Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Велимирович). Икона. XXI в. (мон-рь Лелич) [Серб. Hukoлaj] (Велимирович Никола; 23.12.1880, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 18.03. 1956, мон-рь свт. Тихона Задонского, тауншип Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания, США), свт. (пам. 5 марта, 20 апр.), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель. Биография Отец Н., Драгомир, был начальником местного сельского округа. Он предоставил земельный участок для возведения в Леличе ц. свт. Николая Чудотворца (ныне при этом храме действует мужской мон-рь Лелич). Мать Н., Катарина, в преклонном возрасте приняла монашество с именем Екатерина. Никола был старшим из 9 детей (7 сыновей и 2 дочери), в детстве был крещен в мон-ре Челие . Жребий, согласно к-рому в то время детей из большой семьи отдавали на учебу, выпал Николе: он учился в школе-интернате и считался лучшим учеником в классе. По окончании 6-го класса поступал в Военную академию, но не был принят по состоянию здоровья, поэтому пошел учиться в Духовную семинарию (богословию) в Белграде. Во время обучения большое влияние на Николу оказал прот. Алекса Илич (издатель ж. «Христианский вестник»). По окончании семинарии в 1902 г. Никола работал учителем в с. Драчич близ г. Валево. В том же году его документы по почте поступили в КДА, но на вступительные экзамены он не прибыл ( 2017. С. 480). В 1903 г. жил в Бока-Которске и мон-ре Савина , где лечился от скрофулеза. Потом краткое время работал учителем в с. Горне-Лесковице близ г. Валево и в г. Херцег-Нови. Получив гос. стипендию для продолжения образования, проучился 3 года на Старокатолическом фак-те ун-та в г. Берне (Швейцария). В 1908 г. защитил докт. дис. на нем. языке «Радость Воскресения Христова как основной догмат апостольской Церкви» (Der Glaube an die Auferstehung Christi als Grunddogma der apostolischen Kirche. Bern, 1910). По окончании обучения получил от Бернского ун-та предложение стать главным редактором ж. «Международное теологическое обозрение» (Revue internationale de Théologie), но отказался. Не имея стипендии для продолжения образования, вернулся в Сербию. Прот. Алекса Илич с друзьями собрал деньги, на к-рые он поехал в Оксфорд (Великобритания) и за год написал докт. дис. по философии «Философия Беркли».

http://pravenc.ru/text/2565644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Драгомирна [румын. Dragomirna], муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви. Расположен в 12 км к северо-востоку от г. Сучава, близ с. Митоку-Драгомирней (историческая обл. Буковина). В 1602 г. поблизости от деревянных строений мон-ря была возведена небольшая, с открытым притвором ц. во имя патриарха Еноха, прор. Илии и свт. Иоанна Богослова (ныне кладбищенская церковь мон-ря), ктиторами к-рой были буд. митр. Молдавский Анастасий (Кримка) , вел. логофет Лупу Стройчи и его брат Симеон. В 1608-1609 гг. тщанием митр. Анастасия был построен большой монастырский храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Этот традиц. для Молдовы одноглавый триконх с нартексом и притвором отличается своими пропорциями. При небольшой ширине (9,60 м) он имеет высоту 42 м и является самым высоким среди молдав. храмов. Стены разделены на прясла широкими лопатками, к к-рым на уровне цоколя примыкают низкие контрфорсы. Каменный витой пояс, проходящий вокруг всего храма, подчеркивает верхнюю и нижнюю части стены. В нижней части прорезаны небольшие оконные проемы, напоминающие амбразуры. Под карнизом проходит двойной аркатурный пояс. 8-гранный узкий и высокий барабан, поставленный на двойную звездчатую базу и квадратное основание, богато декорирован растительным и геометрическим орнаментом. Вход в притвор храма с сев. и юж. сторон. Притвор перекрыт купольным сводом с радиально расходящимися нервюрами. Вход в нартекс оформлен готическим порталом. Поперечная арка делит нартекс на 2 части; от наоса его отделяют 2 массивных столпа. Наос увенчан световым барабаном, переход к которому осуществляется через подпружные арки и тромпы. Боковые экседры утоплены в толще стены и снаружи не выявлены. Алтарь перекрыт подобно притвору. Уровень пола постепенно повышается от притвора к алтарю. Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Драгомирна. 1608-1609 гг

http://pravenc.ru/text/180387.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДОРОФЕЙ (Маммелис) († 1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля ДОРОФЕЙ (Дмитрий Георгиевич Филип; 1913 - 1999), Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии в 1964-1999 гг. ДОРОФЕЙ II ибн ас-Сабуни (араб.- сын мыловара), патриарх Антиохийский (1497, менее вероятно - до 1484 - после 1500, по уточненным данным, 1522/23) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРУЗСКО-МАРОНИТСКИЙ КОНФЛИКТ [друзско-маронитские войны] (1841-1860), серия вооруженных столкновений между ливан. общинами друзов и маронитов ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУЛЕВО жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ [румын. Gheorghe] (1730, близ Сэлиштя-Сибиулуй, Трансильвания - 3.12.1806, мон-рь Черника, Валахия), прп. (пам. 3 дек.), старец, настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани в Валашском княжестве. Пострижен в монашество и рукоположен во диакона в Ватопедском мон-ре на Св. Горе Афон. Ученик прп. Паисия (Величковского) , в скиту св. Илии был рукоположен во иерея. Вместе со старцем Паисием перебрался в Молдову сначала в мон-рь Драгомирна, затем в Секу и в Нямецкий мон-ри. В 1781 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий II поручил Г. управление заброшенным мон-рем Черника. С помощью господаря Николае Маврогени (1786-1790) и др. христиан Г. начал восстановление соборного храма и келий. Г. много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В мон-ре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Свящ. Писания, творений св. отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. В 1794 г. Г. был также утвержден настоятелем мон-ря Кэлдэрушани, куда перевел часть монашествующих из Черники и где также ввел общежительный устав. Г. настоятельствовал в обоих мон-рях до кончины. Старец имел много учеников и последователей. Среди них - св. Каллиник Черницкий (настоятель мон-ря Черника в 1818-1850), протопсалт иером. Макарий и др. В 1785 г. Г. написал завещание-поучение, распространившееся во мн. копиях. Лит.: Casian Cernicanul, mon. Viaa, faptele i cuvintele stareului Gheorghe//Istoriile sfintelor mnstiri Cernica i Cldruani. Bucur., 1870. P. 1-84; Furtun D. Ucenicii stareului Paisie în mnstirile Cernica i Cldruani. Bucur., 1927; Atanasie Gladcovschi, arhim. Gheorghe arhimandritul, stareul mnstirii Cernica//Glasul Bisericii. 1956. N 12. P. 716-724; Suttner Er. Chr. Paisij Velicikovskiy im Spiegel des geistl. Testaments seines Schüllers Gheorghe de la Cernica//OS. 1973. Bd. 22. H. 2/3. S. 184-189; Ioanichie B lan, ierom. Pateric românesc. Bucur., 1980. P. 265-281; Chesarie (Gheorghescu), arhim. Cuviosul stare Gheorghe de la Cernica//Sfinii români i aprtori ai legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 500-510. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.)

http://pravenc.ru/text/164189.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Каллимаки) (ок. 1710, Кымпулунг-Молдовенеск - 20.02.1786, Яссы), митр. Молдавский в 1760-1786 гг. Мирское имя Георге Кэлмашу. Принял монашеский постриг в мон-ре Путна , где и получил образование. Благодаря ходатайству своего брата Йоана Теодора, вел. драгомана при дворе Оттоманской Порты в Стамбуле, Г. стал архидиаконом в К-польской Патриархии (по примеру брата изменил фамилию на Каллимаки). С апр. 1745 г. митрополит Фессалоникийский. Когда в 1758 г. Й. Т. Каллимаки стал господарем Молдавского княжества, он обратился к К-польскому патриарху Серафиму II с просьбой о переводе Г. на митрополичью кафедру в Яссы. Согласие на перемещение было получено 15 апр. 1760 г. С этого времени и до кончины Г. возглавлял Молдавскую митрополию. Он способствовал развитию школьного дела и книгопечатания, по его благословению было издано ок. 20 богослужебных и поучительных книг: служебное Евангелие (1762), Часослов (1763, 1773, 1777), Молитвослов (1764, 1774, 1785), Ермологий (1778), «Исправление грешников, или Поучение кающемуся, и как подобает исповедаться» (1768), «Катехизис, или Краткое православное исповедание» (1777) и др. В 1761 г. при митрополите началось строительство нового кафедрального собора св. Георгия в Яссах (известный под названием Старая митрополия). В 1763 г. Г. благословил прп. Паисия (Величковского) , прибывшего в Молдавию с большой группой иноков, поселиться в мон-ре Драгомирна , а в 1775 г.- перейти в мон-рь Секу. Г. проводил политику сближения с Россией во время русско-тур. войны 1768-1774 гг.; вел переписку с российской имп. Екатериной II . Выступал защитником молдав. крестьянства от эксплуатации господарей-фанариотов и вел. бояр. Лит.: Laurent V. L " élection de Gabriel Callimachi à la Métropole de Moldovalachie: Date et circonstances//Bull. de la Séct. Hist. de l " Acad. Roumaine. 1945. N 1. P. 139-159; Callimachi Sc. , Georgescu V. Mitr. Gavriil Callimachi i Rusia//BOR. 1961. 9/10. P. 791-813; Mosor C. Aspecte principale din viaa i activitatea mitropolitului Moldovei Gavriil Callimachi (1760-1786)//Ibid. 1970. 7/8. Р. 764-777. Свящ. М. Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/161299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ [румын. Anastasie] (Кримка Илия; ок. 1560, г. Сучава - 19.01.1629, там же), митр. Молдовы, каллиграф, миниатюрист, поэт, писавший на церковнослав. языке. Сын торговца Иона Кримки (Кримковича) из Сучавы, бывш. столицы Молдавского княжества. В крещении Илия. Первое документальное упоминание о нем относится к февр. 1587 г.: господарь Петр Хромой даровал «Илие-дьяку» пустошь Унгураши (цит. по: P curariu M. Istoria bisericii ortodoxe române. Bucureti, 1994. Vol. 2. P. 6). Пострижен в монашество предположительно в мон-ре Путна c именем А. В 1599 г. служил священником в господарской церкви в Сучаве. Был избран епископом Рэдэуцкой епископии в июне 1600 г. В сент. того же года смещен с кафедры и поселился в своем имении Драгомирешти близ Сучавы, где основал мон-рь Драгомирна , ставший центром слав. и молдав. культуры со своей школой миниатюристов и каллиграфов. В 1602 г. А. построил небольшую ц. св. Еноха и Илии и св. Иоанна Богослова, а в 1602-1605 гг.- монументальный храм Сошествия Св. Духа. Весной 1606 г. избран епископом Романской епископии . Митрополит Молдовы в 1608-1617 и в 1619-1629 гг. Большое внимание уделял устроению монашеской жизни. Занимался благотворительностью, на свои средства основал в Сучаве первую в стране городскую больницу (1619). По поручению господарей Молдовы дважды побывал с дипломатической миссией в Польше. Погребен в соборном храме Драгомирны. Известно свыше 25 рукописей, переписанных и украшенных А. и его учениками. Среди них - Евангелие 1609 и 1614 гг., Апостол 1610 г., Служебник 1610 и 1612 гг. В Драгомирне находятся 3 Четвероевангелия, 3 Служебника и одна Псалтирь; в б-ке Румынской АН - 2 Апостола. Книги хранятся также в собраниях Москвы (ГИМ, РГБ), Львова, С.-Петербурга (РНБ) и Вены (Австрийская Национальная б-ка). Миниатюры (кроме ктиторских) и орнаментика роскошных Евангелий, созданных в мастерской А., копируют болг. образец XIV в.- Лондонское Евангелие царя Иоанна-Александра 1356 г. Лит.: Арсений (Стадницкий), еп. Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви. СПб., 1904; Литература ши арта Молдовей: Енчиклопедие: 2 вол. Кишинэу, 1985. Вол. 1; Partenie V. P. Mitropolitul Anastasie Crimca al Moldovei, viaa i activitatea sa. Bucure#ti, 1907; Dr gu V. , Florea V. , Grigorescu D. , Mihalache M. Pictura româneasc în imagini. Bucure#ti, 1970; Popescu- V î lcea G. Anastasie Crimca. Bucure#ti, 1972; idem. Miniatura româneasc. Bucure#ti, 1981. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114848.html

Ок. 1761 г. П. нашел святоотеческие книги на греч. языке в скиту свт. Василия Великого (на холме Св. Илии Пророка), основанном выходцами из Кесарии Каппадокийской. Это были сочинения прп. Антония Великого, прп. Григория Синаита, св. Филофея, св. Исихия, св. Диадоха, св. Фалассия, 2 «Слова о молитве» - прп. Симеона Нового Богослова и св. Никифора Уединенника и др. ( Жгун, Жгун, сост. 2014. С. 357). Нек-рые из этих книг переписывал для П. инок Василиевского скита, а мон. Макарий из братства П. переводил на молдав. язык те поучения, к-рые в кон. 60-х гг. XVIII в. вошли в сб. «Драгомирское Добротолюбие» (Bucur. Acad. Romana. Bibl. rom. 2199). По совету патриарха Серафима и по благословению Протата община преподобного (более 50 чел.) переселилась в обремененный долгами пустующий мон-рь Симонопетра , но после 3-месячного пребывания в нем братия, не способная оплачивать монастырские долги и испытывавшая притеснения тур. властей, вернулась в Илиинский скит (BMN. 212. Fol. 48). Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Паисий Величковский. Фреска Архангельской ц. Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков В 1763 г. П. и его община (64 чел.) единодушно решили уйти с Афона в Молдавию. Преподобный нанял 2 корабля: на один погрузился сам с братьями-славянами, а на другой сели иером. Виссарион и братья-молдаване. Подвижники прибыли в Валахию, в Варзарештский скит (см. Вэрзэрештский во имя великомученика Димитрия Солунского женский монастырь ). П. направил делегацию из 3 братьев (среди них - Георгий Черникский) к митрополиту Бухарестскому с просьбой предоставить им к.-л. мон-рь для проживания. Получив отказ, П. направился в Яссы, где был принят митр. Молдо-Влахийским Гавриилом (Каллимаки) и господарем Григоре Каллимаки. Паисиевскому братству был предоставлен мон-рь Драгомирна . В 1763 г. по просьбе митр. Гавриила П. написал краткое «изъявление» чина жития - текст, известный как Устав 1763 г.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

121-122 ДРАГОМИРНА муж. мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов в Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии, принадлежащей Митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви 122-123 ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог 123-124 124-125 125-126 127-128 ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный 128-129 129-131 131-132 ДРАУСИЙ († 674), свт. (пам. зап. 5 и 7 марта, перенесение мощей - 2 июня), еп. г. Свессиона (совр. Суасон, Франция) 132-133 ДРАЧА жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий († после 1639), волынский шляхтич, борец за права православных в Речи Посполитой в 1-й трети XVII в. 133-135 ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского 135-144 ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ ПУШКИНСКОГО ДОМА им. В. И. Малышева, собрание рукописей, в основном русских, хранящихся при Ин-те рус. лит-ры РАН (Пушкинском Доме) в С.-Петербурге 144-145 145-162 162-171 171-207 ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ РЕЛИГИЯ собирательное понятие для обозначения дохрист. культов герм. племен (истевонов, герминонов, ингевонов, готов, лангобардов, кимвров и др.), а также народов Скандинавии 207-211 211-247 248-264 «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. ВОПРОСЫ МЕДИЕВИСТИКИ» научный ежеквартальный журнал, посвященный проблемам изучения истории России в средние века 264-265 265-266 266-269 «ДРЕВО ИЕССЕЕВО» [«Корень Иессеев», «Лоза Иессеева»], композиция с изображением родословного древа Иисуса Христа 269-271 ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА одно из деревьев в Эдемском саду, упомянутых в библейском рассказе о грехопадении (Быт 2-3) 271-273 273-274 274-275 ДРИКТХЕЛЬМ († ок. 693), прп. (пам. зап. 17 авг., 1 сент., 16 сент.), мон. мон-ря Маилрос (совр. Мелроз, Шотландия)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Внутреннюю жизнь и богослужения монахи организовали по чину Св. Горы, пение совершалось на правом клиросе по-славянски, на левом - по-молдавски (BMN. 212. Fol. 49). Через некоторое время из скита Пояна-Мэрулуй (Мерлополяны, Поляномерульский) в Драгомирну пришел иером. Алексий, к-рый постриг П. в схиму с прежним именем. Братству помогали кошевой атаман и др. представители Запорожской Сечи , отношения с ними завязались еще во время проживания П. на Афоне, их переписка датируется 1768-1772 гг. Письма П. обращены в основном к кошевому атаману Запорожской Сечи П. И. Калнышевскому, с к-рым у преподобного установились добрые отношения. Помощь запорожского казачества стала особенно актуальна при переселении общины в 1763 г. в Драгомирну, где надо было обустроить обитель для большого количества насельников. Казаки передавали деньги, церковную утварь и облачения, о чем имеются записи и в Драгомирнском синодике братства (BMN. 204. Fol. 2-12; Шумило. Прп. Паисий Величковский и Запорожская Сечь. 2015. С. 18). Ко времени войны между Турцией и Россией (1768-1774) Драгомирна являлась одним из крупнейших укрепленных мон-рей Молдавии, важным центром духовной и книжной культуры. Здесь переписывали богослужебные книги, развивалось искусство книжной миниатюры. Когда из-за эпидемии моровой язвы 1770 г. в течение 3 лет наблюдался неурожай хлеба, обитель принимала беженцев, несмотря на крайнюю нужду самой братии. В 1774 г., после заключения Кючюк-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, рус. войска покинули Молдавию и мон-рь Драгомирна в составе Буковины отошел империи Габсбургов. Преподобный, не желая жить в католич. стране, решил принять приглашение игум. Нифонта и переселиться с братией в молдавский мон-рь Секу. Получив разрешение господаря Григоре III Гики и благословение митр. Гавриила, 14 окт. 1775 г. старец с частью братии втайне от австр. властей перешел в эту обитель. В Драгомирне остались 150 насельников с 2 духовниками - молдавоязычным игуменом и его славяноязычным помощником.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

Жизнь в Секу П. организовал по образцу Драгомирны: с ежедневными поучениями в зимнее время и переводческой деятельностью (BMN. 212. Fol. 59v - 60). Именно в зимний период, когда основная часть братии не была занята на сельскохозяйственных послушаниях, П. ввел внебогослужебные поучения, проходившие после вечерней трапезы, в к-рые вовлекались все члены общины. П. не отказывал желавшим поступать в свое братство, поэтому мон-рь постоянно пополнялся новыми насельниками. Весной 1776 г. в Секу перешла еще часть братии из Драгомирны, а к зиме 1778 г. там оказались все драгомирнские насельники. В 1779 г. гражданские и церковные власти Молдавии решили предоставить общине П. Нямецкий Вознесенский мон-рь (БАН. 13.5.6. Л. 2 об.). Первоначально это известие огорчило П., т. к. он не желал переселяться в крупную обитель, часто посещаемую паломниками, в т. ч. знатными боярами. В сер. июня П. направил в Яссы к митр. Гавриилу, господарю и др. влиятельным лицам иером. Иринарха с письменной просьбой не возлагать на братию столь тяжкого бремени и оставить ее в Секу, однако 9 авг. 1779 г. получил указание принять в управление Нямецкую обитель (РНБ. 1271.7. Л. 45). Константин Мурузи принял обитель под свое покровительство, освободив ее от общественных сборов и отчислений в пользу митрополии. П. старался строить жизнь в Нямце согласно тем же принципам, что и на Афоне, в Драгомирне и Секу. Братия строила кельи в мон-ре и за его стенами, основывала больницы и странноприимницы, заботилась о старых и больных, принимала богомольцев. Но из-за постоянного пребывания паломников с семьями и связанных с этим попечений духовная сосредоточенность членов общины и молитвенное делание ослабели, что огорчало преподобного. Главными причинами упадка монашеской жизни он считал прекращение зимних соборных поучений в обители и беспрепятственный вход в мон-рь женщин. П. и ученая братия продолжили прилежные труды по переводу и переписыванию святоотеческих творений. Наиболее одаренных учеников, напр. монахов Дорофея и Геронтия, преподобный посылал в Бухарестскую академию для совершенствования знания древнегреч.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010