В.И. Карпец Архимандрит Павел Прусский, Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке Скачать epub pdf Доклад на секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» в рамках XXIV Рождественских чтений (26 января 2016, Москва) Карпец Владимир Игоревич, кандидат юридических наук, член Союза писателей России. «Архимандрит Павел Прусский , Никольский единоверческий монастырь в Москве и попытки преодоления раскола в XIX веке». Дворы и камни Из истории Единоверия и усилий по преодолению церковного раскола в XIX веке. Архимандрит Павел Прусский (Петр Иванович Леднев) родился 16 января 1821 года в городе Сызрани в старообрядческой семье и сам в первую половину жизни принадлежал к старообрядцам-федосеевцам, занимая среди них весьма видное положение как хороший, видимо, лучший, начётчик. Федосеевсий (феодосиевский) безпоповский толк возник в конце XVII- начале XVIII столетий на новгородчине.. Его основателем был бывший диякон деревни Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (1661–1711), сам коренной Рюрикович, из рода князей Урусовых, основавший первую общину. Согласие оформилось чуть позже, в начале 90-х годов XVII в. «Так как и после Никона гонения на христиан не прекращались, то многие из народа продолжали веровать, что действительно наступили последние времена – рассказывал в Своей Истории древлеправославной (старообрядческой) Церкви знаменитый наставник Феодор Евфимиевич Мельников – Возникло новое верование, что антихриста нужно понимать духовно: антихриста как исключительной личности не будет. Учение об антихристе – это ложное учение, нечестивое заблуждение, как и все последователи этого заблуждения. Антихрист стал какой-то собирательной личностью, существующей искони веков, с апостольских времен, ибо тогда уже, при апостолах, появились и ложные учения, и последователи их, страшные гонения и жестокие тираны христиан. Это новое учение о таком соборном и многовековом антихристе (его еще называли «расчлененным антихристом» – ВК) и о воцарении его в мире вызвало в старообрядчестве разделение Вместе с новым понятием об антихристе возникло и новое учение о священстве. Некоторые старообрядцы начали утверждать, что священство окончательно прекратилось и безвозвратно погибло, ибо не стало истинных священников, все они превратились в слуг антихристовых. Можно поэтому жить и без попов. Таким образом в старообрядческой среде возникло безпоповство. Впрочем, пока живы были «старые попы» (в некоторых мествх они сохранялись до начала XVIII в), ими пользовались всен старообрядцы. Но дальше…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций Спасо-Андроников монастырь Выставочный зал настоятельских палат Андроникова монастыря собрал представителей всех согласий христианской старообрядческой Церкви - от поповцев до федосеевцев, от иерархов РПСЦ до простых прихожан, а так же коллекционеров, исследователей в области древностей. В музее древнерусской культуры Андрея Рублева открылась выставка «Следуя отеческим преданиям», в которую вошли памятники православной культуры XIV-XX вв, сохраненные и созданные старообрядцами. ИСТОРИЯ В 11 ЛЕТ Богоматерь Одигитрия. XV в. Фессалоники Но прежде чем пригласить зрителей в залы музея, кураторы и организаторы выставки вспоминали, с каким трудом и любовью собирались материалы. И настойчиво обращались к новоизбранному митрополиту РПСЦ Корнилию с просьбой допустить музейщиков до церковных коллекций Рогожского кладбища и старообрядческих моленных. Увещевали потомков известного коллекционера Солдатенкова хоть на самый короткий срок предоставить музею Андрея Рублева собрание предка. Еще пели. В унисон знаменным распевом пели студенты старообрядческого духовного училища метрополии Рогожского кладбища. И трио - многоголосно представители федосеевской общины Преображенского кладбища. Это формальное для музейщиков противопоставление двух течений старообрядчества отчасти поддерживалось и музейными экспонатами. Так старинные гравюры с изображениями Рогожского и Преображенского кладбищ весели строго друг напротив друга. Но в деле собирания, сохранения и, наконец, представления на суд зрителей памятников православной культуры, равны и федосеевцы, и поповцы. Возможно поэтому подписи к гравюрам были перепутаны. Впрочем, возмущение хранителей древлего благочестия было не долгим. Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, - писал Муратов, - явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.

http://pravoslavie.ru/399.html

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 1. История раскола Источник Часть 2 → Содержание Введение. Общий характер русского сектантства. Каноническое определение раскола Часть первая. История старообрядческого раскола Глава 1. Происхождение раскола Спор в Пскове о двоении аллилуйя Спор о хождении посолонь и другие недоуменные вопросы Разности и погрешности в богослужебных книгах Попытки книжного исправления Преподобный Максим грек, как книжный справщик Преподобный Дионисий, как книжный справщик Исправление богослужебных книг по принятым приемам со времени Стоглавого собора до п. Иосифа включительно Начало нового направления в патриаршество Иосифа Патриарх Никон: его характер и стремление к реформам Возвращение Арсения Суханова с востока и его «Проскинитарий» Начало обрядовых исправлений и первые противники патриарха Собор 1654 года; сношение с константинопольским патриархом и послание п. Паисия Осуществление дела книжного исправления на новых началах. Взгляд русских на греков и западно-руссцев Прибытие в Москву антиохийского патриарха Макария и сербского Гавриила: соборныя заседания в 1655–56 годах: утверждение и введение исправленных книг. Вопросы о перстосложении и о приеме латин. Начало раскола Взгляд на книжные исправления как на введение ересей латинских Размолвка Никона с царем и влияние этого обстоятельства на усиление раскола Соборы 1666 и 67 годов Глава II. Состояние раскольнической общины при жизни первых расколоучителей Взгляд раскольников на православную церковь Происхождение раскольнического учения о наступлении царства антихристова Определение понятия об антихристе первыми расколоучителями Практическия отношения раскольников к православной церкви Отношения раскольников к власти гражданской. Челобитные, их содержание и тон Возмущение в Соловецком монастыре Возмущение стрельцов в Москве Указ 1685 г. и следствия этого указа в положении раскола. Кратковременное применение указа и колонизация раскольников Глава III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Село Белая Криница (рус. Белый Колодец, укр. Бiлa Криниця; румын. Fântâna Alb) на Буковине основано в 1784 году. Известно, что на месте нынешнего села был хутор Тернавка (1430-е гг.), позже — урочище Варница (1765). Во времена Австрийской империи эти земли принадлежали религиозному фонду и были переданы в 1780 г. русским старообрядцам. Название Белый Колодец село получило по беловатому цвету воды в колодцах, выкопанных в известняковой почве, что и привлекло сюда старообрядцев в поисках легендарного Беловодья. Русские старообрядцы-липоване переселялись на Буковину из Причерноморья, Валахии и Бессарабии. В 1785 г. беглопоповцы-липованы учредили здесь Свято- Покровский мужской монастырь. Беглопоповцы, признавая " законность " новообрядческой иерархии, но не имея возможности рукополагать священнослужителей самостоятельно (это может сделать только епископ), принимали из Патриаршей Церкви " перебежчиков " . Такая практика не могла существовать бесконечно, к середине XIX века группа московских беглопоповцев приняла решение во чтобы то ни стало найти достойного архиерея, который согласится возглавить старообрядцев и восстановить трехчастную иерархию. В 1839 году в Буковину пришли иноки Павел, Алимпий и Геронтий. У них была миссия - найти епископа и место для обустройства архиепископии. Иноки уговорили бывшего епископа Сараево, Амвросия, принять на себя управление старообрядческой церковью. В 1844 году австрийский император Фердинанд выдал разрешение на открытие иерархии и женского Свято-Успенского монастыря в Белой Кринице, и в 1846 году именно здесь была создана старообрядческая Белокриницкая иерархия, наследницей и правопреемницей которой является современная Русская Православная Старообрядческая Церковь (с центром в Рогожской слободе). Село на столетия стало центром культуры и духовного возрождения старообрядцев. К началу ХХ века в Белой Кринице насчитывалось около 20 культовых сооружений, как-то: церквей, келий и других строений. Наиболее величественными храмами «старообрядческого Иерусалима» в свое время были многокупольный Покровский собор с большой пятиярусной колокольней, 45 метров высотой, и зимняя Никольская церковь с массивным куполом. На территории мужского монастыря располагались митрополичьи палаты, двухэтажный братский корпус.

http://sobory.ru/article/?object=33572

Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Церковь Николая Чудотворца с Успенским старообрядческим приделом. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Николая (Успения Пресвятой Богородицы) на Преображенском кладбище на территории бывшего Никольского единоверческого мужского монастыря была построена в 1784- 1790 гг. Архитекторами считают или Федора Соколова, или даже Василия Ивановича Баженова. Церковь являлась соборной в старообрядческой общине федосеевского направления, но в 1857 году была освящена как единоверческий храм и уже с 1886 года является соборной, учрежденного единоверческого Никольского монастыря. В 1920 гг. церковь переходит беспоповцам поморского брачного согласия (старообрядческое направление). В настоящее время трапезная и два придела этой церкви принадлежат единоверцам, а все остальные помещения церкви Успения Пресвятой Богородицы - беспоповцам. Соседствующие две общины старообрядцев в одной церкви – уникальнейший случай в истории русской церкви. К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода Радио, а в 1930-х годах его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов власти передали храм во владение обновленцам. Но существовавшая единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней - Успенской части храма. Церковь была разделена на две части, так что главная ее часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой трапезной части. В отделенной трапезной части в дополнение к уже существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский придел. К 1930-му году единоверческая община в передней - Успенской части храма, практически перестала существовать. В том же году, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковском переулке, единоверческая - Успенская часть храма была передана властями старообрядцам беспоповского Новопоморского толка, которые занимают ее и поныне. Трапезная - Никольская часть храма с двумя приделами, принадлежит православному приходу. В интерьерах обеих частей храма сохранились иконы XV-XVIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=03338

Белая Криница. Белокриницкий Успенский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Белокриницкий старообрядческий Свято-Успенский собор Карта и ближайшие объекты Настоящим и непревзойденным шедевром культового зодчества всей Буковины является старообрядческий Свято-Успенский собор, построенный в период 1900-1908 годов, как главный храм женского монастыря в селе Белая Криница. Храм строился на средства богатой семьи московских староверов Глеба и Ольги Овсянниковых. В память о погибшем сыне Александре родители выделили на возведение храма солидную сумму - 500 тысяч карбованцев золотом. Официально автором собора считается австриец В. Клик, а среди инженеров-консультантов значится русский архитектор Александр Кузнецов, один из лучших мастеров позднего русского модерна. Думается, что это ошибка. Село Белая Криница тогда находилось на землях австрийской империи, и, вероятно, собор строил В. Клик по проекту А. Кузнецова, ведь так тонко владеть неорусским стилем мог только россиянин. Храм возводил подрядчик Тряпкин, прибывший из Москвы. Строительные материалы, гранитные детали и отделка для храма были доставлены непосредственно из Москвы. Специально были привезены две подводы русской земли под фундамент храма. Собор представляет собой грандиозный пятиглавый крестово-купольный храм. Центральный купол и четыре главы, поставленные по сторонам света, увенчаны позолоченными крестами. Мощные формы собора богато декорированы элементами неорусского стиля – кокошниками, арками, гирьками, бусинами, подзорами, выполненными из глазурованного кирпича, резного камня, майолики, прорезной позолоченной меди. Стройная многоярусная колокольня по высоте превышает собор, богато украшена и увенчана шатром, покрытым глазурованной черепицей, и маленькой главой с крестом. Западный вход в храм акцентирован перспективным порталом с мощными арками и колоннами в русском стиле. Одновременно с собором была возведена каменная ограда монастыря и арка ворот. Интерьер собора украшают большой и два малых дубовых иконостаса, выполненные во Владимире, иконы написаны мастерами Палехской иконописной школы и украшены серебряными и золотыми окладами; паникадила изготовлены по древневизантийским образцам. В соборе почивают мощи святых персидских мученников Дады, Гаведая, Каздоя и Гаргалла.

http://sobory.ru/article/?object=33573

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (в схиме Андрей; 30.11.1603, Подмонастырная слобода близ Николо-Коряжемского мон-ря - 17.12.1678, Николо-Коряжемский мон-рь), еп. Вятский и Великопермский. В 1631 г. принял монашество в Николо-Коряжемском мон-ре, нес послушание казначея, с 1643 г. игумен мон-ря. С 1651 г. архимандрит Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря В авг. 1653 г. в эту обитель был сослан «под начало» глава старообрядческой оппозиции (см. Старообрядчество ) московский протопоп Иван Неронов , к-рого А. встретил с большим почетом. К Неронову приезжали из Москвы единомышленники - муромский протопоп Логгин и бывш. игум. московского Златоустовского монастыря Феоктист, знакомство с к-рыми не могло не повлиять на взгляды А. Однако отношения А. с воинствующим «боголюбцем» (см. Ревнителей благочестия кружок ) скоро испортились и переросли в открытую конфронтацию из-за вмешательства последнего в уклад жизни обители. Защищая интересы братии и собственный авторитет, А. настоял на переводе Неронова в др. место. Вероятно, этот конфликт, о к-ром А. известил Патриарха Никона , сыграл определенную роль в выдвижении его кандидатуры на освободившуюся Коломенскую кафедру 3 июля 1655 г. А. занял ее, сменив опального еп. Павла . На решение о хиротонии А. в момент наиболее острого конфликта Патриарха с «боголюбцами» и роста старообрядческой оппозиции, очевидно, повлияла его репутация традиционалиста-практика, воспитанного на приверженности к строгим правилам монашеской и церковной дисциплины. Эти качества А. во многом определили его последующие взгляды и образ действий, отличавшиеся двойственностью. Исследовав исправленные богослужебные тексты, А. постепенно пришел к неприятию реформы и сблизился со старообрядцами. Возможно, именно его связи с раскольниками и посильная помощь им привели Патриарха к решению о переводе А. подальше от Москвы в новую Вятскую епархию, куда он был назначен 5 дек. 1657 г.

http://pravenc.ru/text/64230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы ), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья, по р. Б. Иргиз. К нач. XIX в. здесь было 5 старообрядческих мон-рей (3 мужских и 2 женских), после преобразования их в 1828-1841 гг. в единоверческие (см. Единоверие ) осталось 3 монастыря (2 мужских и 1 женский), ныне существует правосл. Иргизский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь . 4 дек. 1762 г. имп. Екатерина II Алексеевна подписала манифест, в соответствии с к-рым в Россию на поселение приглашались как иностранные, так и уехавшие из страны российские подданные. Идея переселения в Россию соотечественников, преимущественно старообрядцев, из слобод на территории Польши первоначально возникла у хорошо знавшего старообрядческую ситуацию как на Волге, так и в зарубежье крестьянина слободы Малыковки (ныне г. Вольск Саратовской обл.) И. Серебрякова. Идея была доведена до имп. Петра III Феодоровича , одобрена им и легла в основу проекта сенатского указа, утвержденного уже имп. Екатериной II 14 дек. 1762 г., в к-ром говорилось о переселении старообрядцев. Согласно указу, переселенцам было выделено ок. 70 тыс. дес. плодородной земли с угодьями «в Астраханской губернии, от Саратова вверх по реке Волге», где «более тысячи человек российских подданных уже и поселилось» (ПСЗ. Собр. 1. Т. 16. С. 132). Новоприбывшие освобождались на 6 лет от всех податей и работ, им разрешалось свободно исповедовать свою веру. На российской границе переселенцам давался «отверстый указ», где были приведены их имена, места поселения, а также содержалось предупреждение местным властям не чинить им препятствий. Переселенцы предъявляли указ чиновникам в Малыковке, где их записывали в дворцовые крестьяне и давали билет на заселение. Одним из чиновников, нек-рое время занимавшимся заселением Иргиза, был Серебряков. Старообрядцы, прибывшие преимущественно с Ветки (совр. Белоруссия), основали ряд сел: Балаково (ныне город в Саратовской обл.), Криволучье (ныне с. Криволучье-Сура Балаковского р-на Саратовской обл.), Каменка и слободу Мечетную (Николаевск, ныне г. Пугачёв Самарской обл.), очевидно, близ уже существовавших старообрядческих скитов, насельники к-рых могли тайно жить то на Ветке, то в подмосковной Гуслице . В юридическом отношении поселения на Б. Иргизе, в т. ч. скиты, являлись обществами крестьян Дворцового, затем Удельного ведомства.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г. (Лебедев Василий Павлович, 1871, с. Старухино Боровичского у. Новгородской губ.- 15.09.1918, г. Кириллов Череповецкой губ.), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в многодетной семье псаломщика, рано потерял отца. В 1881-1884 гг. учился в Боровичском ДУ на стипендию, завещанную благотворительницей. В 1888 г. продолжил обучение в Новгородской ДС. Большое влияние на юношу оказал преподаватель по истории раскола свящ. Николай Сперовский (впосл. Старорусский архиеп. Димитрий ), Лебедев участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому у. На выпускном экзамене в 1894 г. юношу экзаменовал Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) , к-рый нашел его успехи в области знания раскола значительными и благословил отправить его на лето к настоятелю Никольского единоверческого мон-ря архим. Павлу Прусскому для подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Лебедев был назначен помощником епархиального миссионера, в его ведении находились Крестецкий, Валдайский и Демянский уезды. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме новгородского Антония Римлянина монастыря Лебедев был пострижен в монашество, 9 апр. рукоположен во иеродиакона, 30 июля - во иеромонаха, причислен к братии монастыря, вскоре назначен на должность миссионера вышеназванных уездов. В 1900 г. по приглашению ректора МДА Волоколамского еп. Арсения (Стадницкого) , бывш. настоятеля Антониева мон-ря, В. совершил паломничество на Св. гору Афон и по Св. земле. В. регулярно посещал старообрядческие селения подведомственных ему уездов. В 1903 г. благодаря его усилиям почти все население дер. Ровно Старорусского у. присоединилось к Православию. По инициативе В. было построено неск. единоверческих храмов, где он совершал богослужение по древним книгам. В 1909 г. по приглашению старообрядцев миссионер участвовал в 1-м съезде поморцев в Москве (см. Съезды старообрядческие ).

http://pravenc.ru/text/154333.html

Так как открытие монастыря связано с присоединением упомянутого братства, то не лишним будет при сем сказать, каким образом оно составилось. Когда о. Пафнутий, именовавшийся Коломенским епископом, по обстоятельствам и усиленном исследовании основания белокриницкой иерархии и учения, на котором она основана, нашел, что составленное белокриницким иноком Павлом и самим же о. Пафнутием распространявшееся учение, находящееся в Белокриницком Уставе, в 3-й части Церковной Истории и в тетрадках: «О нужных церковных обстоятельствах» и «чиноприемной», много богословских погрешностей и других заблуждений: тогда он предложил свои замечания, посредством переписки, на рассмотрение и обсуждение во-первых Пафнутию Казанскому и начетчику Семену Семенову, потом составителю Окружнаго Послания Илариону Георгиевичу 2 и наконец самому старообрядческому Духовному Совету, председателем которого в то время был о. Онуфрий . Это было в 1863 году. Члены помянутого Совета и прочие старообрядческие епископы съехавшиеся в Москву на предполагавшийся собор по поводу возникших из-за Окружного Послания волнений, приняли, хотя, не без упрямства, предложенные о. Пафнутием замечания, или разбор неправославного богословия, находящегося в вышеупомянутых книгах, и за собственноручными подписями препроводили оные в Белую Криницу при особом донесении, в котором заявили о необходимости исправить указанные, «очень важные по своему значению погрешности и заблуждения, которые касаются до повреждения православного исповедания священные богословии и мыслям инославных сопричаствуют» 3 . После сего о. Пафнутий стал внушать, что такого решения их недостаточно для оправдания оказавшегося незаконного основания белокриницкой иерархии, но что следует это основание, равно как и основание всего старообрядчества, подвергнуть тщательному и беспристрастному рассмотрению: согласно ли оно с истиной, выраженной в Св. Писании, и с каноническими постановлениями Св. вселенских и поместных соборов. Но на таковое справедливое внушение старообрядческие вожди, предчувствуя, к чему оно ведет, не решились обратить должного внимания. Только о. Онуфрий и о. Иустин, именовавшийся Тульчинским епископом в Турции и вызванный в Москву на собор, не оставили этого без внимания. Они вошли в личные сношения с о. Пафнутием и по его указаниям убедились в несостоятельности глаголемого старообрядчества с его новоучрежденной иерархией. Они готовы стали при первой возможности оставить раскол и вступить в лоно православной церкви, вследствие чего и на приглашение Кирилла возвратиться в Белую Криницу, о. Онуфрий отказался навсегда. И о. Иустин возвратился в Турцию единственно только для окончания начатой им на собранные деньги постройки церкви, с надеждою на скорое прибытие опять в Москву, однако обстоятельства задержали его до 1867 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Zaharo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010