В мае 1625 г. С. И. Салманов, владевший землей, на к-рой находился Никольский погост, пожаловал мон-рю территорию погоста с прилегающими к ней угодьями - 10 четей земли. В 1639 г., когда численность братии достигла почти 50 чел., строитель Гурий просил царя Михаила Феодоровича пожаловать обители незасеваемые земли и лес с угодьями, принадлежавшие опустевшим Никольскому мон-рю на Строевой Горе (ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл.) и Козьмодемьянскому погосту в Сорохтском стане Костромского у. Грамотами от 2 июня и от 4 июля 1645 г. царь пожаловал мон-рю эти земли в оброчное содержание, и Б.-И. м. получил 294 четв. земли, 5 дес. леса и 6 крестьянских дворов. В 1646 г. грамотой царя Алексея Михайловича земли, принадлежавшие ранее Никольской обители, были переданы Б.-И. м. в безоброчное владение; в 1677 г. царь Феодор Алексеевич пожаловал обители пожни; в 1690 г. Б.-И. м. были переданы в вотчинное владение и земли Козьмодемьянского погоста. С нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь имел в Костроме свой двор на Ивановской ул. возле кремля. В сер. XVII в. близ Б.-И. м. возникла принадлежавшая ему Песошнова, или Песочная, слобода. Приобретение вотчин позволило мон-рю начать каменное строительство. В 1686-1689 гг. вместо деревянного был сооружен каменный пятиглавый двухстолпный (холодный) собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1692-1698 гг. возвели каменный одноглавый двухстолпный (теплый) Никольский храм, в 1698-1700 гг. место деревянного занял каменный надвратный храм преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Во время реформы 1764 г. мон-рь из уважения к находившейся в нем чудотворной Игрицкой иконе Божией Матери избежал закрытия, но был выведен за штат. Лишившись своих вотчин, обитель вскоре пришла в упадок. Лишь с 1791 г., когда в Б.-И. м. был введен общежительный устав, его положение стало улучшаться. С 1792 г. Смоленскую икону Божией Матери ежегодно приносили в Кострому в среду 9-й недели по Пасхе (впосл. и зимой - в нач. дек.). В 30-х гг. XIX в., после того как обитель возглавил игум. Порфирий, началось возрождение мон-ря. По проектам костромского архит. П. И. Фурсова в Б.-И. м. были построены в стиле классицизма: трехъярусная 60-метровая колокольня над братским корпусом (1832-1835), пятиглавый четырехстолпный с 4 портиками с 4 фасадов собор Рождества Христова (1835-1839), часовня-ротонда над св. источником близ мон-ря. К нач. 40-х гг. XIX в. в обители жили 100 чел. братии и послушников. В 1847 г. в Костроме в результате пожара серьезно пострадал Богоявленский муж. мон-рь, где находилась Костромская ДС . В том же году он был упразднен, а его штат и угодья передали Б.-И. м., возведенному во 2-й класс; в 1849-1866 гг. настоятелями мон-ря были ректоры Костромской ДС.

http://pravenc.ru/text/149535.html

Возможно, самое раннее письменное упоминание З. находится в Типике Св. Горы, изданном визант. имп. Иоанном I Цимисхием в 972 г.: в нем на 20-м месте стоит подпись «Георгий зограф» (Γεργιος ζωγρφος). Й. Иванов, И. Дуйчев, Д. Болутов считают, что это подпись игумена З., но др. историки, сравнив все подписи на документе, высказали версию, что так подписался некий художник (зограф); вероятно, вокруг него и сложился мон-рь во имя вмч. Георгия, получивший название по профессии основателя ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 245-246; Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф: Легенди и факти//Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1. С. 14-15; Павликянов. 2005. С. 17). Еще одно раннее упоминание обители - в греч. акте 980 г. о продаже мон-ря св. Апостолов (Ксирокастрон) мон. Онисифору. Акт не имеет прямого отношения к З., но в тексте сообщается, что у Ксирокастрона есть общая граница с его землями. Вторую копию этого акта (1311) подтверждает приписка со слав. подписью игумена З. иером. Макария ( Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1914. С. 26-27; Иванов. 1931. С. 526-535). Несмотря на то что приписка игумена была сделана позднее и скорее служила подтверждением копии, ряд болг. исследователей утверждали, что З. был основан между 972 и 980 гг. и уже тогда имел такое название ( Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 8; Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 15-16; Павликянов. 2005. С. 17-18). К сер. XI в. З. был греч. мон-рем средней величины и владел значительными угодьями ( Павликянов. 2005. С. 23), о чем свидетельствуют 2 греч. акта - от апр. 1049 и 1051 гг. Они составлены по поводу спора З., который представлял игум. Иоанн Селина, с мон-рем Кастамонит из-за территории небольшой обители св. Георгия Каллиграфа ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 247-248). План мон-ря Зограф План мон-ря Зограф Об основании З. существует неск. легенд. Первая изложена в «Сводной зографской грамоте».

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

В VI в. делегация синайских монахов обратилась к имп. Юстиниану I с просьбой построить на Синае укрепленный мон-рь для защиты иноков от кочевников. Повествование о строительстве обители, первоначально названной во имя Пресв. Богородицы, сохранилось у 2 средневек. авторов. Современник Юстиниана Прокопий Кесарийский в трактате 553-555 гг. «О постройках» подчеркивает военное значение монастыря, призванного оградить пров. Палестина Третья от набегов бедуинов ( Procop. De aedificiis. V 8. 9). Исследователями высказывалось мнение, что более достоверна версия основания обители, изложенная Евтихием (Саидом ибн Битриком), патриархом Александрийским (933-940) ( Mayerson. 1978. P. 33-38), к-рая, впрочем, тоже не лишена легендарных наслоений. По его словам, имп. Юстиниан отправил на Синай чиновника, к-рый выстроил церковь в Аджруде у Суэцкого зал., мон-рь св. Иоанна Предтечи в Раифе и монастырь Неопалимой Купины у подножия горы Синай. Идея строительства мон-ря на вершине одного из отрогов этой горы, где Моисей получил скрижали завета, была отвергнута из-за неподходящего рельефа местности и отсутствия источников воды. Кроме того, монахи полагали, что Неопалимая Купина, включенная теперь в монастырскую ограду, драгоценнее для христианина, чем вершина горы Синай. На вершине же была возведена небольшая ц. в честь Преображения Господня или, по др. данным, Св. Троицы. Однако местоположение мон-ря, находившегося в долине между горами, было признано Юстинианом неудачным. Со склона соседней горы Св. Епистимии простреливался внутренний двор обители. По преданию, разгневанный император приказал казнить архитектора, а на Синай послал др. чиновника. Ему было приказано взять с собой сотню рабов из Фракии с семьями, еще 100 чел. из Египта и поселить их рядом с мон-рем для его обслуживания и охраны. Монастырские «рабы», или «невольники» (впосл. тур. джабалие), были размещены к востоку от обители в укрепленной деревне (впосл. Дейр-эль-Абид). Наместнику Египта предписывалось выделять на содержание монастыря по 3 фунта с каждого модия пшеницы, проходящего через египетские таможни ( Eutych. Annales. Pars 1. Р. 202-204; Порфирий (Успенский). Первое путешествие. 1856. C. 101-103).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Порфировая база из языческой священной рощи. III в. по Р. Х. (Музей аббатства Монте-Кассино) Для нового мон-ря Бенедикт выбрал «крепость, что именуется Кассин», расположенную на вершине горы «высотой 3 мили» (в действительности 520 м; об основании и о строительстве обители см.: Greg. Magn. Dial. II 8. 10 - 11. 2). Считается, что мон-рь был основан в 529 г., но эта датировка в значительной степени условна. Город Кассин находился у подножия горы, тогда как Бенедикт поселился на вершине, в укреплениях старого акрополя ( Pantoni. 1980). Там стояло древнее святилище Аполлона, вокруг которого располагалась священная роща, где приносили жертвы языческим богам. Бенедикт уничтожил идола и вырубил рощу. В бывш. храме Аполлона он устроил ораторий св. Мартина, а на вершине горы, где находился языческий алтарь,- ораторий св. Иоанна ( Greg. Magn. Dial. II 8. 11; 30. 1). Монахи построили кельи и рефекторий (трапезную). Св. Бенедикт жил в особой келье на 2-м этаже башни, вероятно оставшейся от древней крепости (Ibid. 11. 2; 31. 2); перед ней находилось здание, к-рое, возможно, служило общим дормиторием монахов (largius habitaculum - Ibid. 35. 2). Насельники должны были оказывать аббату безоговорочное послушание (oboedientia), считавшееся одной из важнейших монашеских добродетелей (Ibid. 28-29). В обители были и др. должностные лица, напр. келарь, к-рый заведовал монастырской кладовой (Ibid. 28; cp.: Ibid. 27. 2). Среди монахов были мальчики, отданные в монастырь родителями (Ibid. 11; 24); упоминается также о монахе - сыне важного гос. чиновника (defensor - Ibid. 20). Монахам было запрещено вкушать пищу вне мон-ря (Ibid. 12) и проводить ночь за стенами обители (Ibid. 33. 2); для женщин доступ в мон-рь был закрыт (Ibid. 33). Самовольный уход из обители считался тяжким грехом (Ibid. 24-25). Св. Бенедикт не одобрял крайние формы аскетического подвига: услышав о монахе, к-рый приковал себя цепью к скале, святой передал ему совет отказаться от такого способа умерщвления плоти (Ibid. III 16. 9).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/?id=748

Среди настоятелей почитался игум. Тихон (Ципляковский; † 23 дек. 1896), духовный писатель, возглавлявший обитель с 1884 г. В 1886 г. по состоянию здоровья он переселился в Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где стал духовником свт. Феофана Затворника (Говорова). В 1886-1888 гг. Л. м. возглавлял архим. Полиевкт (Пясковский), в 1887 г. разобравший и описавший монастырский архив. В 1892 г. в Л. м. поступил иером. Порфирий (Иванов), автор исторического описания обители (1895). В 1905 г. игум. Порфирий был назначен временно исполняющим должность настоятеля, а в 1907 г. утвержден в должности. Во время его настоятельства в Л. м. поступил иером. Филарет (Аплиев), впосл. духовник братии. Ок. 1850 и в 1861-1875 гг. в Л. м. проживал о. Феодосий (Попов; † 1903), впосл. игумен, насельник скита Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , автор «Записок… о своей жизни», опубликованных писателем С. А. Нилусом ( Нилус С. А. Сила Божия и немощь человеческая. Серг. П., 1992. С. 104-200). Храмы и другие постройки В писцовой книге 1627-1628 гг. упомянута деревянная «клетцки» ц. во имя Св. Троицы с приделом св. прор. Илии, построенная на средства «тое пустыни пустынников и строителев Савелья да Захарья да черново священника Иосифа и всей братьи» и прихожан. В храме стояли «деисусы на тяблех да двои Царские двери с столбцы и с сеньми», имелись чтимые местные иконы Св. Троицы и св. прор. Илии «с венцы», «воздвизальной» деревянный крест, обложенный серебром. Мон-рь окружала деревянная ограда со св. воротами, «а на них деисус на празелени... А под церковью и под кладбищем и под монастырем и под кельями по мере земли вдоль сорок сажен, поперег дватцать пять сажен. А городьба около того монастыря тын стоячей. А питаютца того монастыря братья и белцы Христовым имянем». Каменное строительство в Л. м. началось в 1642 г., когда игум. Манасия заложил Троицкий собор. В 1659 г. татары сожгли посад и слободы Лебедяни, пострадала и обитель. В 1665 г. каменный собор был возведен и 1 июня 1666 г. освящен игум. Дионисием. Царь Алексей Михайлович пожаловал в иконостас собора местные иконы «в древнегреческом стиле, обложенные золоченым чеканным серебром, с такими же цатами и венцами, украшенными цветными камнями, и небольшую аналогийную икону Пресвятой Троицы в таком же дорогом украшении». В кон. XVII в., при игум. Филарете, завершили отделку собора, выполнили росписи. На 1683 г. в храме упоминаются «царские двери с сенью и с столбцы» и запрестольный образ Пресв. Богородицы, к-рые были присланы в Л. м. по указу патриарха.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

После возвращения Иоанна Грозного в Москву разбирательство дела еретиков приняло более активный характер. К тому же сам Б., сначала все отрицавший, а потом впавший в беснование, признался в еретических измышлениях и покаялся своему духовному отцу. По повелению митр. св. Макария он в письменном виде изложил свои воззрения. В качестве сообщников Б. назвал «дву Борисовых, Григория да Ивана», а также показал «многия богохулныя вины» на старца Артемия и др. заволжских старцев (ААЭ. Т. 1. С. 251). Принадлежность братьев Григория и Ивана Борисовых-Бороздиных ко двору опальных князей старицких и связи самого Б. с главным сторонником старицкого кн. Владимира Андреевича - кн. Турунтаем-Пронским заставили царя ускорить следствие. В Москву из Порфириевой пуст. были привезены Артемий, др. заволжские старцы (Порфирий Малый, Игнатий, Вассиан), а также Феодосий Косой . Позднее на суде Артемий отрицал свою принадлежность к кружку Б., взгляды к-рого старец назвал «ребячеством». Осенью 1553 г. начался Собор по делу Б. Во время Собора дьяк И. М. Висковатый подал записку царю, в к-рой сообщал, что роспись кремлевского Благовещенского собора, сделанная под наблюдением свящ. Сильвестра, нарушает каноны. Висковатый объявил новые иконы плодом «злокозньства» Б., но при этом сам попал под следствие. На Соборе царь лично «испытывал» еретиков, и Б. начал «своих единомысленников перед царем на Соборе с очей на очи обличати» (ААЭ. Т. 1. С. 250). В дек. Б. был вынесен обвинительный приговор (изложение к-рого содержится в соборной грамоте в Соловецкий мон-рь по делу старца Артемия от 24 янв. 1554, а также в грамоте Иоанна Грозного прп. Максиму Греку). Из материалов Собора следует, что еретики отрицали Св. Троицу, не признавая Иисуса Христа и Св. Духа равными Богу Отцу, Б. даже составил особую «молитву къ единому началу, Бога Отца единого написал» (ААЭ. Т. 1. С. 253). Б. и его сторонники отрицали таинства Причастия и Исповеди, называли иконы идолами, не признавали догматы и определения, утвержденные на 7 Вселенских Соборах, «не истинно излагали» Апостол и св. Евангелие (Там же. С. 250). Собор осудил еретиков «неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человеческому» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 233). Б. был заточен в Волоколамский мон-рь (сообщение об этом содержится также в летописце мон-ря - ИА. 1950. Т. 5. С. 18), а Иван Борисов - в Валаамский.

http://pravenc.ru/text/77726.html

После снятия отлучения К. был принят на служение в Александрийскую Православную Церковь (АПЦ), где получил священническую хиротонию и титул архимандрита. Имеются сведения, что после снятия отлучения К. вновь занимал должность дидаскала в К-поле ( Κηπιδης. 2007. Σ. 126). В мае 1766 г. Александрийский патриарх Матфей Псалт (1746-1766), находясь в К-поле, отправил в Египет послание, в к-ром сообщал о своем намерении ввиду телесной немощи отречься от престола и указывал в качестве своего преемника К., обещая в случае утверждения его кандидатуры взять все расходы, связанные с хиротонией, на себя ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 58-59; имя К. в письме восстановлено). 9 июля 1766 г. кандидатура К. была утверждена в К-поле, и он получил архиерейскую хиротонию с возведением в сан патриарха в храме св. Таксиархов (Чиноначальников) в Мега-Ревма (ныне Арнавуткёй в черте Стамбула). О своем избрании К. сообщил в окружном послании от 12 июля 1766 г. (Там же. С. 63-64), а 24 окт. прибыл в Египет. О почти 17-летнем Патриаршестве К. сохранились лишь отрывочные сведения. АПЦ в этот период испытывала серьезные финансовые трудности, о чем сообщается, в частности, в послании ее клира и народа К-польскому патриарху Самуилу с ходатайством об избрании К. на Патриарший престол (Там же. С. 61). В этих условиях К. многое сделал для поддержания церковной жизни и образования: восстановил греческую школу в Каире и основал новые училища; выделил средства для реставрации мон-ря вмч. Георгия Победоносца в Ст. Каире, на ремонт синодикона Патриархии в квартале Харти-Руми (ныне Харат-эр-Рум) в Нов. Каире и строений Патриархии в городах Дельты Розетта (Рашид) и Дамиетта (Думьят); восстановил ц. вмч. Георгия Победоносца в Пелусии (ныне Телль-эль-Фарама), ц. свт. Николая Чудотворца в Каире и мон-рь прп. Саввы Освященного в Александрии. Для поддержания материального положения Патриархии К. передал александрийский метох (подворье) в Иерской епархии на о-ве Крит (см. Иерапитнская и Ситийская митрополия ) в аренду епископу этой кафедры. К. подолгу отсутствовал в Египте, что вызывало проблемы в АПЦ: в частности, некому было рукополагать новых клириков вместо умерших. В связи с этим К. благословил Синайского архиепископа совершать вместо него рукоположение священников и диаконов, а затем для решения адм. вопросов был хиротонисан митрополит Ливийский. В 1780 г. К. активно вмешался в т. н. Синайский вопрос, добиваясь через «манифест», обращенный к К-польскому патриарху, членам Свящ. Синода и властям, включить Екатерины великомученицы мон-рь на Синае в юрисдикцию АПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684738.html

1 июля 1824 г. по решению Синода подворье было обращено во 2-классный мон-рь. 17 авг. архим. Феофил (Фиников) назначен его настоятелем, получил те же права в священнослужении, к-рыми пользовались архимандриты ставропигиальных монастырей: служить «на коврах с трикириями и дикириями, а на Великом входе принимать потир и дискос». В О. У. м. предполагалось проживание архимандрита, казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 2 пономарей, просфорника, ключника (хлебодара), чашника, а также 16 служителей; на содержание мон-ря определено 2585 р. 21 к. ежегодно. Одновременно Синод выделил «на украшение церкви иконостасом и прочими утварьми, а также на построение колокольни и другаго флигеля для монашествующих» 15 тыс. р. (Там же. С. 433). Вид на св. ворота Успенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Вид на св. ворота Успенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1825 г. О. У. м. возглавил архим. Палладий, при к-ром был освящен одноглавый Успенский собор с колокольней. К зап. входу была пристроена паперть, фронтон к-рой поддерживали 4 колонны. В притворе, над зап. дверями, располагались хоры, в средней части храма, у столбов,- 2 клироса для правого и левого хора. Собор украшал деревянный 2-ярусный голубой иконостас. Особо почиталась икона Успения Пресв. Богородицы (список древнего Киево-Печерского образа), вставленная «в чеканное сребропозлащенное сияние с изображением наверху Бога Отца, а по сторонам - двух ангелов. С задней стороны икона прикрыта серебряной доской, где вырезана греческая и русская надпись, удостоверяющая, что икона освящена в Иерусалиме» (Там же). Также в О. У. м. на средства купеческой четы Владимира и Дарьи Харламовых (100 тыс. р.) был построен храм с колокольней. В мае 1834 г. настоятелем стал архим. Порфирий (Успенский), при к-ром 7 июня 1834 г. архиеп. Кишинёвский Димитрий освятил главный престол церкви с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и приделы во имя св. кн. Владимира и мц. Дарии. Благотворитель Харламов по завещанию был погребен под алтарем этого храма.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

В Риме папа активно занимался ремонтом и сооружением храмов, основал при соборе св. Петра ораторий и крипту ап. Андрея, в соборе были установлены 6 порфиритовых колонн, подаренных Г. экзархом Равенны Евтихием, на к-рые были помещены золоченые изображения Спасителя и Богородицы. При Г. были частично перестроены ц. Пресв. Девы Марии «ад Презепе» (ныне ц. Санта-Мария Маджоре), ц. Пресв. Девы Марии «ад Мартирес» (древний Пантеон), базилика св. Павла, ц. мч. Генесия, ц. св. Марка на Аппиевой дороге, ц. Пресв. Девы Марии «ин Акуиро» и др., восстановлен мон-рь св. Панкратия, учрежден мон-рь при ц. св. Хрисогона за Тибром, в к-рой Г. служил пресвитером, построены ц. ап. Петра при катакомбах Петрониллы и ц. святых Петра и Маркеллина близ Латерана. Все эти храмы по приказу папы богато украшались иконами, крестами и др. священными изображениями. В 734 г. имп. Лев III организовал морскую экспедицию на Рим с целью низложить Г. и захватить город, но направленная им флотилия была уничтожена бурей. Не имея возможности организовать новую экспедицию, император приказал конфисковать земельные владения Римской Церкви на Сицилии, в Апулии и в Калабрии; еп-ства на Балканах, прежде входившие в юрисдикцию Рима, были подчинены К-польскому Патриархату. Находясь в полной политической изоляции в Италии, Г. оказался независимым правителем бывш. визант. Римского дуката, имея в распоряжении лишь часть армии Равеннского Экзархата. В нач. 30-х гг. папа вмешался в вооруженный конфликт между лангобардским кор. Лиутпрандом и герц. Сполетия (совр. Сполето) Трасамундом, сумев на время прекратить войну. Период относительного мира дал Г. возможность начать восстановление разрушенных лангобардами городов и крепостей; по его распоряжению были восстановлены стены г. Центумцеллы (совр. Чивитавеккья). В 739 г. отношения Г. с кор. Лиутпрандом резко обострились из-за поддержки папой герц. Трасамунда, пытавшегося выйти из подчинения лангобардскому королю. Г. отказался выдать Лиутпранду бежавшего в Рим мятежного герцога; при этом конфликт осложнил союз, заключенный папой с пришедшим к власти в Беневенте (совр.

http://pravenc.ru/text/166747.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010