Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духов кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07812

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Старо-Никольском. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально на месте храма находился Никольский монастырь. Впервые храм упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты, перед его поездкой в Орду в 1339г. В 1709г. в честь победы под Полтавой на месте деревянного Никольского храма возведена каменная церковь Сошествия Духа Святаго на апостолов. Архитектура памятника эпохи петровских преобразований близка к западноевропейскому барокко. В 1799-1800гг. закончено оформление нижнего храма в честь святителя Николая. В 1864г. закончено строительство новой каменной колокольни в честь святой мученицы Иулиании. В 30-е годы XX века храм был закрыт и разорен. В 1991г. зарегистрирована церковная община. Богослужения возобновлены в 1992г. Долгое время богослужение совершалось в приделе мц. Иулиании. При храме окормляется православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и муниципальный детский сад в поселке. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Русской Православной Церкви Московского патриархата, Московская епархия Первоначально на месте храма находился Николаевский монастырь, время основания которого неизвестно. Впервые он упоминается в Духовной грамоте Ивана Калиты за 1339 г. В окрестностях монастыря по преданию охотился Иван Грозный. В 1586 г. монастырь был пожалован Вяземскому Вознесенскому Предтечеву монастырю в качестве приписного, что говорит о его небольших размерах. В 1660 г. земли, на которых располагался монастырь, переходят во владение окольничему Федору Михайловичу Ртищеву. При новом владельце церковь святителя Николая была обращена в приходскую, а сама обитель со всеми службами стала селом Никольским. Внук Федора Михайловича — Василий в 1709 г. возводит каменную церковь, освященную через год в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Строительство этой церкви было связано с важным событием русской истории — Полтавской битвой. Архитектура этого памятника преобразований Петра близка к западноевропейскому барокко. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь святителя Николая Чудотворца. Во время наполеоновского нашествия в храме стояла конница Мюрата, поэтому декабре 1813 года храм был освящен повторно.

http://sobory.ru/article/?object=01747

Святой Ботольф Немногие английские святые почитались и почитаются за пределами Англии. Среди них можно назвать святых Албана Веруламского, Кутберта Линдисфарнского, Освальда Нортумбрийского, Беду Достопочтенного, Виллиброрда Утрехтского и Бонифация Майнцского (эти двое святых были миссионерами и большую часть своей жизни провели вне Англии), Вилфрида Йоркского, Эдмунда Восточноанглийского, короля Эдуарда-мученика (его почитание сегодня растет в России), преподобного Сигфрида, апостола Швеции. Однако есть еще один английский святой, которого любили и чтили по всей Скандинавии, а особенно в Швеции. Это святой Ботольф Икенский . Святой Ботольф В честь святого Ботольфа освящены храмы в Швеции, Норвегии и Дании, и в средние века его почитали в этих странах так же глубоко, как и на родине, в Англии. В Швеции народное почитание святого Ботольфа не прекратилось даже после Реформации, и имя святого не было забыто. Преподобный Ботольф в 654 году основал монастырь в Икене в Восточной Англии. Позже, во время набегов викингов, монастырь был разрушен, а мощи святого разделили между собой обители Торни, Бери-Сент-Эдмундс и Вестминстер. В XI веке неким Фолкардом было написано житие святого Ботольфа. В средние века в Англии 64 церкви были освящены в честь этого святого, больше всего их было на юго-востоке страны и в тех районах восточной Англии, на которые оказали наибольшее влияние викинги. День памяти святого Ботольфа, 17/30 июня, отмечался во многих областях, прежде всего – в восточной Англии. В Дании святому Ботольфу было посвящено 12 церквей, две – в Норвегии и Швеции. Известны также «Гильдия святого Ботольфа», ярмарки и базарные дни в честь преподобного Ботольфа, сохранились надписи «святой Ботольф» на двух церковных колоколах. Вероятно, в Броддеторпе (Швеция) когда-то находилась часть мощей святого, так как золотой престол храма имеет надпись, содержащую информацию о том, что здесь хранились мощи трех святых, в частности, святого Ботольфа. Во всех этих странах встречаются и изображения святого Ботольфа. В средневековых календарях Скандинавии 17 июня считалось днем памяти святого Ботольфа. В настоящее время известно 69 таких календарей, и 26 из них отмечают Ботольфа, как очень значимого святого. Святой Ботольф почитался во всех скандинавских епархиях и почти во всех молитвах этот святой называется духовником. Когда мы обращаемся к служебникам, то больше всего упоминаний о святом Ботольфе мы находим в Швеции. Недавно выяснилось, что существовала и отдельная служба преподобному, содержащая неизвестные ранее гимны и песнопения. Также известно, что англичане тоже совершали отдельную службу святому в день его памяти.

http://pravoslavie.ru/62439.html

Патриарх Кирилл: Чтобы не участвовать в делах тьмы, нужно обладать критерием правды — верой 22 декабря, 2013. Святейший Патриарх Кирилл В нашем обществе есть категория людей, которые пренебрежительно относятся к народу, считая его неспособным к творческой деятельности. Эти люди сами себе присвоили название творческого класса, или, используя иностранное слово, сами себя называют креативным классом. 22 декабря 2013 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице, в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и с очень важным для города Москвы праздником — престольным праздником древнейшей женской обители. В 1360 году святитель Алексий, тогдашний митрополит Киевский, Московский и всея Руси, повелел учредить Алексиевский монастырь в честь своего духовного покровителя святого праведного Алексия, человека Божия. Несколько позже в обители был построен храм, один из приделов которого стал называться Зачатьевским, и с тех пор монастырь именовался Алексиево-Зачатьевским монастырем. Затем в первой половине XVI века последовал страшный пожар, известный в истории как Большой московский пожар, и весь монастырь погиб, но царь Иван Грозный повелел воссоздать его на том самом месте, где мы с вами стоим. Его благочестивый сын Федор Иванович воздвиг собор в честь праздника, который мы сегодня празднуем, — Зачатия Пресвятой Богородицы, с двумя приделами: один в честь его небесного покровителя Феодора Стратилата, второй в честь мученицы Ирины — покровительницы его супруги Ирины Годуновой. С тех пор монастырь чаще именовался Зачатьевским, чем Алексиевским. В XX веке эту славную обитель, самую древнюю в Москве, постигло большое горе. После революции монастырь был ликвидирован. Вначале здесь сохранялась монашеская жизнь под видом трудовой артели, но в 1925 году монастырь был закрыт окончательно, монахини разогнаны и репрессированы, а храмы Божии уничтожены или осквернены.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-chtoby...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иона (Паффхаузен): «Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни» 24.01.2023 346 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.ру Митрополит Иона (Паффхаузен) уже несколько лет развивает монастырь в районе Вашингтона, названый в честь святого Димитрия Солунского. О том, как живет первая русская православная обитель близ американской столицы, какие традиции утверждает Русское Православие в США и с какими вызовами приходится сталкиваться современному обществу, владыка рассказал в интервью порталу Православие.Ru . Митрополит Иона освящает помещение монастыря – Владыка, я уже много лет хотел посетить своего небесного покровителя – святого Димитрия Солунского в Салониках, но пока это так и не случилось. А сейчас получается, что он сам пришел ко мне – через монастырь, который вы открыли всего в паре часов езды от моего дома. Это чудо? – Я думаю, отчасти это действительно чудо. – Почему вы решили открыть монастырь и посвятить его святому Димитрию? Мне очень хотелось вновь окунуться в монастырское бытие: с литургиями, с ежедневным циклом богослужений, с братским общением – Я решил открыть монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни. Прежде чем стать архиереем, я провел в монастырях 12 лет. А потом у меня началась абсолютно другая жизнь, совсем не похожая на ту, что была в монашеские годы. Мне очень хотелось вновь окунуться в монастырское бытие: с литургиями, с ежедневным циклом богослужений, с братским общением, с возможностью быть духовным отцом для своих чад. Я ездил в Россию, общался там с людьми, разговаривал со старцами здесь – отцом Захарией из Эссекса, отцом Ефремом из Аризоны, и они рекомендовали мне открыть монастырь. Отец Захария сказал, что, возможно, теперь я могу стать лучшим духовным отцом для людей, чем был раньше, поскольку я прошел определенный путь и чему-то научился. Я надеюсь, что так оно и есть. Я перешел в Русскую Зарубежную Церковь из Православной Церкви в Америке в 2015 году, а еще через два года возглавил Свято-Германовский приход в штате Вирджиния. Это позволило получить некоторый доход. Тогда у нас в братии помимо меня было только два человека. В 2020 году мы начали создавать обитель – нашли помещение, к нам стали приходить люди, которые хотели жить в монастыре. Начали появляться средства для того, чтобы заплатить ипотеку. В общем, все стало складываться, и на праздник Воздвижения Креста Господня мы подписали документы о приобретении этого помещения. Тогда оно стоило немногим более 600 тысяч долларов.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/24/mitrop...

Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Владычный монастырь Автор: Сергей Меркулов Снято: 23 февраля 2013 Добавлено: 28 февраля 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Основан в 1360 г. по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря - преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. Соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, придел при нем во имя святых Петра. Алексия, Ионы и Филиппа митрополитов Московских, второй придел рядом с трапезной во имя ев. Филарета Милостивого, церковь во имя святого великомученика Георгия вверху придел при ней во имя святого Димитрия Царевича. Под церковью св. великомученика Георгия придел во имя Вознесения Господня, при ней придел во имя святого Николай Чудотворца. Над святыми вратами церковь во имя Нерукотворенного Спаса и Феодотия Анкирского (имеется антиминс, выданный в 1599 г.). В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне и монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок. С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г. реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г. в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Владычний Веденский монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Серпухова. Основан в 1362 году святителем Алексием, митрополитом Московским, в честь Владычицы Богородицы (почему и называется Владычным), по чудесному указанию Ее. Устроение обители поручено было святителем Алексием ученику своему Варлааму (+5 мая 1377 года), который удостоился при этом особого чудесного видения образа Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сначала этот монастырь был мужским, но в 1806 году обращен в женский. В соборном храме находится чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы и чудотворный образ святителя Иоанна воина. Икона Введения была написана в 1377 году, по распоряжению святителя Алексия, в том виде, как Богоматерь явилась Варлааму. Здесь находится гробница Варлаама. Ризница и библиотека монастыря хранят много древностей XV — XVII веков. При монастыре школа, иконописный и певческий классы, различные мастерские и больница с аптекой для бесплатного отпуска лекарств.

http://sobory.ru/article/?object=00622

Троица. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь. Троице-Сыпанов женский монастырь (Троицы Живоначальной) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:между приблизительно 1300 и 1384. Адрес: 157810, Костромская область, Нерехтский район, с. Троица Координаты: 57.443884, 40.606862 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На протяжении веков Троице-Сыпанов-Пахомие-Нерехтский монастырь является одним из наиболее почитаемых на Костромской земле. Обитель расположена в двух километрах от города Нерехты при впадении р. Гридевки в р. Солоницу. Монастырь основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Пахомием Нерехтским чудотворцем. Прп. Пахомий принял постриг в Рождественском монастыре во Владимире, затем он был священноиноком в монастыре св. Алексия в 16 километрах от Владимира. Однако душа преподобного жаждала подвигов уединения, и Пахомий удалился на р. Солоницу. Сначала инок воздвиг деревянный храм в честь св. Троицы. К подвижнику быстро стала стекаться братия, и к смерти преподобного Пахомия (в 1384 г.) в монастыре уже проживало большое число насельников. В дальнейшей истории монастырь претерпел много лишений и материальных потрясений. В 1764 г. обитель была обращена в приходскую церковь. Самой драгоценной святыней обители были мощи прп. Пахомия, обретенные при устройстве нового храма. Тогда же была устроена и церковь в честь святого. Целебноносные святые мощи прп. Пахомия привлекали в Сыпаново многих паломников. В монастыре хранились остатки можжевелового посоха св. Пахомия. Святыней считалась икона, лежавшая на раке с мощами преподобного и изображавшая его в человеческий рост. Ежегодно 15 мая в обители совершалось празднование преподобному. В обители находился храм во имя Живоначальной Троицы и колокольня. Обитель была окружена каменной оградой с воротами и башнями. В советское время монастырь был закрыт. После передачи комплекса обители Русской Православной Церкви здесь находится женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00157

Чирково. Церковь Афанасия Великого. Церковь свт. Афанасия Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На левом берегу главного русла, Кубенского озера, есть песчанная горка, которая до сих пор называется Лысой. Здесь, напротив богатого села, так и названного — Устье на знаменитой Лысой горе, когда-то стоял монастырь: Лысогорско-Богородицкий монастырь. О Лысогорском монастыре данных практически нет. В Устьянском краеведческом музее, расположенном в красивом Преображенском храме, имеется только упоминание, что в селе Чирково когда-то в древности стоял женский монастырь. Не сохранилось даже его название. Монастырь на Лысой горе заложила святая благоверная княгиня Мария, жена святого благоверного князя Дмитрия Заозерского, после его гибели в 1429 г. В традициях отпрысков ярославского княжеского дома было иметь свои монастыри. Это удельное княжество вообще представляло исключение в Северо-Восточной Руси. Там сложился обычай хоронить членов княжеских династий в соборных церквях. Лысогорский монастырь еще как-то пережил польско-литовское и казацкое разорение, о чем говорят записи в писцовых книгах. Но дальнейшие трагические события — мор, голод, прокатившиеся по вологодской земле, вынудили монастырь закрыться. В дальнейшем его крепко забыли. Народная память о князьях Заозерских жила до середины XIX в. В 1848—1849 гг. на месте княжеских хором в деревне Чирково была поставлена каменная часовня, сохранившаяся в наше время, в честь святого Димитрия Солунского. К сожалению, не сохранилось или не было написано житий святого благоверного князя Дмитрия Заозерского и святой благоверной княгини Марии. Неизвестно, где и когда Мария Заозерская закончила свои дни. На Лысой горе помимо ныне существующей церкви с колокольней в честь святого Афанасия, Патриарха Александрийского, освященной в 1863 г., находилась еще холодная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с одним престолом постройки 1791 г. Богородицкую церковь разрушили сравнительно недавно, в 60-е гг. XX в., «на кирпич». Она являлась приходской церковью в селе Чирково и осталась от некогда существовавшего здесь монастыря. Если это так, то полное наименование женской обители звучало так: Лысогорский Богородице-Рождественский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00252

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ризоположенский монастырь — один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. При обители имеется гостиница. Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в орде. Содержание История [ править править код ] Ризоположенский монастырь основан в начале XIII века епископом Иоанном Ростово-Суздальским. Получил известность благодаря духовным подвигам преподобной Евфросинии Суздальской (1212 - 1250 ), в миру Феодулии, старшей дочери святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре, но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Подвижнице было открыто грядущее на Русь нашествие Батыя и разорение Суздаля. По ее молитвам о спасении обители монастырь не пострадал. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. Первые постройки XIII века не сохранились, самой ранней считается постройка Ризоположенского трехглавого собора датированного первой половиной XVI века. Святые врата, которые служили торжественным входом в монастырь, возведены в 1688 году, являются творением трёх суздальских мастеров — И.Мамина, А.Шмакова, И.Грязнова. В честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г. на территории монастыря под руководством суздальского каменщика Кузьмина возведена 72-метровая монастырская Преподобенская колокольня (1813-1819). В XVIII веке Ризоположенский монастырь приходит в упадок, чему способствовали церковная реформа 1764 года, лишившая монастырь вотчины, и сильный пожар 1769 года. Монастырь был зачислен в штат по 2-му классу и получал 500 рублей в год от государства. Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 70-м годам XIX века, связан с именем игумении Серафимы. При ней в монастыре начались большие строительные работы. По проекту владимирского архитектора Артлебена в 1879-1881 гг. была построена новая каменная зимняя Сретенская церковь. Прежняя была разобрана в 1878 году. В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные постройки, пострадали каменные. После пожара производятся частичные перестройки каменных зданий. Вместо прежних деревянных были выстроены из красного кирпича настоятельская келья, церковно-приходская школа и два келейных корпуса, территория монастырского двора выстлана булыжным камнем.

http://azbyka.ru/palomnik/Ризоположенски...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010