения некоторых положений экклесиологии святителя Филарета необходимо привлечь его позднейшие сочинения, постольку в целом работа обнимает собой период от начала синодальных реформ до кончины святителя Филарета, т. е. с 1721 по 1867 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Главная Новости Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на годовом итоговом заседания научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 16.12.2011 Слово Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на годовом итоговом заседания научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя.Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта. Уважаемые члены и эксперты Научно-редакционного совета! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех членов и экспертов Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, собравшихся сегодня на годовое отчетное заседание, чтобы подвести первые, предварительные итоги нашей большой работы. Более года прошло с тех пор, как был образован этот специальный научный орган, занимающийся изучением духовного наследия святителя Феофана Затворника, исследованием различных направлений его богословского творчества, а самое главное – научной и редакционной подготовкой первого в России и за рубежом академического Полного собрания творений святителя Феофана, в рамках которого будет представлено все письменное наследие этого великого учителя Русской Церкви. Минувший 2011 год стал временем активной и плодотворной работы по всем направлениям Феофановских исследований и издания текстов святителя. Кроме того, интенсивно развивалась научная, учебная и информационная составляющие проекта, благодаря чему удалось добиться существенного повышения интереса к проекту в обществе и в научных кругах. Был также решен ряд важных организационных и технических вопросов, что способствовало ускорению работы над изданием. В первую очередь хочу особо отметить постоянное внимание и поддержку, которые оказывает проекту издания Полного собрания творений святителя Феофана Затворника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Достаточно сказать, что кардинальные решения по важнейшим, принципиальным вопросам издания, как, например, структура издания, принимаются лично Святейшим Патриархом и реализуются в строгом соответствии с благословением Его

http://new.izdatsovet.ru/news/slovo-pred...

Латунь с позолотой, фианиты, холодная эмаль, «Ростовская финифть». Размеры знака ордена: 55х55х9 мм. Крепление: булавка. II степень Знак ордена II степени аналогичен I степени. Но центральное изображение Преподобного выполнено методом штамповки и позолочено, фианиты отсутствуют. Латунь с позолотой, штамповка, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х9 мм. Крепление: булавка. III степень Знак ордена III степени аналогичен II степени, но выполнен из посеребренной латуни. Латунь с серебрением, штамповка, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х9 мм. Крепление: булавка. Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского – прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки. Статут ордена святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. 1. Орденом святителя Иннокентия I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви, Поместных православных церквей за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении. 2. Орденом святителя Иннокентия II и III степени награждаются иерархи, клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение. 3. Орденом награждаются духовные и светские лица за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, духовных учебных заведениях, в средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект. 4. Орден святителя Иннокентия имеет три степени, при награждении вручается знак ордена и грамота. 5. Орден носится на левой стороны груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом преподобного Серафима Саровского. Описание ордена святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского.

http://sedmitza.ru/text/400617.html

Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль, финифть. Размеры знака ордена: 55х55х9 мм. Крепление: булавка. II степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное позолоченное, окантовано гладким широким рантом без стразов. Материалы: латунь с позолотой, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х9 мм. Крепление: булавка. III степень. Знак ордена. Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением. Материалы: латунь с серебрением, холодная эмаль. Размеры знака ордена: 55х55х9 мм. Крепление: булавка. ОРДЕН СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки. Статут ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. 1. Орденом святителя Московского Иннокентия I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви, Поместных Православных Церквей за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении. 2. Орденом святителя Московского Иннокентия II и III степени награждаются иерархи, клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение. 3. Орденом награждаются духовные и светские лица за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, Духовных учебных заведениях, средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации пострадавших от тоталитарных сект. 4. Орден святителя Московского Иннокентия имеет три степени, при награждении вручаются знак ордена и грамота. 5. Орден носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом преподобного Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

Из прочих исследованных архивохранилищ, содержащих Феофановские материалы, необходимо выделить: Архив внешней политики Российской Империи, где было найдено и откопировано 178 документов (712 листов), связанных с деятельностью святителя Феофана в составе первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Затем в Научно-редакционный совет поступили: цифровая копия коллекции писем и отдельных статей святителя из Рукописного Отдела Института русской литературы Академии Наук (Пушкинского дома) общим количеством 447 листов, цифровые и рукописные копии писем и биографических документов святителя из Российского Государственного исторического архива, Отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки и Библиотеки Московской Духовной Академии (623 листа), цифровые копии писем святителя Феофана из Отдела рукописей Российской Национальной Библиотеки и Центрального исторического архива Москвы (322 листа), цифровые и рукописные копии документов из Государственных архивов Тамбовской и Владимирской областей, охватывающие периоды пребывания святителя на Тамбовской и Владимирской кафедрах - с 1859 по 1866 годы (это более трехсот листов фотокопий и несколько сотен заметок и выписок). Хочу подчеркнуть, что почти 30 процентов собранных творческих и биографических документов святителя Феофана – это неизвестные ранее материалы, которые еще только предстоит ввести в научный оборот. Другим исключительно важным направлением работы в ходе реализации проекта стало создание Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника, основной объем которой сложился в 2010-2012 годах. Летопись охватывает период с 1815 по 1894 годы и последующие годы – вплоть до начала XX века. В ней подробно, по дням и месяцам, представлена жизнь святителя Феофана Затворника, его архипастырская деятельность, отмечено время и обстоятельства написания его произведений.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

ISBN 5–87468–080–2 «Паломник», 2006 Составление, А. Н. Стрижев, 2001 Оформление, Е. Б. Калинина, 2001 От составителя Настоящее Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова включает все выявленные тексты его писаний, как бывшие в печати, так и те, что найдены в архивах уже теперь и предлагаются вниманию читателя впервые. Причем объем вновь публикуемых текстов весьма содержит помимо литературных и богословских произведений Святителя еще и большой массив писем, посланных им разным лицам, а также документальные материалы, существенно дополняющие сложившееся его жизнеописание. Кроме того, наше издание вбирает также корпус воспоминаний о епископе Игнатии, великом духовном писателе и аскете, и богословские рассмотрения его творений. Впервые читатель получит исчерпывающую библиографию публикаций текстов самого Святителя и перечень печатных материалов о нем. По мере необходимости отдельные тексты будут проиллюстрированы фотокопиями архивных документов и портретами современников, с которыми Владыка входил в деловые сношения. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова предполагается выпустить в семи обширных томах: Аскетические опыты . Часть I. Слово о человеке. Воспоминания М. В. Чихачова и Александры Купреяновой. Аскетические опыты . Часть II. Архипастырские воззвания по вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости (1859). Комментарии А. М. Любомудрова. Из консисторской переписки Святителя. Слово о смерти . Археологическое описание древностей Валаамского монастыря (1853). Консисторская переписка (продолжение). Аскетическая проповедь . Неизданные произведения Святителя (проза и стихи). Библиография публикаций творений святителя Игнатия и литературы о нем (сост. Т. Н. Семенова). Приношение современному монашеству . Письма святителя Игнатия игумену Череменецкого монастыря игумену Антонию (Алексею Панкратьевичу Бочкову). Письма к Владыке: митрополита Московского Филарета (Дроздова), митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), архимандрита Игнатия (Малышева), архимандрита Пимена (Мясникова); Оптинских старцев: Моисея, Леонида, Макария, Анатолия и др.; Площанских старцев: Анатолия, Илария, Иоанникия и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству ООО «Терирем» право переиздать книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1612. 100. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством ООО «Терирем» книги святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству ООО «Терирем» право переиздать книгу святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1613. 101. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Терирем» книги «Чин исповеди, составленный по творениям святителя Игнатия Брянчанинова», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Терирем» право переиздать брошюру «Чин исповеди, составленный по творениям святителя Игнатия Брянчанинова» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии указания автора-составителя, издания, по которому подготовлена книга, а так же приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания и изменения названия с учетом замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 10-16-1614. 102. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Терирем» книги святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского «Христианский катихизис», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству переиздать книгу святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского «Христианский катихизис» с грифом «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при условии указания издания, по которому подготовлена книга, и приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

47 Письма Филарета, митрополита Московского, к наместнику Троицкой Сергиевской Лавры архимандриту Афанасию. С.125. 48 О Филарете, митрополите Московском, моя память. Записки Никодима, епископа Красноярского.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. М. 1877. Кн.2. Апрель-июнь. С.54. 49 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.96. 50 О Филарете, митрополите Московском, моя память. Записки Никодима, епископа Красноярского. С.105,56,26. 57 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. М. 1873. Ч.25. Кн.4. С.555. 60 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.4. С.496. 61 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.483. 63 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.352–353. 65 О Филарете, митрополите Московском, моя память. Записки Никодима, епископа Красноярского. С.20. 66 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.371. 67 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.25. Кн.4. С.561–562. 68 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. С.145–146. 69 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.472. 70 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.388. 75 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

10 Сборник мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами. М. 1897. С.26. 11 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию (1827–1831).//Прибавления. М. 1872. Ч.25. Кн.1. С.48. 15 Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М. 1883. С.17. 16 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.2. С.126. 18 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.4. С.141. 23 Резолюции московского митрополита Филарета.//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских. М. 1877. Кн.2. С.42. 24 Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского. В 2 т. М. 1883. Т.1. С.339 и далее; 679 и далее. 25 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М. 1868. С.145. 27 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. М. 1872. Ч.24. Кн.3. С.481. 28 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. М. 1877. Ч.1.С.116. 38 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.3. С.268. 42 Письма митрополита Московского Филарета (в мире Василия Михайловича Дроздова) к родным. С.90. 43 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч.1. С.38. 45 Письма митрополита Московского Филарета к викарию московской епархии епископу Дмитровскому Иннокентию.//Прибавления. Ч.24. Кн.3. С.484. Того же епископа Иннокентия митрополит Филарет просил писать ему письма запросто, без «обрядовых строк», т.е. без предваряющих титулований и заключительных выражений почитания (Там же. Ч.25. Кн.1. С.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

33 Напр. письмо от 1 мая 1848 года напечатано на 282–292 страницах Прибавлением к Твор. св. Отцев за 1848 г., ч. VII: письмо от 21 мая 1851 г. – там же за 1852 г. ч. XI, стран. 144–153; – от 31 июля того же года – там же, на стран. 154–162, и т. д. 34 Мы не делаем выдержек из этих писем, предполагая их известными, тем более, что выдержки из них предложены были вниманию слушателей и читателей и профессором Московской дух. академии Д.Ф. Голубинским в посвященном памяти святителя Иннокентия слове, произнесённом 31 марта 1880 года (в первую годовщину кончины святителя) в Филаретовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, над могилою сего святителя и напечатанном в Душеп. Чтении за 1880 г. ч. II, 96–108. Ещё более того сих выдержек сделано в помянутой книге Барсукова о митрополите Иннокентии (напр. стран. 157–161, 185–186 и мн. др.) 36 См. для сего, кроме приведённого письма митрополита Филарета к ректору академии архимандриту Евсевию, письма Филарета к нему же и в том же журнале Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1882, III, на страницах 290 и 296; – к архим. Алексею (Ржаницыну) в особо изданных преосв. Саввою к нему Письмах митр. Филарета стран. 60 и 102 (Москва, 1883) и к архим Евгению (Сахарову-Платонову) в Русском Архиве за 1893 г., кн II, стран. 164. Архимандриты – Алексей и Евгений также были (в 1847–1853 и 1853–1857 годах) ректорами Московской духовной академии 37 Напр. письмо от 1 мая 1848 года напечатано на 282–292 странницах Прибавлений к Твор. св. Отцев за 1848 г, ч. VII: – письмо от 21 мая 1851 г. – там же за 1853 г. ч. XI, стран. 144–153; – от 31 июля того же года – там же, на стран. 154–162, и т. д. 38 Мы не делаем выдержек из этих писем, предполагая их известными, тем более, что выдержки из них предложены были вниманию слушателей и читателей и профессором Московской дух. академии Д.Ф. Голубинским в посвящённом памяти святителя Иннокентия слове, произнесённым 31 марта 1880 года (в первую годовщину кончины святителя) в Филаретовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, над могилою сего святителя и напечатанным в Душеп. Чтении за 1880 г. ч. II, 96–108. Ещё более того сих выдержек сделано в помянутой книге Барсукова о митрополите Иннокентии (напр. стран. 157–161, 185–186 и мн. др.) 40 Инспектором академии был в то время иеромонах Агафангел (Соловьёв), скончавшийся в 1876 году в сане архиепископа Волынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010