Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Русская Атлантида» Известный пленэрно-выставочный проект отметил свой юбилей 18.12.2018 626 Время на чтение 5 минут Если быть совсем точным, то 2018 год для Пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида» стал трижды юбилейным. На текущее время было реализовано 55 пленэрных выездов по городам Золотого Кольца и ближайшим окрестностям, а также соответственно количеству пленэров было устроено 55 итоговых показов и 25 долгосрочных отчетных выставок. Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» является одним из направлений деятельности АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» и сформировался на основе более чем двадцатилетнего опыта научной и культурно-творческой работы в рамках Общественно-просветительской программы «Преемственность», способствующей актуализации и сохранению родовой самоидентичности, осознанию ценности Малой Родины, изучению отечественных историко-культурных и духовно-нравственных первоистоков. В форме, ориентированной на работу в сфере изобразительного искусства, проект реализуется в партнёрстве с Союзом художников России, который оказывает всяческую моральную поддержку, и регулярно освещает наши события на своих информационных ресурсах. Подлинную уникальность проекту «Русская Атлантида» придаёт тот факт, что он является единственным в России примером того, как в весьма масштабных формах на протяжении многих лет могут успешно решаться задачи сотрудничества церкви и общества по духовно-нравственному просвещению и художественному воспитанию широких слоёв населения через обращение к христианским ценностям и идеалам. Важно отметить, что в основном работа ведётся на материальной базе монастырей и приходских храмов, и, тем самым, участники проекта получают доступ на сакральную территорию, имеют возможность регулярно общаться, проживать, трапезничать со священниками и монастырской братией, проводить встречи и специальные беседы, расширяющие круг духовных знаний и нравственного опыта живописцев. Невзирая на их конфессиональную и социально-политическую принадлежность нашим художникам, приезжающим из самых разных концов света, дарована редчайшая возможность доступа в особые сферы православного обихода, что, несомненно, возвышает ценность проекта, который решает не только узкопрофессиональные задачи комфортной и интересной работы на этюдах, но и оставляет неизгладимый след в сознании, в душе любого участника проекта. Вся эта работа ведётся при непосредственном участии Отделов религиозного образования и катехизации Костромской, Тверской, Владимирской и Ярославской Митрополии Московского Патриархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/18/ru...

Сортировать по Исключить новости Пельмени для Витальки Ещё спать я люблю очень. Монах – он ведь тоже человек, отдыхать должен. Чтобы, значит, с новыми силами молиться и трудиться. И вообще, подумаешь – раз-другой на службу проспал! Вечером правило келейное не выполнил, а свечу загасил да и захрапел сразу. И что? У меня, может, после этого покаяние появилось… 5 апреля, 2012 Ещё спать я люблю очень. Монах – он ведь тоже человек, отдыхать должен. Чтобы, значит, с новыми силами молиться и трудиться. И вообще, подумаешь – раз-другой на службу проспал! Вечером правило келейное не выполнил, а свечу загасил да и захрапел сразу. И что? У меня, может, после этого покаяние появилось… – Ну ты, братец, совсем обнаглел! – голос монастырского келаря отца Валериана, высокого, крупного инока с окладистой чёрной бородой, дрожал от обиды и негодования. Обычно добродушный, отец Валериан гневался. Он отказывался выдавать дежурному трапезнику отцу Павлу две упаковки пельменей с мясом вместо одной и сердито смотрел на Витальку: – Мало того что в монастыре мясо лопаешь, так теперь ты его ещё в двойном размере лопать желаешь?! Невысокий, худенький отец Павел только пожимал плечами, а от вечно дурашливого Витальки и подавно внятного и разумного ответа не дождёшься. Он только кривил в улыбке рот да показывал на лишнюю пачку этих самых пельменей: дескать, не наедается он, Виталька, нужна добавка! На кухне были ещё два брата, но они по-монашескому обычаю в чужие дела не совались, молча и споро домывали посуду после братской трапезы. На кухне было тепло и уютно, горел огонёк в лампадке перед иконами, в окнах, покрытых морозными узорами, уже таял короткий зимний день. Сквозь узорчатое стекло было видно, как загораются окна в храме, – это дежурные иноки готовились к вечерней службе. Братия потрапезничала, и теперь пришла очередь Витальки. С тех пор как Виталька начал есть мясо, по благословению духовника обители он питался отдельно. – Искушение какое! Зачем только батюшка тебе в монастыре жить разрешает?! Ты же искушаешь братию! Проглот ты этакий! Безобразник!

http://pravmir.ru/pelmeni-dlya-vitalki/

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Трапезная церковь Рождества Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:не ранее 1511. Ссылки:   Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.2144, 36.53305 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Трапезная с церковью Рождества Христова - старейшее здание монастыря (1511 г.). Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. С северной и южной сторон к зданию примыкают паперти, из которых средняя включена в массив колокольни, построенной в 17 веке. Храм Рождества Христова с трапезной – самое древнее из сохранившихся строений Пафнутьевой обители, время его постройки относится к 1511 г. Этот комплекс, в котором слились воедино колокольня, трапезная, теплая церковь Рождества Христова и церковь прп. Онуфрия, является самым сложным по конструкции и архитектурным формам сооружением монастырского ансамбля. Внешне комплекс выглядят как массивное, суровое, без каких-либо излишеств и украшений двухэтажное здание, вплотную примыкающее к колокольне. Единственным декоративным обрамлением гладких стен служат два узорчатых пояска, выложенных из кирпича: один, ниже окон, разделяет здание на два этажа, второй завершает верх стены. Маленькие окошки, выглядывающие из глубины толстых стен, не имеют даже простых наличников. Трапезная палата по своему устройству напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Она представляет собой большой, площадью 260 кв. метров зал со сводчатым потолком, опирающимся на стены и один квадратный центральный столп. В толще стен, с откосами по боковым сторонам и вверху, размещены небольшие окна. Все это способствует хорошей естественной освещенности помещения. Если в настоящее время при строительстве жилых и бытовых помещений соотношение световой площади окон к площади пола берется как 1:3 – 1:6, то в трапезной оно составляет 1:50! И в то же время за счет конструктивных особенностей окон и использования отраженного света в помещении достаточно светло.

http://sobory.ru/article/?object=02057

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:не ранее 1690. Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21468, 36.53285 Проезд:из Москвы с Киевского вокзала на электропоезде до ст. Балабаново. Рядом со станцией автовокзал. Автобусом до Боровска, ост. " Роща " , далее пешком 1 км Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Колокольня примыкает к северной стороне трапезной. Построена в 1690 году на средства князя К.О.Щербатова. Архитектурные формы традиционные - четверик на восьмерике. Особенностью колокольни является то, что грани восьмерика расположены на осях четверика - прием довольно редкий. Колокольня представляет собой самостоятельное здание, пристроенное к северной стене трапезной. После сооружения в 1511 году здания трапезной на ее северной паперти была устроена звонница. В конце XVII века на ее месте, с сохранением некоторых элементов основания, возводится красивейшая колокольня, дошедшая до наших дней. Колокольня пятиярусная, с «восьмериком на четверике». Такая форма характерна для середины и конца XVII века. Верх её сделан по образцу колокольни московского Высоко-Петровского монастыря. Но мастера каменных дел не стали повторять ранее созданного. Они развернули восьмерик так, что против плоскости четверика оказалась не плоскость, а ребро восьмерика. В XVII веке в русской архитектуре наметилась и развилась тенденция к богатому украшению строений как снаружи, так и изнутри. Построенная в этот период монастырская колокольня выглядит празднично: в трех поясах восьмерика и в среднем ярусе четверика в углублениях установлены изразцы с барельефными изображениями на них серафимов и разных плодов. Это творение белорусского мастера Степана Иванова, прозванного за мастерство Степаном Полубесом. Углы колокольни оформлены полуколоннами, асимметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определенное практическое назначение — освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=02056

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Елецкая икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни, с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Елецкая икона Божией Матери Празднование 11 января Сведения об этом чудотворном образе запутанны и противоречивы. Нет достоверных сведений и об её иконографии. Согласно преданию, икона явилась в 1060 г. и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Перед нашествием в 1395 году Тамерлана Елецкая икона была перенесена в Елец со сторожевого пограничного поста, впоследствии известного как Талицкий острог . «Икона эта весьма древняя, к сожалению, нет никаких источников для указания, откуда и задолго ли до 1395 года доставлен был этот образ в село Талец» . По перенесении из Талицы Елецкая икона находилась в Елецком Троицком монастыре до пожара 1768 г. После перевода обители в Тамбовскую губ., в г. Лебедянь, образ, спасенный от пожара, был поставлен в соборной церкви Ельца. Иером. Геронтий, ссылаясь на указ Воронежской духовной консистории от 24 сент. 1775 г. 3015 об упразднении Елецкого Троицкого монастыря, сообщает, что «иконостас из ветхой Троицкой монастырской церкви велено было взять: часть в градскую соборную Вознесенскую , а другую - в Христорождественскую Елецкую церковь» . А. К. Воскресенский дополняет, что «главная святыня монастыря с того времени и поныне украшает собой соборную церковь» . Сообщение Воскресенского не вполне корректно, т. к. при передаче «части иконостаса» речь шла не о совр. автору Вознесенском соборе, построенном в 1845-1889 гг., а о старой Вознесенской ц., возведенной в камне в 1746 г. и получившей статус соборной в 1772 г. Передача иконы в соборную на то время церковь Ельца представляется логичной. Однако уже в кон. 1840-х - нач. 1850-х годов в связи со строительством нового Вознесенского собора храм XVIII в. разобрали, т. е. местонахождение иконы в период до окончания строительства нового собора (ок. 40 лет) неясно. Поскольку старый собор показан на плане Ельца 1849 г. без колокольни и трапезной, возможно, его храмовую часть окончательно разобрали после 1855 г., когда освятили престолы в трапезной нового собора, занявшего место колокольни и трапезной старой Вознесенской церкви. Очевидно, тогда же в новый собор перенесли всю утварь и иконы из старой церкви.

http://drevo-info.ru/articles/8622.html

Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первый храм Введено-Островской обители (как изначально назывался монастырь), был освящён в честь Пресвятой Богородицы - Введения Её во храм. До XIX века все строения монастыря были деревянными. Восстановленная после разрушений шведского разорения во время Смутного времени, обитель имела два храма: холодный Введенский с приделом Петра и Павла и тёплый Богоявленский с трапезной. После окончания Отечественной войны 1812 года, в Введено-Оятской обители решили возвести Введенский храм, взамен обветшавшего деревянного. После того как были собраны средства для строительства церкви и составлен её проект, летом 1814 года приступили к возведению главного каменного храма монастыря. Введенская церковь с тёплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в 1817 году и освящена 21 ноября. В подцерковье храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная утварь. Главный алтарь церкви был холодным, придел - тёплым. В 1827 году Тихвинский придел был перенесён в юго-западную часть церкви, и весь храм стал тёплым. Построенная в 1814-1817 гг., эта церковь представляет характерный для России тип культовых сооружений с чётким делением на собственные части по фасадам, а в интерьере - на апсиду, собственно церковь, трапезную с главным входом - крыльцом. Большой парадный интерьер перекрыт сомкнутыми сводами, опирающимися на стены, отделяющие его от трапезной и алтаря. На южном, не искажённом перестройками фасаде четыре пилястры с раскрепованным над ними карнизом с пояском сухариков представляют типичную схему оформления классицистических сооружений. Между пилястрами размещены оконные проёмы - широкие полуциркульные на первом ярусе и круглые - на втором. Окна обрамлены выразительными наличниками. Полукруглая в плане пониженная апсида также оформлена окнами и нишами. Фасады трапезной лишены какого-либо декоративного убранства. Западный её фасад с входом декорирован двумя пилястрами по сторонам дверного проёма и полуциркульной нишей с живописью на втором этаже.

http://sobory.ru/article/?object=05250

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1533-1535 годы) и звонница (1640-е годы) Александро-Свирского монастыря Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь – одна из наиболее почитаемых обителей Олонецкого края. Он расположен на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свири. Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы является наиболее старинным храмом монастыря. Он, единственный из сохранившихся построек, хранит память о святом Аллександре Свирском. Первоначально все строения монастыря были деревянными и составляли два комплекса: Спасский (с храмом Спаса Преображения, основанный в 1487 году) и Троицкий, отстоящий от Спасского примерно на 300 метров, с храмом Святой Троицы, основанный в 1506 году. Первый из них был предназначен для погребения и уединенной молитвы иноков, а второй – для общежительного жития Храмы Спасо-Преображенской части монастыря оставались деревянными еще в 1628-1629 годы, о чем свидетельствует опись князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова В «общежительной» части ситуация была иной. В 1526 году архиепископ новгородский Макарий освятил первый каменный Троицкий собор, построенный московскими мастерами. Их по просьбе настоятеля прислал в обитель великий князь московский Василий III В 1533 году по благословению преподобного Александра началось строительство тоже каменной Покровской церкви с трапезой. По сведениям некоторых документов из монастырского архива до кончины преподобного храм возвели «по окна» (запись Якова Яковлевича Мордвинова) Завершились работы уже в 1535 (1536) году. Мастеров, как и при возведении собора, прислал великий князь Руководил работами подрядчик Игнатий: «…делающим с убо в обители святого церковь камену такоже с убо и трапезу купно делающее нарядчик же суще оу дела церкови того Игнатиею именем…» Долгое время считалось, что подрядчик Игнатий – это новгородский мастер Игнатий Салка, возводивший в 1537 году церковь Похвалы Пресвятой Богородицы на Софийском дворе в Новгороде Великом Однако сейчас преобладает мнение (высказывавшееся уже в XIX веке), что Игнатей Салка не имел никакого отношения к строительству церкви Покрова, а подрядчик Игнатей, руководивший работами, являлся московским мастером Трапезная церковь, как и все строения монастыря, сильно пострадала во время шведских и польских набегов в 1613 и 1618 годах. О ее повреждениях повествует Грамота 1618 года «О разорении монастыря»: «…Александрова Чудотворцева пустыня от немецких и литовских людей и от казаков разорены и выжжены без остатка. … В соборнем каменном храме Троицы Живоначальные обожжена и расщепилась, да трапеза камена Покров Пречистыя Богородицы обожженные и развалися надвое…» Благодаря помощи государя Михаила Феодоровича Романова, за 1619-1620 годы храм Покрова восстановили в прежнем виде,

http://sobory.ru/article/?object=05255

Цивильск. Тихвинский Богородицкий женский монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Тихвинской иконы Божией Матери 2. Церковь смч. Харалампия 3. Неизвестная часовня Другие постройки монастыря: 4. Настоятельский корпус 5. Келейный корпус 6. Келейный корпус 7. Келейный корпус 8. Гостиница 9. Монастырская постройка 10.Монастырская постройка 11.Келейный корпус 12. Трапезная 13.Монастырская постройка 14.Монастырская постройка 15. Хозяйственный корпус 16.Монастырская постройка 17. Святые врата 18. Башни и стены ограды 19.Монастырский пруд Автор: Lepoli Снято: 20 августа 2013 Добавлено: 21 августа 2013 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Тихвинский монастырь, общежительный, заштатный, в городе Цивильске. Основан в 1671 — 1675 годах цивильскими гражданами в благодарность за освобождение города от бунтовщика Стеньки-Разина. Сначала монастырь был мужским, но в 1870 году обращен в женский. В нем находится глубоко чтимая Тихвинская икона Божией Матери, написанная в 1675 году с иконы, находящейся в городском соборе. Празднество ей совершается 17 октября. При монастыре школа и приют. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Начало истории Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1670-1671 гг. под предводительством Степана Разина, разбойные набеги, которого не обошли и город Цивильск. " Воровские " казаки подошли к стенам города 1 октября 1671 года и начали штурм Цивильска, изначально выстроенного в 1584 году, как крепость и имевшего крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом. Город охранялся преданными 250 стрельцами, 5 пушкарями, и почти десятком наемников - ландскнехтов. Взять такой город силой было не так-то просто. Долго пытались " разбойники " взять город, но не смогли, тогда решено было окружить крепость и взять ее измором. Жители более двух недель защищали город, но силы истощались, и они уже хотели бежать в соседние Чебоксары. Но в ночь на 17 октября (30 октября н. ст.) жительница Цивильска вдовица Иулиания Васильева " сподобилась явления от Образа Богоматери Тихвинской, (находившегося в иконостасе Цивильского Троицкого Собора - прим. автора) и услышала от нее слова, что мятежники город не возьмут. А когда город получит спасение, то жители должны будут, построить монастырь в Ее честь за городом между реками Большой и Малый Цивиль, между болотами и Стрелецкими лугами " . Предсказание Божией Матери сбылось на другой же день: все казаки и возмущенные ими чуваши чудесно были поражены слепотой, вследствие которой в их лагере началось междоусобие, и они стали истреблять друг друга. Цивиляне воодушевленные этим событием вышли из города и прогнали " разбойников " .

http://sobory.ru/article/?object=05010

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине Для экспозициитвыбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной МОСКВА. Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» Музея архитектуры будет развернута на Малой анфиладе Государственного музея архитектуры и расскажет, во-первых, об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, а во-вторых — о том, как специалисты музея спасали, сохраняли и реставрировали уникальные росписи. Для экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной. На выставке будут представлены ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. Кроме того, публика сможет увидеть прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) монастыря, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие. Об этом сообщает сайт Государственного музея архитектуры. Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачева, сейчас идут работы по монтажу экспозиции. «Производство выставки — достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты еще двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжелый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии», — отметила она.

http://sedmitza.ru/text/9880450.html

Анастасово. Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Монастырь назван " Анастасов " , по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь. По преданию, первоначальный храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня. Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик. Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом. Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная. За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

http://sobory.ru/article/?object=04322

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010