В.М. Скворцов I Существующие у нас секты имеют характер мистический и рационалистический. К первому разряду относятся: хлыстовство, шалопутство, скопчество и другие с ними сходные, но имеющие в разных местах свои названия, например, монтанство, мормонство и прочее. К разряду рационалистических сект принадлежат: духоборство, молоканство, штундо-баптизм, пашковщина 2 . Одиноко по характеру своему стоит секта жидовствующих. Начало проявления в русской церкви мистического сектантства восходит к XVII столетию, рационалистического же – ко второй половине ΧVIII века. Коренная, отличительная особенность в учении мистического сектантства заключается в человекообожании, или в чувстве безотчетной (слепой) веры в непосредственное общение человека с Божеством, Которое, по их мнению, воплощается в последователей секты, и таковые искренно воображают себя богами, христами, пророками, богородицами и пр... Внешними признаками принадлежности к мистическому сектантству могут служить: необычный для мирян аскетический образ жизни, изнуренный вид, лицемерно-смиренное поведение в обращении с властями и духовенством и заносчивость с народом; не употребление мясной пищи и хмельных напитков; упорное отчуждение от невинных бытовых увеселений и народных игрищ; не посещение свадеб, крестин и родин; уклонение неженатых и девиц от заключения брачных союзов, а супругов от брачного сожития. Секты рационалистические отображают в себе занесенные в начале XVIII века западноевропейские религиозно-протестантские понятия. Рационалистическими последние секты называются потому, что собственный «разум» (ratio) в деле веры ставят выше всего, а потому отвергают авторитет Церкви, допуская свободомыслие в понимании и толковании Св. Писания. Внешняя отличительная черта рационалистического сектантства – иконоборчество и отвержение церковной обрядности. II. Секта жидовствующих или иудействующих (они же субботники) 1) Не признает пришествия в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа и Его Божественного достоинства, отвергает Его учение, обряды и все установления христианской новозаветной Церкви. Иудействующие допускают обрезание, празднуют субботу вместе с другими еврейскими праздниками и постами и вообще, соблюдают Закон Моисеев, а также предписания еврейского талмуда. Последователи этой секты называют себя «народом Божиим, «новым Израилем», «пришельцами к Израилю», «пришельцами к Закону Божию» и др. В каждой общине есть свой раввин, избираемый обществом из начетчиков. Пред наступлением пасхи во всех домах запасаются опресноками на 8 дней, дома свои очищают от всего кислого, питаются в это время пресными лепешками и горькими кореньями (луком, редькою, чесноком). В субботу не занимаются никакими работами; относительно пищи строго держатся разделения животных на чистых и не чистых, но особенно нетерпимым считаются свинья и раки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sushhest...

Говоря о русском сектантстве, мы разумеем новое сектантство или, лучше сказать, то массовое народное религиозное движение, которое возникло в начале второй половины прошлого столетия и уже к концу 70-х годов широкой волной разлилось по всему югу России, проникло в центральные губернии, северные и поволжские. Старые русские секты (духоборчество, молоканство) как отлившиеся в определённые формы и застывшие в них, а также и раскол старообрядчества с многочисленными его толками стояли в стороне от этого движения, не оказывая в начале его влияния ни на вероучение, ни на социально-экономические воззрения новых сектантов. Конечно, были единичные случаи, когда отдельные личности из старых сектантов и старообрядцев, переходили в их общества, но это, повторяем, были случаи единичные, далеко не доказывающие того, что новое наше сектантство развилось на почве старого, возникло из него, как его логическое последствие. Русское сектантство второй половины прошлого столетия есть явление новое, особое, вполне так сказать, самостоятельное, имеющее свои особые причины, лежащие в народной жизни, во многом отличающиеся от причин, вызвавших старое сектантство и мало имеющие общего с причинами возникновения раскола – старообрядчества. Об этих причинах нами подробно будет сказано в другом месте; здесь же мы считаем нужным заметить, что новое сектантство не только не есть продолжение старого, а напротив – оно дало толчок старому сектантству, внесло в него оживление и выделило из себя новые сектантские толки, например, так называемый, второй донской толк молоканства, или толк Захарова (с. Астраханка, Таврической губернии.) Изучение сектантства, о котором мы говорим, началось сравнительно недавно: 25–30 лет тому назад, и притом в начале этого времени оно ограничивалось краткими журнальными заметками и газетными корреспонденциями, которые не давали обстоятельного и ясного представления о жизни сектантов, часто ограничиваясь сообщениями, что новые сектанты в храм не ходят, икон не почитают, водки не пьют и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

[Март] Чельцов М. О делении русских сект на рационалистические и мистические//Миссионерское обозрение. 1902 г. 3. С. 421–432 В нашей учёной литературе о русском сектантстве, насколько помнится, совсем не поднимался вопрос об основаниях и их солидности для деления сект на рационалистические и мистические. Раз введённое, это деление продолжает существовать и доселе. Под рационалистическими сектами принято разуметь секты духоборцев, молокан, со всеми подразделениями их, штундистов, анабаптистов и сектантов „Десного братства“; под мистические секты подведены – хлысты, скопцы. Едва ли ошибёмся, если скажем, что такое деление сект с подведением их под две рубрики было сделано проф. Н. И. Ивановск им в его „Руководстве по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических“. Следуя по его стопам, то же самое делают и о. Кутепов Н. („Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей“. Москва. 1891 г.) и г. Маргаритов С. („Руководство по истории и обличению русских рационалистических и мистических сект“, в. I. Кишинёв. 1894 г.). Не говорим уже об обычном литературном пользовании этим делением. На каких же основаниях вышепоименованные авторы производят такое деление? Более или менее подробная мотивировка такого деления даётся г. Маргаритовым. Вот она: „Первые (рационалист. секты) отвергают авторитет Церкви и допускают свободомыслие в толковании св. Писания. Отличительная особенность вторых (мистич. сект) та, что принадлежащие к этим сектам – не люди рассудка, как рационалисты, а мистики, люди безотчётного чувства; они учат о непосредственном отношении человека к Богу; члены их делаются богами, христами, пророками, богородицами, пророчицами“. Больше этого мы нигде и ничего не встречали в качестве оснований для общепринятой делимости сект; все как будто бы молчанием своим признают, что приведённая мотивировка весьма основательна и достаточна. Разберёмся же в основаниях этого деления сект. Посмотрим, насколько рационалистичны первые и мистичны вторые, и в чём заключается сам рационализм и мистицизм тех и других?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скворцов В. М. Отдел VII. Сектоведение и сектообличение Характеристика учения мистических и рационалистических сект Существующие у нас секты имеют характер мистический и рационалистический. К первому разряду относятся: хлыстовство, шалопутство, скопчество и другие с ними сходные, но имеющие в разных местах свои названия, напр., монтанство, мормонство и проч. К разряду рационалистических сект принадлежат: духоборство, молоканство, штундобаптизм, пашковщина, толстовство. Одиноко по характеру своему стоит секта жидовствующих. Начало проявления в русской Церкви мистического сектантства восходит к столетию, рационалистического же ко второй половине XVIII века. Коренная отличительная особенность в учении мистического сектантства заключается в человекообожании, или в чувстве безотчетной (слепой) веры в непосредственное общение человека с Божеством, Которое, по их мнению, воплощается в последователях секты. Секты рационалистические отображают в себе занесенные в начале XVIII века западноевропейские религиозно-протестантские понятия. Рационалистическими последние секты называются потому, что собственный «разум» в деле веры ставят выше всего, а потому отвергают авторитет Церкви, допуская свободомыслие в понимании и толковании св. Писания. Внешняя отличительная черта рационалистического сектантства – иконоборчество и отвержение церковной обрядности. Мистические секты I. Секта хлыстов Хлыстовские секты, хотя сохраняют по практическим побуждениям во всем наружное общение с православною Церковию, – в действительности содержат совсем не христианские, а языческие верования. С особенною обстоятельностью в вероучении хлыстов развивается мысль о непосредственном общении человека с Божеством, которое, по их мнению, воплощается в последователях секты, и эти последние искренно воображают себя богами, христами, пророками, богородицами и проч. Хлысты не веруют в Божество Господа нашего Иисуса Христа и считают Его простым человеком, в котором пребывало божество, как пребывает и в последующих хлыстовских христах. Посему и возвещенное им откровение, заключенное в книгах св. Писания, хлысты не считают для себя обязательным, хотя прямо и не отвергают его, пользуясь подходящими текстами св. Писания. Главным источником вероучения хлыстов служат заповеди их лжехристов и лжепророков. Главнейшие из них следующие: «хмельного не пейте, плотского греха не творите, не женатые – не женитесь, а женатые разженитесь, на свадьбы, крестины, родины не ходите, заповеди держите в тайне – ни отцу, ни матери, ни попу, ни сырой земле не объявляйте, Св. Духу верьте».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Содержание Предисловие II. Об отношении к сектантам III. Недочёт нашей полемики ΙV. Летучие отряды V. Что тормозит борьбу с сектантством VΙ. Жизнь пастырей VII. Что предпочесть? VIII. Дети и сектанты IX. С чего начинать X. Нравственное оздоровление народа XI. He с того конца XII. Главная приманка сектантов XIII. Достойно подражания XIV. Как упорядочить беседы XV. Противо-сектантские и противо-православные листки XVI. О книгоношах XVII. На что обращают внимание опытные миссионеры XVIII. Что пастыри церкви должны иметь в виду при борьбе с сектантством XIX. Испытанное средство XX. Большой промах XXI. Полезная мера XXII. Экономический гнёт сектантов XXIII. Оригинальный приём полемики ΧΧΙV. Общецерковное пение, как могучее средство в борьбе с сектантством XXV. Больше систематичности ΧΧVI. Чего нужно избегать а) Шатких доказательств б) Игнорирования прихожан в) Бесед без назидания г) Уклонения от миссионерства д) Вымогательства за требоисправление е) уклоняться от решения сомнений ж) Небрежности в совершении исповеди з) Укрывательства и) Разобщённости к) обычных недостатков церковных служб XXVII. Сторонники и защитники сектантов ΧΧIII. Пожелание военного духовенства XXIX. Миссия женщины Литература а) Церковные и гражданские узаконения касательно сектантов б) По вопросам противо-сектантской миссии в) О сектах вообще г) Штундо-баптизм д) иеговисты е) Духоборчество е) Молоканство ж) Адвентизм в) Пашковщина и) Малеванщина i) Прыгуны и скакуны к) Общие или секта Общего упования л) Иудействующие или Жидовствующие Секты мистические и) Хлыстовство в) Скопчество о) Шалопутство п) Иоанниты р) Беседники с) Новый Израиль т) Общие курсы у) Противо-сектантские катехизисы ф) Пособия для утверждения православных христиан в истинах, оспариваемых сектантами.     Предисловие Широкой волной разлилось по Руси сектантство. Оно с каждым днём растёт и усиливается. Его не останавливают никакие преграды: ни грозное слово православной Церкви, ни строгие гражданские меры, ни огромная рать противо-сектантских миссионеров, ни повсеместная дружная, энергичная деятельность христианских пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Статья продолжает исследование малоизученной темы истории преподавания сектоведения, как дисциплины в системе духовного образования Русской Церкви. В ней рассматривается влияние обстоятельств внутренней жизни Церкви, и внешних политических факторов, содействовавших выделению сектоведческой тематики в самостоятельный предмет. Особое внимание уделено святоотеческой и модернистской методологиям изучения и противодействия сектантству. История появления и становление сектоведения как предмета, в системе духовного образования Русской Православной Церкви, напрямую связана с активизацией сектантства во второй половине XIX в. в Российской империи. Подъем деятельности русских сект: хлыстов, скопцов, духоборов, молокан, ильинцев-иеговистов, и их численный рост, привел к появлению в России противосектантских исследований, из которых следует, что еще в середине XIX в., при большом количестве сектантов, сведения о них были весьма поверхностны в отношении учения и обрядов. В вопросе оценки вреда, исходящего от сект и раскола, преобладали государственные интересы, а не церковные соображения: «России не страшна Европа с Азией – страшна ей сама она, если не уврачуется явившаяся на теле ее язва, – писал в 1854 г. исследователь сектантства и раскола П. И. Мельников. – Не двуперстное сложение, не двойное «аллилуйя», не ходы посолонь, ни самое, даже, богохульное признавание Святой Церкви Апокалипсическою любодейцей важны в деле раскола, если смотреть на него с точки зрения исключительно правительственной. Важно то, что в основе раскольнических заблуждений стоит признавание православного правительства «действом дьявола " ». 1 Именно такое понимание вреда, исходящего от сект, было, по мнению противосектантских миссионеров, одной из причин неудач борьбы с ними во второй половине XIX – начале XX вв.: «Обычно степень вреда той, или иной секты оценивалась у нас [в России] с точки зрения приносимого ей ущерба материальному быту Церкви… Далее, в оценке вреда… секты большую роль играли и государственные соображения… Между тем, стоя на правильной, чисто церковной точке зрения, по которой духовное благо признается главным, а материальное лишь прикладным, должно признать секту хлыстов, как и родственную ей секту скопцов, наиболее вредными для спасения человека, потому что они… совершенно отторгают людей от Иисуса Христа». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/isto...

Содержание А. Сочинения К. Н. Плотникова Б. Издания бывшей редакции православного путеводителя Предисловие Введение Понятие о секте. Причины и условия происхождения и развития русского сектантства; юг России как наиболее удобное место образования и развития сект. Деление русских сект Глава первая. История русских мистических сект 1. Секта хлыстов Разделение хлыстовщины на толки 2. Секта скопцов Глава вторая. Разбор учения мистических сект 1. Разбор хлыстовского учения А. догматического Б. Разбор нравственного учения хлыстов. 2. Разбор учения скопцов Глава третья. История русских рационалистических сект I. Секта духоборцев 2. Секта молокан Толки и секты, выделившиеся из молоканства 3. Секта иеговистов 4. Штундизм 5. Секта малеванцев 6. Секта пашковцев 7. Секта штундо-молокан 8. Секта адвентистов седьмого дня 9. Толстовство Действующее законодательство в отношении сектантства Глава четвертая. Разбор учения рационалистических сект Общие замечания о борьбе с рационалистическими сектами Протестантский характер рационалистических сект 1. Об источниках христианского вероучения 2. О христианском спасении 3. Истинный путь ко спасению 4. О личной христианской святости 5. О Церкви Христовой 6. Об иерархии 7. О таинстве св. крещения 8. покаянии 9. таинстве евхаристии или причащения 10. О таинстве елеосвящения 11. О взаимной связи между Церковью земной и небесной 12. О почитании святых мощей 13. молитвах за умерших 14. О поклонении Богу 15. Об иконопочитании 16. О почитании св. креста и о крестном знамении 17. О некоторых особенностях церковно-богослужебной жизни и практики православных 18. клятве и присяге Глава пятая А) Критический разбор учения адвентистов 1. О двух законах как источниках христианской веры 2. О субботе 3. О тысячелетнем царстве Христа с праведниками 4. О времени второго пришествия Христова 5. О состоянии мертвых Б) Общие замечания о толстовстве     А. Сочинения К. Н. Плотникова 1) История и разбор учения русских рационалистических сект (духоборцев, молокан, жидовствующих, донского толка, общих, прыгунов, новомолокан, молокан-толстовцев, иеговистов, штундистов, малеванцев, пашковцев, адвентистов и толстовцев). Петроград, 1914 г. 1–126 + I-II стр. Ц. 1 р. 20 коп. с пересылкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЛОКАНЕ Рус. секта «духовных христиан», сложившаяся во 2-й пол.- кон. XVIII в. Как и мн. др. рус. сектанты, М. не выработали единой вероучительной системы. М. изначально были свойственны децентрализация и отказ от иерархии. Название секты имеет разные объяснения. Последователи течения называли себя «истинными духовными христианами» в отличие от духоборцев и считали название «молокане» простонародным (Книга Полный молитвенник. Л. 1 об.), «полученным от духовенства и правительства на том основании, что не соблюдаются установленные Церковью посты, т. к. едят в постные дни молоко» (Камень Горлион. С. 11). Кроме того, М. ссылались на слова ап. Петра: «Возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр 2. 2). Родоначальником М. в Тамбовской губ., откуда это движение распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и др. губернии, считался крестьянин с. Уварова Борисоглебского у. С. М. Уклеин (1727-1809). Он проповедовал свое учение в Саратовской и Воронежской губерниях, создавал общины последователей. В учении духоборцев он отвергал идею «живого Христа», воплощающегося в руководителей учения, и считал всех людей сынами Божиими, равными между собой. Он учил о том, что правосл. Церковь существовала 4 века, пока Вселенские Соборы и отцы Церкви произвольным толкованием Свящ. Писания не извратили учение Иисуса Христа. Истинную Христову Церковь, по мнению Уклеина, составляют только духовные христиане, которые не приемлют ни преданий, ни соборных постановлений, ни писаний св. отцов и основываются только на Библии. (По мнению М., Библию долгое время было трудно читать и понимать, т. к. книга существовала без деления на главы и стихи и без ссылок. Изменения произошли при царе Алексее Михайловиче , который дал разрешение печатать Библию «в Острозе, земле волынской» (Книга Полный молитвенник. Л. 5 об.). Дело распространения Библии было продолжено рус. императрицами.) По мнению М., Библию нельзя понимать буквально, ее необходимо толковать иносказательно. Поскольку «Библия глубока, как море, и каждый раз опускаешься на разную глубину» ( Никитина. Сотворение мира и концепт исхода/похода - http://molokans.info), толкований может быть множество. Помимо Библии у М. бытует много рукописных Уставов и Обрядников.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

Арсений II, митрополит Киевский и Галицкий (Москвин Федор Павлович) Родился в 1795 году (по другим источникам – в 1797 году) в селе Воронье Костромского уезда и губернии в семье диакона. Окончил Костромскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 11 сентября 1821 года пострижен в монашество, 14 сентября рукоположен во иеродиакона. В 1823 году окончил курс академии со степенью магистра и оставлен при академии бакалавром по богословским наукам. 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. С 25 августа 1825 года – редактор Могилевской духовной академии. 4 декабря 1826 года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Могилевского Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря. С 23 августа 1827 года – ректор Орловской духовной семинарии и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. С 11 сентября 1829 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Рязанского Троицкого монастыря. В мае 1830 года перемещен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. В октябре 1831 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Тверского Успенского Отроча монастыря, а затем Троицкого Калязинского монастыря. 24 апреля 1832 года хиротонисан во епископа Тамбовского. С 5 апреля 1841 года – архиепископ Подольский. С 6 ноября 1848 года – архиепископ Варшавский, викарий Волынской епархии, священноархимандрит Почаевской лавры. С 1 июля 1860 года – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Успенской лавры и член Святейшего Синода. Митрополит Арсений памятен Киеву кротостью, благочестием, строгим подвижничеством и любовью к монашеству. Он издал много духовных книг. Скончался 28 апреля 1876 года. Погребен в каменной церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня, в Ближних пещерах, пред иконой Казанской Божией Матери. Митрополит Арсений, муж высокого, светлого ума и доброго сердца, много послужил на пользу Церкви в Тамбове, Подолии, Варшаве и Киеве. Он постоянно боролся против сектантов-молокан и духоборов, применяя при этом не только духовное воздействие, но и чисто административные меры. Будучи в Тамбове, добивался выселения молокан и духоборов из епархии. В результате из некоторых сел сектанты были выселены на Кавказ и в Таврическую губернию, а оставшимся было запрещено иметь постоялые дворы, мельницы, а также был введен ряд других ограничений подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010